Как программируют наших детей. Учебник информатики, 7 класс.
В статье даётся анализ учебника "Информатика. 7 класс" (авторы: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова). Сама по себе работа с компьютером вызывает зрительную нагрузку, что приводит к ухудшению здоровья детей. Но это не останавливает тех, кто уже в 7 классе внедряет информатику. Авторы учебника сообщают о том, что учебно-методический комплект "Информатика" охватывает 5-9 классы, то есть процесс приучения детей к работе с компьютерами может начинаться с 5 класса.
Перейдём к содержанию учебника.
В первой главе школьникам даётся понемногу сведений из различных вузовских дисциплин (информатики, булевой алгебры и теории информации), которые преподают студентам специальностей, имеющим отношение к программированию и кибернетике. Даются определения дискретного и непрерывного сигналов; перечисляются виды и свойства информации; перечисляются различные операции, которые можно производить с информацией (авторы называют эти операции "информационными процессами"): сбор, обработка, хранение, передача информации; рассматривается общая схема процесса передачи информации (источник - кодирующее устройство - канал связи - декодирующее устройство - приёмник). Затем, знакомя школьников с WWW, авторы определяют логические операции "И", "ИЛИ", "НЕ". Далее, рассказав, что такое кодирование, авторы учебника переходят к двоичному кодированию, по сути излагая представление чисел в двоичной системе счисления. Вводятся понятия "мощность алфавита" и "разрядность двоичного кода". В последнем параграфе главы учащихся знакомят с единицами измерения информации (байты и биты) и с информационным объёмом сообщения.
На этом "научная" часть учебника заканчивается, потому что оставшиеся три главы по сути являются самоучителем по работе с ПК. Школьникам рассказывается об устройстве ПК, о программном обеспечении (операционные системы, прикладное ПО), о файловой системе, графическом пользовательском интерфейсе и командной строке, работе с графическими изображениями, работе в текстовом редакторе и приёмах форматирования текста.
Нужны ли семиклассникам специфичные сведения булевой алгебры и теории информации, узкоспециализированных областей знания вузовского уровня? Очевидно, нет. А вот что касается приучения школьников к работе с компьютером, то здесь создаётся альтернатива прежде всего письму, важному навыку классической школьной программы. Именно так и следует рассматривать введение этого предмета в школьную программу: школьников не учат знаниям, а приучают к клавиатуре. И отучают от ручки.