Спеццафер : другие произведения.

Arlequin, tu joues à Arlequin

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Арлекин. Происхождение, корни, развитие.


   Oh! Oh! Oh! Arlequin, tu joues a Arlequin
  
    Из всех масок комедии дель арте, что до сих пор на слуху, да и не просто на слуху, а уже стала самым настоящим стилистическим образом, расхожим словом, у которого осталась лишь смутная тень самого себя - это, конечно же, Арлекин. Как и Пьеро, он уже давно потерял свой первоначальный образ, стал неотъемлемой частью театральных закутков и поэзии. Арлекин и Пьеро, начиная с конца 19 века стали неразлучной парой, повторив во многом судьбу друг друга и превратились в источник вдохновения для поэтов декаданса (надо сказать, что в это время их народность сильно истерлась, творцы одарили их поэтической изысканностью и изящностью). Как и его белолицый соперник, Арлекин положил начало цирковому образу Рыжего клоуна. Тут важно отметить, что взаимодействие белого и рыжего клоунов это, в общем-то, стандартная основа для многих клоунских дуэтов. Интересно, что комедия дель арте дала толчок не только развитию драматического театра в Европе, но и своей буффонадой и гротеском породила клоунаду.
   История Арлекина весьма любопытна. Он, как и Пьеро, претерпел немалые изменения, во многом благодаря французскому театру. Однако самое интересное, что свои истоки Арлекин, возможно, берет ни много, ни мало из мистериальных дьяволов и дантевских демонов, а то и вовсе из мифологии. Каким мы его знаем? Это паяц веселый и неунывающий, склонный к жестоким проделкам и насмешкам, злоязычный и остроумный, он вооружен палкой, которой обычно избивает Пьеро (а кроме того, очаровал Коломбину, то есть и физически и душевно измывается над несчастным). Но каким он был тогда в 16 столетии?  
Прежде надо отметить, что Арлекин принадлежит к северному венецианскому квартету масок, наряду с Панталоне, Бригеллой и Доктором. Арлекино был одной из первых, и впоследствии самой популярной маской в комедии дель арте. 
Арлекин - дзани, второй слуга. Дзани наиболее важная часть комедии дель арте, они воплощают ее комедийную и активную часть и служат обязательным элементом буффонады. Они призваны развить интригу спектакля до конца, в то время как пассивная часть - старики - тормозили распутывание сюжета. Нет ничего удивительного, что после того, как Арлекина наделили чертами Бригеллы (первого слуги), комедия дель арте (во всяком случае, во Франции) ощутила пустоту, и пришлось срочно восполнять ее Пьеро. Комедия дель арте отличала острая социальная направленность, призванная отражать и высмеивать происходящее в окружающей действительности. В 16 веке промышленность терпела кризис, князья предпочитали вкладывать деньги в земли, переживала не лучшие времена и торговля. Соответственно росла безработица, и люди устремлялись в крупные города, где еще можно было устроиться на работу, что, конечно же, не устраивало местное население, ведь из-за этого росла сильная конкуренция. Нелюбовь городского населения к крестьянам демонстрируют и новеллы того времени, горожане почитали себя просвещенными и умными, а крестьян глупыми дураками, а то и  вовсе ворами и пройдохами. Разумеется, сатира не могла пройти мимо такого настроя, и комедия дель арте отразила крестьян в качестве дзани, причем отразила две их полярности: глупые, то есть Арлекин и негодяи - Бригелла. Со временем их характеры сгладились, и гиперболизация недостатков крестьян исчезла. И Арлекин, и Бригелла были уроженцами Бергамо - одного из богатейших центров Италии, они и говорили на бергамском диалекте - отрывистом и односложным, что было обязательным условием в комедии дель арте, ведь это давало определенную характеристику персонажу, а так же обеспечивало комедийный эффект. Когда начал разрастаться кризис, бергамцы стали расползаться по всей Италии, в поисках работы, так что нет ничего удивительного, что двое бергамцев поддались в услужение богатым людям в Венецию.  
   Изначально Арлекин вовсе не был таким изворотливым и жестоким юношей, каким его малюют поэты. Он был весел и наивен, уступал, разумеется, Бригелле и в ловкости и в уме, но, тем не менее, устраивал проделки, и ему удавалось провести Пантолоне (если конечно дело не касалось денег, у купца на такие дела было чутье). Он был бездельником, глуповатым и наивным, к тому же трусом, о чем свидетельствовала заячья лапка на шапочке. Арлекин беззаботен и ребячлив, любил приударить за женщинами (с ожидаемым результатом), а еще вкусно поесть и послушать звон монет в своем кармане. К тому же, он был человеком дела и не в лучшем смысле - сначала делал, а лишь потом думал. Все его действия были вызваны исключительно наитием, а не разумом, делал, что называется, первый шаг, не сделавши второго, не взвешивал своих решений и не задумывался о последствиях и не мог извлечь выгоды из своего положения. Все это, конечно, вело к тому, что он был бит. Но это не лишало его веселости и жизнерадостности, поэтому из спектакля в спектакль он совершает глупости. Помимо этого Арлекин пел, шутил, играл на гитаре и обязательно исполнял акробатические трюки. Такая непосредственность, неиссякаемая любовь к жизни, детские горести не могли не расположить зрителей к Арлекину.
   Ничего схожего с привычным Арлекином? Зато очень сильно напоминает одного персонажа. Ведь у Арлекина собственно было достаточно много имен, в зависимости от спектакля, актера и места проведения, например: Труффальдино, Тракканьино, Табаррино, Тортеллино, Меццеттино, Несполино, Пассерино и... Педролино.
Схожесть Арлекина и Педролино, вплоть до того, что они едва ли не были одной и той же маской, вызвана тем, что и тот и другой были вторыми слугами, и как уже говорилось, были активной частью комедии, они должны были распутывать, развивать, двигать интригу, все действие зависело от них. В сценариях Фламинио Скала очень хорошо видно, что нет особой разницы между Арлекином и Педролино и даже наоборот, Арлекин попадает впросак из-за гениально плана Педролино и только благодаря ему Арлекино удается выпутаться. Особую значимость дзани и их характерам начали придавать только в начале 17 века.   
   Изменение характера Арлекина вызвал, разумеется, французский театр. Выступления вдали от итальянской земли, и соответственно вдали от проблем и особенностей родины народной комедии, постепенно менялись, исчезало не нужное и непонятное, и наоборот обрастали другими подробностями, понятными новой публике. Здесь произошло то, что дало рождение Пьеро.  
До появления народной комедии во Франции, у Арлекина не было имени, он был известен просто как дзани, создателем которого был Альберто Назелли. Имя же ему дал Тристано Мартинелли, блиставший при французском дворе, он и положил начало изменениям маски. Продолжил его дело, да и закончил Доменико Бьянколелли. Он-то и преобразовал Арлекина до такой степени, что в нем осталось совсем мало от родной Италии, однако именно такой Арлекино стал любимцем публики и достиг наивысшего пика популярности. Арлекино французский так и не вернул себе итальянских корней, все последующие Арлекины обладали теми чертами, которыми наделил Бьянколелли.
Бьянколелли соединил черты первого и второго слуг, то есть смешал маску Арлекина с маской Бригеллы. Он соскреб многое с Арлекино и многое добавил. Некая наивность и, конечно же, веселость остались, но к тому присоединились умение выворачиваться из неприятностей, ловкость, остроумие и насмешливость. К тому же было решено порвать с неудачами в личной жизни, и обновленный Арлекин стал пользоваться успехом у дам, да и сам чересчур настойчив стал. Как уже упоминалось, исчезновение амплуа второго слуги, как доброго простофили, не могло не сказаться на самой комедии. Так и появился Пьеро - добрый молодой человек, попадающий впросак из-за своей наивности. 
Именно такой Арлекин дошел до 20 века и попал в руки модернистам, которые отсекли ненужное, дабы он стал символом безрассудства и вызова самой смерти. Популяризации Арлекина способствовали и арлекинады и кукольный театр, куда персонажи комедии дель арте со временем перекочевали, постепенно Арлекин стал весьма мистической фигурой. Его разноцветное трико и насмешливость вкупе с легкой тягой к садизму приводили мысли о дьяволе и тем самым наделяли его демонической силой, опасным созданием, с которым лучше не связываться.
   Откуда пошло имя Арлекин до сих пор не ясно. До того как за вторым слугой северного квартета окончательно закрепилось имя Арлекина, существовало достаточно много имен второго дзани, а окончательный вариант взял уже Мартинелли. Теорий об имени Арлекино довольно много: например, что произошло оно от предводителя сонма дьявола - Эллекена, мистической фигуры из старинных французских инфернальных легенд. Эллекен и его свита носились ночью по небу, пугая и мучая людей, чем напоминали Дикую Охоту - призрачную кавалькаду из германских легенд. Однако мрачная фигура Эллекена кажется весьма важной персоной для того, что бы скатиться до уличного актера. Возьмем немножко поближе - мистерии, посвященные аду, где черти мучают грешников, ведь еще раньше до того, как возникла комедия, у Адама де ла Аль в "Игре о беседке" и у Данте в "Божественной комедии" упоминается бес Аликино. Другая версия, что Арлекин происходит от уменьшительно-ласкательного названия водной птицы крохаль, именуемая французами "арль".
Какая этимология имени не была бы, имен у Арлекина предостаточно, но они по большей частью лишь отражали разные оттенки характера Арлекина, нежели были самостоятельными персонажами.
Были Арлекино, Арлеццино, Арлицино, Арлецино - что, по сути, производные от Арлекина и использовались в разных странах (комедия дошла не только до Франции, но и до Германии, Англии и Испании). Некоторые имена не были похожими, например Тривелино, которое могло быть основным именем до окончательного утверждения Арлекина, Меццетин, который изначально был лишь вариацией Бригеллы, позже Константини нарядил его в балахон в красно-белую полоску, а Бьянколелли вывел его на сцену в 1682 г. и он стал дублировать Арлекина на сцене. После смерти Доменико, Меццетин окончательно слился с Арлекином и обрядился в ромбы. Правда, позже ему вернули амплуа сообразительного слуги, порою обманутого мужа. Часто вторыми именами масок становились имена блестящих актеров, которые исполняли роль Арлекина.
   Внешность Арлекина тоже подчинялась изменениям. В начале своего пути он был облачен в просторную крестьянскую рубаху и панталоны из белой грубой материи, которые истрепались со временем и были изукрашены разноцветными заплатками, что символизировало бедность слуги. Как только Арлекин попал во Францию, к публике придворной и утонченной, он уже не мог демонстрировать свои крестьянские замашки. Новый стилизованный костюм из правильных разноцветных ромбиков, плотно обтягивал стройную фигуру актера. Появилась и дубинка, которую он носил на поясе. Главным атрибутом Арлекина, конечно же, была маска - она была черная с пухлыми щеками и круглыми глазами, лоб венчала огромная шишка - все, что осталось от бесовского чина. Маску украшали волосы, однако с появлением маски во Франции излишняя волосатость исчезла. Теперь он выглядел, как вполне благородный юноша, избавившийся от своих дурных и крестьянских манер, любимец женщин, храбрец, живущий с вызовом. Таким он мог войти по праву в театральную историю, в живопись и литературу и продолжать вдохновлять людей. Слава о нем живет до сих пор.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"