экзаменационной сессии, которая завершала собой первый курс института, Константин подошёл нормально. Просто в течение семестра он старался ничего не затягивать и не оставлять на потом, как некоторые студенты. Он вовремя сдавал лабораторные работы, курсовые проекты, так что сдать все зачёты для него не представляло особой сложности. Правда, тут чуть было не возник один небольшой "хвостик" в виде несданной по совершенно непонятной причине лабораторной работы по странному предмету с сокращённым названием ВВС, но Костя поднатужился, не поспал пару ночей, что вполне нормально для студента, и "хвостик" ликвидировал.
Конечно, этот предмет с сокращённым названием ВВС никакого отношения к нашим доблестным военно-воздушным силам не имел, а имел простую расшифровку "Введение в специальность" и представлял что-то среднее между информатикой и измерительной техникой. Проучив его целый год, Костя так и не понял, что же хотели сказать разные там доценты и преподаватели этим предметом, но предмет этот был и доставлял он массу хлопот, особенно лабораторными работами. А посему по нему зачёт было получить трудновато. Даже курс "Информатики" был на много проще, чем эта самая ВВС и даже более понятным.
Зачёты были так же ещё, кроме ВВС, по информатике, физики и матанализу, не считая всякой ерунды вроде физкультуры и иностранного языка, но, как я уже сказал, Костя всё это преодолел. Ну, пару ночей не поспал (подумаешь) и в результате у него в зачетке красовался штамп, что он, Константин, допущен к экзаменам. А уж что касается иностранного языка, то тут вообще и смех и грех был, поскольку есть компьютер и с его помощью чего-то перевести - это только раз плюнуть!
А экзаменов предстояла сдать ровно четыре штуки: информатику, ВВС, матанализ и физику. То есть количество этих экзаменов было и ни много и ни мало. Четыре штуки - это нормально. Если бы экзаменов было пять, то было бы потруднее, если бы три, то это мелочь, а вот четыре - самая нормальная сессия.
Не знаю как там остальные студенты, но в сессию Костя решил не филонить, потому что он хотел, причём позарез, иметь для себя стипендию. А кому она, эта стипендия, в общем-то, не нужна? Но давалась она непросто так, а только в том случае, если всё сдашь только на "хорошо" и "отлично". А посему Костя просто жаждал хорошо сдать сессию и иметь стипендию. И пусть эта стипендия была и не очень велика, но лишние денежки никому не мешают никогда.
-Вот и давай, - говорил отец Коли Анатолий Петрович, - долбай свои предметы и получай хорошие оценки. Каков труд, таков, как правило, и результат.
Отца поддерживала и мама Кости, которая тоже хотела, чтобы её сын получал стипендию. По крайней мере, в этом случае было чем похвастаться перед женщинами-коллегами на работе, что в женской среде немаловажно.
-Я не знаю, - говорил Костин отец, - писать тебе шпоры или не писать, поскольку я сам их никогда не писал, а просто, если что, списывал с конспектов. Но с другой стороны студент без шпор это не студент, а вообще непонятно кто. Так что думай Костя сам.
Вот Костя и думал. А думал он то, что студент без шпаргалок это действительно не студент, а посему писать их надо. Кроме того, тут есть и такая сторона медали, что когда пишешь шпоры, материал даже лучше усваивается, чем одной зубрёшкой. Зубрёшка, конечно, зубрёшкой, без неё никак, но и без шпаргалок тоже делать нечего. Кроме того, у Кости был пиджак, специально приготовленный для экзаменационной сессии. Этот пиджак имел невероятное количество карманов и карманчиков, как будто специально приготовленный для того, чтобы в них распихивать шпаргалки. Главное тут было то, чтобы не забыть, где в каком кармане, какая шпора лежит.
В среднем на каждый предмет давалось по четыре дня подготовки, и ещё оставалась одна неделя от сессии специально для того, чтобы подчистить все огрехи, если таковые появятся в течение сдачи экзаменов. То есть времени было достаточно и можно было неспеша и с чувством готовится к экзаменам.
Первым экзаменом была информатика. В целом этого предмета Костя не боялся. В школе по этой науке у него, было, пять, дома компьютер у него был, так что он знал, что кроме игр мордобитских да футбольных можно "выжать" из компьютера. Единственный здесь был нюанс, что студентам был мало знаком преподаватель по этому предмету. Это была, во-первых, женщина, а во-вторых, новый человек в институте. То есть никто ей ещё экзамены не сдавал и как у неё вообще протекает экзамен, никто не ведал. Этот же преподаватель вёл и другой курс, который надо было сдавать, а именно ВВС. Одним словом преподавательница по информатике и ВВС была "тёмной лошадкой". Злые языки утверждали, что она не замужняя, а посему от неё можно и всякого ожидать, в частности копания во всех подробностях, поскольку она домой не спешила, так как там её никто не ждал. Так, собственно говоря, и получилось, но пока этого Костя не знал и слегка побаивался этих экзаменов. Но он говорил себе: "где наша не пропадала!" и этим как-то успокаивал себя.
* * *
П
осле сдачи всех зачётов отец спросил у Кости:
-Так какой там у тебя первый экзамен?
-Информатика, - ответил Костя.
-Да, здесь тебе придётся делать всё самому, поскольку у меня в институте, когда я учился, такой науке не было, - продолжил отец. - Так что полагайся только на себя и немножечко на маму, которая тоже кое-что "шурупит" в компьютерах.
-Да я так и полагаюсь, - отвечал Костя, и это было истинной правдой.
Конечно, мама Костина не так сильно разбиралась в компьютерах, но всё-таки от неё можно было в случае чего и ожидать помощь. Но Костя по-молодости всё хотел делать сам, а посему решил, что к маминой помощи будет прибегать только в крайнем случае. А случая такого, в общем-то, и не представилось, чему Константин, вот дурачок, был очень рад (как же всё сам).
Долбал информатику Костя честно. Он разделил количество лекций в конспекте на четыре и каждый день старался выучивать столько лекций, сколько их получалось в одной четвёртой. Шпоры он тоже писал, без этого никак, но как-то особенно на них и не рассчитывал. Предмет был не очень трудный, но заковыристый, поскольку компьютеры, что всем известно, имеют массу нюансов, которые все надо знать.
Начинал Костя заниматься в восемь часов утра и вставал из-за стола в восемь часов вечера, когда его голова начинала уже плохо соображать. Естественно, в процессе учения он делал перекуры, когда включал свою любимую музыку. Правда, от этой музыки и папа и мама входили в экстаз, поскольку буквально дурели от неё, но особых замечаний они тут своему сыну не делали, понимая, что перекуры и перерывы просто необходимы. Ещё во время перерывов Костя по сотовому телефону переговаривался с друзьями из группы, чтобы узнать, как там они готовятся к экзамену.
А друзья, надо сказать, готовились к экзамену несколько странно на взгляд Кости. Поскольку стояла хорошая погода, то многие из друзей были на пляже, где и пытались учить информатику.
Как можно учить информатику на пляже, Косте было не очень понятно и, хотя он немножко завидовал друзьям, но продолжал честно готовиться к экзамену дома.
И вот наступил день экзамена.
-Ну, что же, - подумал про себя Костя, встав утром рано, - работал я честно, и теперь посмотрим, что собой представляет наша преподавательница.
Костя надел свой пиджак, как будто специально сшитый для студенческих шпор и к девяти часам отправился на экзамен.
Худшие опасения Кости и всех остальных ребят из группы оправдались. Действительно, похоже, преподавательница была не замужем, а поэтому дома её никто не ждал и она "вымучивала" студентов как могла. Нет, она особо не злобствовала, хотя первых четырёх ребят выгнала с экзамена, кого за шпоры, кого за незнания, но всё происходило как в замедленном кино. Преподавательница копалась в своём предмете, как в любимой грядке в саду и, похоже, пыталась с помощью студентов сама для себя узнать новое в своём предмете. Ну, а то, что она выгнала сразу несколько человек, то для Кости это было нормальным, он даже не испугался и не удивился, а просто подумал:
-Вот они результаты учения экзамена на пляже. Думаю, что меня она не выгонит!
Костю, конечно, никто не выгнал, но как преподавательница его "мучила", так об этом надо отдельный рассказ писать. Одним словом подсел к ней Костя в одиннадцать часов и вышел из аудитории только в пятом часу вечера.
Он сразу позвонил маме и сказал ей:
-Мам, всё нормально! Я сдал экзамен на четыре, но от оценки отказался!!!
-Господи! - удивилась мама. - А почему?
-Да просто потому, - ответил Костя, - что мне нужна пятёрка. В школе по информатике у меня, было, пять и здесь я хочу, чтобы было тоже самое.
-Господи! - ещё раз воскликнула мама. - Ну, какой же ты у меня дурачок! Четвёрка ведь вполне нормальная оценка. И самое главное, что теперь?
-А теперь я буду готовиться к ВВС, а информатику сдам на той неделе, что у нас есть в запасе в конце сессии.
-Ладно, - ответила на это мама. - На мой взгляд, отказался ты зря, хотя, впрочем, хозяин-барин. Позвони папе на работу, а то он там весь извёлся и меня замучил телефонными звонками.
Костя так и сделал. Он позвонил отцу и всё рассказал. Отец тоже был, если честно, удивлён, что сын отказался от четвёрки, но тоже сказал, что-то вроде хозяин-барин.
-Просто понимаешь, папа, - заметил Костя, - меня заело. Передо мной четыре девчонки сдавали из Каслей, так они пять получили. А чем хуже я?
-Дурашка ты, - ответил отец, - каслинские девахи твои учатся платно, а посему им послабление. Ты же у нас бюджетник, да ещё и на стипендию метишь, так что с тебя и спрос особый.
После такой фразы Костя сам, было, подумал, что может зря он отказался от четвёрки, но он понимал, что обратно уже ничего не вернёшь, а посему окончил разговаривать с отцом по телефону, повесил трубку и пошёл домой, несколько расстроенный, потому что ему вдруг стало жаль прошедшее время. Мучили его долго, а результата нет.
-Ладно, - так решил он для себя, - на запасной неделе переездам, тем более что там только всё повторить надо будет, а учить не надо, так как я всё, ну, или практически всё знаю!
А дома вечером родители опять немножко Костю пожурили, вот, дескать, дурачок, но ругать не стали, понимая, что их сын хотел как лучше.
-Что у тебя дальше? - поинтересовался отец.
-А дальше у меня ВВС эта самая, - ответил Костя. - Но здесь уже будет легче, поскольку как принимает экзамены наша преподавательница мне теперь известно, а раз известно, то и готов я буду соответственно!
-Ну, давай, долбай, - только и сказал отец, а Костя сам понимал, что выхода у него другого нет, кроме "долбай"! Раз хочешь сессию сдать хорошо, да на стипендию, то и работать надо честно за рабочим столом, а не где-нибудь на пляже под ярким солнцем, да с пивной бутылкой в руках.
* * *
В
ВС давалась сложнее информатики. Приходилось много зубрить и как следствие много писать шпор. Впрочем, это было, наверное, не так плохо, поскольку одновременно с писанием шпор всё и запоминалось, как я уже говорил. Кроме этого, что из себя преподаватель представляет на экзамене, Костя знал, а посему и готовился соответственно. Опять с восьми утра и до восьми вечера пока не происходила "отключка" головы. И опять Костя немного завидовал тем студентам, которые пытались и этот предмет учить на пляже под палящими лучами солнца, но идти и сдавать экзамен на арапа Костя не хотел, со всеми отсюда вытекающими последствиями.
К концу четвёртого дня, Костя понял, что ещё немного и голова его вообще перестанет соображать. Но оставались ещё две недоученные лекции.
-Встану завтра пораньше, - решил Костя, - часов в шесть и всё выучу, а сейчас, как хотите, а мне надо маленько погулять и может быть даже сходить на пляж.
На пляж, правда, Костя, не пошёл, а попросту послонялся полтора часа по городу. А город был в это вечернее время красив как никогда, и Костина голова быстро отошла от всех перипетий ВВС. Домой он вернулся бодрым и сразу лёг спать. Родители этому не удивились, хотя ещё было только половина десятого вечера. Просто они понимали, что сын их не каменный и до бесконечности учить всё не может.
А на следующее утро, Костя встал, как и собирался в шесть утра, быстренько позавтракал и сел доучивать лекции по ВВС. Училась легко, так что с восьми часам он всё кончил, после чего немного отдохнул и стал собираться на экзамен. Он опять одел свой замечательный пиджак со множеством карманов и карманчиков, рассовал по этим карманам шпоры и не забыл положить шпору на шпоры, где указывалось какая шпора в каком кармане лежит. Кроме того, он вчера позаботился о провизии, купил шоколадку, поскольку точно не знал, когда вернётся домой, но чувствовал, что это будет не скоро.
А преподавательница по ВВС, как и на информатике, никуда не спешила и методически расправлялась со студентами. Кого она за шпоры и незнание предмета выгоняла, а кого, и к таким относился Костя, мурыжила долго и основательно.
Лишь только в пять часов вечера Костя вышел из аудитории, в которой проходил экзамен. Голова его слегка кружилась, как от усталости, так и от голода и ещё от неудовлетворённости собой.
Он позвонил маме и прискорбным голосом сказал ей:
-Сдал я экзамен на четыре, но от оценки отказался. Мне надо "отлично"!
-Ты вчера, наверное, перегрелся, - так ответила мама. - Конечно, опять же хозяин-барин, но отказываться от хорошей оценки это только ты можешь. Половина сессии прошла, а у тебя ничего.
На это заявление мамы, Костя подумал, что может быть он точно не прав, но назад пути не было, поскольку преподавательница сказала:
-Там в коридоре передумаешь, но я уже четвёрку тебе не поставлю!
Так что Кости ничего не оставалось делать, как опять сказать маме:
-Сдам на запасной недели. Мне нужна пятёрка, поскольку этот ВВС идёт уже в диплом.
На это мама ответила:
-Позвони отцу и "обрадуй" его!
Отец от Костиных слов, конечно, "обрадовался", сказав сыну, что он просто дурачина!
-Ну, вечером мне достанется, - подумал Костя.
Однако родители вечером ни слова не сказали Кости так сказать в укор. Они понимали, что их сын хотел, опять же, как лучше, а за это и ругать-то, как-то несерьёзно. Даже наоборот отец подбодрил Костю, сказав ему, давай, давай студент.
А Кости теперь на пару недель можно было и забыть про ВВС с информатикой с их занудной преподавательнице, которой спешит, было некуда и, которая поэтому "развлекалась тем", как думал Костя, что гоняла студентов по всему курсу.
Теперь у Кости впереди был матанализ, который он понимал и знал значительно лучше, чем все предметы, вынесенные на экзаменационную сессию. И поэтому опять Кости хотелось получить "отлично", хотя он уже дал себе зарок, что от четвёрок больше отказываться не будет. А то точно будет каким-то ненормальным студентом.
Однако знание и понимание матанализа совершенно не давала повод для того, чтобы здесь всё делать спустя рукава. Наоборот, Костя здесь хотел ещё больше приложить усилий, чтобы получить заветную пятёрку.
Четыре дня отведённые для повторения матанализа пролетели быстро, Костя даже не заметил их, но он только почувствовал, что начинает уставать от предметов. Но уж тут ничего не поделаешь, раз назвался груздем, то бишь студентом, так терпи и работай.
* * *
С
давать матанализ Костя пошёл к десяти часам утра. Просто он решил немножко расслабиться перед экзаменом и полежать лишний часик на кровати. Это расслабление доставило ему удовольствие, так что на экзамен он пошёл с хорошим настроением.
Матанализ он сдавал до трёх часов дня и вышел из аудитории с каким-то двояким чувством. С одной стороны всё вроде и хорошо, а вот с другой не очень.
Он позвонил матери и сообщил:
-Экзамен по матанализу я не сдал!
-Ничего себе, обрадовал, - только и сказала Костина мама в телефонную трубку. - А что случилось, что-то не ответил или тебя поймали со шпорами?
-Нет, мама, со шпорами меня не поймали, - ответил Костя, - хотя я ими и воспользовался. Просто преподаватель мне сказал буквально следующее: экзамен вы сдали на четвёрку, но мне, поскольку я вас знаю, очень хочется поставить вам "отлично". А посему, идите и подготовьтесь, как следует, чтобы в конце сессии вам сдать всё на пять!
-О, боже! - опять воскликнула мама. - Не так, так этак. И что же ты теперь будешь делать. Три четверти экзаменов прошло, а у тебя ещё не сдан ни один.
-Да, ладно, не переживай, - снова ответил Костя, - всё я сдам на запасной неделе.
-Чего-то больно много у тебя на запасную неделю остаётся!
-А что поделаешь, - заметил Костя и подумал, что, похоже, с информатикой и ВВС он всё-таки сглупил. - В принципе там ведь только надо всё повторить, так как материал я знаю. Так что, мама, не переживай, всё будет нормально.
Отец Кости тоже расстроился.
-Вот невезуха, - только и сказал он и добавил, - а всё-таки с ВВС ты сглупил.
-Да похоже на то, - согласился Костя, - но назад уже ничего не вернуть. Пойду учить физику.
-Давай, и чтоб на этот раз всё было нормально, - напутствовали его родители.
А физику Костя, как, впрочем, и почти все ребята его группы, побаивался. По слухам преп по физике злобствовал. Он запросто мог выгнать ни за что с экзамена, мог завалить с дополнительными вопросами и, получить у него четыре, было пределом мечтаний почти всех студентов. А уж про шпоры, тут и совсем говорить нечего. Физик за шпоры выгонял сразу и бесповоротно.
Но, как нестранно физику Костя сдал, сдал на "хорошо", чему был чрезвычайно рад. И это всё было на фоне, когда физик только и делал, что выгонял ребят с экзамена. Так что как только Костя вышел из аудитории, из его груди вырвалось лишь одно восклицание "Ух!". Дело с экзаменами, вроде, сдвинулось с мёртвой точки. Четыре по физики - это было замечательно.
Костя, естественно, тут же сообщил обо всём родителям, чем привёл их в неописуемый восторг.
-Молодец, - в один голос сказал отец и мама. - Можешь денёк передохнуть.
-Да какой там передохнуть! - ответил Костя. - Сегодня суббота, вечер, а в понедельник уже надо идти пересдавать информатику.
-Ну, так то в понедельник, - заметил отец. - Ты же всё знаешь, всё ты выучил, а посему тебе придется лишь повторить. А это уже не так сложно. Так что этот субботний вечер отдохни от всего. Это тебе пойдёт только на пользу. Поиграй на компьютере в свои любимые игры мордобитские, да футбольные, а ещё лучше сходи просто погуляй с ребятами.
Так Костя и сделал. Правда, он не стал играть в игры на компьютере, потому что этот компьютер ему надоел, а он пошёл гулять, созвонившись с ребятами, и гулял он до двенадцати ночи. Отдыхать, так отдыхать. Завтра его опять ждала информатика.
И надо сказать, что это гуляние до двенадцати ночи, немножко развеяло мозги Константина. Он отдохнул и понял, что завтра он вполне способен повторить весь материал по информатике. Так что он лёг спать в хорошем расположении духа. Он просто не знал того, что ждёт его впереди!
* * *
В
сё воскресенье Костя занимался информатикой. Шпор он на сей раз не писал, они уже были написаны, а посему лишь занимался, так сказать, зубрёшкой. Хорошо это или плохо я не знаю, но как по-другому подступить к информатике Костя не знал, а посему зубрил. И зубрение это длилось аж до десяти вечера воскресного дня. Только в этот час Костя наконец закрыл учебник, произнёс "Уф!" и понял, что голова его уже больше на сегодня ни на что не способна.
-Будь, что будет, - так решил Костя, - в конце концов, занимался я честно, а значит, результат должен быть. Правда, неизвестно, какой, но должен и думаю положительным.
С этими мыслями он и закончил долбать информатику и отправился спать.
В понедельник утром, рассовав шпоры по карманам, и к девяти часам отправился сдавать информатику.
А должен вам доложить повторно, сдавать экзамен всегда трудно, хотя бы просто потому, что отношение к тем, кто пересдаёт и преподавателя совсем другое. Тут, как правило, он отводит душу.
Пересдавать информатику пришло десять человек. Преподавательница для начала парочку выгнала, поймав их со шпорами, и спокойно принялась за остальных, которые по её представлению шпорами не пользовались (вот наивная душа) и которые хоть, что-то маленько соображали.
"Мочила" студентов преподавательница с чувством, с толком, с расстановкой, совершенно не обращая внимания на время. А что? Спешить ей было некуда, никто её не ждал, вот она и отыгрывалась на студентах.
Костя "выполз", а иначе тут и не скажешь из аудитории, лишь в шесть часов вечера. Причём он был не последним, а посему в душе его была радость, что кого-то ещё там "мочат", а вот с ним уже разобрались. В зачётке его красовалась твёрдая четвёрка, чему он чрезвычайно доволен. Конечно, он хотел "отлично", но видать не судьба, а может просто, преподавательница тут позлобствовала. Этого Костя не знал, но доволен был сильно. Он сразу позвонил домой, чтобы обрадовать родителей.
-У меня четвёрка, - с гордостью сказал он отцу, который снял трубку.
-Ну, вот и молодчина, - ответил отец и спросил, - а почему всё так долго?
-Почему, почему, - ответил Костя, - сам ведь рассказывал, как однажды сдавал зачёт до двух часов ночи, вот здесь и схожая ситуация.
-Мучила сильно? - ещё поинтересовался отец.
-Да уж, - опять ответил Костя, - по всему курсу гоняла. И ошибся-то я всего в одном месте.
-Ну, если по всему курсу гонять, то уж точно, где-нибудь да ошибёшься. Ладно, приходи домой и всё здесь подробно расскажешь. Поди, голодный? - поинтересовался отец.
-Естественно, - вновь ответил Костя и повесил телефонную трубку телефонного автомата.
Дома Костя поел, всё подробно рассказал родителям, которые ещё раз похвалили его за четвёрку, и сказал:
-Теперь ВВС, в среду. Сегодня я уж ничего учить не буду, отдохну, а уж завтра примусь, как всегда в восемь часов.
-Правильно, - ответил отец, - только ради бога, не играй в свой компьютер, а то у тебя и так голова перегружена, лучше погуляй.
Но Костя никого слушать не стал, и весь вечер всё-таки проиграл на своём компьютере в свои любимые мордобитские игры.
Как во вторник Костя долбал эту ВВС, я рассказывать не буду. И так всё всем понятно. Хорошо хоть, что учить в принципе было не нужно, просто надо было всё повторить, что Костя и делал.
В общем, к вечеру во вторник он был готов сдавать ВВС и надеялся на успех. Он не ведал, какие испытания приготовил ему завтрашний день, причём может быть даже к сожалению.
* * *
В
среду утром Костя отправился к девяти часам на экзамен с настроением во чтобы-то ни было сдать его сегодня. Но в десять часов он вдруг неожиданно явился домой, причём в совершенно расстроенных чувствах.
-Что случилась? - тревожно спросил отец, который работал в этот день во вторую смену.
-Выгнали меня с экзамена, вот что случилось, - как-то зло ответил Костя.
-Господи, за что? - воскликнул отец.
-Да понимаешь, папа, во-первых, нашей преподавательницы сегодня не было, был её заместитель. Во-вторых, взял я билет и сел за стол, на котором стоял компьютер и рядом с этим компьютером, лежал какой-то лист бумаги и что-то там на нем, на этом листе было начерикано. Как только экзаменатор увидел этот лист, так сразу без оговорок меня и выгнал. Видно подумал, что это моя шпора. В результате экзамен я не сдал, и что делать не знаю. Заброшу сейчас всё к чёрту и пойду на пляж, душу отведу, - так ответил Костя отцу.
-Э, нет, - ответил отец, который на своём веку сдавал куда больше экзаменов, чем Костя. - Ты сейчас возьмёшь зачётку, возьмёшь все свои листки и отправишься в институт. Там найдёшь свою преподавательницу по ВВС и как хочешь, но ты с ней должен договориться и сдать сегодня свою ВВС обязательно. Знай, наши просто так не сдаются.
Эти слова, как-то немножко подбодрили Константина, и он спросил:
-А разве так можно?
-Знай, дорогой мой сын, - ответил отец, - что на сессии как на войне, любые средства хороши. Так что давай, иди в институт!
-Хорошо, - согласился Костя, собрал все свои причиндалы студенческие и пошёл в институт.
Но сдать сегодня эту несчастную ВВС, всё-таки было ему не суждено, опять же к сожалению!
Ушёл Костя из дома в половине одиннадцатого, а в двенадцать опять явился обратно.
-Что опять такое, - спросил отец, видя, что Костя совсем расстроен.
-Да понимаешь, папа, преподавательницу я нашёл, кстати, нас было семь человек таких горемычных, договорился с ней, и она сказала, что ладно экзамен я сейчас у вас приму. Я, было, вздохнул с облегчением, да не тут-то было.
-А что такое? - не удержался от вопроса отец.
-Начала принимать преподавательница наша экзамен и сразу троих выгнала. Я уж не знаю, то ли за шпоры, то ли за не знания, но выгнала. Выгнала и тут же распсиховалась. Я, дескать, на вас время трачу своё, а вы ни черта не готовы, а посему сегодня я экзамен ни у кого принимать не буду, пошли вы все подальше!
-Да... дела, - только и ответил отец. - И что же дальше?
-А завтра опять же с утра пойду сдавать ВВС, что ещё остаётся. Может завтра настроение у преподавательницы будет другое, - подумав, сказал Костя.
-А как же матанализ? - поинтересовался отец.
-Да вот сейчас и сяду долбать, а то завтра опять приду в шесть вечера и ничего выучить не смогу.
-Ну, смотри, - только и сказал на всё это отец.
Но чего-то там учить никаких силов у Кости уже не было. Да тут ещё масло в огонь подлили сокурсники Константина.
После того, как он два часа мужественно пытался изучить преобразования Лапласа, раздался телефонный звонок.
Звонил Женя, друг Кости.
-Матанализ учишь? - спросил он.
-Учу, - ответил Костя, - хотя это не учение, а мучение!
-Так вот можешь не учить, - сказал Женя. - Мне, как старосте группы, только что позвонили из учебной части и сказали, что наш преподаватель по матанализу заболел и его, ни сегодня-завтра, положат в больницу. В результате чего экзамен откладывается до августа.
-Ничего себе, - подумал Костя, - а как же обещанная пятёрка, а как же моя стипендия?
После такого телефонного звонка чего-либо учить желание у Кости совсем пропало. Он не выдержал и позвонил на работу отцу.
Отец Костю успокоил. Он сказал:
-Готовь свою ВВС, а завтра я позвоню в учебную часть и всё там выясню. В этой учебной части, уж поверь мне, я знаю, порой правая рука не ведает, что там делает левая. Так что не волнуйся, всё будет нормально!
Но учить ничего Костя у же не мог. Голова его уже окончательно запуталась в институтских проблемах и он, мягко выражаясь, плюнул на всё. Будь, что будет. Так что всю оставшуюся среду он пролежал на диване в минорном настроении, и даже родители не смогли изменить этот минор.
* * *
У
тром в четверг отец Костя с утра позвонил в учебную часть института, что выяснить всё на счёт матанализа. В учебной части его заверили, что экзамен состоится в срок, что никто ничего не отменял и, вообще, что за слух про болезни экзаменатора никто не знает.
-Ну, вот видишь, - сказал отец Кости, - всё нормально. Так что иди и сдавай свою ВВС спокойно. Я сразу тебе сказал, что учебная часть любит наводить тень на плетень.
Костя от этих слов повеселел и со спокойной душой отправился сдавать ВВС.
А сдача ВВС проходила нормально. Преподавательница на сей раз не психовала, хотя без выгнанных с экзамена не обошлось. Она по прежнему медленно, с чувством "мочила" студентов, заставляя их лезть в такие дебри предмета, из которых сама преподавательница с трудом выбиралась.
Одним словом в шесть часов вечера Костя прямо из института позвонил домой и радостно сообщил:
-Четыре!
-Ну, вот и молодец, - заметила мама, - а больше нам и не надо. Не хочет твоя преподавательница-мучительница пять тебе ставить, так и не надо. Четыре нормальная оценка. Приходи домой, поди, голодный.
А Костя был чрезвычайно рад четвёрки. Всё-таки медленно, но к своей заветной цели - стипендии он приближался. Теперь оставался матанализ и Костя понимал, что его подучивать придётся ночью. Просто времени уже не оставалось. И хотя, в принципе, он материал знал, но повторить всё было просто необходимо. Раз преподаватель по матанализу хотел ему поставить пять, то и подводить его не стоило.
Дома Костя поел, принял душ и полтора часика отдыхал. Правда, отдых его заключался в играх на компьютере, но тут родители не дундели, что, дескать, компьютер это не отдых, понимая, что их сыну надо просто отвести душу.
За матанализ Костя сел в половине одиннадцатого. Мама приготовила ему термос с кофе и сказала:
-Вот тебе кофе, будешь его попивать, когда спать захочешь.
Правда Костя тут заметил, что с кофе он спит ещё сильнее, но всё-таки термос взял и даже поблагодарил маму, понимая, что она желает ему добра.
Отец сказал, что тяжело в учении, но легко в бою и пожелал сыну "приятного ночного времяпровождения".
И Костя долбал. Кончил он аж в четыре утра, когда понял, что всё. Ещё немножко и из него пойдёт пар, как из радиатора перегревшейся машины. А посему, хотя ещё оставалась пара непросмотренных лекций, плюнул на всё и пошёл спать.
Спал он плохо, и снились ему кошмарные сны, да всё про матанализ. То перед его глазами представлялись ряды Тейлора и Фурье, которые своими хвостами и гармониками старались ухватить его за горло. То ему снились дифференциальные уравнения, из которых выскакивала мнимая единица, смысл которой Костя так и не понял. То ему снились приделы, которые уносили его в бесконечную даль, в которой был жутко темно и, что самое скверное, как-то скользко и сыро.
Однако, несмотря на всё это, в восемь часов утра по будильнику Костя проснулся, стряхнул с себя остатки сна и понял, что к экзамену по матанализу он готов!
Если бы он только знал, какие перипетии ждут его впереди!
Костя ушёл в институт, как и положено к девяти утра. Он надеялся, что преподаватель по матанализу нынче не будет его мурыжить особо и он быстро сдаст экзамен. А там свобода!
Но свободы так с ходу не получилась. В десять часов Костя вернулся домой, да не один, а с другом Женей и в расстроенных чувствах сказал отцу:
-И зачем только, чёрт возьми, я всю ночь учил этот матанализ. Преподаватель нам всем заявил, что экзамена не будет и всё переносится на август. Прощай моя стипендия!
-Да ведь учебная часть сказала нам, что экзамен состоится, - удивился отец.
-Да просто, папа, ты правильно сказал, что там, в этой учебной части правая рука не ведает, что делает левая. К чёртовой матери, все эти экзамены, сейчас переоденусь и пойду на пляж, - так ответил отцу Костя.
Не успел ещё отец вставить слово, как Константин сбросил с себя пиджак, брюки и облачился в шорты и футболку.
И тут отец молвил:
-Ну, уж нет. Так дело не пойдёт. Забирай свои зачётки и дуй в институт. Там договаривайся, как хочешь с препом, но чтобы экзамен сегодня был сдан. Выкручивайся, как хочешь, если жаждешь стипендии.
И тут Костя не выдержал. Он швырнул свою зачётку на пол и чуть ли не в крик заявил:
-Да я что, Савраска, какая что ли, бегать туда-сюда и со всеми договариваться. Пропади всё пропадом, в августе так в августе.
-Подними свою зачётку, - сурово сказал отец, - переоденься вновь в пиджак, где у тебя все шпоры и дуй в институт. И без отметки в зачётке домой не приходи!
Костя поглядел на Женю и спросил его:
-Ну, что? Попробуем в последний раз?
-А где наша не пропадала, - ответил его друг, - пошли.
-Не очень во всё я это верю, а посему переодеваться не буду, - сказал Костя, глядя на отца, - так пойду. Если что, приду, переоденусь. А если ничего, пойду прямо на пляж.
После этого ребята вышли из квартиры и отправились вальма матер. А через пятнадцать минут Костя прибежал обратно радостно возбуждённый.
-Мы с препом поговорили, а напомнил ему про то, что он мне хотел поставить "отлично" и он согласился у нас двоих с Женей принять экзамен. Так что я прибежал переодеться, а то в шортах экзамена не сдашь. Шпоры девать некуда, - так сказал Костя отцу.
-Ну, а я что тебе говорил, - заметил отец. - А то, что договорились, то молодец.
Костя переоделся в экзаменационный пиджак и в экзаменационные брюки и галопом убежал в институт.
Однако преподаватель начал с того, что сразу выгнал друга Кости Женю. За незнание и стремление сдать анализ на арапа. Так что Костя остался один на один с преподавателем.
Как это сдавать экзамен один на один знает почти каждый студент. Преподавателю спешить было некуда, вот он и отдувался на таких как Костя.
Преподаватель гонял Константина по всему курсу матанализа и кончил это занятие лишь в пять часов вечера, когда понял, что не только у Кости, но и у него самого голова уже отказывается соображать.
-Ладно, - сказал он Константину. - Экзамен вы сдали. Но пятёрку я вам всё-таки поставить не могу, не дотягиваете вы до неё чуть-чуть. Так что твёрдая четвёрка. Согласны?
А Костя был уже в таком состоянии, что согласился бы даже и на "удовлетворительно", трояк по-простому. Поэтому он только мотнул головой в знак согласия.
Взяв зачётку с поставленной оценкой за последний экзамен, Костя вышел в коридор. Ноги его подкашивались, а посему он с трудом вышел на улицу и сел на скамеечку. Надо было передохнуть и собраться с мыслями. На это у него ушло минут двадцать.
Под воздействием свежего воздуха Костя помаленьку пришёл в себя и вдруг осознал, что всё, свобода и стипендия в кармане!!!
Он бросился к телефону-автомату, который висел на первом этаже института и позвонил домой. Дома была мама.
-Мамочка, - радостно воскликнул Костя в телефонную трубку, - четыре!
-Ой, как хорошо-то, - воскликнула мама, - молодец. Я сейчас звоню отцу на работу и обрадую его, а ты иди домой, поди, голодный.
-Ещё какой-голодный, - воскликнул Костя, - я сейчас, быстренько!
Заключение:
К
остя вышел из здания института на улицу и вдруг к своему изумлению увидел, как же хорошо всё вокруг. И природа, и люди, и девушки, которых он старался не замечать целый месяц. Ему сразу захотелось всех этих девушек без разбора обнять и поцеловать в губы. Жизнь, как бы возвращалась к нему. Свобода! Долго он к ней шёл, да не просто так, а с приключениями, но всё-таки дошёл, да ещё со стипендией. Как же он в это мгновение был благодарен отцу, который не разрешил ему идти на пляж, а буквально, чуть ли не силком заставил идти в институт и сдавать экзамен. Он был благодарен и маме, которая тоже всё время поддерживала его. Он был даже благодарен всем преподавателям и простил им их странности.
-У кого, что не бывает, - думал в этот момент Костя, - но люди везде люди и с хорошим отношением к ним можно далеко пойти.
И тут ему на ум пришла весёлая песенка, которую сочинили его друзья однокурсники, ещё в период зимний сессии. Он запел её, причём, сам того не замечая, почти во всё горло. Прохожие оборачивались на него, но это Костю не смущало, а даже наоборот подбадривало.
И вот этой весёлой песенкой о "хвостах", разрешите мне окончить повествование про Костю горемыку, который всё-таки добился того, чего хотел. А умение добиваться чего-то в жизни, вещь, как мы все знаем, великая.