Соль Жанна : другие произведения.

Портрет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Простой портрет, уже давно умершей девушки, не может изменить судьбы живых людей. Или все-таки может?

  
  Пьеса в пяти действиях.
  
  Действующие лица:
  1.Григорий Ворн. - 25 лет.
  2.Арнольд Федотыч.- 68 лет. коллекционер живописи, художников прошлых эпох и современности. Друг семьи Ворн.
  3. Арсений Корский - 25 лет, друг Генадия Ворна со студенческой скамьи.
  4.Богдана - девушка на портрете
  5.Рита - 23 года, студентка факультета культорологии.
  6.Иван Красков - художник скончавшийся в возрасте 21 года.
  7. Станислав Красков - 27 лет, художник, родной брат Ивана.
  8. Аня- 23 года прислуга на квартире у Григория Ворна.
  9 Алексей - 32 года, частный детектив.
  10. Грузчик 1
  11. Грузчик 2.
  
  Действие первое.
  
  Дача Арнольда Федотыча Крафца. Освещенная летним солнцем гостиная. На длинном диване в центре лежит дог грифельного цвета, который, положив голову на подлокотник, медленно пережевывает лепестки пушистых пионов, что из напольной вазы рядом.
  Генадий Ворн и Арнольд Федотыч стоят перед высокой картиной, висящей над низким столиком с вазой, наполненной розовым шаром пионов.
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Это она (вытирая пот со лба). Ты видишь, она...она...
  Г р и г о р и й (вздох). Бесподобна.
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Именно. Вижу по тебе, что я угадал, обнадежив тебя, еще в телефонном разговоре, что у меня есть именно то, что тебе, такому разборчивому и привередливому, приглядится (улыбка).
  Г р и г о р и й. Вы, как всегда, оказались правы... Но кто же ее написал? Вы только сказали, что это работа совсем молодого художника... А как его имя? Мне совсем не знакома его манера письма... Я бы точно угадал, если бы встретил нечто подобное ранее. Он самоучка? Один из "уличных" художников? И главное... (пауза, мужчины встретились взглядами) Эта девушка вообще существовала?
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч (многозначительно). Ооо... Такая трагичная ...(Генадий приподнял бровь) Нет, даже мистическая история у этой картины...
  Г р и г о р и й. Вы, конечно, ее расскажете?
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Тебе, мой мальчик, расскажу... Только давай-ка мы с тобой присядем. А - то ноги-то у меня не как у тебя, молодого. И эта жара еще... (вытащил платок из кармана и вытер пот, бежавший по виску)
  Согнав дога, двое мужчин сели. Коллекционер глубоко вдавившись спиной в спинку дивана. А Григорий в угол, развернув корпус к Арнольду Федотычу.
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Так вот, я приобрел эту девушку в фиалковом у одного разгельдяя...
  Г р и г о р и й. Разгельдяя?
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Да-да, не удивляйся(рукой поманил собаку).Представляешь (смешок), этот чудак даже хотел ее закрасить!
  Г р и г о р и й. Закрасить?! (в гневе подался вперед). ЕЁ закрасить?!
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Именно.
  Пауза. Дог лежит на полу и на зов хозяина отвечает зевотой.
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Эх ты,(к собаке, притворно ругаясь) ленивая псина. Не хочешь к хозяину подойти?
  Собака кладет голову на лапы и закрывает глаза.
  Г р и г о р и й. Арнольд Федотыч, так как же вам удалось спасти "Девушку в фиалковом"?
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч (задумчиво). Спасти... Ты никогда не думал о том, что не все нужно спасать?
  Г р и г о р и й. Вы о чем? Вы не были бы коллекционером, если бы позволили уничтожить ее.
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Ты очень категоричен (посмеиваясь), Гриша.
  Г р и г о р и й. Но...
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Он мне отдал ее почти бесплатно, лишь за символическую сумму. Тем более это была не его работа. Славик хотел побыстрее от нее избавится. С плохими воспоминаниями так и нужно поступать.
  Г р и г о р и й. Мне кажется или вы действительно жалеете, что приобрели эту картину? Неужели вы с чувством облегчения передадите ее мне?
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Возможно (хитро улыбнулся).
  Г р и г о р и й (твердо). Не верю .
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. А вот поверь, мой мальчик. Художники все мечтают написать нечто подобное, но не у всех удается. Думаю, этот портрет стоит жизни своего творца. Но именно это и страшно...( тяжелый вздох). Это картина должна была быть дипломной работой Ивана Краскова... Очень талантливый был молодой человек. Нервный, неряшливый, то ли с потерянным, то ли с ищущим взглядом, который выделяет любого художника из толпы. Я столкнулся с ним в городском парке, он писал эскиз липовой аллеи... Делал мазки скупо, бережно, словно жалея краску. Он добивался невероятной точности исполнения...(обернулся к портрету на стене) Ты же сам все увидел. (Григорий кивнул). Ты спрашивал: "Она существовала?" Существовала. Это его девушка, но он писал портрет уже после ее смерти по памяти, по фотографиям. Я был в его комнате - видел эти фотографии, увеличенные до огромных размеров на стене...
  Пауза.
  Г р и г о р и й. Навсегда запечатать свою любовь в краске и в холсте (с иронией)... На мой взгляд, он создал то, что, в конце концов, его убило.
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Ты очень верно подметил. Но (улыбка) когда он писал ее, он был счастлив.
  Г р и г о р и й. Вам случалось наблюдать за тем, как он писал?
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Да, мне несколько раз повезло... Он пригласил меня к себе, даже не спросив, кто я и почему так интересуюсь его работами. Он был очень открытым и доверчивым малым... Когда он писал ее, он рассказывал про нее, про эту девушку в фиалковом. Мне казалось, что в те мгновения он проживал еще одну жизнь вместе с ней, он говорил о прошлом, вплетая в него надежды будущего, которым суждено было остаться только надеждами.
  Г р и г о р и й. А как он умер?
   А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Сердце...Утром его нашел брат - Ярослав, лежащим у мольберта с законченным портретом. Меня пригласили на похороны... И как я бы не любил их, но ради него, ради этой картины я на них пошел. И что самое удивительное, среди пришедших я заметил лицо, очень напоминавшее портретное. Это была ее мать. Увядшая красота этой женщины меня поразила...Тление прекрасного - самая страшная несправедливость, какая есть на свете...
  Г р и г о р и й (вставая). Он думал, так же как и вы, поэтому и сохранил ее красоту на века... Я забираю ее к себе. Конечно, (осекшись) если вы не передумали...
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч(с грустной улыбкой). Нет-Нет... забирай, я держу свое слово.
  Г р и г о р и й (доставая из кармана сотовый телефон). Тогда надо о доставке договариваться... Арнольд Федотыч, вы так и не сказали цену, у меня кредитка, если вам нужно налом...
   А р н о л ь д Ф е д о т ы ч (похлопывая по спине). Геночка, это тебе подарок от старика...
  Г р и г о р и й. Так не пойдет, Арнольд Федотыч...
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Гриш, хоть раз не обижай старика? Ты же мне как сын... В память о твоем отце, позволь мне тебе подарок сделать. Может быть, (обиженно) я тебе в последний раз подарок делаю...
  Г р и г о р и й. Ну перестаньте...
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. Перестану, когда возьмешь картину.
  Пауза. Григорий подходит к коллекционеру. Объятие.
  Г р и г о р и й. Беру картину. Я поеду, мне надо еще заехать в офис...
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. По-моему, зря ты тратишь свое время на всю эту юридическую грязь.
  Г р и г о р и й. Что делать - моя вторая профессия.
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч. А первая как?
  Г р и г о р и й. А первая совсем не прибыльная...
  А р н о л ь д Ф е д о т ы ч (назидательно). Только не забрасывай, хоть иногда играй, хотя бы для себя.
  Григорий кивнул и вышел.
  
  Действие второе.
  
  Квартира Ворна. Григорий сидит на диване перед ноутбуком. На журнальном столике, что перед ним, разбросаны бумаги. Он берет то один то другой лист, сверяется с записями на мониторе, а затем берет другой. Около восьми вечера. Раздается звонок в дверь.
  Г р и г о р и й (поднимаясь). Ну наконец - то...
  Открывает дверь.
  Г р у з ч и к 1. Картина ваша...
  Г р и г о р и й. (отходя в сторону). Проходите, проходите...
  Вносят картину и останавливаются в гостиной.
  Г р у з ч и к 2 (оборачиваясь к хозяину квартиры). А куда ее?
  Г р и г о р и й. Поставьте к стенке.
  Грузчики уходят, взяв у Ворна из рук несколько купюр. Генадий подходит к картине и снимает с нее чехол. Разглядывает ее. Раздаются друг за другом три быстрых звонка.
  Г р и г о р и й (открывая дверь). Ну почему ты всегда трезвонишь, как будто на пожар,а?
  А р с е н и й( пожимает руку, заходит).Ты же знаешь, что у меня всегда пожар... Пожар сердца!
  Смех обоих. Арсений проходит в комнату и замечает картину. Останавливается, смотрит на нее, как завороженный.
  Г р и г о р и й (с горделивой улыбкой). У меня была точно такая же реакция, когда я ее впервые увидел.
  А р с е н и й (серьезно). Я пришел, чтобы сказать тебе, что сегодня я встретил королеву, нет императрицу. Мне казалось, что я видел ее сияние...Я хотел сказать, что влюбился тут же, и не отпустил ее от себя, пока она не согласилась со мной завтра встретиться...
   Г р и г о р и й (скептически). Очередная императрица?
   А р с е н и й (не замечая вопроса и не отрывая взгляда от картины). Но девушка на этом портрете... Я не могу это даже описать... Она не красавица, обрати внимание на нос (Ворн ухмыльнулся) В ней нет той зазывающей красоты, но в ней есть ... жизнь. Смотри она как будто и правда смотрит на нас, эта симпатичная брюнеточка.
  Г р и г о р и й. Что тебе только к вечеру не привидится... Ощущение "Жизни" у тебя из-за того, что художник просто сумел передать в гармонии красок, в игре света и тени сущность той девушки, он сумел изобразить ее душу.
  А р с е н и й (воображая). Вот если бы с той, сегодняшней императрицей, рядом шла вот эта в своем фиолетовом платьице, я бы еще подумал, с кем бы из них двоих я бы...
  Г р и г о р и й (положив руку на плечо друга). К сожалению, Сеня, в эту "симпатичную брюнеточку" влюбляться уже поздно. А любовь к мертвым это как-то слишком нерационально для тебя.
  А р с е н и й (притворно печально). Умерла, значит... Ну что ж (улыбка во весь рот) в мире еще полным-полно не менее милых брюнеточек, а сколько еще великолепных блондинок...
  Отходят от стены. Арсений падает на кресло. Генадий достает из бара пару бокалов и бутылку рисовой водки. Ставит все на стол, когда Арсений сметет все белые листы в одну сторону. Садится на диван.
  А р с е н и й (разливая алкоголь по бокалам). Но знаешь, Гриш, Ритулька будет недовольна...
   Г р и г о р и й (равнодушно). Это ее дело.
  А р с е н и й. Дело-то ее, но головная боль будет у тебя.
  Г р и г о р и й. Да... (берет бокал и делает глоток) как ты и говорил, спустя шесть месяцев совместного проживания, она превратилась в такую же, как и все - в ревнивую, с пароноидальными наклонностями, истеричку...
  А р с е н и й . Что-то впервые за все время слышу о тебя подобные речи. И, (самодовольно) если ты вспомнишь, я ей давал три месяца, а она продержалась целых шесть! За нее! За женщину, которая скрашивала целых пол года твоей жизни!
  Смеясь, чокаются.
  А р с е н и й. А все же...(делает глоток). Ритка одна из красивейших женщин, которых я знаю.
  Г р и г о р и й (разочарованно). "Одна из..." и только.
  А р с е н и й. А я помню, как ты меня уверял, что встретил именно "ту", "единственную", только твою... Как же ты назвал ее тогда...
  Г р и г о р и й. "Бордо"
  А р с е н и й. Точно! Девушка - "Бордо", опьяняет, расслабляет и приносит чувственное удовольствие...
  Г р и г о р и й. Слоган для пошлой рекламы. Я удивляюсь, как тебя до сих пор не выгнали с работы с такой фантазией...
  А р с е н и й (горделиво). Вот как раз с такой фантазией, как у меня, рекламщик в наши дни никогда не останется без бутерброда с икрой и бокала виски.
  Г р и г о р и й (примирительно улыбаясь) И что последнее ты рекламировал?
  А р с е н и й. Мужской парфюм "Пафос". Слоган: "Пафос... надо уметь им пользоваться. Не переборщи...".
  Г р и г о р и й (смеясь). Я бы предложил обратное этому: "Пафоса много не бывает". У тебя не работа, а сказка, точнее комедия...
  А р с е н и й (с улыбкой). Черная комедия. Но я ничего не могу поделать с тем, что именно этого примитива и требует от нас рынок, распространители, покупатели.
   Г р и г о р и й (кивая на портрет) А как бы ты эту картину разрекламировал?
  Арсений оборачивается, несколько секунд неотрывно смотрит на портрет.
  А р с е н и й. "В каждодневной суете, когда уже не замечаешь волшебства жизни, превратившись в марионетку у обстоятельств, спасет лишь один взгляд в глаза этой девушке на портрете. Вы возродитесь вновь".
  Пауза. Оба мужчины молча пьют.
  Г р и г о р и й. Не знаю, как на счет "возрождения", но то, что сегодня я себя чувствую более спокойно и умиротворенно, - заслуга этого портрета.
  А р с е н и й. Еще бы! Ты же искал себе картину в гостиную, как только переехал на эту квартиру... И вот твои поиски наконец завершились удачей, поэтому ты и чувствуешь спокойствие.
  Г р и г о р и й. Да... Когда я возвращался сюда вечерами, меня не покидало ощущение, что здесь чего-то не достает. Была в этой квартире какая-то незавершенность, изъян, который портил все впечатление...
  А р с е н и й (назидательно). Это все ошибки воспитания, друг мой. Твои родители вырастили тебя эстетом. Ты во всем хочешь видеть красоту, завершенность. Вот именно поэтому (назидательный тон сменил укоризненный) ты не приемлешь экстремальный отдых, а, как дряхлый старик, разъезжаешь по курортам, ночуя в лучших гостиницах со всеми удобствами...
   Г р и г о р и й (улыбнувшись). Ну ...если ты считаешь горячую воду удобством, то...
  Оба засмеялись. Наполнили бокалы.
  А р с е н и й. Ты много теряешь, предпочитая пассивный отдых...
  Г р и г о р и й. Я теряю только возможность заработать себе пару шишек, растяжений или даже переломов, а так же теряю возможность подхватить какую-нибудь инфекционную болезнь...
  А р с е н и й. Самое большое, что ты можешь получить - это несколько комариных укусов.
   Г р и г о р и й (усмехнувшись). Вместе с малярией...
  А р с е н и й. Я думал, что аристократию у нас в стране еще в 20 веке всю истребили, но нет... еще в 21 веке есть, хоть не по рождению...
  Г р и г о р и й. Не вижу ничего преступного в цивилизационном отдыхе.
  А р с е н и й (мечтательно). Преступно отказываться от ночевки в лесу ... Тогда лес становится таинственным, чарующим. Запахи и звуки совсем другие, что были днем, при солнечном свете. Все в нем как будто останавливается, замирает, готовясь к прыжку, и в то же время во всем даже в ночном воздухе, звенит напряжение. Оно, как бас - астенато стойко звучит на протяжении всей симфонии ночи...
  Пауза. Арсений смотрит на прозрачную жидкость в бокале и кажется, что на дне его видит невообразимые миры. Григорий внимательно наблюдает за ним, с ироничной улыбкой на губах. Вдруг Арсений встает, ставит бокал на столешницу и подходит к черному пианино, почти слившемуся по цвету со стеной. Через минуту гостиная Ворна погружается в медитативные звуки "Лунной сонаты" Бетховена. После звучит "Музыкальный момент" Мендельсона.
  Ворн подходит к пианино. Арсений все продолжает играть. Лицо его кажется одухотворенным, а взгляд, прямой и расфокусированный, словно тот находится в наркотическом забытье.
  Г р и г о р и й (осторожно). Сень, может, хватит себе и мне душу разрывать этой страдальческой музыкой? Давай-ка ты пойдешь в комнату, которая уже за все время стала твоей, отоспишься. А завтра...
  Пианино замолкает.
  А р с е н и й(смотря на друга). Если твоя душа разрывается, когда ты ее слышишь, значит не все еще потеряно.
  Григорий усмехнулся.
  А р с е н и й. Почему ты перестал садится за клавиши?
  Г р и г о р и й (словно уговаривая ребенка). Сень, ну давай завтра на эту интереснейшую тему порассуждаем? (кладет руку на плечо друга) Все твоя неустойчивость к алкоголю, ты слишком быстро ему поддаешься.
  А р с е н и й (вскакивая и хватая Ворна за грудки). Нет, ты мне скажи!
  Скрежет замочной скважины. Появляется Рита, стуча каблуками по паркету, проходит в гостиную, видит сцену и смеется.
  Р и т а (смеясь). По вам и не скажешь, что вам обоим за двадцать пять уже. Так с первого взгляда не дашь каждому и двенадцати.
  Ворн отцепляет от себя руки Арсения и подходит к девушке.
  Г р и г о р и й (надменно). А ты, дорогая, этим брючным костюмом, очками и этим пучком прибавила себе лет десять.
  Арсений смеется и начинает играть аккомпанемент к песне "Как молоды мы были...". Мяукает неразборчиво слова, но не сбивается с ритма в аккомпанименте. У девушки темнеет лицо, она хмурится.
  Р и т а (гневно). Клоуны...(срывается с места) Шуты гороховые!
  Рита, краснея, убегает. Раздается сильный хлопок двери.
  Г р и г о р и й. Похоже, мне сегодня придется спать в гостиной...
  А р с е н и й( протяжно, сдерживая смех). "Первый тайм мы уже отыграли..."
  Ворн хохочет. Арсений продолжает подтягивать запаздывающий голос, к аккомпанименту.
  А р с е н и й (делая большое ритенуто). "Как молоды мы были, как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя...".
  
  Третье действие.
  
  Ночь. В темной гостиной Ворн в одиночесве. На столешнице синим светом горит экран ноутбука. По центру его чернеют жирные цифры 02:23. Григорий сидит в кресле с пустым бокалом в руках. Ему не спится. Слышатся чьи-то шаги.
  Г р и г о р и й (не оглядываясь). Марго, зачем поднялась, да еще по холодному паркету босиком ходишь?
  Р и т а (обнимая Ворна сзади за шею). Пойдем в спальню?
  Пауза. Ворн ставит стакан на стол и объятие разрывается.
  Р и т а (встревоженно). У тебя что-то случилось, проблемы на работе?
  Г р и г о р и й. Никаких проблем нет. А ты ... не замечаешь ничего нового в гостиной?
  Минуту девушка оглядывает полутемную гостиную.
  Р и т а (в недоумении). Не замечаю, вроде все как обычно.
  Григорий вздыхает и наливает себе еще в стакан. Пьет.
  Р и т а (как можно мягче). Может, хватит уже на сегодня?
  Г р и г о р и й. Марго, иди спать, сегодня я посплю на диване.
  Пауза. Девушка стоит, раздумывая, не решаясь уйти.
  Г р и г о р и й. Кстати, Марго, я сегодня заметил, что ты вернулась домой без золотого кулона на шее ...
  Р и т а (в замешательстве). Я...я его потеряла, цепочка тонкая оборвалась. Извини, это был твой подарок...
  Г р и г о р и й.Ты за последнее время теряешь уже третий мой подарок.
  Р и т а (дрожащим голосом). Это никак не связано, я же тебе рассказывала, что...
   Г р и г о р и й (резко). Марго, иди спать.
  Девушка уходит, за ней тихо захлопывается дверь.
  Григорий пододвигает к себе ноутбук. Включает скайп, поправляет камеру. Через минуту на экране появляется взлохмаченный человек с бородой, полусонный.
  Г р и г о р и й. Доброй ночи, Ал.
  А л е к се й (зевнув) У меня бывали ночки добрее и поприятнее... Ты же сказал, что тебе неинтересно, что я разузнал?
  Г р и г о р и й . Давай без жалоб и сразу к делу.
  А л е к с е й (кривит рот). Какой ты неприветливый по ночам...Короче видел я сегодня твою Риту в ломбарде.
   Г р и г о р и й. На какой улице?
  А л е к с е й. На Ленской.
  Г р и г о р и й. Понятно...
  А л е к с е й. Ты хочешь, чтобы я продолжал за ней следить? А то у тебя, как ни день, так смена желания. То хочу узнать, то не хочу...
  Г р и г о р и й. Слежка больше не нужна, я сам все разузнаю.
  А л е к с е й. А как же доказательства если что?
  Г р и г о р и й. Они не потребуются, потому что, какие ни были бы обстоятельства, никакого судебного дела не будет.
  А л е к с е й. Воля твоя. Ну... спокойной ночи.
  Г р и г о р и й. Спокойной. Спасибо.
  Алексей исчезает с экрана компьютера и Григорий выключает ноутбук. Комната погружается во мрак. Только одну стену тусклым холодным светом освещает длинношей фонарь с улицы. Ворн подходит к этой стене и смотрит вниз в глаза девушки с портрета. Охваченный парами алкоголя и тревожными мыслями он начинает говорить, обращаясь к нарисованной девушке.
   Г р и г о р и й (тихо). Я не могу себя понять, она врет мне - это точно, но я не хочу ее пытать расспросами, я хочу, чтобы она рассказала сама, что ее гложет, по своей воле... Ты смотришь открыто, прямо и даже немного наивно. Когда-то у нее был точно такой же взгляд, когда мы познакомились, потом время изменило его , и он стал мутным, хитрым... И этот ее прищур. Она перестала быть собой. Или только той, в которую я когда-то влюбился?
  Девушка на портрете качает головой. Ворн пугается, отшатывается назад. Потом присматривается к портрету и, не увидев изменений, грустно смеется.
  Г р и г о р и й. Бессонница мне уже наяву видения посылает. Надо идти спать...
  
  Четвертое действие.
  
  Утро. Ворн одетый спит на диване, его правая рука касается пола. В комнату входит Анна с включенным пылесосом. Ворн просыпается.
  Г р и г о р и й (потирая глаза) Что за шум?
  Анна его замечает и вскрикивает.
  А н н а(выключая пылесос). Ой, я не заметила тебя, Гришечка. Извини-извини...
  Г р и г о р и й (приподымаясь). Ничего страшного... (осматривается, видит на полу лежащую бутылку). Так... (быстро встает). Сколько времени?
  А н н а (услужливо). Уже начало десятого, Гришечка. Завтрак уже в микроволновке, как всегда.
  Г р и г о р и й (поправляя рубашку). Ань, если бы не ты, сегодня бы точно проспал...
  Поспешно уходит. Анна включает пылесос и начинает уборку.
  Входит Арсений. На ходу застегивает рубашку. Он подкрадывается к девушке и начинает ее щекотать. Девушка вырывается. Арсений ногой выключает пылесос.
  А р с е н и й (игриво). Анечка, знаешь, что для меня было бы счастьем?
  А н н а (смущенно улыбаясь). Что же?
  А р с е н и й (приближаясь). Если бы ты каждое утро будила бы меня, не этими ужасными звуками пылесборника, а нежными словами "Ваш завтрак уже ждет вас".
  Смеются.
  А н н а (кокетливо). Если вы станете моим нанимателем, то такое счастье я могу вам каждодневно устраивать.
  А р с е н и й (смешно хмурясь). Ну вот опять... Торгово-денежные отношения. Я же про счастье тебе говорю, а ты про "нанимателя"...
  А н н а. Счастье у каждого свое, какое-то счастье можно и купить...(хитро посмеиваясь)
  А р с е н и й. Тогда это не счастье, милая. Это называется "получите удовольствие, распишитесь".
  А н н а. Но ведь от слов дело-то не меняется. Можно как угодно это назвать...
  А р с е н и й (протяжно свистнув) Вот это и поколение новых филологов к нам прибыло.
  Смеются.
  В гостиную входит Рита, одетая по-уличному.
  Р и т а (недовольно Анне) Перестань заигрывать с гостями. Ты здесь должна работать, а не устраивать свою личную жизнь.
  Анна воинственно глядит на Риту, но кивает.
  Возвращается Ворн в свежей рубашке, удерживая двумя пальцами бутерброд. Он молча жмет руку Сене и следом целует в щеку Риту. Начинает торопливо собирать разбросанные по столу бумаги.
  А р с е н и й (подмигивая Рите).А на мой взгляд, одно другому не мешает.
  Р и т а. Пожалуйста, что угодно, только вне ее рабочего времени. И вообще... тебя стала привлекать прислуга? Ты увлекся ролевыми играми?
  Анна берет пылесос и, бросив презрительный взгляд на Риту, удаляется из комнаты.
  Г р и г о р и й (оборачиваясь к Рите). Марго, не хами Анне, если бы не она... я вообще не знаю, где бы я завтра работал.
  Р и т а (поправляя прическу). Ну, конечно, все благодаря Анне... А я для тебя так, только красивое украшение к твоей персоне, как цепочка или...
  Г р и г о р и й (на ходу, проходя мимо Риты, берет кейс, стоящий у дивана). Цепочка, говоришь... Я тут узнал, что они очень быстро рвутся, стоит только слегка поднапрячься...
  А р с е н и й. Цепочка? Ритуль, ты себе льстишь... Генка никому не позволяет висеть на своей шее.
  Г р и г о р и й (остановившись, с папкой бумаг и кейсом напротив Риты). А ты так и не заметила....
  Р и т а (раздраженно). Что я не заметила? Ты (повышая голос) мне второй раз твердишь...
  А р с е н и й. Обернись и посмотри.
  Рита оборачивается, через мгновение подходит к Ворну и бьет его по лицу.
  А р с е н и й. Ну и ну... (громко). Ань, принеси лед и полотенце или компресс.
  Из глубины комнаты отзывается голос девушки.
  Р и та (крича) Как? Почему эта девка на этом портрете?! И почему этот портрет у нас в квартире?!
  Пауза. Оба мужчины в удивлении смотрят на взбешенную женщину.
  Анна приносит лед. Рита вырывает из ее рук ведерко со льдом и бросает его на пол. Григорий подымает с пола несколько льдинок и, взяв у Анны полотенце, делает компресс .
  Г р и г о р и й (прикладывая компресс к горящей щеке). Похоже, пора вызывать на дом экзорцистов...
  А р с е н и й. Верно подметил.
  Г р и г о р и й (спокойно) Марго, может ты объяснишь, почему у тебя такая неадекватная реакция? Потому что ни мне, ни Сеньке, ни даже Анне она кажется не совсем нормальной...
  Рита, немного успокоившись, смотрит то на одного, то на другого, затем ее взгляд останавливается на портрете. Она закрывает лицо рукой на секунду, а потом срывается с места и убегает из квартиры.
  А н н а (подойдя к Ворну). Ужасная женщина. Вы только посмотрите - щека до сих пор красная...
   Г р и г о р и й (отстраняя ее) У меня больше нет времени на эти медицинские процедуры. Мне нужно в офис, у меня в половине одиннадцатого встреча...
  Уходит, за ним уходит и Анна. Но вдруг хлопает входная дверь. В гостиной слышны крики, доносящиеся из коридора. В гостиную вбегает разъяренный Ярослав Красков. В одной руке он держит баллончик с черной краской. За ним следом, появляется Ворн.
  А р с е н и й (вставая на пути у гостя). Эй-эй, господин Хороший. По-моему вас сюда не звали... Ген, кто это?
  Г е н а д и й (разводя руками) Какой-то сумасшедший.
  А р с е н и й (бормоча себе под нос) Что-то их много, а день еще только начался.
  Я р о с л а в (ударив себя в грудь) Красков! Где она? Куда вы ее повесили ?!
  Григорий и Арсений переглядываются. Красков метается из стороны в сторону, наконец, замечает портрет.
  Я р о с л а в (лихорадочно улыбаясь) Теперь я точно не куплюсь на все заверения в твоей непревзойденной красоте. Я уничтожу тебя прямо сейчас! Уничтожу вот этой черной краской!
  Красков поднял над головой распылитель, смотря на него, как на ключ в рай - спасение. Ворн встает между портретом и художником, загородив собой картину.
  . Г р и г о р и й По-моему, Ярослав, вы слегка не в себе.
  Арсений ухмыльнулся.
  Я р о с л а в (угрожающе). Лучше отойди, иначе твоя голубая рубашка очень сильно попортится...
  А р с е н и й (доставая мобильник из кармана). Ген, кого вызывать - полицию или неотложку?
  Я р о с л а в (бравируя). Да вызывайте хоть пожарных, они мне даже помогут стереть эту дрянь с холста!
  Пауза. Арсений встает за спину художника.
   Г р и г о р и й (уговаривая). Ярослав, пожалуйста, давайте спокойно поговорим? Я не буду вызывать никого, хотя (смотрит на наручные часы) у меня нет уже времени на ваши...безумства.
  Я р о с л а в (яростно). Это не безумства! Это мой долг! Нет - это моя месть ей (показывает на портрет) за то, что она убила моего брата...
   Г р и г о р и й (кивнув Арсению). Похоже, я начинаю что-то понимать...
  Я р о с л а в (размахивая баллончиком и пытаясь подойти). Ничего ты не понимаешь, если бы ты понимал, то не оставил ее у себя!
  Арсений удерживает Ярослава, схватив его за куртку. Потасовка. Арсений скручивает ему руку, пытаясь отнять распылитель, но Красков вырывается. Он отталкивает Григория в сторону и заносит руку над портретом. Ворн успевает ударить Краскова по затылку. Последний падает в обморок, баллончик с краской с лязганьем ударяется об пол.
  Арсений (запыхавшись) Хорошо ты его приложил... А силен художник, или это ему силы жажда мести прибавила?
  Г р и г о р и й (пытаясь поднять без чувств лежащего человека). Не важно. Помоги мне...
  Ворн и Арсений приподымают Краскова и кладут его на диван.
  Г р и г о р и й ( смотря на часы). Сень, мне надо уйти...
  А р с е н и й. Да и мне тоже уже на работу пора.
  Г р и г о р и й (укоризненно) Ты же понимаешь, что так я прошу, чтобы ты остался здесь и присмотрел за ним.
  А р с е н и й. А делать-то мне больше нечего, верно? (Ворн ухмыляется) Гриш, пусть Аня посторожит.
  Г р и г о р и й .Ты сам хоть в своем уме сейчас?
  Пауза. Григорий подымает с пола кейс и папку.
  А р с е н и й (не хотя) Ну ладно, посторожу его тут...
  Г р и г о р и й. Звони, если с ним будут проблемы.
  А р с е н и й. Есть, командир.
  Ворн уходит. В гостиную возвращается Анна. Она боязливо озирается по сторонам.
  А р с е н и й. Анюта, принеси водички, будем его в чувство приводить и ...приберись тут чуток.
  Анна через минуту приносит кувшин с водой - в одной руке, а в друге руке веник. Арсений брызгает водой на Ярослава, и тот приходит в чувство. Первое время он смотрит на Арсения и Анну непонимающими глазами.
  А р с е н и й (терпеливо, напоминая Ярославу). Ты ворвался в этот дом, устроил погром, испугал бедную девушку (показывает на подметающую пол Анну) А еще ты хотел уничтожить имущество хозяина квартиры...
  Ярослав что-то ищет глазами на полу.
  А р с е н и й. Баллончик с краской я выбросил...
  Я р о с л а в(подымаясь). А мне он и не нужен. Я могу ее голыми руками...
  А р с е н и й (толкая его обратно на диван). Еще раз услышу подобное и мне придется тебя связать, а потом передать полиции.
  Я р о с л а в (убежденно и непреклонно). Ее нужно уничтожить.
  А р с е н и й. И почему такую красоту нужно уничтожить?
  Ярослав опускает голову.
  А р с е н и й (садясь рядом на диван). Я тебя слушаю. Ведь ты же сюда пришел скорее для того, чтобы рассказать о ней, уничтожить ее у тебя бы духу не хватило.
  Я р о с л а в (решительно) Хватило бы... Я бы сумел.
  А р с е н и й. Но ты же продал ее...У тебя была возможность ее уничтожить, но ты не стал этого делать. Вместо этого ты решил на ней заработать...
  Я р о с л а в. Этот старик - коллекционер обманул меня. Он сказал, что уничтожит портрет через неделю, после того, как закончится выставка молодых художников... Портрет тогда очень хорошо приняли, все спрашивали, чей же этот не подписанный портрет...
  А р с е н и й (с интересом). И чей же он?
  Я р о с л а в (со вздохом). Богданы... Девушки, которая приворожила брата и которая забрала его за собой на тот свет.
  А р с е н и й (не веря). Еще скажи, что она была потомственной колдуньей...
  Я р о с л а в. Она ей и была. Я узнал, что ее бабка была очень хорошей гадалкой, и не только гадалкой, к ней приходили делать так же привороты, остуды...
  Пауза. Арсений с недоверием смотрит на художника.
  А р с е н и й. А откуда ты знаешь, что она именно приворожила твоего брата? Может, он влюбился сам, она же довольно симпатичная девушка, ей совсем необязательно было прибегать к таким средствам, как приворот.
  Я р о с л а в. До встречи с Богданой он собирался жениться на той самой девушке, которую я совсем недавно встретил выходящей из этой квартиры. Она сменила цвет волос. Раньше она была рыжей. По-моему... ее зовут Маргарита.
  А р с е н и й (присвистнув). Вот это новости... Ритка, значит, была невестой твоего брата?
  Я р о с л а в. Да. Но он бросил ее за день до бракосочетания.
  Пауза.
  А н н а (с другого конца комнаты). Да у него просто глаза открылись на эту женщину, вот и все.
  Я р о с л а в. Не все так просто... Он ходил за Богданой, как завороженный, всю комнату обклеил ее фотографиями и портретными набросками с ней. Он мне говорил, что, если он не видит ее лица, его начинает трясти.
  А р с е н и й. Все признаки любовной лихорадки и только...
  Я р о с л а в. Она знала дату своей смерти, и она знала дату смерти Ваньки... Это невероятно, мне самому сначала казалось, что он сам себя "уговорил" умереть именно в этот день, когда предсказала она. Именно в тот день, когда он закончил портрет... Но причина его смерти - инфаркт, это у здорового парня, у которого никогда не было проблем с сердцем?
  А р с е н и й (неуверенно). Может быть, просто совпадение?
  Я р о с л а в. Нет, таких совпадений не бывает.
  Арсений оглядывается на портрет.
  А р с е н и й. Я не могу поверить, что она была способна заговорить на смерть любимого человека. Считай - саморучно убить.
  Я р о с л а в. Она хотела, чтобы он ушел за ней, осуществив свою мечту - написать ее портрет. Но... его надо уничтожить, иначе... иначе может еще кто-нибудь пострадать.
  Арсений встает, за ним подымается Ярослав.
  А р с е н и й (подавая руку). Ты извини, но уничтожить портрет я не могу тебе позволить, но могу обещать, что, когда вернется Ворн, мы подумаем, как разрешить эту проблему.
  Ярослав пожимает руку. Они вместе уходят.
  
  Действие пятое.
  Сцена первая.
  
  Вечер. Гостинная освещается круглой, точно стеклянной сферой, люстрой. Григорий сидит в кресле. Курит. Арсений играет на пианино ноктюрны Шопена.
  Г р и г о р и й .Сень...
  Звуки становятся тише.
  Г р и г о р и й. Сень, это все похоже на какую-то городскую легенду-страшилку. Не существует портретов, которые могут убить. А существуют только художники, которые очень восприимчивы к разного рода суевериям.
  А р с е н и й(перебирая клавиши). Припомни - ка, что о расставании с Ритой ты заговорил как раз после того, как приобрел портрет.
  Г р и г о р и й. Не думал, что ты настолько мнительный...
  А р с е н и й (улыбаясь). Я не мнительный, а осторожный и предусмотрительный. И согласись, что этот портрет имеет на тебя влияние... Ты не думал, что все это время, когда ты искал картину для гостиной, ты искал не просто оригинальную картину, а именно ее - портрет Богданы?
  Г е н а д и й. Ты все смешиваешь в одно. Ты подтасовываешь факты.
  Пауза. Жизнеутверждающе звучит в конце очередного ноктюрна тоника. Начинается новый ноктюрн, написанный в миноре.
  А р с е н и й. Знаешь, хотя я и самоучка по игре на фортепиано, все-таки не такой плохой, верно?
  Г е н а д и й (кивая). Очень не плохой. Ты умеешь в своей игре передать настроение композитора.
  А р с е н и й. Знаешь, я думаю, что исполнение - это жизнь, а ноты - это тот путь, по которому нам суждено идти. Или лучше сказать, судьба? Вот Шопен написал этот ноктюрн в миноре, в темпе анданте... И мне, как исполнителю, нужно следовать его предписанию - играть в миноре, и не уклоняясь от неспешного темпа. Но игра моя может быть печальной, нежной, теплой, убаюкивающей... Столько же чувств и переживаний может охватить тебя, пусть ты даже скован угрюмым минором, пусть ты родился не у самых лучших родителей и не в самой лучшей стране...
  Г р и г о р и й. Если бы нам вместе со свидетельством о рождении выдавались ноты, по которым исполнялась бы наша судьба, было бы очень скучно жить...
  Одно мгновение кричит диссонанс аккордов. Но следом, как бальзам, нанесенный на рану, продолжает звучать мелодия ноктюрна.
  А р с е н и й (хитро улыбаясь). Ошибок не избежать. Любой может сделать ошибку, даже виртуоз, гений. Случай - счастливый или нет,- развевает скуку жизни. Но случай этот - ошибка, а произошла она потому, что кто-то не правильно прочитал ноту или сыграл не тот ритм, сбился с темпа...
  Г р и г о р и й (опуская сигарету в пепельницу). Я понял тебя. Ты считаешь, что сейчас мне просто надо сделать ошибку?
  А р с е н и й. Верно, Ген. Поступи так, как не хочешь поступать, как ты бы никогда не поступил...
  Пауза.
  Г р и г о р и й. Тогда самой ужасной из возможных ошибок станет уничтожение картины.
  
  Сцена вторая.
  
  Ночь. В пустую гостиную заходит Ворн. Включает свет и останавливается напротив портрета. Он не видит, как за ним идет Рита и останавливается у самой двери гостиной. Прислушивается.
  Г р и г о р и й. Я не смогу это сделать... Да и вообще, где доказательства того, что ты меня можешь убить?
  Б о г д а н а(тихим голосом). Доказательств нет, но так и будет.
  Ворн не верит своим ушам и глазам. Он дотрагивается пальцами до губ девушки на портрете.
  Б о г д а н а (приглушенно). Не закрывай мне рот.
  Григорий отдергивает руку.
  Б о г д а н а (отчаянно). Уничтожь картину и освободи меня! Я... убила его.. Убила моего Ванечку, но за это портрет поработил меня. Теперь я хочу вернуться к нему, помоги мне! Если нет, то и тебя...
  Ворн набрасывает на картину чехол, и голос умолкает.
  Г р и г о р и й. Нет, я не могу это сделать. Я привязался к тебе, мне стало необходимым смотреть на тебя...
  Выключает свет. Покидает комнату. Через несколько минут в темную гостиную входит Рита, в ее руке блестит нож. Она сдергивает чехол с портрета.
  Р и т а (зло). Как же я тебя ненавижу... Украла у меня одного, теперь даже мертвая пришла за другим. Я не позволю.
  Вонзает нож. Еще раз,еще... Останавливается только тогда, когда холст, весь изрезанный, упадет ей в ноги. Рита собирает кусочки бывшего портрета и сжигает их в пепельнице. Уходит.
  
  Сцена третья.
  
  Утро. Ворн появляется в гостиной вместе с Ритой. Они обнимаются. Он видит пустую раму и отталкивает от себя девушку.
  Г р и г о р и й. Марго, ты...
  Р и т а(обнимая его). Это было необходимо сделать.
  Пауза. Марго в ожидании смотрит на Ворна. Звонит мобильный телефон. Ворн берет трубку. Через минуту разговора он кидается к Рите.
  Г р и г о р и й. Я не смог... Прости, Марго... Прости, что в тебе сомневался. Я не хотел тебя терзать... Я только что узнал, что у тебя отец в больнице... И что золото...
  Р и т а(перебив). Да, все мои сбережения и твои подарки пошли на его лечение.
   Г р и г о р и й (прижимая ее к себе). Я знаю, прости... Прости, что сомневался.
  Р и та. Ты не злишься за портрет?
  Г р и г о р и й (улыбаясь). Конечно, нет. Ведь это только портрет...
   Они целуются на фоне огромной пустой рамы.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список