Сова Ирина Александровна : другие произведения.

Мой друг Сосновый парк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Люди дружат друг с другом, люди дружат с животными (собака - друг человека), дружат города и даже страны, а вот я дружила с парком. Хотя скорее всего это была любовь, причем любовь с первого взгляда и, как ни странно, взаимная. По крайней мере мне так казалось.


   Мой друг Сосновый парк
  
  
   Сосновый парк в Алма-Ате -- место знаковое. Старый центр города, место воспетое в романе Домбровского, любимое горожанами. Парк загадочный и не только потому, что история его позабыта. Он был известен нам под своим псевдонимом, т.к. официально красивое имя "Сосновый парк" ранее не носил. Его имена, довольно многочисленные, как будто относятся к другому парку, подумайте сами, разве может это чудесное место называться Сиротским садом? Оказывается, может, т.к. оно находилось совсем рядом с Сиротским приютом, одним из известнейших зданий в городе Верном. Это здание было построено по проекту архитектора Гурдэ на пожертвования горожан в конце XIX века. Оно находилось и сейчас находится напротив парка через улицу Калинина. На старой открытке можно видеть здание приюта, расположенное на открытом пространстве, парка рядом не наблюдается. Хочется верить, что Сосновый парк посадили воспитанники приюта, это довольно логично, да и название Сиротский сад не на пустом месте взялось. Есть мнение, тоже довольно логичное, что парк был высажен детьми под руководством известного ученого лесовода Э.О.Баума, который жил недалеко от приюта. Кстати, здание Сиротского приюта было построено в 1892 году, отнесем к этому году и возникновение парка, хотя дата приблизительная, т.к. точная нам не известна. Достаточно стройная гипотеза, изложенная выше, может потерпеть крах, если принять во внимание другое название здания на улице Калинина -- Верненский детский приют. Хотя, как показывает опыт, официальное название с реальным может иметь мало общего. Ниже мы убедимся в этом. На наш взгляд, гипотеза с названием парка "Сиротский сад" вполне вероятна. Хотя возможны и другие варианты.
   После революции название парка изменилось: в 20-е годы, как известно, парк назывался Детским парком им. Троцкого. Если ориентироваться на аналогичные названия (в подобных переименованиях обычно наблюдалась компанейщина), например, город Гатчина под Санкт-Петербургом с 1923 по 1929 год носил имя Троцкого -- Троцк, то можно приблизительно определиться и с временем подобного названия парка. Наша гипотеза будет звучать так -- в 20-е годы парк назывался в честь Л.Д. Троцкого, который, кстати, побывал в Алма-Ате в ссылке, жил здесь в течении года с января 1928 по январь 1929, затем был выслан из страны. Возможно, он гулял по аллеям парка своего имени, почему бы и нет?
   По всей видимости тогда, когда Троцкого выслали, Детский парк стал носить новое имя -- Ф.Э. Дзержинского. В одном из путеводителей 60-х годов наткнулась на это название: "Детский парк имени Дзержинского". Поверьте, никто из местных жителей его так не называл, по крайней мере дети, гуляющие в парке в 60-е, 70-е годы (автор был в их числе) о таком названии и не слыхивали, а по простоте душевной называли парк Сосновым. Замечу, что помимо сосен в парке росли каштаны, карагачи и клены. Но основная масса деревьев все же состояла из сосен.
   То, что парк был предназначен для детей, мы, жившие рядом с ним в 60-годы, конечно, знали. Парк был полон аттракционов: качели-лодочки, карусель, детский городок с домиками, беседки с настольными играми -- вот неполный перечень имеющихся забав, которые были надежно защищены высокой металлической оградой салатного цвета и калиткой, которую сторож закрывал на ночь на замок. В центре парка находилась круглая клумба, украшенная цветами и большим кактусом посередине. Рядом с клумбой был установлен металлический питьевой фонтанчик в виде невысокой, строгой формы чаши на ножке. С другой стороны стоял небольшой домик администрации парка. За парком хорошо ухаживали: дорожки были чисто подметены, часто осуществлялись поливы с помощью земляных арыков, мы там пускали кораблики, так весело было! Но примерно в 1964 году ограду убрали, настольные игры тоже, потом пропали беседки и детский городок, карусель сгорела еще раньше. Из всех аттракционов дольше всего оставались качели-лодочки, еще в 1967 году на них можно было качаться. Потом и их снесли. Круглая клумба и здание администрации исчезли. Из всех малых архитектурных форм сохранилась только скульптура рыбки на постаменте. Кстати, никаких фонтанов, кроме питьевого фонтанчика, начиная с 60-х годов и заканчивая самым началом 90-х (тогда автор последний раз посещал Алма-Ату), в парке не было.
   С удивлением прочла в предисловии к сборнику архивных документов и материалов "Парки и скверы города Алматы 1917-1991гг." о том, что в 1964 году была проведена реконструкция парка в связи с " возросшей необходимостью организации культурно-массовой и оздоровительной работы среди детей в городских парках". Вся реконструкция заключалась в полном уничтожении детских аттракционов, нового абсолютно ничего не было построено в то время. Наоборот, парк стал менее детским. Интересно все же судить о прошлом по документам, хорошо, что жил в то время и видел все собственными глазами, хотя документам автор все же верит, не смотря ни на что, поэтому жаль, что сам сборник "Парки и скверы города Алма-Аты" ему недоступен.
   Когда убрали металлическую ограду, парк стал сквозным, долгое время никаких ограждений не было, затем вокруг парка была установлена черная чугунная решетка, не очень высокая, выполняющая скорее декоративную роль. Вероятно, в то же время появились и новые скульптурные группы: олени из металла, а также бронзовая фигура Алдар Косе (автор -- скульптор П. И. Шорохов).
   Заасфальтированная круглая площадка ближе к театру, где прежде была карусель (сгорела в начале 60-х), зимой иногда заливалась водой и там дети (в основном малыши) катались на коньках. С верхней дорожки парка к этой площадке устраивали горку и дети катались на санках. Эта круглая площадка была основным местом для наших игр -- летом играли в мяч и бадминтон. Вокруг площадки стояли скамейки.
   Иногда мы проказничали, например, опутывали деревья вокруг дорожек нитками поздним вечером, их было не видно и люди не могли понять, в чем же дело. Кажется, травмы никто не получил, а то бы нам попало, но все кончалось смехом, нашим, конечно. Была еще такая забава: привязывали за нитку кошелек и бросали на землю, а сами залезали на дерево и сидели там, поджидая жертву -- в самый критический момент кошелек взвивался вверх и исчезал в густой листве. В общем все кончалось благополучно для нас, люди снисходительно относились к забавам детей.
   В парке водились белки, непонятно, откуда они взялись, людей они не боялись и бегали по стволам сосен.
   На входе в парк со стороны Виноградова-Интернациональной находились подземные туалеты, они работали сначала, а позднее стояли заброшенными. Дети не рисковали спускаться туда, т.к. туалеты вызывали мистический страх, там вполне можно было бы снимать фильмы ужасов, правда, в те времена это было не модно. За туалетами возле парка находились площадки, там занимались спортом дети из Дома пионеров. Дальше по направлению к Сейфуллина примерно в середине 60-х построили большой открытый бассейн, он всегда был полон детей: летом они купались, загорали и учились плавать. Потом воду перестали менять, она стала зеленой, купаться было нельзя, затем бассейн стоял пустой многие годы.
  
   Немногочисленные старые фотографии парка с гуляющими детьми, а также скульптурными группами настолько не похожие на тот парк, который известен нам, что его невозможно узнать. На фото указана
   дата -- 1948 год. Поражает обилие гипсовой скульптуры: чаши с играющими в ней детьми, бюст неизвестного деятеля с бородкой, возможно Ф.Э. Дзержинский? В 60-е годы этих скульптур уже не было. На входе со стороны Калинина - Дзержинского стояла одна скульптурная группа, но очень недолго, видимо, убрали в 1964 году во время "реконструкции". В центре парка, позади памятника Фрунзе , слева находилась белая рыбка на постаменте. Сам памятник Фрунзе был открыт в 1967 году, автор статьи присутствовал на открытии. В 2007 году памятник был перенесен. По слухам на его месте был установлен другой памятник, хотя сначала там собирались сделать главный вход в парк, таким образом объяснили перенос памятника Фрунзе. Чем все же дело закончилось нам не известно, а хотелось бы знать.
  
   Отдельная статья -- Сосновый парк в романе Домбровского, получился каламбур -- действительно хотелось написать отдельную статью, но было решено все сведения о парке сосредоточить в одном месте. Так удобнее изучать интересующий нас предмет.
   Просто удивительно читать в знаменитом романе о парке, который хорошо знаком с детства. Потрясение оказалось так велико, что текст не был осмыслен и подвергнут анализу. Возможно, это произошло потому, что много лет назад при первом прочтении романа тема парка не интересовала автора данной статьи настолько, чтобы проверять слова писателя под микроскопом. Ну, что же. Вооружимся им сейчас.
   В романе "Факультет ненужных вещей" детский парк упоминается неоднократно, т.к. окна здания НКВД, в котором проходят допросы главного героя, выходят прямехонько на него. Действие романа происходит в 1937 году, страшные вещи совершались в то время, свидетелями чему становятся читатели. Разумеется, такой разительный контраст между серым зданием, которое "всегда убивало его своей однотонностью, безысходностью и мертвой хваткой, было оно узкое, серое, плоское и намертво зажимало целый квартал" и детским парком: "там играла музыка и кто-то радостно выкрикивал: "И-раз! И-два! Два притопа! Три прихлопа" мог показаться несведущему читателю художественным приемом, но нет, такова была правда жизни. Вот так случилось, что скрип карусели и детский смех на самом деле сопровождали арестованных на допросе. Но хватит о контрастах, может быть, кого-то это и покоробит, но факт остается фактом -- концовка романа является неоспоримым свидетельством очевидца о состоянии парка на конец тридцатых годов, что очень ценно для нас. Домбровский был довольно точен в описаниях Алма-Аты в своем романе, хотя и он не избежал ошибок, что впрочем допустимо в художественном произведении. Нам кажется, что в том, что касается парка он был более точен, хотя бы потому, что сам прошел путь своего героя Зыбина и, конечно, воспоминания его о парке, как впрочем и сам роман, автобиографичны.
   Итак, отметим сразу: немного смущает путь Зыбина к парку после освобождения. Он вышел из здания НКВД и пошел по улице, которая "была совершенно пуста, но всю эту сторону ее занимал Большой
   дом с сотнями окон и занавесок". По всей видимости это улица Дзержинского. Далее. "Прошел улицу до конца, пересек ее, поднялся по крошечной площади с памятником в шинели и завернул в сосновый парк." Немного смущает вот это -- "поднялся по крошечной площади с памятником в шинели", т.к. площадь с памятником в шинели действительно была, но подниматься по ней сейчас не нужно, достаточно просто свернуть в парк (в 37 году, возможно, надо было подняться). Памятник в шинели -- это Дзержинский, не нашла пока, правда, данных о времени его установки, по Домбровскому он уже стоял на площади в 1937 году, косвенным подтверждением этого факта является утверждение очевидцев о том, что памятник был частично гипсовым (что выяснилось во время его разрушения в 1992 году), гипсовые памятники устанавливались в 20-е годы, например, в Ленинграде, многие из них вскоре были утрачены (произведения монументальной пропаганды первых лет советской власти создавались из недорогих материалов). Надо отметить, что Ф.Э. Дзержинский умер в 1926 году, комплекс зданий НКВД в Алма-Ате был построен в первой половине 30-х годов. Памятник Дзержинскому был установлен примерно в этот промежуток и простоял довольно долгое время, его постамент был гранитным и довольно высоким, скульптура Феликса Эдмундовича казалась миниатюрной на таком фоне, она была бронзового цвета. Автор статьи в детстве и юности практически ежедневно и не по разу проходил мимо памятника, правда, в то время он казался скучным и обыденным и особого интереса не вызывал.
   Что еще смутило. В романе здание НКВД шестиэтажное и даже есть надстройка -- кабинет для наркома, но в действительности, если автору статьи не изменяет память -- у здания три этажа. Еще одно -- вот не помню, чтобы это здание называли Большим домом (в 60-70е годы, правда), в романе так его называют неоднократно. Большим домом называлось аналогичное здание в Ленинграде и до сих пор его так называют, хотя в тридцатые годы, конечно, могли и алма-атинский НКВД так называть. Возможно, из-за анекдота -- "Почему Большой дом? Колыму видно."
   Вернемся к парку. Мы узнаем важную деталь -- ограда парка была деревянная: "В парке тоже никого не было. Только сторож шаркал метлой возле узорчатых деревянных ворот, выгребая семечки и
   конфетные обертки." Еще одна деталь: дорожки парка посыпаны желтым песком, герой даже мечтал пройтись по песочку босиком.
   Вот эту цитату хочется привести целиком: "На площадках под ветерком покачивались расписные деревянные кони-драконы, все в разводах и ожерельях, в красных и черных яблоках. Посредине площадки в беседке кто-то похрапывал." Сначала подумалось, что кони-драконы -- это часть карусели, но беседка посредине площадки, а в особенности "посредине площадки между двумя конями-драконами стоял художник с мольбертом" опровергают это предположение. По всей видимости эти мифические существа служили украшением площадок.
   Довольно много подробностей всплывают далее. Важное открытие -- в центре парка "по вечерам тут гремел оркестр и стояла дощатая эстрада. На ней иллюзионисты показывали фокусы-покусы и пел пионерский хор". Кроме того, неподалеку находилась телефонная будка, которой воспользовался Зыбин, чтобы позвонить Лине.
   Что еще немного удивило, парк вроде бы детский, но в нем имеется палаточка Марковны с чистой комнатой для специальных посетителей (точнее наоборот -- специальная комната для чистых посетителей, где Зыбин и Нейман пьют шампанское и коньяк) и даже бар.
   Кое-что удалось узнать и о телефонной будке -- она была "белейшая и сияющая", на ее фоне на скамейке сидели Зыбин, Нейман и Корнилов, так их и запечатлел на своем полотне "Гений I ранга Земли и всей Вселенной - декоратор и исполнитель театра оперы и балета имени Абая - Сергей Иванович Калмыков."
   Несмотря на относительно благополучное (для главных героев) окончание романа, завершающие его строки звучали бы достаточно пессимистично, если бы не место, в котором происходят последние события. Все же чудесная аура Соснового парка чуть-чуть смягчила тягостные слова: "А случилась вся эта невеселая история в лето от рождения Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год." Смягчила... Или все-таки нет?
  
  
   PS Хочу заметить, что статья не случайно так названа: "Мой друг Сосновый парк". Это личный взгляд автора на проблему Соснового парка, а проблема очень серьезная. Совсем не хотелось бы утратить этот исторический и литературный памятник прекрасного города Алматы, ведь таковых не так уж много сохранилось. Давайте, сбережем Сосновый парк для потомков. Извините за пафос, хотя здесь он уместен.
  
  
   Использованные материалы:
  
  
   Домбровский Ю.О. Факультет ненужных вещей
  
  
   Сборник архивных документов и материалов "Парки и скверы города Алматы 1917-1991гг." (Предисловие)
  
  
   Верненский детский приют
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"