The synthesizer is a product of Bolshevism! or Electronic music and Lenin
Когда появилась электронная музыка - так называемые синтезаторы? И кто были первые исполнители в этом жанре?
Нам кажется, мы думаем, мы уверены - это 1970-е годы, а кто первый... да бог его знает! Много их было тогда, всех не упомнишь. Ну, может быть, в 60е что-то такое было... Жан Мишель Жар, наверное...
Однако, история появления первых настоящих электронно-музыкальных инструментов уходит в гораздо более раннее прошлое. И в числе первых исполнителей оказываются совершенно неожиданные личности.
Например, Владимир Ильич Ленин.
Звучит совершенно фантастически и даже фейково. Ленин, играющий на синтезаторе? Конечно, этого не может быть!
Тем не менее, это было.
Первым настоящим синтезатором, а не электромеханическим подобием музыки, по праву считается терменвокс - аппарат, изобретённый в 1919 г. в Петрограде Львом Терменом - советским радиотехником. Собственно, созданный Терменом по заказу Иоффе прибор изначально, по своему замыслу, вообще к музыке никакого отношения не имел: он предназначался для "измерения диэлектрической постоянной газов", то есть - для измерения электросопротивления газовой среды.
Надо отметить, что ещё была в самом разгаре Гражданская война. А Петроградский Физико-Технический Институт уже вовсю работал по заданию большевиков над проблемами электричества: готовились к электрификации всей страны. Чтобы создавать мощные трансформаторы на подстанциях, используемых для передачи электроэнергии, необходимо знать, какое напряжение выдержит воздух при разной влажности - вот откуда появился этот интерес физика Иоффе и конкретная задача для Термена.
Прибор Термен придумал и сделал, заметив при этом: данные можно получать не только в виде колебаний стрелки, но и на слух, через динамики. Более того: с помощью этой штуки можно создавать музыку, и музыку необычную, которую ни один из существующих в мире инструментов воспроизвести не способен...
Сам Лев Термен имел музыкальное образование и способности, и, немного модифицировав прибор, получил тот самый терменвокс. Который поначалу назвал этертоном. В его честь этот инструмент переименовали позже.
Первый концерт изобретатель дал в 1920 году. Игра на терменвоксе оставляет ощущение нереальности и фантастичности даже в наше время. Ведь музыка, невероятная сама по себе, возникает буквально из ничего: играющий просто водит руками по воздуху - и образуется мелодия! Даже сегодня, сто лет спустя, мало кто так играет. А тогда?
Зрители в Петрограде были в шоке. Ну, примерно в таком же, в каком оказались первые зрители первого фильма - только из зала никто не убегал, конечно. Русский - не француз, его картинкой или музыкой не напугаешь.
Через пару лет, в марте 1922 года, Лев Термен демонстрировал возможности своего аппарата в Кремле. Вот что об этом вспоминает сам изобретатель.
Из воспоминаний изобретателя Льва Сергеевича Термена:
После выступления в московском Политехническом институте прошло около года, когда вдруг неожиданно мне позвонили. Человек, сказавший, что он исполняет обязанности наркома культуры, сообщил, что Ленин очень интересуется моим инструментом и моей сигнализацией. Мы с помощником приехали в Кремль утром. Кабинет был еще пуст. Нас встретила секретарша Лидия Александровна Фотиева. Она сказала, что Владимир Ильич сейчас на заседании, и предложила свою помощь, если нужен будет аккомпанемент рояля (она, кажется, окончила консерваторию).
Из соседней комнаты внесли пианино. Сигнализацию я придумал показать так: присоединили охранную систему к большой вазе с цветком. Подойдешь к вазе на расстояние около метра - раздается громкий звонок. Пока устанавливали и проверяли, прошло почти два часа. Я очень волновался. Боялся: вот придет сейчас Ленин, большой начальник, и станет ругаться, что мы приехали слишком рано. Вдруг сказали: "Он идет!". Вместе с Владимиром Ильичем - человек десять с этого собрания, где они были. Боялся я Ленина напрасно: он оказался очень симпатичным человеком, который отнесся ко мне как к сыну. Сказал: "Ну, покажите ваши вещи!" Сел сбоку за письменный стол, остальные рядом на стульях. Я сначала им изложил принципиальную схему устройства сигнализации, потом попросил, чтобы включили емкость и кто-нибудь подошел к вазе. Сигнал получился. Все зааплодировали. В это время один из военных говорит, что все это совершенно неправильно. Ленин спросил: "Почему ж неправильно?" А военный взял шапку теплую, надел ее на голову, обернул руку и ногу шубой и на корточках стал медленно подползать к моей сигнализации. Оказалось все же, что сигнал снова получился. Все опять зааплодировали. Ленин тогда сказал: "Посмотрите, какие у нас военные: электричества до сих пор не знают, как же это так?" Военный ничего ему возразить не мог.
После этого я стал играть на терменвоксе. Репертуар был такой: "Аве Мария", ноктюрн Шопена, романс "Не искушай меня без нужды". Во время игры очень интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная - у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная - у него лицо было радостное.
После каждой вещи он сильно аплодировал. А после "Жаворонка" Глинки, которого я сыграл с Фотиевой, ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад. И так, "в четыре руки", мы сыграли с Лениным "Жаворонка". У Владимира Ильича оказался замечательный слух, и он быстро освоился с инструментом.
Потом все ушли, мы с ним разговаривали наедине, и он расспрашивал, где и над чем я работаю, какие у меня идеи, об астрономии, о микромире, высказывал свои предположения о том, как устроены у человека клетки мозга.
И опять я удивлялся, как он хорошо схватывает суть дела. Он обещал мне всяческую поддержку и помощь и предложил звонить прямо ему в случае надобности. Когда мы с ним прощались, мне хотелось его расцеловать, такое сильное впечатление он произвел...
Ленин играл на синтезаторе уже в 1922 году. Когда на "передовом" с научно-технической точки зрения Западе отсутствовало даже представление о том, что музыка может быть электронной, а не только механической.
Примечательно, что Владимир Ильич освоил синтезатор-терменвокс, как можно понять, буквально на ходу, играючи: эта "машинка" далеко не каждому музыканту была по силам, несмотря на кажущуюся простоту пользования.
Дело в том, что, в отличие от остальных инструментов, в терменвоксе нет видимых для исполнителя "точек остчёта" - клавиш, струн, грифа с накладками, отверстий или клапанов... Чтобы успешно играть на нём, требуется длительная тренировка для выработки навыков координации движения рук в пространстве и абсолютной мышечной памяти - или же невероятная музыкальная интуиция. Такими качествами обладают весьма немногие люди. Ленин оказался одним из них.
Но именно по этой причине терменвокс не получил широкого распространения в музыкальной культуре первой половины ХХ века, при всём том восхищении, который вызвало его появление на Западе и в СССР. Слишком мало оказалось для него хотя бы посредственных исполнителей.
То, что Ленин, уже с прогрессирующим атеросклерозом мозга, смог сыграть на терменвоксе - уже сам по себе поразительный факт. Как показало последующее время, это был невероятный по возможностям инструмент для людей с невероятными способностями. И Ленин - один из них.
Более того: советский синтезатор - первый электронный синтезатор в мире! - и появился благодаря Ленину, большевикам и планам ГОЭРЛО - электрификации СССР, которая рассматривалась ими как неотъемлемая часть программы построения коммунизма. Сам план был принят, как вы прекрасно знаете, в 1921 году.
Такой вот "побочный продукт" большевизма - первый в мире музыкальный синтезатор.
https://www.youtube.com/watch?v=n9SObIih1-E
Степанов љ При размещении на других ресурсах ссылка обязательна.