Как программируют наших детей. Учебник информатики, 8 класс.
В статье даётся анализ учебника "Информатика. 8 класс" (авторы: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова), являющегося логичным и логическим продолжением учебника "Информатика. 7 класс" тех же авторов.
В первой главе школьникам рассказывается о двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Объясняется, что такое основание системы счисления, как в общем виде представить число в системе счисления с основанием 2, 8 и 16. Даются правила перевода из одной системы счисления в другую, объясняется сложение и умножение чисел в двоичной системе счисления.
Далее рассказывается о представлении целых и вещественных чисел в компьютере, рассматривается структура ячейки памяти, представление положительных и отрицательных чисел (прямой и обратный код). Даются определения порядка и мантиссы вещественного числа.
Завершают главу логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция. Варианты символьных обозначений операций: три у инверсии, четыре у остальных. Приводятся таблицы истинности, перечисляются свойства логических операций, даются примеры решения логических задач. В самом конце главы учащихся знакомят с логическими элементами и их обозначениями на логических схемах.
Вторая глава посвящена алгоритмам. Даётся понятие алгоритма, его свойства. Важным открытием для школьников должно стать то, что у любого алгоритма есть исполнитель, а деятельность человека возможно автоматизировать.
Затем приводятся способы записи алгоритмов, даётся обзор блок-схем, после чего авторы переходят к объектам алгоритмизации: переменным, константам, типам (символьный, логический, целый, вещественный), выражениям. Завершают главу алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Третья глава содержит краткий курс языка программирования Pascal.
Следует отметить, что обучение основам алгоритмизации должно начинаться с написания блок-схем алгоритмов, чему в учебнике уделено слишком мало внимания. А в качестве первого языка программирования традиционно предпочитают Basic, а не более сложный Pascal. Но авторы учебника, похоже, далеки от этого, о чём свидетельствует то, что первоначальным названием второй главы "Основы алгоритмизации" было "Моделирование и формализация" (как следует из "шапки" страниц данной главы в учебнике).
Зачем восьмиклассникам изучать системы счисления и логические операции? Как обогатят их лексикон термины "конъюнкция" и "дизъюнкция"? Или же главное, что должны вынести ученики с уроков информатики, это подсознательное убеждение, будто деятельность человека следует автоматизировать?..