Кениче Омае : другие произведения.

Стиль мышления стратега

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человек-стратегия, мировой консультант по управлению Кениче Омае, делится тем, как работает его сознание: "Основная идея этой книги в том, что успешные бизнес-стратегии не появляются в результате дотошного анализа, а только в результате определенного качества мышления".

Редакция от 23 ноября 2004 года

Кеничи Омае "Стиль мышления стратега"








Содержание


Введение
Часть первая
Искусство стратегического мышления

Анализ: начальная точка (точка входа??)



Введение


Будучи консультантом по управлению международной консалтинговой фирмы я объездил весь мир и пообщался с сотнями управляющих в Европе, Северной Америке и Азии. Я обнаружил, что почти все из этих лидеров бизнеса без исключения старше и мудрее меня, были черезвычайно заинтересованы в том, что я хотел им рассказать о стратегии. Причина этого проста: я же японец.
Некоторые думают, что японцы владеют некоторыми специальными магическими приемами, которые позволяют им насылать заклятия на своих конкурентов по всему миру. Как японец, получивший западное образование, который тесно знаком с миром японской экономики я должен - по крайней мере так думают - владеть некоторыми магическими приемами. И я мог бы, если это вообще возможно, прошептать секретную формулу в их ожидающие уши.
Конечно, же я преувеличиваю. Никто из бизнесменов, с которыми я общался не думает, что существует какая-то формула, кроме эффективности японского бизнеса в мировой конкуренции. Они убеждены, что должно существовать нечто более осязаемое, чем "Япония корпорайтед", баланса интересов, гимнов компаний и кружков качества. И они совершенно правы.
За исключением частностей, японская проницательность, которую я мог бы предложить моим друзьям и читателям с запада не имеет почти ничего общего с формулами или технологиями. В качестве консультанта, у меня была возможность работать с большим количеством японских компаний. Среди них было большое количество, чей успех был результатом изумительной стратегии. Но если вы посмотрите на них более пристально, то обнаружите парадокс. У них нет ни большого отдела планирования, ни исследований, ни процесса стратегического планирования на блюдце с голубой каемочкой. Некоторые из них испытывают жесточайшую препятствия в виде нехватки ресурсов: людей, денег и технологий, которые должны были бы понадобиться для реализации амбициозной стратегии. Но год за годом, они отвоевывают рынок и создают состояния.
Как же они делают это? Ответ прост. Они могут не иметь персонала занимающегося стратегическим планированием, но имеют непревзойденный природный талант стратегов: обычно это основатель или управляющий компании. Часто - особенно в Японии, где нет бизнес-школ - эти выдающиеся стратеги имеют чуть-чуть или не имеют вовсе бизнес-образования, по крайней мере институтского. Они могут никогда не посещать курсы или читать книги по стратегии. Но у них есть интуитивное видение основных элементов стратегии. У них уникальный способ мышления в котором компания, потребители и конкуренты сливаются в динамической взаимосвязи и выдают исчерпывающий набор целей и план действий кристаллизуется сам по себе.
Озарение ключевой момент этого процесса. По причине того, что он творческий, иногда интуитивный, и часто разрушительный для устоявшегося порядка вещей, результирующий план может не содержать даже намека на аналитическую точку зрения. Именно этот творческий элемент, энтузиазм и воля сознания создавшего эту стратегию дает ей экстраординарнарное конкурентное влияние.
И на западе и в Японии эта порода одаренных от природы или инстинктивных стратегов вырождается или по крайней мере отодвигается на задний план в угоду рациональным, основанным-на-цифрах стратегическим и финансовым планировщикам. На сегодняшний день гигантские институты и частные и общественные выходят в свет и растут совершенно не приспособленные для инноваций. Их системы и процессы ориентированы на последовательное улучшение с помощью улучшения того, что они и так уже делают. В Соединенных Штатах давление на деятельность корпораций не поддающихся измерению социальных и правительственных ограничений - по всей видимости вследствие законотворческой активности в 1960-е и 1970-е годы - значительно повысило спрос на талант приспособленчество и еще больше уменьшило спрос на инновации. Защитники смелых и амбициозных стратегий слишком часто оказывались в проигравших, в то время как награды отходили к тем, кто был более искусен в работе с системой. Особенно заметно это оказалось в промышленности, где действия и идеи были зажаты в настолько тесные рамки, что инноваторы оказались ненужны. Напротив, венчурные инвестиционные группы всегда стремятся привлекать гибкие и адаптивные умы.
Везде и во все времена, большие институты создавали свою собственную культуру и успех их был часто связан со способностью приспосабливаться. В наши дни культура большинства коммерческих корпораций возвеличивает логику и рациональность, следовательно, процветают аналитики, а не инноваторы, которые стремятся двигаться вперед. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня большинство американских корпораций управляются как при советской экономике. Для того, чтобы выживать нужно распланировать все наперед и контролировать массив критических функций во всех деталях. Для этого они расписывают политики и процедуры с педантичной детальностью, проговаривая по буквам практически все что можно и что нельзя делать в определенных обстоятельствах. Они устанавливают допустимые корридоры расценок, анализируют риски и ненавидят случайности. Поскольку процессы стратегического планирования в этих компаниях транслируются очень быстро, стратегическое мышление постепенно сходит на нет.
Основная идея этой книги, как вы уже догадались, в том, что успешные бизнес-стратегии не появляются в результате дотошного анализа, а только в результате определенного качества мышления. В том, что я называю мышлением стратега, озарение и последовательное движение к достижению, зачастую с ощущением собственной миссии, которая является топливом для мыслительного процесса, который в больше творческий и интуитивный, чем рациональный. Стратеги не отказываются от анализа. На самом деле им приходится туго без него. Но они используют анализ только для того, чтобы стимулировать творческий процесс, чтобы протестировать возникающие идеи, разработать свои стратегические выводы, или чтобы убедиться в выполнимости высокопотенциальных "диких" идей, которые в противном случае никогда не смогут быть правильно реализованы. Великие стратегии, как произведения искусства или величайшие научные открытия, несомненно требуют технического мастерства для их воплощения, но порождаются они озарениями, которые намного более весомы, чем предсказуемый анализ.




Анализ: начальная точка (точка входа??)




3




4




5



6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16





(C) Андрей Степенко 23.11.2004


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"