Сулаберидзе Владимир Шалвович : другие произведения.

Национальные особенности раздвоения личности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О признаках и проявлениях специфического дуализма личности российских либералов

  Интересная особенность мироощущения наблюдается у некоторых россиян - представителей либеральных взглядов в сфере государственности и национальной идентичности.
  Проявляется это в том, что они судят обо всём происходящем в нашей стране как-то отстранённо, как сторонние наблюдатели и даже как бы судьи. Причём, в разных аудиториях и разных обстоятельствах совершенно спокойно могут излагать противоречащие одно другому суждения. Это существенно. Но не менее важно то, что они как бы существуют одновременно в двух несовместных состояниях: они и россияне и не россияне одновременно.
  Это не болезнь, поэтому я не назвал статью "синдром Януса", как первоначально собирался. Это особый способ существования. Я называю его либеральным дуализмом. Как можно комфортно существовать в двойственном состоянии? Только в двух случаях: или вы Порошенко, т.е. такой тип личности, или психики, для которого абсолютно равноценны ложь и правда. Такие люди пройдут любой тест на полиграфе и он не распознает где ложь, а где правда. Это отчаянно циничный тип личности. Мы же имеем в виду вполне здоровых и адекватных людей. Возникает вопрос, а как же они спокойно существуют в двух несовместных ипостасях? В каком случае можно одинаково искренне и спокойно в одних обстоятельствах говорить одно, а в других - совершенно другое. Например, что ты россиянин или наоборот - не россиянин. В каком случае произнесена правда? Я прихожу к выводу, что ни в каком. Почему? Потому что человек по-настоящему не ощущает себя ни тем и ни другим, а неким третьим. В России он не на родине, он здесь на гастролях. Родина у него где-то далеко и он всегда на неё может вернуться. Т.е. имеется некое гарантированное прибежище, как говорится - "запасной аэродром". Для него страна, где он проживает - всего лишь пункт временного пребывания, или ПМЖ. Когда ты ощущаешь, что в любой момент можешь удалиться и в прямом и переносном смысле от местных проблем, ты можешь себя чувствовать уверенно и спокойно, изображая из себя кого угодно: патриота ли, либерала ли, сторонника или противника власти - разницы нет.
  Этот дуализм, как показывает практика, сопровождается и другими отличительными особенностями поведения этих граждан: Они относят себя к "думающей части" и противопоставляют по этому признаку себя остальным россиянам. Наиболее категорично настроенные, особенно из тех, что взирают на нашу Родину издалека и свысока, делят всё население на "наших" и не наших. И, наконец, их объединяет всеобъемлющая нелюбовь к России, частенько декорируемая критикой Российской власти. Последняя их черта подчёркивается постоянно и в любых проявлениях, включая огульное охаивание и банальную ложь. И, наконец, как и подобает героям, их меньшинство, что должно подчёркивать их мужество и преданное служение Делу. Чему равно это меньшинство - не то их восемь процентов, не то - восемь тысяч, неизвестно - спросите у почитателей талантов Ю. Кима.
  
  Особенно дуализм личности заметен, когда личность известная и публичная.
  Я не имею в виду таких не вполне здоровых "страдальцев", как, например, Ю. Афанасьев.
  Приведу в подтверждение несколько цитат из его статьи "Мы - не рабы?"
  Сначала о сплошном вранье:
  "Впервые после вывода советской армии из Афганистана российские вооружённые силы начали и закончили "настоящую", не "холодную" войну за пределами государственных границ (в Грузии).
  Российские корабли воевали в Чёрном море против Грузии, базируясь на Севастополь, вопреки запрету президента Украины на их перемещение без уведомления украинской стороны...
  Премьер-министр Путин использовал против Чехии и Польши атомный шантаж...
  Президент России приветствовал избрание нового президента США обещанием разместить в Калининградской области ракеты, угрожающие европейским союзникам США".
  Во всех приведённых цитатах нет достоверных фактов, а приведены интерпретации якобы имевших место событий, или определённых обстоятельств. В этом легко убедиться, ознакомившись с имевшими место фактами, а не с их предвзятой и необоснованной интерпретацией.
  А теперь о нездоровых ощущениях "пустоты и мрака":
  "Хотя и очень редко, но всё-таки встречаются отдельные люди, которые видят происходящее примерно так же, как ты. Они для меня как светлячки. По ним я пытаюсь ориентироваться в нашем мраке...
  Но и тогда ощущение пустоты не покидает, потому что исходит оно, это ощущение, не откуда-то из одного источника - например, со стороны власти. Будь так, казалось бы, можно как-то развеять мрак, хотя бы поняв и объяснив для себя - что вполне возможно - самые мрачные действия властей...
  ...такие действия становятся в полной мере понятными и объяснимыми только как действия власти чужой по отношению к народу: власти оккупационной, "ордынской", да к тому же ещё нелегитимной и криминальной (то есть, говоря по-русски, беззаконной и преступной)...
  Но ощущение пустоты исходит и от самых широких "народных масс", против которых направлены мрачные действия властей. Они, "массы", не просто молчаливо переносят действия властей, а начинают в последнее время с энтузиазмом поддерживать их..."
  Видеть во всём окружающем лишь пустоту и мрак можно лишь в состоянии психического нездоровья. Это не диагноз, а всего лишь предположение.
  Но я всё же имею в виду не шизофреническое раздвоение личности, а более изощрённый дуализм более изощрённых граждан:
  
  Яркий пример - г-н Познер, о котором я уже писал неоднократно.
  Приведу подтверждающие цитаты из его книги "Прощание с иллюзиями" (1990; 2008 гг):
  "Я отдаю себе отчёт в том, что не принадлежу русскому народу. Да, временами я мечтал о дне, когда смогу с гордостью сказать: "Я - русский!"... Но постепенно, с годами, я стал понимать, что заблуждался...
  И дело не в том, что многие и многие намекали - мол, с фамилией Познер русским быть нельзя, и это было крайне неприятно, даже унизительно. Просто я ощущал, что по сути своей я - не русский".
  Обратите внимание на уместно встроенную в контекст выдумку про "многие и многие намекали".
  А вот полная противоположность: "Меня, например, в России держит не только моя работа. Я русский человек, это моя Родина!" - из интервью корр. ИА СЕТИ РУ В. Розанову, май 2015г. На этот раз слова г-на Познера были рассчитаны уже не на американцев, а на россиян.
  Вот ещё цитаты из той же книги:
  "... по сути дела русский народ всегда находился в рабстве - почти три века татаро-монгольского ига, за которым через некоторое время последовало установление крепостного права, длившегося без малого четыре века... а спустя пятьдесят с небольшим лет пришло рабство в виде советской власти с её прикреплением крестьян к колхозу. Откуда у народа с подобной историей может взяться понимание свободы?
  ...не могу не сказать о том разгуле расизма, крайнего национализма, шовинизма, которым охвачена нынешняя Россия. ... Постепенно я прихожу к выводу, что Россия - страна расистов.
  "Крепостной" менталитет власти очевиден. Все эти постыдные попытки квалифицировать демократию, называя её, то управляемой, то суверенной, всё это словесное жонглирование, напоминающее цирковой номер, есть не что иное, как выражение не то что нежелания, но неспособности нынешней российской власти вырваться из представлений прошлого".
  Налицо упомянутые выше признаки вранья, уничижения россиян и менторства "постороннего" наблюдателя.
  "... Вернувшись всего через семь лет, я нашёл страну, совершенно лишенную какой бы то ни было веры; что до страха, то ему на смену пришли цинизм, безразличие и неуемная жажда денег".
  Он забыл написать, что главное, что он нашёл в России, после того, как его "попросили" с американского телевидения, так это работу, которой он дорожит по сей день (смотри выше).
  С г-ном Познером всё, в общем-то, ясно: во-первых, он сам причислял себя к "сообразительным потомкам" (смотри книгу) и, во-вторых, он же в России на ПМЖ. У него ведь имеется три гражданства. Правда, две другие родины (Франция, США) в нём особо не нуждаются, но на крайний случай, туда всегда можно "свалить" (термин из словаря наших ценителей европейских ценностей).
  
  А вот обнаружившийся дуализм известного и очень уважаемого А. Городницкого - учёного и поэта, заслуженного деятеля науки и искусств, для меня большая неожиданность.
  У человека вроде всё в порядке: работа, признание, популярность, друзья, внуки в Израиле. Как сказал бы Абдулла: "Хорошая жена, хороший дом... Что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!" Так нет же, угораздило написать песню, за которую теперь приходится оправдываться перед "нашими".
  Написал он в 2007 году песню "Севастополь останется русским", в которой есть такие слова:
  "И шепчу я, прищурив глаза,
  Не скрывая непрошеной грусти:
  Этот город вернётся назад -
  Севастополь останется русским!"
  Через семь лет Севастополь, как и весь Крым, действительно стал частью России. Тут-то и началось. Возмущение либералов из сообщества "наших" в России и за её пределами в связи с приведёнными словами из песни приняло форму шабаша нечистой силы.
  Эта тема многократно обсуждалась в мировом виртуальном пространстве.
  
  Из беседы с Т. Бек в августе 2004 года, вообще-то посвящённой поэзии и авторской песне, в процессе долгих разговоров обо всём, включая "трагедию русского еврейства", прозвучало два примечательных высказывания Городницкого: "Я не "еврей, пишуший о России". Я - русский поэт с еврейской кровью. Я себя ощущаю так.
  ... Боюсь, что началось удушение всего живого. Тогда авторская песня снова приобретет утраченную функцию. Есть ещё одна опасность в нашем обществе - связанная с первой, но не менее существенная, - это попытка общество оболванить, попытка вынуть из него душу, превратить в дебила".
  
  А вот фразы из беседы на "Эхе" с М. Королёвой 03.08.2014:
  "Но дело в том, что сама по себе песня "Севастополь" - я от неё, так сказать...
  ... война между Россией и Украиной... То есть это фактически гражданская братоубийственная война.
  ... не случайно американцы самой страшной войной считают гражданскую войну свою".
  Высказывание про чувствительных американцев звучит довольно странно, с учётом их "заслуг" в развязывании и подпитке гражданских войн в других странах, не говоря уже о том, что "расовые бунты" происходят в собственной стране регулярно (не менее десятка уже после окончания гражданской войны). А самое главное, хорошо известно, кто и зачем называет гражданскую войну в Украине войной с Россией. Да и песня, "так сказать", живёт сама по себе.
  В этой же беседе Городницкий разъяснил нам всем, чего он стыдится:
  "Стыд за народ мой, привыкший к порядкам острожным,
  Стыд за желание новому верить царю,
  Стыд за молчание и за того, кто, возможно,
  Не понимает, о чем я сейчас говорю".
  Получается, что за тех, кто его понимает (читай: кто с ним согласен), ему не стыдно, а за прочих - стыдно. Забавно.
  
  В 2014 году (15.09.2014) в беседе с американской журналисткой Рахель Гедрич (интернет-журнал Кругозор) Городницкий сказал, если ей верить, много интересного:
  "Весной 2014 года мне позвонил друг российского барда Городницкого и попросил о встрече с Александром Моисеевичем. ... Говорили о борьбе за свободу... Говорили мы и о том, как цинично использовала путинская власть его, Александра Городницкого, песню "Севастополь останется русским"...
  Рассказал Александр Моисеевич и о том, что полгода не мог найти в России ни одного издания, которое согласилось бы опубликовать его публичное опровержение "поддержки политики Путина в Крыму" и сообщение об отказе "от позорной медальки за заслуги по возвращению Крыма".
  "Осрамили меня "славные путинцы"... С замаранной честью в могилу сойти не хочу"...
  Да, дорогие читатели, Городницкий всегда был и останется российским поэтом и патриотом. Но вы, надеюсь, достаточно мудры, чтобы понять разницу между Россией Сталина-Путина, патриотом которой поэт не был и не будет никогда, и Россией Городницкого? Ибо его Россия совсем иная - это Россия Галича, Окуджавы и Визбора. Против такой России никто из нас, думаю, не возражает?"
  Вот такое "глубокое" понимание г-жой Гедрич что есть Россия. В российскую действительность она углубилась ещё раз, продемонстрировав "блестящее" понимание нашей жизни:
  "... Россия - это не стадо, загоняемое в стойло. Россия - это погибший Борис Немцов и чудом выжившие после покушений Лев Шлосберг и Владимир Кара-Мурза. Россия - это Юлий Ким и Александр Городницкий, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Андрей Пионтковский, Виктор Шендерович, Лев Рубинштейн и его супруга - адвокат легендарной украинской лётчицы Надежды Савченко, это Андрей Макаревич и Земфира и ещё очень многие люди, которые не молчат в это страшное, жестокое, циничное время".
  Это даже не смешно, честное слово. Такую примитивную чушь редко встретишь даже в откровениях наших либералов. Однако, с другой стороны, важно, что здесь чётко очерчен круг т.н. "наших".
  Интересно отметить, что в интернет-обсуждении этой беседы есть ссылки на сайты, где Городницкий совсем другой; где он с удовольствием поёт свою песню о Севастополе. Это, как не трудно догадаться, раскопали украинские блогеры, считающие его из-за этой песни идеологом сепаратизма.
  
  На радио Свобода в программе Л. Велихова 06.06.2015 после долгого обсуждения блокады и поедания детей в блокадном Ленинграде (Городницкий был там до апреля 1942 г.), целесообразности его защиты от фашистов, несладкой жизни евреев в СССР (дежурная тема) и пр., Городницкий сказал следующее: "А я не знаю ничего лучше стихотворения Слуцкого". Имелось в виду стихотворение, в котором есть такие слова:
  "... Я точности не знаю большей,
  Чем русский стих сравнить с поляком,
  Поэзию родную - с Польшей..."
  Не странно ли звучит для уха россиянина это сравнение? Странно, и даже больше.
  А вот слова о Севастополе и Крыме: "Я всегда считал Севастополь русским городом, пусть меня любые либералы осуждают. Но тот способ, которым он был "возвращен", никуда не годится. Это была аннексия. И уж, конечно, я никогда не думал, что мы доживём до позорной войны с Украиной".
  Слушатели Свободы должны были понять, что он считает присоединение Крыма аннексией, а гражданскую войну в Украине - позорной войной России. Вот так вот! Но вот гнева либералов он всё же опасается, и не зря.
  В обсуждении темы Севастополя в интернете особо усердствовал американский гражданин, г-н Элиэзер Рабинович. Вот некоторые высказанные им мысли (июль 2015 г.):
  "... даже Александр Городницкий не с нами...
  Я был в шоке. Дело в том, что у меня очень сильно понятие "наших"...
  Александр Гордоницкий, близкий мне и по возрасту, - вне сомнения среди "наших". Потому песня и привела меня в шок, что, по моему мнению, он сделал то, чего "наши" сторонятся, как совершенно чуждого: одобрил великодержавный шовинизм...
  Вот почему свободный мир захвата Крыма не признаёт и России больше не доверяет. И очень жаль, что Александр Моисеевич Городницкий здесь не со свободным миром...
  ... 11 апреля 2014 г. Александр Моисеевич опять пел эту песню в Москве.
  ... у нас, его почитателей, нет выбора, кроме как перешагнуть, раз уж мы не можем дождаться его отказа от песни, а, главное, от связанной с ней политики".
  В комментариях к этому "фонтанированию" Рабиновича имеются следующие оценки:
  Л.Б. Шейнин: "Городницкий сочиняет и поёт о том, чего не знает".
  В. Кайт: "Думаю, что весьма своеобразная... упёртость Моисеевича (нежно) в своей "двужопости" (простите) обусловлена его возрастом". Примечание: В этом грубоватом высказывании г-н Кайт имеет в виду дуализм личности. А я что говорю!
  Б. Тененбаум: "Проблема в том, что теперешняя власть в РФ сформирована не на законе, а (совершенно буквально) на криминальных понятиях. И ещё она до ужаса некомпетентна. ... Весь этот всплеск безумного патриотизма взвинчен искусственно".
  Э. Бормашенко: "Трагедия Александра Моисеевича Городницкого - трагедия имперского еврея, трагедия еврея, посвятившего себя делу Империи".
  М. Фукс: "В свете событий последнего времени, возможно нам с Вами имеет смысл обозначить и свои претензии на Севастополь, у нас и документ имеется: четырёхметровый обелиск царским солдатам-евреям, павшим при обороне Севастополя".
  Вот такие вот эксперты. Предложение г-на Фукса, как мне кажется, особо ёмко всех их характеризует.
  Оголтелая компания обсуждения и осуждения автора песни с совершенно разными и противоречивыми оценками. Но самое печальное, на мой взгляд, состоит в том, что автор всячески старается оправдаться перед т.н. "нашими".
  Это его дело. В конце концов, он человек выдающийся и имеет право на своё отношение к происходящему. Мне лишь интересно, когда же он был настоящим?
  Но Городницкий, случай уникальный. А вот врущие беспардонно из "стаи наших" исчисляются далеко не единицами. Несколько примеров:
  А. Венедиктов: "У моих дедов семь Орденов Боевого Красного Знамени на двоих".
  А на самом деле два Ордена Красной Звезды. Кроме этого, на телепередачах, посвящённых Дню Победы и маршу "Бессмертный Полк" в 2015 году, он утверждал, что один его дед служил в СМЕРШЕ и воевал с первого дня войны, от Бреста. А на самом деле:
  "Тов. Венедиктов в действующей Армии с первого дня Отечественной войны. Сначала работал Членом Военного Трибунала Московского гарнизона, затем Членом Военного Трибунала Брянского фронта... Карательную политику направляет на беспощадную борьбу с изменниками, шпионами и предателями Родины".
  Это из представления к ордену Красной Звезды деда по отцу. Он же отличился в создании заградительного отряда. Разумеется, под Брестом он не воевал.
  Апологет либеральных ценностей, г-н Акунин написал про своего отца такую вот чушь: "Осенью сорок четвертого отец, командир отдельного дивизиона, был в Румынии. Во время наступления он повсюду, где можно, подбирал приблудных солдат-земляков, и у него в части образовалась команда разведчиков из одних грузинов. ... Очень эти разведчики любили ходить в тыл врага, прямо хлебом не корми. "Языков" не приводили, разведданных тоже добывали немного, но зато без трофеев никогда не возвращались... Однажды с гордым видом притащили здоровенную бутыль вина, найденную в пустой немецкой землянке. Подарили командиру: знали, что он сильно скучает по красному".
  Тут я соглашусь с автором публикации, в которой я прочитал эту цитату - эта байка не что иное, как "сознательное превращение разведки артиллерийского дивизиона в этническую банду, поглощённую поисками трофеев для себя и командира".
  Почему у "наших" так популярно беспардонное враньё? Потому что вруны уверены, что их слушают или читают круглые идиоты или, в худшем случае, абсолютно безграмотные люди. Есть ли у них основания так думать? Увы, есть - их обнадёживают реформы российского начального, среднего и высшего образования и вытекающий из этих реформ уровень знания истории подрастающими поколениями. Их уверенность в тупости народа столь велика, что они перестали заботиться о собственной образованности. На "Эхе", например, некто Леся Рябова в передаче "Особое мнение" 16.04.2015 с участием г-на Шендеровича оповестила слушателей о том, что население России составляет восемь миллионов. Шендерович, кажется, не очень ей поверил, но и не возражал. А вот г-жа Н. Болтянская 08.05.2010 в беседе с Н. Петровым долго "болтянили" вокруг откровения "историка": "в годы большого террора, тех самых массовых операций НКВД, было арестовано свыше полутора тысяч миллионов человек". Ведущая была поражена масштабами репрессий. Но что-то её всё же смутило. В конце концов, они с трудом разобрались, что это было полтора миллиона. Сами расстроились, ведь масштаб бедствия существенно уменьшился.
  Такую же лживую и оскорбительную характеристику т.н. "наши" дают русскому народу, приписывая ему беспробудное пьянство, тупость, интеллектуальную убогость и т.д. А вот г-н Познер, так тот вообще считает, что главным и единственным героем русских сказок является Иван-дурак. Между прочим, и сейчас писатели, живописующие русское пьянство и русских пьяниц, получают литературные премии. Не верите, почитайте расследование А.В. Большакова "Подлые игры на сайте Проза.Ру".
  Каким же, в связи с таким отношением к русским, они видят будущее страны, чего ей желают и к чему призывают? Приведу несколько цитат из откровений (часто истеричных) представителей тех самых "наших":
  Д. Быков: "Бо́льшая часть российского населения ни к чему не способна, перевоспитывать её бессмысленно, она ничего не умеет и работать не хочет. Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами".
  А. Макаревич: "Мы русские - вшивые и трусливые, мне стыдно за это".
  А. Навальный: "33 года назад сдох мразь и тварь маршал Жуков. Я буду презирать тот народ, который терпит его памятник на красной площади".
  Л. Нарусова: "Истреблять! Всех поголовно, меньше народа - больше кислорода! Вам мешает российский народ, его нужно ликвидировать! Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа!"
  К. Собчак: "Я бы вообще запретила эту страну... Русский народ - это генетический мусор".
  Ю. Афанасьев: "... народ наш по-прежнему не стал народом - субъектом истории, но остаётся народом - её массой, толпой истории..."
  П. Вайль: "Нельзя не говорить о том, что Германия (и Япония) сделала покаяние основой национального самосознания, в результате построив социально-экономическое процветание, по сути дела, на комплексе вины и раскаяния. Что в сегодняшней России - при всём шумном почитании Толстого и Достоевского - никто не покаялся ни в чём".
  Примечание: Покаяние - их любимая тема. В последнее время, правда, громко зазвучали "свеженькие" идеи о люстрациях и возврате бывшим собственникам всей недвижимости - послушайте выступления представителей вновь образованных партий в предвыборных дебатах.
  Г. Гудков: "Я считаю, что пора признавать свои ошибки перед Европой, США, Канадой".
  К. Боровой: "На колени, твари, и просить прощения у нескольких поколений украинцев. Умолять о прощении! Пока граждане России не начнут настоящее покаяние, никто никого не должен прощать".
  Е. Гайдар: "Россия как государство русских не имеет исторической перспективы".
  Д. Зимин: "Нас ничего не связывает с этой поганой страной и путинской ордой".
  Кажется, можно не продолжать, и приведённого достаточно. Ничего удивительного и нового, правда? Чего ещё ожидать от людей, увлечённо ковыряющихся во всех тёмных уголках прошлого, обнюхивающих помойки и пр. исключительно с целью подпитки своей патологической неприязни к России.
  На каком основании и по какому праву они так уничижительно и отстранённо судят о нашей стране и её народе? Может действительно просто потому, что это не их родина, что у них имеется своё прибежище, так сказать, родной уголок, где-то в иных краях? Например, там, где одобряется и даже поощряется ненависть к России. Это может быть Англия, США, Канада, и другие, дружественные нам страны. От того они такие смелые.
  И всё же, они всего-навсего "шестерёнки" в антироссийской машине. Возможно, они это тоже понимают, потому и не называют себя как-нибудь подчёркнуто возвышенно, например, интеллектуальной элитой, или спасителями России, а всего-то лишь - "нашими", как простые подельники.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"