Солодовников Владимир Иванович : другие произведения.

Есть такой человек

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Имя героини изменено.

  
  
  Есть такой человек
  
  
  С Дарьей Егоровной Новосельской я был доселе знаком едва-едва и то - заочно. Как-то в прошлом году о ней мне рассказала работник ейской центральной библиотеки: есть, мол, в станице Ленинградской такая женщина, настоящий подвижник, которая часто ездит с паломниками по святым местам. И номер ее домашнего телефона дала: позвони, говорит; Дарья Егоровна непременно ответит со всей любезностью; она организует экскурсии, в частности, по русским монастырям. У меня и появился тогда такой интерес именно к монастырям. Я позвонил Дарье Егоровне и вкратце рассказал о себе. Она тут же ухватилась за мою идею, сообщив, что вот, дескать, на днях и планируется такая поездка. По маршруту от станицы Лениградской в Задонские и Воронежский монастыри, далее - Оптина пустынь, Муром.... Одним словом, маршрут был таков, что охватывал настоящие русские - и красивейшие! - места южной и центральной части России. А когда я узнал, что и в Дивееве побываем (а Нижегородская область - моя малая родина!), то надо ли говорить, что я был в полнейшем восторге от ожидаемого удовольствия? А надобно заметить, что стоял сентябрь. Осень - и вообще мое любимейшее время года, осенью на меня ностальгия нападает особая, и тянет меня, тянет...
  И с каждой осенью я расцветаю вновь;
  ................................................
  Легко и радостно играет в сердце кровь,
  Желания кипят - я счастлив, молод,
  Я снова жизни полн - таков мой организм
  (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
  Пушкин вона, хотя и гений был, а "тоже не дурак" - осень любил, да и не где-нибудь, а в Болдине, на моей родимой сторонушке. И как же мне захотелось осуществить свою давнюю мечту - окунуться в русскую старину, узнать то новое, что появилось в нынешней России, проехаться по родной мне "средней полосе"! И не моя вина, а моя беда, что, к сожалению, не удалось поехать. Не явился ко времени на автостанцию междугородний автобус... А добраться до Ленинградской как-нибудь, да хотя бы и на такси (поедка стоила эдаких расходов!), не сообразил.
  И вот, через полгода, я случайно наткнулся на бумажку с номером телефона Дарьи Егоровны. Я испытывал некоторые затруднения в сборе интересующих меня материалов, и мне надумалось позвонить ей и услышать от очевидца "живые" впечатления от той самой паломнической поездки. Мне нужны были "мелочи", именно которых всегда и не хватает. Полгода ведь прошло, а Дарья Егоровна мгновенно извлекла из памяти все, что касалось меня, даже посетовала на то, что не удалось мне тогда поехать.
  - Приезжайте, приезжайте не в субботу, а в пятницу к вечеру: мы с Вами пообщаемся. А утром будет поездка в одну из станиц края, где отыскали изумительнейшую икону, от одного вида которой всякий просящий и болящий тут же исцеляется. Вы представляете, нашел икону местный священник случайно: шел дворами села да и увидел доску грязную, с которой куры много лет зерно клевали. Священник ту доску и поднял с невеликого интересу. А это икона оказалась. Так ведь всю икону исклевали куры за многие годы. А лик святого на доске цел и невредим остался. Вот ведь чудеса какие! Приезжайте непременно.
  Говорила она быстро, и я, обычно склонный к скепсису по отношению к разного рода чудесам, не успевал сопротивляться.
   - Ну что Вас удерживает? Переночуете у нас, а утром отправимся. И в поездке поговорим.
  Упоминание о ночевке в доме незнакомых, по сути, людей меня слегка смутило. Угадав в моей неловкости нечто такое, что только им, женщинам, с их женской интуицией, и бывает понятно, она с коротким смешком сказала:
  - Приезжайте, приезжайте... А семья у меня спокойная и благополучная, и ни о чем не беспокойтесь. Найдем место.
  На этот раз автобус меня не подвел, и я к вечеру - и в пятницу - был уже в станице Ленинградской. О домашнем адресе Дарьи Егоровны я впопыхах, как часто со мной бывает, по телефону, безусловно, спросить забыл. Но церковь была рядышком от автостанции, и я зашел на ее территорию. Спросил у первой, попавшейся мне на глаза, прихожанки:
  - Где найти дом Новосельской Дарьи Егоровны?
  - Да вон, спросите у Риты Валерьевны, библиотекаря церкви. Она знает.
  - О, Вы...? Гость Дарьи Егоровны? Пойдемте со мной, - сказала мне библиотекарь (годами ближе к пожилым), Рита Валерьевна.
  Она завела меня в рядом стоящее низенькое строение, бывшее библиотекой (собранной, кстати, именно Дарьей Егоровной), записала мои данные, указала, что в пять утра автобус отправляется в станицу... Краснодарского края.
  - А сейчас уплатите вот такую сумму (совсем небольшую), а я позвоню домой к Дарьюшке, за вами ее сын и приедет.
  - А сама Дарья Егоровна поедет завтра? - спросил я Риту Валерьевну.
  Я жутко разочаровался от известия, что нужный мне человек, по неожиданно возникшим причинам, как раз и не поедет, и засомневался в необходимости поездки куда-то на кулички, к какой-то еще иконе с надуманными чудесами... А когда за мной приехал на старенькой машине сын Дарьи Егоровны, то я и вовсе решил: нет, не поеду. Так я и сказал Рите Валерьевне.
  - А деньги тогда же заберите... - поспешно засуетилась та.
  Нет, деньги я решил оставить на нужды храма: храм в станице Ленинградской являл собой вид весьма убогий. И сама станица (по крайней мере, - та ее часть, которую я видел в уже сгущающихся сумерках) мне не приглянулась. Не очень словоохотливый сын Дарьи Егоровны по имени Виктор минут за десять доставил меня к дому, где и жила семья Новосельских. Хозяйка встретила меня на крылечке и завела в дом. Все оказалось невероятно просто, и мое смущение прошло тотчас же, а я почувствовал себя вроде бы как и не в гостях, а будто - не в родных ли пенатах? Так подействовала на меня странная аура, исходящая от Дарьи Егоровны. Так было: мне врать ни к чему. И вот мы с нею уже сидим за круглым столом в небольшой комнате, уставленной по стенам полками с книгами. Книги, к слову сказать, были везде, куда ни бросишь взгляд. И не тоненькие брошюрки, хотя и им находилось место, а все капитальные толстенные фолианты, среди которых мне приглянулись трехтомная Толковая Библия и массивное издание по Истории русского Православия. Да много чего... Рядышком с Дарьей Егоровной "примостился" ее внук, десятилетний Сашенька. Он сидел тут же, рядом с бабушкой, и зачарованно "схватывал" каждое слово, произносимое ею. Забегая вперед, скажу, что когда Дарья Егоровна показала мне фотографию одной юной прекрасной монашки, то обратила мое внимание на ее глаза, огромные и широко открытые, в которых затаилось выражение Любви, Добра, Печали и еще многое и тайное, что было только между ней и Богом. Тогда я невольно глянул на внука Дарьи Егоровны, частого спутника ее в паломнических поездках: глаза ведь у внука и той монашки - одни и те же глаза! Меня интересовали вопросы о монастырских обрядах, людях, посещающих монастыри, та атмосфера, которая царит между верующими и священнослужителями, впечатления Дарьи Егоровны от архитектурных особенностей монастырей и их храмов, целого и деталей. Между прочим, я спросил ее, еще молодую, в общем, женщину: как она встала на путь Православной веры в Бога? Это было недалеко от начала нашей беседы, и я еще был полон недоверия ко всем ее высказываниям и утверждениям. По ее рассказу так выходило, что перед тем было у нее неясное, неопределенное стремление к чему-то, чего она никак не могла в себе понять, не взяла в толк, но что-то ее влекло к себе и возмущало ее чувства. Как-то была она в поездке по Украине, а ее знакомый решил показать ей старинный монастырь, стоящий в живописном месте и на зеленом холме, среди елей. Дело было вечером, когда уже и сумерки начинали сгущаться, а низкие темные тучи лишь усиливали мрачность наступающего вечера. И уже издали, не доходя до монастыря метров триста-четыреста, Дарья Егоровна вдруг ясно различила чарующий голубоватый свет, заливший и монастырь, и ближайшую, окружающую его сферу. И еще: для нее, человека с коммунистическими воспитанием и убеждениями, показалось удивительным, когда в той же поездке она случайно, в доме приютившего ее знакомого, наткнулась на раскрытую Библию на старо-славянском языке. Для нее вдруг, или внезапно, стали понятными истины, которые она до того часто и тщетно пыталась в Библии понять и уяснить. Все так стало понятным, а читала всего-то - с полчаса, не более! Она говорила, что и впоследствии такого ясного и доверительного общения с Богом у нее никогда уже не бывало, как в те самые полчаса. Вот, с тех, значит, пор... Ну, с моим-то скепсисом, это был, допустим, не факт. Однако, после этих рассказов - вот странная особенность! - я попристальнее взглянул и на внешний облик Дарьи Егоровны. Небольшого роста, стройная в свои годы, одета в изящный, цветастый халат. Лицо округлое и, скорее, полноватое, ямочки едва заметные на щеках, глаза серые и приветливые, буквально источающие добрый свет, лучистые - так вернее. В общем, это были типичные, классические славянские черты, а происхождения, может быть, и украинского. Но речь ее! - вот что меня более всего в ней привлекало! Говорила она прекрасным русским языком правильно и безупречно, речь лилась журчащим ручьем, лишь изредка и к месту усиливаясь высотой тона и громкостью, но вовсе не из желания Дарьи Егоровны искусственно и театрально усилить эффект от фраз. Это доказывалось тем, как переживало и волновалось все ее лицо в унисон произносимым словам. И уж в особо волнительных местах она помогала себе короткими взмахами рук, но и от этого ее рассказ только выигрывал, приобретая еще большую убедительность. Впрочем, ни разу я не заметил, чтобы Дарья Егоровна переходила на агитацию за Православие. Это и понятно: в Православии не принято "тянуть" за уши в свою веру, человек сам должен осознать, где истинный Путь к Богу. И, если уж по правде вести разговор, то с этим я и не совсем согласен. В то время как в Православии терпеливо и неназойливо проповедывают свои истины, представители ряда сект теребят за полы одежды, стучат в двери домов и квартир, едва не силой всовывают в наши руки яркие иллюстрированные брошюрки, - отпечатанные не на иностранные ли деньги? И ведь уводят русских людей к себе, обманом и заведомой ложью уводят, тем самым еще более разобщая нацию, внося раскол в семьи, разрушая и извращая детские души, приводя подчас не к исцелению, а к заболеваниям психики. И вот ведь что: войти в эти секты и Организацию легко, а выйти - точно так же, как оторваться, излечиться от алкоголизма или наркомании - практически невозможно! Все эти Белая и Черная Магия, сатанисты, адвентисты и пятидесятники, баптисты и иеговисты с их подчас черным, тоталитарным и апокалиптическим смыслом зачастую преследуют самый банальный коммерческий интерес, зомбируя и превращая людей в послушных роботов-рабов, выплачивающих налоги в кассы той или иной Организации, они действительно развращают души людей и требуют, на мой взгляд, более пристального и немедленного внимания и властей, и общественности, и Православной церкви, и просто - нас с вами.
  - А Вы посмотрите, - говорила Дарья Егоровна, - ни одна ведь из сект НИ-ЧЕ-ГО не создала в культуре, а Православие - это громадный пласт русской и вообще славянской культуры и истории России, Православие стояло у истоков всех русских побед, учило терпению и вселяло надежду в беде. А люди какие! Тихон Задонский, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Павел Флоренский... Несть им числа! А тот, абсолютно новый и для нас не естественный дух протестантизма в религии, который пропитывает ее с недавних пор!? Протестантизация и... "деловизация", что ли, они все глубже и глубже проникают в религию. Но это не для нас с Вами, простых и настоящих русских. Это - для "новых". Как Вам это?!
  А вот как раз эта мысль и для меня была не нова, деловые и "деловые" отношения проникли всюду и, надо полагать, в религию тоже. Да уж, эта мысль мне была понятна до слез! Но еще масса вопросов мучила меня, еще не был я полностью удовлетворен ее объяснением выбора Пути. Что касается последнего, то я заметил, что жизнь ее личная не отличалась легкостью, а была, как и у многих людей, с кучей проблем. Думал я, что не одни только расчудесные монастырь в сумерках и раскрытая Библия заставили ее прийти к Православию. Вот муж пришел крепенько "поддатым", а было уже поздно. Муж с бесформенной фигурой, живот огромен, сам росту небольшого, лицо расплывшееся и красное, с сизым носом. Рука левая висит безвольно: я, как врач, сразу определил, что парализована рука. А мне и Дарья Егоровна, увидев мой пристальный взгляд на его руку, впоследствии объяснила, что рука у хозяина парализована с детства. Нынче, говорила, он подрабатывает в автопредприятии. Понятно, что с такой рукой механиком не наработаешь. Значит, судя по чистой одежде, был либо начальником, либо счетоводом. А кто еще из работников автомастерских таким чистым ходит? А приходит муж пьяненьким и пьяным ежевечерне. Сын у Дарьи Егороны неразговорчив. Я это сразу приметил. И тут выяснилось: жена его бросила уже три года как. А сыночка бывшему мужу и оставила. И ездит Сашенька-внучок по поездкам паломническим с бабушкой потому еще, что оставить в доме его не с кем. Сын у Дарьи Егороны страдает редчайшим и не понятным даже врачам заболеванием, он и в армии поэтому не служил: кожа при самых легких, малейших повреждениях и ушибах слезает чулком, оставляя после себя розовые блестящие участки. Раны эдакие долго сочатся сукровицей и не заживают неделями. Не держится кожа на теле. Синяков от ушибов не остается, но слазит кожа вот таким чудным и жутким образом. Живет сын, рассказала Дарья Егорона, нынче с какой-то женщиной, но женщина та ребенка его от первого брака терпеть не может, да и гуляет же, дрянь. И куда деваться? Вот так, значит, и сама Дарья Егорона - душа страдающая и мятущаяся!
  Еще один вопрос попытались мы сообща разрешить. Точнее будет сказать, что объясняла свою позицию она. Речь зашла о процедуре исповеди героя из моей "вещицы" священнику в Дивеевском монастыре. Так задумано было мною, что главный герой исповедуется, а священник, по моей задумке, накладывает на него своего рода "эпитимью": "Ты, сын мой, уладь пока неотложные земные дела, съезди на могилу своего ребенка и поклонись праху его; там, на могиле, покайся. А дальнейшую поездку по монастырям прерви, мощам святым успеешь еще поклониться. Да и чувствуешь ты себя у мощей неважно, многовато черного на душе твоей." Я спросил у Дарьи Егороны ее отношение к такому повороту. Выяснилось, что отпускает грехи, исповедует грешников только священник, то есть мужчина, несмотря на то, что речь шла о женском монастыре. И такое продолжение сюжета она даже одобрила. Такое напутствие священник дать может. И исповедываться, как оказалось, можно даже без предварительного поста. А вообще, сказала она, у меня очень двойственное отношение к священникам. Вот это ее замечание меня насторожило...
  - Да, это так. Сейчас такое время с этими наркотиками, пьянством, преступностью, разбродом людей по сектам и толкам, что врачам, учителям, психологам и священникам надо обо всем забыть, даже о сне. Не о Народе, как раньше партия наша рулевая, говорить надо, а уже о каждом конкретном Человеке. И ни в коем случае не ждать, когда человек придет и пожалуется на беду, нездоровье, беспокойство в душе. Надобно идти к человеку тотчас же, пока болезнь его не захватила, и не ждать, когда он придет уже развалиной или бесноватым. А иные священники своими личными делами занимаются, и для них шуршание денег стало главной заботой, а о человеке они забывают.
  - А вот ложь, если она во благо сказана... - начал я фразу.
  Чудеса, да и только! - она впервые прервала меня.
   - Вы - врач. Вы знаете, что неправда бывает порою во благо. Вот так, дифференцированно и индивидуально, и надо поступать с каждым Человеком. Ну, понятно, что многое зависит от того, из чьих уст та ложь... Но Богу в любом случае лгать категорически нельзя... Петр сказал: "Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому ...Ты солгал не человекам, а Богу," - я посчитал эти высказывания Дарьи Егороны спорными и нелогичными, но что-то в этом... есть.
  Долго мы еще говорили, точнее - говорила, в основном, она, и разговора интереснее я во всю свою жизнь еще не слыхивал. Мы успели еще и поужинать, но и за едой она продолжала свои чрезвычайно занимательные истории, да хотя бы о купании в постоянно холодной воде купели из Живоносного источника у подножия Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, о прекрасной процедуре канонизации русского адмирала Федора Ушакова. Много чего... И разговор бы еще продолжался, если бы не моя кошмарная усталость: я буквально валился с ног. Постелили мне в отдельно стоящей рядом с домом времянке, теплой и чистой. В той комнате, где мне предстояло спать, я и успел только что разглядеть книжные полки с многими и многими книгами. Я даже еще успел разглядеть среди них многотомные собрания Достоевского и Тургенева, книги П.Флоренского, Н. Бердяева, А.Кураева..., как свалился в постель, уложив голову на подушку, набитую душистыми травами и цветами, и мгновенно уснул.
  Утром я проснулся часов в восемь: я был бодр, а голова - светлая. На завтрак были блины - я и сам могу печь блины: теща хвалит! - но пробовал такой вкусноты блины я еще только из-под рук моей замечательной мамы. И за завтраком я успел вслух прочесть небольшую главку из моих любительских "опусов", на которую Дарья Егорона прореагировала весьма доброжелательно и, уверяю, без лести. И спросила она меня:
  - А все-таки: как же спалось? Какие сны виделись?
  Мне неожиданно захотелось "потрафить" хозяйкиной душе, ответить, что да, дескать, виделся мне сон. И такой, что лежу я на широком зеленом лугу, залитом неземным, чарующим светом, с ароматами кашки, душицы и еще каких-то неведомых цветов. Я слизываю нектар с ярких бутонов, запивая его кристальною росою из фиалок. И незабудки легонько щекочут мои руки и подхихикивают сами едва слышно, будто это не меня, а их щекочут. А над моим лицом колышут головками две соперницы-ромашки и ссорятся игриво, глупышки. Вот одна из них смешно сморщила свои лепесточки в упрямый бутончик, уперлась листочками в стебелек и что-то по-своему, по-цветочному, сердито высказала своей подружке, не менее прекрасной ромашке. Спор их недолог, и они вскоре вновь ласково склоняются надо мной, переплетаясь между собою тонкими станами-стебельками, шутливо пытаются рвать на себе лепестки, дурочки: "Любит, не любит, любит, не любит..." А из-за широкого листа лопуха украдкою подглядывают за ромашками два голубовато-синих колокольчика, в приступах ревности темнея до фиолетовости, при этом тихохонько позванивая тычинками и раздувая от негодования пестики. Думают, видно, бедняги, что мне их не разглядеть, а я хохочу над ними беззвучно и беззлобно, потешаясь над их глупой ревностью. И захотелось, было, но не рассказал я тот сон...
  Дарья Егорона проводила меня до автовокзала, шли мы улицами станицы и красивым парком с высокими елями, склонившими над аккуратными дорожками мощные мохнатые лапы с сочной зеленовато-голубой хвоей. И станица в утреннем свете показалась мне совершенно замечательной. На прощанье Дарья Егоровна крепко и твердо пожала мне руку: так, без задней мысли, могут пожимать руку только люди, которым незачем врать, которые абсолютно уверены в своей Правде и в верности своего Пути.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"