Аннотация: Из аспирантских рефератов, без претензии на полноту.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Значение научно-технического прогресса и инноваций на современном этапе развития экономики
2. Современная экономика Франции: традиции и инновации
3. Государственный и частный сектор: проблемы взаимодействия.
4. Особые экономические зоны и другие формы концентрации инновационных предприятий
5. Образование и наука: возобновление потенциала
6. Региональная инновационная политика в рамках Европейского союза: новое измерение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
Практически любой автор прогнозов связывает будущее развитие мировой экономики с инновационным сектором. Это достаточно широкое понятие, которое включает производство самых разных товаров и услуг для промышленных и потребительских нужд.
Различные исследования показывают, что данный сектор экономики обладает значительным, но не до конца выявленным и освоенным потенциалом. Между тем, от эффективности использования заложенных в него ресурсов будет зависеть долговременное развитие экономики.
Ставку на инновации делают многие страны, регионы и муниципальные образования. Отдельные города и районы, привлекая инвесторов и предоставляя им те или иные льготные условия, отдают приоритет компаниям, которые внедряют в реальное производство передовые разработки.
Но для Франции интерес к инновациям обусловлен, конечно, не только спецификой современной мировой экономики, которая обладает чертами постиндустриальной экономики. Давний партнер России испытывает трудности по многим направлениям и не может обойтись без повышения конкурентоспособности своей промышленности, сельского хозяйства, энергетики с помощью новых технологий. В свою очередь, традиции малого предпринимательства и научных исследований делают Францию успешным новаторам по ряду передовых направлений.
По словам Д. Денисовой, которая, впрочем, лишь выражает общепринятое мнение в среде экономических исследователей, современный этап развития глобальной экономики называют экономикой знаний. Д. Тис, ведущий мировой специалист по управлению знаниями, считает, что в настоящее время материальные активы вообще не являются источником конкурентного преимущества; источником его становятся нематериальные активы, а именно - знания. Такое смещение акцентов в основном связано с либерализацией международного обмена: материальные активы перестали играть решающую роль в территориальном плане, и ведущую роль начали играть неосязаемые ценности [1, стр. 33].
Целью данной работы является, таким образом, определение обоснование перспектив развития французской экономики путем поддержки инновационного сектора и, соответственно, выявление ключевых направлений действия для руководства страны и ее регионов Предметом исследования будет экономика Франции и ее регионов, объектом - инновационный сектор экономики и его эволюция. Для достижения поставленной цели необходимо дать формулировки ключевых понятий, изучить существующие исследования конъюнктуры и опыт региональной инновационной политики, а также сделать некоторые выводы о действенных методах поддержки инноваций. Отдельное внимание следует уделить необходимой для реализации инновационного потенциала страны региональной политике.
При написании данной работы использованы публикации в специализированной и массовой прессе, сведения из Интернета, а также отдельные книги по управлению и экономической теории.
1. Значение научно-технического прогресса и инноваций на современном этапе развития экономики
Сейчас наука и технологии играют большую роль в социальном и экономическом развитии всего мира. При этом новые технологии ориентированы на сохранение существующего экологического баланса, более эффективное использование ресурсов, утилизацию отходов и гармонизацию влияния процессов производства на человека [3]. Можно с уверенностью сказать, что развитие мирового хозяйства в этом столетии будет определяться, во-первых, достижениями НТП, которые будут влиять на материальную основу трансформации общества, а во-вторых - негативными факторами, в основном глобальными проблемами, в том числе экологическими социальными, межнациональными и другими [5].
Научно-технический прогресс (НТП, технический прогресс - эти словосочетания ряд авторов использует как равнозначные) можно определить как повышение технического уровня производства путем развития и совершенствования средств труда, технологических процессов и организации производства на основе использований достижений науки, или как совершенствование организации и технологии производства благ на основе достижений науки и повышения квалификации трудящихся. При этом научно-технический прогресс - основа постоянного повышения эффективности производства, роста национального дохода, совершенствования квалификации персонала, а также создания новых потребностей, улучшения качества жизни людей и т.д. В конечном итоге НТП ведет к качественным изменениям в структуре производства в виде "скачка" в производственных и организационных технологиях [6, стр. 310; 4, стр. 583-584; 8, стр. 490].
Действительно, в современных условиях НТП неотделим от прогресса науки. Однако наука развивается с опережением техники, определяя перспективы НТП. Разработки новой техники опережают ее массовое внедрение в производство (так называемый лаг [4, стр. 563-564]), но дают возможность постоянно его совершенствовать [6, стр. 310].
Экономический рост в нашей стране может быть связан именно с сектором реального производства, и прежде всего - с высокотехнологичной промышленностью, для которой характерна конкурентоспособная продукция с высокой долей добавленной стоимости [5]. Именно с использованием новых технологий связан термин "устойчивое развитие": это качественный экономический рост, не однобокий, ресурсоориентрованный. В странах Западной Европы и других развитых государствах, несмотря на существующие проблемы, научно-технический прогресс, учитывающий множество факторов, привел к возникновению постиндустриального общества. Его характерные черты - соблюдение законов, открытость экономик, соблюдение экологических норм, высокое качество информационного обеспечения экономики, повышение качества жизни и стремление к здоровому образу жизни, защита интересов каждого человека, гражданская солидарность личности. При этом развитие науки также ставится в ряд основных ценностей в масштабе всей страны [3].
В правительственных кругах западных стран распространено убеждение в том, что устойчивое развитие экономики определяется ее способностью к постоянной перестройке в направлении диффузии (то есть широкого использования) новых технологий. Иначе говоря, способность к изменениям - ключевой фактор стабильного развития. Военно-техническое превосходство уже не может быть гарантией стабильности, как это было около полувека назад. Поэтому все государства уделяют развитию технологий особое внимание [3].
Характерно, что термин "технология" лишь в 80-е годы стал использоваться в отечественной литературе в значении "согласованное единство технологий, техники, организованного труда и механизма управления". Проблемы рассогласования разных составляющих этого комплекса были впервые исследованы в США. Для устойчивых технологических изменений необходимо использование "организованной технологии" - технологически оснащенного и организационно согласованного способа перемещения продуктов из исходного состояния в последующее, более совершенное с точки зрения превращения первичных ресурсов, труда и энергии в полезные продукты, товары и услуги. Степень согласованности является полем для постоянных улучшений, а сама технология проживает свой жизненный цикл и тоже подлежит обновлению [3] (путем "революции технологий", поскольку любая технология имеет предел совершенствования [9]). Любопытно, что эта концепция очень хорошо согласуется с концепцией непрерывного улучшения, используемой в концепции управления качеством!
Сфера экономики обладает технологической структурой - взаимосвязанной упорядоченной совокупностью всех технологий, образующая полный технологический цикл (от добычи ресурсов до утилизации отходов). Н.И. Комков приводит распределение 27 отраслей, на которые делится экономика, по стадиям технологического цикла:
- добыча первичных ресурсов и энергоносителей;
- переработка первичных ресурсов и их компонент;
- обрабатывающая промышленность;
- производство конечной продукции, товаров и услуг [3].
Что представляет из себя инновационный сектор экономики? К наукоемким, высокотехнологичным отраслям И.Э. Фролов относит отрасли, в которых соотношение затрат на НИОКР и объемов выпуска продукции в 1,2-1,5 раза превышает среднемировой уровень для обрабатывающей промышленности, то есть составляет 3,5-4,5% [10].
Процесс внедрения в производство технических, технологических, организационных новшеств называется инновационным процессом. И.Шумпетер в 30-е годы предложил термин "инновации" - новые изделия и технологии, посредством которых повышается эффективность производительных сил общества, что составляет основу циклического развития (Шумпетер использовал это понятие для обоснования концепции циклического развития, предложенной ранее Н. Кондратьевым). Законы научно-технического творчества изучает инноватика. Новая продукция должна содержать качественные нововведения, их количество должно соответствовать сложности продукции, реализация продукции должна быть своевременной. Несоблюдение этих и ряда других принципов ведет к неудаче. Любопытно, что принципы инноватики нашли свое применение в разработке и реализации управленческих, кадровых, системных, культурных и других нововведений. Инновационный процесс в масштабе страны - сложный комплекс действия различных органов в разных сферах. В нем должны участвовать как государственные органы, так и частные инвесторы, исследователи, образовательные и научные учреждения [5].
При проведении государственной политики стимулирования экономического роста следует давать реалистичную оценку темпов изменения национального дохода с учетом периода развития. Наиболее высоки эти темпы в период перехода страны к более высокому уровню экономического развития, во время "скачка" в производственных и организационных технологиях. Этому периоду предшествует стадия с очень низкими или даже отрицательными темпами изменения национального дохода, что и отражает потребность экономики в качественном скачке. В свою очередь, после перехода к новому уровню экономического развития и распространению новой производственно-управленческой технологии как преобладающей темпы национального дохода замедляются и стабилизируются. Следует помнить, что высокие темпы роста характерны только для переходного периода к более высокому уровню производства. В остальные периоды развития экономики политика правительства должна быть направлена на поддержание стабильных, но умеренных темпов развития, например, благодаря стимулирующей кредитной или бюджетно-налоговой политике и сохранению баланса между сбережениями и инвестициями. Акценты в этот период должны быть перенесены на внутренние факторы экономического роста - совокупный спрос и совокупное предложение. Это, однако, не отменяет важности последовательной политики государства в научно-технической области [4, стр. 583-584].
2. Современная экономика Франции: традиции и инновации
Экономика Франции в целом достаточно традиционна и разнообразна. Четвертый экспортер и импортер в мире обладает положительным торговым сальдо. Ее главные торговые партнеры - Германия, Италия, Великобритания, Испания и страны Бенелюкса, а процесс евроинтеграции только усилил эту тенденцию [11, стр. 35].
Франция - индустриально-аграрная страна. Она занимает одно из первых мест в мире по объему экспорта сельскохозяйственной продукции благодаря разнообразию культур и большой площади сельскохозяйственных угодий. Несмотря на проблемы, производительность сельского хозяйства Франции растет, во многом благодаря автоматизации, селекции с использованием генетических методик, использованию новых кормов, удобрений и способов ухода. Это позволило более плотно включить сельское хозяйство в общий производственный цикл. Участие в Общей сельскохозяйственной политике Европейского союза, с одной стороны, обеспечило дополнительную поддержку производителям, а с другой стороны - ограничило экспорт. Это грозит кризисом для отдельных сельскохозяйственных регионов, тем более что животноводство подорвано несколькими эпидемиями среди скота. Между тем, роль сельского хозяйства во Франции состоит также в содержании сельской территории и ее экологического состояния. Кризис сельского хозяйства может привести к опустошению некоторых регионов. Инновационное развитие этого традиционного сектора экономики важно для всей страны [16, стр. 759].
В области энергетики Франция находится в значительной зависимости от импортного газа и нефти. Однако происходит постепенное замещение природного топлива электроэнергетикой, в том числе атомной. Франция занимает второе место в мире по доле атомной энергетики в общем производстве электричества в стране. 80% электроэнергии во Франции вырабатывается на 15 АЭС, 15% - на ГЭС. Несомненно, в таких условиях Франция для снижения зависимости от импорта сырья заинтересована в развитии новых способов производства энергии [16, 760].
Традиционные отрасли промышленности Франции испытывают серьезную конкуренцию со стороны других стран. Это особенно характерно для тяжелого машиностроения, черной и цветной металлургии, текстиля. Низкий уровень рентабельности делает их уязвимыми со стороны конкурентов из стран Азии и других регионов мира [16, стр. 760].
В то же время, в области автомобилестроения, производства вооружения, авиакосмической отрасли Франция является одним из мировых лидеров [16, стр. 760]. В 1999 году концерн Airbus реализовал больше гражданских самолетов, чем Boeing (420 против 386). Важную роль здесь играет европейское сотрудничество в авиационной и авиакосмической отраслях [11, стр. 38].
Агропромышленный комплекс (особенно производство вин, коньяка, сыров, молочной продукции) является одним из самых успешных, компенсируя неудовлетворительный торговый баланс в области информатики, станкостроения, электроники и электротехники [16, стр. 760].
Одна из самых динамичных отраслей Франции - химическая. Компания Rhone-Poulenc после приобретения фирмы Hohst вывела страну на первое место в мире в области фармацевтики. Группа Aventis занимает одно из ведущих мест среди мировых гигантов агрохимии. Новая группа Total-Fina-Elf заняла пятое место в мире в области химической промышленности [11, стр. 38].
Третичный сектор экономики - сектор услуг - играет ведущую роль в экономике. В нем заняты более 70% активного населения, и он обеспечивает более 70% ВВП Франции. Активно развиваются розничная торговля, туризм (Франция - самая посещаемая страна мира - приняла более 60 миллионов иностранных туристов в 1999 году), образование и наука. В области деловых услуг финансовый и банковский сектор, а также услуги по информатизации, строительство, связь делают Францию одной из ведущих деловых держав мира [16, 760].
Занимая ключевое географическое положение в Европе, Франция обладает развитой транспортной сетью и уделяет большое внимание ее совершенствованию. Наиболее активно развивается автомобильная сеть, а также железные дороги, которые пережили серьезную реструктуризацию и получили новое дыхание с появление высокоскоростных поездов (TGV). Собственно, департамент, не затронутый сетью TGV, рискует остаться глухой провинцией. Авиакомпания Эр Франс является одним из пяти мировых лидеров и обслуживает сотни направлений. Аэропорты Парижа и ряда других городов пропустили в 1998 году 95 миллионов пассажиров, и в районе Парижа запланировано строительство нового аэропорта [16, 760-761].
Таким образом, территория Франции, разнообразная по своей специализации и уровню интеграции в мировое хозяйство, все больше включается в общий европейский рынок. Значительная иммиграция, перемещение населения в южные регионы страны, постепенно изменяют лицо страны и заставляют уделять большее внимание экономическому развитию в рамках отдельных департаментов. Однако если Париж является мегаполисом уровня Лондона и других мировых центров, то остальные региональные центры Франции сильно уступают по своему развитию подобным городам в соседних государствах [16, 761-762].
Следует отметить также российско-французское партнерство во многих отраслях, в том числе в самых наукоемких - в области авиационной промышленности, космоса, нефтяной промышленности. Еще шире сотрудничество в области науки, образования и культуры, что способствует укреплению экономического партнерства [11, стр. 79-80]
3. Государственный и частный сектор: проблемы взаимодействия.
Экономика Франции в своем развитии вынуждена прибегать к инновациям, чтобы быть конкурентоспособной на мировом уровне. Интеграцию Франции в мировую экономику обеспечивают прежде всего компании-лидеры, такие как Total-Fina-Elf, Carrefour, Framatome, BNP-Paribas, Vivendi. Поэтому инновационное развитие будет невозможным без участия частных инвесторов. Но и без государственного регулирования экономика страны может скатиться в кризис дисбалансов.
Ведущие экономики мира уделяют проблеме стимулирования НТП повышенное внимание. Так, согласно постановлениям Совета Европы в Барселоне 15-16 марта 2000 года, Евросоюз намерен к 2010 году вкладывать 3% ВВП в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) (в 2001 году на эти цели направлялись 1,9% ВВП), причем две трети этих средств поступят от частных инвесторов. Сейчас Евросоюз выделяет значительно меньше средств на НИОКР, чем его основные торговые партнеры. ОБСЕ и Европейская Комиссия оценивают отставание от США в 2000 году примерно в 120 миллиардов евро, из которых более 80% представляют собой капиталовложения, не осуществленные предприятиями. Повышенное внимание именно к НИОКР связано с тем, что две трети инновационных предприятий постоянно прибегают к результатам НИОКР, а фундаментальные исследования являются основополагающим условием успешных инноваций. Евросоюз ставит перед собой две задачи:
- поддержать научные исследования в государственном и частном секторах;
- создать благоприятные условия для внедрения (трансферов) результатов научных исследований в производство [13, стр. 28].
В то же время во Франции отмечают важность сотрудничества между государственными научными лабораториями и частными предприятиями, чтобы сократить "лаг" между появлением новшества и его широким применением [13, стр. 30].
Инновационный проект зачастую не может быть реализован без поддержки со стороны, особенно на стадиях, предшествующих выходу продукции на рынок. Государство может предложить инвесторам в области венчура и научно-исследовательской деятельности ряд льгот и бонусов. Однако республиканские и региональные власти часто берут на себя поддержку инновационных проектов с другой стороны - обеспечивая инфраструктуру.
4. Особые экономические зоны и другие формы концентрации инновационных предприятий
Одним из элементов государственной поддержки научно-технического прогресса является создание особых технологических зон - технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции. Компании, которые получают право работать в технопарке, обязаны осуществлять исследования и внедрять новые разработки в области высокотехнологичных производств. При этом они получают земельные участки и офисные помещения по льготным ценам, а также различные налоговые, финансовые и административные льготы и другую разнообразную помощь [7].
Следует отметить, что такая схема регионального развития очень часто применяется за рубежом. На Лазурном береге Франции примером такого центра является София-Антиполис: ориентация на качественный состав промышленности региона, специализация в области информационных технологий и связи, дает возможность избежать негативных колебаний мировой конъюнктуры [14].
Как и Силиконовая долина, София-Антиполис притягивает лучших специалистов из Франции и других стран. Целые компании покидают Париж и другие крупные города, чтобы перевести свои производства в этот специализированный кластер. Это неудивительно - инвесторы получают техническую поддержку и квалифицированный, мотивированный персонал. Это позволяет осуществить значительную экономию средств по сравнению с размещением в мегаполисах [14].
Высокий уровень безработицы и перемещение населения в южные регионы Франции делает ключевым фактор персонала [12]. В свою очередь, когда достаточное количество компаний размещает в регионе свои производства, наблюдается эффект "снежного кома". Крупные и небольшие компании отмечают среди факторов, которые способствовали принятию решения о переезде, наличие предприятий-партнеров по производственной цепочке. Они называют это "близлежащей синергией" [14].
Власти региона и отдельных муниципальных образований определяют ключевые направления инновационного развития территории и оказывают им инфраструктурную поддержку.
Однако развитие образования и науки в регионах является отдельным направлением региональной инновационной политики.
5. Образование и наука: возобновление потенциала
Во Франции существует ряд механизмов поддержки инноваций путем объединения ресурсов науки, образования и бизнеса. На базе многих университетских центров созданы технопарки; осуществляется целенаправленная поддержка молодых специалистов и носителей проектов, а также предприятий, которые предоставляют рабочие места квалифицированным выпускникам.
Так, министерство науки предлагает предприятиям и учащимся, а также их альма-матер, ряд вариантов партнерства:
- привлечение молодого технического специалиста к разработке проекта сроком до года, предусматривающее субвенцию предприятию - организатору проекта;
- длительные стажировки студентов, в ходе которых старшекурсники получают ценный опыт, а предприятие и образовательное учреждение - финансовую поддержку;
- трудоустройство молодых инженеров для разработки дипломной работы, при этом учащийся выполняет работу по теме, важной для предприятия, под руководством опытного специалиста, и т.д. [15]
Такие схемы сотрудничества делают инновационную сферу особенно привлекательной для молодых людей при выборе профессии. Предприятия укрепляют связи с научными центрами. Исследователи могут реализовывать свои разработки на практике, а государство выигрывает за счет большей эффективности экономики и создания новых рабочих мест.
В этой связи следует помнить, что первоочередная задача взаимодействия научно-образовательной и экономической сферы состоит в том, чтобы открытия и достижения науки не остались ее "внутренней историей".
6. Региональная инновационная политика в рамках Европейского союза: новое измерение
Недавно предоставленная регионам большая автономия в определении своей политики, в том числе в области экономики и инноваций, дает им во многом равные шансы использовать именно свою специфику. Поэтому инновационная политика Франции неизбежно привязана к регионам.
Эксперты отмечают, что при росте мобильности людей, финансов, производств, особенно внутри Европейского союза, необходимо иметь не только передовые технологии и фирмы, но в первую очередь регионы, готовые принять их и обеспечить их деятельность. В развитых странах за прошедшие несколько десятилетий произошла "региональная революция", которая привела к трансформации внутренней организации экономического пространства. Возникла сетевая модель, которая проецирует производственные отношения на территорию. Эти сети, привязанные к месту, включают в себя автономные и, что важно, взаимозаменяемые звенья - производственные комплексы и предприятия. На основе кооперации они образуют производственный кластер. Вместо жесткой специализации такие регионы способны к инновациям и отраслевой гибкости. Считается, что именно такие регионы являются основой устойчивого развития и конкурентоспособности страны на глобальном рынке. Кроме того, необходимость привлечения человеческого капитала - самого ценного ресурса - ведет к созданию постиндустриальных зон: торговых, развлекательно-образовательных, рекреационных и т.д. [2, стр. 48-50].
Примером может быть город Монпелье, центр департамента Эро и региона Лангедок-Русильон. Долгие годы (и даже века) Монпелье оставался провинциальным университетским центром, столицей винодельческого, сельскохозяйственного приморского региона. Его во многом обошли первые витки промышленной революции. Однако с 1970-х годов город показал удивительный рост и развитие. Население агломерации Монпелье за последние полвека выросло примерно вдвое и составляет теперь около 275 тысяч человек. Сделав ставку на современные технологии, местные власти смогли включить в них и местную специфику. Город был сделан "удобным для жизни", была модернизована транспортная сеть и построены новые кварталы. А далее умелое проведение проектов с привлечением зарубежных партнеров и с использование местной специфики принесло должные плоды. В технопарке Монпелье-LR работают более 800 предприятий, которые создали 17000 рабочих мест. Их специализация - фармакология, химия, информационные технологии (включая компанию IBM). На основе медицинского факультета университета, который был знаменит еще в Средние Века, создан технопарк "Евромедицина". Другие учебные заведения заняты разработки в области агрономии, виноделия. Создан ряд бизнес-школ, в том числе в области международной торговли, которые привлекают студентов из-за рубежа. В то же время, город старается использовать возможности всего региона, поскольку его собственные ресурсы не позволяют ему конкурировать на уровне Европы с такими центрами, как, например, Барселона [16, стр. 1422].
Сейчас имиджу города и региона немало способствует оригинальная задумка команды руководителя региона, Жоржа Фрэша: старинное название этой провинции - Септимания - становится брендом динамичного средиземноморского региона Лангедок-Русильон.
Подобную ситуацию можно наблюдать и во многих городах и регионах страны: Гренобле, Ницце, Ренн и других. Следует отметить, что успехам Франции и ее регионов в инновационных областях немало способствует имидж страны как центра передовых идей и разработок. И если культурное наследие страны так привлекательно для туристов, то оно помогает и привлечению в страну ведущих специалистов.
Во Франции накоплен опыт целенаправленного проведения региональной инновационной политики. Следует заметить, что удача способствует лишь тем регионам, которые учитывают собственную специфику и не пытаются безоговорочно скопировать чужие приемы. В результате в выигрыше оказывается страна в целом.
Подобное определение инновационной политики будет эффективным, если оно начинается с регионального или даже местного уровня. Так, во Франции существуют "платформы местной инициативы", которые путем определения специфики региона или местного сообщества выбирают инструменты, которые позволяют обеспечить стабильное развитие территории. Большая автономия при выборе решения достигается благодаря местным фондам займов, разнообразию участников (экспертов, инвесторов, носителей проектов), разделению финансирующих органов и органов управления, а также самостоятельному определению типов поддерживаемых предприятий и их специализации [17].
Для Франции и Европы в целом характерно межрегиональное и межмуниципальное партнерство в области инновационной политики. Раймон Кудек, мэр Безье и президент агломерации Безье-Средиземноморье, выделяет преимущества таких объединений: наилучшее использование общих коммуникаций и транспортной сети, большая мобильность персонала, возможность привлечения более серьезных базовых ресурсов. Участники территориальных объединений согласуют свою налоговую и социальную политику по отношению к инвесторам и вместе выбирают магистральные направления инноваций [14]. В масштабе Европы подобные партнерские объединения существуют как между соседними регионами нескольких стран (Евро-регион, объединяющий испанскую Каталонию, французские Юг-Пиренеи и Лангедок-Русильон, и аналогичный Евро-регион по обоим берегам пролива Па-де-Кале), так и между отдаленными регионами с развитой промышленностью ("Четыре двигателя Европы" - Рона-Альпы, Баден-Вюртемберг, Ломбардия, Каталония) [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-техническому прогрессу как фактору развития экономики отдельных регионов, государств и мировой экономики должно уделять внимание государство. В долгосрочной перспективе именно наличие промышленной политики и последовательное проведение мероприятий, связанных с технологическим совершенствованием, оказывает положительное влияние на экономику.
Правительство Франции видит основную задачу государственной политики в области научно-технического прогресса в стимулировании более эффективных способов использования ресурсов и поддержке распространения инноваций в реальном секторе экономики. Это позволяет достичь устойчивого экономического роста на основе внедрения и диффузии (массового использования) инноваций. Политика государства является целевой, определяющей приоритеты развития и следующей этим приоритетам. Особую роль играет региональная политика: регионы Франции обладают значительной автономией в определении приоритетов развития и способов привлечения инвесторов и квалифицированных кадров.
Новая экономика - "экономика знаний" - требует "управления знаниями", которое представляет собой отрасль менеджмент, изучающую управление процессом превращения знаниевых ресурсов в материальные ценности. Эта проблема стала особенно актуальной, когда экономисты пришли к пониманию: в глобализованном мире при наличии свободного перемещения ресурсов классические ресурсы не играют прежней большой роли, и конкурентное преимущество могут обеспечить лишь нематериальные активы, такие как технологии и квалификация. Поэтому в основе инновационной политики лежит использование местной и региональной специфики, опыта в отдельных отраслях, а также поддержка образования, науки и частного предпринимательства.
Таким образом, Франция, обладающая значительными преимуществами в ряде отраслей, сильными традициями в области сельского хозяйства, науки, малого предпринимательства, а также резко положительным имиджем в области культуры, делает ставку на европейское партнерство и региональное развитие, чтобы добиться конкурентоспособности на новых и старых рынках. Неизбежные потери в ряде отраслей должны быть компенсированы ростом и диверсификацией, а большой объем торговли с соседями по Европейскому союзу - привести к межрегиональной интеграции на надгосударственном уровне.
Роль России в этом процессе может стать значительной, если наша страна сможет стать не донором, а равноправным партнером Франции в области науки, образования, инновационных технологий, транспорта и культуры. В таком случае укрепление связей приведет нас не только на европейский, но и на мировой рынок.
Использованная литература
1. Денисова Д. Время продавать знания. // Эксперт, Љ 24, 28 июня - 4 июля 2004 г., стр. 32-37
2. Княгинин В., Щедровицкий П. От роста к развитию. // Эксперт, Љ 5, 7-13 февраля 2005 г., стр. 44-50
3. Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества. // Проблемы прогнозирования, Љ 3, 2004 г.
4. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: "АСА", 1999 г.
5. Леонтьев В.Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качестве и конкурентоспособности продукции. // Проблемы прогнозирования, Љ 1, 2001 г.
6. Политехнический словарь. - М.: "Советская энциклопедия", 1976.
7. Прокшин К. Открыто по техническим причинам. // Коммерсант, приложение "Аутсорсинг", Љ 41, 10 марта 2005 г.