Как программируют наших детей. Учебник обществознания, 7 класс.
В статье даётся анализ учебника "Обществознание. 7 класс" (авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова). Как и учебник для 6 класса, данный учебник формирует у школьников мировосприятие евроцентричного типа, в основу которого положены европейские нормы и правила. Достаточно сказать, что на отечественные феномены как на примеры авторы учебника ссылаются лишь 1 раз: упоминается "Русская правда" Ярослава Мудрого (стр. 14). Также во вспомогательных рубриках цитируются: Белинский (стр. 12); обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев (стр. 27); Путин (стр. 33); советский педагог Сухомлинский (стр. 52); перечислены россияне, которым в 2017-2019 годах было присвоено звание Героя труда (стр. 60); рассказано о деятельности Макаренко (стр. 74). Что же касается "испортных образцов", то перечислим лишь наиболее неожиданные: Коко Шанель (стр. 9); Мартин Лютер Кинг (стр. 11); судившаяся с "Макдональдс" из-за горячего кофе Стелла Либек (стр. 14); древнеримский юрист Ульпиан (стр. 18); Иоанн Павел II (стр. 22); Симона де Бовуар (стр. 23); Элеонора Рузвельт (стр. 34); Карлейль (стр. 58).
Перейдём к обзору содержания учебника (курсив и выделение в цитатах везде авторские).
В первой главе вводится понятие "социальные нормы": "общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные сложившимися общественными отношениями" (стр. 8). Далее вводится понятие "общественные ценности": "выработанные человеческой культурой представления о добре и зле, любви и справедливости, прекрасном и безобразном, сверхъестественных силах, об идеальной семье, общественном и государственном устройстве" (стр. 10). Различение таких абстрактных понятий для семиклассников затруднительно, однако авторы вводят ещё одно определение: "Каждый человек осмысляет события, происходящие в обществе, государстве, мире, оценивает их, исходя из своих жизненных принципов, целей, условий жизни. Также и в социальных группах, обществе в целом складываются представления об общественных явлениях и процессах. Их совокупность называют общественным сознанием" (стр. 11). Подведя такую понятийную базу, авторы обращаются к морали, делая акцент на её социальной стороне: "Соблюдение норм морали способствует более гармоничному общению и взаимодействию человека с окружающими людьми" (стр. 13). Затем авторы вводят понятие "права": "система норм (правил поведения), установленных или одобренных государством и охраняемых его авторитетом и принудительной силой" (стр. 14). После чего подробно излагается правовая система государства (стр. 14-19). Таким образом человеческая мораль, добро и зло (стр. 12) поглощаются правом, отчего государство как бы предстаёт регулятором морали и понятий о добре и зле.
В следующей главе авторы, начав с прав человека, вскоре переходят к правам ребёнка: "Права детей закреплены в различных международных документах. Самые известные из них - Декларация прав ребёнка (1959) (носит рекомендательный характер) и Конвенция о правах ребёнка (1989). В них содержатся основные права тех, кому ещё не исполнилось 18 лет" (стр. 23). Тем самым учащихся вовлекают в поле ювенальной юстиции. А через несколько страниц им рассказывают о то, что такое опека: "Отделы опеки и попечительства действуют в каждом муниципалитете, их задача - защита прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Органы опеки выявляют детей, оставшихся в силу разных причин без попечения родителей, и решают вопросы их дальнейшего устройства, содержания, воспитания и образования. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью ребёнка органы опеки и попечительства вправе изъять ребёнка из семьи. Дети, нуждающиеся в государственной защите, могут быть временно или на постоянной основе переданы под опеку или попечительство, в приёмную семью или в государственное учреждение" (стр. 31). К чему авторы учебника готовят школьников?
"Органы опеки и попечительства дают согласие на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, а также на изменение имени и фамилии несовершеннолетнего" (стр. 31). То есть органы опеки участвуют в организации детского труда. В рубрике "Мои исследования общества" на этой же странице предлагается сделать следующее: "Выясните местоположение отдела опеки и попечительства вашего района/населённого пункта. Выясните основные направления работы комиссии по делам несовершеннолетних вашего района/населённого пункта". К чему авторы учебника готовят школьников?
В учебнике подробно расписана структура правоохранительных органов России (стр. 26-27) и судебной системы России (стр. 28-29), много сказано о международных органах по защите прав человека (стр. 34-37). Сказано и о ВОЗ: "Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обеспечивает и защищает право на здоровье, она служит "достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья". Достижение этой цели невозможно без обеспечения справедливого доступа людей к качественному здравоохранению, без научных исследований, направленных на победу над болезнями. ВОЗ оказывает различную помощь наименее развитым странам мира, организует деятельность по предотвращению распространения эпидемий, участвует в решении проблем ВИЧ/СПИД" (стр. 35-36). Учебник напечатан в 2021 году.
Далее школьникам рассказывается о правоспособности и дееспособности, в том числе о том, как изменить имя. "Перемена имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, а также изменений присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства. Если ребёнок достиг 10-летнего возраста, то изменение имени и фамилии возможно только с его согласия. После достижения ребёнком 14-летнего возраста перемена имени может происходить уже без решения органа опеки и попечительства, но при этом необходимо согласие обоих родителей, усыновителя или попечителя или, если они против, решения суда" (стр. 40). Есть ли от этих сведений какая-то практическая польза для школьников? Конечно, нет. Это больше похоже на программирование поведения в будущем. Напичканные подобными сведениями, подростки, когда вырастут, вполне могут захотеть поиграться со сменой имени и фамилии.
Снова про заработок: "Несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, осуществлять права автора изобретения, произведения литературы или искусства, вносить вклады в банк и распоряжаться ими" (стр. 41). У детей пробуждают страсть к наживе, внушая им невесть что: какие авторские изобретения можно ожидать от подростков 14-18 лет? какие произведения искусства? В том же ключе идёт дальнейшее повествование: сделки, имущество, собственность (стр. 42-43). Наконец, способы защиты гражданских прав: досудебный прядок, судебное разбирательство, доказательство (стр. 44-47). В рубрике "Мои исследования общества" предлагается: "Выясните, где находится участок мирового судьи вашего района/населённого пункта. Узнайте, какие именно гражданско-правовые споры разрешает мировой судья" (стр. 47). И это предлагается сделать семиклассникам.
Дав школьникам представление об отношениях в правовой плоскости, авторы учебника проецируют в эту плоскость семью. Получается брак, который можно заключать и расторгать (стр. 50-51). А при заключении брака заключать ещё и брачный договор: "Брачный договор - это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения" (стр. 53). Снова маячит ювенальная юстиция: "Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства" (стр. 54). Согласно позиции авторов учебника, родители обязаны выслушать мнение своего чада, если захотят завести ещё одного (поскольку рождение брата или сестры напрямую затрагивает интересы ребёнка, в том числе и имущественные). А то может получиться, что мама забеременела, а ребёнок против.
Наконец авторы переходят к давно намеченной цели: к труду детей. "При соблюдении определённых условий трудовой договор может быть заключён и с 14-15-летним ребёнком" (стр. 58). В качестве преамбулы рассказывается о трудовом договоре, трудовой книжке, об отношениях работодателя и работника (стр. 58-61). А дальше авторы переходят к труду детей: "По общему правилу начинать трудовую деятельность можно с 16 лет. В виде исключения трудовой договор может быть заключён с 15-летним гражданином. Это возможно в том случае, если он уже окончил 9 классов, либо продолжает освоение программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставил общеобразовательное учреждение, не получив этого образования" (стр. 62). Проще говоря, это возможно в любом случае, и неважно, учится 15-летний гражданин или уже забросил учёбу ("оставил общеобразовательное учреждение").
"Условия труда несовершеннолетних несколько отличаются от условий труда взрослых работников. Это продиктовано прежде всего заботой о здоровье детей, их физическом и духовном развитии" (стр. 63). Авторы фарисействуют: заботой о здоровье и развитии детей, как физическом, так и духовном, является отсутствие труда детей. "Подростков можно привлекать к благоустройству территории (уборка мусора, озеленение территорий); несложным строительным и ремонтным работам. Они могут оказывать помощь престарелым и инвалидам, выполнять курьерские и канцелярские работы, в сельской местности оказывать помощь по уходу за животными, в заготовке кормов" (стр. 63). То есть заниматься трудом, не требующим какой-либо профессиональной квалификации.
Теперь, поманив подростков трудовой деятельностью, авторы переходят к юридической ответственности. Разумеется, упоминаются трудовые правонарушения (стр. 67). Разбираются виды ответственности и наказаний (стр. 68-73); а также ответственность несовершеннолетних (стр. 74-75). "Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет свои особенности. Закон более гуманно, чем к взрослым, относится к преступникам в возрасте от 14 до 18 лет" (стр. 75). Какого педагогического результата следует ожидать после таких разъяснений, смысл которых можно трактовать и так: от 14 до 18 лет - самый подходящий возраст для уголовщины? "Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия" (стр. 75). Понимают ли авторы учебника, как подростки могут интерпретировать данные сведения? Создаётся впечатление, что понимают.
Учебник методично внушает учащимся идею о том, что человек должен начинать трудовую деятельность ещё в подростковом возрасте. 15-летний гражданин будет думать не об образовании, а о том, как оставить "общеобразовательное учреждение, не получив этого образования". И здесь нужно озвучить важную мысль: учение - тоже труд, учащиеся тоже трудятся. Всё станет ясней, если понятие "труд", используемое авторами учебника, заменить понятием "зарабатывание денег". Тогда противоположными полюсами окажутся не учёба и труд, а учёба и зарабатывание денег. Школьника настраивают не на получения знаний и профессиональной квалификации, а на то, чтобы, став 15-летним гражданином, хвататься - в ущерб учёбе - за любую работу, не требующую квалификации и глубоких профессиональных знаний.