Софронов Тимофей : другие произведения.

Deus ex machina

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Черновик

  Снег в ночи.
  
  Черные тучи нависли над цветущим садом. Черные тучи полные снега. Еще вчера казалось, что зима ушла, чтобы уступить место весне. Старость должна уйти, чтобы освободить место молодости.
  
  Но с гор, где вечно царствует холод, спустились тучи. Седая бабка зима протянула свою костлявую руку, чтобы напомнить о себе. Сказать, что она никуда не ушла, а всего лишь ненадолго покинула этот край. Чтобы все знали, что она скоро вернется.
  
  Ветер с севера, несущий холод и мороз, пригнал черные тучи сюда. Они нависли над садом, над пробудившейся после зимнего сна жизнью. Словно кто-то накрыл все сверху большой крышкой. Чтобы погрузить мир во тьму и холод.
  
  Снежинки медленно падали наземь. Падали на зеленую траву, на молодую листву, на белые цветы. Сплошной белый покров укрыл царство зелени, царство цветов, царство молодости. Седина... Казалось, что погибнут цветы, погибнут деревья, что молодость исчезнет из этого мира. Казалось, что красавица весна превратилась в седую старуху зиму...
  
  Но дунул ветер с юга. Теплый ветер, что приносит жар с пустынь. Жар, проникающий в кровь и дающий жажду жизни. Жар, в котором сгорают человеческие жизни. Тает снег, и вновь проступает новая жизнь.
  
  Ветер вздымает вверх снежные хлопья. Они перемешиваются с лепестками цветков. Снег и цветы кружатся в немыслимом танце. Словно все вокруг цветет. Словно снег превратился в цветы. Молодость победила старость.
  
  Черные тучи расступились перед восходящим солнцем. Тусклый свет озарил землю. Снег растаял. Солнце светит все ярче, ветер дует сильнее. Тучи рассеиваются. Жаркий ветер с юга гонит их остатки назад в горы. Зима отступает. Пока отступает.
  
  Пожар.
  
  Казалось, что все вокруг обратилось в пустыню. Мир потускнел и утратил краски. Свет стал серым и тусклым. Люди превратились в безликих теней.
  
  В тот год деревья Королевского сада были поражены невиданным прежде бедствием. Горностаева моль съела всю зелень в королевском саду. Какая ирония! Только вдумайтесь. Ведь горностай - символ королевской власти. На королевский сад нашлась королевская моль. Это было бы смешно, если бы она ограничилась лишь садом, но она истребила все: и листву, и цветы на всех деревьях нашей страны. Она свила свои белые коконы на каждом дереве в этой стране.
  
  Вкус пепла во рту. Пепла и гари. Говорят, это ветер принес дым с юга. Говорят, что из-за страшной жары загорелись леса, и сейчас целые страны полыхают в огне, а дым с этого великого пожара дошел и до нас.
  
  Дым вокруг все гуще и гуще. Он затмил солнце, и посреди дня настала ночь. Пепел сыпется с небес.
  
  Всполохи огромных костров виднеются за городом. Говорят, это горят огромные деревья. Одно хорошо, что сгорят эти белые коконы. Пригородные усадьбы или сгорели, или там невозможно жить из-за дыма. Почему огонь распространяется так быстро? И огонь ли это? Как он за один день дошел от границ королевства до самой столицы? И почему чем больше мы тушим огонь, тем он сильнее разгорается?
  
  Наши правители бросили нас. Их нигде нет. Пустуют их величественные дворцы, лишь грабители орудуют там. Объяты огнем их загородные замки. Жандармы не знают, что делать. Куда делись эти гордые дураки-генералы, толстые чинуши и придворные лизоблюды? Разбежались по углам, кто куда, словно тараканы. Кто-то с позором бежал за границу, кто-то сбежал в горы, где вечно царствует холод. О простых людях не вспомнил никто. Лишь лорды Пустого Трона безмолвствуют в своем замке. Тщетны мольбы людей, они не слышат нас, мы для них всего лишь пыль.
  Ужас обуял людей. Даже я, летописец, которому заповедовано бесстрастно смотреть в прошлое, содрогаюсь от ужаса, вспоминая тот день. Казалось, наш мир падет. Казалось, что настанет конец владычеству Пустого трона в королевстве без короля.
  
  Верно говорят, что страх умаляет душу. В тот день моя душа стала меньше в несколько раз. Я был готов предать свой долг летописца, бежать, куда глаза глядят. В одночасье люди превратились в животных, грызущихся между собой, в отчаянной попытке спастись.
  
  Весь город словно погрузился в адское пламя. Горит Королевский сад, уже и сам замок лордов Пустого Трона объят пожаром. Но что же это?! Странный смех доносится из замка. Он все громче и громче. Это смеются лорды Пустого Трона. Они смеются над своими жалкими слугами, которые для них всего лишь пыль. Они смеются, и пожар исчезает. Это они наслали великий пожар, дабы испугать своих слуг. Это всего лишь их жестокая шутка.
  
  В тот день чудом никто не погиб. На следующий день все забыли о пожаре. Или сделали вид, что забыли. Как будто ничего не случилось. Лишь деревья в Королевском саду очистились от белых коконов.
  
  Но я не могу просто так об этом забыть. Я ... Я должен об этом рассказать! Пусть я предал свой долг в тот день, но я все еще летописец. Пусть это было лишь наваждением или дурным сном, пусть я сошел с ума, но я должен об этом рассказать!!
  
  Чистый лист.
  
  Чистый лист белой бумаги. Так, возьмем перо и чернила. Раз-два. Что за забавный человечек в нелепой треуголке. Чем-то он похож на шефа жандармов Пустого Трона. Такой же напыщенный и самодовольный дурак. А это кто нарисовался? Ба, да это наш придворный советник по культуре. Вся та же противная козлиная бородка, бегающие глазки, большое брюхо и маленькие кривые ножки. Ну, точно он. Ну, посмотрим, кажется, давеча его сиятельство отвергло нашу пьесу? Это видите ли слишком смело? Не в духе нашего, так сказать, просвещенного правления? Ну, сейчас мы Вам покажем! Нарисуем-ка ему одиночную камеру! Вот так! И суровых жандармов на страже! И миску с тюремной похлебкой! Хотя, постойте, без миски можно обойтись. Его сиятельству не вредно и похудеть.
  
  Что это там, в правом верхнем углу? Да, это наш Королевский театр. А вот и актеришки! Как писать доносы на почтенных драматургов, так сразу забыли про все свои склоки. Не будь меня, они перегрызли бы друг другу глотки. Наверное, этим сейчас и занимаются, пока я тут сижу под стражей.
  
  А вот и зрители съезжаются на вечерний спектакль. Благородные дамы и господа. Дамы в новых шляпках и платьях, господа в мундирах и при орденах. Или наоборот. Как кому больше нравится. Как же они мне все надоели! Угождай им, ублажай. Нужно "плавать в бурной реке моды, как рыба в воде, чтобы всегда знать чего хочет публика, а иначе пойдешь ко дну" как говорит директор театра. Какая заумная чушь! Привык он болтать всякий вздор, а у самого только деньги на уме. Вот и он. "Ваша пьеса, знаете ли, не будет иметь коммерческого успеха. Наш театр (т.е. директорский кошелек) не желает нести убытки". Никогда не забуду его писклявый голос, которым он раз разом хоронил мое будущее.
  
  Так, так посмотрим. А это что за два престранных господина в черном. Да еще о чем-то перешептываются:
  
  - А слышали ли Вы господин А, что почтенного драматурга N недавно арестовали по обвинению в растрате казенных средств? Да, тех самых, что выделил его Сиятельство придворный советник нашему Королевскому театру?
  - Да как он мог, господин Б. А я ведь полагал, что он честнейший человек! Как жаль, как жаль, ни на кого нельзя положиться в нынешние-то времена.
  
  Что? Это что за вздор? Да что эти презренные собаки там понаписали в своем доносе? Я не крал никаких денег! Не крал! Зачем они мне! Да я и их в глаза не видел!
  
  - А знаете ли господин А, что на самом-то деле нашего бедного драматурга арестовали вовсе не из-за растраты.
  
  - А почему же?
  
  - Т-сс. Тише. Мне кажется, что здесь нас могут услышать. Ведь как говорится, в королевстве без Короля даже у стен есть уши. Перейдемте-ка в другое место, где нет посторонних глаз и ушей.
  
  Ну, и хоть кто-то на моей стороне. Ведь, клянусь, я не крал никаких денег. Да, кстати, куда подевались господин А с господином Б?
  
  Вот они где! Спрятались на обратной стороне листа. Стоят тут, перешептываются.
  
  Так. Опять убежали? И, правда, здесь всего лишь клякса. Но я должен узнать, о чем они говорили. Как гласит закон королевства, обвиняемый должен знать, в чем его обвиняют. Ведь так. Или я что-то путаю? Я ведь не путаю? Я?! Да, в своем ли я уме? С чего вы решили, что я сумасшедший? Потому что я слушаю черных человечков, которых сам же нарисовал на листке бумаги? Ну...
  
  А вот же они! Вот! Спрятались у окна! Давайте лучше их послушаем! Да не перебивайте Вы!
  
  - На самом деле, господин А, наш драматург невиновен. Это все высоколобые мундиры заметают свои грязные делишки!
  
  - Не может быть!
  
  - Да, да эти чертовы генералы и лизоблюды придворные что-то задумали! А бедняга драматург случайно увидел то, что никто не должен был видеть. Ему еще повезло, что он выжил. Т-с, вы слышали? За нами следят! Это без сомнения ищейки Пустого Трона! Бежим!
  
  Ну, вот вы их спугнули. Теперь надо опять искать. Куда они убежали? Что?! Вы пойдете за каплями? Какими еще каплями? Успокоительными? Кто это тут неспокоен? Я? Нет! Не открывайте дверь! Они вон там у замочной скважины! Вы ничего не видите? Тогда не мешайте мне слушать! Да, тише Вы! Не можете хоть чуточку помолчать!
  
  - Да, да и все эти мрачные знамения, этот чудовищный пожар. Что-то определенно намечается.
  
  - Да уж господин А, не думал, что вы склонны ко всякой мистической чепухе. Вы же здравомыслящий человек. Так вот слушайте. Я не знаю деталей, но одно знаю точно. Не вовремя он пришел на аудиенцию во дворец, страшно не вовремя. Возможно, они испугались, что он что-то услышал. И поэтому...
  
  Это еще что? Кто нарисовал здесь жандармов? Как не вовремя! Это все вы! Да Вы со своими каплями, доктор! Я вижу у вас в руке карандаш! И жандармы Ваши какие-то серые!
  
  - Именем Пустого Трона вы арестованы по подозрению в государственной измене.
  
  Что? Заканчивать этот цирк? Я первоклассный актер? Мерси, мерси! Хоть я и драматург, но мне все равно приятно. А Вас, доктор Штюрмер, не проведешь! Недаром, Вы работаете в королевской клинике. Но, может, вы все же подтвердите в суде, что я невменяемый? Мне показалось, что в какой-то момент Вы даже мне поверили. Что? Профессиональная репутация дороже? Но не пропадать же такому таланту как Я! Поверьте, доктор, мои пьесы еще будут иметь успех!
  
  Страсть.
  
  В тот день я проснулся от ужаса. Даже сейчас спустя много лет я ясно помню каждое слово, словно это произошло только что. Но тогда, в тот злополучный день, как я мог об этом забыть? Думаю, стоит рассказать об этих событиях поподробнее.
  
  Я тогда был в самом расцвете сил (хотя все утверждали обратное), и моя ненавистная жена наконец-то дала мне развод. Я женился на этой уродливой старухе (да, теперь наконец-то я могу это сказать) из-за денег. Нет, не из-за денег, а из-за ее огромных ДЕНЕГ. На ее состояние можно было купить все: от дворянского титула до алмазных рудников. Но теперь все кончено. Мне удалось обвинить ее в измене (хотя это и была ложь) и потребовать развода. Теперь, я был свободен и жаждал осуществить свои желания. Как мне надоело прислуживать этой старухе! Теперь все женщины будут моими.
  Однажды на приеме у третьего лорда Пустого Трона я увидел ее. Самую прекрасную из всех женщин, кого я когда-либо видел. Ее невинное личико, ее златокудрые волосы, ее чарующий взгляд. Я никогда не забуду того, когда она впервые взглянула на меня этими черными глазами. Эти глаза принадлежали не невинной девушке, нет, а женщине, зрелой женщине. Они манили меня, сулили невообразимые, запретные, извращенные, даже в чем-то омерзительные удовольствия. Тело невинной девушки и эти порочные глаза.
  
  Любил ли я ее? Наверное, нет. Думаю, это чувство нельзя назвать любовью, это безудержная страсть, похоть, жажда обладать. Оно накатывает волнами, которым невозможно противостоять. Слабых людей эти волны уносят в пучины разврата.
  
  У меня было много любовниц, но с тех пор, как я увидел ее, все мне постыло. Ничто не удовлетворяло меня. Наслаждение словно ушло из мира. Сладость стала горечью, вкусы и запахи исчезли, и даже солнечный свет словно потускнел. Мне нужно было видеть ее. Хоть краем глаза увидеть ее! Хоть на миг.
  
  Весь вечер я не мог ни о чем думать, кроме нее. С такими мыслями я уснул. Мне приснился странный сон: вокруг меня не было ничего, лишь тьма. Ужас обуял меня, мне показалось, что жизнь моя кончена. Я открыл рот, чтобы закричать, но не смог издать ни звука. Я хотел убежать, но у меня не было ног. Я захотел закрыть глаза, но у меня их не было. Я услышал противный смех и чей-то ехидный голос. И он сказал мне:
  
  - Порочная страсть поглотила тебя. Ты погряз в ней, погряз в удовольствие и неге. С каждым следующим разом тебе приходится искать все более извращенные пути получить наслаждение, которого ты так жаждешь, и наконец-то насытиться. Но ты никогда не насытишься. Ты давно обезумел, ты забыл, что такое стыд, ты превратился в животное. Ты хочешь еще и еще. Ты забыл обо всем, и время словно остановилось. Но это лишь иллюзия - время никогда не умаляет своего хода. И тем страшнее прозрение, что наступит в конце. Дурман, окутавший твой разум, на мгновение рассеется, и ты поймешь, что ты уже на дне страшной бездны. Бездны, из которой тебе уже не выбраться никогда.
  
  Странный огонь вспыхнул во тьме. Кто-то схватил меня своей костлявой рукой и потащил вверх. В отсветах адского пламени я увидел свое тело, разрывающееся в клочья.
  
  В тот день я проснулся в холодном поту от ужаса. Утром я брел по улице, не замечая ничего. Говорят, в тот день светило солнце, весело щебетали птицы, а в голубом небе плыли нежно-розовые облачка. Но я ничего этого не помню. Я шел, не разбирая дороги, пока на бульваре не увидел ее. Она посмотрела на меня своими черными глазами и улыбнулась.
  
  Тогда мне казалось, что я вновь родился. Нет, нет я словно очутился в другом мире. И в центре этого нового мира была она. От нее словно исходил какой-то жар. На меня накатила та похотливая жажда, та страсть, что я ощутил вчера вечером.
  
  Она приблизилась ко мне и заговорила. Я не помню, о чем она говорила. Я помню только ее глаза. Игривый огонек промелькнул в ее глазах, и я понял: она видит меня насквозь. Видит все мои тайные желания, даже те, в которых я боялся признаться самому себе; видит все мои тайные дела, даже то, как я обманул жену (хотя об этом не знала ни одна живая душа кроме меня); она даже знает о моем сегодняшнем сне.
  
  Она сказала мне:
  
  - Не бойся, иди же за мной.
  
  Признаюсь, в самый последний момент я заколебался, но она мягко взяла меня за руку. Мы сели в карету и куда-то поехали.
  Я не сразу понял, что действительно оказался в другом мире. Здесь никого не было кроме нас двоих. Нас окружали лишь безликие слуги.
  
  - Куда мы едем? - спросил я.
  
  Она лишь рассмеялась в ответ. Смеялась, но не как молодая женщина. Она смеялась тем самым противным смехом из моего сна. Вокруг резко потемнело, хотя было только утро.
  
  Игривый огонек вновь вспыхнул в глазах моей спутницы. Тьма окутывала меня, я не мог разглядеть ни своих рук, ни своих ног. Я только смотрел как завороженный на этот огонь.
  
  Чем дольше я смотрел на это пламя, тем сильнее оно разгоралось. Вокруг уже не было ни ее, ни кареты, ни моего тела. Я лишь смотрел на адское пламя, где танцевал омерзительный демон.
  
  - Кар, - каркнула ворона, и тьма развеялась.
  
  Я очнулся в канаве. Шел дождь. Я лежал в грязи. Наваждение развеялось, но страх навсегда поселился в моем сердце.
  
  Каждый ночь во сне события этого дня повторяются вновь. В тот день я проснулся от ужаса, и с тех пор нет этому конца, покуда не падет Пустой Трон.
  
  Канцелярия Пустого Трона.
  
  Дело номер тридцать семь, дело номер тридцать восемь и дело номер сорок. Так посмотрим. Обвинение в государственной измене, растрата казенных средств и клевета на лордов Пустого Трона
  
  Доктор Штюрмер утверждает, что все наши три обвиняемых абсолютно здоровы. А по их внешнему виду и не скажешь. Особенно про первого, летописца с безумными глазами. Да и третий тоже. Все бормочет про каких-то демонов. Совсем выжил из ума старый развратник. Хотя драматург, наверное, и вправду занимается шарлатанством.
  
  Что тут еще принесли? Дело номер тридцать девять об аресте А... и Б... по подозрению в государственной измене? Все, хватит с меня. Да, да, хватит. Несите его на второй этаж, пущай следователь N этим занимается. Да, да пусть он занимается. Пожалуй, запру-ка я дверь. Да, и табличку. Ушел на обед.
  
  А это что за книга? Наверное, доктор Штюрмер оставил. Надо будет при случае вернуть. Кстати интересно, что он там читает? "Легенды и мифы народов мира" в изложении мастера Шварценберга. Зачем это ему? Смотрите-ка, а вот закладка. Легенда о красном великане? Никогда о таком не слышал.
  
  "Легенда о красном великане без головы.
  
  Красный великан без головы спит под землей. Огонь исходит от его рук. Черный молот лежит подле него. Когда он переворачивается на другой бок, земля сотрясается и извергает огонь.
  
  Много лет назад он собирал кровавую жертву с людей, сея ненависть в сердцах. Ненависть - его пища и источник его силы. Чем сильнее его ненавидели, тем сильнее он становился.
  
  Много лет назад тысяча рыцарей сражалась с ним. Все они поклялись биться до конца и победить жестокого великана, но ни один не сдержал клятву. Все они лежали мертвые у его ног. Тогда боги спустились с небес и отсекли ему голову. Тело великана упало и провалилось в преисподнюю, а голова тотчас сгорела.
  
  Боги знают, что великан побежден лишь временно. Когда-нибудь он вновь проснется под землей. Когда-нибудь он вновь выйдет собрать жатву. Когда-нибудь у него отрастет новая голова, потому что человеческая ненависть никогда не закончится".
  
  Ага, похоже, доктор Штюрмер тоже увлекся этой модной теорией. Дескать, мифы есть отражение человеческого подсознания и все такое. Как по мне, так все это полная чушь. Что Вы говорите, в газетах пишут, что доктор Штюрмер и есть автор этой теории? Э-э, все-таки хорошо, что господин доктор ушел. Иногда скажешь что-нибудь, а он так пристально посмотрит на тебя и ехидно скажет: "Ваше Превосходительство, Вам, кажется, нездоровится. К счастью, у меня с собой есть новые капли..."
  Хотя нет, не надо вспоминать про капли. Как выпьешь эти капли, так целую неделю будешь мучиться кошмарами. А доктор Штюрмер будет каждый день приходить и подробно расспрашивать. И только попробуй ему откажи. Ведь он королевский доктор. И не соврешь ему. Он тебя словно насквозь видит. "Ну что же Вы, Ваше Превосходительство, ведете себя как ребенок. Ведь долг всех государственных служащих содействовать королевским докторам в их важной и почетной миссии. Разве Вы забыли клятву Пустому Трону...". Все-таки хорошо, что он уже...
  
  А! Доктор Штюрмер! Откуда вы взялись?! Кажется, дверь была заперта изнутри. Вы пришли забрать книгу? Но дверь... Что? Нет, я здоров. Нет, не нужно капель. Я только немного устал. Что, капли от усталости? Нет, нет, не нужно. Я ни капельки не устал. Поставил ли я свою визу на делах? Да, собственно, уже собирался. Ну вот, и все. Теперь осталось отнести на третий этаж. Как, доктор, у Вас дела на третьем этаже? А не могли бы Вы...? Премного благодарен, доктор! Знаете ли, я ведь не очень-то люблю высокое начальство. Да и жутковато там на третьем этаже... Что уже уходите? Ну, всего Вам наилучшего, доктор.
  
  Уф, ушел... А капли все-таки оставил. Ну ладно, раз пить все же необязательно, то лучше и не пить. А не пойти ли нам с Вами куда-нибудь развеяться? Вы слышали, сегодня в Королевском театре премьера. Говорят, что Лорды Пустого Трона прибудут туда лично...
  
  Вечер.
  
  Солнце заходит, и зажигаются фонари. Тысячи разноцветных огней и огоньков светятся в темноте. Пожалуй, есть что-то волшебное в этом зрелище. Зеленые, красные, желтые, синие огоньки мерцают, переливаются, затмевают друг друга, их свет сливается в немыслимой комбинации. Их свет особенный.
  
  Это не сияющий свет полуденного солнца, равномерного, спокойного и всемогущего, уверенного в своей силе. Свет солнца, дарующий миру жизнь, дарующий ему его цвет
  
  Это и не лунный призрачный свет, который есть лишь отражение солнечного. В свете Луны все кажется серым и одноликим, и в то же время каким-то тонким, нереальным, словно кто-то набросил на весь мир тонкую, почти невидимую вуаль, скрывающую подлинную суть всего.
  
  Свет фонарей не похож ни на Солнце, ни на Луну. Небесные светила сияют высоко, их свет безмолвен и недоступен для нашего понимания; огни, зажженные людьми, зажженные, чтобы ненадолго развеять мрак ночи, кажутся нам близкими. Огоньки мерцают, гаснут и зажигаются вновь. Они словно живые существа, рождающиеся, умирающие и рождающие вновь. Живущие, чтобы дать надежду во мраке.
  
  Свет, горящий во тьме. Есть что-то неестественное и в то же время глубоко присущее самой природе в этом состоянии. Когда мир должен быть погружен в природный мрак ночи, когда все живое должно спать, кроме немногих зверей и птиц, этих таинственных слуг тьмы, которые вызывают в людях страх, в это время человек зажигает огонь, зажигает свет, искусственный свет, но в то же время живой. Когда вокруг темнота, когда мрак ночи подбирается к самому сердцу, огонь фонаря кажется маяком, единственной надеждой, лучом света, пробивающим тьму и дарящим тепло.
  
  Множество огней и огоньков, больших и малых, создают определенную симфонию, игру теней и света, непривычную для дневной жизни. Они создают ночную жизнь, они словно открывают для человека новый мир. Обычные вещи, дома, закоулки - все преображаются.
  
  Убогая лавочка вечером кажется сказочным дворцом в пустынном краю, хижина бедняка - уютным убежищем, а богатый безлюдный особняк, днем внушавший уважение и зависть, сейчас лишь вызывает страх, потому что там нет света.
  Глухая пустынная улочка, где ничего нет - кому она интересна днем? Туда вряд ли даже бросишь взгляд, если вокруг светло или темно. Но, вечером, когда остальная улица освещена, этот тупичок выглядит по особому. Ведь там темно, а здесь светло... Там таится что-то темное, неизвестное, может быть даже загадочное. Люди, чьи сердца гложет страх или чья совесть нечиста, чего-то только не увидят они во тьме, оттеняемой светом в ночи. Все их потаенные кошмары могут таиться там, хотя они твердо знают, что там ничего нет. Человек жаждет осветить это место, развеять свои страхи, но его страхи перебегают в другой темный угол и грозятся ему оттуда. Потому что тьма вокруг него лишь отражает душу, а от нее не сбежать.
  
  Тени. Тени мелькают при свете фонарей. Они все больше и больше. Огни потухают и зажигаются вновь. Словно сама царица темноты и ночи, нетерпящая света, прошла рядом. Словно северный ветер подул, и повеяло холодом и смертью. Что же это? Что за черные плащи промелькнули перед глазами? Почему вдруг стало страшно, захотелось убежать отсюда, захотелось забыть, забыть, забыть... Забыть о том, что ты видел их.
  
  Это Лорды Пустого Трона вышли из королевского замка. Это тени наших владык промелькнули перед нами. Наших правителей, что царствуют в королевстве без короля. Падите ниц, потому что вы лишь пыль для них.
  
  В театре.
  
  Сегодня Королевский театр полон народу. Сегодня в театре премьера. И причем какая! Попасть в театр стоило немалых трудов даже изворотливым спекулянтам. Ведь билеты на этот спектакль продавались под надзором жандармерии Пустого Трона. Впрочем, для спекулянтов это не проблема. Они даже за пять минут до начала спектакля продавали билеты в 10 раз дороже обычной цены. Хотя, конечно, жандармы уже знают, что эти билеты жулики напечатали сами и по ним в театр не попасть. Настоящие билеты с королевской печатью наши "благородные" аферисты продали еще неделю назад, и ищейки Пустого Трона уже допросили всех, кому посчастливилось их купить.
  
  Жаль, что наш бедный драматург все еще под стражей. Конечно, он уже почти собрал деньги, чтобы выплатить залог... Но знает ли он, что директор театра утаил черновик его пьесы, поменял название, и сегодня именно она будет играться на сцене. А автор пьесы пожелал остаться неизвестным. Ага, так мы и поверили. А еще он пожелал отказаться от гонорара и посидеть немножко в тюрьме. Бедняга N! Он, наверное, будет вне себя от ярости, когда узнает. Ну что ж, не стоило ему ссориться с его Сиятельством, придворным советником. Да и грубить шефу жандармов тоже, наверное, не стоило. А уж бить бутылки о головы жандармов уж определенно не имело смысла в его положении.
  
  А вот и вся благородная публика собралась. Не видно только Его Превосходительства старшего летописца. Все-таки странно, что в наш просвещенный век мы говорим о летописцах. Ведь давно изобретен печатный станок. Ну что ж таковы традиции нашего королевства - королевские историки именуются летописцами. Весьма ответственная должность. Все летописцы приносят клятву, что они будут описывать события без утайки. Говорят, Его Превосходительство старший летописец арестован за измену. Говорят еще, что он сошел с ума. Кое-кто даже поговаривает, что когда его увозили жандармы, он кричал о великом пожаре, адском пламени и скором падении Пустого Трона. Впрочем, слухи как всегда преувеличены. Стоит копнуть поглубже, и все оказывается досужими домыслами. Люди так любят таинственные истории и заговоры, что готовы придумать все что угодно. Реальность же оказывается всегда намного страшнее, чем они могли себе вообразить.
  Смотрите, доктор Штюрмер! Не думал, что он интересуется театром. Обычно он презрительно высказывается о современном искусстве. "Вот сто лет назад наш Королевский театр блистал, наши актеры были известны во всем мире..." Как будто он сам это видел и жил сто лет назад. Хотя, если присмотреться... Сколько я его помню, он всегда выглядел одинаково. И не стареет он. Ага, вот Вы и купились. Вы, наверное, тоже думаете, что он демон или что-то вроде того. Ведь он не стареет, и отражения в зеркале у него нет. Кстати, про отражения в зеркале. Доктор Штюрмер как-то показывал мне этот трюк, которым удивлял впечатлительных пациенток. Если хотите, потом Вам расскажу поподробнее. А насчет моложавого вида... Так, ведь ему всего сорок лет. Что? Теперь он для Вас выглядит слишком старым? Ну-ну, Вас и не поймешь. Все-таки, интересно, зачем он пришел? Наверное, собирает материал для своего исследования. Психология зрителя и ...
  
  Ага! А вот и настоящая причина его появления здесь. Прелестная молодая спутница. Хе, хе, а наш доктор тот еще прохвост! Говорят, ее видели вместе с ним на приеме у третьего Лорда Пустого Трона. Да, да, это именно из-за нее попал в тюрьму престарелый виконт. Вы тоже слышали эту историю? Нет, о виконте, а не о графе с Южных земель, что проиграл все деньги в казино! Виконте, что недавно развелся с герцогиней L.
  
  Т-с! Скоро начнется представление. Да, сюжет пьесы держался в секрете. Да, удивительно, что никто так и не проболтался. Ну, как пишут газеты, репетиции шли под надзором жандармерии. Ведь сами Лорды изъявили желание прибыть на премьеру.
  
  Смотрите, это же! Там, в ложе для особо почетных гостей. Это же Лорды Пустого Трона! Нечасто их увидишь всех вместе. Да и никто даже не видел, как они прибыли.
  
  Они смотрят сюда! Вставайте быстрее! Нужно засвидетельствовать наше почтение, Ваше Превосходительство! Если они нас заметят, возможно на следующем приеме в замке...
  
  (играет гимн)
  
  Да будет правление Пустого Трона вечным! Слава Королевству без короля!
  
  Итак, теперь все в театре ждут. Но вот герольд Лордов что-то говорит директору театра. Видимо, представление скоро начнется.
  
  Ну что ж, занавес поднят, представление началось. Х-м, кажется, Лордов не особенно интересует пьеса. Вот они о чем-то переговариваются с доктором Штюрмером...
  
  ... Что-то мне стало нехорошо, Ваше Превосходительство. Все резко задребезжало перед глазами, и я... Так о чем мы говорили? Да, доктор Штюрмер, спасибо за капли. Мне сразу стало лучше. Да, не нужно ни о чем беспокоиться. Что, неужели? Сама R сегодня выйдет на сцену? Та легендарная R, что блистала на сцене Королевского театра десять лет назад! Ведь, говорят, что она ушла из театра после того случая? Вот она! Этого не может быть!
  
  Лорды Пустого Трона.
  
  Лорды Пустого Трона никогда не снимают масок. Честно говоря, никто не видел их настоящих лиц. Лишь черные плащи и эти шелковые маски. Каждый раз маски разные. Иногда это белые шутовские маски, иногда это старые красные маски, что изображали демонов в театре кукол мастера Шварценберга, иногда черные маски, изображающие духов ночи. Но каждый в королевстве без короля всегда узнает Лордов Пустого Трона. Всегда, когда Лорды Пустого Трона появляются, каждый чувствует, что они здесь. Не пытайтесь этого понять. Даже в наш просвещенный век никто в состоянии этого объяснить. Династия лордов правит уже тысячу лет, но кто они на самом деле никто не знает. Сколько поколений в их династии сменилось, каковы их имена - ничего неизвестно. Но власть их таинственным образом выдержала все испытания историей. Иногда некоторые люди даже осмеливаются утверждать, что Лорды Пустого Трона никогда и не умирали. Все, это, разумеется, досужие вымыслы, и я искренне призываю Вас не верить всяким слухам.
  На сегодняшний спектакль Лорды выбрали красные маски, обозначающие демонов ненависти в театре Шварценберга. Пожалуй, стоит немного отвлечься и рассказать о театре мастера, вернее об одной прелюбопытной пьесе.
  
  В репертуаре театра Шварценберга имеется одна старинная пьеса. О ней знают немногие, сейчас она уже не ставится. Доктор Штюрмер, известный знаток мифологии, утверждает, что она имеет гораздо более древнее происхождение, нежели сам театр мастера. Так вот, собственно пьеса. Ее сюжет длинный и запутанный, как и подобает старинной пьесе, существует даже несколько его вариантов, но финал всегда неизменен. В конце трое благородных вельмож с помощью демонов тайно проникают в королевский дворец и убивают короля. Казалось бы, победа близка, они достигли своих целей, и ничто не препятствует дальнейшему захвату власти. Но демоны обманули их, и они попали в ловушку. Души вельмож проваливаются в ад, а демоны воплощаются в этом мире и захватывают власть. Да, да, вы догадались, речь идет о Лордах Пустого Трона. Да, и, наверное, вы уже в курсе, что пьеса не просто не ставится, а прямо запрещена указом Пустого Трона. Ну, если что, я Вам про нее ничего не рассказывал, уважаемый читатель, а Вы ничего не слышали.
  
  Доктор Штюрмер считает, что эта легенда была придумана врагами Пустого Трона и одно время имела широкое распространение в народе. Даже мастер Шварценберг знал об этой легенде еще четыреста лет назад. Конечно же, в наш просвещенный век никто не поверит в такую чушь. В наш просвещенный век люди придумают другую чушь, в соответствии с нынешней модой, и будут верить уже в нее.
  
  Взять хотя бы Королевский театр. Сегодня все верят, что театр - это просто развлечение. А тысячу лет назад лицедейство считалось важным ритуальным действием. Оно-де имело магический эффект на существующую реальность и изменяло ее в соответствии с тем, что игралось на сцене. Или что-то вроде того. По крайней мере, так утверждает доктор Штюрмер в своей книге "Древние магические ритуалы и их влияние на подсознание людей того времени". Впрочем, оставим это на его совести.
  
  А вот, то, что Королевский театр был основан приблизительно тысячу лет назад, почти одновременно с началом правления Пустого Трона, - это считается историческим фактом. Основал театр некий алхимик Штюрмер. Некоторые даже говорят, что он предок нашего доктора Штюрмера, впрочем, доказательств этого нет. Люди, падкие на мистические истории, даже рассказывают, что легендарный алхимик заложил в основание фундамента театра магическую скрижаль, и что она там находится до сих пор, обеспечивая коммерческий успех ремеслу лицедеев. Правда, они забывают, что нынешний театр был построен на другом месте после пожара 16.. года, и никаких магических скрижалей никто не нашел ни на старом месте, ни на новом.
  
  Вернемся же к Лордам Пустого Трона. Вот они бесстрастно взирают на спектакль. Кажется, им все равно, что происходит на сцене. Интересно, о чем они думают?
  
  Сон Лордов Пустого Трона.
  
  Серый день. Все вокруг серо и уныло. Деревья, цветы, дома - все утратило цвет. Или оно никогда не имело его в этом мире?
  
  Люди. Толпы людей. Падшие души. Они все куда-то идут. Бегут куда-то. Рвут друг друга на части словно звери. Они ненавидят друг друга.
  
  Цвет. Цвет появился в этом мире. Цвет их красных глаз. Цвет ненависти. Нужно дать этим людям цель, дать выход их ненависти.
  Они идут к дому на краю пропасти. Дому без окон и дверей. Дому без внешних стен. Каждый человек несет камень. Тяжелый, черный камень. Они идут к пропасти, кидают туда свои камни и кричат "Ненавижу!". Они ненавидят все: себя, других, весь мир. Эхом отзывается их многоголосый крик. Этот вопль словно живет сам по себе. Уже не важно: продолжают ли люди кричать или нет. Их ненависть воплотилась в этом мире, она живет сама по себе.
  
  Безликие духи. Духи в черных плащах и белых масках. Они встанут на страже дома у пропасти. Они дадут людям цель, дадут выход. Они соберут их ненависть, они вберут в себя этот чудовищный вопль.
  
  Пустой Трон в королевстве без короля. Трон, ради которого люди проливали кровь, убивали своих друзей и близких, были готовы даже заключить сделку с демонами из самой преисподней. Оскверненный Трон. Безликие духи защитят его. Духи объединят людей вокруг него. Люди перестанут убивать друг друга ради Пустого Трона. На время, конечно, ведь они не перестали ненавидеть. А потом когда вся ненависть будет собрана...
  
  А потом духи дадут ему голову. Тому, кто спит под землей. Безликие дадут людям нового короля - Кровавого Великана. Он сядет на Пустой Трон и повергнет мир в хаос.
  
  Танец.
  
  Приближается конец представления. Актеры уже проболтались во время антракта, и достоверно известно, что кульминацией спектакля станет танец неизвестной актрисы в белом. О большем они и сами не знают, так как репетиции этого эпизода проходили вне стен театра.
  
  Ну, вот долгожданный момент настал. Она вышла на сцену. Она так молода, и в то же время держится так уверенно. Она кружится в своем белом платье на сцене.
  
  Странно, казалось бы, нет ничего особенного в этом танце и в этой девушке, кроме, пожалуй, ее молодости. Но все смотрят словно завороженные. Кажется, в самом воздухе разлилась какая-то пряная сладость. Словно что-то приковывает все взоры: мужские и женские, к ней, к ней одной. От одного взгляда на нее в сознании пробуждаются странные желания, греховные, запретные, но от того еще более желаемые. Каждое ее движение словно усиливает это чувство. Она словно манит своей недоступностью, манит, как обжигающий свет манит мотылька на верную смерть.
  
  Все, даже те, кто не смотрел спектакль, проводя время в праздных разговорах в кулуарах театра, даже те, кто напился вдрызг в театральном буфете, даже старые девы, всегда презрительно смотревшие на этих, как они говорят, певичек: все они смотрят сюда, словно нет больше ничего в этом мире.
  
  Одно движение руки, и все изменилось. Все окрасилось в красный цвет. Даже сам свет в театре стал каким-то красноватым. Актриса в красном платье продолжает свой танец. Красный цвет лишь воспаляет желание, делает все чувства болезненными, обостренными. Все в театре затаили дыхание.
  
  На полу сцены начинают проступать темные, словно написанные запекшейся кровью знаки. Кажется, что кто-то чертит знаки прямо сейчас. В руках актрисы появляется поднос, а на нем красная голова страшного чудовища.
  
  Медленно прежнее чувство сладости сменяется чувством ужаса. Холодного и липкого. Словно все вокруг скоро умрет и падет в небытие. Разум протестует, разум кричит: "Это лишь картонная голова, которую водрузят на безголовую статую великана. Это лишь иллюзия, это не на самом деле, это лишь игра, это всего лишь театр!"
  
  Голова смотрит на зрителей и словно ухмыляется. Она оживает на глазах. Вот она высунула язык, вот огонь зажегся в ее глазах, вот она открыла рот. Вопль. "Ненавижу!" - кричит голова. "Ненавижу!" -вторит эй эхо. Страшный финал близок. Голова вот-вот коснется статуи великана.
  
  Deus ex machina
  
  Говорят, что слово обладает магической силой. Как сказано, так и будет. Говорят, одним словом можно изменить мир.
  
  Когда все только начиналось, никто не мог себе этого представить. Ни Лорды Пустого Трона, ни доктор Штюрмер, ни даже бедняга N. В тот вечер наш драматург внезапно вспомнил о своей пьесе. О той самой, что он предлагал директору театра накануне ареста. У него не было с собой черновика, и он переписал ее по памяти на клочках бумаги. В тот вечер ему казалось, что он что-то упустил, что пьеса не закончена, что осталась какая-то важная деталь, без которой его творение будет не завершено, не будет иметь успеха, не передаст те чувства, что он хотел вложить в него.
  
  Внезапно его осенило. Deus ex machina. Бог из машины. Театральный прием, которым активно пользовались в древности. Бог является в конце драмы и разрешает все противоречия своей божественной силой. В старинном театре его роль играл актер, спускаемый на веревке, с помощью специального механизма. Отсюда и название.
  
  Бог из машины являлся символом Провидения, символом его роли в человеческих судьбах. Когда N написал об этом, о божественном вмешательстве, что изменило ход истории, оно стало реальностью. Образом, воплотившемся в этом мире.
  
  Когда голова почти коснулась статуи, яркий свет осенил театр. Словно молния поразила страшную голову, и она рассыпалась. Куски картона, папье-маше, песок расшвыряло по всей сцене. То, что внушало такой ужас, стало смешным и безобидным. То, что внушало столь сильные чувства, внезапно стало безразличным. То, что должно погубить все живое, превратилось в свою противоположность. Словно холодный снег обратился в цветы.
  
  Чувство ужаса оставило зрителей. Радость охватила их. Счастье, от того, что мир спасен, от того, что этот страх конца ушел, счастье от того, что жизнь победила и продолжается - вот что наполнило сердца зрителей.
  
  Жаль, наш драматург не видел тех оваций, того успеха, тех восторженных криков. Уже завтра Лорды Пустого Трона сделают все, чтобы никто не вспомнил об этом спектакле и этом вечере. Эта пьеса никогда не будет поставлена вновь, а Лорды вновь будут ждать своего часа. Времени, когда великан пробудится.
  
  Но одного они не смогут - заставить забыть чувство радости и счастья, что испытали люди в тот вечер.
  
  Восход.
  
  Солнце взойдет и развеет печали ночи. Солнце взойдет, и жизнь продолжится снова.
  
  Спешу сообщить, что всех наших обвиняемых отпустили на свободу. Кого-то просто так, кто-то внес залог, а кто-то подкупил судью. Виконт даже образумился и снова хочет жениться на своей старой жене. Правда, герцогиня его еще не простила. Его Превосходительства летописца понизили в должности, теперь он младший летописец. Зато он полностью выздоровел. Ну а наш драматург по-прежнему не унывает. Хоть путь в Королевский театр для него закрыт, он все еще надеется на успех. Жизнь продолжается.
   Жизнь продолжается, и восходящее солнце светит в окно. Когда-нибудь вновь наступит зима, и будет казаться, что мир погрузился во тьму, в которой нет просвета. Когда-нибудь этот миг наступит. Но не нужно поддаваться отчаянию. Ведь мы знаем, что солнце взойдет, придет весна и жизнь продолжится снова.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"