Аннотация: Обзор работ второй группы в номинации "Эссе" конкурса "Моя Планета-2017".
Не стала менять заголовок обзора, дабы не обидеть авторов. Только представьте себе, что в обзоре одной группы стоял бы заголовок "Взлеты мысли и красота слога", а в другом - "Серость мысли и корявость слога"? Пусть лучше обвинят меня в отсутствии фантазии, чем в желании выделить одних и обделить других!
Подход оставляю таким же: раскрытие темы, элементы новизны, если они есть, или новаторские подходы, информационность, читабельность; чистота текста, его стилистика, использование выразительных средств языка; и напоследок - что бы добавила или, наоборот, убрала, будучи на месте автора.
Щербак Валентина Петровна: Минеральные воды и религия
Очень емкий и раскрывающий тему заголовок. С одной стороны, он объединяет эти два совершенно разных понятия, а с другой, проводит между ними грань в виде союза "и". Информация на первый взгляд кажется необычной, хотя при ее усвоении понимаешь, что эти знания для читателя не новы. Просто автор смогла их осмыслить по-своему и преподнести нам уже в свежем ключе.
Стиль ровный, академический. Стиль автора, отлично владеющего вопросом и раскрывающего его не школьникам-первоклашкам, а зрелой читательской аудитории, то есть, без поучений и назиданий. Тема раскрыта всесторонне, соответствует условиям конкурса, уводит нас в любимые пласты античности.
Если бы я писала эссе на эту тему, конечно же, был бы другой подход, возможно, возникли бы новые образы и ассоциации. Но это не значит, что мой вариант оказался бы лучшим, нет. У каждого автора свое видение, и оно имеет право на существование. Оставим все как есть!
Щербак Валентина Петровна: Без прошлого нет настоящего...
А вот этот заголовок меня насторожил. Он очень общий и подошел бы к любому исследованию. И скорее отталкивает, чем притягивает. Хочется сказать: "Да мы знаем об этом! Опять собираетесь нас поучать? Дайте в заголовок рациональное зерно!". И вот, наконец, оно найдено, запрятанное в тексте как иголка в стогу сена: "в 2017 году исполняется 300 лет с начала зарождения курортного дела в России". Вот это да! Такой перл - и скрыть от наших глаз! Всегда удивлялась: как можно было в советские времена из обычных продуктов - овощей и мяса - варить бледный, невзрачный борщ? Так и здесь. Отличный материал не получил достаточно яркой формы.
Оказывается, все началось в эпоху Петра Первого! Здорово! Информация-перл известна далеко не каждому читателю! И автор не перегружает ее, не перенасыщает кучей дополнительных фактов, а, опять же, ровно и четко вскрывает суть вопроса. Объем такого исследования - отличный, он не уводит нас в исторические дебри или в мир фантазий, а позволяет "держать руку на пульсе".
Я бы заменила заголовок. Почему бы не сказать более конкретно? Например, "Курортному делу в России - триста лет!"? Ведь сенсация именно в этом! А если бы немного добавить информации о Петре Великом, то можно было бы вынести в заголовок и его имя. Чего мне еще не хватило? Для это ответим на вопрос: что такое эссе? Это "очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме". Перед нами же - хороший текст, но больше похожий на монографию. Вот бы еще добавить авторского мнения!
Самарина Ольга Борисовна: Парадокс Венеции
Очень удачный заголовок! Он притягивает наше внимание, потому что с таким названием произведения читатель получает дозу допинга и готов к восприятию "двойственности" Венеции еще до прочтения текста. Конечно же, он пока не понимает, в чем же здесь парадоксальность, где именно мнение автора разойдется с традиционным, где именно общепринятые общественные нормы не совпадут с авторскими выводами. И этот настрой на сенсационность толкает его к прочтению эссе. Именно это, а не желание узнать, где находится сия географическая точка Земли и что там есть из достопримечательностей?
Эссе написано языком, на двести процентов соответствующим этому жанру. Автор описывает Венецию через призму своего восприятия, поэтому мы ощущаем его чувства: интерес, восхищение, даже - страсть; его эмоции - гордость, грусть, досаду, ностальгию, огорчение, удивление... Главное в эссе - не куча фактов, а сенсорное восприятие увиденного! Восприятие мира тайн и... роскоши! А вот и сам парадокс, "замешанный... на адском порошке из ломаных грошей и алмазов": Венеция пробуждает в людях мечту!
Остается одно: пожелать автору новых творческих озарений!
Князев Виктор Алексеевич: Экология
Если оттолкнуться от того, что экология - "наука об отношении растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой", то можно будет догадаться, что автор заинтересовался определенным вопросом или - темой этой науки и расскажет об этом и нам. Возникает вопрос: будет это рассказ о чем-то конкретном или же речь пойдет о всей науке? Скорее всего, первое. И тогда теряется потребность в столь общем заголовке. Все равно что рассказывать о жанре интервью, а назвать текст "Журналистика".
Да, действительно, идет взаимосвязь между вымирающими курильскими орланами, уменьшающейся численностью охотников и истреблением пушных зверьков. Тема интересная, и автор ее неплохо осветил (для тех, кого еще не испугал своим скучным заголовком!). Его стиль - ровный и академичный, в то же время не лишен индивидуальности. Тон повествования не вызывает отторжения даже при наличии столь специфического вопроса, как охота (я имею в виду прекрасную половину человечества!). Автор размышляет, высказывает одну версию за другой, и... не навязывает нам своего мнения. Он тактичен.
На мой взгляд, эссе состоялось. Правда, хотелось бы увидеть более четкий и выразительный, притягивающий внимание читателей и заставляющий их думать - за-го-ло-вок.
Васильева Татьяна Николаевна: Вальс о вальсе
Эссе довольно объемное: 27 k. Но по своим размерам оно еще больше, потому что в структуре текста есть множество гиперссылок, по которым можно гулять почти до бесконечности. Я бы назвала эссе информационно-познавательным и... игровым. Да, автор собрала очень много информации по теме вальса, с этим не поспоришь! А при чем здесь игра? - спросите вы. Игра - это то, чем можно заняться на досуге и для развлечения. А нам предоставлена именно такая возможность - слушать хорошую музыку, наблюдать за движениями танцоров, а если кто захочет - и самому под эти видео оттачивать танцевальные па.
Сама идея создания такого эссе показалась мне просто гениальной. Да, а почему именно так, а не иначе, звучит его заголовок? У слова "вальс" есть второй смысл: музыкальное произведение в размере и характере этого танца. Так что я права насчет игры! Автор была одержима идеей создать о вальсе музыкальное произведение, которое бы мы слушали, смотрели и пробовали повторить самим!
Текст создан в едином стиле: не в высокопарном, но в возвышенном, не в кудрявом, но в выразительном, не в многословном, но и не в лаконичном. Язык далеко не беден, с использованием выразительных средств.
Не буду ничего из эссе вырезать и ничего в него не добавлю. Вальс затмил танго, и это - авторское видение. Возможно, что у кого-то другого будет наоборот? На то и есть этот жанр - эссе, чтобы свободно выражать свое мнение.
Бурланков Николай Дмитриевич: О Кириллице, о Глаголице и о Русских письменах из Жития св. Кирилла
Вначале показалось, что это чисто научное исследование, но, продолжая читать, понимала, что эссе представляет интерес очень широкой аудитории, поэтому имеет право не просто на существование, но и на участие в конкурсе "Моя Планета". Жанр эссе тем и характерен, что держится на грани научной статьи, литературного очерка и философского трактата.
Текст написан доступным языком, в отличие от научной статьи, в нем присутствуют разговорные интонации, авторская откровенность, которая, в свою очередь, будоражит ум читателя и заставляет его строить ассоциации. Автор не блуждает вокруг да около темы, он сразу "берет быка за рога", высказывая свою точку зрения и подтверждая ее конкретными аргументами и красочными примерами.
Навряд ли можно что-то изменить в этом эссе и, даже написав новое, придется во многом повториться с автором - настолько оно цельное, фундаментальное.
***
В первой группе было очень много текстов со слабой стилистикой и орфографией. Не делая акцента на этом в самом обзоре, я выполнила свое обещание и все замечания высказала в лентах комментариев в авторских разделах. Во второй группе тексты подобрались, словно специально, почти не требующие доработки. И это радует!
Успехов всем эссеистам в нынешнем конкурсе! А тем, кто не попадет в финал - не огорчаться и продолжать свои творческие поиски. Идущего удача настигнет быстрее, чем стоящего на месте. Помните? "Под лежачий камень и вода не течет"...
Да, убрала оценки, потому что в этой группе есть и мои эссе.