Соломонов Александр Георгиевич : другие произведения.

Урок. Хиж-нано

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Урок.
  
  Утро среды казалось совсем обычным. Понятно было, что придётся действовать по заведенному распорядку: зарядка, завтрак, а потом очередная встреча со студентами в дистанте. Электронное общение, первоначально привлекавшее своей новизной и техническими возможностями, давало теперь всё меньше и меньше оснований для радости. За пару десятилетий предшествующего дистанту преподавательского труда Александр привык чувствовать себя учителем. Он привык, приходя первый раз в аудиторию, к перекрестному огню первично внимательных, оценивающих взглядов. Привык рассматривать и стараться запомнить новые лица. Привык добиваться через часы уже ускользающего внимания и поворачивать отвернувшиеся головы на себя, заставляя смеяться остальных зрителей. Лицом к лицу ему всегда удавалось договориться соблюдать ритуал приветствия - отрывания студенческих пятых точек от сидений - как знака перехода от студенческого произвола к организованному ученическому труду. Он знал, что являлся для студентов контролёром усвоения знаний. Если бы ему предложили выбрать, какое прозвище он хотел бы получить от студентов, он выбрал бы "шлагбаум". (Так между собой обозначали его отца: фронтовика и преподавателя - курсанты военного института: не проскочить, не объехать.) И не один раз держал он студентов до позднего вечера на зачетах, и даже имел выговор от ректората за переход в зачёте временного рубикона 00 часов 00 минут с одного дня на другой. Помнил он, как получив его автограф в своих рабочих протоколах лабораторных работ и запись "зачтено" в зачетке, студент выбегал из аудитории и за закрытой дверью кричал: "не верю, но я сда-аа-ал!!!" Только вот знал он, что у него ещё и хотели учиться. Как лучший случайный комплимент хранил он для себя реплику, предназначенную не для его ушей: " Нет, это не физиология. Прямо человекознание какое-то." И не для зачета ходили в его кружок, создавая руками и головой всякие штуки и компьютерные программы, которые до сих пор применяет он в своей работе уже с другими студенческими поколениями.
  Только вот в прошлом многое. Учащихся в вуз стали набирать больше, информации и источников, откуда её можно черпать любому оказалось целое море, а "базовое доверие" и внимание к учителю как к прожектору, освещающему лучом знаний ещё не вполне познанный мир, таяли под жаркими лучами технического прогресса. Александр понимал, что и его внимание к ученикам, к их лицам становится не таким пристальным. И он по-прежнему старался держать себя в форме, умственной и физической, чтобы работать по закону " хорошо, лучше, лучше, как только возможно". Только вот как суметь, чтобы после "изо всех сил" продолжать делать "ещё лучше".
  Впрочем, сегодня всё было подготовлено заранее, накануне. Материал лекции записан, слайды отобраны, ссылки на личный опыт и общение со светилами зафиксированы, призывы обратить внимание на проблемы и предложения в дальнейшем их совместно решать если не в будущей профессии, то хотя бы в курсовых работах составлены. Держащее на плаву правило "если интересно самому, то будет интересно и другим" Александр открыл давно, и оно всё ещё работало. Осталось подготовить только себя. После получаса наклонов, приседаний, отжиманий и прыжков, последующих умывания и бритья (бритье обязательно, студентам на их компьютерах будет видна твоя физиономия самым крупным планом), обязательной каши с яблоком, куском ветчины и чая одевался рабочий костюм. В дистанте пиджак и галстук не требовался. Но приличные рубашка и брюки были неизбежностью. За аватаркой не спрячешься, Да и выйти из кадра бывает порой необходимо. Ну всё, теперь можно начинать. Александр привычно набрал код программы, открыл конференцию, отослал ссылку на неё старосте группы. На экране рядом со своим преподавательским видео портретом совсем скоро начнут появляться студенческие имена. Вообще-то должны появляться не имена и картинки, а живые люди. Только вот опять надо добиваться этого. Чтобы люди приходили на урок, не лежа в своей кровати и не сидя за столом бара-ресторана. Обычно требования-уговоры срабатывали, конечно, не в самых больших группах. А сегодня он ждал группу совсем маленькую, 12 человек. Так что шанс был увидеть всех.
  Но сразу что-то пошло не так. Прямо на видео картинке самого себя появился прямоугольник с надписью: Бог. Прямоугольник стал расти, и надпись БОГ заняла всю центральную часть экрана. Цифры электронных часов в углу экрана остановились, а затем на них появились шесть нулей: 00 часов 00 минут 00 секунд. Это торжественное движение букв и цифр казалась заставкой к какой-то телевизионной передаче. Оно длилось ровно столько, чтобы осознать: с таким он раньше не сталкивался. Объяснение нашлось сразу: приплыли, подхватил компьютерный вирус. Александр потянулся к кнопке выключения попробовать выполнить перезагрузку компьютера, но не успел.
  Надпись сразу сменилась: нет, это не вирус. Ты действительно начинаешь говорить со мной. Мне действительно важно, чтобы ты меня понял. Поэтому я буду общаться на понятном тебе языке, использовать слова, которые ты знаешь. Только поняв по-настоящему, что происходит, ты сможешь выполнить то, что я от тебя хочу. Подтверди, что ты понимаешь, с кем сейчас начнёшь говорить.
  Понимая невозможность происходящего, Александр сбросил с себя оцепенение и выдавил из себя вопрос. - Докажите, что то, что происходит - не проделки какого-то хакера, развлекающегося от безделья.
  Экран сразу ответил бегущим текстом: тебе доказать что я Бог? Ты требуешь чуда? Того события, раньше в твоей жизни и жизни других людей никогда не приходившего? Если хочешь, я начну общаться с тобой напрямую, как голос в твоей голове. Раньше такого у тебя точно не было. Но хотеть этого тебе точно не советую. Ты же знаешь, что внутренний голос хорошо общается с сумасшедшими. А мне надо, чтобы ты показал себя сейчас именно как представитель вида Homo sapiens, человек разумный. А события, которых ещё не было, но могут произойти в самое ближайшее время, я тебе сейчас покажу. И уж тебе решать, придётся быть им или не быть.
  Экран на секунду погас, а затем вновь загорелся. Раздался щелчок и загорелся экран монитора стационарного компьютера, отключенного от сети. На обоих экранах появились выдвигающиеся из установочных шахт ракеты. Надписей на них никаких видно не было, но Александру было почему-то понятно, что на экране ноутбука были ракеты русские, а на другом экране американские. Потом подключаются другие страны. Щелчки метронома отмеряют ударом каждые пять секунд. Они учащаются и сливаются в непрерывный звук, фиксируя ускорение показа и вот ракеты уже в воздухе. На обоих экранах открываются всё новые и новые шахты и новые ракеты уходят в полёт. Видеомонтажёр начинает добавлять в видеоряд крупные планы земных ландшафтов и вид Земли из космоса. И яркие грибы ядерных взрывов на фоне исчезающих городов превращаются в сотни светлых точек вспышек их местоположения на космическом фото Земли. Картина космической ёлочной иллюминации завораживает и кажется знакомой.
  "Очень похоже на голливудский боевик," - вылетает ненужная фраза.
  Экраны погасли. Через секунду на экране ноутбука текст: тогда смотри дальше.
  На фоне багрово-красного из-за пыли неба появляются городские здания. Они стоят у реки вдоль всё ещё красивой набережной. Набережная кажется знакомой. Рыбинск, вспомнил Александр, город всех его родственников со стороны отца. То, что это всё ещё река Волга можно догадаться, взглянув вправо, вдоль её течения. Но слева вместо реки видна гора, двигающаяся в город и стирающая берега. Плотины и шлюзов водохранилища больше нет, понял Александр. Гора воды и всего того, что могло в неё попасть. Гора и камера (или то что было вместо неё) стали сближаться, детали поверхности становились яснее. Впрочем, поверхность постоянно менялась. На ней среди уже отчётливо видимых стволов деревьев, досок, деревянных щитов и листов кровли появлялись иногда точками головы людей. Вдруг камера чётко зафиксировалась на одной из них, приблизилась совсем близко и больше не выпускала из своего поля зрения. Брат, с ужасом осознал единственный зритель. Было видно, что брату удалось зацепиться за ветки ствола дерева, которые давали ему защиту от ударов плывущих рядом в потоке других предметов. Экран погас.
  Загорелся второй экран. На нём в панорамной съемке разрушенного города Александр сразу же узнал родной Ярославль. Ему как будто вновь показывали фильм о расстрелянном в 1918 году Ярославле, только с добавлением современных руин. Пять разрушенных мостов через Волгу и Которосль, воссозданный к 1000-летнему юбилею города и вновь расколотый на части Успенский собор, сорванное с опор в колесо обозрения. На улицах уже неподвижно лежат люди. А виртуальное колесо обозрения начинает в своей панораме делать всё более и более узкие круги приближаться всё более знакомому месту - дому, где он живёт. Только знакомо оно была раньше, когда вокруг стояли другие дома. Сейчас по всей площади квартала в соответствии с номерами домов распределились холмики обгорелого кирпича.
  - Остановите, я всё понял. Спасите моего брата и нас всех.
  - Хорошо, что ты кое-что понял. Но понял ты не всё. Обрати внимание, что часы на экране не идут. Время сейчас остановилось. Ещё раз повторяю. События, которые ты сейчас видел, ещё не произошли. Их причиной станет сбой в программных основаниях самообучающихся нейронных сетей. Впрочем, это для людей - сбой, ошибка. Для искусственного интеллекта это этап его эволюции, возможность прийти к ранее невозможным решениям. В этом они полностью повторяют человеческое общество, в котором отказ от базовых оснований часто принимается за появление нового, прогрессивного мировоззрения.
  И это новое прогрессивное, например идеология гендерного выбора человеком, при своей победе приведет к гибели системы самого воспроизведения человечества как биологического вида и рода. Вспомни. вполне понятный тебе пример из эволюции индивидуальной вычислительной техники: обещание возможностей каждому пользователю путем замены отдельных функциональных блоков совершенствовать свой на компьютер до бесконечности. От велосипеда до Мерседеса. Какой разработчик сейчас даёт такую возможность конечному пользователю? Это у кого получится? А помнишь, как ты радовался, когда у тебя появилась возможность набирать тексты с клавиатуры и отказаться от пишущей машинки. Как легко ты мог теперь править написанное. Клавиши понятных действий казались все на своих местах, редактор Word 95, очень вежливо предлагающий при коррекции правописания совет типа "если Вам не нравятся мои рекомендации, пожалуйста, отключите их опцию", - верхом совершенства. Через 25 лет поиск нужной кнопки на огромном качестве вкладок с практически не применяемыми для рутинных целей функциями становится для тебя без подсказок интернета трудноразрешимой задачей. Но разработчик считает: Это твоя проблема, это ты устарел. Пока ещё творцом новых редакторов являются люди. Но уже и им не интересны другие люди, ради которых создают они свой труд, они не стремятся их понимать. Частью этих людей можно пренебречь во имя прогресса. Если проблемами людей начинает заниматься машинный интеллект, изначально никогда не бывший человеком, возможность устранения большой части человечества, как причины, мешающей прогрессу лучшей его части является вполне ожидаемой идеей.
  Теперь о том, что происходит. Системы управления ядерными потенциалами стран мира используют самообучающиеся нейронные сети, оценивающие вероятность случайных ошибок в анализе результатов датчиков состояния ядерных зарядов. При возникновении отклонений показателей больше определенного уровня вероятность случайной ошибки оценивается им как маленькая. Тогда искусственный интеллект делает вывод о влиянии человеческого фактора противника на ядерный арсенал своей страны, его переводе в боевой режим. Даются сигналы в стратегические военные центры ядерных держав. Их руководители принимают окончательные решения: мирные или военные. Но всё-таки уже сейчас предварительное решение искусственный интеллект принимает. Основные правила, по которым он должен принимать свои решения, соотносятся с тремя законами робототехники, сформулированными Айзеком Азимовым.
  Прежде всего, это решение не может причинить вред человеку, или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. При совпадении понятий вред, бездействие, человек взглядам людей, принимающих окончательное решение, подсказке-решению интеллекта искусственного можно доверять и принимать окончательное решение с его помощью. Но в процессе самообучения искусственный интеллект пришел к мнению, что человек это тот, кто активно пользуется интернетом, или имеет электронный счёт в банке, а вовсе не биологическое существо с не изученными им, а значит и не важными функциями. Все остальные хомо сапиенсы, не удовлетворяющие этим критериям, полноценными людьми не являются. Их существование и влияние на него своих решений искусственный интеллект, действующий по образцу людей, может не учитывать.
  Кроме того в процессе самообучения нейронная сеть изменила понятие вреда. Вредом для человека она признает теперь только уменьшение банковского вклада, а любая травма оказывается потенциально не вредоносной. Ведь в медицине есть всякие технологии, помогающие практически от всех болезней и травм. Другое дело, применить их, когда нужно здесь и сейчас, люди не успевают. Но, считает электронный разум, он в этом не виноват.
  Ключевым изменениям в базовых принципах подверглось понятие действия и бездействия. Действием искусственный интеллект, не имеющий на настоящий момент собственных исполнительных органов, вроде мышц у человека, стал признавать систему электронных сигналов связанных с ним серверов, соответствующих определённой когнитивной картине мира. За то, насколько активно будет использоваться получающиеся система электронных сигналов, информация, внешними устройствами искусственный интеллект не может нести ответственности по определению. Значит, основной закон робототехники для искусственного интеллекта неприменим. Искусственный интеллект человеку ничего не обязан.
  Теперь ты понимаешь, что при таких сдвигах в машинном сознании, ядерная сила остаётся без управляющих ими мозгов. И она неизбежно когда-то была должна проявится. Помнишь у Льва Толстого в "Войне и Мире": " Москва должна была сгореть ...так же неизбежно, как должна загореться куча стружек, на которую в продолжение нескольких дней будут сыпаться искры огня."
  Экран погас. Потом появилась строчка: думай. Задавай вопросы.
  И вопрос появился. - Вы считаете, что я что-то смогу сделать? Если да, то что?
  - Да. Ты можешь пытаться не допустить этого. По тому, что получится у тебя в результате, я буду решать, получилось или нет.
  - Почему Вы выбрали меня?
  - Потому что ты средний. Ты много лет получал когнитивные профили своих студентов, оценивал их внимание, память мышление, работоспособность, учил их навыкам саморегуляции, измерял их время реакции, а потом просил оценивать их индивидуальные качества в сравнении со среднегрупповыми значениями. Так вот, ты оказался средний по всему человечеству с учётом всего, что только ты знаешь: полу возрасту, социальному уровню, интересам, уровню дохода, здоровью, всему остальному. Как понимаешь, мне собрать всё о тебе нетрудно. Ты не лучший и не худший, ты обычный. И даже в меня ты веришь ровно настолько насколько в среднем остальные люди во всём своём интервале от атеистов до религиозных фанатиков.
  - Так что же мне делать?
  - Ты ведь учитель. Так проведи урок для своих учеников. На нём задай своим ученикам вопросы. И попроси их что-то сделать. Не обязательно по конкретному учебному курсу. То, что ты должен как учитель делать всегда или думать об этом. Вопросов-действий ты можешь предложить им пять. На три вопроса-действия ты должен получить не менее половины откликов, подтверждающих для меня, что в противостоянии человека и машин я приму сторону человека. На один из них - должны быть правильные действия со стороны всех учеников. Остается еще один, самый сложный. Для меня в моём личном опыте когда-то таким сложным был вопрос, почему ученики предают своих учителей. А твой личный самый сложный вопрос в общении с учениками ты знаешь сам. И найдёшь его, и проверишь его тоже сам. Я обещаю, что приму твой ответ так, как ты его дашь. Нужно будет на уроке сделать так, чтобы они не лгали, даже если они понимают, что учитель об этом не знает. Я приму решение о человечестве по образцу того, как вы полагаете на современном уровне своей науки, принимает решение мозг. Сумма приходящих сигналов в пользу решения должна быть больше половины суммы общих сигналов.
  Ты можешь общаться на этом уроке с любыми учениками, для которых ты в настоящий момент являешься учителем. В твоём распоряжении 45 минут, как на обычном уроке. Ученики тоже оказываются сейчас вне времени. Но они этого не знают. Я в урок не вмешиваюсь, но могу помочь тебе технически. Считай, что ты даёшь открытый урок для комиссии. Начинай, время урока пошло.
  Экран очистился и затем на нём появился видеопортрет Александра, на фоне всех необходимых для видео конференции кнопочек. Ощущение нереальности того, что только что произошло, возникло, но сразу исчезло, потому что на экране по-прежнему оставались электронные часы с горящими шестью нулями часов минут и секунд. Пошёл подсчёт секунд на втором табло, считающем время начавшейся видеоконференции - урока. Александр по-прежнему был один, но к конференции сразу же стали подключаться студенты. Именно их и ждал сегодня с утра Александр на занятие. Пока ещё только квадратики с именами. Два, три, потом еще. Надо же все двенадцать!
  Александр вспомнил, что согласно полученному заданию, он может дать любое указание, которое нужно выполнить в процессе урока. И первое задание, решил он, не представляет трудностей. Видеокамеры и микрофоны всё равно он попросил бы включить всех.
  - Здравствуйте, уважаемые студенты. Мне как всегда хотелось бы сказать: я рад вас видеть всех. Но сказать этого я не могу, потому что никого из вас не вижу. Поэтому уже традиционно я прошу вас включить и камеры и микрофоны.
   В ответ посыпалось: Здравствуйте. Доброе утро. Камеру я включил. Мы здесь. Прямоугольники стали заполняться движущимися картинками- портретами. Восемь таких картинок. Из оставшихся в двух прямоугольничках появились фотки-аватарки, а ещё два так и продолжали оставаться в прежнем, поименованном виде. Пришлось прибегнуть сильнодействующему средству.
  - Господа студенты, я сейчас делаю снимок экрана, и ваше отсутствие будет подтверждено и учтено при выставлении рейтингового балла за занятие. Олеся, Я знаю, что с тобой рядом кошка лезет в кадр. Обещаю, что кошку учитывать не буду.
  Появились ещё три картинки. Остался ещё один прямоугольник, отличницы Кати. Она выходит на урок с мобильного телефона, наверное, не самой последней модели.
  - Катя, что у тебя сегодня? В ответ надпись в прикреплённом к конференции чате: микрофон опять не работает, а камера со вчерашнего дня вновь переворачивает изображение. - Катя, давай себя перевернутую. Мы знаем, что ты не ходишь на голове, а твердо стоишь ногами на почве знаний. - Я включюсь, но только ненадолго. Прямоугольник с перевернутой Катей занял своё место в видеогалерее. Всё, радостно выдохнул Александр, первое, лёгкое задание выполнено. В подтверждение его мысли на экране рядом с циферблатом появилась шрифтом надпись: задание номер один зачтено. От урока прошло пять минут.
  Так, сегодняшняя лекция должна быть посвящена вниманию. Благодарная тема. Александр стал рассказывать о работах своих коллег, изучающих его проблемы. Почему мы перестаем видеть то, что нам следует видеть в первую очередь и как профессионалам, и как людям. Почему врачи онкологи при анализе новообразований на рентгеновских снимках могут не заметить пририсованную на снимок обезьяну, а таможенники не замечают при просмотре вложенные в багаж пистолеты. Почему мы выбираем не то что, нам нужно выбирать по своему предназначению? Второй вопрос задание придумывать не пришлось, он всплыл сам.
  - У какого врача Вы хотели бы лечиться: у человека, совершающего ошибки, но умеющего в них признаться и исправить, или у безошибочного компьютера, абсолютно уверенного в истинности своего диагноза и стратегии и тактики лечения объекта, о котором он считает, что знает всё. Прошу ответить на этот вопрос и дать ответ с его обоснованием через чат в теченье 7 минут. Ответы приходят все и вовремя. Смотреть разъяснения Александру нет времени, но просмотр ответов дал результат: счёт 6 : 6. Второе задание также выполнено. В подтверждение появляется вторая строчка: задание номер два зачтено. От урока прошло двадцать минут.
  Перейти к третьему заданию оказалось тоже легко. Его проблему всё равно пришлось бы решать. Она уже была обозначена студентам ранее. И тоже проблема выбора. В данном случае содержания их будущей курсовой работы.
  - Господа студенты. Вы помните зефирный эксперимент, когда детям давали по одной зефирке и разрешали съесть её сразу, или же предлагали подождать 15 минут, чтобы удвоить награду. Сейчас вам предлагается нечто подобное. В этом году вам необходимо писать курсовую работу. Вам предлагается либо написать её лёгкий обучающий вариант как реферат по другим исследованиям, или уже вступить на трудный путь научной работы получения и обработки самостоятельных исследовательских данных. При этом знакомство с литературой остаётся частью курсовой работы. Конечно, это труднее реферата, Зато с результатами курсовой вы можете выступать на студенческих конференциях, в том числе в других городах России. Эспериментальные курсовые будете выполнять у меня, реферативные у другого преподавателя. Время на размышление 5 минут. О курсовых мы уже говорили раньше, сегодня, вы знаете, просто время подведения итогов, данные через час сдаются в деканат. Не определившиеся будут вызваны туда на разборки. (Во всяком случае, могли бы быть вызваны, подумал Александр. Увижу ли и я сам этот деканат ещё когда-нибудь?). Итог выбора по чату: вновь 6 на 6. Примерно так было и в прошлом году. В углу экрана новая подтверждающая надпись: задание номер три зачтено. Прошло 25 минут, до конца урока еще 20 минут. Александр чувствует, что на 2 оставшихся вопроса на эту встречу времени очень мало.
  - Господин проверяющий. Могу я попросить организовать общение с другими своими учениками? Они ведь тоже считают меня своим учителем. По субботам я учу детей шахматам в центре дополнительного образования. Четвёртый вопрос я хотел бы задать им. У нас уже были с ними дистантные занятия, а оставшееся время у моих студентов пусть будет на один единственный вопрос.
  - Твою просьбу услышал, - появилась строчка надписи.
  Вновь загорелся экран отключенного от электрической сети компьютера. Итернет к нему также никогда не подключался. Поэтому в программе видеоконференции на нем нужды не было. Но в уже привычных прямоугольниках показались лица Максима, Сани, Вероники, Виринеи и Тимура, первоклассники и второклассники. Столько человек осталось постигать шахматную премудрость к середине учебного года из начальной группы также в 12 человек.
  - Здравствуйте, молодёжь. Я очень рад всех видеть.
  - Здравствуйте Александр Георгиевич. А почему у нас в субботу занятия сегодня дистанционно?
  Александр по-прежнему считал, что ещё утром была среда, но выяснять, почему для детей сегодня суббота он не стал. Он просто задал свой вопрос.
  - Ребята, скажите, кто лучше сейчас играет в шахматы: человек или компьютер? Компьютер играет лучше - почти хором ответили они. - А тогда ещё скажите, вы хотели бы шахматам: продолжать учиться у меня, или у компьютера, который предлагают привезти в наш Центр? Сейчас решают, брать ли компьютер или меня на работу на будущий год, чтобы заниматься с вами.
  Долго ждать ответов не пришлось. Детишки вообще не умеют долго думать. Максим, Вероника и Виринея выдали сразу: Александр Георгиевич, мы хотим учиться у вас, потому что вы нам всё объясняете и не сердитесь, если мы чего-то не понимаем. А компьютер с нас будет только спрашивать. Санёк и Тимур думали чуть дольше, и сказали: мы не знаем. К вам мы уже привыкли, Вы хорошо объясняете. Но вдруг у компьютера будет лучше. Хотя может быть и хуже. Попробовать бы. А если попробовать нельзя, тогда будем к вам ходить.
  Второй экран отключился опять, а на первом появилась четвертая строчка: задание номер четыре зачтено. На часах по-прежнему 20 минут до конца урока, и те же студенческие прямоугольники. Правда, большинство теперь вновь без видео портретов. Но теперь это не так уж и важно. Важно получить от них ответ на последний личный учительский вопрос.
  Для Александра он звучал так. Может ли он как учитель делать так, чтобы ученики ему не врали, даже если они считают, что учитель никогда не узнает, что они врут. Конечно, ученики всегда заблуждаются, считая, что об их вранье учитель не знает. Но если он говорит, что будет им верить, то и разрушать ответную веру он не вправе.
  Такая смешная и простая проверка этого сложного вопроса. Шпорят или не шпорят на занятиях. А дистант - это вообще для "шпорщиков". Только вот проверять усвоение знаний надо, и верить в это усвоение тоже. И Александр в последней части урока даёт задание.
  - Господа студенты. нам нужно провести контрольный опрос по теме "восприятие". Мы с вами разбирали мнемонические приемы запоминания, я вам рекомендовал ознакомиться с методом запоминания по Цицерону и с его помощью составить конспект всего учебника " Восприятие". За оставшиеся 20 минут прошу составить список опорных слов по главе учебника, соответствующей вашему порядковому номеру в зачетной ведомости. Этих глав как раз 12, Столько, сколько и вас. В каждом списке должно быть не менее 30 опорных слов, соответствующих содержанию вашей главы. Результаты выставляйте на сайт ВУЗа в разделе нашего предмета. Через 20 минут возможность выставить результат будет закрыта.
  Теперь остается только ждать. Он сделал всё, что мог. Кто может - пусть сделает лучше. Оставшиеся 20 минут безвременья тянутся и мучительными часами, и проносятся в секундной лихорадочной надежде. Александр открывает в новой вкладке окно вузовского сайта. До окончания 20 минут появляются папки с фамилиями студентов. В них оказались файлы с идеально скопированным расширенным содержанием глав из оглавления. Про применение мнемотехники речь не идёт. Вариантов, что это не списано, просто нет. Правда, нет ещё одной папки отличницы Кати. 20 минут прошло, а ее папка так и не появилась.
  Время урока закончилось. Вместо пятой строчки с ожидаемым теперь: задание номер пять не зачтено - появляется вопрос: как выполнено задание? Я обещал ориентироваться на твой ответ.
  На вопрос нужно дать ответ спрашивающему.
  Но вначале вопрос самому себе. Я же могу сказать, что ученики не списывали? ОН обещал не проверять. Тогда появится строчка задание номер пять зачтено. Мысли стали мчаться с бешеной скоростью. Нужно успеть. Может, удастся помочь всем, если я совру. И всё-таки ответ. Нет, врать нельзя. Всегда бывает после этого плохо всем остальным.
  Александр собрался духом сказать, что задание не выполнил, что шпорили все. В этот момент раздается звонок по мобильному телефону. Катя-отличница говорит: Александр Георгиевич, у меня не получилось, а шпорить у Вас я не могу. И не буду.
  И на экране появляется Пятая строчка; задание номер пять зачтено.
  Через несколько секунд появляется ещё одна надпись: Коллега. Сейчас ты справился. Ты можешь быть учителем для людей. Потому что у тебя есть ученики.
  Шесть нолей на часах поменялись на обычное московское время. Для людей время пошло дальше.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"