|
|
||
Твердотопливный ракетный двигатель исключительно простой конструкции. Общедоступный при изготовлении. Одной ступени ракетоносителя (с двигателем такой конструкции) достаточно для вывода полезного груза в космос. Это достигается за счет использования эррозионного способа стабилизации горения топлива в двигателе. |
Твердотопливные рекетный двигатели (РДТТ) имеют преимущество перед жидкостными. РДТТ просты по конструкции: баллон заполненный твердым топливом, а у баллона есть отверстие с соплом. Горение топлива происходит в баллоне под давлением. Именно давление обеспечивает устойчивое горение топлива. При переходе к более калорийным (энергетическим) топливам для устойчивого их горения, как правило, требуется еще большее давление. Все это приводит к необходимости делать баллоны более прочными, следовательно тяжелыми, что частично уменьшает эффективность перехода на более калорийные виды топлива.
Давление продуктов горения топлива в баллоне посредством сопла преобразуется в скорость их истечения и создание реактивной тяги, которая по своей величине пропорциональна массе продуктов горения и скорости их истечения. Изготовление баллонов и сопел, работающих при высоких давлениях и температурах, имеющих сложную технологию обработки (и расчетов), превратилось в ракетную отрасль - престижную и дорогостоящую. Развитие ракетной техники, ее благополучие, одно из условий державной и национальной самостоятельности (независимости) государств. Предложен новый принцип работы РДТТ. Он позволит производить РДТТ по столь общедоступной технологии, что РДТТ смогут приобрести, по-настоящему, массовый характер. Без специального оборудования, имея пороховые шашки (ракетное топливо) можно будет удовлетворить любые потребности. Это потребует от производителей ракетной техники перейти к принципиально новым принципам без опорного движения, возможно вообще отказаться от расточительного реактивного движения. В противном случае, приоритет державной техники будет утрачен. Ракетные державы до сего дня блокировали и тормозили развитие техники в этой области, но сейчас могут сложиться условия, при которых именно ракетные державы будут пионерами в развитии новой транспортной безопорной техники.
В предложенном РДТТ устойчивость горения топлива достигается не за счет
повышения давления горения, а за счет струйной эрозии поверхностей твердого
топлива.
Новый РДТТ изображен на рисунок 1.
Во время работы РДТТ, при выгорании топлива, сечение канала 3 увеличивается и тяга РДТТ уменьшается, так как уменьшается интенсивность горения топлива и уменьшается скорость истечения продуктов горения. Это желательно, так как при выгорании топлива масса двигателя уменьшается и для упорядочивания ускорения движения ракеты целесообразно уменьшать тягу РДТТ, что и происходит естественным образом.
Пороховые газы при движении по каналу 3 испытывают сопротивление о стенки канала 3. Это воздействие интенсифицирует процесс горения топлива, и газы (при продвижении по каналу 3) от непрерывного горения топлива увеличивают свой объем и массу. Это приводит к ускорению потока (струи) пороховых газов в канале 3. Наибольшему выгоранию подвергается канал 3 у отверстия конца шашки 1. По мере работы РДТТ шашка 1 укорачивается и тяга РДТТ снижается. Таким образом отпадает необходимость в многоступенчатом принципе ракет. Один РДТТ новой конструкции достаточен для выхода в космос.
Учитывая неравномерность выгорания шашки 1, последняя может быть изготовлена конической формы по конфигурации канала 3 к концу работы РДТТ (см. рисунок 2).
В ряде случаев нет необходимости широкого и плавного уменьшения тяги РДТТ. Для этого вместо заглушки 4 к шашке 1 крепят традиционный РДТТ 5 с соплом 6, направленным в канал 3 (см. рисунок 3).
В этом случае реактивная струя из сопла 6 ускоряется в канале 3 шашки 1, при этом шашка 1 выгорает равномернее по всей своей длине. Отпадает необходимость в значительном удлинении шашки 1.
РДТТ по фиг. 1 - длинный, то есть может оказаться механически неустойчивым. В
этом пока для данного РДТТ есть ограничение. Кроме этого РДТТ при работе может
порождать "струнные" колебания, что также следует учитывать.
На предложенный РДТТ была подана заявка на изобретение N 3457317/23 (103492)
от 22 июня 1982 года, по которому было вынесено решение ВНИИГПЭ об отказе в
выдаче авторского свидетельства СССР на изобретение.
Но почему, современное ракетостроение пошло по пути корпусных РДТТ работающих
под давлением, а на эрозионный способ стабилизации горения пороха никто, до сих
пор, не обратил внимание. Дело в том, что на заре ракетостроения черный и
пироксилиновый пороха были основными, а они недостаточно прочные для
безкорпусных РДТТ. Только с появлением достаточно прочных пороховых составов
можно перейти к конструкции нового РДТТ, которые уже давно есть. Но в силу вступил
принцип инерции (привычки), сложившейся традиции (до сего дня) и все
продолжают ломать голову над морально исчерпавшими себя баллонными РДТТ
высокого давления.
Описание предложенного твердотопливного двигателя зарегистрировано во
Всероссийском Научно-техническом Информационном Центре
(ВНТИЦ) Министерства промышленности,
науки и технологий Российской Федерации 25 декабря 2000 года под номером
72200000048, как интеллектуальный продукт. Текст описания хранится в
информационном фонде ВНТИЦ.
Опубликовано в бюллетене ВНТИЦ "Идеи. Гипотезы. Решения" номер 1, 2001 год.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"