Слюсарь Виталий Фёдорович : другие произведения.

Вне конкуренции. О романе С. Лукьяненко "Конкуренты"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.25*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья написана по прочтении романа...

  Сергей Лукьяненко. Конкуренты. - М.: АСТ, 2008. - 352 с, ISBN: 978-5-17-053595-8
   Обложка книги []
  Писатель проживает две жизни. Одна - обычная, так сказать, жизнь человека, и другая - жизнь творческая. Эти две жизни различны по продолжительности и ключевые моменты в них практически никогда не совпадают, хотя обе эти жизни коренным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга, пусть не всегда явно. Бывает так, что молодой ещё человек исписывается, превращаясь в творческом смысле в дряхлого маразматика. А бывает и наоборот - когда писатель, разменявший энный десяток лет, выдаёт романы, новизне и мощи которых могут только позавидовать молодые да ранние.
  Думается, вы без труда назовёте имена, способные послужить иллюстрацией для обоих случаев.
  Безусловно, трагично, когда уходит писатель, достигший высот мастерства, но исчерпавший отведённый ему жизненный срок. Однако ещё трагичнее, когда автор продолжает жить биологически, но умирает как писатель. Он продолжает выпускать книги, возможно, даже пользоваться популярностью, только книги эти мертвы, пусты, лишены души и жизни...
  Не так давно мне довелось прочесть новый роман Сергея Лукьяненко "Конкуренты". Отзывы в интернете на эту книгу оптимизма не внушали, равно как и рекламная шумиха вокруг неё. Увы, чем активнее рекламируется та или иная книга, тем выше вероятность, что это - очередной пиар-проект. Шум вокруг "Конкурентов" давно утих, страсти улеглись, стало быть, настала пора составить о книге своё собственное мнение.
  Это решение было принято... из чувства ностальгии, если можно так сказать. Ведь живо ещё в памяти воспоминание о том, как жарким летом 1998 года я купил на книжном рынке томик с ничего не говорившим мне тогда именем на обложке. До того из Лукьяненко читал, кажется, только рассказ в "Уральском следопыте", но журнал "Если" вовсю нахваливал "восходящую звезду отечественной фантастики", и пройти мимо новенькой книги на раскладке было невозможно...
  ПризнАюсь честно: я был потрясён. Повесть "Рыцари сорока островов" проглотил в один присест, зачитавшись за полночь. Это было здорово, потрясающе, по-настоящему и без дураков. Со страниц буквально рвался драйв, энергия, напор, герои казались настоящими, как друзья с соседнего двора, и так хотелось встать с ними плечом к плечу, сжимая в руке деревянный меч... Вторая повесть из того сборника - "Мальчик и Тьма" - произвела не столь сильное впечатление, быть может, только на фоне "Рыцарей...", которые лично для меня имели эффект разорвавшейся бомбы и до сих пор остаются, пожалуй, самым любимым произведением Сергея Лукьяненко.
  После столь удачного первого знакомства, как вы догадываетесь, я уже не мог пропустить ни одну из его новых книг. Мрачные, пронизанные пессимизмом, но от того не менее потрясающие "Осенние визиты", дилогия в жанре "космической оперы" "Линия грёз"-"Императоры иллюзий", ещё одна космическая дилогия "Звёзды - холодные игрушки"-"Звёздная Тень"... книги выстраивались на полке, радуя глаз возможностью снова заглянуть в полюбившиеся миры.
  А потом... Потом вышел "Ночной Дозор" - и наметился какой-то перелом. Из книг Лукьяненко улетучился напрочь дух новизны, энергия, драйв, и остался лишь холодный, расчётливый прагматизм заматеревшего автора. Он уже знал, на какие рычажки надо давить, чтобы добиться от читателя той или иной реакции...
  Вот ведь парадокс! Пока молодой, мало кому известный автор у себя в Алма-Ате писал почти что "в стол", не особенно надеясь на публикацию, романы его были по-настоящему ЖИВЫМИ, но стоило ему только добиться первого успеха, перебраться в Москву, как то, что делало ранние произведения хорошей литературой, вдруг исчезло куда-то, просочилось, как песок сквозь пальцы. Остались только голые схемы. Действительно, зачем париться, когда можно выгодно продать product placement?
  Коммерческий успех киноверсии "Ночного Дозора" окончательно закрепил эту тенденции. Конвейером пошли продолжения Дозоров, становившиеся всё шаблоннее раз от разу, зато успешно распродававшиеся огромными тиражами. Что поделать - рынок-с, господа! Коси коса, пока роса.
  С выходом "Спектра" забрезжила было надежда, что прежний Лукьяненко ещё вернётся, но, увы, она быстро угасла.
  Подтверждением тому, к сожалению, служит и роман "Конкуренты". Он окончательно подтвердил переключение автора с молодёжно-подростковой целевой аудитории на тех, кому плюс-минус тридцать. Много ли покупают книг те подростки?.. Вот "поколение менеджеров среднего звена" - другое дело. Им только подавай лёгкие, не обременяющие мозг и душу приключения, неважно даже, в каком антураже, хоть в мире меча и магии, хоть в космосе, лишь бы отвлечься от отвлечься от обрыдшего родного офиса.
  Автор и даёт этих самых приключениев.
  Судите сами. Молодой журналист-фрилансер Валентин натыкается на фонарном столбе на некое странное объявление. "Требуются пилоты орбитальных бомбардировщиков, космоистребителей, кораблей техподдержки. Возраст - от 18 до 45 лет, пол не имеет значения. Высокая оплата, медицинское обслуживание, страхование жизни. Контракт на срок от 3 лет. Обращаться по телефону: 8 916 654 0650". Ну, разве может нормальный человек не обратить внимание на такое? К тому же бумага, на которой напечатано объявление, обладает невиданными свойствами: не горит, не намокает, не пачкается. Валентин нюхом настоящей акулы пера чует за этим нечто бОльшее, чем просто дурацкий розыгрыш. Он звонит по номеру из объявления, затем едет в офис по адресу, который ему дали. Там обаятельная девушка Инна разъясняет ему, что в дальний космос отправится не он сам, а только его копия, которую "снимут", если он пройдёт через некую дверь... посмеиваясь, Валентин соглашается (а почему бы и нет?), проходит через эту дверь, и...
  И с этого момента действие романа разделяется на две сюжетных линии. Одна посвящена Валентину, который остался на Земле, вторая - его "копии", отправленной на космическую станцию Плюшка. На долю земного Валентина выпадет немало приключений, от журналистского расследования, до погонь и стрельбы... однако Валентину космическому выпадет ещё больше. Он и впрямь попадает в мир компьютерной игры, на боевую космическую станцию, вращающуюся вокруг неведомой звезды. Здесь всё так реально и в то же время так условно, так непривычно и так обыденно... На станции Плюшка несколько тысяч людей, вернее, "копий" людей, прошедших через агентство по найму персонала "Звёздный час", живут и занимаются тем, чем обычно и занимаются участники всевозможных компьютерных игр - летают меж звёзд, добывают ресурсы, торгуют, организовывают альянсы, дружат и враждуют. Время от времени воюют. Чаще всего между собой, но изредка - с инопланетянами-"жуками". Попавший в самый водоворот событий Валентин пытается найти ответы на целый ворох вопросов. Кто создал Плюшку, боевые космические корабли и прочую технику, явно опережающие земные технологии на тысячи лет? Кто и с какой целью перебрасывает сюда землян? Почему на Плюшке не рождаются дети?
  Не стану выдавать секреты сюжета, желающие без труда могут прочесть книгу и узнать всё самостоятельно. Поговорю о другом. Почему автор облекает небезынтересную идею (поданную в самом конце романа) в столь заурядную литературную обёртку? Шаблонные ситуации, шаблонные ходы, шаблонные герои говорят шаблонными фразами... Я уж молчу о некоторых "перлах" стиля (Например: "Зиновий снисходительно улыбнулся, давая понять, что снисходителен к такой фамильярности"), достойных клавиатуры рядового графомана. Почему, хотелось бы знать, книги автора, называемого не иначе как "мэтром отечественной фантастики", выпускаются даже без элементарной редакторской правки? Что это - случайность? Или проявление циничного пренебрежения к читателю? Дескать, чего там. Пипл и так схавает, хавает и не такое.
  А может, перед нами и не книга вовсе, а рекламная "джинса" объёмом в полтора десятка авторских листов? Ведь игра с названием, приведённым в романе, реально существует в интернете. Кто платит, тот и книжки заказывает. Но в таком случае и на обложке должно быть указано "На правах рекламы", как это делается в газетах, пусть даже самым мелким шрифтом.
  Право, так было бы честнее по отношению к читателю.
  Открытый финал "Конкурентов" указывает на неизбежность продолжения, да и автор обещал нам целую трилогию. Искренне хотелось бы верить, что в последующих романах этой трилогии к нам вернётся прежний Сергей Лукьяненко, а не автор штампованных новеллизаций компьютерных игрушек.
  Или, если дела пойдут так и дальше, в конце концов, мы дождёмся и романа по мотивам "Тетриса"? Почему бы и нет. Игра популярная, поклонников у неё много...
  Коммерческий успех обеспечен!
Оценка: 5.25*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"