Скуратов А. С. : другие произведения.

Потерянный крысолов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путеводитель по роману "Потерянный крысолов" (фэнтези) https://prodaman.ru/LyudmilaD-va/books/Poterennyj-krysolov

  Фантастический мир "Потерянного крысолова" накладывается на вполне реальное место и время и приобретает реалистические черты, не теряя при этом свой фантастичности. Нам легко узнать Европу начала ХХ века. Маленькая восточно-европейская страна - в географических названиях угадывается славянское происхождение.
  
  Очевидно, что корнями роман уходит в легенду о крысолове из Гамельна. Впрочем, не ждите повторения известного сюжета. Его тень проступает в истории появления Мартина Корлия в Ителее: пришел и за две недели очистил город от крыс. Но в отличие от своего средневекового прототипа, Корлий не получил в ответ черную неблагодарность. Он окружён вниманием и уважением, его труд хорошо оплачивается. А неприятности у крысолова начинаются после того, как он попадает в немилость к королевскому канцлеру Немату.
  
  В основу сюжета положен квест: Угрим разыскивает крысолова, крысолов - Стэфу, а позже - канцлера и магистра. Герои находятся в постоянном движении, они скитаются из города в город - ищут, скрываются, преследуют. В первой части романа в своих воспоминаниях они также совершают путешествия во прошлое. События переносятся то на пыльные дороги, то в уютные уголки квартир или темные подвалы, в респектабельные гостиные, в садовые аллеи, казенные коридоры, прокопчённые трактиры, на борт речной баржи, в тюремные застенки, в пропахшие книгами библиотеки...
  
  Основным генератором сюжета, что типично для классического фэнтези, является противостояние тёмных и светлых сил. При этом апологет света Корлий, вовсе не является идеальным героем. Его положительные черты - храбрость, великодушие, трудолюбие - разбавлены такими недостатками, как мстительность, подозрительность, тщеславие. Иногда он проявляет слабость. Этот представитель сил света одевается в черное и, несмотря на свое эстетство, называется "человеком помойки". Конечно, он ловит крыс по подвалам, чердакам, кладовым и помойка, но как часто его сапог ступает на зеркальный паркет роскошных домов - и сюда крысы находят дорогу. Канцлер Немат главарь темных сил - человек с заурядной внешностью. Но под личиной ординарного чиновника в хорошем костюме, скрывается дьявольская сила, вдвойне опасная из-за приглушённости внешнего проявления. И как истинному злодею, канцлеру присуще некоторое обаяние.
  
  Роман пронизан описаниями бытовых подробностей жизни героев, что придает повествованию реалистичность. Атмосфера рома плетется из мелких подробностей: скрип половицы под ногой, запах сдобы из пекарни, картинка с сельским пейзажем на стене, чашка с разметавшейся по дну кофейной гущей, пылинки, пляшущие в луче солнц... События и описания переплетаются, завязываясь в узелки мистики и реализма. При этом мистический элемент не играет ведущую роль в сюжете, выступая скорее в качестве пикантной, слегка оттеняющей приправы.
  
  
  
  
  Время действия
  
  По всем приметам, время действия романа - самое начало ХХ века. В дома уже проводят электричество, но еще в ходу свечи и керосиновые лампы. Основной вид транспорта - конные экипажи, но уже появляются автомобили. Граф Дерван читает в газете о русско-британском противостоянии у индийских границ. Лейтенант Беско хорошо знаком с трудами Ницше.
  
  Но мы можем и поточней прикинуть время действия. Из беседы Дервана и Флэта:
  "- Роджер, вы боитесь войны с турками? В последней кампании, они были вашими союзниками. И почему вы решили, что турки обязательно должны с кем-то воевать?
  - Турки всегда с кем-нибудь воюют. Ничего с этим не поделаешь.
  - Сейчас они заняты: восстание в Македонии.
  - Да? Ну, вот видите, все у них не слава богу..."
  Возможно, речь идет о восстании в Македонии в 1903 году.
  
  Крысы
  
  Крысы - воплощение зла. В романе крысы появляются эпизодически:о них говорят, они видятся во снах, но это лишь вершина айсберга. Крысы представители скрытой жизни зла, с которым можно бороться, но ее нельзя окончательно победить, как невозможно истребить крыс.
  
  Представителями крыс (и зла) в романе являются люди - Немат, Хлуд, Дэместик... И еще есть персонажи, которые служат Немату, не понимая при этом, что служат злу (крысам).
  
  И вместе с тем, крысы необходимое условия для существования крысолов Корлия: не будет их - не будет Корлия, по крайней мере такого, каким он есть. Уговаривая крысолова уехать Прагу, Стэфа говорит: "Поедем в Прагу. Там собор святого Вита, Карлов мост, Староместкая площадь, пиво, кнедлики и много крыс. Нам там будет хорошо". Она говорит о крысах, как о обязательном отрубите благополучной жизни Корлия - не будет крыс, не будет доходов и самореализации крысолова. Без крыс он НИКТО!
  
  Шпага
  
  Орудие в борьбе с крысами. Кажется, в романе есть только одна сцена, в которой крысолов пускает шпагу в ход против людей, обороняясь от незнакомцев напавших на него на барже. В конце XIX начале XX в.в. шпага во многом утратила свое боевое и сословное значение, оставшись спортивным оружием и предметом парадной формы военных и чиновников.
  
  Судя по всему, и в стране крысолова к шпаге относятся без особого пиетета. Но король, видимо, на всякий случай дает крысолову разрешение: "Носите вашу шпагу, господин Корлий, я разрешаю. Если кто, пикнет, так и скажите: "король разрешил". Эти олухи не знают, что лет сто назад у нас в армии даже солдаты шпаги носили". И тем не мение, использование благородного оружия, в качестве инструмента истребления крыс, выглядит как плевок простолюдина в лицо дворянству. Аристократический клинок в крысиной крови...
  
  Маски
  
  На протяжении всего романа крысолов успевает побывать на трех маскарадах. В его стране маскарад считается чуть ли ни самым распространённым развлечением. "Прус, скажи мне, почему у нас так любят маскарады? Почему мы так любим прятать свои лица и рядиться в чужие тряпки"? - спрашивает Брамлин. Не удивительно, что несколько ключевых событий романа происходит именно на маскарадах. При этом, с развитием сюжета меняются маски Корлия и сами маскарады.
  
  Сначала это бесшабашный уличный маскарад в Элле. Здесь крысолов одет в костюм менестреля, здесь веет хмельной беззаботностью, он полон предвкушения счастья. "Мы гуляли по наряженному городу, пили шоколад и вино, ели мороженое и фрукты... Ну, знаете как это бывает: музыка, песни, все в масках, все пьяны, кто-то чуть-чуть, кто-то очень-очень. Совсем потеряв голову, мы стали целоваться на улице... Ну мы же были в масках... Да и никому не было до нас дела, как и нам ни до кого".
  
  Далее карнавал в Каракаве в Мраморном дворце. Сюда крысолов приходит в костюме война-бедуина, он здесь не для того чтобы веселиться. Это место слежки и охоты."И маски снова разошлись. Араб последовал за человеком в черном плаще, тот был так закутан, что невозможно было разобрать мужчина это или женщина. Впрочем, для женщины домино было слишком высокого роста. А для мужчины у него была слишком легкая походка. Однако разве не бывает высоких женщин, разве мужчина не может идти легко и бесшумно?"
  
  Еще более возрастает напряжение на последнем, третьем маскараде в Опере. Крысолов надевает зловещую маску чумного доктора. Здесь уже витает предчувствие близкой трагедии, здесь среди шелка, кружев и золота уже пахнет смертью. "Человек в черном наглухо застегнутом длинном, от горла до пят, плаще поднимался по мраморной лестнице Оперы. Белая с клювом жуткая маска Чумного доктора закрывала его лицо. На голове, чуть съехав на лоб, сидела черная круглая шляпа. На левом плече маячила зеленая лента завязанная в широкий бант. Чумной доктор не выделялся среди причудливо разряженной, замаскированной толпы. Хотя его зловещий вид все-таки диссонировал с яркими, праздничными нарядами... На балконе оркестр, дружно орудуя смычками, играл галоп Оффенбаха. Пары в центре зала неслись в отчаянной скачке. Те, кто не танцевал, прогуливались ближе к стенам. Голые плечи, белые манишки, черные плащи, красные кружева, атласные ленты, страусовые перья... Чумной доктор шел, уворачиваясь от разгоряченных кавалеров, стараясь не наступить на скользящие по полу шлейфы".
  
  Канцлер Немат тоже оказывается частым гостем маскарадов, но он, лишенный всякого романтизма, сухой прагматик, не надевает масок и костюмов. Именно поэтому он выделяется из толпы и выглядит эпатажно. "Вызывающая глупость, шляться по маскарадам без костюма", - замечает тот же Брамлин.
  
  С масками и маскарадами связанна и деятельность Союза тайных лиц. И мертвец, неожиданно появляющийся в квартире Корлия тоже в маске.
  
  Опиум
  
  Слово "опий" один раз, как бы между делом, появляется тексте. Но берусь утверждать, что зелью в романе все-таки отводится некоторое место. Давайте поищем. Перечитаем внимательно пролог ко второй части. Вот это место: "Однако он не стал подниматься к выходу, а нырнул в тень под ступеньки к маленькой неприметной двери. Раскрыв ее и войдя в комнату, молодой человек окунулся в облако настоящего смрада - здесь висел едкий коричневый вязкий дым. Сквозь сумрак, можно было рассмотреть, что комната заставлена двухэтажными нарами, на которых в самых разных позах валялись люди, иногда по двое, по трое поперек кровати. К вошедшему протянулась старческая сморщенная рука, сжимающая раскуренную трубку..." Любителям Диккенса и Конан Дойла эта сцена наверняка покажется знакомой. Перед нами классический притон, и курят здесь наверняка не табак.
  
  А кто же этот любитель опиума? "В чаду переполненного кабака с закопчёнными засаленными обоями, мутными оконными стеклами и нечистыми столами сидел молодой человек, слишком гладко выбритый и чересчур опрятно одетый для забегаловки такого рода. Сдвинув шляпу на глаза, он, скалясь в улыбке, сжимая в зубах сигарету, слушал болтовню своих собутыльников, распалившихся в пьяном споре". Под такое описание подходят: Корлий, Дерван, Гродан, Беломот. В сущности, любого из этих персонажей можно представить на месте инкогнито в трактире. И в романе это инкогнито напрямую не раскрывается. Кто же из них? Какую роль в романе играет эта сцена в притоне?
  
  Искать ответ нужно во второй часть. И вот какой диалог мы находим:
  "- Я знаю, куда вы ходите по ночам, сударь. Вы отираетесь возле резиденции канцлера, а потом таскаетесь по притонам.
  - Так ты шпионил за мной? - проговорил Корлий равнодушно, не удивляясь услышанному. - Ну не думаешь же ты, Тимон, в самом деле, что я хожу туда чтобы развлечься с девицами и покурить опия?
  - Нет, я думаю, что вы проповеди там читаете".
  Что же получается - Корлий наркоман? Вряд ли. Крысолов объясняет Тимону, зачем он ходит в злачные места. И я ему верю.
  
  Тайное общество
  
  Тайное общество вступает в игру в третьей части романа. Предыдущее действие благополучно развивается без него. Прус с самого начала сомневается в причастности к делу "классических" масонов: "Я знаю, что у нас существуют, по меньшей мере, две организации: есть английская ложа и шведская ложа. Одни занимаются духовным совершенствованием, ведут долгие пространный разговоры. А другие... Это своего рода клуб, общество приятных друг другу людей".
  
  В конце концов, профессора осеняет догадка, что путь крысолова пресекся с Союзом тайных лиц. Интересно, что структура этого общества во многом сходна с реальным союзом Ложных лиц - культовой организации ирокезов.
  
  Насколько верна была догадка Пруса, мы так и не узнаем. Крысолову удается вступить в отношения с тайным обществом, но что оно собой представляет, остается загадкой. Однако по некоторым приметам, можно подозревать, что профессор все-таки был прав.
  
  Христианское мышление и этика
  
  У персонажей романа явно обнаруживается христианское мышление. Они верят в загробную жизнь, более того, они озабоченны (правда, без особого фанатизма) своей посмертной судьбой. И они полностью разделяют христианское отношение к самоубийству, как к одному из самых страшных грехов.
  
  Из рассуждений Брамлина: "В одно хмурое утро - петля на шею, и крысолов кончает с собой собственными руками. Мало того, что его больше нет на земле, на том свете ему уготованы вечные муки в аду. Туда ему и дорога!"
  
  Прус и Корлий обсуждают методы канцлера:
  "- Что страшнее для человека, чем смерть?
  - Пожизненное заключение.
  - Ну, это тоже вариант. Но самое страшное, что с нами может произойти в этой жизни, это самоубийство. Вот к этому он тебя и подводил. Он не стал марать свои руки твоей смертью, он оставил это грязное дело тебе самому".
  
  Прус пытается удержать Корлия от смертного греха, и пугает его преисподней, то ли в шутку, то ли всерьез: "Вот сделай одолжение Немату, сделай - попади из-за него в пекло к чертям. Вот он обрадуется".
  
  Персонажей заботят вопросы добра и зла. Магистр в разговоре с Корлием высказывается, как искренний христианин: "Даже если добро и зло вещи относительные, то мы ни в коем случае не должны так думать. Иначе мы скатимся, бог знает куда. Мой духовник любил повторять: "Ищи зло в себе, а добро в других". Я тоже не идеален, мы все не идеальны. Простим господину Немату его несовершенство, но я не говорю, что мы должны прощать господину Немату все на свете".
  
  Корлий рассказывает о том, что он воспитывался в семье протестантского священника. Не просто "священника", он подчеркивает: "протестантского". Это значит, что в стране крысолова протестантское вероисповедание не единственное, и, может быть, даже не самое распространенное. Вспомним сцену похорон в прологе к третьей части: "У изголовья мужчина в черном читает молитву. Кто-то рядом с ним стоит молча и неподвижно, не спуская глаз с лица покойника. Мужчина у изголовья смолк, и перекрестился тремя пальцами, собранными в щепоть. Перекрестились все участники церемонии"... "тремя пальцами, собранными в щепоть". Они православные?
  
  Король
  
  Король не входит в число ведущих персонажей романа. Он упоминается в разговорах, возникает в воспоминаниях Корлия и Немата, и только в последней главе выходит на сцену. Что нам известно о нем? Его зовут Александр. Возраст не обозначен, но можно предположить, что ему где-то от 30 до 40 лет, скорее 35. Он женат, у него две дочери... Его величество любит охотиться и путешествовать. Судя по всему, он вполне самостоятельная сильная политическая фигура. Но канцлер имеет на него определенное влияние.
  
  Отношения крысолов-король-канцлер хорошо иллюстрирует следующая сцена: "Король улыбается, не размыкая губ, от души улыбается и, наклонившись, говорит дружеским тоном: "Носите вашу шпагу, господин Корлий, я разрешаю. Если кто, пикнет, так и скажите: "Король разрешил". Эти олухи не знают, что лет сто назад у нас в армии даже солдаты шпаги носили". Король улыбается, а из-за царственного плеча глядит цепкий настороженный взгляд..." Это взгляд канцлера. Он хорошо знает свое место, он за плечом короля, он всегда в тени, его власть - это власть тайных пружин, но в этой власти никто не сомневается. Напуганная канцлером, Стэфа говорит Тимону: "Не заикайся о полиции, сам король нам не поможет".
  
  Более четко образ короля прорисовывается в последней главе. Первая встреча с читателем: "Король стоял у пылающего камина с сигарой в одной руке и бокалом красного вина в другой. Он встретил канцлера с улыбкой, сунув сигару в рот, крепко пожал Немату руку, поинтересовался делами и настроением". Мы видим симпатичного человека, довольно демократичного в общении, за некоторыми его фразами можно разглядеть повадки рачительного хозяина. После происшествия на охоте, его величество уверено берет на себя руководство поисками: " - Оставайтесь в седле, господин Корлий, - приказал король. - Выпейте грогу и берите фонарь. Мы все отправляемся на поиски. Поскольку вы новичок в здешних лесах, держитесь рядом с егерями. Малтус, берите в напарника господина Корлия и не теряйте его из вида. Нам нужно найти Немата до темноты".
  
  Замок Берсень
  
  Этот замок появляется в романе всякий раз, как только его посещает канцлер. Мрачная лесная резиденция не любима королем, зато Немат чувствует себя здесь вполне комфортно.
  
  "Берсень, старая небольшая резиденция, упрятанная в лесной глуши, не отличался изысканностью интерьеров, обыватель назвал бы Берсень неуютным и мрачным, и, может быть, обозвал бы это место дырой. Шаги и слова разносились по комнатам с гулким эхом, света всегда не хватало, и даже в летний зной в этих стенах было холодно. Зато зимой никакой ветер не мог найти ни одной самой маленькой щели, что бы пробраться внутрь".
  
  Кому еще, кроме канцлера могло здесь понравиться? Кажется, что Берсень стал для него альтер-эго. А когда мы узнаем, что происходит в подвале этого замка... Мне интересно, свои ночные "забавы" Немат может устраивать (и устраивает) в любом другом подвале или только в подвалах Берсеня?
  
  Не удивительно, что крысолов чувствует угрозу, исходящую от стен замка, и ночью тревожно блуждает по его комнатам. Хотя зловещий подвал его нисколько не пугает. Может быть потому, что он сам принадлежит этому скрытому миру... как и канцлер.
  
  "По мягкой ковровой дорожке Корлий бесшумно прошел к лестнице и спустился на первый этаж. Холл так же был тих и пуст, через высокие окна хорошо был виден двор. Крысолов вошел гостиную, осмотрелся, дошел до дверей, ведущих в столовую и, решив, что ему лучше не светиться в этой части этажа, вернувшись в холл, направился к служебным помещениям. Здесь коридоры были темнее. Проходя мимо кухни, он услышал приглушенные голоса слуг и свернул на лестницу, ведущую вниз.
  Корлий понял, что попал в подвал - темно, слабый свет дворовых фонарей едва пробивался в маленькие окошки под потолком, здесь стоял особый сыроватый запах, здесь он почувствовал себя в своей тарелке".
  
  Похороны
  
  Пролог к третьей части: ночь, снег, кладбище - кого-то хоронят. "Ночь синяя. Синяя, синяя, темно-синяя. Голубой снег, тонкий тающий налет голубого снега. Черное небо и черный прямоугольник - провал могилы. Летя, парят, мерцают пылинки снега. Оседают на черные плечи, черные спины, на черную голую землю. Гроб стоит раскрытый... Пока еще раскрытый".
  
  Мы не знаем, кто лежит в гробу. Мы понимаем, что в третьей части, кто-то из персонажей должен умереть. Пролог задает тон развитию событий, намечает дальнейший путь, но не раскрывает имя покойника. Мертвец описан лишь несколькими штрихами: "Покойник, в узком черном сюртуке с воротником-стойкой. Из-под воротника виден белый шейный платок. Руки мертвеца, одетые в белые перчатки, сложены на животе".
  
  Белые перчатки... Это ключ к разгадке тайны. Мы видим, что обряду похорон примешивается еще какой-то обряд: "Перекрестились все участники церемонии. Один из них взял покойника за правую руку и снял с нее перчатку. Подали шкатулку, в нее и была помещена перчатка мертвеца".
  
  Похоже на тайное общество. Те самые "тайные лица", которых ищут Корлий и Прус? Что-то там уже было про шкатулку и перчатки. "Когда секретарь вышел, канцлер открыл ящик стола, извлек шкатулку, инкрустированную перламутром. В ее красной бархатной утробе лежала пора белых лайковых перчаток. Кажется, Немат хотел убедиться в их сохранности и, убедившись, спрятал обратно в стол". Так это Немата хоронят? Не обязательно. Но это кто-то из "тайных лиц". Кто именно, станет ясно только в финале.
  
  Перчатки
  
  Перчатки являлись важной частью гардероба в конце XIX начале XX века. Появляться в иных местах с голыми руками было даже не прилично. Например, на балу полагалось обязательно быть в печатках, и уж лучше пусть они будут грязные и рваные, чем их не будет совсем.
  
  Соответственно и в романе персонажи то и дело натягивают на руки перчатки. Стэфа надевает новые лайковые перчатки, собираясь ехать в Синие Ключи, и длинные шоковые на бал. Опять же, лайковые носят Дерван и Немат. И крысолов не равнодушен к перчаткам - приличный запас коих находит Угрим у Корлия в комоде. Однако в романе перчатки имеют и некий символический смысл. Это защита, отгораживающая человека от мира, и скрывающая подлинную сущность своего хозяина.
  
  В бреду крысолова появляется образ Стэфы: "... Все смотрят на нее - она смотрит только на него. Карие глаза, такие карие глаза... Стэфа... Стэфа... "Это вы, господин крысолов?" Рука в черной перчатке, рука без перчатки... Волосы пахнут дюшесом... Круглое гладкое влажное плечо..." Здесь обнажающаяся рука становится знаком близких отношений между Корлием и Стэфой.
  
  Позже тот же символ повторяется при побеге Корлия и Стэфы от Дервана:
  "Стэфа, покачиваясь на сидение, торопливо и нервно стягивала с рук длинные туго сидящие перчатки. Корлий смотрел на свою жену и не знал, что сказать. Он достиг своей цели, но сейчас эта красивая, нарядная женщина казалось ему такой далекой и чужой... Почему она не смотрит на него, почему она вцепилась в эти перчатки?
  - Стэфа... - позвал он, - Стэфа, я вернулся...
  Она бросила на него торопливый взгляд, с усилием дернула за уже опустевшие шелковые пальцы и, избавившись от перчаток, швырнул их в угол кареты". Здесь снятые перчатки - символ освобождения из плена и восстановления отношений, символ открытости, интимности. Стэфа не может прикоснуться к Корлию в перчатках - она ничего не почувствует. Перчатки это та же маска, только для рук, они предназначены для другого, ложного, мира.
  
  Символом открытости и незащищенности становятся голые руки крысолова на маскараде в Мраморном дворце. Здесь его ждет поражение, он не сможет переиграть канцлера. "Однако Пульчинелла крепко вцепился в кочевника пальцами в красных перчатках и пытливым смеющимся взглядом. Араб схватил паяца за запястье, шутовские глаза
  переключились на голую, без перчатки руку араба. Пульчинелла зацокал языком и тут же выпустил добычу".
  
  И очень важное значение играют перчатки в сцене похорон в прологе к третьей части. "Подали шкатулку, в нее и была помещена перчатка мертвеца. Все, все немногочисленные участники похорон были в таких же белых перчатках. Руки в белых перчатках закрыли гроб крышкой, руки в белых печатках забили в крышку гвозди, руки в белых перчатках взялись за лопаты". Здесь перчатки символизирую не только закрытость, но тайну, и более того - общность людей, связанных тайной. Кто эти люди, кого они хоронят? В романе на эти вопросы не дается прямого ответа, но разгадку все-таки можно найти в тексте. Однако это отдельная тема.
  
  Интерьер
  
  Интерьер отлично характеризует человека, живущего в нем, иногда даже выдает секреты своего хозяина. Но когда комната показывается глазами вошедшего в нее персонажа, его настроение, его восприятие накладываются на описание и отражают черты личности гостя.
  
  Угрим приходит к профессору Прусу. От интерьера комнаты так и веет теплом, уютом, благополучием и гостеприимством. Это, что видит и чувствует бедный скотник, обитающий в убогой землянке: "Половицы, скрипящие под ногами Угрима, неяркий свет ламп с матовыми колпаками, жар пылающего камина, на полке собрание расписных пасхальных яиц, дубовые резные кресла с вышитыми подушками, стол на массивных гнутых ножках... За этот стол, на одно из этих кресел хозяин и предложил сесть Угриму".
  
  Но если комната Пруса для Угрима - кусочек чужого мира, то номер в гостинице "Босоногий монах" это уже его комната. Скотник наслаждает уютом и чистотой и благоговеет пред белоснежной наволочкой и пахучим полотенцем. "Номер 12 - чистенькая комнатка с умывальником. На одной стене картинка с сельским пейзажем: поле, снопы, церквушка на краю леса, на другой - часы-ходики с гирьками в виде шишечек. На кровати подушка с белоснежной наволочкой. На изножье висит белое пахучее полотенце. У изголовья на тумбочке лампа с зеленым абажуром и томик библии. "Бог ты мой, - подумал Угрим. - Вот где должен жить человек". Он опустился на кровать и осторожно погладил наволочку".
  
  Обстановка особняка канцлера говорит о закрытой жизни его владельца - все закрыто и запечатано. И о запущенности и заброшенности его личной. "Корлий следовал за ней по мраморной лестнице, по дубовому паркету, по коврам в полутемную гостиную с задернутыми шторами. Дама сама отодвинула драпировку, впуская с улицы свет. Тяжелая темная роскошь парчи, бархата, красного дерева и золота. Душный пряный аромат. Закрыто, закупорено..." При этом заметим, что на Корлия интерьер не производит никакого впечатления. Он его даже особо не разглядывает, эта роскошь ему неинтересна, да и нагляделся он уже на богатые апартаменты - привык.
  
  В гостиной у Стэфы, уже освоившийся в новой жизни Угрим, чувствует настроение хозяйки комнаты. Здесь нет описания интерьера, только эмоциональная атмосфера. "Угрим прошел в небольшую гостиную: голубые стены и мебель со светлой обивкой. Слуга уже исчез, хозяйка еще не появилась. Казалось в комнате жила испуганная, притихшая, затаившаяся по углам радость. Она не исчезла, не сбежала, не уступила своего места печали, а лишь спряталась до лучших времен". Диванная описывается уже подробней - романтический восточный стиль, нарядные подушки, экзотические растения, элегантный столик. Хозяйка привыкла к уюту и комфорту и, скорее всего, сама приложила руку к обустройству уголка. "Огромное решетчатое окно во всю стену. Перистые листья пальм, душистые лимонные деревья, пышные папоротники, китайские розы с мелкими красными и желтыми цветками, гирлянды плюща... На стене противоположной окну узорчатый восточный ковер, под ним широкий турецкий диван с подушками: большими и маленьким, одни квадратные, другие круглые, иные валиками, все вышиты, некоторые с кистями... Перед диваном столик с мозаичным узором на столешнице, два низких кресла".
  
  Комната Брамлина представляет своего хозяина как человека делового, неприхотливого в быту, но требующего элементарного комфорта и не слишком зацикленного на порядке. "На тяжелом грубо сколочено столе блестел серебряный кофейник, рядом фарфоровая чашка с разметавшейся по дну кофейной гущей, на краю корзинка с яблоками и миска полная огрызков. У стола два тяжелых стула с высокими спинками. У стены раскрытое бюро, с пучком перьев и грудой бумаг, возле окна обитая кожей атаманка".
  
  Интерьер дома графа Дервана мало что говорит о его хозяине. Скорее всего, он сам не занимался ни декорирование, ни меблировкой и даже мало интересовался этим вопросом. Нанятый мастер все сделал в соответствие с модой. "И вот они в коралловой гостиной: камин розового с серыми прожилками мрамора, светлая мебель с обивкой в тонкую, мерцающую серебром полоской. У стены на ампельном столике огромный букет из белых роз, лепестки с алыми подпалинами по краям. Не от этих ли роз по всей комнате растекается тонкий сладкий аромат...".
  Однако жемчужный будуар и кремовая спальня... Для кого были обставлены эти комнаты? Дерван холостяк. Вряд ли он заранее и тщательно готовился к визиту Стэфы. Возможно, это комнаты бывшей любовницы графа? "Неуверенно ступая по мягким коврам и сверкающему паркету, она прошла через несколько комнат, поднялась по лестнице и оказалась на отведенной ей территории. Жемчужного цвета будуар, кремовая спальня, ванная и гардеробная - все в зеркалах, цветах и фарфоровых безделушках"
  
  Сказка про аптекаря
  
  Дерван рассказывает Стэфе сказку... Она занимаете чуть меньше половины VIII-ой главы. Пожалуй, это самая длинная речь, произносимая графом в романе. В сказке три главных персонажа: коммивояжер, аптекарь и вдова кондитера, но Дерван утверждает, что это сказка про крысу.
  
  "- Вот. Я расскажу, про крысу.
  - Не надо про крысу.
  - Нет, именно про крысу. И все ваши страхи пройдут. Не бойтесь, это будет не страшная сказка. Ну, почти не страшная..."
  
  Но прежде чем добраться до крысы, граф буквально в нескольких фразах описывает город, в котором живет аптекарь и куда приехал коммивояжер: "Только вот какую странность заметил коммивояжер, когда город стал погружаться в сумерки... А дело было поздней осенью и темнеть начинало рано. Так вот, когда на город спустились сумерки, улицы стали пустеть. На тротуарах все меньше и меньше появлялось прохожих. И наконец, когда совсем стемнело, пройдя несколько улиц, торговец не встретил никого, кроме старого фонарщика, который занимался своим прямым делом, то есть зажигал фонари". Чем-то пуританским и тоталитарным веет от добропорядочных жителей городка. " - А такой у нас в городе обычай, что в эту пору горожане сидят дома и читают библию перед сном. Мы, сударь, рано ложимся спать. И вам я советую, идите-ка в гостиницу и отдыхайте". Горожане сливаются в единую "высоконравственную" массу, осуждающую аптекаря вовсе не за то, за что его следовало осуждать. Впрочем, обществу этому не чужд некоторый гуманизм: несмотря ни на что, фонарщик зажигает фонари для аптекаря, а трактирщик оставляет для него бутылку старки. Аптекарь попал в немилость не за свои проступки, а за то, что он перестал быть таким, как все, и никто не спросил, почему он стал вести себя так странно. Узнав тайну аптекаря, коммивояжёр становится участником интриги...
  В основу сказки положен блуждающий сюжет типа Царевны-лягушки, правда с весьма неожиданной развязкой.
  
  Со сказкой все ясно, но зачем Дерван рассказал ее Стэфе, я так и не понял. Да и сама Стэфа не поняла:
  "- И какова мораль?
  - Мораль? Стэфа, это сказка, а не басня. Вы даже в сказках выискиваете подоплеку, вы слишком подозрительны. Или это образование вас испортило? Для меня это просто сказка со счастливым концом. Но вы можете ломать голову над ее смыслом, это лучше, чем трястись от страха, вспоминая какую-то там горемычную крысу".
   История об аптекаре-крысе должна была развеять страхи Стэфы? Вряд ли. Для этого нужен сюжет повеселее. Какую роль эта сказка играет в романе? Я не понял...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"