Титан : другие произведения.

Далеки долины Марса (11)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Летопись 2-й марсианской экспедиции.


Вводная N 1

   РМК "Орлан", стартовавший в 2030 с орбиты Земли в направлении Марса, канул бесследно. В рамках международного проекта организована спасательно-исследовательская экспедиция ЭЗМ-2 на АМК "Норд".
   В составе экипажа:
   1) Пилот Ян Пиркс, командир, врач.
   2) Родион Мулюков - штурман, 2-й пилот.
   3) Владислав Моршнев - космонавт-исследователь, стрелок-радист.
   4) Галина Уварова - борт-инженер.
   5) Евгения Зенюк - бортпроводник, санинструктор.
   6) Вадим Лемтюжников - космонавт-исследователь, видеотелеметрист.
  

Служебная записка N 1

  

Общие сведения о Марсе

   Марс - четвертая планета Солнечной системы. По основным физическим характеристикам Марс относится к планетам земной группы. По диаметру он почти вдвое меньше Земли и Венеры. Среднее расстояние от Солнца составляет 1,52 а. е. Экваториальный радиус равен 3380 км. Средняя плотность планеты - 3950 кг/м3. Марс имеет два спутника - Фобос и Деймос.

Атмосфера

   Планета окутана газовой оболочкой - атмосферой, которая имеет меньшую плотность, чем земная. Даже в глубоких впадинах Марса, где давление атмосферы наибольшее, оно приблизительно в 100 раз меньше, чем у поверхности Земли, а на уровне марсианских горных вершин - в 500-1000 раз меньше. По составу она напоминает атмосферу Венеры и содержит 95,3% углекислого газа с примесью 2,7% азота, 1,6% аргона, 0,07% окиси углерода, 0,13% кислорода и приблизительно 0,03% водяного пара, содержание которого изменяется, а также примеси неона, криптона, ксенона.
   Средняя температура на Марсе значительно ниже, чем на Земле около -40® С. При наиболее благоприятных условиях летом на дневной половине планеты воздух прогревается до 20® С - вполне приемлемая температура для жителей Земли. Но зимней ночью мороз может достигать -125® С. Такие резкие перепады температуры вызваны тем, что разреженная атмосфера Марса не способны долго удерживать тепло.
   Над поверхностью планеты часто дуют сильные ветры, скорость которых доходит до 100 м/с. Малая сила тяжести позволяет даже разреженным потокам воздуха поднимать огромные облака пыли. Иногда довольно обширные области на Марсе бывают охвачены грандиозными пылевыми бурями. Глобальная пылевая буря бушевала с сентября 1971 по январь 1972г., подняв в атмосферу на высоту более 10 км около миллиарда тонн пыли.
   Водяного пара в атмосфере Марса совсем немного, но при низких давлении и температуре он находится в состоянии, близком к насыщению, и часто собирается в облака. Марсианские облака довольно невыразительны по сравнению с земными, хотя имеют разнообразные формы и виды: перистые, волнистые, подветренные (вблизи крупных гор и под склонами больших кратеров, в местах защищенных от ветра). Над низинами, каньонами, долинами - и на дне кратеров в холодное время суток часто стоят туманы.
   Как показали снимки с американских посадочных станций "Викинг-1" и "Викинг-2" марсианское небо в ясную погоду имеет розоватый цвет, что объясняется рассеянием солнечного света на пылинках и подсветкой дымки оранжевой поверхностью планеты. При отсутствии облаков газовая оболочка Марса значительно прозрачнее, чем земная, в том числе и для ультрафиолетовых лучей, опасных для живых организмов.

Сезоны

   Солнечные сутки на Марсе длятся 24 ч. 39 мин. 35 с. Значительный наклон экватора к плоскости орбиты приводит к тому, что на одних участках орбиты освещаются и обогреваются Солнцем преимущественно северные широты Марса, на других - южные, т. е. происходит смена сезонов. Марсианский год длится около 686,9 дней. Смена времен года на Марсе происходит так же, как на Земле. Ярче всего сезонные изменения проявляются в полярных областях. В зимнее время полярные шапки занимают значительную площадь. Граница северной полярной шапки может удалиться от полюса на треть расстояния от экватора, а граница южной шапки преодолевает половину этого расстояния. Такая разница вызвана тем, что в северном полушарии зима наступает, когда Марс проходит через перигелий своей орбиты, а в южном - когда через афелий. Из-за этого зима в южном полушарии холоднее, чем в северном. Эллиптичность марсианской орбиты приводит к значительным различиям климата северного и южного полушарий: в средних широтах зима холоднее, а лето теплее, чем в южных, но короче, чем в северных.. Когда в северном полушарии Марса наступает лето, северная полярная шапка быстро уменьшается, но в это время растет другая - возле южного полюса, где наступает зима. В конце XIX - начале XX века считали, что полярные шапки Марса - это ледники и снега. По современным данным, обе полярные шапки Марса - северная и южная - состоят из твердой двуокиси углерода, т. е. сухого льда, который образуется при замерзании углекислого газа, входящего в состав марсианской атмосферы, и из водяного льда с примесью минеральной пыли. 

Строение планеты

   Вследствие малой массы сила тяжести на Марсе почти в три раза ниже, чем на Земле. В настоящее время структура гравитационного поля Марса детально изучена. Она указывает на небольшое отклонение от однородного распределения плотности в планете. Ядро может иметь радиус до половины радиуса планеты. По-видимому, оно состоит из чистого железа или из сплава Fe-FeS (железо-сульфид железа) и, возможно, растворенного в них водорода. По-видимому, ядро Марса частично или полностью пребывает в жидком состоянии.
   Марс должен иметь мощную кору толщиной 70-100 км. Между ядром и корой находится силикатная мантия, обогащенная железом. Красные окислы железа, присутствующие в поверхностных породах, определяют цвет планеты. Сейчас Марс продолжает остывать. Сейсмическая активность планеты слабая.
   Поверхность Марса, на первый взгляд, напоминает лунную. Однако на самом деле его рельеф отличается большим разнообразием. На протяжении долгой геологической истории Марса его поверхность изменяли извержения вулканов и марсотрясения. Глубокие шрамы на лице бога войны оставили метеориты, ветер, вода и льды. 
   Поверхность планеты состоит как бы из двух контрастных частей: древних высокогорий, покрывающих южное полушарие, и более молодых равнин, сосредоточенных в северных широтах. Кроме того, выделяются два крупных вулканических района - Элизиум и Фарсида. Разница высот между горными и равнинными областями достигает 6 км. Почему разные районы так сильно отличаются друг от друга до сих пор неясно. Возможно, такое деление связано с очень давней катастрофой - падением на Марс крупного астероида.
   Высокогорная часть сохранила следы активной метеоритной бомбардировки, происходившей около 4 млрд. лет назад. Метеоритные кратеры покрывают 2/3 поверхности планеты. На старых высокогорьях их почти столько же, сколько на Луне. Но многие марсианские кратеры из-за выветривания успели "потерять форму". Некоторые из них, по всей видимости, когда-то были размыты потоками воды. Северные равнины выглядят совершенно иначе. 4 млрд. лет назад на них было множество метеоритных кратеров, но потом катастрофическое событие, о котором уже упоминалось, стерло их с 1/3 поверхности планеты и ее рельеф в этой области начал формироваться заново. Отдельные метеориты падали туда и позже, но в целом ударных кратеров на севере мало.
   Облик этого полушария определила вулканическая деятельность. Некоторые из равнин сплошь покрыты древними изверженными породами. Потоками жидкой лавы растекались по поверхности, застывали, по ним текли новые потоки. Эти окаменевшие "реки" сосредоточены вокруг крупных вулканов. На окончаниях лавовых языков наблюдаются структуры, похожие на земные осадочные породы. Вероятно, когда раскаленные изверженные массы растапливали слои подземного льда, на поверхности Марса образовывались достаточно обширные водоемы, которые постепенно высыхали. Взаимодействие лавы и подземного льда привело также к появлению многочисленных борозд и трещин. На далеких от вулканов низменных областях северного полушария простираются песчаные дюны. Особенно много их у северной полярной шапки.
   Обилие вулканических пейзажей свидетельствует о том, что в далеком прошлом Марс пережил достаточно бурную геологическую эпоху, скорее всего она закончилась около миллиарда лет тому назад. Наиболее активные процессы происходили в областях Элизиум и Фарсида. В свое время они буквально были выдавлены из недр Марса и сейчас возвышаются над его поверхностью в виде грандиозных вздутий: Элизиум высотой 5 км, Фарсида - 10 км. Вокруг этих вздутий сосредоточены многочисленные разломы, трещины, гребни - следы давних процессов в марсианской коре. Наиболее грандиозная система каньонов глубиной несколько километров - долина Маринера - начинается у вершины гор Фарсида и тянется 4 тыс. километров к востоку. В центральной части долины ее ширина достигает нескольких сот километров. В прошлом, когда атмосфера Марса была более плотной, в каньоны могла стекать вода, создавая в них глубокие озера.
   Вулканы Марса - по земным меркам явления исключительные. Но даже среди них выделяется вулкан Олимп, расположенный на северо-западе гор Фарсида. Диаметр основания этой горы достигает 550 км, а высота - 27 км, т.е. она в три раза превосходит Эверест, высочайшую вершину Земли. Олимп увенчан огромным 60-километровым кратером. К востоку от самой высокой части гор Фарсида обнаружен другой вулкан - Альба. Хотя он не может соперничать с Олимпом по высоте, диаметр его основания почти в три раза больше.
   Эти вулканические конусы возникли в результате спокойных излияний очень жидкой лавы, похожей по составу на лаву земных вулканов Гавайских островов. Следы вулканического пепла на склонах других гор позволяют предположить, что иногда на Марсе происходили и катастрофические извержения.
   В прошлом огромную роль в формировании марсианского рельефа играла проточная вода. На первых этапах исследования Марс представлялся астрономам пустынной и безводной планетой, но когда поверхность Марса удалось сфотографировать с близкого расстояния, оказалось, что на старых высокогорьях часто встречаются словно бы оставленные текущей водой промоины. Некоторые из них выглядят так, будто много лет назад их пробили бурные, стремительные потоки. Тянутся они иногда на многие сотни километров. Часть этих "ручьев" обладает довольно почтительным возрастом. Другие долины очень похожи на русла спокойных земных рек. Своим появлением они, вероятно, обязаны таянию подземного льда. 
   Некоторые дополнительные сведения о Марсе удается получить косвенными методами на основе исследований его природных спутников - Фобоса и Деймоса. 

Спутники Марса

   Оба спутника Марса движутся почти точно в плоскости его экватора. С помощью космических аппаратов установлено, что Фобос и Деймос имеют неправильную форму и в своем орбитальном положении остаются повернутыми к планете всегда одной и той же стороной. Размеры Фобоса составляют около 27 км, а Деймоса - около 15 км. Поверхность спутников Марса состоит из очень темных минералов и покрыта многочисленными кратерами. Один из них - на Фобосе имеет поперечник около 5,3 км. Кратеры, вероятно, рождены метеоритной бомбардировкой, происхождение системы параллельных борозд неизвестно. Угловая скорость орбитального движения Фобоса настолько велика, что он, обгоняя осевое вращение планеты, восходит, в отличие от других светил, на западе, а заходит на востоке. 
  
   Источник - http://kol2000.narod.ru/mars.htm
  

Служебная записка N 2

Командир - экипажу

   Завтра, 2 апреля, в 9 утра начинаем загружаться в шаттл "Снег-9", старт с Байконура в 13.00, в 20.00 должны быть на МКС-2. В шаттле мы все в скафандрах, на случай внезапной разгерметизации.
   Еще раз подумайте, ничего ли вы не забыли, проститесь с родными и близкими, на всякий случай. Помолитесь, закажите обедню о здравии. Кто знает...Космос преподносит разные сюрпризы.
   Время старта с МКС прежнее, 3 апреля в 23.00. В момент старта за штурвалом Пилот Пиркс (в скафандре и в рубке), остальные члены экипажа в кают-компании в стартовых креслах - без скафандров.
   После старта желающие могут посмотреть всенощную пасхальную службу, еще в течение 3 суток видеообмен с Землей и прием телепередач будут доступны. В последующем - только радиообмен через ретрансляторы и пучковый интернет.
   С 7 утра на следующую 8-часовую вахту заступает Родион Мулюков (в скафандре), уже будет включен автопилот, у остальных время экспериментов по своей программе. Завтрак на корабле в 9, обед в 14, ужин в 19 по Москве. График дежурств по кухне будет вывешен в кают-компании.
   В рубку без приглашения заходить не рекомендуется, в остальном передвижения свободные. Каждые сутки проверять личный дозиметр и принимать радиопротекторы, указания на месте.
   Немедленно докладывать командиру по интеркому о малейших сбоях оборудования, включая освещение, поступление воды, закрывание люков...Известны случаи, когда с этого начиналась гибель кораблей. Все в этой жизни довольно банально, в том числе и смерть.
   Время полета "туда" - 5 месяцев, обратно - 7, Марс еще удалится от Земли, на Марсе - 1-2 месяца.
   С Богом. Полных баков и верного курса.
   Прошу подтвердить получение данного сообщения.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс.

Служебная записка N 3

Командир - экипажу

   В день старта не нарушать режим сна и отдыха. Накануне выспаться. Последний прием пищи - за 4 часа, легкий. Алкоголь - не более 1 бут пива 0,5 л (не более 6 град.). Принять все предписанные врачом лекарства.
   За час занять места в стартовых креслах. Скафандр - только на командире (2-м пилоте).
   Старт будет малозаметен - отстыковка от МКС-2, запуск маршевых двигателей (их у нас 6). Выход на крейсерскую скорость - 15 км/сек - в течение 7-10 дней, перегрузка будет небольшой. При выходе за радиационные пояса Земли возникнет лучевая болезнь легкой степени, не переживайте, она лечится и излечивается. Затем двигатели будут выключены, полет в инерционном режиме.
   Корабль оборудован системой гироскопов, создающих силу тяжести в 40% от земной, поэтому все физиологические функции осуществляются обычным порядком. Некоторое подпрыгивание при ходьбе, прыжки.
   Штурвал держать не надо, "Норд" поведет автомат по курсу, введенному в компьютер на Земле. Командир и 2-й пилот, в скафандрах, сменяют друг друга в рубке каждые 8 часов, контролируя приборы и курс.
   Остальные заняты каждый своей программой экспериментов, как и в жизни. У каждого своя каюта-отсек - 16 кв.м.
   Встречаемся за завтраком, обедом и ужином в кают-компании. Кому взгрустнется (а взгрустнется обязательно через месяц-два), может приходить туда и в другое время. Общаться.
   Будет дежурство по кухне, без разготавливания - накрывание стола, периодами разогрев. Большинство продуктов в готовом виде и в вакуумной упаковке.
   На корабле есть гидропонная оранжерея, овощи и зелень будут в свежем виде.
   Имеется тренажерный зал (развивается атрофия мышц в условиях сниженной гравитации), занятия по графику обязательны.
   Нам повезло, "Орлан" ЭЗМ-1 перед своим исчезновением на подлете к Марсу успел оставить на трассе десять ретрансляторов для передачи сигнала, поэтому связь с МКС-2 будет устойчивой почти все время, кроме последней четверти пути. "Орлан", возможно, найдем, но на вызовы он давно не отвечает.
   Время в дороге - 5-6 месяцев, с учетом того, что стартуем в неурочное время, когда Марс отошел от Земли более чем на 70 млн.км (в момент старта "Орлана" было "противостояние", 55 млн.км). Летим в расчетную точку встречи с Марсом, обгоняя его.
   На Марсе - по обстоятельствам, но не менее 1 мес, программа обширная. Будем в последние 2 недели тормозить носовыми, затем перевернемся дюзами маршевых вперед и так совершим посадку. Марсоход имеется. Без катера обойдемся, слишком много лишнего веса.
   На Марсе - скафандр не нужен, куртка типа "дубленка" или костюм полярника и кислородная маска. Мороз от минус 30 и ниже. Везде.
   Дальнейшие указания - по обстановке. Информация будет. На шаттле всем быть 2го.
   Сила и мужество. Мы победим. С Богом.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Пиркс.

Служебная записка N 4

Командир - экипажу

   Время старта с МКС-2 прежнее - 23.00 по м.в. сегодня, 3 апреля.
   Прошу прочесть краткое дополнение по психозу ДОКП (длительных одиночных космических полетов). Я понимаю, что все вы волнуетесь и вам есть чем заняться, потому конспективно.
   Проблемы с "Орланом" ЭЗМ-1 начались на 40-й день - неежедневные выходы на связь, неадекватные радиограммы. На 60-й день полета связь прекратилась полностью.
   Есть основания полагать, что у пилота возникли психические нарушения, связанные с длительным одиночеством. Кроме всего, в "Орлане" было намного меньше жизненного пространства, и скорость его была значимо ниже.
   Возможные симптомы:
      -- слуховой галлюциноз - вы начнете слышать голоса, не обязательно угрожающие, возможно, советы, поучения, размышления, принадлежащие знакомым и незнакомым людям. Затем могут появиться императивные требования, приказы - например, выброситься в космос, обесточить реакторы.
      -- зрительный галлюциноз - вы начнете видеть нечто странное, чего на корабле быть не должно и не может: неизвестных людей, возможно, умерших родственников, животных, растения, чертей, троллей, инопланетян и т.п.
   При возникновении подобных нарушений в тот же день обращайтесь ко мне, назначу лечение. Наша аптека сопоставима с аптеками лучших больниц Земли. Нейролептики на 2-3 мес, вряд ли дольше, и все должно пройти, и препараты не самые сильные (неулептил, галоперидол). Главное - вовремя начать, и тогда все будет в порядке.
   Грешным делом, думаю, что поскольку нас шестеро, эта беда нас коснуться не должна. Старайтесь все время не находиться в своей каюте, общайтесь с коллегами.
   Сила и мужество, vis et vir.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс.

3 апреля 2031 года.

2 ч. 45 мин. до старта к планете Марс.

Приказ N 14

"О введении режима 3-й степени опасности - тревоги "Гамма""

Борт АМК "Норд",

8 июля 2031 г.,

9.00 по м.в.

   В связи с заболеванием командира экспедиции неизвестной инфекцией приказываю:
  
      -- Поместить командира ЭЗМ-2 в изолятор, назначив соответствующее лечение.
      -- Дезинфицировать жилые отсеки корабля жестким излучением.
      -- Временно передать командование ЭЗМ-2 штурману Родиону Мулюкову.
      -- Последовательность смены командования в случае заболевания следующих членов экипажа: Родион Мулюков - Вадим Лемтюжников - Владислав Моршнев - Галина Уварова - Евгения Зенюк.
      -- Другим членам экипажа предельно ограничить контакты между собой, в основном находиться в своих каютах, где есть все необходимое. Каждому начать профилактический прием арбидола 200 мгх4 раза в сутки + доксициклина 200 мгх1 раз в сутки, курс 14 дней. При выходе из каюты надевать марлевые маски или респираторы. Дезинфицировать жилые отсеки ежедневно.
      -- В случае заболевания еще двух членов экипажа после консультации с ЦУПом совершить торможение и изменить курс обратно на Землю.
      -- Дополнительные сведения содержатся в приложении 1.
  

Командир ЭЗМ-2

Пилот Пиркс.

  

Приложение 1

   Друзья мои, пришло время "Ч" и момент истины. Там, где кончается асфальт, придется немножко полетать самим. Я старался...более сейчас ничем помочь не смогу.
   Надеюсь выздороветь...симптомы похожи на SARS (severe acute respiratory syndrome), птичий грипп, вирусную пневмонию. Правда, инкубационный период давно истек...поэтому это нечто другое. Возможны мутации собственной микрофлоры организма под действием космических лучей. Нечто подобное описано на Меркурии, где погиб "Луч" и часть экипажа спасателя "Феникс". Но так или иначе, действию противовирусных препаратов или антибиотиков Это должно уступить. Надеюсь.
   Ломиться ко мне в изолятор не советую, замок заблокирован, а Устав МЛЭ (МКФ пока нет) разрешает применение оружия для поддержания режима карантина.
   Если до 10 августа Пилот Пиркс никак не выходит на связь (пейджер, интерком) и не выходит из изолятора, приказываю считать его погибшим и понизить температуру в изоляторе снаружи до минус 24, после чего продолжать полет прежним порядком.
   Главное - сохранить людей, лучше иметь шанс вылечиться на Земле, чем долететь мертвыми до Марса.
   Vis et vir, сила и мужество, надежда умирает последней.
   Удачи, космонавты!

Командир.

Рапорт

Центр управления полетом ЭЗМ-2,

г.Свободный, ДФО,

Российская Федерация.

Краткий рапорт

обследования РМК "Орлан" ЭЗМ-1.

Исполнитель: Пилот Пиркс

   Внешние люки без следов взлома. На условный стук кодом МЛЭ "Назовите себя" ответа не получено.
   Люк открыт стандартной процедурой, функционирует нормально, внешняя или внутренняя блокировка отсутствовала.
   Внутри корабля функционирует обычное освещение (не аварийное). Давление и содержание кислорода в воздухе нормальное. При использовании стандартного анализатора МЛЭ на токсины и болезнетворные микроорганизмы в воздухе - ответ отрицательный. Температура воздуха 20 градусов С.
   В отсеках корабля не отмечено следов борьбы, психоза или вооруженного нападения, все предметы на своих местах, жизненно важное оборудование функционирует штатно.
   Жидкостные реактивные двигатели не имеют повреждений, запасы горючего соответствуют предполагаемым. При осмотре танков с азотной кислотой и жидким водородом утечки не выявлено.
   Не обнаружено никаких следов пребывания пилота "Орлана" полковника ВВС России Сергея Литвинова. Кроме того, по данным приборов, исчез закрепленный на внешней обшивке корабля планетарный катер.
   Вместе с тем, радиус действия катера не превышает 20 тыс.км, а расстояние до Марса - 100 тыс.км, и катер не был предназначен для полетов в открытом космосе.
  
   ВЫВОДЫ:
      -- Причина исчезновения пилота "Орлана" остается неясной, подтверждений его гибели нет.
      -- Корабль вполне работоспособен и может быть использован в качестве стационарной планетарной базы после посадки на Марс.
      -- Предполагаю лично посадить "Орлан" на Марс в режиме ручного управления параллельно с "Нордом", прошу согласия.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс.

  

Служебная записка N 5

Командир - экипажу

   Приветствую. Посадка на Марс планируется в 17.00 3 сентября 2031 г. Первым идет "Орлан", за ним, с интервалом 90 сек, "Норд". Экипаж находится в противоперегрузочных креслах. За два часа не принимать пищу, пить можно, но не более 200 мл.
   Этапы:
      -- включаем носовую ТДУ, снижаем скорость, переходим на траекторию спуска.
      -- Включаем маневровые микродвигатели, поворачиваемся дюзами вперед (вниз).
      -- На высоте 1 км над поверхностью включаем маршевые двигатели на 10% номинальной мощности, выпускаем посадочные упоры и плавно садимся в 18.00 по м.в.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс

Программа действий ЭЗМ-2 на Марсе

   1. переоборудовать "Орлан" для использования как стационарную базу, этим займется до 11 сентября Пилот Пиркс, т.к. именно он сейчас на "Орлане".
   2. установить на краю полярной шапки минизавод для вытапливания, очищения и фильтрации воды, организовать ее бесперебойную подачу к "Орлану". Возвести ситалловый купол с пробными плантациями хлореллы на местной воде.
   3. развернуть возле "Орлана" солнечные батареи для получения энергии, хотя основными остаются его генераторы и аккумуляторы.
   4. развернуть установку для обогащения воздуха кислородом (концентрации кислорода) и держать ее в готовности для использования будущими колонистами.
   5. ежедневно один из членов экипажа по графику совершает выезд на вездеходе (марсоходе) протяженностью 100 км. Маршрут - по разворачивающейся спирали от "Норда". Полный объем исследований - пробы воздуха, почвы, видео, фотосъемка, составление детальной карты прилегающей местности.
   6. с учетом того, что не придется рыть землю для базы, вылет обратно планируется раньше - 18 октября.
   7. населенный пункт получает название - Ветер Песчаный (оазис "Норда"), владеют им на паритетных началах Россия и Украина.
   8. Из ЦУПа поступила радиограмма, что в целях ускорения колонизации планеты предлагается двум космонавтам остаться в Ветре Песчаном - навсегда. Решение сугубо добровольное и будет принято самими космонавтами.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс

Из дневника экспедиции

Марсианскую живность закидали гранатами

  
   7 сентября 2031 г. по графику отправилась в рейд на вездеходе Галина Уварова. Несмотря на предупреждение командира не лезть без напарника в подземные пустоты, она нарушила приказ...В результате чего потерялась, повредила рацию и стала звать на помощь.
   Пиркс быстро отправился на подмогу. И вовремя, поскольку подземелье было наполнено тварями, хорошо слышимыми, но плохо видимыми...Удалось, применив гранаты РГД-7, быстро "покинуть помещение" и, успешно добравшись до марсохода, врезать по газам...
   Мораль: нужно слушаться командира, он знает, как надо. А биологическая опасность на Марсе сохраняется, особенно под землей.

Из дневника экспедиции

На Марсе началось возведение купола

   Пилот Пиркс 12.09.31 закончил работы по превращению РМК "Орлан" в жилье для будущих колонистов. Отсеки корабля расширены и предназначены сейчас для проживания 2-4 человек каждый. Таким образом, теперь "Орлан" сможет свободно вместить около 50-ти добровольных переселенцев с Земли. Согласно программе ООН, они прибудут на Марс не позднее декабря 2032 г.
   В связи с началом колонизации Марса в планах РКК "Энергия" и НАСА - доведение до конца разработки и строительство по меньшей мере двух больших транспортных кораблей с ядерными двигателями. Они будут предназначены исключительно для перевозки пассажиров-колонистов и начнут по очереди курсировать на трассе Земля-Марс с частотой 2 рейса в год. Таким образом, к лету 2033 г. можно ожидать наличие на Марсе уже около 250-ти колонистов, которые будут продолжать строить купола, проводить трубопроводы с водой все южнее от полярной шапки Марса, выращивая хлореллу с целью получения доступного белка и обогащения атмосферы кислородом.
   Снятое с "Орлана" оборудование и переборки будут использованы для строительства ситаллового купола площадью 1000 кв.м и вспомогательных помещений, а также для обеспечения их подачей энергии. При возведении купола космонавты разделятся: трое из них при помощи роботов займутся доведением воды от полярной шапки до места посадки "Орлана" и "Норда", а еще трое - непосредственной сборкой конструкций купола и гидропонных установок для хлореллы. В дальнейшем внутри купола, где достаточная для дыхания концентрация кислорода, также смогут жить колонисты. Работы по монтажу купола должны продлиться до 27.09.31.
  

Из дневника экспедиции

Рейд Жени Зенюк к экватору Марса

  
   27.09.31 закончены работы по возведению первого купола и подведению трубопроводов с подогретой фильтрованной водой от полярной шапки к месту посадки "Орлана" и "Норда".
   Налажено производство прессованной хлореллы в брикетах как источника полноценного белка и ее складирование.
   Поднят вопрос о более тщательном исследовании южных районов вплоть до экваториальной зоны Марса, где могут быть обнаружены остатки древней разумной жизни.
   Согласно решению совета экипажа ЭЗМ-2, в разведывательный рейд направляется космонавт-исследователь Евгения Зенюк.
   Программа рейда. Расстояние от полярной шапки до экватора составляет около 3 тыс.км. Чтобы не напрягаться и не гробить машину, средняя скорость марсохода составит 50 км/час, вождение 8 часов в день, 5-6 часов обследование территории вокруг суточной стоянки, 10 часов - на отдых и сон (каждые сутки).
Восемь суток составит путь в один конец, всего 16 суток, и двое суток на экваторе - итого 18, прибытие обратно 15-16 октября, отлет "Норда" на Землю запланирован 18 октября.
   В вездеход-электромобиль загружается дополнительное продовольствие, оружие, боеприпасы, кислород, вода, запасная рация. Отъезд Евгении назначен на 9.00 по м.в. 27.09.31.
   О том, кто останется колонизировать Марс - навсегда, будет сообщено дополнительно.
На месте посадки все это время будет продолжаться строительство складских помещений, оборудование освещения территории, установка сторожевых роботов, повышение мощностей по выпуску хлореллы и производству очищенной местной воды, пешее обследование прилегающих территорий.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс

  

Из дневника экспедиции

  

Возвращение Жени Зенюк

   15 октября 2031 г. Женя Зенюк благополучно вернулась из рейда к экватору Марса. Доставлен огромный массив фото-, видеоматериалов, измерений, зарисовок. Обследована значительная территория.
   Каких-либо следов разумной жизни обнаружить не удалось. Живые существа, обитающие в подпочвенных пустотах Марса, напоминают земных скорпионов, сороконожек, землероек, кротов. Они не представляют какой-либо опасности и обладают низким уровнем сознания.
   Рейд прошел в целом хорошо, два раза ломался двигатель вездехода, но Жене, к счастью, удалось его починить.
   По поводу ее возвращения состоялся банкет в кают-компании "Норда" с разнообразным меню, включавшим (кроме прочего) блюда из хлореллы и пиво, сваренное на марсианской воде, Marsian light. Все остались очень довольны.
   Старт на Землю назначен на 20.00 18.10.31. Обратный путь должен продлиться 7 месяцев, поскольку Марс и Земля удалились друг от друга. Предстартовые инструкции экипажу будут даны.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс

Предстартовые инструкции перед отлетом с Марса

   В день старта, 18 октября, не нарушать режим сна и отдыха. Накануне выспаться. Последний прием пищи - за 4 часа, легкий. Алкоголь - не более 1 бут пива 0,5 л (не более 6 град.). Принять все предписанные лекарства.
   За час (19.00) занять места в стартовых креслах. Скафандры - на всех членах экипажа, стартуем с чужой планеты.
   Старт с Марса будет с перегрузкой 3 "жэ" в течение 3 минут, тяготение Марса намного меньше земного. Выход на крейсерскую скорость - 15 км/сек - в течение 7 дней. Затем двигатели будут выключены, полет в инерционном режиме.
   Время в дороге - 7 месяцев, с учетом того, что стартуем в то время, когда Марс отошел от Земли более чем на 80 млн.км.
   Будем в последние 2 недели тормозить носовыми, затем состыкуемся с МКС-3. Расчетная дата этого события - 18 мая 2032 (2011) года.
   Дальнейшие указания - по обстановке. Информация будет. Сила и мужество. Мы победим. С Богом.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс.

Служебная записка N 6

Командир - экипажу

   Разгон "Норда" при старте будет произведен до 2-й (марсианской) космической скорости - 5,027 км/сек в течение 3 минут.
   В дальнейшем до 25 октября "Норд" постепенно будет разогнан до крейсерской скорости - 15 км/сек, после чего ядерные МГД-двигатели будут выключены, и полет продолжится в инерционном режиме.
   Все системы корабля функционируют нормально. Экипаж надел скафандры, занял места в стартовых креслах, в рубке у штурвала - пилот Пиркс.
   С нами Бог. Мы победим. Vis et vir.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс.

Из дневника экспедиции

"Норд" перешел на инерционный полет

  
   25 октября, через неделю после отлета с Марса, "Норд" достиг своей крейсерской скорости - 15 км/сек, и его маршевые ядерные двигатели были выключены. Корабль вплоть до 4 мая, до включения ТДУ, продолжит полет в инерционном режиме.
   24 октября отметили день рождения Жени Зенюк, что ознаменовали трехэтажным тортом-мороженое, извлеченным из сусеков "Норда". Правда, симпатичный мальчик из торта не вылез, посторонних людей на корабле нет.
   Тем не менее, Женя поделилась, конечно, тортом со всеми членами экипажа, и был начат пир на весь мир, точнее, на весь Космос. С добавлением подходящих случаю десертных вин, ликеров и отличного заварного кофе.
   Самочувствие экипажа хорошее, все системы корабля работают нормально.

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс.

С Новым 2032-м годом!

   Дорогие мои друзья, дорогие астронавты!
   Сердечно поздравляю вас с наступающим 2032-м годом!
   Желаю оптимизма, бодрости духа, хорошего настроения, любви, успехов во всех сферах деятельности!
   До Земли еще далеко...но мы постоянно приближаемся к ней.
   Не могу пообещать полностью гладкой дороги, да ее и не бывает в глубоком космосе.
   Есть неполадки в реакторах, пока Пиркс справляется с ними, но будьте начеку...
   Если придется катапультировать часть из них, мы не сможем затормозить и, возможно, не сможем вернуться, пролетим мимо родной планеты...
   Но не надо печалиться, ведь командир с вами.
   Со Старым Новым годом! Мы победим!

Командир.

Приказ N 19

"О введении режима 2-й степени опасности - тревоги "Бета""

Борт АМК "Норд",

23 января 2032 г.,

10.00 по м.в.

   В связи с нарастающими неполадками в системе охлаждения 2-го и 4-го ядерных реакторов корабля и критическим повышением уровня радиации в отсеках "Норда" приказываю:
  
      -- Переместить членов экипажа "Норда" в ближайшие к рубке каюты, как можно дальше от источника излучения, при этом Ян Пиркс находится в каюте с Владиславом Моршневым, Владимир Лемтюжников - с Родионом Мулюковым, Галина Уварова - с Евгенией Зенюк.
      -- Использовать дополнительную противорадиационную перегородку для изоляции реакторного отсека.
      -- Всем членам экипажа круглосуточно носить противорадиационные костюмы с металлизированным покрытием.
      -- Всем членам экипажа ежедневно принимать двойную дозу радиопротектора мексамина и антиоксиданта мексидола.
      -- Члены экипажа-мужчины посменно по 4 часа в сутки каждый работают на устранении неисправностей.
      -- В случае дальнейшего нарастания уровня радиации неизбежным является решение о катапультировании аварийных реакторов, что приведет к невозможности совершения торможения и возвращения на Землю.
   Да хранит нас Господь.
  

Командир ЭЗМ-2

Пилот Ян Пиркс.

   Из бортжурнала "Норда". 29 января 2032 г. 15.30 по м.в. Реакторы катапультированы.
   В связи с нарастанием температуры в активной зоне и уровня радиации в жилых отсеках, несмотря на все принятые меры, командиром принято решение о катапультировании 2-го и 4-го аварийных реакторов.
Катапультирование реакторов успешно произведено мной в 15.00 по м.в.
Согласно предварительным расчетам, оставшиеся 4 реактора не смогут обеспечить правильную работу ТДУ, при этом скорость "Норда" останется выше 9 км/сек, что приведет к невозможности возвращения на Землю.
Помимо этого, урезается энергопитание корабля, в связи с чем задействуется только аварийное освещение, температура воздуха в жилых отсеках не превышает 18 градусов, ограничивается пользование электроприборами и светом.
Остается лишь два возможных варианта для спасения экипажа.
   1) существенное уменьшение массы корабля, что обеспечит более эффективную работу ТДУ и снижение скорости.
   2) вызов спасательного корабля для буксировки, однако до Земли еще 46 миллионов километров, и радиосвязь в данный момент отсутствует. "Норд" возвращается по другому маршруту, где уже нет ретрансляторов, оставленных "Орланом".
   Мы будем бороться до конца, и да поможет нам Бог.

Вахтенный офицер, 
космонавт 1 класса
Владислав Моршнев.

Из бортжурнала "Норда". 6 февраля 2032 г. 17.30 по м.в. Работа на спасение.

  
   Благодаря напряженной работе всего экипажа, за истекшие после катапультирования аварийных реакторов дни удалось демонтировать и сбросить в открытый космос два более ненужных складских отсека, три жилых отсека с высоким радиационным фоном, непригодных для жизни, три пустых резервуара из-под жидкого водорода и блок фиксации марсохода (марсоход был оставлен на Марсе).
   Эти меры позволили снизить массу корабля на 30%. Все вновь полученные данные были введены в бортовой компьютер, однако в связи со сложностью задачи ему потребуется несколько суток, чтобы дать ответ - так удастся ли ЭЗМ-2 вернуться на Землю?
   По прикидке командира, проведенные мероприятия лишь позволят "Норду" выйти на очень удаленную орбиту вокруг Земли, то есть быть захваченным ее гравитационным полем, стать спутником планеты. Но и это можно будет считать огромным успехом.
   Вместе с тем, на борту корабля нет шаттла или иного катера, поэтому для эвакуации экипажа или буксировки корабля в любом случае понадобится помощь Земли. К сожалению, на радиограммы, постоянно посылаемые нами, ответа до сих пор не получено. По-видимому, расстояние в 42 миллиона километров вызывает сильное рассеяние радиоволн...
   Мы будем надеяться на лучшее и сражаться до конца.

Вахтенный офицер,

Астронавт 1 класса

Вадим Лемтюжников.

   Из бортжурнала "Норда". 11 февраля 2032 г. 16.00 по м.в. Выводы компьютера.
  
   Согласно заключению электронного мозга корабля, с вероятностью 95,9% "Норд" сможет выйти на удаленную эллипсоидную орбиту вокруг Земли: 1800 тыс.км в афелии, 1600 тыс.км в перигелии. Это как минимум на 1200 тыс.км превышает расстояние от Земли до Луны.
   Таким образом, даже "гидразиновому" ТПК (транспортному пилотируемому кораблю), или шаттлу, потребуется не менее 3-4 суток, с учетом разгона и торможения, чтобы добраться до "Норда".
   Будем надеяться, что на весь этот период экипажу "Норда" хватит кислорода, еды и воды. Будем надеяться.

Вахтенный офицер,

штурман "Норда",

астронавт 1 класса

Родион Мулюков.

   Из бортжурнала "Норда". 18 февраля 2032 г. 23.55 по м.в. Песня, долетевшая с Земли.
  
   Сегодня впервые за несколько месяцев состоялся долгожданный радиообмен с Землей. Каково же было удивление командира Пиркса, когда на вахте в его наушниках внезапно зазвучала песня!
   Как оказалось, композиция "Далеки долины Марса" в исполнении известного воронежского певца и композитора Виктора Панова специально транслировалась на волне корабля.
   Связь продлилась недолго, но Пиркс успел включить общее вещание и дать послушать песню всему экипажу. И песня гремела в холодных и темных отсеках "Норда" под раздраженное щелканье дозиметров...
   На глазах у космонавтов показались слезы...но силы их после этого удесятерились.
   Спасибо за поддержку, Земля! Мы выстоим. Мы выживем. Мы прилетим.

Командир ЭЗМ-2,

астронавт высшего класса

Ян Пиркс.

http://www.chitalnya.ru/work/293521

   Из бортжурнала "Норда". 8.04.2032 г. 17.00 по м.в. Земля откликнулась, помощь придет.
  
   Впервые получен ответ ЦУПа на радиограммы, непрерывно в течение полутора месяцев посылаемые с передатчика "Норда".
   Земля с тревогой и сочувствием восприняла информацию о происшедшем на борту корабля. Организуется спасательная экспедиция, в которую войдут как минимум три шаттла - от ЕКА ("Скайлон"), Соединенных Штатов ("Орион") и России ("Клипер").
   Дело в том, что несмотря на сброс ряда массивных фрагментов, вес "Норда" все еще составляет около 7 тыс.тонн. План спасательной операции предусматривает торможение и изменение курса корабля совместными усилиями пристыкованных к нему трех шаттлов. Результатом этого должно стать снижение скорости "Норда" и выход его на траекторию стыковки с МКС-3.
   Согласно информации ЦУПа, старт спасательной экспедиции намечен на 14 мая, а выход в "точку рандеву" - 17 мая 2032 г. 18 мая, как сообщалось и ранее, должна состояться стыковка "Норда" с МКС-3, что будет означать окончание 2-й марсианской экспедиции.
   Нам переданы очень теплые слова поддержки наших родных и близких, ободряющая радиограмма президента Евразийского союза. Наша надежда окрепла, сила и мужество, мы победим.

Вахтенный офицер,

борт-инженер "Норда",

астронавт 1 класса

Галина Уварова.

   Из бортжурнала "Норда". 4.05.2032 г. 21.00 по м.в. Включена ТДУ.
   Сегодня в соответствии с расчетами электронного мозга корабля включена тормозная двигательная установка "Норда". Работа ТДУ продолжится до 17 мая, что позволит плавно снизить скорость корабля до 7,9 км/сек и выйти на удаленную орбиту вокруг Земли. Экипаж практически не почувствует производимого торможения.
   Все системы корабля работают нормально. Самочувствие экипажа хорошее. Земля приближается.

Вахтенный офицер,

бортпроводник, астронавт 1 класса

Евгения Зенюк.

   Из бортжурнала "Норда". 14.05.2032 г. 17.00 по м.в. Три шаттла стартовали.
  
   Сегодня в течение дня с трех разных космодромов на Земле стартовали космические корабли, идущие на помощь "Норду". Шаттл "Клипер-201" взлетел с космодрома "Восточный" (Россия), шаттл ЕКА "Скайлон" - с космодрома во Французской Гвиане, шаттл "Орион" с мыса Канаверал в штате Флорида.
   Стыковка с "Нордом", приближающимся к Земле, намечена на 17 мая 2032 года.
   Экипаж "Норда" с нетерпением ожидает встречи.

Командир ЭЗМ-2,

астронавт высшего класса

Ян Пиркс

   Из бортжурнала "Норда". 17.05.2032 г. Шаттлы пристыковались.
  
   Сегодня с 9.00 до 10.00 по м.в. шаттлы "Скайлон", "Клипер" и "Орион" были пристыкованы в носовой части "Норда" с правого борта. Руководит спасательной операцией командир "Клипера-201" полковник ВВС РФ Константин Прокофьев (Санкт-Петербург - http://my.mail.ru/mail/fulung397). В 10.30 на 15 минут синхронно были включены маршевые двигатели всех шаттлов, что позволило затормозить "Норд" до штатного скоростного режима и вывести его на расчетную траекторию сближения с МКС-3.
   Стыковка "Норда" и шаттлов с МКС-3 запланирована на 17.00 по м.в. 18.05.2032 г.
   По окончании спасательных работ состоялась очень теплая встреча представителей экипажей трех шаттлов на борту "Норда", которая завершилась поздно вечером. Радость землян от встречи была безграничной. Свет, еда и напитки тратились уже без всякой экономии.
  

Штурман "Норда",

астронавт 1 класса

Родион Мулюков

   Из бортжурнала "Норда". 18.05.2032 г. 17.00 по м.в. Здравствуй, это мы, Земля...
  
   Сегодня в 17.00 по м.в. АМК "Норд" в автоматическом режиме пристыкован к МКС-3, что ознаменовало собой успешное окончание второй марсианской экспедиции (ЭЗМ-2).
   Экипаж "Норда" перешел на станцию и после суточной адаптации шаттлом типа "Снег" или "Клипер" будет переправлен на космодром "Восточный" ("Свободный"), Российская Федерация.
   Итак, более чем годичный полет "Норда" завершен. Он не был легким. Нераспознанная эпидемия на борту, отказ и сброс двух реакторов, лучевая болезнь, ряд нештатных ситуаций на Марсе, обратный полет в условиях жесткой экономии энергии...Мы применили все наши силы и все наше мужество, чтобы победить. И все-таки мы победили. Я сердечно благодарю всех своих друзей и товарищей астронавтов, а безусловные звания Героев и ордена Мужества они получат.
   "Норд" будет оставлен на орбите для основательного ремонта, после чего начнет возить колонистов по маршруту Земля-Марс. Да, начинается колонизация 4-й планеты, и это имеет огромные перспективы для Земли и всего человечества.
   Мы же возвращаемся к земным делам, об этом еще будет сообщено завтра, но мы не расстаемся с Космосом. Предстоят новые полеты, к другим планетам, новые риски, трудности, новые радости побед.
   Через тернии к звездам, сила и мужество, мы победим!

Командир "Норда" и ЭЗМ-2,

астронавт высшего класса

Ян Пиркс

   19.05.2032. Из средств массовой информации. Шаттл "Клипер-201" приземлился.
  
   Сегодня в 20.00 по м.в. на космодром "Восточный" (Россия) состоялась успешная посадка российского шаттла "Клипер-201", доставившего с околоземной орбиты героев марсианской экспедиции - Галину Уварову, Владислава Моршнева, Вадима Лемтюжникова, Евгению Зенюк, Родиона Мулюкова и, конечно, их командира Яна Пиркса. После очень радостной и теплой встречи космонавты пересели на спецальный борт "Суперджет-300", который доставит их в подмосковный Звездный городок для прохождения курса реадаптации.
   Напомним, что члены марсианской экспедиции, несмотря на возникшие по ходу полета серьезные трудности, успешно выполнили все заданную программу. На Марсе ими создана постоянная база, с которой начнется планомерная колонизация планеты, осуществляемая консорциумом России и Украины. Все космонавты удостоены звания Героя Россия и награждены орденами Мужества.
   Президент Евразийского Союза тепло поздравил космонавтов в своем видеоблоге и планирует на днях посетить Звездный городок.

Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"