Аннотация: О девушках на грани нервного срыва, о мужчинах, о моде, и даже о телевидении и кино.. И обо всем этом, как ни странно, в этой статье...
О ДЕВУШКАХ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА,
И НЕ ТОЛЬКО О НИХ...
По телевизору я смотрю в основном информационные программы, причем, по разным каналам. Потому что одно и то же
событие в зависимости от комментария может приобретать совсем
другое значение. Просто привыкла. Просто, одно мнение - хорошо, два лучше, а три - вообще замечательно. В последнее время, переключая программы, на канале "2х2" всё время попадаю на показ мод модельера Анастасии Михайловский под шокирующим
названием : "Девушки на рани нервного срыва." . На подиуме возни-
кают одна за другой девицы как бы после бурно проведенной ночи,
с волосами, которые не мешало бы расчесать, с синяками под глазами , со смазанной косметикой на лице, которую необходимо
подправить. Они все какие-то нервные, невыспанные, неухоженные.
Модели, которые они демонстрируют, возможно, и оригинальны, но
всё это как-то теряется на фоне демонстрации собственно не одежды,
а симптомов состояния, при котором доктор обычном назначает, в
лучшем случае успокоительное... В данном случае, судя по тому,
как девушки судорожно вырывают друг у друга бутылку то ли виски, то ли коньяка и прекрасно обходятся без бокала, выпив
"на опохмел души", я полагаю, что успокоительного им будет явно недостаточно. Медик-специалист, думаю, назвал бы вещи своими
именами и назначил иные, более радикальные меры.
Не думала, что такое всегда праздничное и красивое действо, как
показ мод, можно превратить в парад неврастении и агрессии.
Кажется, стоит приблизиться к одной из подобных див, она
зарычит на вас, как тигрица, и спрыгнет с подиума, или закатит
истерику... Такую же, как нам демонстрирует в рекламе жевательной
резинки некая дама. Женщина в вечернем платье с обнаженными плечами вопит так, словно её смертельно ужалила кобра. "А что,
собственно, случилось?"- думаете вы, когда слышите этот жуткий
вопль впервые. "Да ничего абсолютно" ,-понимаете вы,разобравшись
в сути .Просто рекламы " жвачки" идет столько, что можно поду-
мать, кроме нее мы больше ничего не жуём" .Надо же чем-то
выделиться - хотя бы истерикой. Следуя логике подобного худо-
жественного творчества нетрудно представить последующую ступень восторга --после истерики на грани шока дегустатора
должен хватить апоплексический удар...
Помнится, накануне старого Нового года в "Доме моды" на
Арбате прошел показ моделей новой коллекции одежды галереи
"АЗ АРТ" под названием "Моё счастливое платье". Показ проходил
под девизом "Модельер - Обри Бердслей" и был основан на черно-белых графических рисунках английского художника - этакое шоу
"Блэк энд уайт". Собравшихся вначале поприветствовал Дед Мороз в
весьма оригинальном наряде: этакий разудалый мужичок в шапке-
ушанке из белого каракуля набекрень и... черного тулупа, из-под
которого выглядывала белая поддевка . Он поднял бокал шампанского и попросил присутствующих не быть шокированными тем, если кому-то покажется, что современные
модельеры, воплощая изысканную графику и манеру художника в объём, в чем-то быть может, "попрали законы кройки и шитья..."
Да, столь оригинальный и незабываемый Дед Мороз вряд ли когда
мне ещё встретится. Показ моды - это всегда непредсказуемое действо, почти театр. Однако, что хорошо на подмостке и в узком кругу, не всегда смотрится в "тиражном" варианте. Как поведала
одна из ярых приверженниц А. Михайловской : "Она знает, кого
приглашать : хронических девушек на грани нервного срыва.".
В ходе передачи выяснилось, что модельер, о которой речь,
никогда не приглашает профессиональных манекенщиц, а поль-
зуется услугами своих знакомых и подруг. Что ж, это её право.Но
мне кажется также, что не всякая профессиональная манекенщица
захочет участвовать в подобном показе...
"Ну не нравится, так и не смотрите, - так и слышится голос незримого оппонента Поищите что-нибудь под девизом "Под
сенью девушек в цвету..."
Но даже переключившись на информационную программу
"Скандалы недели", я вижу продолжение всё той же истерики,
хотя на несколько ином уровне: политики, приглашенные Александром Любимовым для спокойной беседы, плещут друг другу
в лицо минералкой. Будем крутить программы дальше? А
дальше со всех щелей телевизионного ящика выползают какие-то
вампиры, монстры, мутанты и прочая нечисть....Ну, ещё "супер-
бой" или "супер-полицейский".Или какой-нибудь телеведущий,
решивший поведать миру пикантные подробности пикантной
профессии стрептизера, и задающий при этом такие вопросы и делающий такие комментарии, что просто уши вянут. Он словно
забыл, что находится не в узком мужском кругу домашнего видеозала с рюмкой водки, а в телеэфире перед микрофоном. А
телеэфир - такового уж его свойство - словно увеличительное стекло:
дикция - всё это так выпукло...Помните афоризм: "Если нельзя,но
очень хочется..., то можно". По-моему, это как раз тот случай.
Я выключаю телевизор. Хочу сделать паузу. За стенкой у соседа
слева слышны позывные нескончаемого американского телесериала.
Наверху - соседская молодежь буйствует вместе с Майклом Джексоном... Пауза не получается, поэтому я тихонько включаю магнитофон с записями песен группы "Дюна" и слушаю "про нашу жизнь":
Что ни день - криминальные новости,
И с валютой одна канитель.
А в газетах такие подробности,
Что забиться мне хочется в щель...
Один трудится пчелкой в полях,
А жучок деловой в королях.
Один хитрый усатый жучок
Попивает в обед коньячок.
А шмели все на мели.
Даже тля без рубля.
Расскажу я все знакомым :
Тяжело быть насекомым.
Тяжело быть им...
Кстати, о насекомых. Или об иных живых существах, чья жизнь проходи на уровне примитивных рефлексов. Недавно по телевизору
промелькнул коротенький сюжет о кинематографистах-документа-листах. Документальное кино оказалось в экономическом кризисе, в
зрительском вакууме, а его творцы - в творческом простое, иначе -
безработными. Так вот эти люди показали нам маленький фокус:
на старые документальные кадры, не очень хорошие даже в техническом отношении, они "сделали" озвучание, или, точнее,
показали, как "это" делается.Что за кадры? Сталин выступает на
трибуне. Подопытная собака, у которой на звуковое сопровождение
срабатывает запланированный человеком рефлекс. Сталин делает
паузу, пока наливает себе вино в стакан, а в этих паузах звучат громкие и продолжительные аплодисменты - реакция людей на
предшествующие слова: "партия", "долг", "благодарность"... И опять мелькает собака. А потом нам показывают мальчика - лет
восьми - и всё время за кадром звучит голос сегодняшнего диктора:
Как всё просто, однако. Всё на уровне рефлексов. И всё же -
"не хочу быть насекомым. не хочу быть им..."
И я вспоминаю, как недавно мне довелось побывать на одном
творческом вечере. В спокойной камерной атмосфере шел просмотр
нового документального фильма режиссера и автора в одном лице
Вячеслава Хотулева под названием "Дорога, длиною в 200 лет".
Фильм, шедший около часа, снятый при участии киностудии
"Мосфильм" и спонсорской поддержке АО "Русское золото"
приковывает внимание неожиданным ракурсом. Я привыкла много
слышать, читать об американских миссионерах. И вдруг узнаю,
возможно, и с опозданием, что первые русские христиане-миссионеры направились в Америку ещё в 1794 году - ближе всего
оказалась Аляска. О немеркнущей силе православия, о том, как ч тут
память первых россиян, о сегодняшнем дне православной церкви -
такой близкой и в тоже время такой далёкой от России, где служба
ведется на английском и русском, на языке эскимосов и других
национальностей. О вечном и непреходящем - этот фильм...
Когда просмотр был закончен, и сказаны все тёплые слова,
кто-то высказал пожелание: вот бы показать этот фильм по телевидению...На что автор заметил: "Да, будем пробивать..."
А я в этот момент с горечью подумала: "Почему же в наше время свободы и демократии хорошее надо "пробивать", как и в застойные
времена нашей истории?" Казалось бы, это должно разуметься само
собой. Но у нас и в такой деликатной теме любят впадать в крайности. Достаточно вспомнить продолжительные теле-шоу за- морских проповедников, недальновидную политику средств массовой информации, в том числе и ТВ, которую они заняли в этом вопросе. Вспомним шествие по городам и весям страны "белого
братства", всевозможных учений и идей японских и корейских общин и их собраний. Вообще, ситуацию, при которой одно время нельзя было просто пройти по Москве без того, чтобы вас, буквально
схватив за руку, не тащили на собрание в какую-нибудь миссию
граждане иностранных государств, едва умеющих вымолвить
несколько слов по-русски... Разве это не странно? Что же удивляться,что на одном и том же канале телевидения утром читает
нам проповедь служитель православной церкви, а днём - даёт
Но ведь как это всё потом соотнести с тем, что христианская вера, православие накладывает очень строгое "табу" на обращение к
служителям "демонических сил", к коим относит всех магов и
колдунов, вплоть до отлучения от церкви? Они вечные, непримиримые оппоненты, находящиеся на разных полюсах - как
добро и зло. И неприязнь эта - из глубины веков...
Так, очевидно, и бывает, когда левая рука не знает, что творит
правая: сатанизм, ведьмы и вурдалаки лезут на нас со всех сторон,
а хорошее, как глоток чистой воды из родника , "надо пробивать"...
... "СССР был разрушен с телеэкрана замечает в одной из своих
работ видный политолог нашего времени Сергей Кургинян. Все
ракетные площадки, все истребители, бомбардировщики и авиа-
носцы остались на своих местах, а между тем страна парализована.
Наши противники измеряют мощность идеологических ударов
буквально в мега- и килотоннах, как мощность ядерных боеголовок"... Аналитик ссылается на журнал "Милитари ревью",
в котором "американские военные теоретики пишут прямо, что
настало время войн четвертого поколения, войн, где прямое насилие
составляет доли процента от общего ресурса войны и где акцент
делается на информацию, идеологию, сложные типы организационного, культурного, психологического оружия. Да, речь
идёт именно об оружии". В этом смысле, подводит мысль автор,
"фильм ("Покаяние" Абуладзе) или спектакль ("Собачье сердце"
Яновской) могут быть приравнены к нескольким ракетам СС-18. Так
считают - и не просчитываются! наши враги. А мы?",- вопрошает
автор.
У специалистов есть такое понятие: "технология" формирования
общественного мнения. Технология эта предполагает применение
определенных приемов и методов, влияющих на поведение людей
( то есть, нас с вами). Как подсчитали аналитики, это "требует таких
усилий и затрат,, которые сопоставимы только с самыми современными технологиями оборонной промышленности. Итак,
средства массовой информации - это оружие, на сегодняшний день,
самое эффективное". И выстреливает оно, заметим, ежедневно,
ежечасно, возможно, даже ежесекундно Жаль только, что "строчит пулемётчик" часто по своим.
Мы так любим всё иностранное, что почему-то стараемся взять у
них далеко не самое лучшее и втаптываем в грязь то, что ещё совсем
недавно было любимо нами. Забываем, что наши успехи и победы
тоже, пристально, как под микроскопом, изучались оппонентами в
идеологическом споре. Сейчас уже, пожалуй, и не вспомнить, кто
первый придумал это отвратительное, самоуничижительное определение -"гомо советикус".А может, автор нового "подвида"
живых существ умышленно сделал это, чтобы мы впали в состояние
некоего коллективного психоза? Может-то, идея этого определения как раз родилась не у нас, а за бугром", как мы говорили раньше?
От любого нездорового состояния надо избавляться. Чем быстрее -
тем лучше. "И всё, что происходит с нами, надо пережить",-
долетают до моего слуха слова из песни популярного ансамбля,
который мне нравится. Да, надо пережить. Да, надо с чего-то
начинать. Давайте начнем с уважения самих себя. Своей страны,
культуры и истории. А она, история, началась не только в семнадцатом, а гораздо раньше. И за 73 последних года было много всего, в том числе и хорошего. Пусть мы жили в семь раз хуже
развитых капиталистических стран, зато в четыре! раза - лучше
развивающихся. Не будем забывать это, как, впрочем, и другое,
хорошее. А что касается истерики, захлестнувшей нашу жизнь,
думаю, её можно приуменьшить, наложив определенные штрафные
санкции на тех, кто её плодит в таких количествах в эфире, на
телеэкране, газетной полосе. А почему бы нет, если речь идет о
здоровье общества? А здоровье общества - это уже национальная
политика государства. Очень хорошо. Пусть нас защищают на
государственном уровне. Как и положено во всём цивилизованном
мире. Мы ведь тоже к этому стремимся - быть цивилизованными.