Сухачевский Олег Валерьевич :
другие произведения.
Петровский корабел
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 1, последний от 09/09/2017.
© Copyright
Сухачевский Олег Валерьевич
(
oleg_suh@mail.ru
)
Размещен: 01/02/2014, изменен: 01/02/2014. 20k.
Статистика.
Статья
:
История
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Краеведение. Воронеж и Воронежская область. О судьбе и жизни кораблестроителя Федосея Скляева.
Сухачевский Олег (С) 1995
Петровский корабел
Рубеж XVII-XVIII веков, так называемая, "эпоха Петра Велико-
го" - величайшее время в истории нашей Родины. Однако часто гово-
ря о великих эпохах мы сосредотачиваемся на известных личностях,
совершенно забывая других, простых и неброских работников. Людей,
которые просто делали свое дело, причем делали его хорошо. А ведь
в их судьбе, как в капле воды, отражается сложное движение исто-
рии...
Вот о таком человеке, чье имя малоизвестно широкой публике,
но чья судьба оказалась тесно связана с историей нашего края мне
и хотелось бы рассказать.
* * *
Федосей (или Федосий) Моисеевич Скляев родился 4 января 1672
г. в знаменитом придворном селе Преображенском. Его отец, Моисей
Скляев был родом из Новгорода Великого и служил царским конюхом.
Солдатская служба Федосея началась необычно рано. В четырех-
летнем возрасте он, как и дети других царских людей, был зачис-
лен в "потешный Петров полк", который сформировали специально для
забав юного царя, по повелению тогдашнего государя Алексея Михай-
ловича.
В 1688 г., когда Петр всерьез увлекся созданием на Переяс-
лавском озере "потешной флотилии", Федосей, вместе с десятками
повзрослевших шестнадцатилетних отроков, махал топором на строи-
тельстве кораблей для "нептуновых потех" молодого государя и на-
верное думать не думал, что они станут его судьбой... Наставник и
приятель самого Петра, голландец Франц Тиммерман, был первым учи-
телем всей большой и беспокойной команды "потешных" кораблестрои-
телей, "шхипманов", как они себя гордо называли. Тогда еще Федо-
сей Скляев ничем не выделялся из "потешных", разве что топорик в
его умелых руках взлетал более сноровисто, чем у других, да рабо-
та всегда спорилась. Этого оказалось достаточно, чтобы его заме-
тил молодой государь, заметил и приблизил к себе.
А когда в 1691 г. из бывшего "потешного" войска, ставшего
уже грозной силой, сформировали два гвардейских полка - Преобра-
женский и Семеновский, то Федосей был записан в него бомбардиром.
Однако время шло и колесо истории скрипело своей осью...
С весны 1696 г. в Воронеже началась ускоренная постройка су-
дов для предстоящего похода на Азов. Строительством руководил все
тот же Франц Тиммерман, а ему в помощь были выписаны из Голлан-
дии два кораблестроителя. На строительстве галер и других кораб-
лей опять трудились переяславские "шхипманы", но занимались они
уже не забавами, а созданием серьезного флота. Федосей Скляев
плотничал на строительстве царской галеры "Принципиум", а потом
был зачислен в ее команду. Петр, лично командовавший этой гале-
рой в Азовском походе под именем "капитана Петра Алексеева", имел
возможность убедиться, что Скляев не только прекрасный плотник,
но и великолепный моряк. Много это значило для царя-флотоводца...
Вскоре после Азовских походов началась подготовка к знамени-
тому Великому посольству. В отряд волонтеров, куда инкогнито во-
шел и сам Петр, был включен бомбардир Преображенского полка Федо-
сей Скляев.
Прибыв в Голландию, Скляев, вместе с Петром и другими волон-
терами, нанялся на верфь Ост-Индской компании, что была в Амстер-
даме. Скляев в совершенстве освоил курс практического кораблес-
троения у мастера Герита Класа, под руководством которого волон-
теры из России построили небольшой фрегат "Апостолы Петр и Павел".
Голландская школа кораблестроения была рутинной и базирова-
лась на интуитивном чувстве ремесленников-корабелов. Не это было
нужно Петру, он искал более серьезную, научную базу для обучения,
чего голландцы дать ему не могли. Русский самодержец с неудо-
вольствием писал в Россию, что голландцы "строят суда просто по
навыку и опыту без всяких хитростных чертежей". Петр решает пе-
реехать в Англию, где Федосей Скляев вместе с другими волонтера-
ми знакомится с основными положениями кораблестроительной науки
тогдашнего времени, изучает корабельную архитектуру и черчение.
Скляев быстро выучил английский язык, обходился без переводчиков
при беседах с преподавателями, что, естественно, помогало его
учебе. Немало повышению знаний способствовало и то, что Петр пе-
рестал хранить свое инкогнито и английское правительство дало
"зеленую улицу" всем широким интересам русского царя. Для русско-
го царя даже были специально устроены морские маневры. Петр с до-
садой глядел на настоящий британский флот, лучший в мире и меч-
тал, что когда-нибудь и у России будут такие красавцы-корабли.
Скляев делал большие успехи в изучении кораблестроительства.
Это заметил Петр и четырех самых лучших учеников (в том числе и
Федосея) он направляет в Венецию - главный центр кораблестроения
южных морей. Там уже находилось несколько русских волонтеров, ра-
ботавших в местном арсенале, который был в то время образцовым
предприятием по строительству кораблей в Средиземноморье. К ним
присоединилась четверка петровских преображенцев и тоже стала ра-
ботать на строительстве "галеасов и когорт".
Однако не довелось довершить Федосею Скляеву учебу в Вене-
ции, Петр срочно вызвал его в Воронеж. Царь собственноручно раз-
работал проект и заложил в Воронеже 58-пушечный корабль "Гото
Предестинация" ("Божье предвидение"), имевший длину 40 и ширину
9,8 м. Это был особый корабль, он был впервые заложен и должен
был строиться без помощи иностранных специалистов. Его постройка
должна была продемонстрировать Западу всю мощь и серьезность на-
мерений русского народа. В проекте присутствовало собственное
изобретение самодержца, так называемый фальшькиль, который отры-
вался в случае удара днищем о неглубокое дно рек и Азовского мо-
ря, предохраняя тем самым корабль от течи. Петру нужны были люди,
которых он знал и которым мог доверить это важное дело, т.к. сам
царь не мог постоянно находиться в Воронеже, государственные де-
ла слишком часто отвлекали его от работы. Такими людьми стали Фе-
досей Скляев и Лукьян Верещагин.
Многое успел узнать Федосей Скляев за время своего обучения
за границей. За короткий срок он сумел ознакомиться с голлан-
дской, английской и венецианской школами кораблестроения, мог
сравнить их и узнать сильные и слабые стороны. В общем, он стал
настоящим корабельным "басом", так называли тогда корабелов. Пе-
ред отъездом в Россию он держал перед строгой комиссией экзамен в
своем корабельном мастерстве и выдержал его блестяще. В середине
ноября 1698 г. он, вместе со своим товарищем по учебе в Венеции,
Лукьяном Верещагиным, выезжает в Россию.
Петр с нетерпением ожидал русских мастеров, а особенно Федо-
сея. В письме из Воронежа от 2 декабря 1698 г. он сообщал в Мос-
кву, что "зело ждал паче всех Скляева, потому что он лучший в сем
мастерстве". Когда же всесильный и ужасный князь-кесарь Ромода-
новский задержал Скляева в Преображенском приказе за драку с сол-
датами, Петр сильно рассердился и разнес князя-кесаря на чем свет
стоит.
В Воронеже Петр назначает Скляева своим первым помощником на
строительстве корабля "Гото Предестинация", наказав обращаться за
консультациями к "зело сведущим в архитектуре корабельной" англи-
чанам Наю, Козенцу и Броуну. Для корабля были отобраны самые луч-
шие сухие и выдержанные материалы, Скляев постоянно держал госу-
даря в курсе всех работ.
Полтора года не было Петра в Воронеже, за это время Скляев,
вчерашний ученик, только-только познавший основы кораблестроения,
сумел построить на мелководной акватории речной Воронежской вер-
фи линейный корабль "изрядного художества и зело размером добро
состроенный"! К февралю 1700 г. корпус "Предестинации" уже возвы-
шался на стапеле. Петр появился как раз к моменту спуска корабля
на воду, в апреле 1700 г., когда пришла большая вода. Этот ко-
рабль оказался самым быстроходным судном Азовского флота. Инос-
транные мастера высоко оценили работу первого русского кора-
бельного мастера, чему несказанно был рад Петр.
Немало удивлялись зарубежные гости и богатству отделки ко-
рабля: на носу была позолоченная фигура обнаженной богини, корма
была украшена мифологической сценой и медальоном с эмблемой, а
стены кают покрыты ореховым деревом. Голландский дипломат Ван дер
Гульст, присутствовавший на спуске "Предестинации" доносил в Гаа-
гу своему правительству: "Будучи в Воронеже,... мы видели спуск
очень красивого корабля, построенного самим царем с помощью рус-
ских рабочих. Ни один иностранный мастер не приложил руки к это-
му делу". Старый учитель Петра и Скляева, Герит Клас, получив в
подарок гравюру с изображением этого корабля похвалил работу
своих бывших учеников.
Спуск "Предестинации" на воду был отмечен большим празднес-
твом, барабанным боем, пушечными залпами и фейрверком.
Закончив строительство "Гото Предестинации", Федосей Скляев
выдвинулся в один ряд с самыми видными иностранными корабелами,
работавшими в Воронеже на русской службе.
В последующие годы Петр по своим чертежам заложил в Вороне-
же еще три 50-, 67- и 80-пушечных линейных корабля - "Ластка",
"Старый дуб" и "Старый орел" и всегда строителем их назначался
Скляев. Являясь доверенным лицом царя, Федосей Скляев был факти-
чески главным кораблестроителем Воронежских верфей в отсутствие
Петра. Он решал все вопросы, связанные с постройкой кораблей
иностранными специалистами, причем корабли, построенные Скляевым
ничуть не уступали линейным кораблям, построенным иностранцами и
составили основу Азовского флота. Корабли, построенные Скляевым в
Воронеже для Азовского флота отличались долговечностью: "Предес-
тинация", например, пробыла в составе русского флота до 1712 г.,
а затем была выгодно продана Турции.
Кроме строительства мощных линейных кораблей, Скляев освоил
создание больших плоскодонных судов - прамов, часть которых обо-
рудовали в качестве плавучих деревянных доков - камелей. Они бы-
ли необходимы для проводки по самым мелким местам глубокосидящих
кораблей.
Петр назначает Скляева в комиссию по приему кораблей, пос-
троенных "кумпанствами", образованными из купцов, помещиков и ду-
ховенства. Первая комиссия из зарубежных мастеров приняла все ко-
рабли, но Петр был недоволен таким решением. Он видел низкие ка-
чества этих судов. По предложению Скляева комиссия вынесла такое
решение: "Сии корабли чрез меру высоки в палубах и бортах и того
надлежит оные дек или палубу ниже опустить, так и фор и дек баки
обнизить и шхотами загородить..." Однако Скляев предупредил, что
эти корабли будут валки на волне и немореходны, что и подтверди-
ли первые испытания.
Дело было в том, что мелкая глубина воронежских верфей вы-
нуждала придавать этим кораблям небольшую осадку или даже делать
их просто плоскодонными. Голландцы, привыкшие строить корабли в
глубоководных морских портах, не были знакомы с такой практикой и
не знали, как изыскать верную форму для таких судов. Петр прика-
зывает Скляеву искать свою "добрую пропорцию" для русских кораб-
лей. Это ли не свидетельство доверия и уважения государя? Петр не
торопил Скляева в столь важном деле и помогал, как опытный мас-
тер, своими советами и идеями.
Тогда же у Петра возникла мысль внедрить в отечественное ко-
раблестроение то, что сейчас мы назвали бы азами стандартизации.
Совместно со Скляевым они разработали таблицу единых стандартов
для основных размерений различных типов кораблей, строившихся для
Азовского флота. Специальным указом было строжайше запрещено от-
ступать от этих размерений.
Этот указ неукоснительно соблюдался и таким образом была
преодолена разнокалиберность боевых судов, затруднявшая управле-
ние и усилена мощь флота.
* * *
В дальнейшем, когда стало ясно, что азовская победа на юге
лишь начало борьбы России за моря и театр военных действий перед-
винулся на берега Балтики, Федосей Моисеевич Скляев в 1704 году
покидает Воронеж и строит корабли на Петербургской и Олонецкой
верфях, уже самостоятельно. Он наконец находит столь важную "доб-
рую пропорцию" и разрабатывает знаменитый проект гребного судна -
скампавеи, применение которой в мелководных шхерах Балтики позво-
лило добиться захвата инициативы русским флотом. Именно благода-
ря скампавеям была одержана знаменитая Гангутская победа.
Петр был доволен работой своего корабела и произвел его в
морские поручики Преображенского полка. Скляев строит множество
других кораблей, в том числе знаменитый линейный корабль "Полта-
ва", часто участвует в подъеме затонувших судов. Петр назначает
его хранителем чертежей и моделей "государевых" кораблей. По при-
казанию царя, он еще в Воронеже оборудовал модель-камору, эта
"камора" положила начало созданному позднее Морскому музею. Та-
ким образом Федосея Скляева можно считать одним из его основате-
лей.
Федосей Скляев был не только прекрасным корабелом, но и
храбрым человеком. В Полтавской битве он командовал ротой и, нес-
мотря на ранение, отказался покинуть строй. За эту доблесть, Петр
произвел его из морских поручиков в морские капитаны Преображен-
ского полка, о чем писал генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину: "Поне-
же г. Скляев при баталии обще с нами был, того ради здесь как
иным давал чины, и оному чин капитана морского объявлен, и того
ради прошу дабы оный ему чин конформировать изволил". Обратите
внимание, что несмотря на храбрость Скляева в сухопутных сраже-
ниях, Петр считал его настоящим моряком и всегда присваивал ему,
в отличие от других корабелов, только морские чины. Повторим, что
это очень много значило для Петра и с его точки зрения, являлось
высшим знаком отличия.
Во время официальной церемонии свадьбы Петра Первого на Ека-
терине, в 1712 г. Федосей Моисеевич Скляев занимал почетное
"братнее место", третье после государева, отношения у самодержца
и простого сына конюха были дружеские.
В 1723 г. в связи с новыми идеями Петра о продвижении на юг,
Скляев снова приезжает в Воронежский край, уже в чине капитан-ко-
мандора. Здесь опять разворачивается строительство флота, Петр
приказывает ему и вице-адмиралу Матвею Змаевичу строить корабли
и расчищать речное русло. В самом Воронеже кораблей тогда уже не
строили, русло реки сильно обмелело и верфь была перенесена в
пригородное село Таврово. Оно было обнесено земляной крепостью и
получило статус города. Скляеву опять было поручено строить ко-
рабли... К 1725 году в Таврове было построено 89 различных судов!
Всего за всю жизнь Скляев построил 8 линейных кораблей, 2
фрегата, 2 шнявы, 4 прама, 1 яхту и более двухсот галер, скампа-
вей, будар, буеров и иных малых судов.
За свою безупречную и верную службу, Федосею Скляеву было
пожаловано дворянство и он получил земельный участок около Дона и
ему была приписана часть крестьян села Староживотинное. Вероятно
он и основал на своем участке деревню, которая стала называться
по его имени - Скляево. Деревня существует до сих пор и находит-
ся в Рамонском районе, в 22 км к западу от Рамони. Однако по "ре-
визским сказкам" с 1719 г., крестьяне этой деревни стали принад-
лежать другому владельцу, что позволяет предположить, что дерев-
ня была продана Скляевым другому помещику.
Умер Федосей Моисеевич Скляев на 57-м году жизни, всего лишь
на три года пережив своего венценосного друга и ровесника, Петра.