Странникс Иных Земель : другие произведения.

С миру по фэнтези - Странниксу на обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разбор фэнтези в рамках КТП. Забавы ради. Ескевич, Карлик, Лифантьева, Гинзбург, Дедушка, Непрозванов, Вознесенский, Лешуков, Ручкин, Antraksa, Богуцкий, Женевский, Тварь.


С МИРУ ПО ФЕНТЕЗИ - СТРАННИКСУ НА ОБЗОР

   Признаться, не люблю я фэнтези. По всему видать - виной тому не сам по себе жанр, а присущая ему заштампованность идей. Ну, достали меня орки с эльфами - ну хоть плач! А, в общем - плевать.
   Темное фэнтези, в массе своей, от простого тем и отличается, что зеленокожих с остроухими там, как правило, нет, а есть всякие разные злобные твари, а-ля упыри да вурдалаки. А поскольку всякая разная злобная нечисть сама по себе менее затаскана по страницам книжным (ну, вампиров с оборотнями не беру в расчет - их тоже можно оригинально подать, если голливудские ужастики не переписывать), посему глаз и не мозолит. Ну, кишочки выкорчеванные и головки оторванные картину дополняют. Так что одним словом - лепота!
   О том, как я отношусь к насилию, безграмотности, безыдейности и всему прочему, я говорить не стану - кто меня хоть чуть-чуть знает, итак в курсе. Остальные на своей шкуре попробуют - это могу гарантировать. А дабы совсем страшно не было, я каждому, мною рассмотренному, буду дарить подарок - много в моей котомке безделушек накопилось за годы странствий. Дарить буду в зависимости от того, какие ощущения вызвал у меня рассказ по прочтении - не волнуйтесь, без подарков не останетесь, всем хватит. Это я вам, нефритовые доны и алмазные доньи, могу обещать.
   Поехали!
  
   Есенкевич Галина "За страной Черной Безснов"
   Бесноватый получился текст. Мне по нраву, вот только уставать я начал от конфликта теней к финалу. Ну да обо всем по порядку!
   Первое, что нравится: эльфов, орков и гномов нет. Что уже само по себе воодушевляет. Спасибо, автор, что бережете мои многострадальные нервы. Второе - поначалу была предпосылка к психологической прозе - довольно-таки внушительная посылка, я аж облизываться начал. Но потом...
   Затянуто, автор, затянуто - и некуда этого деть. Начали вы за здравие, да кончили за упокой. Начали про Фому, да закончили про Ерему. Потому что начало и конец у вас - два разных конфликта, первый идет без кульминации и смотрится куце, второй же настолько очевиден, что к финалу вызывает легкое раздражение. Предпосылка к оригинальности, скатывающаяся в банальность. Зло, зло берет - верьте мне на слово, так как повидал я на своем веку теней - и хороших, и плохих. Легкая недосказанность, неопределенность - замечательно, но положительные эмоции на сей счет разбиваются о затянутость и нудность второй части, где нет напряжения - есть лишь перечисление визитов теней, предостережений и признаний в любви. Не хорошо сие.
   Герои не фонтан - не сопереживаешь им. Тени - они и есть тени. Как ни крути.
   Язык можно и нужно шлифовать, хотя тут все не критично. По крайней мере, читать без агрессии в направлении монитора, можно вполне. И на том спасибо.
   В целом, у меня все. Автор получает в подарок фонарик и томик "Государя" Макиавелли. Первое, чтобы читать второе ночью под одеялом.
  
   Карлик Сергей Григорьевич "Рыцарь ордена Темного дня"
   Автор, я вас знаю. И стиль ваш мне знаком. И запятые лишние, которые даже я вижу (что вообще феномен по сути) - я уже тоже успел узнать. Но не корректор я, ибо сам грешен. А покритиковать можно и нужно - для профилактики, так сказать.
   Опять нет эльфов и прочей ДнД'шной живности - спасибо, удружили.
   В остальном, имеем достаточно нетривиальный на первый взгляд сюжетец, достаточно предсказуемый на второй. Ну, то есть что к чему и зачем становится ясно быстро и без мучений. О недосказанности и открытом финале речи, разумеется, не идет. Да и не нужно здесь сие - развлекаловка оно. Обидно? А вот сами подумайте.
   Формат каждого предложения - книжно-развлекательный. Изящества нет, и не предвидится. Стилизация записей писаря неплоха, хотя и в ней сквозит некая ирония, в остальном же, эта самая ирония просто через край переливается и не дает воспринимать текст серьезно. Вот только сдается мне, что автор о таком изначально не задумывался - писал-то он вполне серьезную вещь про смысл жизни. А сверхидея не выстрелила - потому что финал читаешь с улыбкой. Как итог, герои подобны аппликации, наклеенной на шаблонную средневековую картинку. Декорации и куклы - не больше того. Плачевно, плачевно сие!
   Логические нестыковки заставляют грустно вздыхать. Вот подумайте сами: если главный герой (я им рыцаря буду считать, если не возражаете), никогда лицо никому не кажет, то зачем он "даму сердца" выбирал? Ну, у меня чисто мужской интерес. Второе. Турнирные доспехи - штука, мягко говоря, достаточно громоздкая и в случае схватки даже мастера меча в такой одежке с опытным шпажистом вообще без доспеха, я сделаю ставку на последнего. Ну и дальше в том же самом духе. Как итог - половине рассказа не веришь, вторую половину читаешь с усмешкой. Вопрос финала "зачем?" деть, увы, просто некуда.
   В награду за труды автор получает от меня ржавый турнирный шлем. Чтобы имел представление, как тяжко жилось его герою.
  
   Лифантьева Евгения Ивановна "Пепел погребального костра"
   Ну что сказать по существу? Мастерство - его ведь не пропьешь. Оно в каждой строчке заметно. Написано профессионально - умеренно, складно и ритмично, текст читается легко, как по маслу.
   На что фанфик - я не разглядел, но мне понравилось. Герои - ничего вполне, и хотя жизненности им немного не достает, в рамках именно такой подачи материала это трудно счесть недостатком. Короче - грамотно скомпонованный текст, в котором недостатки если и есть, то достаточно умело скрыты. Редкое качество, нужно сказать.
   За сим, у меня все. Не думаю, что текст доберется до финала - загрызут конкуренты, но мое мнение - текст очень сильный. Не совсем фэнтези, скорее мистика, впрочем - это не мешает читать. Читать этот текст вообще ничто не мешает. Так что всем читать!
   А от меня автор получает в подарок черную розу и загадочную улыбку. К чему бы это - пусть думает самостоятельно.
  
   Гинзбург Мария "Мельница зла"
   Еще на БД7 я по этому рассказу написал так много и так содержательно, что народ дивился. Нет, нет, вы не подумайте - это не из какой-то личной неприязни к тексту или его автору. Просто с Лерой я не соглашусь (ну, кто в теме - поймет) - рояль, даже если он в кустах, даже если трижды сюжетно оправдан - все-таки рояль. Как не смертельное пулевое ранение в сердце - нет, вполне можно себе вообразить такое, да какое-то божественное участие, допускающее сие, но факт остается фактом - попробуйте выжить, бог вам в помощь. Так что мое мнение тут неизменно - фэнтези может объяснить все, включая прибитое к небу гвоздями солнце, но я не обязан в это верить и считать сюжетную оправданность подобного хода допустимой с точки зрения банальной формальной логики. За сим эту тему закрываем - кто не понял ни рожна, отправляется в обзоры БД7.
   Что еще сказать? В плане изложения у меня претензий нет и быть не может. Я вообще считаю, что кому-кому, а Марии Гинзбург давно пора давать мастер-классы по написанию "темного фэнтези" - поверьте, господа графоманы, тут есть чему поучиться. Что мне не нравилось, кроме уже озвученных претензий к логике, так это некоторая не проработанность психологической составляющей - действия главного героя выглядят спонтанно и немотивированны в достаточной степени для того, чтобы в них верить. А так - безвинно замученная лиса оборотень и не пойми, с чего раскаявшийся главгер. Вот и весь рассказ - печально.
   На самом деле, текст неплох - придираюсь я к нему именно потому, что текст сильный. Но для уровня Марии он слабоват, да и нестыковок в нем многовато. А еще - текст предсказуем при наличии некоторого багажа знаний. Что уже совсем печально. Впрочем, сие не помешает мне порекомендовать рассказ любителям качественно написанного "темного фэнтези".
   Я же вынимаю из котомки и передаю во владение автора рычажной самострел с комплектом болтов с серебряными наконечниками для отстрела оборотней.
  
   Дедушка Чизбургер "Вечность"
  Знаете, это вот "жу-жу" - точно не спроста. "День сурка" вновь обретает форму в цикличном воплощении тех или иных мучений. Ай-ай-яй! Плохо, почти очевидно и притом изначально настраивает на предвзятость к произведению. Но это было бы еще пол беды при наличии ярких, запоминающихся героев. Но героев нет. Есть говорящие функции, единственное назначение которых - доносить миру гениальную идею автора. И вот это - по-настоящему печально.
  Автор, я вам не поверил и остался равнодушен к тексту. Что и зачем - понятно при ближайшем рассмотрении, но интереса это не вызывает. В мир вашего текста не вживаешься, а потому страхи, мучения и стремления проходят мимо, стороной. Грустно, право слово.
  Логика произведения местами непонятна - меня от души позабавили стражи, тормозящие перед "частной собственностью". Само по себе допущение понятное, но, прошу простить, абсурдное. Это же касается неопределенности с тем, что помнит, и чего не помнит героиня. Спотыкаешься и, зло плюнув, идешь пить чай. Плохо.
  Написано средне. Почему? Потому что, если ошлифовать, будет хорошо, но так как есть - местами коряво. Откровенно коряво.
  Выслушав все вышеизложенное, приунывший автор получает от меня обещанный подарок - маленькую гильотину и учебник по "теории хаоса". Однако, чур - в гильотину пальцы не совать! Отрубит ведь...
  
   Непрозванов Сергей Александрович "Человек без сердца"
  Да простит меня уважаемая общественность, но делать разбор этого рассказа я не буду. Потому как отказываюсь видеть в этом тексте нечто, хотя бы отдаленно напоминающее жанр "фэнтези". А поскольку произведения, отвечающего названию номинации, нет, то и обзора его в природе быть не может. Но подарок автору я все-таки сделаю: томик сказок Шарля Пьеро. Зачем - это уж пущай он сам решает.
  
   Вознесенский Валентин "Паранойя"
  Первое и положительное: имеет место попытка написать некую психологическую прозу с концентрацией внимания на мыслях, чувствах и нуждах отдельного человека. Попытка не сказать, чтобы мастерская, но, как говаривал классик, русского человека стоит уважать хотя бы за намерение. Намерение было - и это хорошо. Все на этом, дальше катится мой излюбленный каток и начинается разгром.
  Великая Тьма! Автор - это кошмар! Вы умудрились нарушить все мыслимые и немыслимые правила русского языка: в вашем тексте присутствует все, от грамматических ошибок до неверного согласования времен, падежей и банального конфликта со знаками препинания. Далее, знаете, в каком месте вашего текста я бросил бы чтение, не будь преноминации, конкурса и обзора? После Высокие шпили Ральвина, ныне столицы сохранившейся части Империи, продолжавшей именоваться таким образом, несмотря на более чем скромные размеры, взрезали яркое дневное небо, обозначая господство города над природой вокруг. То есть, после ПЕРВОГО предложения текста. Ужас и кошмар! Не делайте так больше, пожалуйста.
  В награду от меня примите справочник "Виды вампиров" и учебник русского языка. Ох-ох-ох...
  
   Лешуков Александр Дмитриевич "Последняя Реликвия"
  Не злобы ради и не в обиду сказать, но графомань страшная. Едва-едва дочитал до конца - написано, рвано и бессистемно, очень много слов паразитов, изящества нет и быть, видимо, не может. Герои фанерные, вырезанные из куска картона тупыми ножницами - уж извиняйте мою бессердечную и беспринципную натуру, но, читая про "воссоединение" брата и сестры, я ржал, як конь. Это даже не фэнтези - это просто комикс какой-то.
  Сюжет многогранностью и тонкостью выделки не отличается, опять у нас спасение мира и великая борьба бобра с ослом. Осточертело, честно говоря, но да не соль. А соль то, что читать трудно и совершенно неинтересно. Увы и ах, автор, вам изобрести велосипед повторно таки не удалось. За сим закроем тему - слабо.
  Ну а в подарок извольте получить деревянную фигурку коня и красный спасательный круг.
  
  Ручкин Андрей Викторович "Живой сумрак: Ритуал Черной Вдовы"
  Знаете, что обычно говорят по такому поводу? "ГЫ"! Вот так вот просто.
  Автор - класс! Покатушка у вас получилась на пять баллов с откидной крышей: развлекательное чтиво, написанное с немалой иронией и толикой здорового цинизма. Чисто мужское, как добротная застольная побасенка: с оружием, бабой и, конечно, крутым мужиком.
  Читать приятно - отдыхаешь душой и разумом. Не напрягаясь, не ища черную кошку в темной комнате и не отвлекаясь на мелочи вроде "психологизма" и "интриги". Герой-раздолбай подан достаточно удачно в уверенном ракурсе. Идея есть - не гениальная, не великая, а простая такая, житейская. Многим мужчинам вполне знакомая. Написано в меру - многое можно отшлифовать, но направление выбрано верно.
  В целом - читать можно и иногда даже нужно. О "непреходящей ценности" ни слова, однако - добротное чтиво. Под настроение - как раз. Автор, соблаговолите получить от меня в подарок рубашку с пальмами, панаму и ключи от розового "Кадиллака" с откидным верхом. А на сам "Кадиллак" зарабатывайте сами.
  Гы-гы-гы...
  
  Antraksa " Жертва"
  Так, шутки (в том числе и дурацкие) в сторону - на моем рабочем столе один из любимых авторов СИ. Ну, может это очень громко сказано, все-таки не так часто заглядываю к фрау на огонек, но свойственные ей стиль изложения и общий психологизм, помноженные на не самые заурядные сюжеты, подкупают мою искушенную натуру. А поскольку автор мне, в общем-то, знаком, его стиль и уровень я знаю, то и оценивать буду с пристрастием - то есть, как и в случае с Йотуном и Морэйн, по заведомо завышенным критериям.
  Итак, у меня по тексту весьма крутые претензии. Всего две. Но крутые.
  Так, пункт первый: СЛИШКОМ!
  Автор, затянуто и чрезмерно эмоционально. Это хорошо выстрелило в "Мертвом Псе", где можно было в динамике рассматривать изменение психологического состояния героини (хотя и там, если смотреть внимательно, можно было найти логические повторы, замыкаемые на самих себе), однако в "Жертве" этот прием не срабатывает. Почему? Потому что "развития" нет.
  Героиня у нас самокопанием не занимается, копанием в ней занимается горе-некромант, сыплющий объяснялками направо и налево. Неубедительно. Но об этом позже, а пока, как данность: слишком много буков. Заданное в начале напряжение спадает где-то к середине текста: в "Псе" героиня сама смотрела внутрь себя и во внутренней беседе раскрывала свою суть. Здесь же ракурс принципиально иной - он дан более отстраненно, в результате чего действо выглядит более театрально и в него гораздо труднее верится.
  Некромант слишком щепетилен - он делает кучу лишних движений, он не сидит на месте ни секунды, он так бурно переживает, что наступает ощущение приторности и неестественности происходящего. Наивность главной героини так же оставляет по себе ощущение легкой приторности. И так - до самого конца. Слишком, дорогой мой автор. Слишком.
  ИМХО, чтобы сохранить напряжение, без изменения ракурса подачи (что подразумевает, фактически, переписывание произведения буквально "с нуля"), можно было бы на корню зарубить все лишнее - убрать все логические повторы и разгрузить текст от излишней эмоциональности. Вот как-то так.
  Пункт номер два: провальная концовка.
  Он, она, слезы, раскаяние, воскрешение и тому подобное. Ну и легкая любовная интрига. Не сочтите оскорблением: банально. До обиды, до злости банально. Так же театрально и неубедительно. Герои в итоге выглядят шаблонными и списанными со справочника драматических стереотипов, а это очень, очень плохо.
  Давать автору какие-либо советы я не имею морального права, однако этот текст меня слегка разочаровал. И дело даже не в том, что я ждал большего. Автор может больше. Я это знаю.
  Ну а подарок... Номер журнала Psychologies и флакон "Новопассита" - для помощи в трезвой оценке объективной действительности.
  
  Богуцкий Дмитрий Иванович "Сид с Монетами"
  А вот это сильно. Очень. Забегая вперед, скажу: субъективно - это лучшее произведение, из прочитанных мною на конкурсе, делящее сии лавры с "Пеплом". Но это субъективно (хотя, мало кто не упрекнул еще меня в субъективности).
  Дабы не быть многословным и не засорять сетевой код, скажу, что мне не понравилось: перво-наперво, эльфы. Лишнее, правда - немного портит колорит. Упоминается это слово всего в паре-тройке мест, и убрать его оттуда можно быстро и безболезненно. ИМХО прилагается. Далее - затопленный город "ночных" вызывает у меня упорные ассоциации с аналогичным подземным градом из "Сакред". Ну, простите, ничего не могу поделать - это не претензия к автору, на самом деле. Просто напоминает.
  А в остальном - очень хорошо. Можно долго и обстоятельно придираться к деталям, но не хочется. Написано очень неплохо, логика достаточно прозрачная, идейная составляющая произведения вопросов не вызывает. Итог: очень хорошо. Мои поздравления автору.
  А в подарок - теплые сапоги на меху и стаканчик горячего травяного чая.
  
  Женевский Владислав Александрович "На дальних рубежах"
  Ох-ох-ох, пощадите меня. Снова автор начал за здравие, но кончил за упокой. Снова многообещающее начало, затем быстро и безболезненно скатившееся в банальность. Нет, я отказываюсь верить в случайность подобного подхода - это просто заговор какой-то!
  Все так мило начиналось - неплохие аллегории, пропорциональная метафоричность, проблеск интриги. А потом - опять двадцать пять! Все, начиная от сумасшествия Джейда, и заканчивая пропажей мешка под окном расписано, как по нотам в попсовой песенке: сразу все понятно, сразу ясно все. Думать не надо, надо бояться. Но не страшно. Потому что настолько банально и предсказуемо, что хочется зевать.
  А по сути-то обидно. Потому что начало было достойное, и язык текста, в целом, не подкачал. Еще бы сюда идею, да сюжет - и совсем бы хорошо было, а как есть - не пойдет.
  Так, что там у нас в котомке? Титано-никелевый топорик и походная печка Бундесвера. Пользуйтесь на здоровье!
  
  Аццкая Тварь "Теория ненависти"
  Сказать, что я знаю автора, значит не сказать ничего. Сказать, что герои и мир, описанные в произведении, мне неизвестны, значит покривить душой. Но я буду, беспристрастен, как Фемида.
  Итак. Джавелин - отлично. Упоминание Анимары и Саблезубого тоже улыбнуло от души. Вся средняя часть от воронки до падения Элифара - хорошо и в меру динамично. Но, как ни крути, "пролог/эпилог" с участием священника "из другой песочницы": логическая связь с основным текстом есть, но она недостаточно очевидна и переход получается рубленным. Жаль.
  Написано неплохо, но нужно вычитывать - некоторая поспешность чувствуется. Солнце, мой тебе совет: садись, читай и безжалостно правь. Нужно писать - у тебя получается, но нужно работать больше. Писать и писать, искать, найти и перепрятать. Потенциал у тебя огромный, а на основе O.N.L.Y. можно выстроить сотни произведений - Перумову в десятки раз меньшего хватило для пяти (или сколько их там было?) романов о похождениях Мага. А пока, даже при наличии крепкой идейной составляющей и богатого оригинального мира, до шедевра, увы, не дотягивает. Прискорбно, но лучше сейчас и так, чем гораздо больнее - позже.
  Из мелочей: откуда у Джавелин карманы?
  Ну а в подарок... Костяную заколку для волос с эмблемой Башни и Кольца.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"