Аннотация: Мемуарного плана повесть, про жизнь в 70-е годы прошлого столетия.
Вячеслав Шабалин
Ребятам, которые уже не с нами, посвящается
Страсти по 'Эскулапу'
Не очень точные воспоминания и весьма неглубокие размышления
Доктор медицинских наук, профессор В. А. Шабалин, 2017 год
В. Шабалин в 70-е годы
Пролог
Наиболее ценное и
любопытное, что имеет
человеческое существование,
так это история.
Деньги, машины, дома и офисы
есть дело преходящее.
А вот история всегда с нами
и живёт, и умирает.
Автор
Если кто полагает, что, пробежав глазами по строчкам субъективных записок одного из многочисленных участников 'Эскулапа', будет с достаточной точностью представлять историю клуба, то он заблуждается. С моих 'эскулаповских' времён прошло почти сорок лет. За это время сменилось шесть поколений студентов. Выстроить события из жизни студенческого коллектива в хронологическом порядке уже невозможно. Поэтому целью настоящих воспоминаний я ставлю не столько информационную составляющую, сколько фиксацию на бумаге отпечатка той эпохи, которую я так видел и в которой нам посчастливилось жить.
Наверное, кто-то выразит сомнение:
- Да всё было не так. Всё иначе.
Да, возможно. Быть может, я что-то забыл, а что-то изложил не так, как вспоминают другие. Допускаю. И, тем не менее, я буду описывать то время, как помню. И обещаю, что никогда не стану врать, даже в малом.
А тем, кто сомневается, рекомендую взять в руки карандаш, лист бумаги и написать свои воспоминания. Возможно, они будут лучше.
Тему воспоминаний мы обсуждали с Юрой Мишуниным ещё в далёком 2003 году, когда я у него останавливался. Поговорили. Убедили друг друга, что надо писать. Но дальше разговора дело не пошло. А вот после его смерти я окончательно понял, что если этого не сделать, то история 'Эскулапа' канет в Лету, как это произошло со многими молодёжными инициативами нашего и не нашего времени.
И пока всемогущая энцефалопатия не лишила меня этой возможности, берусь за перо, и дай мне Бог довести начатое до конца.
'Эскулап' умер. Да здравствует 'Эскулап'!
Оценивая с высоты прожитых лет обучение в медицинском вузе, приходишь к заключению, что его можно разделить на два периода. Период обучения как такового и период активного участия в творческой жизни клуба 'Эскулап'.
В то время, а была это середина и конец 70-х годов прошлого столетия, 'Эскулап' представлял собой оригинальный симбиоз театра эстрадных миниатюр, вокально-инструментального ансамбля и женского танцевального коллектива. Подобный симбиоз сложился не только в нашем творческом коллективе, но и в иных молодёжных театральных сообществах. В Смоленске их было множество.
Конечно, им был и МЭТ (молодёжный эстрадный театр) под руководством Виктора Задорожного. МЭТ выступал на сцене Дома культуры профсоюзов, что на улице Ленина. Его работу сопровождал музыкальный коллектив 'Грифы', несколько позднее появились 'Атланты', а ещё позже - 'Смоляне'. Руководила домом культуры Вера Семёновна Троицкая, матушка моей одноклассницы и одногруппницы Жени Троицкой.
МЭТ был создан в апреле 1961 года на базе Клуба милиции. Через два месяца театр переехал в Дом работников просвещения. И только с сентября 1963 года занял своё привычное место в Доме культуры профсоюзов.
Как видите, 'Эскулап' моложе МЭТа лишь на шесть лет.
Я посещал концерты МЭТа еще будучи школьником, проходя обучение в 14-й средней школе города Смоленска. Поверьте на слово, но билеты на выступление театра достать простому смертному было очень сложно. Включались связи. Мне было проще. Кроме, как через Веру Семёновну, был ещё канал приобретения билетов - через Святослава Маненкова, участника творческого коллектива. Нас с ним связывало одно общее знакомство. В то время он работал водителем машины скорой медицинской помощи.
По аналогии с МЭТом, при каждом уважающем себя институте существовал с большим или меньшим успехом студенческий театр. Так, помню небольшой театральный коллектив энергетического института. Появился он в результате дикой популярности 'Эскулапа' в студенческой среде. По принципу 'а чем мы хуже?'.
Могу ошибиться, но существовало нечто подобное театру миниатюр при техникуме 'Связи' или 'Электронных приборов'. Я ребят на сцене не видел, но информация об их существовании в моей памяти сохранилась. Кстати, руководитель первого профессионального смоленского вокально-инструментального ансамбля 'Колокола' Владимир Белов был выходцем из техникума электронных приборов. Тогда при техникуме существовал ВИА 'Искатели', где и набирался мастерства будущий мэтр смоленского рока.
Наш состав. 1978 год. А может быть весна 1979 года.
Верхний ряд, слева направо: Вячеслав Шабалин, Владимир Евдокимов, Евгений Воронов.
Чуть ниже: Сергей Судиловский, Дмитрий Мышакин, Владимир Прокопчик, Игорь Шишко
Ещё ниже: Сергей Таракин, Сергей Жбанков, Юрий Мишунин, Леонид Амосов, Андрей Борисов
Нижний ряд: Юрий Исаев, Сергей Шевченко
На фотографии отсутствуют Владислав Демидкин, Андрей Елистратов, Александр Штейнберг, Валерий Халяев, Александр Машагин, Виктор Петушков
К маю 2017 года в живых нет В. Прокопчика, Ю. Мишунина, С. Шевченко,
В. Евдокимова. Вечная вам память, ребята!
Не помню, чтобы подобные театральные образования имелись в физкультурном и педагогическом институтах. Но скорее всего существовали и носили временный, ситуативный характер. Так, на период, пока 'Студенческая весна' не пройдёт.
Все эти более или менее устойчивые юмористические содружества не имели значимого городского успеха лишь по причине отсутствия интереса к развитию собственного сценарного производства. В своём творчестве они использовали сценарный материал 'Эскулапа' или ставили уже известные миниатюры именитых авторов, те сатирические композиции, которые показывали Райкин и иные мастера советского эстрадного искусства. А попробуйте на их поле сыграть лучше них! Не получится. Или представьте гипотетически ситуацию, если бы 'Машина времени' пела исключительно песни 'Битлз'. Пускай их исполнение было бы трижды профессиональным, отвечало бы всем канонам музыкального искусства и радовало слушателей, но о Макаревиче и его 'машинистах' уже бы никто и не вспомнил...
Вот потому тех и забыли.
В городе наиболее известными коллективами были, конечно же, МЭТ' и 'Эскулап'. Это оттого, что театры имели свой собственный сценарный материал. Кроме того, с ними в постоянном творческом содружестве выступали рок-коллективы. Я настолько старый, что помню институтскую рок-группу 'Поток' с её легендарным руководителем Димой Басилия. К сожалению, фотографию крайне популярного в Смоленске коллектива я не нашёл.
Таким образом, МЭТ стал прародителем всего молодёжного театрального движения в Смоленске. А мы - его дети.
Но вернёмся к сценариям. Написать миниатюру - дело непростое. Исходя из собственного опыта, скажу, что легче написать трагедию, нежели комедию.
Так, например, трагедия: 'Случилось страшное. Большой кровожадный мужик с ожесточением резал громадным ножом беззащитных маленьких детей. Те кричали от ужаса и вопили нечеловеческими голосами'.
Ну что, страшно?
Вот. И все читатели затрясутся от животного страха и сострадания к жертвам.
А попробуйте написать что-то смешное. Ну, рассмешите человека. Прямо сейчас. Получилось?
Я же говорил, что смешное писать сложнее. Я пробовал.
Иногда получалось, а иногда и нет.
Однако вернёмся к сценариям. Писали сами. Такие миниатюры, как 'Гамлет', 'Инквизиция' и прочие сочинялись участниками театра. Тот юмор, несколько наивный, воспринимается достойно и сейчас. Автором 'Гамлета' был Дмитрий Капустин. Он был родным братом моего одноклассника Сергея Капустина, поэтому я знал Диму еще до обучения в медицинском институте, когда учился в школе.
Был Дима оригиналом. Однажды принёс домой из анатомички отрезанный палец трупа. Или всех гостей заставлял рисовать в своём блокноте львов. Делал самодельную электрогитару. Прекрасно рисовал. Был удивительным рассказчиком и остроумным человеком. А позднее стал замечательным ЛОРом. В институте мы с ним пересеклись во время обучения. А вот когда я пришёл в 'Эскулап', Дмитрий Капустин уже работал врачом. К сожалению, он чрезвычайно рано ушёл из жизни.
В смоленском обществе того времени существовало мнение, что тексты миниатюр подвергались жесткой цензуре. Не могу с этим согласиться.
Обычно после выступления на фестивале 'Студенческая весна' Яков Борисович Юдельсон с кафедры нервных болезней высказывал определённые критические замечания.
Дима Капустин, автор 'Гамлета'
Фотография примерно 1974 года
Они никогда не носили радикального характера. Тем более никогда не стоял вопрос о снятии той или иной миниатюры. Кроме одной, когда мы, любя прошлись по теме военной кафедры. Но замечу, сняли мы её по собственной инициативе. Об этом отдельная и подробная история.
Да и, пожалуй, не были наши миниатюры антисоветскими. Носили они больше бытовой, студенческий, приземлённый характер.
Хотя вспоминается, что ставили миниатюру МЭТа про поэта, который написал Муху-Цокотуху. Конечно, это бессмертное детское произведение написано Корнеем Чуковским. Но в молодёжных эстрадных коллективах всё возможно.
Миниатюра обыгрывала взаимоотношение 'дуболома'-цензора и изворотливого поэта, пытающегося всеми силами пропихнуть своё произведение в печать. Так, после первых слов поэта 'Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо...' цензор спрашивал: 'Простите, ЦК ... что?'
Для молодого читателя поясню, что жили мы в СССР - Союзе Советских Социалистических Республик. И управлял страной ЦК КПСС - Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза во главе с Генеральным Секретарём Коммунистической партии Советского Союза товарищем Леонидом Ильичом Брежневым.
Поэтому упоминание аббревиатуры ЦК в юмористическом произведении расценивалось компетентными органами как жуткая крамола, отслеживалось и каралось нещадно.
Бывший директор Дома культуры профсоюзов, Заслуженный деятель культуры РСФСР Вера Семёновна Троицкая, с автором этих строк. У неё дома, в саду. Май 2017 года
Как потом рассказывала директор ДК Профсоюзов В. С. Троицкая, после первой демонстрации миниатюры МЭТом разразился скандал. Вопрос рассматривался в компетентных органах и принималось решение об отстранении Виктора Задорожного от руководства коллективом, да и вообще о закрытии театра. Только чудом Вере Семёновне удалось отстоять МЭТ и его руководителя. Какие она для этого нашла слова, одному лишь богу известно. Но отстояла.
Потом Вера Семёновна пригласила к себе Задорожного и проникновенно спросила:
- Витя, на кой чёрт тебе сдался этот ЦК? (Из устных воспоминаний Веры Семёновны Троицкой, 14.05.2017).
Кстати, Вера Семёновна училась в одном классе с известной советской певицей Ольгой Воронец. До самой смерти знаменитой артистки их связывали тёплые дружеские отношения. По приезде в Смоленск певица часто останавливалась на улице Дохтурова, где и сейчас находится дом Веры Семёновны.
Несмотря на политический контекст миниатюры, 'Эскулап' Муху-Цокотуху ставил. Происходило это в период 'сценарного голода'. В сценке блистали Ю. Мишунин и Е. Воронов. И ничего. Всё проходило гладко, без участия КГБ. Наверное, оттого, что за МЭТом присматривали более тщательно. Ведь это был театр городского масштаба. А что 'Эскулап'? Коллектив ведомственный. Ну, и пусть шутит себе про клизмы и банки.
Значимый вклад в развитие литературно-художественных возможностей клуба 'Эскулап' внёс Сергей Жбанков. Его миниатюры имели особый стиль, а потому пользовались успехом и были узнаваемы. Сергей прислал свои краткие автобиографические воспоминания, которые я вам и представляю:
- Меня подтолкнул серьёзно заняться юмористическим творчеством 'Микроб' - профессор А. С. Шевелёв.
Впервые в истории нашего вуза лечебный факультет обыграл педиатров в юмористическом КВНе на тему 'Вирус лени. Защита диссертации'. Именно для него я накатал и диссертацию, и научные обоснования, и песни, и вопросы с ответами. И мы вдрызг разгромили педиатров. Ну, а я как раз и 'защищал' эту диссертацию на сцене вместе с командой. И вот после всего этого Абрам Саулович подковылял ко мне, хлопнул по плечу и сказал: 'Пиши и дальше, Жбанков, в тебе есть вирус хорошего писателя!' С тех пор я и занялся этим делом более серьёзно.
Титульный лист программки спектакля 'Ревизор'
А вообще чудить творчески я начал ещё в школе. В качестве эпиграфа к сочинениям выдавал какую-нибудь развёрнутую патетическую фразу и подписывал её именем Брежнева или иже с ним. Учительница всегда хвалила меня и ставила в пример: это же надо, как совсем молодой человек глубоко проникает в мудрые и направляющие слова партии и её лидеров! Так и рождаются будущие настоящие коммунисты!.. Знала бы она, что рождалось в тот момент во мне, осеклась бы...'
Но продолжу. Я не знаю, сколько миниатюр написал С. Жбанков. Думаю, около двадцати. Может больше. Некоторые уже забылись, иные до сих пор в памяти 'эскулаповского' народа.
Особой вехой для 'Эскулапа' 70-х была постановка 'Ревизора' в трактовке С. Жбанкова. Данное событие было приурочено к 60-летию ВЛКСМ. Если кто забыл, ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи. Принимали в него с 14 лет, ещё в школе. Быть вне комсомола и поступить в вуз было делом весьма проблематичным. А потому были мы сплошь комсомольцами.
Сценарий классический. В студенческий строительный отряд с проверкой должен приехать представитель надзорного органа. Ну, как по Гоголю, в суматоху и неразбериху стройотрядовского быта в команду попадает проходимец, волей случая принятый за проверяющего из штаба. Он беспрестанно пьёт водку и волочится за поварихами.
Уже в репетиционный период возникли сложности. Ранее мы ставили короткие миниатюры, всего по 5-7 минут каждая. А здесь пьеса, в нескольких картинах, костюмы, декорации. Все это почти 40 минут. Вы представляете?! Но самое главное - в данной постановке возникла драматургия, о которой мы, студенты медицинского института, представления вообще не имели. И вот тут в полной мере проявился режиссёрский талант Юрия Мишунина. Именно он поставил мизансцены, определил акценты, наконец, сам блестяще сыграл роль командира студенческого строительного отряда (у Гоголя - городничий).
Дело в том, что Юра ещё в детские годы играл в театре при доме культуры УВД, что на улице Гагарина, напротив дома специалистов. Смею предположить, что играл он всяких там пионеров-героев, что-то вроде Павликов Морозовых. И будучи талантливым человеком, впитал не только актёрские, но режиссёрские навыки.
Так, к сведению. Именно здесь, в ДК милиции начал и закончил своё существование МЭТ.
Думаю, что успеху спектакля способствовал не только мощный сценарий и блестящая режиссёрская работа, но и талантливая игра актёров.
Владимир Прокопчик. Маленькая роль стройотрядовца Шпекина. У Гоголя - почтмейстер.
Длинный, нескладный и сутулый Прокопчик надел майку с большой цифрой 6. Он изображал 'шестерку' - матёрого фискала. И крылатой стала его фраза из 'Ревизора': 'И тогда я понял.... Надо бечь... и заложить'.
При этом он скрюченным указательным пальцем показывал на небо и заискивающе смотрел в глаза командиру отряда. Это была его находка. Хотя мне кажется, фраза в сценарии звучала иначе.
После этой роли к Владимиру Прокопчику навсегда прицепилась... не кличка, не погоняло, не прозвище, а настоящий псевдоним - Шпекин.
Или командир отряда (Юрий Мишунин): 'А бетономешалку, которая больно бьёт пятью тысячами вольт, временно отключить'.
Блестяще сыграли свои роли поварихи - Лёня Амосов и Валера Халяев. Да что говорить! Все ребята сработали на отлично.
'Ревизор' с триумфом прокатился по сценическим студенческим площадкам. Съездил в Витебск. Мы неоднократно ставили его на различных сценах, тем самым упрочив известность 'Эскулапа' в институте, Смоленске и за его пределами.
Жбанков привнёс в студенческий театр свежую струю. Что говорить...После смены поколений - Васильев, Шутюк, Либерман, Капустин и другие - сценарная полка опустела. 'Эскулап' остался со старыми миниатюрами. Ведь нельзя постоянно крутить: 'Репетиция', 'Инквизиция', 'Гамлет'. Они, конечно, выручали. Вот, к примеру, миниатюра 'Репетиция'.
Миниатюра 'Репетиция'. 'Эскулапу-50'
На фото: Сергей Авраменко - врач, Игорь Шишко - отец, Вячеслав Шабалин - сын. Режиссёра здесь не видно, его играет Евгений Воронов. Май 2017 года
Сюжет таков. Отец сообщает доктору, что его акции прогорели. В этот момент смертельно раненый сын вбегает к отцу и сообщает, что он, кажется, убит. Доктор констатирует смерть фразой: 'Ваш сын действительно, кажется, убит'. Режиссёр вносит всё новые и новые сценические коррективы. Ситуация проигрывается в медленном, быстром темпе, трагически и комически. Режиссёр остается недоволен работой актёров и репетиция прекращается.
Эта миниатюра досталась нам ещё от прежнего 'Эскулапа' и выручала на гастролях, на выступлениях в иных учреждениях, на шабашках.
Был эпизод, когда, выступая в роли сына на сцене энергетического института, я, зацепившись за гвоздь, порвал левую штанину. Повреждение ткани пришлось чуть выше колена. Это было весьма некстати, поскольку совместно с Владимиром Прокопчиком мне приходилось вести ещё конферанс. Я был вынужден выходить, закрывая левую ногу папкой для бумаг.
Миниатюру принимали хорошо на стороне, в институте же она уже не прокатывала. Действительно, всему есть предел. В клубе стали зарождаться проблемы с подготовкой к фестивалю 'Студенческая весна'. Стало очевидным, что наступал системный кризис. Приходилось ставить миниатюры с последней полосы 'Литературной газеты', заимствовать у других коллективов, в частности, у МЭТа. Искать сценарии там, где лишь прозорливый ум сыщет. Но был это тупиковый путь. В результате такой сценарной политики студенческий театр мог потерять лицо. Требовались перемены. И они произошли с приходом С. Жбанкова.
Уже через год 'Эскулап' преобразился. Редкий молодёжный театр мог похвастаться, что весь репертуар составлен на основе оригинальных сценариев.
Появились собственные миниатюры с медицинской тематикой, 'заточенные' под местного зрителя. Так, к примеру, 'Ванька Жуков'. Привожу лишь некоторые фразы из текста. За точность не ручаюсь. Передаю только смысл.
- Ванька Жуков, восемнадцатилетний мальчик, отданный в обучение на врача, долго не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева по комнате ушли в ресторан....
- А старшекурсники надо мной насмехаются, посылают за вином в 'Приветливый' (продуктовый магазин на улице Кирова - авт.) и заставляют красть у соседей по комнате сало.
- А на физиологии мы вскрывали крысу.... А я начал с хвоста.... Так ассистент крысиной мордой ... (далее всё по А. П. Чехову)
- ... заклеил конверт и написал - Москва, Академия наук, Действительному члену Академии медицинских наук, академику Жукову Константину Макарычу.
Ну, что? Согласитесь, неплохо.
Без преувеличения одной из лучших миниатюр стал 'Вий'. Николай Васильевич Гоголь в интерпретации С. Жбанкова.
Кстати, сценарий незамысловатый. Даже где-то простоват.
Студент перед экзаменом по анатомии приходит в анатомический корпус для подготовки к завтрашней переэкзаменовке. Тут идёт монолог: 'Эхе-хе, ну что, лежишь, друг ты мой проформалиненный?' И так далее.
Внезапно труп оживает и начинает терроризировать студента. Однако труп не может достать студента, пока тот выкрикивает анатомическую терминологию. Тогда анатомический препарат призывает на помощь Вия своеобразной фразой:
'Позовите мне Витю'.
Приходит Витя, а это проректор по учебной работе в виде чудища. Студент падает без сознания. А проректор сообщает: 'На какие только ухищрения не идёт ректорат, чтобы заставить нерадивого студента учиться'. Всё. Занавес. Кстати, проректором был Виктор Яснецов.
И вот здесь незамысловатый сценарий превращался в незабываемое зрелище.
На сцене в тени стоял вокально-инструментальный ансамбль (Александр Низяев, Леонид Самсоненко, Александр Фадеев, Владимир Залесский, Юрий (фамилию забыл).
Миниатюра 'Вий'.
В роли старшего трупа - Вячеслав Шабалин, в роли нерадивого студента - Сергей Таракин.
Вот именно сейчас старший труп произносит: 'Позовите мне Витю из ванны номер шесть!'
Стояли столы. На столах - завёрнутые в простыни девушки из танцевального эстрадного коллектива. Они изображали трупы. Открывается занавес. Идёт текст и действие. Роль преподавателя исполнял Андрей Борисов. Он весьма успешно копировал поведение доцента Сухарева, в то время бывшего заместителем декана лечебного факультета.
Внезапно начинала звучать тихая и медленная мелодия 'Deep Purple', быстро набирающая скорость. Представьте: точёные фигурки в минимуме ткани, завёрнутые в простыни, начинают медленно вставать со столов под звуки неспешной, но постоянно ускоряющейся мелодии. Начинается танец анатомических препаратов. В конце он становится стремительным и ужасным в своей красоте. Вихрь тел подхватывает нерадивого студента и бросает его в руки проректора по учебной работе.
Как потом рассказывали зрители, картина была жуткая. У народа от ужаса волосы встали дыбом. Дело в том, что концерт проходил в учебном корпусе, выходящим фасадом на улицу Кирова. Тогда его называли НУК. А там актовый зал не имел наклона к сцене. Просто плоский пол. А потому столы с 'покойниками' видели только первые два - три ряда. А для остальных появление пляшущих трупов было столь неожиданным, что зрители не смогли сообразить, откуда те взялись. Незнание первопричины вводило публику в оцепенение, а ужас происходящего парализовал волю. Как в фильмах ужасов: знаем, что смотрим враньё, но всё же страшно.
Овации были потрясающие.
Так, действом на стыке театра, музыки и танца мы не только рассмешили публику, но и жутко её напугали. После нас так никто не делал.
История 'Эскулапа' содержит эпизоды, когда коллектив клуба страдал за вполне справедливую критику некоторых одиозных кафедральных порядков. Не следовало этого делать, но мы делали.
Это был конец 1979-го или начало 1980 года. Я уже на 6-м курсе. Сдал экзамен на военной кафедре, прошёл военную практику в Таллине. Как прошёл? Это отдельная история.
Не знаю, чему был посвящён концерт, но представляли миниатюру С. Жбанкова про получение образования на военной кафедре. Жбанков институт уже закончил, и ему было пофиг (прошу прощения за мой французский!).
Дело в том, что эту миниатюру уже ставили неоднократно. И всё всегда сходило с рук. Но тут прошла смена руководства комсомольской организации института. Да ещё последние два года 'Эскулап' был не в лучших отношениях с комитетом комсомола. Смею предположить, что соответствующий сигнал поступил оттуда.
А что в этой миниатюре?! Да ничего! Опять длинные волосы. Опять джинсы на занятиях. Опять отсутствие дисциплины. Ну, и фраза полковника: 'Столько дураков на одном курсе не бывает'. А ещё песня:
- Стипендию кто-то получит,
А кто-то примерит шинель.
Короче говоря, разразился скандал.
Поскольку я военную кафедру прошёл и мне переэкзаменовка не грозила, то решением трудового коллектива именно меня послали объясняться с заведующим кафедрой.
Заведующий военно-морской кафедрой СГМИ,
полковник В. Д. Агафонов
Наскоро накидали текст злополучного выступления, старательно сгладили острые углы. Видеозаписи в то время не было. Со мной пошёл Владимир Прокопчик (Шпекин). Несомненно, главным виновником был представлен я. И текст одобрил, и приказ о постановке миниатюры отдал. А Шпекин был так себе, простым исполнителем воли начальника. Володе ещё предстояло сдавать экзамен по военно-медицинскому ремеслу. А поэтому идти второстепенным лицом, пристяжным, представлялось менее опасным, нежели руководителем 'Эскулапа'.
Ну, сначала нас обозвали приспешниками империализма. Затем внимательно изучили сценарий выступления. Потом ещё раз обозвали. В ответ мы посыпали голову пеплом. Каялись. Божились в преданности делу военной кафедры.
- Отчислить вас следует, да родителей жалко, - буркнул в сердцах полковник. Вероятно, сам был отцом.
Ещё поворчал немного, так, для проформы, и с удовольствием выгнал нас в коридор. Вот таким был Владимир Дмитриевич отцом-командиром. Несмотря на то, что все боялись военной кафедры, отчислений из института за неудовлетворительную оценку по военной медицине не помню. С особой теплотой вспоминаю капитана первого ранга Анатолия Ашотовича Минасяна. Добрейшей души человек!
Ну что же, кафедральная пуля пролетела мимо. Но я полагаю, что у института не было интереса раздувать из-за такого пустяка историю. А может, уже и комсомол не любили. Постращали отчислением и успокоились. Так некоторые клубные шалости сходили нам с рук.
Следует отметить, что Жбанков был не единственным автором миниатюр в нашем театре. Появились новые сценарии уже от Евгения Воронова и Вячеслава Шабалина.
Писался литературный материал обычно вечером и ночью.
Дело в том, что Воронов устроился сторожем в детский сад. В его функции входило не только сторожить, но и убирать территорию. Мы приходили вечером в детское дошкольное учреждение, обильно питались манной кашей. Потом убирали территорию. Кстати, Воронов мне за это ещё много должен. И, наконец, садились писать сценарии.
Вдвоём писалось легко. Из-под нашего пера вышли такие шедевры, как 'Способы подготовки к экзаменам', 'Баня' и некоторые миниатюры покороче - 'Лифт', 'Трамвай', 'На стадионе' и прочие зарисовки из общественной и студенческой жизни.
Затем я откололся от Воронова и сел за серьёзный труд - 'Мёртвые души'. Опять стройотрядовская тематика. Теперь Манилов, Ноздрёв, Собакевич - командиры студенческих строительных отрядов. А Коробочка - командир женского строительного отряда.
Произведение было написано. Однако было оно весьма сложным в постановке. Возможно, в этом была вина автора. Конечно, Гоголя. А ещё не очень хорошо отозвался о произведении курирующий 'Эскулап' представитель ректората, и сценарий не был рекомендован к постановке.
Но мы всё равно поставили фрагмент поэмы - это посещение Чичиковым Собакевича (Чичиков - Вячеслав Шабалин, Собакевич - Владислав Демидкин). Постановка прошла на ура. В успехе постановки значимую роль сыграло применение в сценарии идеологического направления развития 'Эскулапа', так называемого 'жопизма'.
У истоков 'жопизма' стояли весьма значимые фигуры клуба, такие, как С. Таракин, С. Судиловский, Е. Воронов, В. Демидкин, С.Авраменко, ну и, понятное дело, я. Для не посвященного в дела 'Эскулапа' читателя поясню примером.
В нашем случае в легкоранимую ткань гоголевского и шабалинского повествования внедрялся герой из другой эпохи, из другого произведения, да и вообще непонятно откуда и непонятно зачем. Однако непредсказуемость сюжетного поворота вызывала гомерический хохот в зале, поскольку инородный тело произведения было легко узнаваемо и имело колоссальную популярность. Так, в 'Мертвых душах' я использовал героя известного грузинского сериала 'Берега'. Это был правильный и справедливый джигит, Дата Туташхиа. Естественно, правильный и справедливый боец строительного отряда. Телевизионный сериал 'Берега' был снят по мотивам эпического исторического романа грузинского писателя Чабуа Амирэджиби, написанного в 1973-1975 гг. Только что этот фильм с большим интересом посмотрели жители страны. Народу он понравился. А главного героя все полюбили, как позднее Вахтанга Кикабидзе.
В роли нашего Даты Туташхиа блестяще выступил Александр Штейнберг.
Кстати, Шура Штейнберг слыл большим оригиналом, как на своём курсе, так и в 'Эскулапе'. Такие люди украшали театр и не всегда служили примером для подражания. Сейчас он в Израиле. Про него расскажу отдельно в разделе байки клуба 'Эскулап'. Однако об этом чуть ниже.
'Мёртвые Души'. Выход Даты Туташхиа.
Непревзойдённый в этой роли Шура Штейнберг
Фрагмент 'Мёрвых душ' мы ставили однажды на 'Студенческой весне', в другой раз - в концерте, посвящённом студенческим строительным отрядам, в педагогическом институте. Эта миниатюра очень тепло принималась публикой. К сожалению, текст сценария в настоящее время утрачен. Хотя говорят, что рукописи не горят.
Примером 'жопизма' может служить история смерти Гамлета в результате резус-конфликта с кровью его матери в эпическом полотне 'Гамлет'.
Или принципиальное разногласие Сергея Жбанкова с Вильямом Шекспиром по концовке 'Отелло'. Ведь на самом деле Дездемона задушила Отелло по причине бедственного финансового положения семьи и пьянства мужа. В этом вопросе вся прогрессивная общественность нового драматурга поддержала.
Венецианского мавра играл Сергей Жбанков. (Отелло: Сегодня я не пил.... Сегодня я чуть-чуть. - А деньги? - Деньги потерял. Да, потерял!). А вот роль Дездемоны блестяще исполнил Лёня Амосов. (Но ведь сошлют меня теперь в колонию строжайшего режима...)
А с Вороновым мы написали и поставили 'Способы подготовки к экзаменам'. Всё действие состояло из фрагментов.
В одном из фрагментов под русскую народную мелодию училась анатомия:
'Скапут лонги феморалис,
Педис, бревис аморалис,
Тубирозитас!
Суспензориум!'
Для студентов постарше, изучающих фармакологию, мы написали песню-запоминалку. Под мелодию из фильма 'Гусарская баллада' (колыбельная 'Спи, моя Светлана, спи, как я спала') исполнялся рецепт: