Степная Елена : другие произведения.

Препарированная сказка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  На непосильный труд я обрекла свою натуру, вызвавшись написать аналитическую статью на рассказ Маши Гинзбург "Песнь четвертая. Редкая руна"
  http://zhurnal.lib.ru/k/kuznecowa_m_a/runa.shtml .
  
  
   Не собиралась я препарировать этот рассказ, чтоб не нарушить волшебное очарование от сказки. Дело в том, что он, несомненно, многоплановый. Даже не так. Он многопластовый. Не хочется закапываться вглубь и рассуждать на темы аналогий, альтернативных вариантов, сравнений утопий и антиутопий. Пусть это делает аналитик или читатель более знакомый со всей этой тематикой, владеющий материалом, так сказать.
   А я всего лишь неискушенный читатель, любящий сказки, фэнтези и фантастику.
  Изначально хочу высказать сожаление, что рассказ рассчитан на определенный круг подготовленных читателей. Не все знакомы со скандинавской культурой, с понятием рун и их истинном значении для людей. Привязка к реальной символике не дает права воспринимать это произведение легко, как сказку. Именно это и вызывает у меня сожаление. Потому, что мораль этой сказки была бы не менее весомой, если бы автор ушел от использования реальных культовых вещей.
   Хотя это может, я просто капризничаю. Потому, что есть надежда, что неподготовленный читатель заинтересуется этими понятиями и, таким образом, расширит свой кругозор. В плане использования реальностных моментов еще хочу отметить что, с моей точки зрения, упоминание о коричневых пятнах чумы на фоне высокого художественного исполнения, выглядит слишком грубым намеком. Излишним. Кто понимает - тому и так понятно о чем речь. А кто не понимает - тому это ничего не даст.
   Немного изумилась, что речь идет о девяти рунах. Разве их не двадцать четыре?
   Но это все не столь важно.
   Рассказ написан красивым и легким языком, кроме нескольких моментов, которые, в принципе, к языку не имеет отношения, но затрудняют восприятие.
   Все время спотыкалась на используемых понятиях "люди - не люди". Я то себя всю жизнь причисляла к людям......
   " Когда вскрылось истинное происхождение девочки, люди пытались замять инцидент." Не понятно для кого оно было секретом? И как понимать слова "замять инцидент"? Старались уйти от разговора с девочкой? По моему используемые слова не совсем точно отражают нюанс ситуации. Происхождение Надежды Высшей Расы - это не инцидент. Это событие другой весовой категории. Мелочь и я придираюсь? Возможно. Но такие мелочи портят впечатление и смазывают полотно повествования.
   "Однако даже ему Гильдис старательно демонстрировала, что больше не нуждается в опеке" Что она хотела показать на самом деле? Эта фраза привязана к открытию тайны происхождения. И тогда, логично предположить, что девочка демонстрировала не самостоятельность, а нежелание иметь, что то общее с такой категорией людей.
   Теперь поговорим о логике.
   Разберемся кто же у нас есть на сцене этого театра. Люди.Нелюди.Нидинги.Рабы.
  Людей что то совсем немного. Не чувствуется за их спинами плотных рядов соплеменников.
   Нидингов еще меньше. Непонятно как такая малая по численности популяция могла выжить вообще. Однозначна связь с нелюдями. Что осталось для надежды высшей расы за четыреста лет? Разве что легенды...Гонимые людьми и нелюдьми, нидинги, чтоб выжить должны были ассимилировать.
   Как получилось, что у нидингов была подробная информация о людях, в то время как люди уже четыреста лет ничего не слышали о нидингаг?
   Нелюди. Их много? Они естественные создания или искусственные? Они рабы? Все? Или только их часть, с которой проделали модифицирование? Если их умеют модифицировать, то почему они такие наглые, что позволяют себе нападать на людей?
  Или за четыреста лет так и не получилось взять все под контроль этим сверхлюдям?
   Почему еду люди добывают на охоте? Необходимость или чтоб не разлениться, так сказать, для развлечения и поддержания боевого духа?
  
   И самый главный вопрос... Почему люди так уязвимы? Почему так неприспособленны к жизни на земле? Почему они не изобрели никакой защиты для дневного времени суток? Ведь это их мир. Их цивилизация. Их рабы. Их фабрики. Их ученые.....
  
   И еще отмечу два момента, которые логически не сочетаются. Если у Отто был выбор, то у Надежды Высшей Расы не могло быть никакой надежды. Нелогично выглядит обращение нидигов к людям и передача девочки им на "сохранение" и воспитание.
   Но, похоже, что нидиги знали - выбора не будет. Руна сделала свое дело. Отто был ею запрограммирован на служение Надежде и на самопожертвование.
  
   Идея самопожертвования глубока и весома. Всегда и везде. Но только и то, ради чего совершается это самопожертвование должно быть такого же масштаба. Много времени было у Отто на раздумья. Только вот о чем он думал и чем мотивировано его решение отпустить девочку нам автор не показал.... Не предполагать же, что для того, чтоб она могла просто заниматься сексом с понравившимся рабом... Мелко это. Так зачем же он самоустранился от возложенных на него обязанностей няньки? Есть только одно приемлемое объяснение - чтоб Надежда имела право выбора.
   То есть если рассматривать рассказ в рамках заданной на конкурсе темы, то получается, что он о выборе девочки. О шансе на новый виток развития живых существ в том мире... Но до этого понимания героиня еще не доросла. Она сделала свой выбор и ушла без сожаления, выбрав личную свободу, оплаченную ценой жизни того, кто был ей предан...Но, кто для нее не был человеком...
  
   А что дальше?
   Будем надеяться, что у Надежды есть надежда;-)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"