Аннотация: Рецензия на фильм. Первая версия записана ещё в апреле. Дополненная, доведённая до ума размещается здесь - впервые в сети.
Про фильм "Пророк. История Александра Пушкина"
8 марта по предложению моей невесты я с ней сходили на сеанс этой картины. Что можно сказать?
После обнадёживающего вступления последовало разочарование. Первая половина фильма вызвала удручение издевательством над историческими реалиями.
Речитатив, по-простому говоря рэп, вложенный в уста поэта и его оппонентов. Светский салон, выглядящий как вечеринка Великого Гэтсби. Эпизод с цыганкой-гадалкой, выдавшей роковое предсказание - явное клише из американских фильмов. А полицейский участок в виде старинной тюрьмы и с персоналом одетым в кожанки как стереотипные чекисты?
Дальше - Кишинёв, выглядящий как провинциальный американский городок, и его жители в молдавских национальных крестьянских костюмах. Не знаю, был ли у поэта роман с женой своего начальника - никогда не интересовался его похождениями, знаю лишь, что Александр Сергеевич в молодости не был образцом нравственности. Зато присутствует выдающийся в простоте диалог на тему пиара...
Уже намного позже, 17 мая, в День культурного и исторического наследия, мы посетили музей Пушкина. Да, именно Пушкина, а не искусств имени Пушкина. На Пречистинке, а не на Волхонке. Всю экспозицию за пару часов осмотреть не успели, собираемся прийти ещё раз. Но почерпнул некоторые неизвестные мне или подзабытые факты о поэте.
В период Южной ссылки Александр Сергеевич действительно много проводил времени в компании с взрослой замужней женщиной, графиней Воронцовой, а в списке прочтённых тогда им книг присутствует несколько произведений Байрона.
С отправкой под арест в имение начинается вторая, "нормальная" часть фильма - с меньшими временными скачками, с меньшими отклонениями от действительности эпохи.
Ещё одна сторона жизни поэта, о которой не могу судить - кто из многочисленных друзей был ему ближе всего? В фильме таковым показан Иван Пущин, через него - "первого друга" - якобы Пушкин узнаёт о заговоре тайных обществ (в реальности поэта тогда навещали лишь двое - Пущин и Дельвиг). Впрочем, я всё равно сомневаюсь в том, как именно следует понимать этот эпитет...
Не помню подробностей встречи Пушкина с новым царём Николаем (после декабрьского выступления), но партия в теннис выглядит как намёк на "случайно получившего власть" Ельцина с его окружением.
На самом деле присутствуют рисунки виселицы и повешенных на черновиках поэта, датированных уже 1828-м... Прошло более года, а он всё ещё не мог перестать думать о произошедшем... Неудивительно, что тогда же над ним был установлен негласный надзор...
(Я помнил, что пятерых декабристов повесили в Петропавловской крепости, но думал, что имелся в виду расположенный между Курганом и Омском Петропавловск, относящийся сейчас к Казахстану.)
Странно, но больше всего понравился эпизод рэп-баттла с Бенкендорфом, к которому поэт обращается за помощью в сватовстве к Гончаровым. "Я охраняю сознание людей от хаоса мироздания..."
Кстати говоря, осталась непонятной связь содержания с названием. Почему поэт назван пророком? Как идейный вдохновитель декабристского движения? Как автор объединяющих нацию смыслов?
Даже не упомянуты ни кружок "Арзамас", ни издание поэтом журнала "Современник"... И не верю, чтобы он мог сказать, что ему плевать на литературу - а в кино был и такой момент!
Хотя самая приличная часть фильма - про отношения Пушкина с женой, их семейная жизнь и изображение конфликта с Дантесом...
В общем, фильм скорее не получился. "Начали за упокой, кончили за здравие"...
Почему нельзя было цитировать оригинальные стихи поэта с их красивой мелодичностью, переложить их на музыку и превратить их в песни (раз фильм заявлен как мюзикл), а не вставлять кринжовый рэп? Несколько позже мне попался отзыв на другую киноподелку - "Спасти Пушкина" 2017-го; его автор допустил мысль, что Александру Сергеевичу вполне мог бы и понравиться речетатив. По сути, конечно, рэп-баттлы - это те же стихотворные дуэли... Правда, уверен, что поэта - мастера едких эпиграмм - сильно разочаровало бы их содержание...
Зачем эти неуместные аллюзии на другие страны и более поздние эпохи? Показать свою эрудированность? Или это просто буквальное копирование стилистики бродвейских постановок - не только в композиции сцен и реплик, но даже в костюмах и декорациях?
Изображать молодого Пушкина как бунтаря с "бунтом ради бунта"? Тоже для привлечения молодёжи?
А ведь поэт презирал царя-тёзку чисто по-человечески.
Высший свет превосходно знал о заговоре против императора Павла и осведомлённости его старшего сына, но открыто об этом не говорили. Такой вот секрет Полишинеля.
Также Александр Павлович в начале своего правления торжественно обещал продолжать политику своей бабушки Екатерины Второй, руководствовавшейся идеями эпохи Просвещения; пугачёвское восстание сподвигнуло её на ряд существенных преобразований (губернская и судебная реформы 1775 года, Жалованные грамоты дворянству и городам 1785-го). Я посмотрел официальные наименования Жалованных грамот. Слова "свобода" в них нет. Но есть "право". "Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" и "Грамота на права и выгоды городам Российской империи".
И ведь отдельные прогрессистские мероприятия были старшим внуком осуществлены - реорганизация высших органов власти, ограничения крепостного права. И ожидались новые - Сперанский готовил проект конституции... Но перед наполеоновским вторжением деятельность по этому направлению была свёрнута. А после - крепостное право было отменено лишь в Прибалтике, а автономию с конституцией получила Польша...
Так что для Александра Сергеевича тот был предателем и лжецом... "Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда, нечаянно пригретый славой" (последняя часть явно про победу над Наполеоном)...
Поэт был в некотором роде либералом, но не западником-смердяковым, как многие нынешние. Читал труды Вольтера и прочих философов, а учитывая, что Онегин частично списан Пушкиным с самого себя - то и книгу Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", понимал, что значит "простой продукт". Вера в человеческий разум и разумное устройство общества.
И при этом насколько Пушкин был возмущён "Путешествием из Петербурга в Москву" Радищева (попадалось упоминание критики книги в форме отдельной книги) или "Философскими письмами" бывшего своего приятеля Чаадаева (которому в молодости направил призыв "Отчизне посвятим души прекрасные порывы") с их уничижительным взглядом на страну и её историю... в школьных учебниках приводились выдержки из ответа Александра Сергеевича на последние...
Так что несостоявшуюся чиновничью карьеру Александра Сергеевича надо понимать так же, как и у Чацкого в комедии другого Александра - Грибоедова - "Служить бы рад, прислуживаться тошно".
Да, Пушкина принято величать "певцом свободы"... Но следует сказать и о его патриотической позиции и государственной деятельности.
Шесть лет назад, во время предыдущего юбилея, вышло несколько посвящённых ему программ, в том числе на канале "Культура".
Утверждали, что в своём доме, в своей семье он постановил говорить только по-русски, никакого французского, даже имена запретил искажать.
А с ненавистным ему графом Уваровым (автором концепции "православие, самодержавие, народность") поэт встречался для обсуждения содержания гимназического курса русского языка и литературы.
Пока современная ему знать болтала на французском или "смеси французского с нижегородским", Пушкин мечтал о русском языке как едином для всего пространства империи, общем для всей России...
Так что моему великому тёзке вполне могли бы понравиться мои мысли по поводу "централизации" языка.
Вводить в общий оборот и в литературную речь удачные по звучанию и выражению смысла диалектизмы, местечковые слова и фразы, расширять за их счёт повседневный лексикон.
А не восхищаться ими и давать повод для выделения новых славянских языков, как это произошло в западных губерниях империи в середине позапрошлого века...
И против заимствований из других языков поэт не возражал, подтрунивая над "активистом" того времени - Шишковым...