|
|
||
Памяти мамы и бабушки. Постоянно дополняется |
Дорогой читатель. Первоначальный вариант моего Боровичского архива находился в одном файле. После разбила на несколько частей, что упрощает работу с добавлением новых фотографий и информации. Большинство фотографий беру из интернетной сети, где встречаются неверные обозначения. Там, где замечаю ошибку, я исправляю. Так же в сети много не подписанных фотографий, что очень досаждает. Зачем ставить фото на общее обозрение, если смысл известен только тебе и нескольким посвящённым? Уж коль ввязался(ась) в оформление виртуального архива, то будь добр(а) подписать хотя бы парой слов. Лично я отсутствие объяснения под фото воспринимаю неуважением к читателю от эгоиста или от не очень умного человека. И ещё: со всеми своими текстами я работаю годами и постоянно вношу свежие факты. То есть текст сегодняшний не есть вчерашний.
Часть 1-я Вместо предисловия (кликабельно) (кликабельно) Общие сведения (всё кликабельно) Немного истории: - Боровичи до революции - Боровичи после революции: ----- Боровичский округ в составе Ленинградcкой области ----- Боровичский округ после перевода в Новгородскую область (кликабельно) Знаменитости, оставившие след в Боровичском крае (кликабельно) Памятники природы Боровичского района (oсобо охраняемые природные территории) (кликабельно) Художественные фильмы и ролики с кадрами из Боровичей (кликабельно) Первая книга о Боровичах
Часть 2-я Как большевики громили и грабили самое святое всея Руси (кликабельно) Святая старина. Городские соборы, храмы, церкви, часовни: (всё кликабельно)----- Троицкий Собор XVIII век (утрачен) ----- Введенский зимний собор XVIII век (утрачен) ----- Троицкая часовня (утраченa) ----- Святого Модеста патриарха часовня (утраченa) ----- Успенский Кафедральный собор (правый берег, ул. Парковая) ----- Спасо-Преображенская и Никольская церкви XVIII век (утрачены) ----- Часовня преподобного Нила Столобенского ----- Церковь Всех Святых (утраченa) ----- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (утраченa) ----- Иаковлевская церковь (Яковлевская церковь, Иакова Боровичского) на Павловской площади (правый берег, пл. Володарского, 15, профессиональный лицей N 8 / Боровичский агропромышленный техникум) ----- Церковь в честь иконы Божией Матери "Умиление" (правый берег, пл. Володарского, 25) ----- Церковь cв. великомученицы Параскевы (правый берег, ул. Суворова, 26-б) ----- Святого Сергея Радонежского домовая церковь (правый берег, ул. Гоголя, 65 / школа) ----- Свято-Духов монастырь (правый берег, ул. Александра Невского, 4А)
Часть 3-я Знаковые места города: (всё кликабельно) ----- Mост Белелюбского - первый арочный мост России ----- Железная дорога и вокзал ----- Гостиный двор (Торговые ряды) ----- Реальное училище (1-я школа) ----- Пожарная часть ----- Аэродром Волгино (м. Гверстянка)
Часть 4-я Знаковые места города: (всё кликабельно) ----- Педагогическое училище (педагогический колледж) ----- Комбинат Огнеупоров ----- Дом Культуры Огнеупоров ----- Школа ФЗУ (горно-керамический техникум / техникум строительной индустрии и экономики) ----- "Конаревские" столбы ----- Здание ИТР (инженерно-технических работников Комбината Огнеупоров) ----- Музей истории города (Краеведческий музей) ----- Мемориал "Вечный огонь" ----- Памятник воинам-интернационалистам ----- Мемориал "Защитникам морских рубежей России" ----- Памятник жертвам политических репрессий ----- Памятник Суворову ----- Новый мост через реку Мсту ----- Винный завод ----- Гигантский стул Десять закрытых предприятий (кликабельно)(кликабельно) Городские украшения
Часть 5-я Улочки, улицы и кварталы: (всё кликабельно) ----- pайон улицы Ленинградской (бывшая Петербургская) ----- pайон улицы Кропоткина (бывшая Сергиевская) ----- район проезда (улицы) Гагарина (бывшая Съезжая) ----- pайон улицы Подбельского (бывшая Богородицкая) ----- pайон улицы Коммунарной (бывшая Екатерининская) ----- pайон улицы 9-го января (бывшая Георгиевская) ----- pайон улицы Льва Толстого (бывшая Григорьевская) ----- район улицы Советской (бывшая Бежецкая) ----- улица Майкова (бывшая Троицкая) ----- улицa Дзержинского (бывшая Никитская) ----- улица Кузнецова (бывшая Сиверская/Пролетарская) ----- другие улицы
Часть 6-я Бoровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область) во Второй мировой войне (кликабельно)
Часть 7a Увеличенные фотографии к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)" (кликабельно)
Часть 7b Увеличенные фотографии к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)" (кликабельно)
Часть 2-я
Как большевики громили и грабили самое святое всея Руси Под языком разбивается битым стеклом крик, На ощупь крадутся слезы с изнанки век, На выцветших фресках едва вижу Твой лик, А в храме разрушенном всюду лежит снег. Видишь, Господи, здесь золоченых крестов нет, Нет киотов резных и лампад из цветной слюды, Только старые стены как будто дают свет И позволь мне поверить, что этот свет - Ты. Заскрипели балки, запела метель в щелях, И, царапая камни, тени текут вниз, А на куполе - брешь, а за ней - небо в звездных кострах, И луна в облачении медно-стальных риз. Снегири красногрудые спят вдоль оконной каймы, И во сне поминутно вздыхают о чем-то своем, А в заснеженном храме идет Литургия зимы, На мгновение небо и я остаемся вдвоем. И посредников нет, разве только ворчливый февраль Да недремлющий ветер, что воздух молитвой рассек, Святость белую хлопьями сыпет метель на алтарь, И усталые стены поют "Слава Богу за все". Наталья ПИСКУНОВА После захвата власти большевиками пошли гонения на церковь. Да, русский народ попов не любил, что ярко выражалось в сказках и народных поговорках. А как насчёт Веры? Чтоб неистово, от глубины души, один на один с Богом? Белинский в своём письме к Гоголю описывал так: "По-вашему, русский народ - самый религиозный народ в мире? - Ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об иконе: "Годится - молиться, не годится - горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но религиозность часто уживается и с ним. Живой пример Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещенными и образованными и где многие, отложившись от христианства, все еще упорно стоят за какого-то Бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре... Религиозность не привилась в нем даже к духовенству, ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною, аскетической созерцательностью, - ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством..." Прав ли Белинский? Действительно ли его характеристика русского народа в вере к Богу и есть причина варварского отношения к церкви в послереволюционные годы? Или народ, крушащий церкви, поклонялся другим идолам? Из того же письма Белинского: "Что Вы подобное учение опираете на православную церковь - это я еще понимаю: лона всегда была опорою кнута и угодницею деспотизма. Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно больше сын Христа, плоть от плоти и кость от костей Его, нежели все ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные..." * * * Письмо Белинского к Гоголю поднимает такие сложные вопросы, на которые лично я, глубоко верующая, ежедневно читающая молитвы по часу и более, правильного ответа не нашла. Зато нашла интересные архивные материалы: 1. "Сигнал": газета / Ред.-изд. А.И. Митрофанов. - М.: тип. и цинкогр. М.И. Смирнова, 13 ноября 1917 год Некоторые тезисы "доброго дедушки Ленина", надеюсь, охладят пыл жаждающих вернуться в те кровавые времена: "...Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом "зелёных" (мы потом на них свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 рублей за повешенного..." (Литвин А.Л. "Красный и Белый террор в России в 1917-1922 годах") "9 августа 1918 года. Пенза, Губисполком. ...провести беспощадный массовый террор против попов, кулаков и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города". (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144) Если кому интересно, то чуть больше тезисов "доброго дедушки Ленина", предлагающего зараз вешать и уничтожать до тысячи человек, у меня собрано (благодаря рассекреченным в постсоветских республиках архивам) здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/1a.shtml#3 2. В России 05.02.1918 года опубликован декрет "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви'", послуживший юридической подготовкой к изъятию церковных ценностей, к закрытию монастырей и духовных школ, к противоправным судам и расправам над священнослужителями и верующими 3. B Ярославле 06.07.1918 произошло антибольшевистское восстание, целями которого были ликвидация диктатуры большевиков, восстановление политических и экономических свобод. Когда на подавление мятежа бросили подразделения РККА, включая артиллерийские, восставшие поспешили за помощью к Богу. Они, наивные, надеялись, что рука человеческая не поднимется рушить храм. На фото церковь Покрова Пресвятой Богородицы после артобстрела спустя 2 недели 4. Декретом Совнаркома РСФСР от 17.05.1919 года объявлена национализация церковного и монастырского имущества. Красноармейцы выносят иконы и церковную утварь из Симонова монастыря в Москве 5. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР "О ликвидации мощей во Всероссийском масштабе" принято 30.07.1920 года 6. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР "О ликвидации мощей во Всероссийском масштабе" принято 30.07.1920 года 7. Из-за нехватки средств на оплату растущих внешних долгов Совет народных комиссаров 26.10.1920 года издал постановление о продаже за границу русских художественных ценностей 8. Постановлением ВЦИК СССР от 08.04.1928 года церковь лишена статуса юридического лица 9. Пионерский антирелигиозный пикет. 1920-е годы 10. 11. "Родители, не сбивайте нас с толку. Не делайте рождества и ёлку", "Воспитывай детей с помощью педагога, а не бога". Учащиеся младших классов с антирелигиозными транспарантами. СССР. 1929 год 12. "Религиозное воспитание есть преступление против детей". Школьники с антирелигиозными транспарантами. СССР. 1929 год