Аннотация: -Для чего слону хвост? -Чтобы он не заканчивался внезапно...(ответ пятилетней девочки)
Fastest lap
Alasar Sol Version 7.1
Предыстория...
Прошлой весной я летал в Париж. Поездка была насыщенной - музеи, экскурсии, посещение обязательных, несколько утомительных мероприятий, по большей части пешком, как раз то, чего я терпеть не могу... Впрочем, это не важно. Принимавшее нас Европейское Космическое Агентство видимо рассчитывало сломить всей этой культпрограммой дух нашей делегации перед конференцией по галактическим релятивистским объектам.
В последний день перед началом слушаний мне, наконец, удалось вырываться из цепких лап организаторов и незаметно затеряться в узеньких переулках старого города, неподалеку от Монмартра. Пропустив пару стаканчиков излишне сухого, на мой вкус, французского вина я бодро сбегал по петляющей куда-то вниз, в сторону Сены, улочке, мощеной должно быть еще для Веспасиана, когда ко мне подошел высокий парень в черном осеннем пальто.
На город опускались сумерки, в окнах верхних этажей еще догорал закат, но ниже синие тени сгущались на глазах.
- Pardon, ce n'est pas vous qui a laisse tomber cela? * - он протянул мне какой-то предмет.
Я не сумел разглядеть его лица. Только небольшие прямоугольные очки в тонкой оправе, типичный французский шнобель и темные волосы до плеч. Он равнодушно смотрел на меня, но я почувствовал себя неуютно. Странный взгляд.
Это была трехдюймовая дискета. Мой французский далеко не безупречен и я пробормотал в ответ что-то вроде:
- No. I don't think so...
И только в этот момент понял, что незнакомец уже сворачивает за угол, а я с самым дурацким видом держу злосчастную дискету в руке. Окликнуть или догнать его я почему-то не решился и, с досадой пожав плечами, направился обратно в отель.
Как это не смешно, я заблудился, и обратный путь занял на пару часов больше, чем я рассчитывал. Поймать же такси и признать таким образом свою несостоятельность в качестве туриста я не пожелал.
Короче, о дискете я забыл и вспомнил про нее уже дома, когда по привычке вытряхивал из карманов все, накопившееся в них за время поездки.
На ней оказался лишь один файл, и я решил, что doc'овский формат не грозит мне вирусами.
Содержание файла вызвало у меня законное раздражение. Одни части текста были набраны по-французски, другие на английском, русском и иврите (!). Кроме того, отдельные абзацы и строчки на латыни и западно-китайском также не добавляли оптимизма. Естественно, половину идиотского файла мой ксенофобствующий компьютер не прочел, пока я не разжился соответствующими словарями и софтом.
Вскоре я понял, что это нечто вроде дневников, весьма подробных и богатых деталями вначале и крайне отрывочных и беспорядочных в конце.
Провозившись несколько месяцев, уже больше из принципа, чем из интереса, я с горем пополам и друзьями филологами перевел примерно две трети странного текста. В результате получилось то, что получилось. Право, результат не стоил затраченного времени, но было забавно...
Alasar Sol
05.01.2001
Fastest Lap
Unwritten diaries
Не стоит встречать людей с распростертыми объятиями,
зачем облегчать задачу тем, кто хочет вас распять...
С.Е.Лец
Part one. Chapter one.
Attempt.
Я редко бываю в кафе и барах. Еще реже задерживаюсь там дольше, чем требуется, чтобы набить брюхо. Но сегодня у меня выходной, Ал улетел на конференцию по акустике нуклонного резонанса, а Элен так и не приехала, сославшись на неотложные дела. Разумеется, она выразила надежду на встречу в будущем. Привычно, мило и тоскливо. Образовавшийся вакуум нужно было срочно чем-то заполнить. Последнюю машину из нашей мастерской забрали еще вчера, до Ле Мана осталось полтора месяца, и я отпустил ребят отдохнуть пару дней в преддверии круглосуточной суеты вокруг нашей "кошечки".
Пошатавшись полчаса без дела по пустому ангару, я чуть было не решил там прибраться, но вовремя передумал и приехал к Дэну. Милейший кабачок без претензий в двух кварталах от моей берлоги.
Есть мне не хотелось и вот уже второй час я сижу за столиком в углу, у окна, провожая взглядом редкие машины, проплывающие за мокрым стеклом, и потягиваю отвратительный божоле, заедая его салатом из когда-то свежих овощей. Занятие в равной степени бесполезное и смешное. Вероятно поэтому сегодня меня оно вполне устраивает. Раскурив очередную сигарету я оглядел зал. За последние полчаса многое изменилось. Кто-то уже ушел, некоторые перебрались поближе к стойке и теперь с трудом поднимали голову выше стоящего перед носом бокала, а компания довольно развязанных молодых людей, сдвинув столики и потребовав виски, принялась шумно обсуждать меню. Только странный парень, сидевший в сумраке под неопределенной мазней в духе примитивизма еще когда пришел я, все так же медитировал на чашку кофе и, казалось, даже ни разу не сменил позы.
Мне все это малоинтересно, но становилось слишком скучно. Я уже говорил про вакуум.
Вскоре стали собираться завсегдатаи, и к одиннадцати свободных столиков не осталось. Теперь работал только бар, кухня закрылась, мутные конусы от светильников пронзают облака табачного дыма. Разговаривали вокруг все громче и разухабистей; я уже собирался уходить, когда из сырой прохлады дождливой ночи в бар нырнула девушка в длинном черном вечернем платье. Казалось, она ехала на концерт в Ла Скалу и лишь по невероятному недоразумению оказалась здесь. Я поперхнулся салатом. Несоответствие ее вида и обстановки похоже бросилось в глаза не только мне, и половина заведения молча воззрилась на новоприбывшую. Впрочем, возможно их интересовала не только гармония homenis et monde.1
Вообще-то, мне безразлично какое на ней платье и почему эта великосветская крошка покачивая каштановыми волосами возникла в сем злачном месте. Я не эстет и даже не ценитель.
Однако, глубокое внутреннее убеждение, что она сядет за мой столик, побудило меня взять еще одну бутылку вина и с отсутствующим видом сложить ногу на ногу.
Мне срочно требовался кто-то способный наполнить содержанием этот вечер или, хотя бы, отвлечь от поисков оного.
Заказав двойной шерри она уверенно подошла к парню, по-прежнему созерцавшему чашку с кофе, и спросила:
- Не помешаю?
- Смотря чем, - спокойно ответил тот.
Я возмутился. Какое самодовольство и чем он привлекательнее меня!?
Она улыбнулась и села за его столик. Неплохо, - подумал я и отхлебнул пол стакана.
- Лаконично и наверняка, - заметила она.
- С чего вы взяли? - без видимого интереса осведомился грязный подонок. Мне захотелось сделать этому индюку какую-нибудь гадость.
- Бодистава от Шопенгауэра. Это прекрасно.
- В самом деле? Почему не просто грубо?
- Хам не станет в такое время и в таком месте пить кофе.
- Возможно, это - конформизм. Уверяю вас, вы не представляете себе, на что способны люди.
- Хорошо сыгранная роль лучше бездарной неподдельности.
- Неподдельность тоже роль.
- Даже если считать, что вам смотрят на ноги, а потом просят выпустить из лифта?
- Даже если потом застрелиться.
- Вы не находите вашу позицию чересчур оптимистичной, учитывая количество копий, сломанных по этому вопросу? Неужели, в самом деле все так естественно?
- Понятия не имею, - ответил странный тип, кивнул своей собеседнице и запахнув полы черного плаща вышел прочь.
Неожиданно обернувшись ко мне она просто поинтересовалась:
- А вы что думаете о нашем разговоре?
Я заерзал. Черт возьми, она действительно полагает, что я подслушивал?
- Понятия не имею, - в тон незнакомцу заявил я.
- Это случайно был не ваш знакомый? - спросила она, с восхитительной непосредственностью перебравшись ко мне. Ну и девица. Я закурил и ответил:
- В некотором роде.
- Кто он?
- Великий Сэн-Сэй. Гуру страждущих дидактического пустословия и адепт Неподдельного Ордена Возвысившихся над Суетой.
- Мне он примерно таким и показался, - серьезно заметила она. Издевается что ли?
- И часто вы посещаете столь камерные представления? - я постарался придать своему голосу ироническую интонацию.
- То же самое я хотела спросить у вас. Если не ошибаюсь, вы, вопреки ожиданиям, не стали сегодня действующим лицом, но зато живо сочувствовали актерам.
- Похоже, мой выход на сцену все же состоится.
- В партере спокойней.
- Слишком тесно.
- Зато софиты не слепят.
- Меньше страдаешь от бесталанности постановки, когда сам в гриме.
- А вы страдаете?
- Не особенно. В театре я больше всего ценю антракты и, по возможности, переношу действие в буфет.
- И хорошо кормят?
- Зависит от режиссера. Сегодня ты Гамлет...
- А завтра кушать подано. Понятно. Ну что же приятного аппетита. Желаю вам новых поступлений...
Незнакомка поднялась, чтобы уйти.
- Вас куда-нибудь подбросить? - поспешно предложил я.
Она скривилась, будто я сморозил глупость, и бросила:
- Как жаль... Не стоит садиться за руль после неудачной попытки утопить праздность в вине. Концовка может оказаться надуманно трагической. Пошло. Все же вам лучше остаться в партере.
И она растворилась среди поздних прохожих. Я механически посмотрел на часы. Десять минут первого. Мерзко - подумал я, даже забыв взбунтоваться против того фарса, которому сам был сейчас сопричастен. Я почувствовал себя как в том анекдоте, когда выходишь из бара, открываешь дверцу машины, включаешь зажигание, втыкаешь первую передачу и только потом замечаешь, что твою машину угнали.
Возможно, тому была причиной вторая бутылка божоле, но я в мрачной меланхолии неторопливо размышлял о том, что все же скоротал вечерок, хотя и не особенно рад тому, как я это сделал. Еще я задался вопросом о соучастниках того убийства времени, которое мы совершили. Возникало ощущение чудовищного обмана, но я не мог понять, в чем он заключался. Что это за люди? Тайные агенты, обменявшиеся паролем? Жуткая секта после вздорного любомудрия совершающая человеческие жертвоприношения? Мнительные психи сбежавшие из дурдома? Или обыкновенные пустозвоны, считающие себя Игроками?
Потом я решил не устраивать охоты на розенкрейцеров, расплатился и вышел на улицу. Дождь перестал, и в мокром асфальте действительность переворачивалась с ног на голову. Огни фонарей и проносящиеся искры фар двоились и множились, на небе появились звезды и казалось тьма, размеченная точками света, окружала меня повсюду. Слабые дуновения теплого ветра принесли откуда-то мокрый запах прелых листьев каштана.
Мой старенький Порш стоял за углом, в тихом переулке. На него нападала листва, а по бокам все еще стекали капли дождя. Голова вдруг оказалась удивительно ясной, я сел за руль и поставил Аквариум. Никаких воспоминаний, никакой ностальгии. Б.Г. исключает саму возможность остаться в прошлом. Он всегда этот самый миг.
Я медленно ехал по пустынным улицам, петляя узкими переулкам, среди припаркованных вплотную машин. Редкие освещенные окна таяли в зеркальце заднего вида. Два тоннеля, поворот и вот я дома. Ну, во всяком случае, я здесь живу. Когда я выходил из машины у меня на поясе противно запищал телефон:
- Грег, где ты шляешься, звоню тебе второй час! - Клод просто не может говорить медленно и без недовольства, - Ты помнишь, что завтра в десять мы едем в Про Драйв с чертежами? Они готовы?
- Хай, Клод. - спокойно произнес я. Понятное дело, ответа ждать бессмысленно, - Да, я все помню, встретимся в половину возле "Грэйнсбоу".
- Смотри, Грег, если и на этот раз мы не сумеем с ними договориться, то вы можете снимать машину с заявки...
- Не волнуйся, мы переделали торсионы и тяги, так что все пойдет как по маслу.
- Ну-ну, - пробурчал он, - До завтра...
Я включил свет в прихожей и бросил куртку на стул. Открыл холодильник и плеснул себе апельсинового сока. Да, чертежи... Помнится, я собирался посидеть с ними сегодня пару часиков, но сейчас при одной мысли об этом я наливался отвращением.
Плюхнулся за компьютер и какое-то время тупо смотрел на пронумерованные черточки и стрелки схемы задней подвески "Ягуара". Через полчаса, сделав пару поправок, по-хорошему требовавших пять минут, я встал, заварил кофе и, наливая его в свою любимую кружку без ручки, вдруг вспомнил про типа в кафе. Я его уже видел. Точно, с месяц назад, на выставочной гонке во Флоренции, когда у нас полетела коробка и я с горя забежал в паб опрокинуть стаканчик виски, он так же сидел в глубине подвального полумрака и неподвижно пялился в чашку. Занимательно. Дежа-вю, без особой уверенности усмехнулся я.
Я бросил взгляд на часы и увидел, что до встречи с Клодом осталось шесть часов, чертежи не готовы, а не плохо было бы еще и вздремнуть пару часиков. Попытался вернуться к работе, но мысли мои были далеки от толкающих рычагов и вискозных муфт. Самопроизвольно рука потянулась к папке рассказов, что я накрапал в былые времена. Открыл первый попавшийся опус, прочел пару страниц. Бред собачий - подумал я, закрывая файл, - а вот сегодняшний эпизод довольно любопытен. Хотя, если задуматься, на то он и эпизод. Ни прошлого, ни будущего, отрывок чужой жизни, просто мелькнул по воле случая передо мной, и не понимая причин я заинтригован.
Вернувшись к работе, я закончил чертежи, когда над набережной уже забрезжил серый свет очередного дня, а под окном раздались шаги первых прохожих.
Не медля ни секунды я, прямо в одежде, рухнул на диван и моментально заснул.
Ненавижу утро. Гадко вставать, повинуясь чувству долга, хуже того, многолетней привычке подавленного делами, несвободного человека, обреченного вечно играть по чужим правилам. Столь упадочнические настроения преследуют меня только по утрам, и возможно именно поэтому я не терплю это время суток. Облив лицо ледяной водой и поставив чайник, я зарядил тостер, открыл пачку чипсов, налил себе сок и принялся распечатывать плод своих вчерашних мучений.
Когда я позавтракал, возле принтера лежала дюжина страниц чертежей и сопроводительного текста. Я быстро запихал все в кейс, прихватил с тумбочки пачку сигарет и помчался на встречу с Клодом.
Разумеется, я опоздал. Дело не только в постоянных пробках, а в том, что даже на Порше невозможно успеть на другой конец города за 10 минут.
Клод рвал и метал. Когда я подъехал, он прыгнул в машину, будто за ним гнались, и крикнул:
- Черт тебя побери, ты что, издеваешься, где это видано...
Я петлял по запруженному автомобилями бульвару Хаусманна и думал о том, что если бы вносимая Клодом энтропия была направлена на какого-нибудь противника, то за считанные секунды его порядки были бы обращены в первозданный хаос. В общем, мне приходилось не сладко.
- ...опаздывать к господину Столцу равносильно тому, чтобы просто порвать контракт...
Я старался не обращать внимания и прибавил газ, когда мы выехали за город.
Минут через пять, немного побледнев, после особенно эффектного обгона, мой попутчик с непривычной робостью предложил ехать помедленнее. Я усмехнулся про себя и нырнул в поворот. Как там это у фон Трипса: "Каждый поворот подобен прыжку с завязанными глазами на шпагат, натянутый над бездной"...
Мы подъехали к штаб-квартире Про Драйв за пять минут до назначенного для переговоров времени. Клод чертыхаясь вылез из машины и наговорил мне много забавных дерзостей. Я не без труда обуздал гордыню.
Как менеджер Клод человек совершенно незаменимый, и даже сырые чертежи, привезенные мной, были приняты в разработку. Потом встал вопрос о деньгах, и нам деликатно напомнили, что мы должны еще за предыдущую доводку больше ста тысяч. Клод накормил господина Столца одой нашему новому сказочно щедрому спонсору. Я также с интересом внимал своему спутнику. Как и господин Столц я слышал про спонсора впервые.
С улыбкой, которую я бы назвал несколько натянутой, нам сообщили о доверии к команде "GRT", которую здесь рады приветствовать в нашем лице, пообещали подготовить машину за три недели и выразили надежду на успех. Спортивный и финансовый. Последнее подчеркнули особо.
Что же до спортивных достижений то, надо сказать, Про Драйв до сих пор просил не ставить их лейбл на наших болидах.
Когда мы выбрались из царства тонированного стекла и металлических перекрытий на свет божий, день был уже в разгаре. Осеннее солнце нагрело бетон стоянки и пока мы шли к машине, я наслаждался теплом, идущем через тонкие подошвы моих туфель. Клод чистосердечно светился торжеством. Его просто распирала гордость. Я делал вид, что ничего не замечаю и нарочито безразлично поинтересовался:
- Куда тебя подвезти?
Тут его прорвало.
- Ну, знаешь, Грег, ты все-таки тот еще сукин сын. Тебе что все до лампочки?!
- О чем ты? - поднял бровь я. Обожаю поддразнить таких милых недотеп.
Клод ничего не ответил, надулся, и весь путь обратно мы проделали молча. Меня это вполне устраивало, хотя пару раз я едва сдержался, чтобы не засмеяться вслух.
Высаживая Клода у его офиса я смилостивился и изрек:
- Малыш, ты был неподражаем!
- Да пошел ты, - огрызнулся он и скрылся в дверях. И все же я успел увидеть, как расцвела его простодушная физиономия. Это примирило меня с фальшью моих слов.
А впрочем, черт с ней с фальшью, - думал я по дороге к нашему ангару, зачем искать в жопе мозг... Проще, проще надо быть!
Едва я залез под нашу аэродинамическую трубу - гордость команды, честно спертую Алом из лаборатории Колумбийского университета, когда он якобы работал там над вопросом подавления маховских ударных волн во время посадки шатллов - в дверь постучали. Я почти засунул в камеру модель нашего болида 1:5 и теперь, держась одной рукой за пульт управления, пытался захлопнуть люк. Мне ничего не оставалось кроме как подпереть его арматурой, матерясь вылезти из-под кожуха, и с самым раздраженным видом рвануть дверь.
- Кого еще... - рявкнул я заслоняя ладонью глаза. Солнце, висящее над деревьями на минуту ослепило меня. Это была Дженни. Как это ни глупо, мне стало стыдно.
- Грег, извини, пожалуйста, я не думала что ты занят, хочешь, зайду попозже...
- Не думала... - пробурчал я, скрывая неловкость, но не желая раскаиваться, - Нет, я тут в покер играю... Ладно, чего уж там, заходи, коли пришла.
Она робко вошла в сумрак ангара и встала у двери.
Я снова полез под трубу и уже оттуда сказал:
- Чего стоишь, возьми стул, он там, за кокпитом, хочешь, завари себе кофе. Кстати, точно, завари кофе, я с утра не ел.
Люк со скрипом закрылся. Я испачкался в смазке и вылез наружу, вытирая руки. Дженни раскладывала на верстаке пакеты с продуктами.
Она обернулась.
- Ты сердишься?
- Дуреха, - насколько мог ласково произнес я, - За что? Это ты меня извини, видишь, я с недосыпа и голодухи на людей бросаюсь...
Она улыбнулась. Так улыбаться умела только она. Иногда мне хотелось назвать ее Кирой, да вот я не только не бог, но даже не прогрессор... Дженни была сестрой Чака, нашего старшего механика, ей было девятнадцать и она часто забегала к нам, принося с собой что-нибудь съестное. Нас то это устраивало, но что ее здесь привлекало, я понять не мог. Шестеро перемазанных маслом, вечно занятых и постоянно ругающихся мужиков, в иные месяцы света белого не видя сидевшие в ангаре над очередным разбитым болидом, с моей точки зрения были малопривлекательным зрелищем. А к машинам она относилась как к дорогим игрушкам больших детей.
- И куда вы теперь? - спросила она, уткнувшись подбородком в ладошку и глядя как я сметаю импровизированный обед.
Черт возьми, кто здесь к кому снисходительно относится?!
- В Ле Ман, через пять недель, - ответил я, с набитым ртом.
- Кто поведет, Жак и Ален?
- Как обычно. Еще надо найти кого-то третьего, гонка продолжается сутки. Больше восьми часов выдержать почти невозможно.
- А что Ральф?
- А что Ральф? Три дня, как встал с койки. На нем после Маньи-Кура живого места не было...
- Пишешь что-нибудь?
Такого поворота я не ожидал. Она-то откуда знает? Не иначе Ал в прошлый раз проболтался. Животное, увижу - убью. Я прожевал круасан и осторожно произнес:
- С чего ты взяла?
- Знаешь, - будто не услышав моего вопроса сказала она, - Твой "Путь" очень милый. Местами просто славный...
- Я тронут, - промямлил я угрюмо и начал прикидывать, где она достала рукопись.
- Ты огорчился, что я его прочла? Ал сказал, здесь тебя не понимают, потому ты вечно такой колючий, а там ты настоящий. Нет, правда, мне очень понравилось...
- Что Ал еще сказал?
- Сказал, ты скучаешь по старым друзьям, а они разъехались кто куда...
- Ясно, - перебил я, действительно разозлившись, - Прости, но мне надо работать, спасибо за обед, увидишь Чака, передавай привет, напомни, чтобы послезавтра приходил к десяти...
- Чак уехал с этой своей девицей на Ривьеру, - сказала Дженни, - даже не позвонил...
Уже в дверях она обернулась и негромко произнесла:
- Мне кажется, я тебя понимаю. Ты не такой как...
Она не договорила и поспешно закрыла дверь снаружи.
Только этого мне не хватало! - подумал я и включил компрессор.
Срыв с заднего диффузора действительно удалось компенсировать новым дефлектором, как я и рассчитывал. Конечно, на полномасштабной модели могут обнаружиться какие-то сюрпризы, но пока все шло как запланировано. Самодовольно глядя на результаты компьютерной распечатки, я встал с кресла и покрутил головой. Вечно у меня затекает шея.
Провозившись с расчетами до вечера я накатал пять листов замечаний чтобы, когда ребята вернутся, внести в модель соответствующие поправки. Затем я позвонил Стэнли и сказал, что заеду к нему сегодня.
Два года назад Стэнли работал на Бертоне, мы познакомились с ним на каком-то парижском автосалоне и быстро нашли общий язык. Я показал ему кое-какие свои старые эскизы кузовного дизайна. Стэнли любезно похвалил некоторые работы и предложил заехать к нему.
В его доме, заставленном мебелью в стиле арт-деко, висели две картины Дега, кажется, Ренуар и пара-тройка других столпов живописи мне, по безкультурию, незнакомых. Две комнаты были полностью завалены книгами, коллекцией моделей один к тридцати из хрусталя, всюду пели японские колокольчики, также там стоял концертный рояль August Forster и множество милейших безделушек со всего света. Он явно рассчитывал, что я буду очарован. Его ожидания оправдались. Затем мы расположились у камина, и Стэнли за бокалом Мондоро, после вежливого тоста за знакомство, начал осторожно выведывать у меня, чем я занимаюсь, откуда приехал и с кем здесь уже знаком. Поначалу его интерес к моей скромной персоне слегка меня озадачил, но когда уже на автосалоне во Франкфурте, куда я заехал перед гонкой на Нюрнбургринге, я увидел концепт Альфа Ромео, спроектированный ателье Бертоне, мне многое стало ясно.
Поначалу я рассвирепел, но Стэнли, заметив в моем поведении столь резкие перемены, прямо и не запираясь, хотя вполне мог бы, ибо дизайн эта та область, где идеи просто витают в воздухе, заявил, что позаимствовал несколько моих находок. Этим он меня и подкупил. Потом он предложил сотрудничество с Бертоне и месячный оклад, равный моей годовой зарплате в GRT. Должен честно признать, что я размышлял неделю. Но, работая на итальянцев, я не мог продолжать заниматься гонками и, кроме того, здесь я хозяин команды, а там бесправный наемник. Так я ему и заявил, хоть за день до этого мы и проиграли два круга лидерам в Спа.
Он с уважением отнесся к моей позиции, хотя, похоже, она его позабавила. После этого он предложил мне, если у меня возникнут идеи в области дизайна, показывать эскизы ему, за причитающееся вознаграждение. Я успел получить с Бертоне двести тысяч, которые в прошлом году спасли нас от разорения, но затем Стэнли ушел на вольные хлеба и основал собственное кузовное ателье Клипсис. В конечном счете, он был моим импресарио в Бертоне, а потому с его уходом я остался без дополнительных дотаций. Про Драйв хочет денег. Скоро придется платить, иначе в следующий раз мистер Столц просто вышвырнет нас на улицу. Хоть я много раз и говорил Клоду, что поиск денег - задача менеджера, оставшись без команды я слабо утешился бы мыслью, что во всем виноват он. Так что сегодня вечером, оставляя позади освещенные витрины и подсвеченные фасады центральных улиц, я ехал в предместья, к Стэнли, за деньгами.
Жизнь странная штука - размышлял я закуривая и краем глаза следя за дорогой - скажи мне кто лет пять назад, что все будет так, как есть теперь, я бы счел это неостроумной шуткой. Банально, но факт. На что я надеялся? Во что верил? Черт возьми, теперь уж и не вспомнить... Авантюра с GRT была для меня скорее упрямой борьбой с судьбой, нежели осмысленным предприятием. Всегда без ума от скорости, от свободы гонки, когда неважно, что позади, есть лишь новый поворот и память не отравляет сердце. Да, свобода и забвение. Не получилось ни того ни другого. В сущности, мне не на что жаловаться. Пусть за три с лишним года мы не выиграли ни одной гонки, а последний спонсор не ушел от нас лишь потому, что его наклейка, во весь воздухозаборник, стоит сегодня вдвое дешевле прошлогодней небольшой бирки на спойлере. Но зато... Я мучительно пытался представить что "но зато". Все действительно нормально, странно, если бы было по-другому, просто я смертельно устал от этой гонки. Гонки без финиша, точнее с финишем, после которого нет ни радости победы, ни горечи поражения. Да, не так я себе все представлял сидя в заснеженном городке своей юности, с друзьями у камина потягивая глинт... Ну все, хватит, только сопливых сантиментов мне не хватало. Я постарался думать о деле. Деле моей жизни - я усмехнулся.
* * *
В Орли всегда полно народа. Сейчас половина второго ночи и я жду ночной рейс из Нью-Йорка, которым должен прилететь Ал. Он позвонил мне сегодня, точнее, теперь уже вчера днем и попросил встретить его. Я сижу в неудобном цельнолитом кресле зала ожидания и бездумно листаю Automotosport, постоянно поглядывая на часы. Вокруг сквозняки и множество спешащих куда-то людей, разноголосый и разноязыкий гул, сверкающие витрины Duty Free за турникетом таможни и приглушенный рокот самолетов. Смешанный аромат духов и табака, чуть слышная вонь из уборной и специфический запах пластиковой обшивки - вот последние штрихи к облику этого нового Вавилона. В течение последних трех лет я провожу здесь не меньше двух суток в месяц.
Наконец, после очередного соль-ми-до динамик сообщил о посадке нью-йоркского рейса. Выход номер 15.
Я свернул журнал и не спеша направился навстречу шумной пестрой ватаге американцев, прилетевших сюда на weekend со своими многочисленными детьми, тетушками, дядюшками, собаками и чемоданами. Кажется, они оставили дома только комплексы.
Ал издалека замахал мне рукой и, с неизменной голливудской улыбкой пробравшись сквозь толпу, заключил в объятия:
- Грег, ты ли это! Ну, здравствуй. Черт возьми, еще похудел, что ли? Рассказывай, как у вас дела, как наши?...
Сколько себя помню, все интересуются, не похудел ли я еще сильнее.
- Здорово, старик, - я подхватил его чемодан, - все по старому... Как конференция?
- Замечательно, - Ал светился, будто мы не виделись сто лет, - Похоже, я их здорово озадачил. Пойдем, расскажу тебе все по дороге...
- Все тот же старый добрый уродец, - приветствовал Грег мой Порш.
- Ты рассчитывал, что за три недели, которые ты отсутствовал, я махну его на Понтиак? - надеюсь, это не прозвучало желчно.
Я ехал по южному шоссе в город и вспоминал Кортасара, Ал с увлечением рассказывал обо всех нюансах своих нью-йоркских посиделок во славу науки, а вокруг разлилась теплая, сырая, беспросветная осенняя ночь и даже огни встречных машин казалось лишь усиливают темноту.
Я кивал, я не слушал, я был далеко. Огонек сигареты как ростр бригантины рассекал километры бесконечных, безразличных, одинаковых дорог...
- Грег, что с тобой? - беспокойство в голосе Ала вывело меня из оцепенения. Я улыбнулся.
- Все мое.
Ал укоризненно покачал головой и, помолчав, спросил:
- Как там GRT? Мы едем в Ле Ман?
- Вроде бы..., - я постарался стряхнуть с себя сонное безразличие, - Пару недель назад я достал сто тысяч, послезавтра мы забираем машину из Про Драйва, Жак уже на тестах, а Ральф утверждает, что готов снова сесть за руль...
Я помолчал.
- Хотя мне так не кажется...
- Кто же будет третьим?
- А что пьем? - я невесело усмехнулся. Плоские шутки, всегда вызывают у меня желание громко выругаться.
- А серьезно, ведь осталось две недели?...
- Не знаю. Откровенно говоря, я не хочу кого-то со стороны. Эти ребята всегда полны амбиций, но в гонке только и могут, что по радио материть машину...
- Может быть, ты? - осторожно спросил Ал.
- Смеешься? Какого черта я сунусь на трассу. Мне уже не двадцать, а что решит вся эта свора на пит-лейн - владелец команды на грани разорения, сам был вынужден сесть за руль не сумев заключить контракт с пилотами...
- И давно тебя волнует, что думают другие?
- С тех самых пор, как у нас остался только Arco, да и тот платит теперь вдвое, против вчерашнего. Позволю себе заметить, вдвое меньше!
- Где ты достал сто тысяч?
- Заехал к Стэнли, - неохотно сообщил я.
- Разве ты в последнее время что-то ваял? - насторожился Ал.
Я прибавил газу на прямом отрезке. С обеих сторон к дороге подступал густой хвойный лес и свет фар, казалось, прорубал тоннель в пушистом зеленом сумраке. Разметка слилась в сплошную линию. Повышающийся рев мотора, я выкручиваю каждую скорость до предела и резко перебрасываюсь на следующую. Говорить приходится громче.
- Скажи мне лучше, друг мой, какого хрена ты просвещал Дженни моими пасквилями? - никогда не поздно сменить тему и перейти в наступление. Третья, быстрый поворот.
- М-м-м... - Ал явно растерялся, так его! - Я не думал, что ты будешь против... Слушай Грег, чуть не забыл, дурацкая, такая, история... Со мной обратно летел очень странный парень. Такой высокий, в черном плаще, сидел весь полет над чашкой кофе и молчал, а уже когда попросили не курить и пристегнуть ремни, повернулся ко мне и так неприятно спросил: "Как думаете, сядем?" Мне показалось, я его где-то видел... Ты случайно не знаешь, что это за тип?
Я почувствовал себя нехорошо. Противный холодок быстро прошел и я как можно безучастнее осведомился:
- С какой стати я должен его знать?
- Как бы тебе это сказать..., - Ал явно засомневался, видимо, опасаясь моих насмешек. Однако мне было совсем не смешно. - Когда я стоял на таможне, ты меня не видел, наш рейс еще не объявили и ты сидел в зале с журналом, подошел этот парень... Черт возьми, в тот момент я готов был поклясться, что он посмотрел на тебя, усмехнулся, кивнул мне и исчез в толпе. Потом я конечно решил, что это - зерна паранойи и забыл...
Я довольно жестко остановил машину на обочине. Пристально посмотрел на Ала и спокойно спросил:
- Почему же теперь вспомнил?
- Просто ты заговорил о Дженни и я вспомнил, где я его видел. Когда перед моим отъездом мы собрались у Дэна, Дженни показала на этого самого парня, сидевшего в углу, и сказала, что он торчит там каждый раз, когда мы заходим пропустить стаканчик и что, наверное, это - "хвост". Тогда все смеялись...
Теперь я тоже вспомнил тот вечер. На мгновение повисла гнетущая тишина. Мимо, полыхая галогенами, пролетел новенький Пежо. Я пожал плечами и медленно проговорил:
- Ал, ты ведь не считаешь, что он оттуда. Кроме нас никто ничего не знает, верно? Так что нам нечего опасаться. То, что он сидел у Дэна, а потом узнал меня в аэропорту как раз вполне естественно. Логично было бы предположить, что он живет в моем квартале, вечера проводит в баре, видел меня там... Ну, может, немного подвинулся на эзотерических бреднях.
Ал сразу вскинулся:
- Подвинулся на эзотерических бреднях? С чего ты взял, ведь ты его, как я понял, даже не видел, так?
- Не совсем. Неделю назад он общался у Дэна с какой-то девицей. Тот еще был разговор. Скорее, два монолога. Впрочем, неважно... Тогда я подумал, что это либо сакрализованное приглашение в постель, либо выкрутасы начитанных пустозвонов. Забавно, не более того...
- Мне это не нравится, - не громко, но твердо произнес Ал. От его недавней жизнерадостности не осталось и следа.
- Да брось ты! - я вдруг решил, что все эти трюки памяти яйца выеденного не стоят, - Черт возьми, мало ли вокруг пижонов и просто психов, которым нечем заняться и потому они превращают безделье в главное дело. С богатой философской базой. Что с того?
- Причем здесь философская база?
- Ни при чем. Просто забудь все эти глупости и поехали, наконец, выпьем за твое возвращение и нашу удачу в Ле Мане.
Я вывел машину на дорогу и помчался в город. Из принципа я ехал к Дэну. Сдать призракам свои привычки? Ни за что!
Разумеется, в баре ничего подозрительного не оказалось и вскоре Ал снова громко ржал над каждой шуткой Алена и неуклюжестью Клода. В последний момент мы решили за ними заехать.
Я же вдруг понял, что смотрю на дверь, в надежде, не появится ли снова девица в вечернем платье. Что за дурь! - одернул я себя и решительно приложился к бокалу виски.
Вечер проходил привычно. Клод мрачнел по мере выпитого, Ал улыбался и подыгрывал Алену, который постоянно дурачился, привлекая всеобщее внимание. Когда Ален вытащил к нашему столику двух юных особ вполне определенного сорта, Клод было оживился, но был полностью проигнорирован и окончательно насупился. Я же абсолютно не страждел того продолжения, которое явно намечалось и предложил подбросить его до дома.. Клод с радостью согласился.
Выходя из бара я столкнулся в дверях с парнем в длинном черном плаще, который любезно пропустил нас вперед.
Chapter two
Race
На место мы приехали за три дня до гонки. С трейлером вышли проблемы и в результате мы не успели на первые тренировочные заезды.
Внезапно я понял, что Ле Ман может стать нашей последней гонкой. Все деньги ушли на подготовку болида, транспортные расходы и зарплату. При этом мы должны двести пятьдесят тысяч Про Драйву, а мне нужно было еще сто штук вернуть Стэнли. Все имущество нашей "конюшни", буде оно пойдет с молотка, не потянет и на пол миллиона, а потому, если мы не найдем новых спонсоров, даже привезти машину на следующие соревнования нам будет не по карману. О том, что делать в случае аварии, мне думать не хотелось.
Для того, чтобы привлечь новые инвестиции надо бы финишировать среди десяти первых. В абсолюте. Но рассчитывать на это просто смешно. В этом году стартуют заводские команды Mercedes, Ferrari, Nissan, Porsche и Toyota, а большинство частных "конюшен" обладает в десятки раз более солидным бюджетом, чем наш. Кого волнует, что мы заявлены как GT1. Убрать пятьдесят лошадей и будет типичная двушка. Про спортпрототипы и говорить нечего. Может, надо было поучаствовать в какой-нибудь менее представительной серии?
Такие вот не радостные мысли крутились в моей голове, когда с секундомером и планшетным блокнотом в руках, я отсекал время на круге, которое показывал Дэвид.
Так я и не решился поставить на гонку Ральфа. Он до сих пор страдал от болей в спине и практически не мог согнуть два пальца на левой руке. Ральф стерпел, но разговаривать со мной перестал. Он так и стоял возле наших боксов, безмолвно наблюдая за пилотами уходящими и возвращающимися с трассы. Я старался не встречаться с ним взглядом.
Дэвида я нашел совершенно случайно. За неделю до отъезда я пришел в Берси на состязания за кубок страны по евро картингу. Лишь для того, чтобы убить еще один вечер.
Гонщик, стартовавший с одиннадцатой позиции, в поразительном стиле, по внешнему радиусу, прошел двоих еще на первом круге, а затем выверенными слип-стримами разделался с остальными соперниками. За шесть кругов до отмашки он был вторым. От победы его отделяли три секунды, которые он проигрывал лидеру, и девять километров дистанции до финиша.
Он пустился в головокружительную погоню, но через круг встал у щитов заграждения. Не выдержал движок.
Меня посетила безумная мысль. Без колебаний я спустился в паддок и поймал Дэйва, бредущего к мотор-хоуму, за рукав комбинезона. Он резко обернулся. В глазах слезы.
Я просто спросил его:
- Парень, поедешь через неделю в Ле Мане?
Теперь я сомневался, правильно ли поступил. Дэйв был невероятно быстр для своего возраста и опыта, но проигрывал Жаку по полторы секунды на круге. И это при том, что фавориты быстрее Жака еще на три. За четыре часа одной смены Дэйв проиграет всем почти пять минут... Пересесть с карта на грантуризм все равно, что с мопеда на "королевские" 500 кубов. Не понятно, на что я рассчитывал... Ральф ничего не говорил, и от этого мне было только хуже.
Конечно, можно выпустить Дэйва только один раз. Но проехать в общей сложности двенадцать часов... Кому, Алену или Жаку, я устрою этот кошмар? Вот дерьмо, все катится в тартарары!
От безнадежности опускались руки.
С другой стороны, нам было уже нечего терять, так что я на удивление бодро и весело провел последнее совещание с командой и пилотами перед гонкой. Жак был у нас на тренировках быстрее всех, поэтому начало гонки я доверил ему. Потом, пока не стемнеет, Дэйв. Ночью скорость неизбежно упадет; главное удержаться в ритме и не вылететь с трассы, поэтому на третий этап я поставил Алена. У него был богатый опыт ночных гонок в Финляндии и на Тарга-Флорио.
Рассвет на трассе встретит Жак. Его сменит Ален. После полудня позиции стабилизируются, разрывы возрастут, главное добраться до финиша. Последним поедет - я не смотрел на Ральфа - Дэйв. Все.
Многое можно было спланировать по-другому, в расчете на более высокий результат, но главное для нас - добраться до финиша. Авария делала GRT банкротом...
Я не стал говорить о том, что значит для нас эта гонка, все всё и так понимали. Механики заканчивали колдовать над настройками, Жак ушел спать, у Алена и Дэйва еще хватало времени на отдых, и они совещались возле нашего вагончика. Дженни отвела Ральфа в сторону от сутолоки пит-лейна и тихо говорила ему что-то с мягкой улыбкой. Клод нервно курил, постоянно путаясь у всех под ногами. Что касается Ала, он тоже приехал с нами, и теперь появлялся то там, то тут в обществе длинноногих, нахальных девиц, которые его почему-то ужасно забавляли.
Я бесцельно шатался по паддоку, изредка приветствуя кого-нибудь или перебрасываясь парой слов со знакомыми. Всюду копошились механики, гоночные инженеры что-то вколачивали в свои ноутбуки, изредка с отрешенным видом прохаживались пилоты, а упитанные господа за пятьдесят - спонсоры и мотористы - хозяйски и снисходительно взирали на эту суету. Едкий запах этилированного топлива преследовал повсюду. Стенд, на котором была сложена гора пронумерованных покрышек Pirelli, соседствовал с грандиозной свалкой всевозможного мусора - от бумажных стаканчиков из соседней закусочной, до отработанных дисков.
Невдалеке быстрым шагом прошли к зданию администрации директор Mercedes-Motorsport Норберт Хауг и исполнительный директор соревнований Жак Лаффит. Герр Хауг на отвратительном французском возмущался тем, что гонку перенесли на осень, в угоду Гран При Формулы 1, и все теперь похоже на лотерею: будет дождь или нет, не упадет ли ночью температура до нуля и так далее. Кроме того, темное время суток сейчас длиннее, что сильно осложняет пилотаж и повышает риск аварии... Мсье Лаффит сочувственно кивал и ссылался на то, что решение принимали на самом верху и от него ничего не зависело.
Я усмехнулся. Нам бы их проблемы.
Когда я вернулся, Клод с кем-то ожесточенно спорил по телефону. Вообще-то, официально он не являлся менеджером GRT, а работал в какой-то фруктовой компании. Гонки были для него своего рода хобби, тем паче, что денег от меня от давно уже не получал. В свое время, в мире автоспорта, по собственному признанию Клода, его привлекали главным образом многочисленные эксцентричные девицы без комплексов, что все время таскаются по пит-лейн и паддоку. Надо сказать, в этом направлении он не преуспел, но вот уже два года работает с нами.
В общем, я не удивился тому, что Клод орал в трубку, что-то про сгнившие десять тонн цитрусовых из Марокко, которыми предлагалось подавиться его неведомому собеседнику. Мне хотелось думать, что бизнесом Клод занимается среди своих авокадо и мандаринов, а с нами отдыхает душой.
Всю ночь я провел на ногах. Изучение погодных сводок, анализ данных телеметрии, расчет необходимого количества топлива и прочий вздор, казавшийся мне захватывающе увлекательным лишь первые два месяца на посту технического директора, продержали меня в мотор-хоуме до утра. Две пепельницы окурков и пустой кофейник, мне показалось, что это единственный результат ночных бдений.