Стародуб Ольга : другие произведения.

Скандинавское кольцо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

1

Скандинавское кольцо.

Дневник путешественницы.

День первый.

Об этой поездке говорилось давно. Муж тщательно вынашивал планы, невзирая на моё отчаянное сопротивление. Нашёл попутчиков, разработал маршрут, мы, женщины, участия в разработке маршрута не принимали. Опрометчиво самоустранились. И вот наступил торжественный момент.

Выехали рано. Погода радовала: ясное небо, солнышко. На таможне никого не было, у нас даже не стали осматривать машины - видимо, наши лица внушили доверие. Едем мы на двух машинах. Я с мужем, вернее, муж со мной. Идея и разработка маршрута, повторяю, были его. И наши друзья с сыном-одиннадцатиклассником. Друзей зовут Андрей, Вера и сын Владик.

Первое, что попалось на финской дороге - это олени. Какие-то не совсем адекватные олени, они ещё и галопом припустили за машинами.

Заехали в магазин прикупить продуктов, потому как ночёвка предстояла в мотеле, без завтрака. Да и ужинать что-то надо было. Муж занервничал и предупредил, чтобы я не вздумала покупать "тот самый сыр".

Я люблю сыры типа бри, отчего в ноябрьскую поездку (с нами тогда ездила моя подруга) пострадала. Потому что рассказ Джерома о сыре лишь в слабой мере отражает действительность. Мы с ней купили по коробочке норманнского сыра, очень вкусного, очень! Но вонючего до изумления. Он пах через два пакета и контейнер с прорезиненной крышкой, пах везде и выветриваться не собирался. И после возмущения мужа, я свой сыр отнесла в номер и спрятала в холодильник (он и оттуда пах), а подруга свой оставила в машине, потому что она к такому накалу страстей не привычна и попросту забыла, растерявшись.

И муж утром пошел в машину. И открыл дверь... А за ночь аромат настоялся и сбивал с ног неподготовленного человека...

Вобщем, перспектива возвращаться нам с подругой домой пешком была более, чем реальна...

Поэтому в этот раз пришлось ограничиться более традиционными и нейтральными по части запаха сырами.

Очень красивы озёра Суоми, густо-синие под ясным небом. И лесистые острова на этих озёрах, на которых деревья растут от самой кромки воды.

Всё-таки, у финнов очень крепкие нервы! Такое увидеть первый раз не при солнечном дне, а в сумерках - можно прийти в ужас. Около шоссе внезапно открывается глазам почти тысячная толпа Тихого народа. Чучела, одетые с разноцветные одежды, с чёрными пятнами вместо лиц и с болотными кочками на головах вместо волос. Рядом кафе, строения которого, столы и лавки из почерневшего от времени дерева.

К вечеру добрались до Куопио, где был запланирован ночлег в домиках мотеля. Домики впечатлили! Аккуратные курятники в лесу на берегу озера. Чисто, кухня и удобства (очень удобные, кстати, удобства) общие для всего мотеля. Но размеры домиков! Мужчины фотографировались рядом. Муж оказался выше этой избушки. Однако, когда я стала застилать двухярусную кровать, выяснилось, что она вполне приличного размера, как в длину, так и в ширину.

На берегу озера вовсю цвела сирень и шиповник. Небо затянуло, и временами из него начинал капать мелкий дождик.

На ужин были домашние котлетки и испанское красное вино из дьюти-фри. Так что первая ночёвка и путешествие предстали вполне в радужном свете.

День второй.

Встали по нашему времени. И даже по-нашему времени было ещё рано. Что уж тут говорить о финнах? Столовая оказалась закрыта. На рецепшене тоже ни души. Поэтому после некоторых колебаний, ключи метнули в щель под дверью.

У рецепшена стоит громадный валун. В виде украшения, потому что вокруг него сделана изящная подсветка. Финны любят из каких-нибудь природных объектов сделать объекты культуры.

Приехали в Хельсинки, к торговому центру на окраине, чтобы поставить машину и отправиться изучать город. Для начала надо было отыскать метро. Используя свой "very bad English" и международный язык жестов мы нашли провожатого, который и довёл нас до станции. Оказывается, чтобы попасть в метро, надо сначала подняться по лестнице на уровень примерно третьего этажа. Метро не произвело впечатления, по сравнению с московским выглядит очень просто. И большая часть пути пролегает по поверхности. В Хельсинки очень много сирени. Её разноцветные кусты везде, полные цветущие грозди наполняют воздух чудесным ароматом. И солнце над головой в чистом голубом небе.

Доехали до центра, сфотографировались у памятника Александру II. Поглазели на приготовления к вечернему карнавалу, прошлись по рынку, большому и бестолковому, и сели на экскурсионный автобус. Автобусы такие "Hop-on Hop-off", как выяснилось, есть во всех столицах Европы. Очень удобно! Покупаешь билет на автобус, в котором у кресел имеются наушники с электронным гидом, в том числе и на русском языке. Автобус делает несколько остановок по маршруту. На этих остановках можно сойти, осмотреть достопримечательности и снова сесть в автобус этой же фирмы по своему билету.

После экскурсии вернулись на площадь, спустились в метро и добрались до машины. Нам ещё предстояло ехать в Турку и садиться на паром, который идёт до Стокгольма.

Паром оказался гигантским! Я таких кораблей не видела никогда. Называется "Baltic Princess", десятиярусный, машины стоят на первых четырех уровнях, дальше каюты. Наша была на восьмом с видом на красивейший закат в Ботническом заливе. После предыдущего курятника, каюта выглядела большой и очень комфортабельной. У нас уже был заказан столик в рыбном ресторане, и мы отправились туда отведать лобстеров и прочие морепродукты.

Но закат я не пропустила! Нашли выход на открытую палубу, и я долго фотографировала открывающиеся красоты.

Из ежедневной переписки.

...Правда, я не знаю, когда письмо отправится-в каюте почти не ловит вай-фай.

Ты был прав: закат над Ботническим заливом очень красив. Только солнце садилось в облака, поэтому розовый цвет оказался подкрашен серым, и воды залива не отливали синевой. Но все равно, я честно отфотографировала, что могла. Дома уже разберу, может, что и окажется достойным.

Оба дня были очень насыщенными. Вчера прошли 850 километров, сегодня около пятисот, но с заездом в Хельсинки. Где выполнили обязательную программу: фото у памятника Александру II. А потом покатались на двухэтажном автобусе с экскурсией по городу. Хельсинки особого впечатления на меня не произвел, разве что огромное количество разноцветной сирени. Но жить в этом городе, наверное, уютно.

Паром громадный! Я даже не думала, что такие бывают корабли. Вполне комфортная каюта с душем и иллюминатором как раз на закат. Лобстеры и прочие ракушки, и креветки были вкусные. Но не лучше заката, это точно.

Завтра у нас Стокгольм. Либо с экскурсией, либо сами поедем в Гамла Стан.

До свидания!

Спать осталось шесть часов...

День третий.

Еле проснулась сегодня. Это беда всей моей жизни - невыносимость ранних подъёмов.

Но хороший шведский кофе, который гораздо, гораздо лучше финского, и изрядный кусок шоколадного торта несколько примирили с действительностью. А потом свежий ветер на открытой палубе окончательно привёл мысли в порядок, хоть и растрепал волосы.

Выезд из гигантского парома я снимала на видео. Всё отлажено, и огромное количество машин, а также чёрная стая байкеров на мощных мотоциклах покинули корабль за пять минут.

С автостоянкой в порту ничего не вышло. Город ещё спал, а автоматом пользоваться не захотели. Решено было ехать в центр и парковаться там. И, невзирая на навигатор, кружили минут тридцать по улочкам Стокгольма. Нашли одну парковку, но не нашли туда въезд. Зато наблюдали, как десяток всадников неторопливо ехали куда-то по своим делам.

Пытались подъехать к вокзалу, но Стокгольм обуяла жажда реставрации, и все подъезды оказались перекрыты и перекопаны.

Въезд на вторую и последнюю известную нам парковку благополучно нашёлся. Зато автомат порадовал. В кнопке вызова диспетчера, которую я неосторожно нажала, оказалось не предусмотрено выключение, и противный зуммер оглашал подземные просторы и после нашего ухода. Интересно, надолго ли его хватило?

Улочки старого города оказались совершенно очаровательны и безлюдны ввиду воскресенья и раннего времени. Витрины с бесчисленными троллями в вооружении викингов, магнитики, футболки и прочие прелести для туристов.

Нашли одно открытое кафе, где мне удалось попить кофе с вай-фаем и вдохновиться жёстким напутствием на предмет ведения путевых заметок. Сразу нашлись нужные слова, вдохновение и время на пристани. Всё-таки метод волшебного пинка никто ещё не отменял.

Решили взять две экскурсии: на катере и на автобусе. И на этом закончить знакомство со Стокгольмом. Козьма Прутков прав: "Нельзя объять необъятное".

Экскурсия по воде очень понравилась. В наушниках опять-таки был гид на русском языке, который рассказывал о районе Юргорден, о музее Ваза, выстроенном вокруг одного из самых неудачных шведских кораблей, который утонул при первом же плавании и был поднят со дна залива спустя 300 лет, о старом районе города Гамла Стане и прочих достопримечательностях шведской столицы. И погода баловала - солнце светило почти всё время.

Видели гигантский круизный лайнер с лоджиями при каютах. Почему-то представился океан, влажный ветер в лицо и кресло на этой лоджии.

У очередной пристани стояла чёрная подлодка, и народ тёк туда ручейком на экскурсию. Рядом находились четыре военных корабля. А над городом непрерывно кружил вертолёт, иногда зависая в одной точке неба.

Сошли с катера и после мучительных размышлений решили на автобусе уже никуда не ехать. Посидели в дивном скверике вокруг памятника Карлу XII, где цвели розовые деревья и фиолетовые цветы, похожие на мутировавшие одуванчики.

И пошли снова в узкие улочки Гамла Стана поддерживать сувенирный бизнес. А как же! Что друзья повесят себе на холодильники?

Те же улочки, забитые туристами, семьдесят процентов коих из России, если судить по номерам туристических автобусов, потеряли свое молчаливое очарование, которым встречали нас с утра. Утром было тихое волшебство, напоминающее одновременно о деревянных башмаках, резных флюгерах на островерхих крышах и почему-то о дудочке крысолова.

А днём это уже были просто узкие симпатичные улочки, заполненные сувенирами и толпой. Такие улочки есть во всех городах планеты. И обилие сувенирных лавок придаёт им единый колорит.

Воистину свинцовая туча зависла над ратушей. Золото купола сверкало, оттеняя мрачность неба.

Но мы успели! И пока под крышей ждали попутчиков, я наслаждалась шведской грозой. Молнии, гром, а в мокром асфальте отражались огни машин и светофоров.

Гроза была такой сильной, что навигатор благоразумно отказался ловить спутники, и со стоянки пришлось выезжать по чутью.

Движение в Стокгольме интенсивное, это не сонный Хельсинки. Швеция мне нравится больше Финляндии. Финны аккуратнее, но более флегматичны, чем шведы.

Впереди на сегодня были ещё больше трёхсот километров и Йончёпинг, где можно отдохнуть. Надеюсь.

По дороге попались развалины старой шведской крепости, которую Андрей пожелал показать нам. И чуть ли не насильно отправил на осмотр с эпическими словами: "Я же хочу, чтобы вам было хорошо! Что ж вы упираетесь?!". Развалины, вопреки нашим стонам и сопротивлению, произвели благоприятное впечатление. Чистые и неотреставрированные, с парой воронов, живущих где-то в них. И совершенно невероятным видом из разрушенных оконных проёмов. Видом на равнину где-то внизу с россыпью игрушечных домиков и расчерченными, как по линейке, полями и озером за этими полями.

Из ежедневной переписки.

07:32

...надеюсь, ты начала вести дневник, и свои впечатления оставляешь также и в нём.... будет потом интересно почитать и сравнить со своими собственными...

10:51

Да, стараюсь записывать. Доброе утро из Стокгольма! Но пока только канва, чтобы ничего не забыть. Будет время - уже более подробно буду описывать

11:47

Да, конечно, именно так...я так и делал, только короткие заметки, чтобы не забыть, дома уже обрабатывал записи в спокойной обстановке...

21:17

Добрый вечер! Про Стокгольм я сегодня изрядно написала, время было, пока катер ждали. Стокгольм очень понравился, и выезжали из него в грозу - тоже своего рода мне подарок, я очень люблю грозу! В Гамла Стане мы оказались совсем ранним утром и бродили по безлюдным улочкам. От чего очарование только усилилось.

Мы были в центре Стокгольма 5 часов. За это время успели обойти старый город, час покататься на катере по заливу, снова сходить в старый город за сувенирами, и уехать в грозу. Устала зверски, но интересно! Потом еще проехали 320 км в Йончёпинг. Тут гостиница вполне приличная и завтрак не слишком рано, до семи можно поспать.

Паром впечатлил, такой огромный. И все организовано. Я снимала на камеру въезд-выезд, не более пяти минут.

21:55

Как паром назывался? Я на "Изабелле" был - 8 ярусов и верхняя палуба...

21:55

Паром "Балтийская Принцесса", в нём, кажется, 10 ярусов. Мы жили на восьмом, это был не последний.

...завтра Копенгаген.

День четвёртый.

Гостиница оказалась очень приятной. В номере имелась откидная вторая кровать, на которой и под потолком я прекрасно выспалась. А внизу было бистро с хорошим пивом, неплохой едой и вкуснейшим шведским кофе прошлым вечером. И, главное, прекрасно ловился вай-фай, так что удалось связаться с друзьями и почитать накопившиеся новости.

Завтрак тоже порадовал моим любимым сыром бри и опять-таки чудесным кофе.

А утро! Оно сверкало отмытыми вчерашним дождём красками, синим небом и яркой зеленью листвы.

До Копенгагена оставалось четыре часа.

Чтобы попасть в столицу Дании, надо проехать сначала по длинному вантовому мосту, а потом по не менее длинному тоннелю, прокопанному под проливом.

Копенгаген красивее Стокгольма примерно настолько, насколько Стокгольм красивее Хельсинки. Я очаровалась старинными кварталами этого города, с островерхими башенками на высокоскатных крышах, бесчисленными парками, ещё более бесчисленными статуями, потемневшими от солёной воды, времени и ветра с моря.

Знаменитая Русалочка, символ Копенгагена, в окружении толпы туристов, выглядит маленькой, отрешенной и тусклой. А площадь дворцового ансамбля Амалиенборг великолепна и в меру внушительна. Именно в меру, чтобы чувствовать себя на ней комфортно и уважительно.

В Копенгагене я хотела бы остаться, настолько мне понравилась чудесная его грань, которую этот город мне показал, город, пропахший морем, под горячим июньским солнцем. Я бы хотела бродить по его улочкам, вдыхать ветер с моря, смотреть на струи бесчисленных фонтанов и засыпать под его небом...

Очень много велосипедистов. Восхитил дяденька в костюме и при галстуке, дважды обгонявший наши машины в сутолоке движения, и сохранявший, несмотря на свой транспорт, вполне успешный и безмятежный вид.

Дорога из Копенгагена вела вдоль берега моря, синего моря с ясно видимым шведским берегом, с огромным количеством яхт на датском берегу и изумительным рестораном у самого моря. Где мы с удовольствием съели "рыбу дня" (ската, как объяснил нам импозантный официант с гладко выбритой головой) с хрустящими тёплыми булочками и запили вкусным кофе, почему-то поданным в огромных кружках.

Потом искали замок в Хиллероде, по дороге (конкретно, я) чуть не получив кондратий от сервиса Сбербанка.

Замок оказался достоин затраченных на него нервов, красив и внушителен. Тщательно отреставрирован, там сейчас какой-то музей. С красивым фонтаном во дворе, внутренним двором и тихим зеленоватым прудом под стенами. А также с золотыми фигурками на башнях, неизбежными, но хотя бы немногочисленными, японскими туристами и вальяжным крупным далматином на поводке у датчанина.

В лавке купили футболки с надписью "Копенгаген", сели в машины и поехали через какие-то сплошные датские деревни к парому. На пароме оказались как-то мгновенно, он плывёт из Хельсингёра в Хельсинборг пятнадцать минут. Из машины выходить было нельзя, обзора, соответственно, не было никакого, только чуть заметное качание под ногами сообщало о том, что мы плывём.

Наш визит в датское королевство оказался стремительным и великолепным. На другом берегу опять Швеция.

Из ежедневной переписки.

...Мы снова в Швеции. Копенгаген меня привел в полный восторг, понравился гораздо больше, чем Стокгольм. Старые кварталы, парки и бесконечные статуи. Русалочка не впечатлила, какая-то она маленькая и скромная, что ли. А вот замок, ратуша и пруды, и площадь Королевского дворца - это да!

...И еще дядечка на велосипеде нас обгонял дважды, замечательный такой дядечка, в костюме и при галстуке.

...Копенгаген пахнет морем, рыбой и мидиями.

Потом еще заехали в замок-музей в Хиллереде. Красивый, но вчерашние руины лучше, они настоящие. А замок парадно-выгребной.

Сейчас уже в гостинице, дневник писала. От впечатлений на голове ясно углы чувствуются, как на кубике.

День пятый.

Вставалось тяжело, видимо, сказалось обилие вчерашних впечатлений.

И снова дорога, теперь в столицу Норвегии. Дороги замечательные, с удобными и вполне понятными многоуровневыми развязками. Машин много, перед Гётеборгом автомобили резво шмыгали, перестраиваясь из ряда в ряд.

Гётеборг - скорей всего, тайный побратим карельской Сегежи, до которого ей по части неприятных ароматов ещё расти и расти. Хорошо, что этот город быстро остался позади вместе со своими запахами и... второй нашей машиной. И это, как оказалось, было только начало. Машина потерялась, чтобы мы насторожились и проявили к Норвегии интерес.

Потом потерялись спутники в навигаторе. Новител упорно не хотел видеть автостраду, по которой мы ехали.

Машина через час нашлась, Андрей пропустил поворот на Осло, который мы сами увидели в последний момент.

На границе Швеции и Норвегии почему-то оказался пост. Озадаченная блондинка в форме изучила наши паспорта и ваучер на гостиницу, выяснила, что вторая машина "together" с нами, их даже смотреть не стала. Видно было, как она старалась сохранить небрежно-невозмутимый вид.

В Осло навигатор окончательно потерял связь с реальностью. Он пропускал повороты, требовал повернуть в стену дома и непрерывно верещал о сходе с маршрута. После третьего круга я переключилась на другой навигатор, который со второй попытки всё-таки нашёл Фрогнер-парк. Но вожделенная бесплатная парковка оказалась занята, и пришлось парковаться по соседству на платной.

Планы менялись на глазах. Загрузились в экскурсионный автобус и поехали в Музей викингов. Автобус тоже выписывал на улочках Осло немыслимые петли, но на место нас привёз.

Музей разочаровал. Я всё-таки ожидала побольше драккаров и, ввиду своей неуёмной тяги к холодному оружию, хоть какого-то реального вооружения викингов.

Дождались следующего автобуса, предъявили билеты и поехали в Исторический музей. Не доехали. Опять на пути попалась какая-то древняя крепость. Пошли её обследовать. Сооружение внушительное даже сквозь пыль веков, одной своей стороной обращенное к морю. Толстенные, сужающиеся кверху стены, и узкие классические бойницы. А у берега стоял океанский белоснежный лайнер, создавая причудливый контраст со старыми стенами.

От крепости мы вышли в центр Осло, где проходил какой-то фестиваль. Побродили по улочкам и опомнились, когда оказалось, что вот-вот пропустим последний экскурсионный автобус.

В заключении приключений в Осло пропала остановка экскурсионного автобуса. По времени на часах, сам автобус тоже уже числился в пропавших. Пришлось изучать схему метро, чтобы вернуться к машинам.

И тут автобус всё-таки появился! Последний на сегодня! Мы к нему рванули, как на масс-старте по бегу. Почти не успели, несмотря на зазывное размахивание руками, но Андрей отчаянным рывком поравнялся с кабиной водителя. Тот так удивился, что открыл двери, и мы в паузе приключений доехали до Фрогнер-парка.

Скульптуры Вигеланда во Фрогнер-парке, видимо, создавались для повышения рождаемости у норвежцев. Иного умысла я в них не увидела. Одна из скульптур из парка была выселена и стояла в скверике у нашей парковки.

Выехали из Осло и отправились каждый по своему навигатору, чтобы встретиться у отеля почти одновременно. Отель, построенный в 1915 году, выглядел как изящный небольшой замок и был расположен немного в стороне от города Ларвика.

После двух бутылок изумительного тёмного пива местной пивоварни бармен с мужем стали прекрасно понимать друг друга, настолько прекрасно, что бармен полностью убедился в необходимости и неизбежности подарить Мише замечательную карту Норвегии.

Даже в первый день стало ясно, насколько сильно Норвегия отличается от своих соседей скальным ландшафтом, хвойными лесами и холодным климатом.

Из ежедневной переписки.

Ты опять был прав: до чтения руки не доходят, вернее, сил не остается.

Осло, наверное, по-своему красив. Город на скалах у моря. Только вот навигатор по Норвегии ловит плохо, а по Осло еще хуже. После третьего круга я уже судорожно переключалась на другой, чтобы хоть как-то попасть к Фрогнер-парку. Успели посмотреть музей викингов, очередную крепость и скульптуры Вигеланда, созданные, наверное, для усиления размножения норвежцев.

Потом ехали 135 км до отеля. В Норвегии столько тоннелей! Почти постоянно они на дороге.

Отель потрясающей красоты, построен в 1915 году, бармен оказался очень разговорчивым, после двух бутылок пива Миша уже с ним общался без моей помощи.

Сегодня ехать всего 300 км, поэтому с утра никто никуда не мчит.

Ларвик, городок, где находится отель, удивительно красив, с узкими улочками, спускающимися к фьорду.

Но, в целом, Норвегия мне нравится меньше, чем Швеция. А Копенгаген просто вне конкуренции.

Ответ

А мне вот Норвегия понравилась больше всех скандинавских стран, такой удивительно природы, потрясающе красивых фьордов и ненавязчивой доброжелательности норвежцев, трудно где встретить ещё...

...надеюсь, мои дневники по Скандинавии с тобой и тебе пригодились - желаю новых отличных впечатлений!!!

День шестой.

Сегодня решили никуда не спешить из прекрасного отеля. Выехали в наш полдень (время в Норвегии отстаёт от московского на два часа). Хотели найти гипермаркет в Ларвике, но навигатор опять стал водить по кругу. Поэтому с облегчением вздохнули, когда вырвались на трассу.

И опять бесконечные тоннели и скалы. Норвежцы, оказывается, тоже предупреждают фарами об автоинспекции. Товарищ сидел за отбойником, буквально за бруствером, в камуфляже, сливающемся со скалами за спиной, с радаром наперевес. И на стульчике, Европа всё-таки.

Мрачно-величественные пейзажи прибрежной Норвегии. Скалы, покрытые еловым лесом и россыпь аккуратных домиков на склонах.

Доехали до отеля рано. Дождь с ветром зарядил до утра, он всю ночь стучал в окна, расположенные на крыше. Пришлось согреваться коньяком из дьюти-фри с вкуснейшими норвежскими сырами.

Из ежедневной переписки.

...я перечитала ту часть твоих дневников, которая относится к Норвегии. Видимо, с погодой тебе тогда очень повезло, потому что дождь барабанит по крыше и никаких красот не видно. Восхищение вызывают затраченные на строительство дороги и тоннелей усилия, это ж надо столько сделать для удобства путешествий!

... с доброжелательностью норвежцев я столкнулась только вчера, кофе мне налили за красивые глаза, а Мише подарили после недолгих, но убедительных попыток замечательную карту Норвегии.

А природа мне понравилась больше в Швеции. Я к горам, извини, совершенно равнодушна. Погода испортилась, +11, дождь и ветер. И фьорды не сфотографировать красиво в этот дождь. Одна надежда, что к утру дождь кончится. А то Прекенстоуну придется обойтись без нас.

Сегодня день отдыха. Я пью коньяк с вкусными норвежскими сырами, даже не знаю, как они называются. И Норвегия постепенно становится все более привлекательной.

Просто огромное спасибо за ответы! Твой дневник мне помог очень, особенно, в плане внутреннего принятия этого путешествия. А ведение дневника здорово успокаивает и направляет мысли в нужную сторону. За это респект тебе и низкий поклон...

Ответ.

...да, норвежские тоннели знамениты на весь мир, норвежцы, как кроты, дай им только скалы погрызть...

...я люблю дождь, кстати, в дождь могут получиться отличные фото, можно даже снимать через оконное стекло...

День седьмой.

На улице по-прежнему дождь. Ветер, правда, утих. Но Прекенстоун отменили, поскольку карабкаться на эту скалу над фьордом в дождь, чтобы посмотреть на прекрасный вид, было бы проблематично, да и неразумно.

Кое-как позавтракали и отправились в Ролдал. Он расположен в ста километрах от побережья и является горнолыжным курортом Норвегии.

Дорога - настоящий серпантин вдоль гор, за которые зацепились облака. И скалы, скалы кругом. Они нависают над дорогой, отступают то вправо, то влево, и вновь подступают совсем близко.

Красота величественная, но мрачная, располагающая к молчанию. С вершин скал срываются горные реки-водопады, склоны покрыты еловым лесом. Запруды из камней на более спокойных реках, с бурунами и перекатами. Тоннели, порой по пять километров в длину. В одном месте тоннель был перекрыт, и мы ползли караваном из восьми машин вокруг горы.

А в кратких паузах дождя зеркальные горные озёра, в воде которых отражаются до мельчайших оттенков деревья и скалы.

Облака цепляются за горы, временами притворяясь туманом и перекрывая дорогу.

Доехали до гор, на вершинах которых лежит снег. Нам-то проще, у нас в Хибинах он тоже ещё не растаял. А вот туристам из более южных регионов снег в июне в диковинку. Однако, стоило ехать за столько километров, чтобы снова его увидеть!

Дождь не прекращается, температура медленно понижается. Вообще, куда я попала и где мои вещи? Карликовые берёзки, и снег уже не только на вершинах, но и кругом. А сверху по-прежнему поливает дождь.

Многие дома, даже современные, покрыты мхом. А уж гостиницы - это обязательно. Эти моховые крыши - визитная карточка Норвегии. На некоторых даже растут деревья. Такие крыши появились в Норвегии в глубокой древности: они отлично держат тепло, и строительный материал всегда под рукой.

Проехали перевал на высоте 1491 метр от уровня моря с двухметровыми вешками по сторонам дороги и светофорами на въезде-выезде.

Отель был заведён в навигатор по координатам, так что гостевой дом нашли вполне успешно. Но он оказался пуст и безлюден, на дверях записка не нам. И никого. Только настырный дождь.

Хорошо, что Владик сообразил сбегать в соседнюю усадьбу. Там (вот она норвежская доброжелательность!) хозяин попытался позвонить по номеру, указанному в ваучере, не дозвониться не смог. И отправился нас провожать к нашему домику, расположенному в трёх километрах от гостевого здания, на своей машине.

Домик тоже был открыт, с ключом в дверях и запиской на столе уже нам. В записке были извинения, что хозяин отсутствует и просьба оставить деньги за ночлег в конверте на столе.

В двухэтажном домике имелась бытовая техника, душевая, любая посуда, одеяла, подушки, какие-то вещи хозяев. И всё открыто, хотя дом находится в посёлке.

Из окон открывался чудесный вид на озеро и скалы за этим озером, то закрытые приползавшими облаками, то снова видимые в прозрачном воздухе.

Сварили совместный ужин и, наконец-то, поели нормально за весь день. Мужчины выпили пива, мы вина. И решили лечь пораньше, поскольку завтрашний день планировался напряжённым.

Тем более, что дождь пошёл с новой силой, а градусник показывал +12.

Из ежедневной переписки.

Опять не знаю, когда отправится...

Мы сейчас в Ролдале. Это горнолыжный курорт. Сейчас не сезон, поэтому двухэтажный вполне жилой дом мы сняли всего за 600 крон. Как его искали, это отдельный рассказ. Приехали к гостевому домику, который указан в адресе. Все открыто, записка на дверях не нам. И никого. Совсем. Сын наших друзей через полчаса сбегал в соседнюю усадьбу, и норвежец нас три километра провожал к домику на своей машине. Тоже все открыто, хотя дом в поселке, ключ в дверях. В доме посуда, подушки, одеяла, какие-то вещи хозяев. На столе записка уже нам.

Вот она, норвежская доброжелательность и доверие!

Ехали сегодня из Вансе, через горы, перевал. Доехали до пояса карликовых березок и снега в горах и вокруг дороги. Очень похоже на Хибины, разве что горы выше и угловатее, стоило забираться в такую даль!

Очень красиво, несмотря на постоянный дождь. Реки-водопады со скалистых гор, склоны, поросшие елями, в кратких паузах дождя совершенно зеркальные озера, запруды с бурунами и перекатами, облака, зацепившиеся за горы и заливающие туманом дорогу. Фотографии должны все-таки быть достойными. Но этот снег в июне! И +9 на термометре!

Крыши многие покрыты мхом, даже у вполне современных домов. А уж у гостиниц - это обязательно.

Красота, но мрачная и молчаливая. Тролли здесь и должны жить. Под ёлками.

Ответ.

... Я уж волноваться начал, что ты пропала куда-то, потом решил, что в скандинавских горах, возможно, плохая связь... Ты так живописно описала норвежский колорит, будто я сам там побывал... Прекрасно помню норвежские жилищв в горах, с крышами, покрытыми землёй и мхом, помню и их доброжелательность, и то, что они никогда не запирают на ключ свои жилища....

День восьмой.

Спалось хорошо, в прохладе и тишине. Утром даже дождя не было. Зато на градуснике оказалось +6,5.

Дорога пошла вниз, снова серпантин и тоннели. Въезжая из одного почти сразу попадаешь в другой.

Узкие улочки Одды зажаты между фьордом и скалами. Дома покрыты уже не мхом, а тёмно-серебристой черепицей, напоминающей рыбью чешую.

Очередной тоннель после Одды и снова бесчисленные водопады, низвергающиеся со скал.

Остановились на Тропе Троллей. Тролли оказались цивилизованными, поскольку тропу свою заасфальтировали. На самом деле, Trollstigen или Тропа троллей - это часть дороги, соединяющей города Ондалснес и Валлдал, открытая впервые в 1936 году и представляющая собой горный серпантин из 11 крутых поворотов. Тропа троллей бывает открыта примерно с середины мая по октябрь, в остальное время она закрыта.

Я нашла небольшую тропинку, ведущую на неогороженный край пропасти, на дне которой бился горный поток, порождённый водопадом, и постояла в тридцати сантиметрах от края, на покрытой мохом площадке, вниз смотреть было жутковато.

И опять тоннели, три подряд: 11 км, 5 и 1 км. Норвежцы имеют явное родство с кобольдами, горными гномами.

Лайердальский тоннель, самый длинный тоннель в Европе. Его длина 24,5 км. Каждые шесть километров зал, подсвеченный синим и жёлтым светом, где можно остановиться, выйти и пофотографироваться.

И опять тоннели, и снова паром через фьорд.

В кои-то веки нашли кафе, где можно было поесть. Почему-то в Норвегии с придорожным питанием затруднительно. Видимо, едят то, что изловят.

Вдоль дороги уже давно течёт река с зелёной, цвета старой бирюзы, водой. Фотоаппарат этот оттенок брать не хочет, поэтому он останется, к сожалению, только в памяти.

Увидели ледник в распадке. Один из слоёв льда яркого лазоревого цвета.

Пятнадцать километров до Гейрангера. Снег и никакой растительности, кроме мха и лишайников. Камни, снег, ручьи и мох. Вода стала обычной, свинцовой. Дождь и на термометре +4,5.

Высота 1030 метров. Крутейший серпантин, называемый Орлиной дорогой, ведущий к Гейрангеру, временами настолько узкий, что для разъезда встречных машин предусмотрены карманы.

И вот он, красивейший фьорд Норвегии! Смотровая площадка Флюдалсьюве с видом на фьорд с тремя кораблями на рейде, где мы фотографировались по очереди, попутно наслаждаясь прекрасным зрелищем.

Потом ещё серпантин и ещё одна смотровая площадка, где хорошо видна щель между скал, образовавшая фьорд.

Затем опять серпантин к другому фьорду и паромная переправа, уже третья за сегодня.

На паромной пристани мужчина ловил рыбу, и у него даже что-то клевало. Невозмутимой норвежской рыбе наплевать на шумное соседство цивилизации.

Доехали до места ночёвки без приключений. Мотель оказался вполне приличных размеров, не тот курятник, что был в первую ночь путешествия. С холодильником и какой-то совсем советской электроплиткой. А кастрюлю мужу удалось буквально приватизировать на уже закрытом рецепшене, причём у норвежца открывшего запертую дверь нашёлся даже кипяток, чтобы наполнить термос. Плохонько, но ловил вай-фай, и мне удалось рассказать о своих впечатлениях за день.

Из ежедневной переписки.

22:28

...Впечатления просто переполняют, первый раз пожалела, что нет телефонной связи. Проехали 600 км, три перевала, три парома, бесчисленное количество тоннелей - это за сегодня. Водопады, скалы, снег, и зелень внизу.

В зеленоводной реке, вроде, удалось поймать оттенок воды на фотоаппарат. И горы кругом, покрытые лесом, без леса, ближе, дальше - но все время горы. Красиво! Но к вечеру устали. А кемпинг с удобствами по соседству, ладно, как-то переночуем, кровати удобные. Завтра Атлантическая дорога и еще 600 км.

22:42

...а я ведь снял на видео все эти красоты, у меня есть кассета со всеми этими тоннелями, водопадами, скалами, снегом среди лета, горы, покрытые лесом, небольшие делянки на склонах, которые возделывают норвежские крестьяне, выращивая на клочках земли между скалами свои небольшие огородики...

22:47

На видео я снимала въезды-выезды с паромов. А так уже вторая карта памяти в фотоаппарате. Норвежцы очень красивый народ, в отличие от финнов, поджары и длинноноги. И действительно, очень доброжелательны.

А дядечка на паромной пристани сегодня невозмутимо ловил рыбу и, кажется, у него даже что-то ловилось

В Одде крыши покрыты не мхом, а черепицей, напоминающей рыбью чешую, тоже красиво.

... еще раз и более внимательно перечитала твое письмо. Большое спасибо за рекомендации, в блокноте уже исписано изрядно.

23:07

О, вы и в Одде побывали... Мы там ночевали в отеле "Аптека" - такое смешное название для отеля. По-норвежски - APOTEK - так наш отель назывался... там внизу аптека, а на втором и третьем этаже отель

...я в Одде во фьорде купался...

23:14

Ой! Там же холодно! Сейчас здесь +9, на перевале перед Гейрангер-фьордом было +4, там высота 1030 м и ничего уже не растёт, только камни, мох и лишайник.

Вчера был дом удобный, а сегодня просто мотель. Около Аллесунда.

23:16

... ты читала мой дневник, там всё довольно подробно описано

Температура воды во фьорде в середине лета была +4, там плавать невозможно, судорога сводит, стакан водки до погружения в воду и стакан после - и ни в одном глазу...

23:19

Нет. Я столько не выпью.

23:19

Но тебе мой заплыв повторять не рекомендую....

Да и не выпьешь ты столько...

...Вода в реке, которая долго текла вдоль дороги, была зеленого цвета. Такого, цвета старой бирюзы. И в одном фьорде такая же. В Гейрангере уже обычная, свинцовая под серым небом. А там зеленая! Просто удивительно!

И еще видела ледник, один из слоев льда был ярко-бирюзовый.

Придорожных кафе почти нет, сегодня отыскали первое за два дня. И наелись до отвала шведским столом. Сёмга очень вкусная оказалась, и соленая, и запечёная. А потом в магазине сувениров я себе нашла вещь по вкусу: кулон в виде секиры викингов, сантиметр в размахе лезвий, литой, на интересной цепочке. Я до всякого холодного оружия и его подобия сама не своя. Будет память о Норвегии.

...Потом из дома отберу достойные фото и пришлю. Раз тебе нравятся горы, ты их оценишь. Нашли сегодня тропу троллей, асфальтированную, хи. А вот от нее шла правильная тропинка к обрыву. Пропасть, на дне беснуется река, слева вдали мощный водопад. Впечатление очень сильное от обрыва у самых ног.

...И тоннели, просто половина дороги в тоннелях. Лайердальский 25 км! Через каждые 6 км зал с подсветкой синим и жёлтым светом. Можно остановиться.

...Серпантин перед Гейрангером крутейший. В другом месте узкий настолько, что предусмотрены карманы для разъезда машин.

Это я на два часа уснула. А сейчас все же не удержалась, и выплеснула часть накопленного за день.

Ответ.

...цвет воды в озёрах, реках и фьордах Норвегии чаще всего - это отражение неба или окружающих берегов... Горная вода прозрачная, но обладает силой зеркального отражения - если вокруг зелёные крутые берега - то и цвет воды зелёный, если пасмурно, то вода кажется свинцовой, если высокие фьорды с синевато-зелёным отливом, то вода во фьорде кажется насыщенной бирюзой. Я просто влюбился в Норвегию, когда там оказался - эта суровость природы так замечательно контрастирует с добродушием и спокойствием местных жителей, которые любят свою землю и с удовольствием знакомят гостей с её красотами, не навязчиво, а так, очень аккуратно и по-доброму.... Желаю тебе новых приятных впечатлений и ощущений, продолжай вести записи, это придаст путешествию только дополнительную прелесть и оставит после себя все тонкости восприятия...

День девятый.

Встали и поехали. На небе просветы голубого неба, солнце временами проглядывает. Час ждали паром, чтобы переправиться через Ромсдальс-фьорд.

Выехали на Атлантическую дорогу, идущую по берегу океана. Длина дороги 8 км, на ней расположены семь удивительного изящества мостов, самый высокий из которых называется Стурсейсунде. Арки мостов, свинцово-серый океан, его тяжёлые волны накатываются на растрескавшийся берег из черного камня, в щелях которого растут мелкие розовые цветы. И чайки над водой. У домиков пасутся стада овец.

Интересно, что знак пешеходного перехода в Норвегии изображает человека в шляпе...

Атлантический тоннель, через который нам предстояло ехать, проложен под морем, и его длина составляет почти 6 км. Въезд оказался прилично платным - 125 крон. За тоннелем расположен Кристиансунд - очень симпатичный прибрежный городок, улочки которого спускаются к морю и поднимаются от него сплошной разноцветной лентой фасадов.

Около Трондхейма анфилада из четырёх тоннелей, недлинных, но следующих один за другим. А в перерывах между подземельями слева зеркальная гладь фьорда.

Наткнулись на памятник мине. Остановились, чтобы немного пройтись. Высокая скала, у подножия лежит россыпь каких-то щепок. Пришлось брать их в руки, чтобы убедиться, что это щепки не древесные, а каменные.

На дороге перед нами появляется натуральная "Волга ГАЗ-21", но на ней спереди и сзади эмблемы "Мерседеса". Ограничение скорости в Норвегии очень жёсткие, 70 км/час за счастье, поэтому обогнать и даже догнать эту машину не удаётся.

Сегодня светит солнце, +15 градусов и очень клонит в сон. Вчерашний выброс адреналина даёт о себе знать.

Перед Левангером пробка. Нахально развернулись и поехали по норвежской грунтовке в объезд, любуясь ухоженными полями и огородами.

Очень красивое озеро с лесистыми островами Снасватнет, но остановиться, чтобы сфотографировать, возможности нет. Поэтому остаётся только любоваться и впитывать в себя красоту лесистых островов с каменистой оторочкой и зеркальное спокойствие воды, в отражении которой видны даже оттенки зелени леса на другом берегу.

Место ночёвки еле нашли. Это оказалось хостелом школы где-то за посёлком. Очень красивый внутренний двор с ровно подстриженной изумрудной травой. В номере умывальник и неплохие кровати. Устроили совместный ужин на большой кухне. Кроме нас на данный момент в хостеле было человека три.

Из ежедневной переписки.

...Что-то здесь барахлит интернет, я не знаю, отправилось ли письмо из почты. Поэтому дублирую, что вспомню, здесь. Хотя устала сегодня очень и голова разболелась с середины дня.

Мы сегодня проехали 460 км, ехали по Атлантической дороге. Мосты, паромы, тоннели под проливами. Гор таких высоких уже нет, берега фьордов ниже, зато видела океан. Природа напоминает карельскую. Неизменные ели, но уже и болотца попадаются. Зеленой воды больше не было...

Очень красивое озеро проезжали ближе к вечеру. Очень большое, с островами, покрытыми лесом, тихой гладью воды.

В одном месте, где останавливались, осколки, осыпавшиеся со скалы, пришлось потрогать руками, чтобы убедиться, что это камни, а не щепки.

Завтра запланировано больше четырёхсот километров. А потом два дня по чуть-чуть, можно будет передохнуть.

Ответ

... я так понимаю. что вы движетесь на север, уже ближе к Тронхейму. Ещё немного севернее и достигнете норвежско-русской границы, а там уже до дому рукой подать... И парома не нужно...

День десятый.

Не проснуться совсем. А вставать надо рано, потому что впереди приличной длины отрезок пути.

С утра туман. У озера не видно берегов, а видно только отражение их в туманной дымке над водой. От гладкой воды поднимаются спирали тумана, закручиваясь под восходящим солнцем. На градуснике +3,5. Проехали озеро, и туман остался позади. Небо там, куда мы едем, голубое и ярко светит солнце.

Зеркала воды уже с другой стороны. Прибрежные кусты отражаются в воде как вход в другое измерение, зазеркальный мир. Двухэтажный белый особнячок с намёком на колонны под моховой крышей стоит на самом берегу реки и в зеркале воды он отражается весь, вплоть до мельчайших деталей.

Опять вдоль дороги течёт река с фантастической зелёной водой. Это не может быть отражением листвы, цвет воды напоминает больше всего старую бирюзу или минерал амазонит. В этот раз фотоаппарат смилостивился и изволил зафиксировать этот удивительный оттенок.

Дорога наша идёт на север и снова вверх. Норвежский Арктический полярный круг расположен на унылом плоскогорье на высоте 673 метра над уровнем моря, в отличие от финского, шведского и российского.

Небольшое здание музея-кафе, вокруг стелы и памятники. А вокруг, насколько хватает взгляда, простирается голая тундра, похожая на поверхность астероида, серовато-зеленого цвета. Из камней многочисленными туристами выложены дольменчики и сейды. А на склоне небольшой сопки из камушков выложены имена.

Еще чуть в стороне там стоит стела с пятиконечной звездой и надписью на норвежском и чешском языках о погибших в войну друзьях.

Самая высокая точка плоскогорья 695 метров над уровнем моря, затем начинается спуск. На плоскогорье болотца, в которых рождается горная река. Она течёт рядом с дорогой, молниеносно набирая силу, скорость и ширину, вскипая порогами и разливаясь в стороны широкими плёсами.

До мотеля вблизи Рокланда доехали рано. Там был шведский стол, очень дорогой и очень вкусный, поэтому пришлось наедаться впрок, как тому хохлу. Очень вкусная сёмга на гриле, треска в лимонном соусе и какая-то жареная рыба, которая осталась неопознанной. На мясные блюда возможностей организма уже не хватило. Домик порадовал удобными кроватями, укомплектованной кухней (хотя после такого пиршества, кому она была нужна, эта кухня?) и уютным патио, то есть верандой.

И нормальным интернетом.

Вечер был тихим и солнечным. Удалось просто расслабиться и отдохнуть от последних дней, оказавшихся чересчур утомительными и насыщенными.

Из ежедневной переписки.

16:03

Тронхейм мы уже проехали.

Миновали норвежский Полярный Круг, остановились в весьма приличном мотеле. Завтра на Лофотены, там два дня. И начинаем обратную дорогу. Через Финляндию.

Утром я очень домой хотела. Опять не выспалась, холодно и туман. И на север ехать! Но доехали 407 км как-то очень быстро. Туман над озером - красота необыкновенная, в тумане над водой отражаются леса другого берега. И зеркальные воды рек и озер, там, где нет тумана. Сегодня опять река была с зеленой водой. Не пойму, не то водоросли, не то камни на дне.

Я пытаюсь смотреть бы стороны, иногда думаю, как бы ты это увидел. Восприятие получается другое, более яркое, что ли.

16:06

Так вы уже совсем близко к дому, а собираетесь поворачивать назад... Получилось бы кругоскандинавское путешествие... Надеюсь, ты уже изменила своё мнение о Норвегии, и тебе эта страна уже кажется не хуже Швеции...

16:09

Да, похоже. Потому что возвращаемся через ту же таможню около Алакуртти. В Швеции теплее. Красот и впечатлений, разумеется, больше в сотню раз.

Иногда очень полезно в путешествии просто поваляться. Сразу жизнь становится более привлекательной.

19:14

Ничего страшного... Отдохни, сходи во фьорд окунись

19:27

К сожалению, фьорда рядышком нет.

И водки.

19:28

Я даже тебе немножко завидую, по-доброму. А я бы окунулся даже без водки...

День одиннадцатый.

Какие всё-таки тёплые одеяла в мотелях! И как не хотелось вылезать промозглым заполярным утром из-под этой уютной прелести!

С утра муж, предвкушая морской переход и вспомнив свою молодость морпеха, надел тельняшку и очень, очень собой гордился.

Приложив некоторое волевое усилие, всё-таки собрались и отправились дальше на север. Под серым небом с начинающимся время от времени дождём, природа весьма напоминает нашу, кольскую и карельскую заодно. Разве что болот поменьше и сопки выросли до гор.

Прибыли в Будё и разделились. Андрей очень хотел осмотреть авиационный музей, поэтому мы поехали на утреннем пароме, а они отправились на экскурсию и должны были прибыть вечерним.

Паром до Лофотенских островов идёт три часа. Большой корабль с уютными салонами. Машины стоят в трюме, в отличие от маленьких паромов через фьорды.

Лофотенские острова - это архипелаг в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии, отделённые от континентальной Норвегии проливом Вестфьорд.

Дикие и величественные острова, мимо которых проходит паром. Какие-то с зелёной растительностью, какие-то просто голые скалы.

Рядом с нами находилась компания очень доброжелательных и жизнерадостных пожилых немцев, путешествующих на автобусе. Обмениваясь фразами на "very bad English", мы прекрасно понимали друг друга.

На пароме присутствовал даже индус в развевающихся национальных одеждах. Он попробовал постоять на внешней палубе, заметно продрог и решил больше не рисковать.

Зато дядечка, который в моём понимании воплощал в себе облик истинного норвежца - худой, высокий, длинноногий - подолгу выходил на палубу и стоял, с видимым удовольствием подставляя лицо океанскому ветру.

Попросила мужа сфотографировать его незаметно, чтобы потом предъявлять фотографию как иллюстрацию к норвежскому типажу.

Ага, размечталась!

Муж улучил момент и сфотографировал дядечку так, что теперь его фотографию можно предъявлять только как типаж пингвина.

Лофотены поразили и влюбили в себя с первого взгляда, несмотря на холод. Скалы, море и домики на сваях. Деревушка, где мы ночуем, называется Е. Прямо на домиках для туристов гнездятся чайки какой-то особенной породы и орут, скорее даже плачут, пронзительными голосами капризных детей. Вай-фай ловится только на рецепшене, приходится туда сходить несколько раз за вечер.

К вечеру тучи вылезли из-за горы и заморосил мелкий дождик. В соседний домик вернулись с уловом немцы, мокрые и довольные.

Друзей ждали долго. Оказалось, что следующий паром был только в семь часов вечера по нашему времени, и они появились в двенадцатом часу, когда мы уже стали беспокоиться.

Из ежедневной переписки

12:00

...Я сегодня выспалась, так что даже направление на север представляется не таким мрачным.

Мы на пароме Будё-Москенес, три часа будем идти. У нас солнце над морем и +10. Сейчас отплывём, буду фотографировать.

Мы разделились до вечера. Друзья поехали город смотреть, приплывут следующим паромом. А мы будем рыбацкий домик осваивать. Пиво купили, может, семгу поймаем.

Этот паром большой, а маленьких паромов не сосчитать уже, так же как и тоннелей.

12:10

...страна фьордов, тоннелей и паромов...

Я в Норвегию влюбился, когда там побывал... Швеция, Финляндия и Дания вместе взятые не перевесят... В Норвегии особенно как-то чувствуется "край земли" и безмолвие...

12:14

Знаешь, я уже сегодня с тобой соглашусь. Норвегия живописнее во много раз.

О, здесь даже индус есть! На палубе открытой стоял, замерзший, в национальной одежде...

12:31

Наверное, йог

12:32

Йог бы раздетый был

12:36

Ходила на палубу острова фотографировать. Красиво, ветер пахнет океанскими просторами.

Но теперь я тоже йог

...Я тебе фото с палубы отправила на почту.

12:48

...На фото чувствуется северная мощь и безмолвие...Безмолвие там на берегу, где нет людей, а только отвесные скалы фьордов...

22:08

Мы на Лофотенах. Красота неописуемая! Вот где мысли о безмолвии приходят. Здесь так красиво! Даже холод не помеха. А чайки гнездятся на соседнем домике. Море, скалы и якобы рыбачья деревушка между скалами и океаном. Скалы покрыты чем-то темно-зеленым, мхом или лишайником. Кое-где на скалах белые пятна снега.

Тебе бы такое понравилось.

Тут катера еще для рыбаков напрокат. Немцы по соседству рыбы наловили, пришли в рыбацких костюмах, мокрые все.

...Пошёл дождь, друзей до сих пор нет. Похоже, паром следующий не в три, а в семь. Ничего, у них тоже есть навигатор. И мобильные

И здесь нет сейчас ни закатов, ни рассветов. Существуют же часы для полярников: не 12 цифр на циферблате, а 24.

День двенадцатый.

Утро было замечательно солнечным и чистым. По соседству мужчины обнаружили палтуса, выловленного ночью и подвешенного за хвост, длиной больше полутора метров, и устроили фотосессию.

Поехали в деревню викингов Лофотр. Скалы над океаном впечатляющи в своей грозной тишине. Деревьев на них почти нет. Камни и мох елово-зелёного цвета.

Делают дорогу, копают очередной тоннель. В тихих водах заливчиков расположены множество садков для разведения сёмги. Два очень крутых и изящных моста через проливы. Дом или сарай с крышей, покрытой мхом. На крыше пасутся с невозмутимым видом семь штук овец.

Деревня викингов оказалась закрыта виду раннего времени. Также, как и кафе. Из доступных для обозрения экспонатов присутствовали три гнедых коня и две таких же гнедых (или грязных) свиньи. Зато в полутора километрах от деревни таблички обещали драккар. И мы бодро туда зашагали, надо же когда-то и ходить ногами. Драккар обнаружился пришвартованным к берегу небольшого озера. И был на плаву, поскольку оказался укомплектован вёслами, спасательными жилетами и пах костром, значит, был просмолен.

На обратном пути выяснилось, что церковь на холме, из которой чуть слышно доносились звуки органа, стилизована под нос корабля, Ельник, через который мы проходили, был настолько густой, что в нём царил сумрак, как несбывшейся за полярным кругом летней ночью.

Далее по маршруту следовало расположенное на военной базе НАТО вблизи Хармстада самое большое в мире наземное артиллерийское орудие времен Второй мировой войны - пушка Адольф, калибром 40,6 см, часть береговой батареи Тронденес. Снаряды для этой пушки были весом 1300 кг и могли достигать цели на расстоянии до 56 км.

Въезд на базу оказался платным. Бойкий дядечка с изрезанным морщинами лицом и говорящий на американском английском, отчего мы его прекрасно понимали, собрал с каждого человека по 60 крон, строго сказал: "Follow to me", и мы поехали караваном из пяти машин к вероятному противнику. На территорию военной базы оказалось попасть совсем даже недорого, правда, в сопровождении джипа военной полиции и двух крепких ребят в чёрных беретах.

Пушка была большая. Очень. Но от неё веяло уже не опасностью, а музейной пылью. Дядечка честно отрабатывал свои деньги, обстоятельно рассказывая о принципе работы Адольфа на американском языке, иногда переходя на немецкий.

Штык-нож от стены отколупать не удалось, к тому же он был совершенно тупой. Винтовка со штык-ножом другого образца оказалась прикручена к стене намертво. Мне опять не повезло.

Из Хармстада еле выехали. Движение по тем улицам, которые были потребны навигатору, оказалось перекрыто из-за какого-то праздника: по улицам шли толпы девочек разных школьных возрастов в красно-желтых нарядах под присмотром бдительных воспитательниц.

Домик для ночлега в этот раз находился на берегу тишайшего залива какого-то фьорда, вода в котором была трёх разных цветов. Поужинали и разбрелись по спальням.

А ночью!.. Ночью состоялось просто волшебство. Солнце медленно скользило над самыми водами заливчика, заливая мягким золотым светом окружающий мир, замерший в безмолвии. Было настолько тихо и хорошо, что не хотелось уходить с крыльца обратно в домик.

Из ежедневной переписки.

Интернет все же местами появляется. Поэтому пишу, а когда отправится, тогда отправится.

С утра было чудесное солнышко. Мужчины по соседству обнаружили подвешенного за хвостик палтуса, выловленного ночью, ростом с меня. И фотографировали с ним. И фотографировались. Чайки очень возмущались, они как раз над этим местом гнездятся.

Выехали, по дороге фотографировали ландшафты. Лофотены великолепны! Скалы и океан у этих скал.

Тоже тоннели и изящные мосты над проливами. Доехали до деревни викингов. Она оказалась ещё закрыта, из доступной экспозиции там было три гнедых коня и парочка свиней. Зато в полутора километрах указатели пообещали драккар. Пошли туда. Дорога проселочная, через ельник. Ельник настолько густой, что в лесу вечный вечер. Драккар действительно оказался в наличие, на небольшом озере. И сам раза в четыре меньше тех гигантов из Музея викингов в Осло, новодел, конечно. Но на плаву, укомплектован веслами и спасательными жилетами. Пахнет костром, просмолен, значит. Когда пошли обратно, я обнаружила, что церковь, мимо которой проходили, построена в форме, напоминающей нос драккара. И из нее чуть слышно доносились звуки органа...

Нашли пушку, вроде, она называется Адольф. Там музей, на территории натовской базы. Бойкий дядечка затребовал по 60 крон с человека, строго сообщил: "Follow me" и за его машиной мы и еще три машины отправились к шлагбауму.

Вход на военную базу вероятного противника оказался недорогим... Правда, нас сопровождала военная полиция.

Про пушку могу только сказать, что она большая. Очень. Штык-нож со стенки отколупать мне не удалось, винтовка с штык-ножом другого образца оказалась прибита намертво. Не повезло.

Дальше проехали Хармстад и приехали в мотель полседьмого вечера. Домик на самом берегу залива или фьорда. Пахнет водорослями, вода в заливе трех цветов. Вместо чаек какие-то птицы с желтыми клювами.

А, еще сегодня проезжали сарай или дом с моховой крышей. И на этой крыше совершенно невозмутимо паслись семь штук овец.

...посмотри, это с крыльца домика в два часа ночи!

Ответ

замечательный просто снимок... столько воздуха и... безмолвие...

День тринадцатый.

Утро выдалось мягким и солнечным. Дорога сегодня предстояла короткая, накладка маршрута. Поэтому едем в Нарвик, осматривать город, затем в кемпинг отдыхать. Я хочу отметить, что по Норвегии дневной маршрут должен быть не более 300-400 километров из-за ограничения скорости и горных дорог.

В Нарвике особенно хорошо получилось осмотреть торговый центр. И супермаркет. Купили сёмгу кусками в вакуумной упаковке и невообразимый норвежский сыр, коричневый и сладко-солёный. Такой сыр можно встретить только в Норвегии.

И поехали в кемпинг. Домик обрадовал: большой и просторный, с хорошей плитой и посудой. Кемпинг расположен в горах, где ещё только началась весна. На узловатых кривых берёзках, какой-то переходной форме между карликовыми и обычными, только начали распускаться листочки, несмотря на тёплый по меркам Норвегии день. А горы вокруг были в снегу.

К интернету опять пришлось делать вылазки, потому что ловился он только на рецепшене.

Сёмга, запечённая в духовке, удивила неярким цветом жира, оставшегося на противне. То есть рыбка была выращена на экологически чистых кормах без всяких красителей.

Из ежедневной переписки.

Ночью действительно было безмолвное очарование, утром солнце сместилось и очарование потускнело. А в два часа ночи настроение этого места было пронзительно тихим и радостным, уходить не хотелось.

... через недолгое время это путешествие действительно будет восприниматься, как сказка, разумеется, ты прав, опыт путешествий у тебя огромный.

15:46

Мы уже в кемпинге, уже даже пообедали. А на вечер купили семгу.

Домик замечательный, но тут горы, поэтому даже листья у берез не развернулись. Хотя сегодня тепло, +13.

15:53

В Швеции отогреетесь, там сейчас тепло и поля покрыты жёлтой сурепкой на фоне синего неба - цвета шведского флага...

15:57

Мы быстро едем через Швецию: через Лулео и Хаппаранту (Швеция) в Кеми (Финляндия), 600 км. Из Кеми через Саллу и Аллакурти до Апатит около 550 км.

16:02

оооо, у вас ещё впереди неосвоенные территории... значит, дневник можно продолжать вести...

16:08

Отель в Кеми очень даже освоенный, я знаю, какие у них калитки (это типа ватрушек из ржаного недрожжевого теста с начинкой, в основном, картофельной или из перловки) и какая сёмга на завтрак. А в Хаппаранте магазин с кофе, шведский кофе гораздо вкуснее финского, и конфетами. Но, конечно, я буду хоть по чуть-чуть, но писать.

Спасибо, что подтолкнул к этой идее!

16:09

Лулео и Кеми - это ведь север Швеции и Финляндии, а Салла вообще уже на границе с Россией.У вас просто суперское путешествие...

16:17

В Суоми вообще уже как дома, все знакомо. Кеми красивый город, у них в полярную ночь так уютно сделана подсветка улиц и домов. Финны знают толк в полярной ночи.

Удалось запечь в духовке семгу. И даже ее съесть. Интересно, что жир у этой семги неяркий, практически бежевый, а не оранжевый. Пиво, кстати, было чешское, темное. Мне тоже немножко выдали.

Здесь только началась весна. Березки не карликовые, но кривые и узловатые.

20:10

Я такие берёзки видел на Камчатке...

...В Бергене-то вам удалось побывать? Там шикарный мост через фъорд построили....

20:29

Нет.

Но мостов здесь столько, и через проливы тоже... Маршрут же шел на север. Не до Бергена было.

20:30

Понятно... Берген второй по величине город Норвегии, столица фюльке Хордаланн и крупнейший город Западной Норвегии. Расположен на западе страны, на берегу Северного моря в регионе Мидтхорланн. Занимает Бергенский полуостров, защищённый от моря островами Аскёй, Холснёй и Сутра - очень красивый, он недалеко совсем от Одды... Аскёйский мост (норв. Askшybrua) - подвесной мост через Бюфьорд, соединяющий города Берген и Аскёй в губернии Хордаланн, Норвегия. Открыт в декабре 1992 года; имеет самый длинный основной пролёт из мостов Норвегии. Общая длина моста 1057 м, основной пролёт - 850 м. Максимальная высота над морем - 62 м. Всего мост имеет 7 пролётов. Самый большой и самый красивый мост Норвегии...

А Нарвик - город назван в честь старой фермы Narvik ("Narduigh" - 1567), потому что город был построен на её территории. Значение первого элемента названия неизвестно, окончание названия, слово vik, означает узкий морской залив. Изначально город назывался Victoriahavn в честь Королевы Великобритании Виктории

Впрочем, не стану тебя грузить - ты сама это всё можешь найти в интернете. Вот когда я вёл дневники - у меня тогда ещё не было интернета...

День четырнадцатый.

Встали очень рано. Чтобы успеть в Кеми в аквапарк.

Дорога уже воспринимается как возвращение, как путь домой. И домой очень хочется. Скоро простимся с грандиозной Норвегией, и я мысленно поклонюсь этой прекрасной стране.

Швеция встретила моросящим дождём и множеством голодных комаров, в Норвегии их почему-то не было. И ставшим уже непривычным ограничением скорости до 110 км/час.

По дороге долго скакал очень упитанный олень, но всё-таки свернул, видимо, не желая становится едой.

В Финляндии всё знакомо, ездим часто, поэтому уже почти дома.

Любимый отель в Кеми, в котором останавливаемся в третий раз. Перед входом скульптура, изображающая играющих лососей. В полярную ночь она изумительно подсвечивается маленькими лампочками. А летом оказалось, что это ещё и фонтан с тонкими острыми струями воды. Отель называется "Мерихови". Там роскошные, особенно после кемпингов и мотелей, просторные номера с удобными кроватями. И на завтрак неизменные сёмга и калитки - финские открытые пирожки из ржаного пресного теста с несладкими начинками. В этом отеле останавливались Маннергейм и Юрий Гагарин.

В аквапарк, однако, мы не попали. Его именно в тот день закрыли полпятого вечера.

Из ежедневной переписки.

Швеция встретила нас дождем и обилием комаров, голодных и наглых. В Норвегии их ветром, что ли, сдувает?

Дорога уже воспринимается как дорога к дому, заканчивается путешествие...

Скорость на дорогах Швеции почти сразу 100-110 км, до Лулео осталось 170 км. Но ты все равно письмо получишь в лучшем случае вечером, когда мы будем в Кеми.

Интересно, что в районе Лофотенов и Нарвика Мегафон почти не ловил. Билайн был, а Мегафона не было.

Спасибо тебе за такое душевное общение во время этого путешествия! Для меня оно оказалось важной поддержкой.

А природа сразу стала какой-то более мягкой, хотя ведь и границы как таковой нет.

Ответ.

Швеция - страна более равнинная, нежели Норвегия, от того там и климат мягче.... да и воды Ботнического залива будут потеплее Северного и Норвежского морей, не смотря на наличие в них течения Гольфстрим.

А то, что комары в Швеции не кормлены, на то есть своя причина: русских туристов там немного, сырость, дожди, высокие травы - вот они и накидываются на всех проезжающих мимо... Комаров-то тоже можно понять - у них сезон!

Завтра уже будете дома, домашняя ванна, халат, тапочки и горячий кофе с коньяком за просмотром фотографий и собственных записей - как итог увлекательного путешествия!

18:35

Мы уже в Кеми. Дождь. Либо соберемся в аквапарк, либо нет, ещё не отошли от дороги. По крайней мере, здесь уютный номер и завтра домой!

18:36

Кеми - это уже почти Россия, если залезть на высокую сосну, можно увидеть Хибины...

В аквапарк стоит сходить: финские сауны в Финляндии, что может быть лучше, но хочу предупредить - там мужчины и женщины в сауне парятся вместе, причём голые....

Я в Хельсинки был в аквапарке, вернее в 20 км от города, там половина аквапарка на скалах и открытом воздухе....

18:43

Я знаю про финские сауны. Совместно парятся только в хамаме. Но там пар такой, что даже силуэтов не разобрать.

20:32

В Кеми, наверное, и русских много в городе, ведь граница-то рядом...

20:35

Нет, здесь русских почти нет. Зато в Торнео в магазинах надписи на русском языке...

Я тебе на почту отправила фото лососей у входа в гостиницу. Оказывается, это еще и фонтан! Зимой они очень красиво подсвечены. Гостиница называется "Мерихови", в ней останавливались Маннергейм и Гагарин.

Сегодня олень по дороге бежал, потом догадался свернуть. Упитанный такой

23:33

Потому и свернул, понимал, что упитанный - больше нравится людям на машинах....

День пятнадцатый, крайний.

Когда-то в Израиле маленький еврей из нашего отеля сказал мне: "Нельзя говорить "последний день", надо говорить "крайний"."

Вот и наступил крайний день нашего путешествия. До дома 570 километров, сущая ерунда по сравнению с пройденными 6,5 тысячами. Небо затянуто тучами, но дождя нет и как-то после Норвегии тепло: +15 с утра.

Всё привычно, всё знакомо. От нас до Петрозаводска 800 км, а до Куусамо с дивной купальней, саунами и хамамом всего 430 км.

Подъезжаем к границе, 40 км до таможни. Все больше русских машин навстречу. Какие красивые озера в Суоми! И снова острова, где деревья растут от самой воды.

На таможне никого, ни на финской, ни на нашей. Флегматичные таможенники флегматично и очень приблизительно провели осмотры, отметили tax-free, и пропустили.

Все, мы в России!

Сыра я себе провезла! Четырех сортов, в том числе норвежского, называемого еще карамелью из козьего молока.

В России сразу бросается в глаза неухоженность леса, в отличие от Финляндии. Сухостой не убран, какие-то кусты в подлеске.

И дорога поуже, скоро грунтовка начнется, километров сорок.

И связи нет, появится чуть в Алакуртти, а потом уже под Кандалакшей. И то хорошо. По северной Карелии от Лоухов до Медвежьегорска ловит только около городов, которые в 100-150 км друг от друга.

Из ежедневной переписки.

08:02

Доброе утро! Сейчас на завтрак - и дорога домой!

08:13

... дым отечества нам сладок и приятен

Хорошей вам дороги и возвращения в родной город!

Последние километры прошли привычно и без приключений. Вот уже родная отворотка на Апатиты с тщательно поддерживаемыми ямами на ней, стела с названием города. И наш город встречает нас ласковым солнышком.

Завершилось путешествие, кольцо замкнуто.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"