Странник Стелла : другие произведения.

Эпитафии для царства Аида

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Древние надписи на надгробных памятниках, или стихотворные эпитафии, можно читать сегодня как фолианты в публичной библиотеке, и созерцать уникальные каменные "обложки" этих "книг". О чем же они нам расскажут? Рассказ занял третье место в конкурсе "Этно - 2020", номинация "Оргсписок" с занесением на Доску Почета ПЭ-2020.

  В Лапидарии (от латинского "камень"), который является частью фондов Керченского историко-культурного заповедника, хранится огромное количество надгробий. Настолько огромное, что не хватит и дня, чтобы разглядеть их более внимательно и по достоинству оценить филигранную работу мастеров-камнерезов, увековечивших образы тех, кто почил вечным сном тысячи лет назад.
  Стелы выполнены в самых разных стилях - от строгого минимализма до утонченной изысканности, когда на камне вырезали различные навершия вроде карнизов с профилем, или с зубчиками, или с аркой. Когда их украшали декоративными элементами в виде анфемии (от греческого "цветок") - закругленными, витиеватыми, одним словом, изящными. На других же выбивали рельефы с росписью и даже окрашивали буквы текстов-посвящений.
  Тут же, среди сотен стел, находятся и единичные экземпляры надгробных статуй. Да, во все времена они доступны только самым обеспеченным людям! И эти изображения человека, ушедшего в мир иной, символизируют связь богов и с земным, и с загробным, мирами. Поклоняясь Деметре, люди верили в вечный круговорот жизни, а значит, и в воскрешение после смерти.
  И практически на каждом надгробии - поэтические строки! Понимая их смысл, можно воссоздавать в воображении взаимоотношения между людьми - любовь матери к сыну, чувство глубокой привязанности мужа к жене и жены к мужу, почитание старших членов семьи и уважение коллег, сослуживцев или просто друзей.
  
  ***
  
  Примерно 2500 лет назад здесь, в Керчи, была столица Боспорского царства, существовавшего на территории черноморского побережья и полуострова Крым - великий Пантикапей. До сих пор считается, что не было этому городу равных по богатству и могущественности на территории всего Восточного Крыма и Таманского полуострова.
  Город основали греческие переселенцы из Милета в первой четверти VI века до н.э. на горе, которую позже назовут Митридат, в честь правителя Митридата VI Евпатора, выходца из знатных македонских и персидских родов. Кроме того, был он потомком Александра Македонского по материнской линии, ну, а в целом - мужественным полководцем, завоевавшим десятки стран, и - образованным гражданином, владеющим более двадцати наречий Понтийского [1] царства.
   Митридат VI Евпатор. []
  
  Бюст Митридата VI Евпатора.
  
  Митридат Великий, пытаясь доказать свое превосходство, трижды воевал, хотя и неудачно, с Римской империей, а к концу правления начал терять доверие боспорян. Надоели им захватнические набеги, потому и не поддержали решения правителя идти в поход на Италию. Восстали Фанагория, Херсонес, Феодосия, Нимфей. И... отдали предпочтение более миролюбивому правителю - сыну Митридата Фарнаху. У царя не оставалось выбора, как смыть позор собственной смертью, и он принял яд. Однако тот не подействовал, что обычно и происходит после приема небольших доз, когда у человека вырабатывается иммунитет. И тогда Митридат попросил своего друга убить его мечом.
  На пантикапейской горе возвышается Царский курган как усыпальница царя. Пожалуй, это единственное место погребения, в котором нет покойного - на самом деле Митридат похоронен на территории нынешней Турции, куда его набальзамированное тело было тайно вывезено в бочке. Царский курган поражает своими размерами и формой. В нем можно прогуливаться туристической группой и делать фото на память. А если запрокинуть голову, то легко разглядеть купол строения, сужающийся кверху. Тяжелая энергетика каменного сооружения словно вытягивается из нижней плоскости, а это тридцатишестиметровый коридор (дромос) и концентрируется в одной точке под куполом на высоте семнадцати метров. Может быть поэтому внутри такого "склепа" возникает необычное состояние легкости.
  
  ***
  
  Боспорские греки не отрывались от культуры Эллады и ценили литературу, философию, интересовались научными достижениями и следовали моде. На сценах театров они ставили пьесы афинских драматургов и там же устраивали конкурсы трагедий, комедий и лирической поэзии. Вот откуда идет слава поэтов! Их состязания, получивших название "агоны", проводились повсеместно, даже в учебных заведениях, вроде школьного экзамена, и имена победителей высекались в камне. Порой стихотворцев венчали лавровым венком или преподносили им корзину винных ягод (инжира), а случалось, что победитель удостаивался высшей награды - его, как гражданина, оказавшего неоценимую услугу своему государству, город брал на содержание.
  Есть множество находок, свидетельствующих о подобных соревнованиях. И среди них - чернолаковый сосуд с надписью "Эпические поэмы. Победили Гигиенот и Патайк", найденный на горе Митридат. Почему два триумфатора? Оказывается, исполнение гомеровских поэм происходило по очереди - после того как один рассказчик замолкал, второй подхватывал декламирование. И поэтому эпическая поэма называлась рапсодией, что дословно означает "сшитая песнь". Да, и еще. Поэмы читали обязательно под звуки кифары или лиры.
  
  Да, поэзия в античные времена была в чести у боспорян! И свидетельствует об этом изображение Пегаса на боспорских монетах. Греки были убеждены в том, что крылатый конь родился из туловища Горгона Медузы после того как Персей отсек ей голову. Ударом копыта он выбил на горе муз, Геликоне, источник Ипокрена ("лошадиный источник"), вода которого и дарует поэтам вдохновение. Вот почему именно Пегас стал символом поэзии!
  Еще одним доказательством значения поэзии в жизни боспорян стали стихотворные эпитафии - надписи на надгробных памятниках, сочиненные чаще всего в жанре элегического двустишия. Слово "элегия" у греков указывало на единение гекзаметра - древнейшего античного стихотворного размера, которым пользовался еще Гомер, с пентаметром - стихотворным размером, употреблявшимся только в элегиях. Получается, что элегический размер приближался к эпическому. В соответствии с высоким стилем эпоса, умершего наделяли гиперболическими качествами, сопоставляя его с легендарными и мифическими героями.
  Вот, например, что было написано в одной из самых пространных и красивых эпитафий:
  
  "Феофила, дочь Гекатея, прощай!
  Ко мне, Феофиле, дочери Гекатея,
  недолговечной деве, сватались юноши.
  Но их предупредил похитивший меня Аид,
  Узрев во мне Персефону - прекраснее Персефоны.
  И оплакивает вырезанная на могильном камне
  надпись - девушку
  Феофилу, синопеянку, свадебные
  факелы которой отец ее Гекатей приготовил не
  для брака, а для Аида.
  Не брачные узы владеют тобой, дева Феофила,
  а то место, откуда не бывает возврата:
  ты уже не невеста Менофила, а соучастница Коры
  по ложу.
  А у твоего отца Гекатея осталось одно лишь имя
  погибшей, образ твой он видит в камне.
  Несбыточные же его надежды нечестивая похоронила
  Мойра.
  Тебя, феофила, на долю которой
  выпала завидная среди людей красота,
  тебя, десятую музу, Хариту,
  созревшую к браку, образец стыдливости, не руками
  темными обнял Аид,
  а Плутон лампадой зажег для тебя брачные свечи.
  приняв тебя в свадебный свой чертог возлюбленной
  супругой.
  Прекратите, родители, плач, остановите свои стенания:
  Феофила получила в удел ложе бессмертного".
  (Надпись датирована I в. До Р.Х. - I в., стела найдена в Керчи на второй Булганакской улице).
  
  Такие строки были высечены на надгробном памятнике Феофиле, рожденной в Синопе, а это Турция, невесте боспорянина Менофила. Автор эпитафии, а он, как правило, аноним, сравнивает умершую девушку с Персефоной - персонажем одного из популярных на Боспоре мифов. Персефону, дочь Деметры, похитил Плутон (в греческой мифологии Аид), бог подземного царства. Роль богини плодородия Деметры была тогда очень велика, поэтому эпитафия Феофилы основана на иллюстрации росписи склепа Деметры. Феофила названа десятой музой, Харитой, а также соучастницей Коры по ложу. Корой (дочерью) Деметра называла Персефону.
   Плутон и Прозерпина. Аид и Персефона []
  
  На фото - Скульптура Джованни Бернини. Рим. Плутон и Прозерпина (Аид и Персефена).
  
  Согласно традиционным представлениям греков, после смерти душа человека обитала в Аиде - в темном и мрачном подземном царстве, в котором находились лишь бледные тени живших на земле людей. А с развитием теории бессмертия боспоряне начали говорить о более счастливой участи людей после смерти.
  Посвящения женщинам - пожалуй, самые эмоциональные и лирические. И на каждой стеле женщина изображена в неизменной позе печали, когда одна рука поднесена к лицу, выражая намерение прикрыть его покрывалом в знак траура, а другая прижата к груди. Очень часто она восседает в высоком кресле в образе богини. И всегда высечена молодой и прекрасной, независимо от возраста, в котором умерла.
  Вот какие строки посвятил гражданин Боспорского царства своей супруге:
  
  "Прежде, чем умереть,
  я покоюсь здесь на резной стеле ради своей супруги
  Клеопатры, красота которой неповторима.
  В своей супруге, неподражаемой хозяйке дома,
  я имел одну из муз - Пиэрид.
  Вот почему супруге своей поставил эу
  стелу Зил, тарсиец, молодой муж".
  (Надпись I - начала II в., стела найдена на горе Митридат).
  
  На этой стеле изображена жена Зила Клеопатра, а также он сам, живой и любящий супруг. Глава семьи возлежит на ложе, а его супруга в образе величественной, но скорбной богини, восседает в кресле. Здесь же, только ниже - еще несколько сцен из жизни этой женщины в самых разных ракурсах, словно олицетворяя широкий спектр ее возможностей. Тоскуя по утраченной любимой, Зил перечисляет ее достоинства - красавица, прекрасная хозяйка и сравнима с бессмертными музами. Он называет ее и одной из муз - Пиэрид. По Павсанию, у македонского цари Пиэра было девять дочерей, которые состязались в пении с музами, но были побеждены и превратились в птиц сорок. Вот откуда идет имя этой музы!
  Интересно, что в обычной жизни призвание женщины сводилось к рождению и воспитанию детей, а также к ведению домашнего хозяйства, а вот в загробном мире ей возвращали другие достоинства. В надгробных эпитафиях женщина становилась супругой, матерью или дочерью, наделенной самыми привлекательными чертами. Ее приравнивали к богиням или героиням эпоса и наделяли равными с мужчинами правами. Более того, она даже становилась руководительницей всех решений своего мужа, вдохновительницей его идей и управительницей его жизни.
  На одной из стел - строки посвящения матери от любящего сына:
  
  "Под этой плитой, иноземец,
  лежит Эммида, принявшая самые последние почести
  От сына Энея.
  Да ниспошлют ему боги сладостные дары за почтение
  к родителям.
  Эммида, мать Энея, прощай".
  (Надгробие I в до Р.Х. Найдено на Глинище, на Предельной улице).
  
  Невозможно представить себе почестей выше, чем те, что воздавались греками женщине-матери!
  А вот надпись уже с некоторым нравоучением:
  
  "В плодоносной роще отчизны
  Похоронил родителей своих Аргоная и Ма,
  Скончавшихся от убивающей всех по воле Мойр
  старости.
  Не могилу, а вечно памятный дар благочестивых
  явил он милым в благодарность.
  Если что-либо значат молитвы родителей из Аида,
  Тогда получишь ты, Антипатр, такую же
  благодарность от детей".
  
  На стеле - двое взрослых - мать и отец, и двое детей - сын и дочь. И младшие стоят по бокам, словно охраняя от бед и невзгод старших. Над их головами - треугольник, напоминающий крышу дома, и цветы, символизирующие мир и благополучие в этом доме. Кстати, эта стела сейчас уже не находится в Керченском Лапидарии, она выкуплена и хранится в Эрмитаже.
  В тексте последней эпитафии, впрочем, как и многих других, упоминаются Мойры - греческие богини судьбы, которые, по поверью, и определяли срок жизни каждого человека. Их изображали в образе старух. Одна из них, Клото ("пряха") прядет жизненную нить, вторая, Лахесис ("дающая жребий") - определяет участь человека, третья, Атропос ("неотвратимая") - перерезает жизненную нить.
  А эта стела, датированная I веком и тоже хранящаяся в Керченском лапидарии, выполнена из мрамора. Она поражает красотой и утонченностью отделки. Вот фото, которое я сделала, будучи в этом музее.
   Надгробие от сына Энея []
  
  "Гелиодор, сын Гелия, тридцати двух лет.
  Верного во всяком деле,
  Безукоризненного друга Гелиодора,
  юношу, чье лицо покрылось первым пухом,
  вырастила Амастрида, тоскующая по нему родина,
  скончавшегося же похоронил Боспор.
  У меня теперь две родины:
  прежняя, в которой я вырос,
  а другая - теперешняя, в которой я и остаюсь.
  Стелу же ту поставили братья,
  свято хранящие память о своем достойном брате".
  
  На стеле изображен человек, который возлежит на ложе, и двое, стоящие рядом и словно поддерживающие его. И над их головами опять же треугольное очертание крыши и непременный цветок - как символ любви и нежности к близкому. Из поэтических строк понятно, что юный Гелиодор из Амастрии (Амастриды), это город на Черном море, поэтому, скорее всего, надгробный памятник был выполнен не в Боспорском царстве. Его могли изготовить мастера в Амастрии и доставить на место гибели воина. Под словом "братья" подразумевается, скорее всего, что это его друзья.
  Греки очень ценили дружбу, и не случайно в одной из популярных застольных песен называли условия, при которых обычный смертный мог считаться счастливым человеком. На первом месте было здоровье, на втором - красота, на третьем - честно приобретенное богатство, и на четвертом - дружба своих сверстников.
  В Керченском Лапидарии хранится еще один необычный памятник мужской дружбы. Датируется он уже более поздним периодом и найден в Керчи на улице Прямой. По всей вероятности, на нем одна из последних эпитафий времен Боспорского царства.
  
  "Привет прежде всего мужьям от мужей!
  Мы знаем, о прохожий, что родное -
  это приятно друзьям.
  Обдумывая все меж собой, мы решили следующее:
  прежде чем умереть - успокоить собственную душу,
  любуясь каменными памятниками умерших,
  мы поставили (эту) стелу единодушно, согласно:
  Каллиотер, сын Басилида, и Симфор, сын Филетера, и
  Миромена, дочь Каллиотера, прожившая, любя мужа,
  поставили как вечную память тем, кто мил прохожим.
  Года 524, месяца Гиперберетея, 16-го".
  
  Это памятник настоящей мужской дружбы и изготовлен он еще при жизни Каллиотера и Симфора, чтобы после их смерти украсить общую могилу. Имя же Миромены присоединили позже, когда работа над оформлением стелы уже была закончена. Эта надпись, как и многие другие эпитафии, поражает стоическим отношением к жизни и смерти. Исступленно рыдать по усопшему не поощрялось, ведь в представлениях греков смерть символизировала новое рождение, рождение человека в ином качестве - качестве героя.
  Тексты эпитафий писали, как правило, профессиональные сочинители, владеющие техникой стихосложения и располагающие большим запасом поэтических образов и слов, заимствованных из поэзии, особенно из Гомера. Стихотворные эпитафии свидетельствуют об интенсивной духовной жизни боспорских греков. Среди них были деятели науки и литературы, учителя, врачи, архитекторы, воины, купцы, домохозяйки... И на надгробиях этих людей поэты создавали свои творения, отдавая дань уважения тем, кто покинул земную сень. А время сохранило эти произведения искусства, выточенные в камне, и донесло их до нас.
  
   [1] Понт - древнегреческое название северо-восточной области Малой Азии, на севере примыкавшей к Понту Эвксинскому - Гостеприимному морю, ныне Черному морю.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"