Смэш Иван Иванович : другие произведения.

Порочное потребление

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конкретизация потребительского общества. Список порочных потребностей и стереотипов. Замечания, дополнения и конструктивная критика приветствуется.


"Успею, возьму больше,

Чтоб утащить с собою,

Вот только бы подольше

Не прорастать травою".

   Все мы, хотим мы того или нет, являемся потребителями. Постольку, поскольку у нас есть те или иные потребности в товарах и услугах. У одних их объем и ассортимент больше, у других - меньше. Одним нужно - одно, другим - другое. Но полностью перестать потреблять невозможно. Да и не нужно. Само по себе потребление не несет ничего плохого. Но в обществах западного типа/ западной ориентации потребление/ "досуг" становится чуть ли не самым главным в жизни. "Иметь" (обладать) становится важнее "быть" (бытовать). У разных народов и социальных групп степень важности этого процесса - разная. Но тенденция просматривается. Но для того, чтобы потреблять больше и лучше, нужно производить все больше и больше. Все качественней и эффективней. Экономический рост (и даже увеличение темпов роста) становится почти самоцелью ("вот удвоим ВВП и заживем счастливо"). Как результат, мощный удар по окружающей нас среде и необходимость всем вкалывать (эксплуатировать и быть эксплуатируемым системой), чтобы увеличить объем и качество "счастья". В результате, такая экономическая система "навязывает" нам (преднамеренно или естественным для себя образом) массу ложных потребностей и потребительских стереотипов. Серьезная или даже основная часть нашей структуры потребления становится порочной. Многие порочные потребности и потребительские стереотипы настолько укоренены, что их порочность привычна и почти не бросается в глаза. Но эту порочность мы должны оплачивать собственным трудом. Либо эту порочность оплачивает труд других. В результате этого мы убиваем наше время, нашу жизнь. Сначала вкалываем до изнеможения, потом тратим время на выбор покупки, ее усвоение. В итоге, все это оказывается на свалке. Причем с ростом благосостояния меняются потребности. В первую очередь, качественно. Так что богатые тоже плачут. Тоже надо очень много работать. Просто меняется характер труда. Материальное положение даже простых людей, даже если сравнить его с началом XX века, улучшилось многократно. Техника дала новые, прежде не существовавшие возможности. Но теперь этого уже недостаточно. Постольку, поскольку появились такие вещи и вещи такого качества, которые большинству людей недоступны. Значит есть к чему "стремиться". В то же время многие проблемы человечества так и не решены. Многие действительно важные вещи практически повсеместно финансируются по остаточному принципу. Но мы, простые люди, "скромные потребители", можем сказать свое слово "звонкой монетой" (минимизируя потребности, мы высвобождаем свой труд и время). Ведь предложение определяется спросом.
   Ниже я попытаюсь "мелочно и тупо" перечислить все существующие, на мой взгляд, порочные потребности и потребительские стереотипы (нельзя же бесконечно говорить об абстрактном обществе потребления. Надо конкретизировать) как индивидуальные, так и общественные. Список открыт для замечаний, дополнений и конструктивной критики (Я старался не включать в него то, в "порочности" чего я сомневаюсь. В принципе, потребительски можно подходить абсолютно ко всему в жизни. Я старался вычленить то, что порочно в принципе. Вероятно, я о многом забыл. Потому что вот так охватить всё очень сложно. К каждому "пункту" надо прийти. Так что любые нормальные дополнения и критика - то что нужно). :
  -- Украшения из драгоценных камней (стекляшки) и металлов. Уверен, что большинство людей не в состоянии с полной уверенностью отличить подлинные "драгоценности" от подделки. Чем тогда отличается для потребителя "драгоценное" изделие от самого обычного кроме осознания "имиджевого" превосходства первого над вторым?
  -- Декоративная косметика, лак для ногтей. В этом нет ничего красивого! Что за боевая раскраска! Молодым она не нужна, зрелых "портит", старых делает "пошлыми". Часто ее бывает слишком много или она совсем не идет. Хочется видеть человека таким, какой он есть.
  -- Пластическая хирургия (за исключением случаев, когда физическое "уродство" отравляет человеку жизнь). Это противоестественно. Кто видел как они делаются (хотя бы по телевизору), тот представляет насколько этот процесс ужасно выглядит. Кроме того, большинство этих операций делаются для достижения весьма спорных стереотипов красоты.
  -- Автомобили (до некоторой степени). Индивидуальный транспорт сам по себе не так уж плох. Но ситуация, когда в здоровенной машине едет один человек не нормальна. Если уж говорить об индивидуальном транспорте, то это должны быть небольшие автомобильчики, расчитанные на одного-двух человек (вроде Daimler-Chrysler Smart и итальянского Tango). Подобные автомобили при нормальных объемах производства были бы очень дешевы, экономичны, сделали бы гораздо более высокой пропускную способность дорожной сети и решили бы проблемы с парковкой. По этим причинам однозначно не приемлемы джипы (особенно в среде горожан). Также как и "спортивные" автомобили. Дорогие и опасные для водителя и окружающих (особенно при движении в населенных пунктах) безделушки. Кроме того, весьма распространенной является ситуация, когда человеку не по карману автомобиль, но он изо всех сил надрывается, чтобы на него заработать. А потом надрывается, чтобы его содержать. В случае же если человеку автомобиль по карману, он будет надрываться чтобы заработать на какую-нибудь "крутую тачку". Без нее не будет ему "счастья".
  -- Букеты цветов (мертвые растения, которые придется выкинуть через пару дней)
  -- Рестораны. Сама по себе не самая плохая идея. Но отряд официантов (прислуги) - это порочно. Точно также как высокая стоимость. В результате, люди платят большие деньги "за поесть в красивой обстановке". Да здравствует широкое распространение приличных столовых!
  -- Книги. Они дороги. Нередко книга прочитывается лишь одним человеком. Они занимают много места. А в итоге попадают на свалку. Я за электронные книги и тексты. Они бесплатны (пока еще этим не начали активно торговать. Но, в любом случае, они будут дешевле и доступней), не занимают места, легко передаются по всему миру, легко редактируются и, в случае ненужности, удаляются. Для развития этого процесса нужно распространение удобных программ именно для чтения книг.
  -- Кассеты и диски всех видов. С развитием и удешевлением передающих/принимающих цифровую информацию технологий от них нужно отказываться как от лишнего хлама в доме и потенциального мусора в будущем.
  -- Антиквариат. Что может быть умного в покупке дорогущего старья! Те кому приходилось пользоваться обычным старьем или даже только обычным старьем никогда не будут этого делать. Но это скорее потребность очень небольшого слоя людей.
  -- Азартные игры на деньги (в том числе казино, игровые автоматы, "спортивные" тотализаторы, лотереи). В этой системе все просчитано. В целом, ты всегда будешь терять, больше чем выигрывать. Ведь тогда это не было бы выгодным бизнесом. Конечно, большинство людей не слишком отдает себя этому занятию. Но зачем тратить на то, что тебе не очень нужно. Когда же люди этим слишком увлекаются, это становится болезнью. Некоторые проигрывают все, что имеют. Наверное, эта отрасль экономики вообще является полностью паразитической.
   - Алкоголь, наркотики. Для нормального естественного существования человеку они не нужны. Они преломляют сознание. Вредят здоровью (от чего и воздействие на сознание). Служат уходом от реальности. От решения проблем. А при чрезмерном употреблении - просто другим способом самоубийства. Сигареты тоже вредят здоровью. Со стороны же производителя и продавца (особенно что касается сигарет и тяжелых наркотиков) заниматься бизнесом в этой сфере - просто преступление.
  -- Производство армейского (не служащего для индивидуальной защиты) оружия и боеприпасов и их последующая отнюдь не дешевая утилизация (попробуй-ка утилизируй атомную подлодку или химическое оружие).
  -- Содержание вооруженных сил. Обучение, обеспечение и вознаграждение людей, которые по сути своей являются дармоедами, поскольку ничего полезного для мирной жизни не делают. А только готовятся к войне. Я произвел подсчеты (на основании справочника: Вооруженные силы стран мира. Минск, 2002.) по которым получилось, что в 1999-2000 годах численность личного состава регулярных вооруженных сил всех стран мира вместе взятых составляла 20,3 млн. человек (все это преимущественно мужчины трудоспособного возраста; также не следует забывать, что в большинстве как развитых стран, так и, как мне кажется, в большей степени в странах третьего мира военные традиционно являются элитой и обеспечиваются на высоком и очень высоком уровне), что составляло 0,33% населения Земли (население Земли в 2000 году по некоторым оценкам составило около 6050 млн.чел.) При этом сумма военных бюджетов всех стран мира была равна почти 680 млрд. долл. (что несколько больше современного годового ВВП России). Это было примерно по 112 долларов США на каждого землянина.(Приличная сумма, если вспомнить о существовании очень бедных стран третьего мира, где по-прежнему актуальна проблема голода и том, что не каждому землянину нужна помощь). Здесь также следует добавить, что почти 40% военных расходов во всем мире приходились на "главного борца за свободу, демократию и мир во всем мире" - США (270 млрд.долл). Проблема, конечно, в том, что армии существуют по всему миру. И отдельно взятой стране, в особенности, в условиях отсутствия прецедента в лице развитой и сильной страны, не имеющей регулярной армии, очень трудно будет отказаться от таковой.
  -- "Юридические" услуги "друзей чиновников" (риэлторы, юридические консультации и отчасти нотариусы). Эти ребята (не считая нотариусов), пользуясь правовой безграмотностью людей, их неумением и отсутствием возможности получать информацию о законах, вообще боязнью правовой сферы и бюрократических структур (люди думают, что все это темный лес, а с бюрократами могут договориться только знающие ловкие люди, а напрямую и без ухищрений ничего сделать нельзя) "берут на себя" всевозможные вопросы, связанные с бумажками. При этом сами они нередко малопрофессиональны, безответственны и способны делать работу только по шаблонам типичных ситуаций. Все они (уже включая нотариусов) очень высоко ценят свою работу и без всякого зазрения совести дерут деньги. В общем, эта сфера экономической деятельности, во многом, паразитическая.
   Порочные потребительские стереотипы:
   Основа этих стереотипов - отождествление себя со своими вещами. (Я - это мои вещи). Эти стереотипы не безусловны. Мало у кого они существуют в чистом виде. Но их влияние (в той или иной мере) на очень большой процент людей очевидно. При этом, мне кажется, на старшие поколения они распространяются в гораздо меньшей степени.
   - "Фирменная вещь". Это когда что-то выбирается исходя из известности или даже имиджевости торговой марки. Отчасти это объясняется нередко вполне оправданным мнением, что фирменные вещи лучше и надежнее. Но гораздо чаще это результат рекламы. Человек не будет спокойно и уверенно себя чувствовать, если у него будет там какая-то простая вещь. Обязательно нужна вещь с разрекламированной торговой маркой. При этом человек может не иметь никаких других критериев для оценки этой марки кроме обильной рекламы. Но все равно он будет готов заплатить больше именно за такую марку.
   - "Нужна новая, самая навороченная вещь". В первую очередь, относится к мобильным телефонам. Меньше к компьютерам, другой электронике. Возможно, к чему-то еще. Это когда вещь покупается не исходя из конкретных повседневных потребностей человека, а исходя из того, что нужно непременно самое-самое, что есть в наличии. При этом люди готовы платить за функции/ "навороты" значения которых они даже не знают. Особенно до смешного доходит с мобильными телефонами. У некоторых просто появляется мания все время покупать новые модели, избавляясь от старых. Нередко также можно увидеть "бомжеватых" личностей с очень "крутыми" телефонами.
  -- "Чем круче эта вещь, тем круче я". Для простых - мобильные телефоны. Для богатых - автомобиль.
  -- "Страна производства". Почти то же самое, что "фирменная вещь". Все что сделано в какой-то одной стране считается обязательно хорошим. Все что сделано в какой-то другой стране считается обязательно плохим. Настоящее (нужное вставить) делается только в этой стране. Швейцария - настоящие часы. Италия - настоящая одежда, обувь. Франция - настоящая косметика. Список можно продолжать. За страну производства многие готовы серьезно переплачивать. При этом многие из таких людей наивно думают, что покупая какой-нибудь западноевропейский или североамериканский брэнд, они покупают и "страну производства". На этикетки (наклейки, инструкции), где честно пишут, где сделана вещь (скорее всего в Восточной Азии) они посмотреть не догадываются.
  -- "Латиница". Похоже на "страну производства" и отчасти "фирменную вещь". Название фирмы на латинице воспринимается как то, что вещь сделана на Западе. При этом забывается, что даже очень многие отечественные производители имеют торговые марки, написанные латинскими буквами. Наверное, этот стереотип не очень силен и его значение падает. (как со временем исчезло представление о том, что все импортное - очень хорошее). Но на некоторых людей влияние все же имеет.
   - "Вещь из крутого магазина". В рамках этого стереотипа считается, что, если вещь приобретена в солидном или даже "фешенебельном" магазине, то это говорит о ее высоком качестве и надежности покупки (возврат, обмен, гарантия). Отчасти это так. Но далеко не всегда. Как можно догадаться вся эта солидность по большей части показная (хорошие интерьеры, представительные натасканные сотрудники). Если говорить о надежности, то это до некоторой степени относится лишь к крупным сетевым магазинам. Но за эту солидность и некоторую (не очень высокую) надежность потребителю необходимо переплачивать по несколько десятков процентов стоимости. Но это если говорить о крупных сетевых магазинах. Но существует масса магазинов, которые ничего особенного из себя не представляют, тратятся на представительский вид, корчат из себя большую крутизну и задирают цены. Нередко такие магазины принадлежат всего лишь индивидуальным предпринимателям (то есть это, строго говоря, даже не фирма). Зачастую они работают под брэндами известных компаний. Думаю, нередко не имея на это прав. Или имея, что тоже в общем-то ничего не означает (Называется это франшиза. Это когда фирма платит брэндовой корпорации деньги за использование ее имени. При этом, как правило, она должна выполнять некоторые условия, которые ставит брэнд, в порядке и условиях своей работы).
   "НЕ ВНЕШНЕЕ А ВНУТРЕННЕЕ! НЕ ИМЕТЬ, А БЫТЬ!"
  
   Больше мне пока в голову ничего не пришло. Но я решил не откладывать в долгий ящик и выложить. Рассчитываю на ваши замечания, которые помогут улучшить и дополнить статью. Мне кажется, что это как раз тот случай, где коллективное творчество может оказаться очень плодотворным. За "творческий импульс" и некоторые идеи большое спасибо Эриху Фромму и Михаилу Магиду.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"