"Не в свои сани не садись", "Всяк сверчок - знай свой шесток", "По одежке протягивай ножки" - такими и тому подобными доводами нас с детства убеждают, что надо быть скромнее и "не высовываться". Против скромности ничего не имею. Но вот "высовываться" иногда просто необходимо. Как знать, может, те "сани", куда ты не сел, были как раз для тебя? "Если сознательно планировать достигнуть меньше, чем ты способен, то предупреждаю, что ты будешь глубоко несчастен всю оставшуюся жизнь" - так писал А. Маслоу.
Если не ты, то кто же?
Известный американский психолог Абрахам Маслоу обнаружил, что большинство людей боятся собственных возможностей. Мы, можно сказать, "уклоняемся от роста". Каждому человеку дан огромный потенциал, но обычно он не реализуется. Человек становится винтиком в большой машине, рабочей силой, чем угодно - но только не тем, кем он мог бы быть.
Что же тормозит и сдерживает нас? Что заставляет нас "уходить от собственного предназначения", как говорил Маслоу?
Видимо, дело в том, что нам страшно не только быть "хуже всех", но и очень уж хорошим - тоже. Наши способности всегда больше, чем тот минимум, который мы реализуем, потому что рано или поздно окружающие задают простой вопрос: "Тебе что, больше всех надо?". И возникает соблазн ответить: "Да нет, что вы, конечно же, мне не нужно больше всех. Мне нужно только самую малость. Как всем."
Парадоксальная вещь: когда человек стремится, например, "заработать все деньги" или стать чемпионом мира в каком-нибудь виде спорта, это как раз всем понятно, и социум его поддерживает. То есть, если он хочет доказать что-то окружающим, этому сопротивляются, но, в общем-то, понимают. Если кто-то ориентируется на те "планки", которые задают другие люди, и пытается прыгнуть выше - его могут посчитать "выскочкой", но не сумасшедшим, и рано или поздно смирятся с его превосходством.
Но как только кто-то перестает "доказывать окружающим" и просто занимается своим делом, своим развитием, пытается стать тем, кем именно он должен стать - его начинают травить и сдерживать. Часто и сдерживать не приходится - человек сам себя останавливает. Боится, как бы не обидеть менее способных (или более ленивых). А менее способные и более ленивые очень любят обижаться.
А. Маслоу на своих лекциях иногда говорил студентам: "Кто из вас в этой аудитории надеется написать великий роман? Кто хочет быть генеральным секретарем ООН? Или великим композитором? Кто из вас станет великим лидером?". Обычно все в аудитории начинали смущено хихикать, и тут Маслоу спрашивал: "А если не вы, то кто же?".
И в самом деле, давайте разберемся: может ли кто-нибудь сделать наше дело в жизни? Говорят, "незаменимых нет". Но это верно только в том случае, если человек выполняет стандартные обязанности в стандартной ячейке общества. Тогда его, действительно, можно легко заменить другой подходящей фигурой. Кандидатов на любое рабочее место всегда несколько. Но если он сам создал себе дело? Если он нашел или организовал для себя как раз ту работу, которая идеально соответствует его предназначению? Неужели и в этом случае человека так легко заменить? Конечно же, нет.
"Если сознательно планировать достигнуть меньше, чем ты способен, то предупреждаю, что ты будешь глубоко несчастен всю оставшуюся жизнь, отказываясь от своих способностей и возможностей" - так писал Маслоу.
Однако люди чаще всего предпочитают "синицу в руках". Мы опасаемся не только своих возможностей роста, но и способностей других людей. Несмотря на то, что каждый человек, наверное, хотел хотя бы однажды побеседовать с кем-нибудь из величайших гениев человечества -Лао Цзы, Пушкиным, Гете или Леонардо да Винчи - мало кто согласился бы безропотно терпеть одаренность близких родственников или друзей. Человек, раскрывающий свои возможности, становится неудобным для окружающих. Во-первых, он вызывает зависть и будит чувство собственной неполноценности. Во-вторых, он непредсказуем, от него всегда можно ждать чего-то экстраординарного, поэтому он вызывает тревогу. Маслоу писал о том, что в глубине души люди одновременно и восхищаются святыми, гениями, великими творцами, и вместе с тем бывают враждебны к ним. "Мы не понимаем, почему чувствуем себя глупыми, или уродливыми, или униженными, когда появляется такой человек, и склонны реагировать по принципу проекции, то есть так, как будто он хочет унизить нас, как будто мы для него - мишень" - говорил он.
Эту двойственность очень точно выразил Пушкин в "Моцарте и Сальери". Ведь Сальери убивает Моцарта именно потому, что восхищается им, даже обожает его - и не может простить ему великого таланта.
Итак, если не реализовать свой потенциал, "зарыть таланты в землю", будешь несчастным всю жизнь. Если, наоборот, реализовать их, добиться полного воплощения всех своих способностей - покоя все равно не будет, так как окружающие люди будут отравлять жизнь своей завистью и враждебностью. "Налево пойдешь - головы не снесешь, направо пойдешь - совсем пропадешь". Как же быть?
Дело в том, что в ситуацию выбора жизненного пути обычно вмешивается еще что-то, что можно назвать предназначением. Даже, может быть, высшим предназначением. Человек иной раз и хотел бы остаться маленьким и незаметным, но что-то мощно подхватывает его, появляется какой-то очень серьезный повод, чтобы перешагнуть через свой страх... Сострадание к своему несчастному народу, как у Жанны д`Арк, любовь к истине, как у Джордано Бруно или Сократа - эти серьезные мотивы накладывались на острое осознание своей избранности... Что-то большее, чем сам человек, подталкивает его к великим делам... Правда, и к насильственной смерти, зачастую.
Чтобы это осознание появилось, человеку всего лишь нужно "открыться", впустить в себя странные и великие силы мира... Держать двери восприятия открытыми. И тогда обнаруживается, что незначительных и "маленьких" людей в мире не существует. Все мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Вот только страшно это... И мы уклоняемся от своей работы.