Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Культы и Космическое сознание: видение религии в 1960 годах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Камилла Палья (Camille Paglia) - очень странный автор. Она профессор гуманитарных наук и исследований медиа в Филадельфийский университете искусств. Ее не любят. Ее не одобряют левые и ненавидят «за академический хиппизм» правые. Поэтому она меня чрезвычайно заинтересовала. За что же не любят Камиллу, учитывая ее почти мировую известность? В любопытнейшем очерке Сергея Кузнецова «Камилла Палья: черная овца в стаде американского феминизма» утверждается: «Она размышляет о месте женщины в мире и социуме - но жестко критикует американский феминизм; она касается трудных теоретических вопросов современной культурной мысли - но предпочитает решать их, обращаясь к анализу явлений поп-культуры. Она слишком злободневна для академической науки и слишком сложна для журналистики.» Известность пришла к Палья с вышедшей в 1991 году книгой «Сексуальные маски: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон». Затем были «Секс, искусство и американская культура» и, наконец, в 1995 году вышла книга «Соблазнительницы и потаскушки». Пальи пытается доказать, что мир состоит из противопоставления дионисийского и аполлонического начал. Везде хаос, насилие, жестокость, но также гармония. Природа оказывается источником и началом всего - это жестокая хтоническая сила, беспрерывная борьба за выживание. И вот тут начинается самое интересное: «женское» ассоциируется с природным и, следовательно, дионисийским началом, мужское - с аполлоническим, то есть гармонизирующим и рациональным. Как вы понимаете, подобные взгляды вызывают у американских радикальных феминисток некоторое недоумение. Ну да ладно, наша тема иная. У Камиллы есть интереснейшая работа «Cults and Cosmic Consciousness: Religious Vision in the American 1960s», где она пытается в своем духе осмыслить американскую духовность. Поэтому ниже чуть-чуть мыслей Камиллы о религиозности в шестидесятых и ссылка на известную работу.

  Культы и Космическое сознание: видение религии в 1960 годах.
  Cults and Cosmic Consciousness: Religious Vision in the American 1960s
  CAMILLE PAGLIA
  
  Затмения в политике.
  Комментарии на религиозную манию 1960 гг. Право и политика в том бурном десятилетии хорошо освещены, но все еще остаются спорными многие вопросы. Впрочем, то же самое можно будет сказать и о современных инновациях в средствах массовой информации и в искусстве. Одна из основных сумрачных тем шестидесятых - что же породило новую религиозную концепцию и само движение 60-х годов. Мы знаем, что это был период, когда Восток и Запад объединились вместе в прогрессивном культурном синтезе. От подобного объединения ожидали почти чудес, однако «рай на Земле» не наступил по причинам, о которых я напишу в этой работе. Для того, чтобы понять всю глубину духовного сдвига нации в шестидесятых, необходимо более широкое исследование, нежели принято в журналистике.
  Но политически окрашенная журналистская модель в настоящее время
  толкует шестидесятые годы в духе историй о реформаторских движениях,
  волнах феминизма и начала гей-движения, борьбы за охрану окружающей
  среды. Действительно,  мобилизация энергии поколения, а также организаторские способности, создавшие массовые антивоенные протесты и борьбу за гражданские права - все это привело, например, к объявлению в 1954 г. Верховным судом решения об отмене сегрегации в государственных школах.
  Видимо, в крестовом походе шестидесятых мы должны вспомнить и Мартина Лютера Кинга-младшего, поскольку он играет ведущую роль в истории аболиционизма, движении за гражданские права, ибо гимны оных подняли общество на более высокую ступень морали.
  Американское общество шестидесятых прочно смотрело «в левую сторону». Радикальные активисты, вроде «Студентов за демократическое
  преобразование» (1960-68) имеют что-то общее с ранними идеологами
  марксизма, также с марксистским явным атеизмом. Но демонстрации с большим количеством участвующих хиппи «смешивают» политику и оккультизм, магию и колдовство, одевают молодежь в символические костюмы примитивных американской религии, индуизма и буддизма.
  Например, на антивоенном протесте недалеко от Вашингтона в октябре 1967 года Yippies исполнили древний ритуал изгнания бесов и злых духов из Пентагона.
  Странная смесь из романтизма девятнадцатого века, революционной
  политики и восторга перед природой, религиями, сексом.
  Именно эти фантасмагорические религиозные видения отличают
  Новых левых от «старых» американских социалистов и французских
  «бунтарей» 1968 года. Последние были «условными» марксистами и
  испытывали безразличие или антагонизм к религии.
  Американская молодежь шестидесятых была страстно
  привержена политическим реформам, но они же были направлены на
  поиски духовной истины и веры, форм духовной жизни вне религиозных и
  общественных институтов. Несмотря на амбивалентное отношение к власти, они стремились найти гуру-наставника или духовное руководство (которое иногда весьма и весьма ошибалось).
  Гражданские права и политическое «реформаторство» в
  действительности западные идеалы: индуизм и буддизм способствуют
  исчезновению интереса к реальностью, видят страдания и несправедливость в качестве важнейших условий жизни, которые не могут быть изменены человеком.
  Десятки тысяч молодых людей в шестидесятых откололись от веры
  родителей и предались изучению альтернативных мировых религий, поискам нового образа жизни. Конечно, меньшинство присоединилось к коммунарам или влилось в культы.
  Да и сами движения различались по философии и распорядку дня: от
  умеренного аскетизма до крайнего мазохизма.
  История культов, которые распространились в шестидесятых и началах
  семидесятых, напоминает о некоторых временах расцвета эллинизма и
  римской имперской эпохи.
  Видимо, подобные явления лишь симптомы культурного сдвига на фоне
  быстрого расширения и мобильности всей нации.
  Состоящие из небольших групп, из людей недовольных «основными»
  религиями, такие культы, секты вполне могут превратиться позднее в
  «полноценную» религию. Таким образом, культы, с точки зрения социологии, со дня своего рождения динамичны: они вспыхивают искрами, сливаются и укрепляются, или же исчезают бесследно и навсегда.
  Некоторые культы требуют полного выхода из прошлого: отказа от
  родственников, супругов, друзей. Членство в культе может начинаться с
  внезапного опыта духовного преобразования, когда адепт считает, что
  «истина открылась». Это может привести к фанатизму, убежденности в том, что взгляды единоверцев единственно верные. Может возникнуть «изоляционизм»: члены культа считают, что мир враждебен, только мучения спасут их.
  В римский имперский период, когда транснациональные религии
  конкурировали с  «государственной» религией олимпийских богов, чьи
  храмы часто располагались в городских центрах, наблюдалось нечто
  подобное вышеописанному.
  «Тайные» религии не производили монументальных каменных идолов из
  золота или слоновой кости, они предлагали личное спасение через
  инициирование и «посвящение».
  Группы, которые связывают особые «знания», зачастую обещают не только
  загробное вознаграждение, но и «мирские» мучения. Итак,
  «тайные» религии суть великий призыв к бессильным и обездоленным.
  Основные религии Средиземноморья - поклонение Дионису, Деметре, Исиде или Митре - часто соперничали между собой и с христианством.
  По сравнению с сухим и официальным почитанием олимпийцев, тайные
  религии давали своим прозелитам мощное ощущение личной связи с богом.
  Возникающее христианство представляется лишь одной из сект в иудаизме, в числе которых, например, были и ессеи, оставившие нам знаменитые «свитки Мертвого моря», они были найдены в кувшинах только после Второй мировой войны.
  Пожалуй, атмосфера шестидесятых в США - духовный кризис, политическая нестабильность - делала американское общество похожим на древнюю Палестину времен римской оккупации.
  Но на этот раз молодые религии ослабевали под безжалостным
  изучающим прожектором средств массовой информации. Мало пророков или мессий может пережить насмешливый и пристальный взгляд телекамеры.
  Тем не менее, телевидение оставалось одним из основных источников
  энергии в развитии культов ХХ века. Америка была индустрией развлечений: Голливуд сразу после Первой мировой войны начал бесконечную программу освещение всех «звездных событий», будь то жизнь языческой коммуны или обряды поклонников космического сознания.
  «Бешеные» фанаты и фанатки (слово происходит от латинского fanaticus - исступленный, верующий в Кибелу) порождены «Гранд опера» в конце семнадцатого и восемнадцатого века, когда певцы-кастраты вызывали обмороки женщин и головокружение у мужчин. Современные средства массовой информации чрезвычайно усилили этот феномен.
  Вспышки квази-религиозных эмоций можно было бы рассматривать как
  истерическую реакцию болельщиков или поклонников артистов.
  Рудольф Валентино, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, а также Битлз -
  это все те же, но современные нам жрецы Кибелы.
  Эротика, смешавшись со смертью, является мощным архетипом.
  Сколько было потерь рассудка и скорбящих на улицах после смерти
  Валентино в 1926 году? Слух, что Элвис жив, до сих пор упорно циркулирует в массовом сознании,  как если бы он полубог, победивший смерть. Бульварные газеты расхваливали Пресли, почти требовали его канонизации - как христиане первых веков желали почестей своим мученикам. Знакомы нам и мифы о рок-звезде Джим Моррисоне.
  Удивительно, но в основе подобных культов всегда можно найти миф о
  двусоставном молодом мужчине: одна часть представлена
  женственно-божественной, а вторая рисуется угрюмыми красками смерти.
  Культуролог сразу же вспомнит легенды об Адонисе: Пресли, например,
  впал в депрессию и долго скорбел, когда его мать неожиданно умерла в
  1958 году, сам же он скончался после долгого злоупотребления
  наркотиками и преждевременно, в возрасте сорок два года в 1977 году.
  Рок-музыка, даже в ее наиболее macho-представлениях,
  неоднократно производила на свет длинноволосых женоподобных мальчиков, удивительно напоминающих древние скульптуры Антиноя: красивого, но злосчастного любимца римского императора Адриана.
  ===================================
  Из «Заключения»
  Движения New Age заслуживают уважения за любовь к природе, поиски
  смысла в то время, когда ни природа, ни смысл не ценились в общем
  дискурсе гуманитарных наук. Новый век пытался возродить основы многолетних мудростей. Он возвысил братство людей, поощрил созерцание, возродил любовь к красоте. Но слишком много культурной энергии была поглощено New Age в течение последних двадцати лет в ущерб изобразительным искусствам, которые растеряли предоставленные временем полномочия в баловстве с модными политическими течениями. Несмотря на призывы к архаике, New Age окутывает антиисторический туман. Не хватает аналитического метода. Но New Age индуцирует доброжелательность, релаксацию, что чрезвычайно важно перед лицом наступающей в мире агрессии. В наш мир, где торжествует терроризм, New Age лишь принесли литературу. Это массовый провал в культуре американских университетов и сегодняшний культурный пейзаж мрачен: магистрали проходят между либеральным и консервативным крыльями снобизма светской интеллигенции, с одновременным добавлением цинизма или наивной доверчивости средств массовой информации и неоязыческих культов и суеверий. Все смыслы сведены к разговорам о НЛО, похищениях иностранцев, дурной
  популяризации науки в стиле уфолога Эриха фон Деникена.
  Основой для глобального понимания шестидесятых должна быть такая
  дисциплина, как «сравнительное религиоведение». Изучение основных
  религий мира (в том числе ислама) является ключом к политике и
  искусству. Как атеист, поклоняющийся природе, я считаю, что религии
  суть сложнейшая система символов, намного более сложная, нежели ее
  пытаются представить близорукие постструктуралисты, с их
  сосредоточенностью на социальных структурах. Постструктурализм не знает метафизики,  поэтому неспособен к духовности или возвышенности. Да, была волна влияния азиатских религий в течение века, давление Эмерсона и мадам Блаватской, но в результате New Age задохнулись в зловонном мусоре и закопались в мелочах. Необходимо вернуться к истокам, изучив не только священные тексты, но и обратиться к истории искусств и методам археологии.
  Религиозный импульс шестидесятых годов должен быть спасен от забвения.
  Воздействия индуизма, буддизма на поколение в США должны изучаться не через беспорядочную литературу и музыку, они должны быть формализованы и стандартизированы в рамках базового образования. Студенты должны преодолеть преподавательский туман, получить знания древней и средневековой истории, начиная с ранних языческих культов природы и до христианского богословия. Преподавание религии, как и культура, даст студентам интеллектуальную свободу,
  способы нахождения этических принципов в сердце каждой религии.
   Также см. здесь http://ec-dejavu.ru/d-2/Decadence.html
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"