Как программируют наших детей. Учебник истории, 8 класс.
В статье даётся анализ учебника "Всеобщая история. История Нового времени" для 8 класса (авторы А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина, Д. Ю. Бовыкин, А. С. Медяков, под ред. А. А. Искендерова, издание 2020 года), курсив и выделения в цитатах везде авторские.
Учебник начинается с описания "европейского чуда" - так авторы называют "удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI-XVIII вв." (стр. 9). Перечислены основные признаки научно-технической и мировоззренческой революции в Европе, после чего разбирается вопрос роста населения, связанный со снижением смертности (стр. 9-12). В связи с этим школьникам рассказывается про Мальтуса и его теорию перенаселения, даже с выдержками из его основного труда "Опыт закона о народонаселении": "Мы можем признать несомненным то положение, что если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет" (стр. 12-13, 21).
"Наступление капитализма" связывается исключительно с использованием капиталистических методов, при которых "использовали наёмный труд, вкладывали прибыль обратно в производство, стремились обустроить хозяйство рационально, искали способы развития производства в кредит" (стр. 14). Аграрная революция в Англии, под которой авторы понимают "перестройку сельского хозяйства ради увеличения его доходности" (стр. 14), была бы невозможна без огораживания, а последовавшая за ней промышленная революция - без пиратства как способа захвата золота. Но об этом авторы учебника умалчивают. А выкачивание ресурсов из колоний названо "европейским разделением труда" (стр. 18). Впрочем, уже на следующей странице раскрыта (в картой-схемой) суть этого "разделения труда": из Европы в Африку везли промышленные товары, из Африки в Северную Америку - рабов, из Северной Америки в Европу - сельскохозяйственную продукцию из колоний (стр. 19-20, 94). Приводится выдержка из "Отчёта о работорговле на побережье Африки" Фальконбриджа, в которой, следует отдать справедливость, сказано, что в Африке свободных негров захватывают "чёрные торговцы", то есть те же негры, продающие своих соотечественников в рабство европейцам (стр. 21-22).
А вот ещё одно из достижений капитализма: "Покупки иностранных товаров стали привычными. Известно, что даже в России состоятельные люди не только приобретали одежду из тонкого голландского полотна, но и иногда отправляли её в Голландию на стирку" (стр. 19).
Второй параграф представляет собой изложение философских доктрин. Школьника даётся представление о воззрениях Гоббса, Локка, Монтескьё, Руссо, Вольтера, Канта, Беккариа (итальянский мыслитель, ратовавший за отмену смертной казни), аббата Сен-Пьера (выдвинувшего идею всемирной республики). Рассказывается об "Энциклопедии" Дидро (стр. 22-30). Авторы учебника отстаивают веротерпимость - и раздаётся вольтеровское "Раздавить гадину!" (стр. 27). Другой отличительной чертой эпохи назван космополитизм, который "утверждал братство, основанное на едином для всех народов естественном праве, создавал интеллектуальное пространство без границ" (стр. 29). Написав "братство", авторы недоговаривают о том, какого рода братства были характерны для того времени: ни слова о масонстве, хотя вся масонская идеология изложена с этом параграфе.
Далее следует смесь социологии и политологии: зарождение наций, становление национальных государств, разложение сословного общества, теория просвещённого абсолютизма. Обращает на себя внимание частое упоминание Фридриха II Прусского (стр. 28, 43, 97, 116, 127). Описывая быт горожан, авторы доходят до ненужных бытовых подробностей: "Вообще мебель становится очень разнообразной: зеркала, ширмы, тумбочки со множеством ящиков. Одних только столов было множество разновидностей: кофейные, ночные и туалетные столики, складывающиеся столики для игр, женские столы для рукоделия, столы на колёсиках" (стр. 50). Возникает вопрос: это учебник истории или каталог мебельного магазина?
Семья и брак преподносятся исключительно с позиций меркантилизма: браки между родственниками - "это позволяло собственности не уходить из семьи"; воспитание детей вне семьи - "нередко после рождения ребёнка отдавали кормилице"; детский труд - "и в крестьянских, и в городских небогатых семьях дети с ранних лет работали" (стр. 50-53, 93).
В следующем (седьмом) параграфе наконец-то начинается изложение исторических событий: войны за наследства, войны с Турцией, Семилетняя война, разделы Польши (стр. 70-80). Одним из главных действующих лиц военных конфликтов представлен Фридрих II Прусский (стр. 78, 79), который "говорил, что в идеале народ даже не должен заметить, что его монарх ведёт войну. Поэтому тогда мало заботились об объяснении причин и смысла войны и о её оправдании" (стр. 71).
В параграфе, посвящённом Англии, разобраны династические перипетии династии Ганноверов (стр. 84-85). Затем школьникам ещё раз рассказывают про капиталистические отношения в деревне и в городе. Вместо привычного понятия "крупный землевладелец" вводится термин "лендлорд" (стр. 86-87). А компанию Джеймсу Уатту составляет целый ряд изобретателей, кои имена и открытия вряд ли необходимо знать рядовым школьникам (стр. 90): Кей (изобрёл "летучий челнок"), Харгривс (изобрёл механическую прялку), Хейс (создал прядильную машину), Картрайт (усовершенствовал механический ткацкий станок), Корт (изобрёл прокатный стан), Модсли (изобрёл токарный станок). В качестве дополнительного материала приводятся биографии крупных фабрикантов: Дарби и Уилкинсона (стр. 95-96).
Бесспорно, главной темой истории XVIII века является Великая французская революция и последовавшие за ней Наполеоновские войны. И для лучшего освоения материала темы должны даваться последовательно. Однако в данном учебнике всё раздроблено: в параграфе 9 описано положение Франции при Людовике XVI, в параграфах 14-15 - сама революция, а Наполеоновские войны вовсе не рассматриваются. Людовику XVI даётся совершенно немыслимая характеристика: "Умный, отлично образованный, свободно владеющий и иностранными, и древними языками, религиозный, любящий простую жизнь и простые удовольствия, юный король тем не менее мало подходил для престола. Близорукий, застенчивый, замкнутый, неуклюжий, равнодушный к искусству, легко поддающийся чужому влиянию - так описывают короля историки и современники" (стр. 101-102). Так какой же был Людовик XVI: умный или легко поддающийся чужому влиянию, отлично образованный или равнодушный к искусству?
Целый параграф посвящён Германии (стр. 107-120), причём не объясняется, что конкретно в политическом и административном отношении представляла из себя Священная Римская империя германской нации - образование, само название которого может вызвать недоумение у непосвящённого читателя. Значительная часть параграфа посвящена Пруссии, возникшей на землях Тевтонского ордена (стр. 110-112). С явной симпатией описывается прусское дворянство (юнкерство): "Юнкеров отличало особое самосознание и характер их связи с государством. Каждый юнкер видел перед собой лишь два возможных жизненных предназначения - хозяйствование на земле либо военная служба. Королевские указы запрещали юнкерам учиться за границей, поступать на иностранную службу и всячески поощряли их обучение в королевском кадетском корпусе" (стр. 111-112). В том же тоне авторы высказываются и о прусских государях: "Подъёму Пруссии способствовали её монархи - целая череда энергичных, целеустремлённых и не стесняющихся в средствах правителей, на протяжении многих поколений преследовавших одну цель - объединить разрозненные территории и приумножить их" (стр. 112). Авторы не стесняются привести даже такую подробность: "В ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. Фридрих II провёл в оккупированной Саксонии так называемую "гражданскую операцию", когда чуть ли не вся его армия в полуприказном порядке переженилась на известных своей хозяйственностью саксонках и увезла их с собой" (стр. 116). Этому правителю, которого авторы величают "философом на троне" и "великим полководцем", посвящён целый раздел параграфа, полный восторженных излияний (стр. 117-119). Не лишне напомнить, что "великий полководец" был наголову разбит русскими в ходе Семилетней войны, так что само существование Пруссии как государства находилось под угрозой. А о мудрости "философа на троне" рассказывают сами авторы учебника: увлёкшись восхвалениями монарха, они пишут что он в ходе Войны за австрийское наследство отобрал у Австрии Силезию, положив начало непримиримой вражде двух государств, чьи подданные разговаривали на одном языке. Мудрец, ничего не скажешь.
Империи Габсбургов также посвящён отдельный параграф, причём об Иосифе II сказано больше, чем о Марии Терезии (стр. 121-130). Причиной этого является то, что австрийский монарх разделял идеи эпохи Просвещения и чуть ли не приветствовал Великую французскую революцию (стр. 129).
Рассказывая о переселении европейцев в Америку, авторы пишут: "Некоторые иммигранты-бедняки, не имея средств для переезда через океан, заключали кабальные соглашения с купцами и судовладельцами, которые затем перепродавали их в Америке. Этих людей называли законтрактованными слугами, или белыми рабами, и им надлежало работать на новых хозяев от 2 до 7 лет" (стр. 136). Авторы не упоминают, что белыми рабами были ирландцы, а увозили их обманом и кабальные соглашения им приходилось подписывать по прибытии в Америку (об этом можно прочитать в романе Стейнбека "Золотая чаша"). А в своей попытке оправдать истребление индейцев авторы доходят до крайности, приводя откровенно расистские высказывания колонистов, считавших индейцев "неразумными существами или грубыми дикарями, которые по причине своего безбожного невежества и богохульственного идолопоклонничества хуже самых дикий зверей и свирепых животных" (стр. 136). О нравах пуритан и проповедуемой ими идеи избранности сказано: "Американские пуритане искренне считали себя народом, избранным Богом, и хотели спасти всех, даже если это требовало применения насилия". Провинившихся в чём-либо пуритане выставляли в колодках у позорного столба, практиковали "охоту на ведьм" (стр. 139).
Война за независимость США, похоже, поставила авторов учебника в сложное положение: военное поражение передовой Англии - мощный удар по её престижу в глазах школьников. Поэтому не разобрано ни одно крупное сражение, о битве при Саратоге и осаде Йорктауна сказано между делом (стр. 151-152). Зато несколько страниц посвящены конституции США (стр. 153-156). Слово "конституция" авторы пишут с заглавной буквы, словно для российских школьников это основополагающий документ.
Об ужасах Великой французской революции авторы говорят как о чём-то привычном, обыденном. "Короля и королеву обвинили в предательстве национальных интересов. Людовика XVI судил сам Конвент и приговорил к смерти большинством всего в 25 голосов. 21 января 1793 г., уже поднявшись на эшафот, король крикнул: "Я умираю невинным, я прощаю своих врагов и молю, чтобы моя кровь пролилась на пользу народу Франции и утолила божий гнев!" В октябре была казнена и королева" (стр. 167). "В Париже без остановки работала гильотина - специальный механизм для отсечения голов" (стр. 171). Ничего не сказано о репрессиях против духовенства и о Вандейском мятеже. А участники Директории названы "директорами" (стр. 174, 175), причём ударение в слове не проставлено, так что учащиеся наверняка прочтут с ударением на втором, а не на третьем слоге.
Последняя часть учебника посвящена европеизации восточных стран. Красочно описан этот процесс в Османской империи: "Много было сделано, чтобы европеизировать столицу империи - Стамбул и другие крупные города, привнеся в них западную роскошь, великолепие и современные тенденции. В столице Турции появились многочисленные дворцы султана, визиря и других министров, которые сохранили множество примет модных европейских течений той эпохи. В окрестностях возникли новые парки и сады в европейском стиле с мраморными бассейнами и фонтанами. Открылась первая типография, идея которой была перенята также у европейцев.
Современники писали о пышных празднествах на европейский лад (загородные прогулки, катания на лодках, пиры), среди которых особое место отводилось праздникам тюльпанов" (стр. 200-201). И авторов ничуть не смущает чрезмерное обилие "европейского". Неудивительно, что особое внимание уделено реформам Селима III, стремившегося преобразовать Османскую империю на европейский манер (стр. 204-205).
Индия представлена как арена борьбы Англии и Франции, точнее, английской и французской Ост-Индских компаний. Авторы считают необходимым сообщить российским школьникам полное название первой из них: "Благородная английская Ост-Индская компания" (стр. 210-211). На следующей странице сообщается, хозяйствование "благородной компании" привело к голоду, от которого погибла треть населения Бенгалии, а для сбора налогов с местного населения применялись пытки (стр. 212). Взяточничество и вымогательство служащих компании тоже следует считать признаком благородства (стр. 213). Открыто говорится и о войсках британской Ост-Индской компании (стр. 211). Действительно, компания имела свои частные войска, которые не являлись войсками Англии, что, видимо, должно подготовить школьников к столкновению с подобной практикой в современном мире.
Китай и Япония, в те времена предпринявшие меры для изоляции от европейцев, представлены отсталыми обществами. А в заключительном параграфе колониальная система проанализирована настолько подробно, что даже описаны три типа колоний: небольшие торговые поселения на морском берегу, массовое заселение европейцами заокеанских территорий, контроль над большими территориями и целыми странами без заселения их европейцами (стр. 230).
Подводя итог, скажем, что тема колониальных захватов европейцев проходит красной нитью через весь учебник, словно авторы готовят школьников к повторению этого в будущем. Ещё один пункт - явная симпатия к милитаризованной Пруссии, которая стала фундаментом Второго Рейха. А потом и Третьего.