Смирнова Марина : другие произведения.

Всё тот же принцип развития

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Всё те же этапы развития. Примеры на этот раз из химии, биологии, психологии, музыки, шахматной мысли.


Всё тот же принцип развития...

  
   С детства мучает ощущение единства мира! Единообразие, фрактальность, одинаковые законы развития. Натыкаюсь на это вновь и вновь. И особенно радостно оказывается, когда термины этого единого закона в одной области вдруг точно по смыслу соотносятся с этапами развития в другой области, и чем дальше области друг от друга, тем больше удовольствия причесать их под одну красивую гребенку. Под закон диалектики. Единство и борьба противоположностей "Один" и "Много".
   Мои предыдущие работы описывают такие неизбежные этапы развития систем и изобретательской мысли как <Специализация>; <Концентрация>; <Динамизация>, и следующий круг: <Многоролевой объект>; <Масса многоролевых частиц с общим двигателем> и <Самодвижущаяся мелкодисперсная среда>, которые суть те же самые Специализация, Концентрация и Динамизация, только на другом уровне. Термины были восприняты от Г.С, Альтшуллера, хотя слегка переиначены. Ведь им они подавались как отдельные приемы изобретательства. Но поскольку он отмечал, что один прием сильнее другого, это дало повод рассмотреть их как этапы одного пути, и этот подход оказался плодотворным. Я показывала на примерах, что движение именно в этом направлении происходит как в технике, так и в экономике.
   У меня на самом деле давно лежат наготове примеры того же движения в физике, биологии, психологии, даже в шахматной мысли и музыке, и я выложу их здесь. Не выкладывались они до сих пор, чтобы не уводить внимания от главного, (как тогда казалось, то есть от областей, где реально можно получить прорыв - изобретения и бизнес), а с другой стороны, термины. Слишком они сложны на слух. Казалось, не объясняют, а даже, наоборот, затуманивают суть.
   Кстати, тот же принцип встретился в статьях, осмысляющих рациональное зерно, имеющееся в нумерологии и каббале, в магии чисел. Хотя и в других терминах, но смысл заложен тот же! Вначале идет удвоение, затем развертывание, потом свертка. Тот же самый принцип! Очень важный! И такими простыми словами выражен! Особенно свёртка. Как точно.
   Но всё же любые термины, кажется, уводят от сути.
   Словом, хочется на этот раз обозначить всё те же три этапа предельно просто, не через специализацию, концентрацию. динамизацию, и не через удвоение, развертывание, свертку, а совсем элементарно, через ОДИН и МНОГО.
  
   Итак, примеры:
  

В природе

   Исходная точка пути:
   ОДНО
   Атом водорода: один электрон - один протон

Первый круг: появляется новая система: вещество

   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Много электронов вокруг ядра, разное их количество - разнообразные элементы
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Молекулы. Кристаллы, пространственные решетки.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Одна формула - разные пространственные структуры - иные свойства. Изотопы (при одном и том же атомном весе отличаются числом нейтронов). Первые органические молекулы (при одном и том же составе элементов (в основном, кислорода, водорода, углерода и азота), свойства меняются в зависимости от пространственной схемы соединения этих элементов)

Следующий круг: появляется новая система: органика

   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Появляется много разнообразных органических молекул.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Появление аминокислот. Построение гигантских органических молекул, белков в первобытном океане - горячем "бульоне" из органики
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Клетка. Замкнутая самодостаточная органическая структура. Это то ли одна гигантская молекула, то ли много взаимосвязанных. В результате продолжающихся химических реакций со средой она не изменяет, а наоборот, поддерживает неизменным свой химический состав.

Следующий круг: появляется новая система: жизнь

   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Много несвязанных клеток, самостоятельных живых существ, со своей специализацией, одни более других приспособлены к движению, другие к захвату и перевариванию, третьи обладают повышенной чувствительностью, ...
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Многоклеточный, но не дифференцированный организм. Полипы, коралловые острова.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Специализированный организм. По сути, орган. Первый орган - желудочно-кишечный тракт. Кишечно-полостные, гидра.

Следующий круг: появляется новая система: животное

   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Много несвязанных организмов-органов. Деление на растительный и животный мир, на жертв и хищников.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Симбиоз, многоклеточный организм, состоящий из отдельных организмов, помогающих жизнедеятельности друг друга.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Организм, состоящий из органов.

Следующий круг: появляется новая система: общество

   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Много несвязанных животных или людей-членов будущего сообщества, стаи, стада, муравейника, улья...
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Сообщество, состоящее из членов, действующее как единое целое
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Парная семья

Следующий круг: появляются новые системы:

биоценозы, сообщество планеты...

Музыка (история музыки)

   Исходная точка пути:
   ОДНО
   Музыка не была вначале самостоятельным явлением, а являлась составной частью культового действа, в которое входили также танец и ритуальные предметы и рисунки. Музыка отражала природные звуки и эмоциональные возгласы.
   ПЕРВЫЙ КРУГ: появление музыки как самостоятельной системы
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Музыка становится отдельным видом искусства. На этом этапе произведений создается много, но каждое произведение отражает только одну эмоцию.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Концерты, где звучат весьма различные произведения. Оперы и
   балеты, где одно настроение сменяет другое.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Музыкальные произведения, где идет ПОВТОРЕНИЕ одной музыкальной темы с вариациями эмоций - тревога, легкомысленность, радость, торжественность и др.
   СЛЕДУЮЩИЙ КРУГ: выход за пределы системы.
   Музыка перестает развиваться как музыка и совершенствуется в своем прикладном значении, приобретает новую роль .
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Музыкальный отрывок, используемый в измененном виде или сочиняемый не ради чистой музыки, а в других целях, например, для спектакля, кино или рекламы. Цветомузыка. Караоке.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Серийная додекафония - это техника музыкальной композиции начала 20-го столетия (А.Шенберг). Она подразумевает тотальную организацию музыкального сочинения методом сочетания и перестановки. Музыкальные фрагменты в композиции оказываются разными, но собраны из одних и тех же элементов.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Композитор более не нужен. Компьютерная программа предлагает любому собрать нечто в его вкусе из имеющихся в базе данных отрывков мелодий, аккомпанементов, сопровождения ударных.
  

Шахматы

  
   Исходная точка пути:
   ОДНО
   Шахматы впервые появились в Индии. Раскопки показывают, что наиболее ранний вариант игры включал в себя лишь игральную кость и по одной фигурке для каждого играющего, и игра заключалась в том, чтобы первым пройти своей фигуркой путь до конечной цели. Игра представляла собой вариант игр с игральной костью.
   ПЕРВЫЙ КРУГ: появляется самостоятельная система - Шахматы как самостоятельная игра, а не вариант игры с игральной костью.
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Появляются шашки как разновидность шахмат: много одинаковых фигурок, обладающих правом на одинаковые ходы. Одновременно появляются разнообразные правила игры в шахматы с одной фигуркой: съесть чужую пешку, загнать ее в угол и запереть, прогнать ее на исходную позицию.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Наконец, появляются на доске и разнообразные фигуры, и для каждой свой способ передвижения. Появляется и король, захват которого становится целью игры.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   В шахматной игре появляется ферзь - фигура, обладающая возможностями всех других фигур.
   СЛЕДУЮЩИЙ КРУГ: выход за пределы системы. Шахматы перестают развиваться как игра, и теперь совершенствуется стиль игры.
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Не одна атака, а несколько в течение игры. Атаку предпринимает одна фигура, и только после провала этой атаки другая фигура начинает самостоятельную атаку. Это XVI век - начало XVIII века. Итальянская школа - Леонардо, Джоакино Греко и др. - Ставка в игре делается на смелые легковесные атаки, преобладает вера в силу ферзя. Комбинации не продумываются и носят случайный характер.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   XVII - XX вв. Совершенствуются комбинации. Изобретаются сложные защиты, способы выстраивания пешек и других фигур для надежной защиты короля и поддержки атаки сильных фигур.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   XX-XI вв. Совершенствование обманных ходов, жертв во имя успешной комбинации. Ни одна из фигур не свята, кроме короля.
  

Психология.

Любовь

(на основе эссе Бондаря А.В. здесь, в Самиздате: http://zhurnal.lib.ru/b/bondar_a_w/woman_in_love.shtml)

   Исходная точка пути:
   ОДНО
   Мысль: этот человек мне нравится
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Много мелких событий, знаков внимания, много трезвого осмысления происходящего в русле "любит-не любит", "нравлюсь-не нравлюсь".
   Собственные поступки подчиняются различным приоритетам, имеющимся в жизни.
   Бондарь А.В.: "Вы знакомитесь с женщиной. И сначала отношения протекают в контексте этого знакомства, которое включает в себя множество всяких вещей. В различных условиях это могут совершенно разные вещи, но факт что их много. Например, Ваша избранница может прервать разговор, который для вас очень приятен и Вы его с удовольствием продолжили бы, только потому, что подошел ее автобус, а другого она ждать не хочет, потому что ей еще надо забежать в магазин, а потом к ней зайдет подруга и они пойдут в театр."
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Мелкие события и знаки внимания растолковываются некритично в русле одной навязчивой мысли: "Любит! Нравлюсь!". Не подтверждающие эту мысль обстоятельства отбрасываются за ненадобностью.
   Поступки начинают подчиняться бесконечной проверке этого приятного предположения.
   Бондарь А.В.: "Чем дальше развиваются отношения, тем меньше остается объектов, которые стоят между мужчиной и женщиной, сначала отпадает театр, но подруга остается, но и только потому, что она очень просила что-то для нее сделать. Потом отпадает подруга, ну в том смысле, что Ваша избранница больше предпочитает находиться с вами, чем со своей подругой и может быть вообще не хочет ее видеть. При удачном развитии событий отпадает и магазин. То есть она согласна забежать в магазин, но только при условии, что это никак не помешает ей лишнюю минуту побыть с Вами."
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Любовь это навязчивая мысль.
   Бондарь А.В.: "В апогее отношений, мир схлапывается и у ней и у него. И это и есть любовь. 'Это она' думает он, ну в том смысле самая желанная самая близкая и так далее, ну все знают короче. А она думает 'это Он'. Для влюбленных весь мир схлапывается в партнера, он только и думает, как с ней встретиться, что подарить. Если что-то делает, то думает, что она скажет по тому или другому поводу, ну и так далее. Это и есть любовь. Когда для него существует только она, а для нее существует только он. Это и есть апогей отношений. Точка большого взрыва."
   А.В.Бондарь: "Точно так же устроено и наше мышление, в основе его работы заложены навязчивые мысли: стать богатым, добыть как можно больше пищи, обладать красивой женщиной и так далее", стать знаменитым, овладеть мастерством, иметь вещи.
   То же самое описанное здесь развитие происходит со всеми навязчивыми мыслями. Они совсем не сразу становятся навязчивыми, а проходят этап сбора информации и подтверждения шансов на удачу. Одна мысль о данном желаемом развитии событий (равная среди равных, среди прочих других) преобразуется в миллион мыслей только об этом, а этот миллион перерождается в одну навязчивую мысль "хочу".
  

Ребенок. Развитие мышления.

  
   Исходная точка пути:
   ОДНО
   Новорожденный. Внимание может концентрировать (и то совсем ненадолго) только на одном объекте. Учится его трогать, брать. В дальнейшем один элемент целого, например, именно руку куклы или ее глаз.
   ПЕРВЫЙ КРУГ: появляется самостоятельная система - система объектов в поле внимания ребенка
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Тест на умственные способности младенца. Одна игрушка у него в руках, дать вторую. Что сделает? (В 4-5 месяцев бросает эту, тянется за второй). В 6 месяцев перекладывает игрушку в другую руку, берет вторую и занимается обеими игрушками. Некоторые дети могут и тремя.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   7 месяцев: интересуется коробками, сумками, ящиками, полками, шкафами, где лежит много предметов. Тянется, всё перетрогает. Любит всё вытряхнуть, и всё по штучке положить назад в тот же контейнер.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   8 месяцев: интересуется тем, что в одном предмете может лежать другой, берет их в руки, пытается совместить, стучит одним предметом по другому. Учится вкладывать одно в другое. Матрешки, пирамиды, варежки.
   СЛЕДУЮЩИЙ КРУГ: выход за пределы системы. Теперь совершенствуется система движений ребенка, без жесткой связи с системой объектов в его поле внимания.
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   8,5 месяцев: Впервые разделение рук используется не для совмещения предметов, а для их отвода друг от друга: Например, одна рука отодвинула матрас в кроватке и держала его поднятым, а вторая хватала то, что под ним. Другой пример: куколка падает недалеко от тряпочки. Ребенок тянется за куклой, но из-за нескоординированности движений в ручку попадает тряпочка. Не выпуская тряпку из рук, берет другой рукой куклу, а тряпочку откидывает подальше, чтобы не мешалась. 8,5 месяцев: Миллион новых движений руками, по показу и без. Умеет делать "ладушки". Играет в игру "Нету!": натягивает на лицо тряпочку и резко отнимает: "Ку-ку!" и смеется. Откидывает штору на окне и смотрит[Author ID1: at Tue Jul 11 09:10:00 2006 ], какая сегодня погода[Author ID1: at Tue Jul 11 09:10:00 2006 ].
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   9 месяцев: Согласованные движения рук для одной цели. Открывает сам дверцы шкафов, ящички, вытаскивает все, что понравится. Кормит взрослых, сует им в рот. Водит пальчиком по книжке. Соотносительное действие (одно вставить в другое), Исследует пальцем дырочки у колец. "Три часа трудился, надевал на основание матрешки резиновое кольцо, а оно только чуть-чуть больше. Потом надел! И сразу стал сердиться, что оно не снимается!"
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   10 месяцев: Исчезают лишние движения, появляются точные целенаправленные. Появляется функциональное действие (употребление предметов в соответствии с их функцией): начинает пользоваться ложкой и чашкой, надевать предметы одежды. "Я расчесывалась перед ним, а потом дала ему в руки расческу. Он ее в рот не потянул и бить по ней ручонками не стал, и ни в один предмет не захотел ее воткнуть. Он меня этой расческой стал гладить! По лицу и по волосам. По-моему, он что-то понял". "Научился играть со мной в мячик. Я говорю: "Дай! Дай!" - не понимает игры, просто отдает. Говорю: "Бросай!" - и тогда он очень аккуратно отпихивает мне его в руки".
   СЛЕДУЮЩИЙ КРУГ - появление ролевого действия. Ролевые игры, в профессии, в дочки-матери, в войну и др.
   МНОГО (РАЗРОЗНЕННЫХ)
   Выполняет несколько функций одновременно или подряд.
   МНОГО ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
   Играет в ролевые игры. Принимает разнообразные роли, и в ходе их выполнения функции сменяют друг друга.
   Свертка:
   ОДНО ВМЕСТО МНОГИХ
   Появляется миссия, назначение, призвание, внутренний стержень, самостоятельно выбранная роль.
   То есть развитие идет в единстве и борьбе диалектических противоположностей ОДИН и МНОГО.
   Суть в том, что когда появляется что-то ОДНО, ему на смену приходит МНОГО таких же, но с мелкими различиями, затем ОДНО, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ МНОГИХ, а ему на смену опять ОДНО, но ЗАМЕНЯЮЩЕЕ МНОГИХ. А тогда происходит переход на другой уровень с образованием новой системы: теперь таких, как это <одно, заменяющее многих> становится много, ... и т.д.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"