Титан : другие произведения.

Титаны держат небо (13)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Научная фантастика


"Титаны" держат небо...

("Те, кто никогда не вернется")

(Из цикла "Место встречи - будущее")

...на худеньких плечах.

Ю.Визбор.

Сама по себе жизнь ничего не значит;

цена ее зависит от ее употребления.

Ж.-Ж.Руссо.

   ...Тройной ряд автоматических стальных дверей, подчиняющихся только шифру. Они отделяют от внешнего мира сердце этого огромного сооружения - хранилища информации. Здесь находится архив Комитета по космической навигации.
   В свете люминесцентных ламп - уходящие вдаль ряды стеллажей, облицованные со всех сторон практически непроницаемым пластиком. Откуда-то доносится негромкий шум работающих кондиционеров.
   Медленные ищущие шаги по проходу, в котором свободно могут разминуться два человека. Но здесь безлюдно. И вот светящаяся алая надпись: "Пятая межпланетная экспедиция, Земля - Венера, 2029".
   Нажатие кнопки - и прозрачная перегородка из пластика отодвигается. Из стены появляется удобное сиденье.
   Первые страницы первой папки, перелистываемые с осторожностью и даже благоговением. Проектная документация. Дневник строительства. Со сдержанной гордостью отмечается, что старт будет осуществлен с Земли, так как двигатель экологически безопасен. Правда, крейсерская скорость в два раза меньше, чем у ядерных марсианских кораблей. Но насколько меньше затраты!
   Короткие дифирамбы конструкторам-проектировщикам, предложившим идею об использовании в качестве топлива атомарного водорода, при рекомбинации дающего большое количество энергии. Старт предполагается осуществить с помощью огромной и очень мощной ракеты-носителя, также использующей криоатомный принцип. Двигатели самого корабля будут запущены лишь на высоте свыше ста пятидесяти километров от поверхности Земли.
   У корабля многослойная броневая защита из легированной стали, кислотоустойчивая, способная выдержать температуру 480*С и давление 95 атмосфер на поверхности Венеры. Для этого же служит и необычная форма планетолета - овоидная. Это позволит максимально уменьшить давление на корпус. Конечно, не самая благоприятная форма для пробивания плотной атмосферы, поэтому необходимы дополнительные запасы топлива. Оно занимает все больше места и все сильнее ущемляет интересы экипажа. Его первоначальная численность сокращается до трех человек. Идет конкурс по подбору экипажа. В последнем туре участвуют девять человек - цвет Международного Космофлота. Отбор окончен. Краткие биографические данные о членах экипажа.
   Командир, он же 1-й пилот. 40 лет, окончил факультет космоплавания Стэнфордского университета. Кандидат физических наук. Участник программы по созданию МГД-генераторов для ядерных межпланетных кораблей. Штурман лазерного актинолета "Феникс" МЭ-4дубль Луна-Меркурий.
   Штурман, он же 2-й пилот. 38 лет, окончил факультет подготовки космонавтов Московского университета. Кандидат математических наук. Ассистент кафедры навигации. Один из тех, кто обеспечил кратчайшее время полета "Норда" ЭЗМ-2. Борт-инженер МЭ-4дубль на Л-актинолете "Феникс".
   Врач. 41 год, окончил ММА им. И.М.Сеченова. Кандидат медицинских наук. Ассистент кафедры госпитальной терапии. Тематика работ: лечение кардиомиопатий негликозидными кардиотоническими средствами. Стаж лечебной работы - семнадцать лет. В течение трех лет - врач лунной станции "Зеленый город".
   Планетолет окрещивается разбиванием бутылки шампанского и получает название "Корсар".
   Предстартовая голограмма. В скафандрах с откинутыми гермошлемами - трое высоких, крепко сложенных людей. Они спокойны. Они готовы ко всему. Но ни один из них не вернется.
   27 июня 2029 года дан старт.
   Новая папка появляется в руках - журнал дежурств по Центру управления полетом. Полет продлился двадцать три дня, но первые страницы пролистываются без интереса. Квалификация пилотов достаточно высока, чтобы привести прекрасный корабль из пункта А в пункт В. Времена метеоритной и нейтронной опасности также уже в прошлом. Но вот она, эта запись:
   " 21 июля, 12.25 - начат спуск к поверхности планеты. Экипаж отмечает высокую частоту грозовых разрядов, мешающих радиосвязи. Спуск проходит штатно.
   12.45. Связь сильно ухудшилась. Командир сообщил о какой-то поломке двигателя. Очень сильные помехи.
   12.50. Связь с экспедицией прервалась.
   13.00. По указанию руководителя ЦУПа ведется непрерывный вызов "Корсара" попеременно на основной и аварийной волнах. Ответа нет.
   14.00. По указанию руководителя ЦУПа начат почасовой вызов "Корсара" в течение пяти минут. Ответа нет...
   17.00. Связь с Пятой межпланетной экспедицией утеряна. Ввиду отсутствия достоверных доказательств гибели экспедиции считать ее пропавшей без вести. Продолжать почасовой вызов "Корсара" в течение пяти минут.
   Вахту сдал (подпись).
   Вахту принял (подпись)".
   Долой толстый слой листов. Через полгода заключительная запись в журнале:
   "Ввиду истечения срока автономности Пятой межпланетной экспедиции считать ее погибшей, в связи с чем вызов "Корсара" прекратить.
   Дежурный по ЦУПу (подпись).
   Руководитель ЦУПа (подпись)".
   Его взгляд затуманился. Он представил себя на борту "Корсара", легшего на траекторию спуска.
   Все произошло слишком быстро, исход был заранее предрешен.
   Скорость и сила атмосферных потоков оказались существенно выше, чем это предсказывалось автоматическими зондами. Поэтому "Корсар" сразу же попал в сильнейшую болтанку. Двигатель, как и следовало ожидать, оказался не слишком силен: "Корсар", несмотря на все усилия командира, постоянно рыскал, то и дело выходя вверх, вниз или в сторону из "коридора безопасности". Полом поочередно становились то стены, а том и потолок. Немало мешали спуску и мощнейшие грозовые разряды, каждый из которых, как чувствовал командир, ударив прямо в корпус, мог принести большие неприятности. Но опасность атмосферного электричества была учтена заранее, и в пределах тщательным образом рассчитанного коридора спуска разряды не представляли большой опасности. Разумеется, в той же мере, в какой не представляла большой опасности вся эта игра с чрезвычайно высокими ставками, носившая название Межпланетной экспедиции. Однако сам коридор все в большей степени становился условностью.
   Был момент, когда интуиция командира сказала ему: все, дальше риск становится стопроцентным, а прогнозировать ситуацию уже невозможно. Еще можно было вернуться. Командир положил руку рядом с кнопкой двигателей реверса и взглянул на штурмана. "Нет", - сказали его глаза. Затем командир посмотрел на врача. Тот покачал головой.
   Эти люди не были трусами. Риск был у них в крови, не раз они ходили по краю пропасти. И в космосе ничто не давалось легко.
   "Корсар" с упорством отчаяния продолжил снижение к поверхности Венеры.
   В 12.40 появились первые признаки надвигающейся катастрофы. Болтанка не прошла для "Корсара" даром. Через микротрещины стенок камер сгорания в местах подвода топлива начало поступать избыточное количество атомарного водорода. Приборы на пульте управления показали рост давления и температуры в камерах. Это еще больше ухудшило состояние их стенок, и приток горючего в камеры возрастал. Скорость планетолета резко возросла, он вырвался за пределы коридора спуска, став неуправляемым и беззащитным.
   Это был конец. Командир "Корсара" в силу своей привычки бороться до конца в любых условиях пытался что-то сделать с помощью маневровых микродвигателей, но без всякого успеха. Тогда он сжал кулаки и несколько секунд без всякого выражения просто смотрел на расположенные перед ним экраны. Жизнь "Корсара" и его экипажа измерялась минутами. Процесс из камер сгорания неминуемо должен был добраться до ближайшего резервуара с водородом и вызвать взрыв. Гиб его корабль, гибли находившиеся под его начальством люди, погибал он сам и был бессилен что-либо сделать.
   Члены экипажа "Корсара" успели пожать друг другу руки и проститься друг с другом. Кто знает, о чем каждый из них успел подумать в эти минуты? Не верьте тем, кто красочно описывает предсмертные размышления. Если был у человека какой-то светлый промежуток в жизни, солнечный луч, однажды прорвавший завесу туч, он-то, может быть, и вспомнится. Более же ничего...
   Милосердный удар молнии, пробивший обшивку и воспламенивший содержимое одного из топливных баков, сократил время страданий людей с "Корсара". Сильнейший взрыв превратил корабль вместе с его экипажем в облако газа и мельчайших частиц, тут же с яростью разметанное ураганным ветром...
   Букет из четырех ярко-алых роз лег к подножию скромного памятника. На гранитном постаменте - обломок стабилизатора старинной ракеты. Ниже золотыми буквами надпись: "Тем, кто не вернулся".
   "Это была первая экспедиция. За ней последовали еще четыре. Пятая, Шестая, Седьмая, Восьмая - все это номера погибших экспедиций.
   Двадцать восемь лет. Двадцать восемь лет мы штурмовали эту манящую Утреннюю Звезду, эту проклятую планету смерти...
   На "Корсаре" в 2029-м ушло трое.
   На "Циклоне" в 2040-м - трое.
   На "Викинге" в 2043-м - четверо.
   На "Тореро" в 2049-м - пятеро.
   Светлая всем им память...
   Пятнадцать человек. Ни один из них не вернулся.
   Вернулся лишь я, оставив там Мартина. Это было в пятьдесят седьмом. Бедняга Мартин! Он слишком долго искал пеленги "Титана" среди этих бешеных помех. К этому времени фильтр уже начал пропускать в его скафандр серную кислоту. И когда он все-таки вернулся, ему уже ничем нельзя было помочь. Боже, как он мучился, этого лучше не вспоминать. И я плакал, роя ему могилу в грунте этой проклятой планеты-убийцы. Но я оставил там жилье, и мощный радиомаяк. и посадочную площадку. И после этого туда беспрепятственно пошли корабли.
   А ведь никто не верил, что мы вернемся. Что я вернусь. Когда дежурный ЦУПа услышал мои позывные, он, наверное, подумал, что они идут с того света. Во всяком случае, они не называли меня по имени до тех пор, пока "Титан" не стал видим для локаторов.
   Но я был жив, и я привел корабль, и посадил его в Тривандарам так, как не сажал до этого еще ни один корабль в своей жизни - бережно, аккуратно, с точностью до сантиметра.
   Помню, как я остановился посреди этого огромного поля и увидел, что от здания ЦУПа, сверкающего стеклами на солнце, ко мне прямо по траве, не разбирая дороги, быстро идет человек. Один-единственный человек! Я поднял забрало шлема и пошел навстречу ему. Когда мы сблизились, я узнал его. Это был сам начальник ЦУПа, старый ас, один из членов Четвертой экспедиции на Меркурий на "Фениксе". Ему тогда уже было за шестьдесят, но он был еще в хорошей форме.
   Мы остановились друг против друга на расстоянии двух шагов, и смотрели друг другу в глаза. Мне стало страшно от его глаз, а ему, вполне возможно, от моих. Окна ЦУПа были заполнены лицами персонала, и готов поклясться, что я в жизни не видел таких серьезных лиц.
   Этот человек протянул руку и слегка похлопал меня по плечу. Наверное, он все-таки не до конца верил, что это я, живой я.
   "Сынок, - тихо сказал он, и голос его дрогнул. - Знаешь ли, что ты сделал, сынок?" Он обнял меня, говоря снова и снова "Сынок, сынок!", и мы стояли так не меньше минуты, и слезы были у него на глазах...
   Так это было. Теперь с Тривандарам не стартуют Межпланетные. Отсюда уходят рейсовые к Луне, Меркурию, Марсу и Венере. А это значит, что шестнадцать жизней были отданы не напрасно.
   Мы не спрашивали, нужно ли посылать туда людей. Роботы до сих пор не способны выполнить того, что там сделали люди. А те, кто летел на Венеру, летел добровольно и с желанием доказать, что для человека нет непреодолимых препятствий. А ядерные венерианские корабли, эти бойцы, сражавшиеся до последнего вздоха, в которых выверена и оплачена кровью каждая гайка, до сих пор остаются лучшим видом космического транспорта.
   Он повернулся, прижмурив глаза, к ветру, настойчиво трепавшему его одежду и поседевшие, но еще густые волосы.
   "А даже в истории Космофлота всему этому посвящена только одна строчка, - подумал он. - "Венера - колонизована в 2057 г. атомолетом "Титан" (командир Борис Киртон)". И не каждый уже помнит, что эта строчка стоит шестнадцать человеческих жизней. Что ради этой строчки шестнадцать храбрых и умных людей ушли, чтобы больше уже никогда не вернуться..."
   Борис Киртон плотнее надвинул шляпу и зашагал к оставленной им неподалеку авиетке.
   Вскоре и он сам тоже не вернется. Погибнет во время испытательного полета, спеша на зов терпящего бедствие пассажирского корабля. Тогда, когда уже никто, казалось, не сможет помочь.
   Считалось, что никто не сможет вернуться с Венеры. Киртон - смог. И здесь он тоже - сможет. Сможет - ценой собственной жизни.
   И уже кто-то другой принесет букет алых роз к скромному памятнику с надписью золотыми буквами: "Тем, кто не вернулся".
  

Май 1990

Примечания.

МГД - магнитогазодинамические.

ЭЗМ - экспедиция Земля-Марс.

   Актинолет - космолет-парусник, движимый солнечной энергией.

ЦУП - центр управления полетом.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"