Стрельников Игорь Юрьевич : другие произведения.

"Евангелие от Афрания" - рассуждения на тему

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я никогда не читал так быстро. А тут нашёл случайную ссылку в Интернете, нажал и... не смог оторваться, пока не обнаружил, что читать больше нечего. Так начинается статья, посвящённая книге К.Ю.Еськова "Евангелие от Афрания". Этот неординарный детектив ставит крамольный с точки зрения многих вопрос. Что произойдёт, если исключить из Евангелий чудеса и другие сверхъестественные явления. Хотите узнать? Читайте статью.


"Евангелие от Афрания" - рассуждения на тему

  
   Я никогда не читал так быстро, разве что "Мастера и Маргариту" Булгакова. А тут нашёл случайную ссылку в Интернете, нажал и... не смог оторваться, пока не обнаружил, что читать больше нечего. Ночь прошла так, что даже не заметил. Где-то в молочной белизне страниц удивительной книги, которая смотрела на меня с экрана, явственно маячила фигура Михаила Афанасиевича, хотя на обложке значилась совсем другая фамилия. Кирилл Юрьевич Еськов вот автор удивительного произведения с не менее странным названием "Евангелие от Афрания". Господи, так Афраний это же... - воскликнут любители Булгакова. Да, да, да, дорогие мои, тот самый - начальник тайной службы грозного прокутатора Иудеи, всадника "золотое копьё" Понтия Пилата, тот самый, который, по слухам, был дьяволом во плоти. Ей богу, приятно встретиться со старинным знакомым, а с таким - ещё и жутко.
  
   Самый читаемый роман в России "Мастер и Маргарита" М.В. Булгакова оказал огромное влияние на ход и форму авторской мысли в современной российской да и не только российской литературе, вызвав к жизни несчётное количество подражаний. Но подражания, как эрзац кофе, вроде слог, то бишь вкус, тот, а воздействия на сознание не наблюдается. Для заимствования формы достаточно добротного филологического образования, но для свежего содержания нужен талант, а талант всегда в дефиците.
  
   Булгаков одним из первых подошёл к евангельскому рассказу о земной жизни Иисуса из Назарета, прозванного впоследствии Христом, т.е. Мессией, с точки зрения здравого смысла, и тем оставил неизгладимый след не только в художественной литературе, но и в библеистике или, точнее, евангелистике. На протяжении почти двадцати веков европейская мысль подходила к истории Спасителя, как к чему-то данному и незыблемому. Этому во многом способствовала и Христианская церковь, выработавшая определённый взгляд на фигуру Спасителя и калёным железом выжигавшая всякое инакомыслие. Но, по правде говоря, многим просто хотелось придерживаться догмы, ощущая от неё такое же блаженство, как ребёнок, припадая к груди матери... даже, когда там уже нет молока. Для того чтобы разбить благостную скорлупу неведения нужен был гений, и он явился из России.
  
   Как я уже сказал, несмотря на обилие поделок а-ля "Мастер и Маргарита", никаких новых творческих идей в этом направлении высказано не было. Видимо, догматичность разума оказалась сильнее консервативности эстетического чувства. Но с первых строк "Евангелия от Афрания" вас захватывает и не покидает до конца неотвязное ощущения, что вам несказанно повезло обнаружить где-то на бабушкином чердаке неизвестную рукопись бессмертного романа Булгакова. И главное здесь не стиль, который безукоризнен, но смысл, содержание.
  
   Ведь, что привлекает в произведении Булгакова? Незыблемое ощущение, что так вполне могло быть на самом деле. Что греха таить, мифологизация образа Учителя с многочисленными чудесами и прочими сверхъестественными явлениями, сыгравшая позитивную роль в распространении христианства на первом этапе, сегодня оказывает медвежью услугу вероучению. Положа руку на сердце, на современного человека XXI века Евангелия производят впечатление добротно сработанной сказки, и только титаническим усилием воли некоторые заставляют себя буквально верить в каноническое описание. Большинство же вообще не задумывается о подлинности содержания.
  
   Господин Еськов сумел подхватить и даже развить рационалистический стиль повествования Булгакова. Всё описанное в "Евангелии от Афрания" не только реалистично, но даже расширяет наше историческое ощущение античного мира. Что я имею ввиду? В исторической науке XX века закрепился высокомерный подход к психологии людей и государственности древнего мира. Да, мы признаём выдающиеся достижения античности в культуре и даже в сфере материального производства. Но при этом как-то упускается из виду, что всё это невозможно без развитой государственной системы и экономико-политической структуры общества.
  
   Люди на протяжении истории психологически вообще меняются мало. Поэтому мы до сих пор восхищаемся и будем восхищаться произведениями Гомера, Овидия, Шекспира, хотя они на века отстоят от нашего времени. Я помню, для меня откровением прозвучала книга Валентина Пикуля "Честь имею". В этом произведении показана правда о подготовке разведчиков в дореволюционной России, которая ничем не уступает современным методикам обучения агентов нелегалов у нас или за рубежом. Эта книга как стеклянный дом разбила моё представление о том времени, как об эпохе удалых, но ограниченных рубак типа Чапаева или Будённого.
  
   Аналогично, в древнем Риме была совершенная банковская система, многоэтажное строительство в семь и более этажей, Колизей изготовлен из монолитного бетона по технологии, используемой сегодня для строительства плотин Гидроэлектростанций. Рим был обеспечен и другим шедевром инженерной мысли - разветвлённой системой водоснабжения, питавшейся от нескольких магистральных акведуков, входивших в город. Не потому, что римляне так много пили. Это была энергосистема древнего мира, питавшая развитую машинную промышленность, основанную на водяных колёсах в качестве источника энергии. А медицина? Извините, трепанации черепа, удаления катаракты глаза, маммапластика, т.е. увеличение женской груди - это не выписка из арсенала современной клиника, а выдержка из трудов древнеримского врача Галена. Надеюсь, моего краткого экскурса по подлинному древнему миру оказалось достаточно для приподнятия завесы примитивности над вашим восприятием этой общественной формации.
  
   Вот теперь вы готовы читать.
  
   Кое-кто из ортодоксов христианской веры может воспринять роман, как кощунство. Я категорически не согласен с такой квалификацией. Автор фактически задался вопросом, что произойдёт с нашим религиозным учением, если исключить из него все небылицы, которые, как нас убеждают, являются краеугольными камнями христианства. И был буквально сражён результатом. Останется призыв ко всеобщей и всеобъемлющей любви, призыв к построению царствия божественной справедливости для всех на Земле. Единственным и неоспоримым чудом воссияют сами Боговдохновенные заповеди Священного писания!
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"