Смирнов Михаил : другие произведения.

Дрынь.... Дринь....

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Дрынь.... Дринь....
  
  
  
   - Сынок, к тебе Андрейка пришел, - сказала мать. - Ждет, не раздевается. Иди...
   - Сейчас. - Ответил Саша.
   Сложив учебники и тетради, он вышел из комнаты.
   - Санька, привет! - сказал Андрей. - Пошли на улицу. Снега намело - ужас! Школьный забор можно перешагнуть.
   - Да ну..., - протянул Саша. - Что там делать?
   - Придумаем что-нибудь, - сказал Андрей. - Снег глубокий. Ходы пророем или в пан - гору будем сражаться.
   - Ага, поиграем, - засомневался Саша. - Иван Семеныч поймает. Вот уж, радости будет!
   - Не дрейфь, Саня, - махнул рукой Андрей, - он же старый! Не успеет догнать.
   - Опасно там играть, - сказал Саша, - теплица рядом с горой. Кувыркнешься и залетишь внутрь.
   - Пошли, - стал уговаривать Андрей, - ничего не случится. Мальчишки дожидаются. Собирайся...
   Саша оглянулся на мать и нерешительно спросил:
   - Мам, я немножко погуляю? Ребята зовут.
   - Иди, но не задерживайся, - ответила она и кивнула в сторону окна. - Опять метель началась. Долго не бегайте, простудитесь.
   - Хорошо, мам, - сказал Саша и, одевшись, быстро пошли с Андреем на улицу. - Ух, ты! Ветер с ног сбивает. И, правда, что забор занесло. Вот так сугробы! Вон и Рыжик с Вовкой на горе толкаются. Побежали...
   Проваливаясь в глубокий снег, они добрались до забора, перевалились через него и полезли по склону горы, которая находилась рядом с теплицей.
   - Эй, ребята, - крикнул Саша, - как будем играть? Я с Андрейкой, а вы против нас. Согласны?
   - Не-а, - шмыгнул носом худенький мальчишка, Володя. - Мы проиграем. Я буду с Андрюхой, а ты с Рыжиком!
   - Ишь, чего захотел! - Саша толкнул соседа. - Привык всегда за чужую спину прятаться.
   - Что толкаешься? - Володя ударил в грудь Сашу. - Как дам разок, так с горы слетишь!
   - Попробуй, - Саша хотел броситься вперед, но Володя сорвал с него шапку, размахнулся и забросил ее в снег, а сам отскочил в сторону, съехал с горы и рассмеялся.
   - Здорово обманул тебя! Можешь искать свою тюбетейку, а я домой пошел. Вот так!
   - Ну, Вовка, если поймаю, получишь. Понял?
   - Ха, напугал! Я из дома не выйду, а будешь приставать, папке пожалуюсь. - Ухмыляясь, сказал Володя и направился к забору.
   - У-у-у, поймаю! - пробормотал Саша, прикрывая лицо воротником, стал пробираться по снегу к теплице.
   Укрываясь от ветра, он медленно брел, увязая в сугробах чуть ли не до пояса. Преодолев последние метры, схватил шапку, отряхнул и надел, чувствуя, как замерзла голова, и только хотел пойти назад, как донесся голос Андрея:
   - Беги, Санька, беги! Иван Семеныч поймает...
   Оглянувшись, Саша увидел, что к нему быстро приближался учитель по труду: высокий хмурый старик, которого ученики опасались за грозный вид и строгий характер. Саша заметил, что ребята перепрыгнув забор, скрылись за углом дома и понял, что не успеет убежать за ними, и остался на месте, думая, как его отведут к директору.
   - Ах ты, озорник! - учитель ухватился его крепкой рукой. - Почему балуешься возле теплицы?
   - Я.... Мы.... Я к вам шел, Иван Семеныч, - растерявшись, сказал Саша.
   - Зачем? - продолжая держать, спросил учитель. - Что тебе надо?
   - Я..., - запнулся Саша, - спросить хотел.
   - О чем?
   - Можно вам помогать в теплице? - сказал Саша.
   - Помогать? - Иван Семеныч взглянул из-под густых бровей. - Откуда такое рвение к работе?
   - Мне видно, что вы бываете в теплице, - заторопился Саша и показал на свой дом. - Вон, наше окно на втором этаже! Я уроки учу и наблюдаю, как вы что-нибудь делаете. Брат рассказывал, что в теплице много интересного, цветы растут...
   - Брат? Как его зовут, и в каком классе учится? - спросил учитель, отпуская воротник.
   Саша вздохнул с облегчением, поняв, что ругать не будут и к директору не поведут.
   - Славка Волченков. Он в 8 - а учится, - сказал Саша.
   - Знаю-знаю. Хороший парнишка, - качнул головой учитель, - трудолюбивый.
   - Нас мамка всему научила...
   - И с ней знаком, - перебил он Сашу. - Правильно делает, что приучает. В жизни все пригодится. Ну, пойдем со мной. Вижу, что стоишь и мерзнешь.
   Выбравшись из сугробов, они направились в теплицу.
   Учитель расспрашивал о семье, а Саша рассказывал, замечая, как внимательно слушал Иван Семеныч. Сейчас он уже не казался грозным, как раньше. Лицо, испещренное морщинами, поблекшие, но пытливые глаза, хмурная насупинка на переносице, большие мозолистые ладони с черной каймой ногтей на узловатых пальцах - это все придавало ему вид хмурого, недовольного человека. За разговором Саша не заметил, как они подошли к входу в теплицу.
   - Проходи, - сказал учитель, пропуская его в тамбур. - Сейчас вторую дверь открою, и спускайся по лестнице. Не поскользнись - упадешь.
   Теплый влажный воздух охватил Сашу, когда он вошел внутрь. Пахнуло сырой землей, словно после дождя, чем-то пряным, какими-то незнакомыми запахами. Не удержавшись, он громко чихнул.
   - Что, - хохотнул учитель, - непривычно? Ничего, пройдет! Сейчас включу свет и покажу свое хозяйство.
   Раздался щелчок и, засветились, засияли яркие лампы, заставляя Сашу зажмуриться. Послышался еще один щелчок, и донеслось какое-то тихое жужжание.
   Приоткрыв глаза, Саша увидел, что стоявшие в середине теплицы многоярусные металлические пирамиды медленно крутятся.
   - Иван Семеныч, а зачем они вертятся? - спросил Саша.
   - Затем, чтобы свет равномерно их освещал, - сказал учитель, добродушно улыбнувшись, - тогда семена взойдут одновременно, и рассада не будет болеть, а станет крепкой, и урожай хороший соберем. Сними пальтишко, ботинки. Пусть просохнут. Вон, надень тапки и подойди, погляди.
   Торопливо разувшись, Саша подошел к пирамиде. Заглянул под нее, чтобы узнать, как она крутится, потрогал влажную землю, кое-где проклюнувшиеся, маленькие, бледно-зеленые росточки и, обернувшись, увидел на длинных стеллажах, что стояли вдоль стены, большие красивые розы. Невольно посмотрел на окно, за которым бесновалась метель, и снова перевел взгляд на цветы.
   - Ух ты, красотища! - сказал он, кивнув в сторону улицы. - Даже не верится. Там зима, а здесь, как в лето попал. Здорово!
   - Поэтому и гоняю ребятишек - озорников, чтобы случайно стекло не разбили, - сказал учитель, - тогда все может погибнуть. Видишь, везде висят термометры? Для того чтобы в теплице была постоянно одинаковая температура. У меня и помидоры с огурцами растут, и всякие растения экзотические. Пошли, покажу...
   Саша рассматривал многочисленные стеллажи, где на одних только всходила рассада, на других цвет набирала, на третьих были созревшие помидоры и огурцы. И повсюду висели таблички с названиями сортов. Он хмыкнул и ткнул в одну из них:
   - Зачем они нужны? Помидор и есть - помидор.
   - Не скажи, - ответил Иван Семеныч. - У каждого сорта свой вкус, запах. Одни для еды, другие для солений и салатов. А теперь взгляни на это...
   Саша повернулся, и непроизвольно присвистнул. Между пирамидами, упираясь в стеклянную крышу, росло что-то непонятное с огромными листьями, под которыми можно было спрятаться.
   - Что за дерево? - спросил Саша, разглядывая толстый ствол.
   - Ошибаешься, - рассмеялся учитель, - это трава.
   - Брешете, - недоверчиво сказал Саша и быстро поправился. - Извините, обманываете.
   - Почему? - расхохотался учитель, глядя на смущенного Сашу. - Мне присылают семена со всех концов нашей страны и даже из-за границы. Они дороже золота...
   - Правда? - перебил Саша. - А можно посмотреть?
   - Ну, ладно, - сказал учитель, - покажу свой клад.
   Он протиснулся между стеллажами, подошел к массивному сейфу, и со скрипом отворил дверцу.
   Саша заглянул внутрь, где лежали на полках стопки пакетиков с надписями. Взял один. Раскрыл. Высыпал на ладошку с десяток семян и спросил:
   - Золото? Ха! - он махнул рукой. - Такими бабульки торгуют. Сам видел. Меня не обманешь!
   - Ну, Фома Неверующий! - кашляя, засмеялся учитель. - Не каждый в них разбирается. У меня мыслишка в голове давно крутится. Потом скажу, а сейчас еще покажу, что задумал. Может, что-нибудь посоветуешь, одному тяжеловато с хозяйством справляться.
   Они направились в дальний конец теплицы.
   Иван Семенович показывал и рассказывал о растениях, овощах, фруктах, каких-то травах с незнакомыми интересными названиями.
   Саша увлеченно его слушал, изредка задавая вопросы, на которые учитель старался подробно и доходчиво ответить. Вдруг Саша наткнулся на руку Ивана Семеныча, стоявшего на краю котлована.
   - Все, пришли, - сказал учитель. - Знаешь, что я хочу тут сделать?
   - Не-а...
   - Большущий аквариум с редкими рыбами.
   Посмотрев вниз, Саша перевел взгляд на учителя.
   - Какой-то странный. Аквариумы стеклянные, с подсветкой, как у нас был, а тут, словно в погребе. Кто увидит ваших рыб? Им воздух нужен, вода свежая, а как здесь менять? Ведрами таскать, да? - он звонко рассмеялся. - Нет, не получится.
   - Я все продумал, - сказал учитель и ткнул узловатым пальцем. - Там будет слив, тут я сделаю в стенах отверстия для подводки свежей воды, и поставлю насосы, чтобы воздух закачивали. Понял?
   - А подсветку? - хитро сощурился Саша.
   Иван Семеныч взглянул на яркие лампы, опять посмотрел в котлован и вздохнул:
   - Да, это я упустил. Размечтался, а главное забыл. Что посоветуешь, Саша?
   Саша гордый, что к нему обратился самый строгий учитель, присел на корточки и, стал рассматривать будущий аквариум, не замечая, как стоял позади Иван Семенович и добродушно улыбался, наблюдая за ним.
   - А если стенки сделать из стеклянных кирпичей, какие мы видели на стекольном заводе, когда были на экскурсии? - сказал Саша. - Они же свет пропускают, а сзади них поставить лампы. Нормально?
   - Молодец, - похвалил учитель, - а я не сообразил. Вот голова садовая!
   Невольно оглянувшись, Саша пожалел, что рядом с ним нет друзей, которые услышали бы, что сказал Иван Семеныч.
   - А-а-а, ерунда! - махнул он рукой. - Можно много придумать, если тут заниматься.
   - Вот-вот, - подхватил учитель, - я и хотел узнать, будут ли ребята ходить, если создам кружки?
   - Конечно! - сказал Саша. - Что за кружки будут?
   - Разные: овощеводческий, цветоводческий, по рыбоводству, птиц разведу в вольерах, дендрологический...
   - Какой? - не понял Саша. - Дрынь..., дринь...
   - Дендрологический, - повторил Иван Семеныч.
   - Что в нем делать? - заинтригованный названием, спросил Саша.
   - Как бы тебе объяснить..., - сказал учитель. - Школьный сад хорошо знаешь?
   - Еще бы! Каждый год в нем отработка идет, а что?
   - Мечта есть у меня. К деревьям привить разные сорта не только яблок, но и груш. Представь себе - стоит яблоня, а на ней растут и ранетки, и белый налив, и башкирская красавица, и груши.
   - Здорово! - воскликнул Саша. - Я бы пошел в этот кружок заниматься.
   - Вот и приходи с ребятами, - сказал учитель. - Лучше полезным делом заниматься, чем без пользы шляться по улице и хулиганить. Буду вас ждать...
   Долго еще рассказывал Иван Семеныч о работе, планах, мечтах. Потом взглянул на окно, где уже начало темнеть и спохватился.
   - Эх, заговорил тебя! Беги, одевайся. Дома, наверное, потеряли. Я сейчас подойду.
   Саша надел пальто, обувь, сдвинул на затылок шапку и увидел, что подошел учитель со свертком в руках.
   - Держи, Сашок, - сказал он. - Маме передай. Слышал про вашу семью. Все знаю. Не помни, пока несешь. Там огурцы и помидоры. Ну, беги. Завтра жду...
   Попрощавшись, Саша выскочил на улицу, повторяя про себя название кружка. Пробежал по дорожке. Перевалился через забор. Направился к подъезду и, распахнув дверь, столкнулся с ребятами.
   - Что, Санька, попало от директора? - загомонили они. - Мамку вызовут, да? Оштрафуют, наверное...
   - Мальчишки, подождите, я сейчас вернусь, - улыбаясь, сказал Саша, и побежал по лестнице. - Не уходите! Такое расскажу, что упадете.
   Открыв дверь в квартиру, Саша крикнул:
   - Мам, мам, иди сюда! Держи...
   - Что здесь? - спросила мать, забирая сверток.
   - Вари картошку. Там помидорки с огурцами. Я был у Ивана Семеныча. Он гостинец передал. Сделай салат, хорошо? Завтра начинаю в кружке заниматься.
   - В каком?
   И в этот момент Саша понял, что не запомнил название. Задумавшись, он нерешительно произнес:
   - Дрынь.... Дринь..., мам, забыл! Ну, где на одном дереве растут яблоки и груши, так говорил учитель. Потом вспомню, а сейчас я к мальчишкам сбегаю. Им расскажу, что Иван Семеныч будет нас ждать. Ладно, мам? - и выскочил, захлопнув дверь...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"