Аннотация: Десять историй из детства Моргана Ван Крида. История шестая, о том, как мастер Антон преподал странный и непонятный урок Моргану и Рему.
Ван Крид. Школа солнца.
Десять историй в картинках словами.
История шестая: Урок мастера Антона.
–Итак, мои юные друзья, всё то, что мы с вами проходили на протяжении последних четырех месяцев, сегодня попытаемся воплотить на практике. Кто из вас самый смелый? Кто выйдет к доске первым?
День был солнечным.
В огромном прямоугольнике раскрытого окна шевелились серебристые тени и ослепительные пятна солнца. Горячий ветер качал каштановые кроны, которые роняли на асфальт нагретые солнцем истаивающие капли росы. По зеленому морю листвы пробегали шумные волны, которые, словно чуть опережали шелест, катившийся за ними эхом, расплываясь в воздухе невидимыми кругами... Это было начало июня. Через пару недель должны были начаться квалификационные экзамены, поэтому уроки в школе становились всё более напряженными и долгими. Учителя тревожно перешептывались между собой на переменах, делились новостями о том, что на экзаменах в школе солнца будет присутствовать сам капитан Рог. Эта новость естественным образом не проскользнула мимо учеников, которые впрочем, поначалу не так сильно волновались, ибо смутно представляли себе фигуру правителя империи ангелов, считая ее скорее сказочной, чем реальной. Однако тихая нервическая паника, охватившая учительский состав во главе с директором, медленно и верно распространялась по всей Альма-матер, как эпидемия. И уже спустя несколько дней, от начала ее распространения, вполне себе охватила и учеников, которые принялись зубрить и учить солнечные науки с каким-то просто остервенением.
В классе, на факультете фебмеханики мастера Антона, было тихо, атмосфера пропиталась тревогой, сделавшись словно сдавленной и наэлектризованной. Двадцать коротко стриженых мальчишек смотрели вниз, на свои учебники и тетради, на сжатые пальцы и карандаши, крошившиеся грифелями на белой бумаге; боясь даже мельком глянуть вперед, где возле доски стоял и усмехался Антон. На мастере была свободная белая рубашка с короткими рукавами, которая светилась в солнечном луче. В руке он держал свой золотой портсигар, который ловко вертел в пальцах, то и дело, пристукивая по столу.
–Ну же, господа, не вынуждайте меня вызывать вас по списку, ибо в этом случае я буду гораздо строже и глубже спрашивать. Итак, кто первый? – Мастер окинул головы общим взглядом, не выбирая кого-то конкретно из напряженных лиц, нахмуренных бровей или испуганных глаз.
И вдруг из середины класса взметнулась рука.
Антон глянул и негромко хмыкнул.
–Мироза Картер, неужели вы?
Мироза сразу встал из-за парты и, как и полагалось в этом случае, отдал честь одним коротким резким поклоном головы.
–Да, мастер! - ответил он громко, как на плацу.
Антон поморщился и краем глаза глянул на среднюю парту с правого края, за которой сидели Морган и Рем. Мастер покачал головой, но не стал ничего говорить. Морган казался каким-то рассеянным и грустным, он смотрел в окно..., пока Рем перелистывал страницы учебника. Антон вернулся взглядом к Мирозе.
–Вашим заданием будет... – Антон отошел чуть в сторону, открыв взору школьников небольшой круглый столик, на котором возлежала стеклянная сфера в обрамлении позолоченных лепестков. В толстом стекле просматривались впаянные тонкие золотые контакты, которые тянулись от каждого лепестка к сердцевине сферы, представлявшей собой маленький красный шарик. – Обыкновенная световая ловушка, модель СЛЗЦ-5. И надобно вам, дорогой мой Мироза Картер, всего лишь запустить ее, чтобы получить отметку, имеющую все основания стать окончательной. Справитесь?
–Да, мастер! – снова, как на плацу, ответил Мироза.
–Эка вас... – усмехнулся Антон, затем сел за свой стол, откинулся на спинку стула и махнул рукой. – Прошу.
Двадцать, а точнее девятнадцать пар глаз напряженно наблюдали за Мирозой, (Морган, казалось, вообще не интересовался происходящим в классе..., он смотрел в окно..., по его бледному скуластому лицу ползали солнечные пятна). Мироза подошел к ловушке, повернул столик на колесиках таким образом, чтобы солнце из окна попадало прямо на стеклянную сферу, и принялся касаться каждого из десяти лепестков, перед тем закрыв глаза.
–А скажите-ка нам, уважаемый, что вы делаете? – Антон снова коротко глянул в сторону рассеянного Моргана, затем на Мирозу.
–Программирую контакты на поглощение освещения, – ответил тот, открыв глаза и посмотрев на мастера.
–Я это к тому говорю, что может быть кто-нибудь из присутствующих не в курсе, – мастер Антон глянул на класс, и... класс сразу принялся прятать свои глаза кто куда. – Ответьте мне Мироза, каким образом вы программируете контакты?
–Мини-разрядами статического напряжения на кончиках пальцев, мастер.
–Откуда на ваших пальцах эти разряды? – Антон глянул на Мирозу и прищурился. – Я начну, вы продолжите. Именно наличие контролируемого статического напряжения отличает вас...
–От остальных людей, – закончил Мироза. Видно было, что он ждал похвалы...
Но мастер лишь вяло махнул рукой.
–Вас отбирали в школу солнца не только потому, что вы умные и способные дети. Но и потому еще, что ваши организмы от рождения умеют преобразовывать беспорядочные слабые токи в целенаправленные и разумные команды. Вы умеете программировать живые металлы на поглощение энергии из солнечного света, что называется фебмеханикой. И, некоторые из вас, умеют влиять на движение квантов в световой волне, что называется фебстрайком. Именно поэтому наша империя уже тысячу лет является доминирующей в этом мире, потому что мы умеем... – Антон глянул на Мирозу.
–Извлекать энергию из воздуха, – самодовольно закончил тот.
–И этому вас учат в школе солнца, – Антон кивнул и показал рукой на световую ловушку. – Продолжай.
Мироза сразу закрыл глаза, полностью сосредоточившись на программировании живого золота. Довольно долго ничего не менялось в стеклянной сфере... Антон снова украдкой посмотрел на Моргана, который в этот раз как-то странно глядел на Мирозу. В зеленых глазах этого высокого скуластого мальчика мастер вычитал... презрение. Оно не было превосходством более сильного и умного над слабым и глупым..., нет. Это был человеческий взгляд. В нем не было оценки. Просто рефлексия своего рода или отражение мнения...
–Мастер! – победоносно воскликнул Мироза, привлекая внимание Антона.
Тот глянул влево, на стеклянную сферу. В ее сердцевине мерцал и переливался слабый белый огонек, который поглотил маленький красный шарик.
–Недурно, – хмыкнул Антон, затем открыто глянул на Моргана. – А теперь вы, Морган Ван Крид, встаньте.
Морган поднялся и отдал честь.
Мироза нахмурился.
–Скажите-ка нам Морган, а можно ли улучшить результат Мирозы?
–Да, мастер, – ответил тот.
–И вы можете сделать это, не сходя со своего места? – прищурился Антон.
–Да, мастер.
–Так сделайте же!
Морган перевел взгляд своих ангельских глаз на огонек, пульсировавший в середине стеклянной сферы..., как вдруг...
В классе сделалось темно на мгновение, словно выключилось солнце. Сиреневая тьма превратилась в алое свечение, а затем и в оранжевый отблеск, будто время прыгнуло вперед, и за окном уже заканчивался южный вечер. Тени вытянулись, сделавшись тонкими и контрастно-черными, они потянулись в сторону световой ловушки, словно их туда увлекала невидимая воронка. Звуки стали приглушенными и тяжелыми, будто сначала заложило уши, а вскоре по перепонкам ударило горячим ветром.
И вот...
Обычный дневной свет вернулся в класс, а стеклянный шар начал пульсировать ослепительными белыми вспышками. Мироза прикрылся от этого невыносимого свечения рукой и отошел от ловушки на пару шагов. Мальчишки в классе принялись восхищенно перешептываться, показывая или кивая в сторону Моргана, и все как один тоже закрываясь от ослепительного света, кто рукой, кто учебником.
–А теперь ты, Рем Ринн, – сказал мастер, так же прикрывшись от света ладонью. – Обуздай этот свет и сделай из него электрическую энергию. И да..., в окно, будь добр.
Рем встал и просто посмотрел на шар, наполненный светом. В его глубоких карих глазах запрыгали золотые искры... Как вдруг... Свет сжался в середине шара, мигнул и...
Ударил зудящим электрическим разрядом в окно..., попав в ветку ближайшего каштана. Послышался треск, большая ветвь шумно отвалилась от ствола и упала на дорожку.
Морган и Рем были единственными, кто не прикрывал своих глаз от света. А теперь они просто переглянулись, словно сказали друг другу что-то одними глазами.
Световая ловушка погасла, став снова обыкновенной стеклянной сферой. Некоторое время в классе царила ошарашенная тишина..., которую нескоро нарушил насмешливый голос мастера Антона.
–Вот это, дорогой мой Мироза Картер, были фебмеханика и фебстрайк в истинном своем проявлении. Можете садиться, вы заработали свою крепкую троечку. А Ван Крид и Ринн, кажется, уже сдали свои квалификационные экзамены на отлично. Садитесь и вы... И да... – мастер посмотрел на обоих мальчишек. – Останьтесь после урока. Нам нужно поговорить.
*
–Это было рискованно... – буркнул Морган, глянув на Антона.
Мастер сидел на подоконнике и курил свою тонкую папиросу, стараясь выдыхать струйки сиреневого дыма в солнечный воздух за окном. В классе было пусто. Рем сидел на краешке ближайшей парты, воздушные пряди светлых волос скрывали его лицо и глаза. Он украдкой смотрел на друга, и... Рема не покидало странное чувство..., словно что-то шло не так, не по-человечески, словно эти двое понимали друг друга, а он нет. Антон недолюбливал его по каким-то своим, ведомым только ему причинам, он не старался скрывать этого от Рема, но иногда выказывал расположение, чем еще больше сбивал с толку мальчишку. Морган был возле окна, однако, не решался присесть на подоконник в присутствии учителя. Он отчего-то казался расстроенным, этот высокий черноволосый мальчик...
–Почему ты без очков, Морган? – Антон выдохнул дым и помахал перед собой рукой, словно бы разгоняя сизые облачка, которые и без того преспокойно подхватывал с собою горячий полуденный ветерок. Сигаретный дым имел странный привкус, сладковатый, пряный и как бы смоляной.
–Забыл, – Морган отвернулся.
–Ну, хорошо, скажи мне, что так расстроило тебя?
–Электрический разряд.
–Да присядь ты, не жмись, – усмехнулся Антон и даже чуть подвинулся, хотя на подоконнике было предостаточно свободного места. – И что там не так с разрядом?
–Реми только недавно освоил фебстрайк... – напряженно ответил Морган. – Он мог промахнуться... А в классе было полно детей. Живых детей.
Антон глянул вниз на улицу. Возле отвалившейся каштановой ветки возился Махмуд, примеряясь за какой край ее взять, чтобы вытащить со двора.
–Ты мог? – Антон вернулся взглядом в классную комнату, между делом заглянув в карие бездны глаз Реми.
–Нет, – Рем коротко глянул на Моргана и снова опустил голову. – Я знал, куда ударит разряд.
–Он знал, – мастер перевел взгляд на Моргана. Он усмехался и делал это так тонко, что только Морган понял скрытый смысл и спрятанный сарказм. – Чем же ты недоволен, Морган? Может быть, ты не уверен в способностях своего друга?
–А вдруг в Реме проснулась бы варрода? – Морган виновато глянул на друга, который, ни с того, ни с сего, принялся болтать ногами, совершенно не осознавая всей серьезности происходящего здесь и сейчас.
–Не проснулась бы, ни в коем случае, – ответил Антон, подумал мгновение, чуть перегнулся и отбросил папиросу щелчком. Окурок взметнулся вверх..., оставив за собой тонкую дугу сиреневого дыма..., и скоро упал точно в ведро, которое зачем-то принес с собой Махмуд. Затем учитель вернулся в класс, поводил плечами, разминая их, и весело глянул на Моргана. – Он человек. Талантливый невероятно, но... – мастер подался вперед и сильно ткнул указательным пальцем в грудь Моргана. – А вот в тебе ее полно. – Антон изобразил пальцами маленький взрыв. – Целый океан необузданной энергии.
–С чего вы взяли... – Морган всё еще не решался глянуть в сторону Реми, чувствуя кожей, что тот весьма заинтересованно смотрит на него.
–Я видел тех ребят, которых вы одолели в короткой драке, – Антон улыбался и рассматривал Моргана, чуть склонив голову набок. – Ты сильный мальчик, да, я не спорю. Но и Мироза наш тоже не глуп. Он привел с собой трех крепких старшеклассников, которые должны были избить вас до потери сознания, без иных вариантов. Но вышло иначе... А теперь скажи, почему?
–Почему? – Морган нерешительно глянул на Антона.
–А потому, мой юный друг, что в тебе спит и почти никогда не просыпается скрытая энергия ангельского неистовства. И это только потому, что ты полукровка, сын ангела и человека. Она придала тебе сил чуть более чем нужно, и я удивлен, что ты не покалечил четырех негодников. А вообще-то, не верьте тому, что пишут в учебниках, де, варрода имеется в каждом человеке, и нужно лишь случиться определенным обстоятельствам, чтобы она проснулась и начала разрушать всё вокруг. И хотя я соглашусь с тем, что в человеке полно своих разрушительных умений и качеств, всё же, варроды в нем нет.
–Но учитель Тимпбаум говорил, что в каждом человеке... – начал оправдываться Морган.
–Учитель Тимпбаум старый дурак, которому пора на пенсию, – резко оборвал его Антон, затем встал и направился к своему месту в начале класса, не обращая внимания на удивленные взгляды своих учеников. Там он сдернул светлый летний пиджак со спинки стула, встряхнул его и надел. Положив в карман золотой портсигар, Антон задумчиво осмотрел стол со стопками тетрадей, затем глянул на Моргана и Рема. – Хочу показать вам еще кое-что напрямую относящееся к энергии солнечного света, – кивком головы он указал на световую ловушку, которая всё еще лежала на столике возле доски. – Ответьте-ка мне, что делает этот аппарат? Какова его основная функция? – Мастер показал рукой на Рема.
–Собирать и аккумулировать энергию из солнечного света. – Ответил Реми, поправив волосы рукой и впервые прямо глянув Антону в глаза. – Другими словами это световой абсорбент и одновременно средство хранения и транспортировки электричества.
–То есть, помести мы световую ловушку в темное место, она перестанет быть аккумулятором? – теперь рука мастера показывала на Моргана.
-В этих условиях ловушка будет хранить электричество ровно тринадцать суток, затем разрядится буквально за пять часов, и, если в течение ближайших двух дней ее не вернуть под солнце, живое золото умрет. Ловушка окончательно сломается, – ответил Морган.
–Всё верно... – рука Антона самопроизвольно вынула портсигар из кармана. Он удивленно глянул на эту плоскую золотую коробочку и снова спрятал ее, хлопнув по карману ладонью. – Хочу отвезти вас в поместье Штрикштольцев, оно недалеко отсюда, примерно в получасе езды. Там я покажу вам нечто удивительное... – Антон глянул на окно, в его пронзительно-зеленых глазах запрыгали точки отраженного света, словно крупинки золота. Наконец, он вздохнул и направился к двери. – Поедемте. Эрика Штрикштольца сейчас нет в поместье, он уехал в Тартоствар. Однако разрешение у меня имеется, нас впустят в поместье.
*
Кабриолет мастера шустро подъехал к высоким чугунным воротам в поместье, в середину которых был искусно впаян золоченый родовой герб хозяев: дерево без листвы на фоне щита. Мастер Антон отключил парогенератор, подтянул вверх рычаг ручного тормоза и открыл дверь со своей стороны. Прежде чем выйти он глянул на мальчишек, те во все глаза рассматривали ворота, парк за ними и просматривавшийся за буйными кронами кленов белый дворец. Они оба вполне себе уместились на переднем сидении, возле водителя, Моргану лишь пришлось немного отвести левую руку за сидение.
–Выходим, господа, – мастер походил вперёд и назад по влажной гравийной дорожке, разминая ноги, затем вынул папиросу из портсигара и прикурил. – Лишь бы охранник оказался на месте... – он шумно выдохнул дым, тоже что-то там высматривая за витиеватым чугунным узором ворот. – Терпеть не могу кричать и размахивать руками, чтобы привлечь к себе внимание... А вот, кстати, и он.
И верно, когда мальчики подошли к мастеру, стоявшему возле чугунной калитки сбоку от ворот, из парка вышел высокий старик в ливрее. Он недовольно что-то ворчал и качал головой, пока приближался к гостям. Антон хмыкнул, глянул на своих юных спутников и как заговорщик подмигнул им.
–Это Базиль, он служит Штрикштольцам уже пятьдесят лет. – Антон приветливо махнул старику рукою. А мальчишкам краешком рта прошептал: – На редкость вредный старикан.
Морган и Рем переглянулись. Антон пребывал в каком-то игривом расположении духа, что-то напевая себе под нос и даже пристукивая в такт каблуком.
Слуга, наконец, добрался до ворот. Он с большим неудовольствием рассмотрел посетителей, особенно же мальчиков, затем глянул на Антона.
–Господина нет дома, мастер.
–Я знаю, Базиль, – Антон постучал пальцем по чугунному завитку. – Он мне без надобности. Ты открывай там, давай, я привез своих учеников, чтобы показать им сокровище Штрикштольцев.
–А разрешение у вас имеется? – подозрительно прищурился Базиль.
–А как же, оно лично получено от Эрика Штрикштольца, – мастер снова стукнул по завитку. – Открывай, мы ненадолго. Посмотрим и сразу уедем.
–Ох, сомневаюсь я мастер, что господин Эрик так просто дал вам это разрешение...
–Да какая разница, просто или нет, – Антон нахмурился, каблук резко стукнул по гравию, влажные камни скрипнули под подошвой. – Открывай, черт тебя дери, Базиль. У меня нет времени на препирательства!
–Господин Эрик слишком добр к вам... – с сомнением в голосе пробормотал старик слуга, снова переведя хмурый взгляд на мальчиков. – И детей сюда отродясь не привозили... тем более для того, чтобы показать...
Антон отбросил недокуренную папиросу щелчком пальцев и глянул на массивный замок, как выстрелил. В чугунном механизме что-то клацнуло, затем громко и надрывно скрипнули петли, и... калитка открылась сама собой. Антон решительно вошел в неё, отодвинув Базиля плечом и прошептав ему надменно и зло:
– В следующий раз я превращу тебя в большого мохнатого паука, старый дурень. Не смей мне больше перечить. Никогда.
И Базиль испугался. Он даже побледнел, не обратив внимания на прошмыгнувших мальчишек, не отрывая взгляда от удалявшейся спины Антона.
–Мастер! – с тревогой крикнул старик.
Антон лишь отмахнулся от него рукой и ответил на невысказанный вопрос не обернувшись:
–Жди нас возле ворот. Никуда не уходи.
–Да, мастер! – ответил старик.
Он смотрел и смотрел на удалявшихся гостей. Точнее на одного из них. На того, который был в светлом пиджаке, шел по дорожке свободно, как у себя дома, показывая мальчикам мраморные беседки, колонны и статуи древних богов в густых зарослях. Весело что-то им рассказывал... А мгновение до того показался таким пугающим и мрачным, что даже старик, повидавший на своем веку много разных людей, испугался до спазмов в сердце. Это был страшный человек, (и человек ли?), который управлял господином Эриком, как каким-нибудь служкой; приезжал сюда когда угодно, и даже что-то мастерил в белом флигеле на другом конце парка; в этот флигель Базилю, самому старшему и доверенному слуге, строго-настрого запрещалось входить.
–Мастер Антон, – прошептал Базиль и перевел взгляд на приоткрытую калитку. – Кто же вы такой, на самом-то деле? Какое из ваших имен настоящее?
...
Однажды..., кажется, пару недель назад, Базиль, как всегда, нёс на подносе вечерний чай для господина Эрика. Он подошел к двери в кабинет и уже собрался спросить разрешения войти, как вдруг услышал приглушенные голоса. Точнее, два голоса. Один принадлежал молодому господину, а второй... Базиль недоуменно моргнул... Потому что второй точно был голосом мастера Антона. Старик растерянно оглянулся, пытаясь вспомнить, когда это мастер прибыл в поместье и почему он, старший слуга, ничего об этом не знал? Антон давно имел возможность посещать господина Эрика безо всяких предуведомлений, как полагалось по строгому дворянскому этикету. Но чтобы вот так... взять и появиться..., и сразу в кабинет...
Внимание старика привлек взволнованный голос молодого господина. Базиль глянул на дверь.
–Мастер! Но ведь скоро всему конец, вы же сами говорили!
–Плевать, – вяло отозвался Антон. – У меня остались кое-какие незавершенные дела в этом мире.
–Но священная война... – расстроено продолжил Эрик. – Вы ведь даже открыли мне свое настоящее имя... Я ведь ждал конца!
–Тот факт, что я тебе открыл свое имя, Эрик, – сказал Антон и хмыкнул. – Не дает тебе никаких особенных преимуществ. Но накладывает некоторые обязательства. Если ты откроешь его, хотя бы кому-нибудь...
–Я знаю, знаю, мастер! – снова расстроено воскликнул Эрик. – Ваше имя... оно, как молитва для меня. Я не посмею открыть его даже под пытками! Умоляю, верьте мне, мастер Рони Симатори!
–Не смей! – Антон сразу жестко оборвал Эрика. – Не смей произносить мое имя просто так, впустую. Никогда! Слышишь?
–Да, мастер! Простите меня!
Затем последовала довольно продолжительная пауза. Базиль решал про себя, стоило ли подавать голос в этот непростой момент или наоборот, ему следовало развернуться и тихонько покинуть коридор. Но случай сам решил за него. Потому что левая рука чуть дрогнула, под тяжестью подноса, заставленного чайником, чашкой и корзинкой с печеньем. Тонкий фарфор звонко тренькнул в тишине. За дверью послышался шум... Базиль напрягся и выдохнул:
–Господин Эрик, ваш вечерний чай!
Тишина...
Минута, две...
-Господин Эрик, позвольте войти?
–Входи, что уж тут... – пробормотал Эрик из-за двери. Шаги, скрип кресла...
Старик надавил на ручку локтем. Дверь открылась и он вошел.
В большом и просторном кабинете, за своим столом в вертящемся кожаном кресле возле огромного окна, выходящего в парк, сидел молодой господин. Антона здесь не было..., не было вообще, старик быстро, но внимательно осмотрел кабинет. Однако скоро Базиль вздрогнул, потому что увидел что-то странное и неестественное в большом напольном зеркале, которое по распоряжению Эрика принесли в кабинет пару месяцев назад. Старик очень постарался не подать виду, что он увидел в зеркале... мастер Антона. Всего мгновение... И вот уже там ничего не было, кроме обыкновенного зеркального отражения роскошной обстановки кабинета.
–Поставь на стол и уходи, – тихим расстроенным голосом пробормотал Эрик и махнул рукой. Он не повернулся и не сказал, как всегда, "О, наконец, мой вечерний чай!", нет... Он смотрел в окно, потирая висок указательным пальцем и было понятно, что Базиль отвлек его от чего-то важного... Старик снова украдкой глянул на зеркало... никого.