Сулес Евгений Валерьевич : другие произведения.

Карты ужаса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   (почти моно-пьеса)
  
  
   На сцену решительно выходит человек средних лет в недорогом костюме.
  
   Здравствуйте!
  
   Откашливается, придирчиво оглядывает публику.
  
   Сейчас я должен представиться. Так полагается. Если вышел человек. Вышел на сцену. Перед людьми. Он должен представиться. Ну, может быть, Никита Михалков может и так выйти... Но я, как вы, надеюсь, заметили, не Михалков. Хотя, с другой стороны, даже когда президент выходить под ёлочку у Кремля - или у Капитолия, если это американский президент - поздравить жителей своей страны с Новым годом, даже тогда голосом Левитана диктор, хорошо выговаривая слова, все буковки, все окончания, объявляет: "Президент Российской Федерации - такой-то такой-то". А ведь все же, ну, все-все, знают, кто это такой вышел под ёлочку их поздравить. Так что таковы правила. Надо представиться. Ну, или что бы тебя представили. Но я не буду. И никто другой меня тоже не представит. Во-первых, если это делать всерьёз, то это надолго. А во-вторых, я бы не хотел тратить драгоценное время. Которого у нас, у нас с вами, всё меньше и меньше.
   Я не буду также прибегать к долгим вступлениям, начинать издалека, ходить вокруг да около, намекать, умалчивать, задавать вопросы, чтобы проверить уровень подготовки зала... в смысле, вас. Нет. Мы все люди взрослые, к тому же у меня очень мало времени. Поэтому я буду точен, краток и почти схематичен. Я начну сразу с главного, начну с начала, чтобы всем всё стало как можно скорее понятно. Я хочу быть понятым... Нет, не так, не я... Я очень хочу, чтобы то, о чём я вам сейчас расскажу, было как можно скорее и как можно правильнее понято. Серьёзность темы, её важность и необходимость поговорить об этом именно сегодня, здесь и сейчас, не зависимо от того, хотите вы поговорить об этом или нет, заставляют меня начать вот именно так - с самого главного, начать с начала. Может быть, не все сразу поймут. Даже наверняка так и произойдёт. Но это надо понимать, быть готовым к такому своему непониманию. Я лично к этому привык, к тому, что люди плохо понимают, даже когда им всё очень точно, правильно и хорошо объясняешь. Я эти качества, вот эти способности людей, то есть ваши способности, туго соображать, хорошо знаю и смирился с ними. Тут уж ничего не поделаешь. Раньше, конечно, когда вы ещё были маленькие, можно было ещё что-то сделать. Но, увы, время упущено и его не вернёшь. Ваши папы и мамы не позаботились в своё время о том, чтобы их дети, то есть вы, лучше соображали, особенно, когда речь о таких серьёзных вещах, как сегодня. Они заботились и думали совсем о другом. Они перекладывали вас на бабушек, дедушек, соседок, нянь, воспитательниц в детском саду... Они, конечно, ещё покупали вам подарки, игрушки там всякие, тискали, любили вас и наивно думали, что этого достаточно. Им в оправдание можно, конечно, сказать, что их родители поступали точно также. И результат налицо.
   Итак, не все, не смотря на то, что я начну с главного и с самого начала, всё сразу поймут. Будьте готовы к этому. Терпите. Не ёрзайте. И, кто-то раньше, кто-то позже, вы всё поймёте. Обещаю и даже, я бы сказал, предупреждаю, вы уйдёте сегодня отсюда совсем другими, чем пришли. Вы изменитесь. Нет, вам не станет от этого легче жить. Может быть, даже наоборот. Но вы изменитесь. А это главное.
  
   Откашливается.
  
   Как хорошо и доподлинно известно, на свете есть много такого, о чём мы не знаем. Как сказал один принц в своё мрачное, разорвавшее все связи, время: "Есть многое на свете, что вам и не снилось, друзья мои"! Потом ещё про это фильм сняли. "Вам и не снилось" назывался. Но я не об этом. Об этом я расскажу вам в очередном выпуске моей популярной программы о хорошо забытом нашем родном, отечественном, старом кинематографе. Я сейчас о том, что на свете есть много такого, о чём мы не знаем. И даже не догадываемся. Ну, например, есть калоши счастья. Я вот сейчас чувствую, как многие подумали... ну, некоторые... знаем, мол, мы эти калоши счастья, читали. А, между тем, вы только представьте себе: калоши, полные вот это вот самого... счастья... Представили? Молодцы! Вы вообще представляйте. Я вот вам буду рассказывать, а вы представляйте.
   Есть ещё горшочек безбрачия, таблетки для похудения... Это вообще удивительная вещь эти таблетки. Глотаешь одну такую таблетку, и внутри тебя поселяется червяк. И всё, что ты ешь - а тебе этого, в общем-то, есть не надо, ты же решила похудеть... Но ты ешь, потому что не есть тяжело, не у всех такая сила воли, как, скажем, у меня, не все такие, как я, это понятно. И вот ты ешь, а этот червяк, который развёлся внутри тебя, он всё-всё за тебя съедает. То есть получается, что ты вообще не ешь, а его кормишь. И когда ты похудела, ну, так, как хотела, ты глотаешь другую таблетку и червяка убиваешь. Идёшь после это в туалет... Ну, дальше вы, надеюсь, без меня справитесь...
   Червяка, конечно, жалко. Всё-таки ты его кормила, кормила... кормила, кормила... своей собственной пищей, за которую платила честно и с таким трудом заработанные деньги, вскармливала, как ребёночка в своём животике вскармливает мать... В общем, червяка жалко. Но ведь это, согласитесь, чудо! Что вот так можно проглотить таблетку, завести внутри себя от этой всего одной таблетки живое существо. Потом, когда придёт время, проглотить другую таблетку - и это живое в себе существо убить!.. Конечно, это чудо. А многие про это не знают! Очень многие. Иначе почему у нас так много... полных людей? У меня вот тоже животик... Все бы уже давно такие таблетки попринимали. Ну, а этого... внутри нас... его, само собой, жалко. Но с другой стороны это же просто червяк. Паразит. Питающийся вашими собственными благами жизни.
   Ещё есть зелёные человечки. Зелёные человечки!.. А ведь даже обычный карлик - это уже чудо. Вот почему все так любят и сразу, как узнают, бегут на цирк лилипутов? Даже на отдыхе. Приехали к морю: вино, шашлыки, женщины, ну, море там... А тут одновременно цирк лилипутов приезжает. И многие, очень многие мужчины, я это сам видел, они бросают вино, шашлыки, женщин и бегут на представление. Ну, потом, конечно, плюются... Лилипуты какие-то не очень лилипутские, номера дурацкие... Но почему они так делают, вот откуда берётся этот первоначальный порыв? Потому что даже обычный карлик - это чудо! Я в детстве за одним таким карликом очень долго шёл, ну, конечно, на почтительном расстоянии. Мне всё было интересно. Его большая голова, маленькие ручки, как он переваливается из стороны в сторону, всё было так неестественно, так по-другому было... Я даже не мог понять, женщина это или мужчина. И думал о том, что, а может это Карлсон? Которому надоело летать, жить в одиночестве на крыше, потому что Малыш-то давно вырос, и он решил просто пройтись пешочком, по земле, как обыкновенный человек. И вот он спрятал пропеллер и пошёл...
   Мы ведь тоже иногда вот так, подойдёт автобус, мы уже собрались в него сесть, и вдруг представили, что надо платить, представили, как там будет тесно, жарко, неуютно, как нас будут толкать, прижиматься... и не всегда женщины... а мы за всё это ещё и плати... Турникет ещё этот дурацкий придумали... А тут, в некотором смысле, свежий воздух... Вот это всё у нас промелькнуло быстро-быстро в голове, и мы так, а ну его, махнули рукой, и пошли пару остановок до дома пешком. Мы так можем, а почему Карлсон нет?..
   Я за тем карликом тогда долго шёл, любовался им, он мне казался гораздо интереснее обычных людей. Я шёл за ним до тех пор, пока карлик не повернулся ко мне и не сказал: "Отстань от меня!" Таким неповторимым голоском: "Отстань от меня!" Видимо, я забыл про почтительное расстояние... Чудо!.. А тут не просто карлики, а зелёные человечки!
   Ещё есть Пушкин... В общем, много чего ещё такого есть на свете. Но я пришёл сюда для того, чтобы рассказать вам... (внимательно вглядывается в зрителей) о картах ужаса.
   Представьте себе игральную карту, только увеличенных размеров. Представили? Хорошо. Но это не игральная карта увеличенных размеров. На ней нет любимых картёжниками символов. Нет троек, семёрок, тузов. Дам и вальтов тоже нет. На этих картах, про которые я вам рассказываю, очень безобидный рисунок. Это может быть какая-нибудь абстракция, разноцветные геометрические фигурки, овалы, треугольники, ромбики, круги, хаотичные линии... Или совсем простой рисунок, как будто ребёнок нарисовал: солнышко, какие-нибудь там насекомые, божьи коровки, стрекозы, бабочки... цветочки, ручеёк...
   Вот так всё просто и незамысловато, не предвещает ничего плохого, никакой беды... А между тем, если посмотреть на такую карту, не отрываясь и, желательно, не моргая, некоторое время... то вдруг тебя охватывает неизъяснимый ужас!..
   Не ужас. И даже не ужас-ужас. А ужас-ужас-ужас! Самый ужасный ужас-ужас-ужас на свете... Ты начинаешь орать благим матом. Никогда не мог понять, как это мат может быть благим, но это сейчас неважно... Ты орёшь, не переставая, влекомый ужасом, не понимая его происхождения и сути. Просто кричишь, ужасаешься и находишься целиком в его власти.
   Всё прекращается так же внезапно, как и началось. И длится недолго, меньше минуты. Но если бы это продлилось ещё хотя бы мгновение, то твой рассудок бы помутился, а сердце не выдержало и разорвалось!
   У всех сильных мира сего есть такие карты ужасы. У каждого своя. Чем сильнее сильный, тем сильнее карта. Они смотрят на эти карты с некоей периодичностью. Это у них такая терапия. Такие сеансы придают им силы. Карта ужаса - вот, что делает сильного сильным. Именно благодаря ей он вскарабкивается по иерархической лестнице до самых небес! И она является его наиглавнейшим сокровищем. Если у сильного украсть его карту ужаса, то он потеряет всю свою силу, власть и положение в обществе. Но, должен вас предупредить, если заглянуть в чужую карту ужаса, то это будет уже не терапия. Чужой ужас проникнет в вас незамедлительно, и вы тут же сойдёте с ума и умрёте самой страшной смертью на свете!
   Именно поэтому сильные хранят свои карты ужаса, во-первых, в потайном месте, ну, это понятно, а во-вторых, - вместе с другими картами. На них тоже изображены всякие абстракции, разноцветные геометрические фигуры, хаотичные линии, цветочки, насекомые, ручейки... Но только всё это просто безобидные невесёлые картинки и ничьим ужасом не является. И если даже проникнуть в хранилище с картами, поди попробуй разберись, где просто ручеёк, а где ручеёк чей-то ужас. Ведь для этого надо на карту посмотреть, а я уже сказал, что будет, если увидеть чужой ужас. Поэтому, если хотите уничтожить сильного, не рассматривайте карты, а уничтожайте их все, без разбора, направо и налево!
   Но сильные хранят карту ужаса не просто с другими картами. У них все дома, все виллы, все дворцы, кабинеты, яхты, квартиры любовниц и любовников, а также все подставные дома, подставные виллы, дворцы, кабинеты, яхты, квартиры подставных любовниц и любовников, в общем, всё - завалено картами. Тысячи всевозможных разноцветных геометрических фигур, овальчики и овалы, ромбы и ромбики, квадратики и квадраты, треугольнички и треугольники, хаотичные линии, всякая мошкара и мухи цэцэ, гусеницы и бабочки, жучки и жуки, все виды растений, ручейки всех возможных изгибов, речки и речищи... Да что там говорить, всё, всё, что может изобразить рука наёмного художника, которому очень хорошо заплатили, а потом вместе с этими хорошими деньгами опустили на дно водоёма, потому что художник, дорисовав картину, неминуемо сходит с ума, ведь он рисовал не просто картину, а чей-то ужас, его использовали, и, сделав последний мазок, последний штрих, художник оценивающе, слегка прищурившись, смотрит на картину, и тогда мозаика складывается, он видит чей-то ужас, тут же сходит с ума и умирает... так вот, карты со всем этим разбросаны по всему недвижимому, да и по движимому тоже, имуществу сильных. И только одна из них, только одно изображение какого-нибудь там невзрачного овальчика, или ручейка, или речки-вонючки, начертанное как будто невинной рукой младенца, является чьим-то ужасом!..
   Я к чему это всё так долго и подробно рассказываю? Для чего это всё говорю?.. А точнее почему? А потому, что, не смотря на все ужасы, о которых я вам по-дружески, и, надеюсь абсолютно конфиденциально, поведал... Не смотря на всё это, два человека, два совсем юных создания, мальчик и девочка, которым бы только жить да жить, ходить в школу, получать пятёрки, ну, и эти... четвёрки... сбегать с уроков в кино, курить в подъезде, пробовать портвейн из горла, рожать детей, отвечать на проклятые вопросы, получать профессию, какую-нибудь уважаемую и благородную, не знаю там, врача или, если не получится, электромонтера, заниматься богоискательством и главное богонаходительством... В общем, жить! Нет, эти двое, они оставили всё это другим, всем остальным мальчикам и девочкам, свои ровесникам, и тем, что помладше, а сами, как будто им больше всех надо в этой жизни, сами отправились на поиски карты ужаса одного очень сильного, ну, и понятное дело, очень злого, если так можно выразиться, человека.
   А, как вы, надеюсь, поняли, только очень смелое и очень... умное создание может отправиться на поиски чьей-то карты ужаса. И, конечно, эти мальчик и девочка, они были очень смелые и очень умные. У меня не хватает слов, чтобы описать их достоинства. Они были настоящие герои. Рыцари без страха и упрёка!.. Я лучше назову их. И тогда всё станет сразу понятно. Его, то есть мальчика, звали Ваня. А её, то есть девочку, звали Маша. Два прекрасных, старинных еврейских имени, почему-то так крепко осевших у нас.
  
   Оглядывает внимательно зал.
  
   Я смотрю, не всем всё сразу стало понятно. Ну что ж, я говорил вам в самом начале нашей встречи, что успел к этому привыкнуть!.. Я много встречаюсь со зрителями, с моими, так сказать, соотечественниками, собираю полные залы, а иногда и стадионы, повсюду, от Москвы до этих до самых... (делает не совсем ясные движения руками в районе горла) окраин! И я давно заметил, а спустя время привык, к тому, что не всем всё сразу понятно. Ну что же, на этот случай я кое-что припас... Сейчас я вам их покажу, этих мальчика и девочку, и тогда вам точно всё станет понятно. Не сразу уже. Потому что сразу у вас уже не получилось. Но поймёте. А это главное. Главное понять. Пусть поздно. Но лучше уж так...
   Приготовьтесь. Затаите дыхание. Сейчас на эту, с позволения сказать, сцену выйдут два героя. Один великий мальчик и одна великая девочка. Не чета вам... Встречайте - Ваня и Маша!
  
   Выходят бородатый мужчина и женщина средних лет с выдающимся бюстом. Они в шортиках, в рубашечках с коротким рукавом и с пионерскими галстуками на шеях.
  
   Вот и они... Эти два героя. Мальчик и... девочка.
   Они немного старше, чем я думал. Но это они, и это ничего. Они долго шли, много прошли и в дороге повзрослели и... оформились раньше времени. Здравствуйте, герои! Здравствуйте, Ваня и Маша!
  
   Кланяется поясным поклоном.
  
   Вот эти мальчик и девочка, они, они... я не знаю как им это удалось... Да они и сами не знают. Но долго ли коротко ли, всеми правдами и неправдами, ни рыбой ни мясом, ни тем ни сем, ни здесь ни там, они... отыскали карту ужаса того сильного и очень злого, с позволения сказать, человека и уничтожили её! Сожгли! А пепел провезли через границы, через три моря, через там какое-то количество стран, включая Узбекистан, с заходом зачем-то в Монголию, внешнюю и внутреннюю... Хотя зачем говорить "зачем-то"? Сейчас уже можно рассказать всю правду. Правда, Ваня?
  
   Ваня кивает.
  
   Они таким образом заметали следы! Я же сразу сказал, что это очень умные мальчик и особенно девочка. Потому что это была её идея, заметать следы в Монголии. Правда, Маша?
  
   М а ш а. Правда! Это была моя идея. У меня папа военный, и когда я была маленькая, мы три года, два месяца и семнадцать дней жили в Монголии, в Улан-Баторе - в столице этого чудесного края, окруженной горами и юртами...
  
   Спасибо, Маша!.. Так вот... На чём я остановился? Вот видите, я рассказываю вам очень важные вещи, а помимо того очень интересные. Про подвиги, про чудеса и про ужасы. Что может быть интереснее? Но вы ничего не помните! И знаете почему? Потому что вы думаете не о том! Вот то, о чём вы думаете сейчас, и всегда, об этом вообще не надо думать!
   Но я и сам вспомнил, без вас! Я говорил про пепел сожженной карты ужаса. Так вот, они привезли пепел в Индию, в город Варанаси, и развеяли над местной, очень, надо сказать, грязной речкой, которая называется Гангом.
  
   М а ш а. Да, река там очень грязная... Но, Ваня, он такой смелый, он набрал воды прямо оттуда. Когда он это сделал, все местные жители в этот момент перестали разговаривать между собой, стирать в реке вещи, писать и какать, сжигать покойников, петь песнопения, просить милостыню... В общем, наступила полная тишина, и все, все местные жители, а они, надо сказать, очень маленького роста, особенно по сравнению с Ваней, и вот они задрали свои маленькие головки и смотрели на Ваню с плохо скрываемым интересом. А Ваня у всех на глазах выпил набранную воду. И ничего - как видите - живой!
  
   В а н я. Россия, вперёд!.
  
   М а ш а. Нам, правда, пришлось из-за этого задержаться в Варанаси чуть дольше. Потому что Ваня долгое время после этого ничего не ел, не пил, даже не курил, всё только обратное этому творил...
  
   Спасибо, Маша, дальше они сами справятся. Та грязная речка называется Гангом. Вот у нас в Гольянове раньше был магазин "Ганг". Там продавали всякие индийские штучки. Магазин товаров из Индии - мечта любого гольяновского мальчишки и девчонки! Теперь там автосервис... Вот также и речка в Варанаси называется, над которой Ваня и Маша развеяли пепел карты ужаса.
   Почему они это сделали? Я сейчас не про обратное, эту тему мы, надеюсь, закрыли. Я про пепел в Варанаси над Гангой. Тут есть три версии. По одной из них, тот сильный и очень злой, с позволения сказать, человек был страшным битломаном. И больше всех из ливерпульской четвёрки он любил не Джона Леннона. И даже не Пола Маккартни. И уж, конечно, не Ринго Старра. Он любил больше всех, правильно, Джорджа Харрисона. Чей прах, как надеюсь, хоть кто-нибудь из вас знает, был развеян там же. И вот так изощрённо, я бы сказал по-китайски изощрённо, они отомстили сильному и очень злому кровопийце земли русской, смешав прах его карты с прахом любимого им некогда Джорджа Харрисона.
   Но по другой версии, "Биттлз" здесь не причём. Кровопийца не любил "Биттлз". Он вообще не любил музыку и был далёк от всего прекрасного. А "Биттлз" он не только не любил, но и ничего не знал про ансамбль из Ливерпуля. Ливерпуль был для него даже не городом, а футбольной командой. Конечно, услышав где-то случайно "Yesterday", он, может быть, и вспомнил бы, что уже слышал где-то это фуфло. Но уж как кого звали в "Биттлз" он, понятное дело, понятия не имел. Так что версия с "Биттлз" отпадает.
   Однако некоторые исследователи считают, что кровопийца был гомосексуалистом. Не подумайте ничего плохого. Я не какой-нибудь там гомофоб. Я нормально отношусь к нормальным гомосексуально настроенным молодым людям. Правда, стареющий гомосексуалист зрелище скорее печальное... Но и среди них тоже иногда встречаются приличные и приятные люди. С ними можно поговорить об искусстве, дружить, ходить вместе в театр и в филармонию, угощать чаем, давать взаймы, жалеть, откровенничать, смеяться... у стареющих гомосексуалистов потрясающее чувство юмора... всё это можно делать с ними, особенно если вы одинокая немолодая женщина, которая уже не желает познакомиться... В общем, дело не в том, что гомосексуалисты - плохие или убогие. А нормальные, ну, в смысле, обычные мужчины все сплошь - одуванчики. Нет. Дело не в этом. Просто некоторые исследователи считают, что кровопийца был гомосексуалистом. Он мог оказаться евреем. Или, не знаю, адвентистом седьмого дня. Никто не застрахован. Но он оказался гомосексуалистом.
   И не смотря на всю свою воистину нечеловеческую злобу, ему были знакомы некие, конечно, страстные, порывы души. Была у него в жизни одна любовь. Одна, потому что он не любил ни папу, ни маму. Братьев и сестёр он тоже не любил. Их у него просто не было. Он был один в семье. Поэтому-то и вырос полным эгоистом, стремящимся к одному обогащению. Да, папы и мамы у него тоже не было. А также бабушки и дедушки. Он был круглая казанская сирота. У него не было ни одного, пускай самого дальнего, самого завалящего, родственника. Никого! Он был гол как сокол, без роду без племени, один в поле, где его и нашли выброшенного или потерянного где-то в бескрайних степях Казахстана. Случилось это как раз в тот год, когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос и вернулся. Этот год и принято считать годом рождения нашего самого знаменитого кровопийцы. Хотя ему на тот момент было уже года два. Во всяком случае, когда его нашли, не смотря на вполне понятную при данных обстоятельствах худобу, он выглядел на все три.
   Почему его не съели в степи безжалостные казахские волки, которыми кишмя кишат подступы к Байконуру? На этот вопрос не представляется возможным ответить. Кто-то считает, что они просто испугались. А самые смелые биографы предполагают, что не испугались, а пожалели, как Маугли, или даже приняли за своего и вскормили воистину волка в человеческой шкуре!
   Итак, перед нами трагедия одинокого и тяжёлого детства со скользкими подоконниками детдомов и приютов, из которых он постоянно сбегал. Сбегал в поисках родителей. А, возможно, мечтая вновь присоединиться к стае волков и безжалостно и привольно шакалить в степях Казахстана. Он сбегал, а его находили. И снова отправляли по этапу. В более строгий детский дом или приют.
   Однажды он совершил особенно дерзкий побег. Он сбежал не один. Он сбежал с одним толстым мальчиком из младшей группы. И взял он его с собой не из дружбы. Не потому что хотел, чтобы толстый мальчик из младшей группы глотнул воздух свободы. Нет! Он взял его с собой со злым умыслом. Он собирался его съесть. Но почему-то не съел. Биографы, которых теперь расплодилось так много, любят утверждать, что уже тогда в неожиданно вспыхнувшей жалости к толстому мальчику из младшей группы впервые, пока ещё неосознанно, проявились его гомосексуальные наклонности.
   В этих побегах и наказаниях за них, в этих детдомах и приютах, один страшней другого, его сердце, вскормленное молоком волчицы, и ожесточилось, закалилось, как сталь, как свинец, и он превратился в злодея и кровопийцу. Именно тогда в совсем ещё юные годы он впервые просит своих товарищей по несчастной судьбе называть себя Свинцовым. Так рождается фамилия, которая спустя всего какие-нибудь пятнадцать лет будет сеять страх в сердцах самых влиятельных людей по обе стороны Атлантики. Не сохранилось ни одного документа, где фигурировала бы фамилия, которая была у Свинцова до этого. Может быть, Непомнящий. Или Незнающий. Безымянный, Безродный. Подкидыш... Могла быть и такая фамилия. А особенно остроумный работник детского дома от скуки мог дать ему фамилию Волков или Волчёк. Мы этого не знаем. И никогда теперь не узнаем. Все детдома и приюты, поликлиники и больницы, все заведения, где побывал юный Свинцов, все как один сгорели! Люди, пересекавшиеся с ним в те годы, все до одного, умерли, погибли, были убиты или пропали при невыясненных обстоятельствах. Этот феномен получил название "проклятие Свинцова".
   Но вернёмся к самому Свинцову. Как я уже сказал, в его жизни, в его давно умершем, злом, порочном, тёмном сердце всё-таки была одна большая, светлая, чистая, гомосексуальная любовь. Гомосексуализм крепчал в его душе год от года. И вот однажды он повстречал молодого красивого англичанина с утончёнными чертами лица и немного грустными и одновременно лукавыми глазами. Англичанина звали Джордж. Улавливаете? Так же как Харрисона. Но это ложный след! Тут не совпадение имён сыграло роль, а то, что этот Джордж тоже был преданным кришнаитом. И не был гомосексуалистом. То есть глубоко в душе, латентно, так сказать, он, возможно, и был им. Ведь он не прекращал общаться со Свинцовым. Но до постели дело не допускал. Свинцов ужасно мучился, склонял Джорджа по-всякому, и кнутом и пряником, и добрым словом и злым, закатывал истерики, умолял, угрожал. Ничто не помогало! Джордж был непреклонен. Он отвергал даже мысль об этом, не участвовал он и в попытках словесной содомии. Как только Свинцов начинал его склонять словесно: и так, мол, и этак давай, я тебя так или ты меня этак, мне всё равно, мне уже неважно, кто плюс, а кто минус... Джордж тут же затыкал уши и насвистывал старинную шотландскую народную песню. В этой песне пелось про зелёных человечков, которые на волшебном эльфийском лугу в полнолуние косили траву, и от этой травы им становилось легко и весело на сердце, и они теряли всякий страх.
   Свинцов отлавливал и жестоко расправлялся со всеми потенциальными любовницами и любовниками Джорджа. Общаться с Джорджем становилось всё опаснее. Любого, самого невинного, разговора было достаточно, чтобы подписать себе смертный приговор. В конце концов, от Джорджа отвернулись все, кто ещё остался жив: последние знакомые, друзья, коллеги, даже родственники... Джордж умирал от одиночества. Единственный, кто продолжал с ним общаться, понятное дело, был сам Свинцов. Джордж вынужден был общаться с ним, не в силах терпеть одиночество. К тому же Джордж говорил "нет" постели, но на всё остальное отвечал, не задумываясь, "да". Потому что сказать "нет" Свинцову по двум вопросам, было равносильно самоубийству. Джордж по приказу Свинцова уплетал за обе щёки мясо, убивал комаров и других братьев своих меньших, творил и другие не позволительные для кришнаита дела. Но в главном оставался непреклонен.
   Есть и те, кто считает, что Джорджа необратимо тянуло к Свинцову. Здесь мы наблюдаем яркое проявление комплекса архетипической пары мироздания "палач и жертва". На примере сложных и противоречивых отношений Джорджа и Свинцова можно проследить, как жертва сама начинает невольно тянуться к своему палачу, смотрит ему прямо в рот, как кролик в пасть удаву, ловит каждое слово, каждый вздох, привыкает, привязывается, не может без него жить.
   Не стоит забывать и то, что, как я уже отмечал, некоторые биографы подозревают Джорджа в латентном гомосексуализме. Его латентный гомосексуализм, если он имел место быть на самом деле, несомненно, берёт истоки в раннем детстве Джорджа. В его отношениях с матерью и особенно с отцом. Это была непростая семья. С виду вполне благополучная. Похожая, как две капли воды, на множество других английских семей. Но внутри этой семьи, спрятанные от посторонних глаз, творились ужасные вещи. Мать Джорджа вовсе не была его матерью. Она вообще не была ничьей матерью. Она не была даже женщиной. И девушкой тоже не была. А отец Джорджа не был его отцом. И ничьим отцом не был тоже. И не был мужчиной вообще. Отец Джорджа был женщиной. Так же, как его мать была мужчиной!.. При этом мать Джорджа на самом деле была его отцом. А отец - матерью!
   Как же такое возможно, спросите вы? А вот как. В один, не могу сказать прекрасный, день, когда Джордж был ещё совсем малюткой, ему был год без недели... или неделя без года... в общем, совсем мало, его родители решили поменяться... ролями, если хотите. Поменялись. Пожили так какое-то время. Отец Джорджа мыл посуду, убирался, нянчил малыша, разговаривал часами тонким голоском с соседками по телефону. А в это время мать Джорджа, Перис, так её звали, ходила на работу, пила после работы в пабе с друзьями пиво, смешивая с дешёвым виски, смотрела футбол, рыгала, хлопала по попам, пока папа не видел, всё тех же соседок. Только хлопала. Ну, иногда мяла. Сами понимаете, природа не позволяла продвинуться дальше. Хотя спустя какое-то время мама Джорджа научилась, например, писать стоя. Ну, правда, папе всегда потом после этого, ну, после того, как мама пописает стоя, приходилось убираться в туалете. Но это мелочи. Главное, они поменялись, и им понравилось.
   А теперь представьте, что пережил девятилетний Джордж, когда, именно в этом возрасте, ему открылась ужасная тайна его семьи!.. Ведь он воспитывался в лучших английских традициях. Старая добрая Англия, Чарли Диккенс, служение идеалам, чопорность, топорность, английский чай, из Индии, туман, флот, большой Бен, королева мать... Это была непоправимая травма. Именно тогда у Джорджа, у ещё совсем не окрепшей личности, стал развиваться латентный гомосексуализм. А также бессимптомная вялопротекающая шизофрения. И паразитирующие множественные персоналии. Отсюда же берёт истоки увлечение Джорджем индуизмом, которое со временем перерастёт в тотальный радикализм. Многие доходят до того в своих измышлениях, что отождествляют Джорджа и полу-виртуального руководителя Первой индуистской террористической организации Хиндусамая Хиндумата Первого и Последнего. Как бы там ни было, доподлинно ясно одно, Джордж искал прибежища в религии. Мечтал забыться в бесконечной медитации, затеряться в чтении мантр.
   Отношения Свинцова и Джорджа стремительно, как снежный ком со священной горы, приближались к трагической развязке. Её бесчеловечность поражает даже моё воображение. Рассказывать об этом, поверьте, нелегко. Но для этого я вас здесь и собрал. Таков мой долг. Долг перед правдой.
   Тем тихим, прекрасным, морозным и солнечным январским утром ничто не предвещало такого вот конца. Проснувшись рано, часа в три дня, после бессонной и бесплодной ночи, Свинцов сходу стал декламировать Джорджу Пушкина. "Мороз и солнце, день чудесный, ещё ты дремлешь, друг прелестный..." Искусству декламации Свинцов обучался у прямых последователей Рудольфа Штейнера, организовавших в Москве тайную сеть закрытых театральных школ. Его декламация была изящна и виртуозна. Он незаметно и стремительно подобрался к главной для него фразе. На словах "Предадимся ж бегу неторопливого коня", Свинцов стал недвусмысленно и неистово тереться о Джорджа. Джордж по обыкновению заткнул уши и запел песню. Но по роковой случайности, а, возможно, и прекрасно ведая, что творит, Джордж запел песню не про зелёных человечков, траву и потерю страха, а кришнаитский гимн вселенской любви. "Харе Рама! Харе Кришна! Харе! Харе!"
   Неизвестно, что именно оказалось столь невыносимо Свинцову в этой смене репертуара. Может быть, это просто была последняя капля. Или он встал не с той ноги. Возможно также, что, как многие злодеи, он был консервативен и враг всяческих перемен, которых так требуют и страшатся сердца простых смертных. Или как злодей и гомосексуалист в одном флаконе он был принципиальнейшим воителем любой религии.
   Однако две других версии представляются более взвешенными и вероятными. По одной из них, вместо "харе" ему послышалось "харя". А Свинцов был человек выдающейся комплекции. Попросту говоря, он был толстый. А поскольку он был злодей, то можно сказать - жирный! И вот жирный злодей и гомосексуалист Свинцов с его ранимой психикой не вынес от своего любимого столь безжалостного и жестокого обращения. "Харя"!.. Он окончательно понял, что Джордж его не любит. Потому что только тот, промелькнуло в сознании Свинцова в ту секунду, кто не любит и никогда не любил, может сказать полному, любящему тебя, человеку - "харя"!
   Наверное, кто-то из вас сейчас подумал: что ж это Свинцов, этот миллионный воротила, нефтяной барон, наркотический князь, что ж это он такой тугодум, не мог раньше догадаться? Не мог понять, что Джордж его не любит? Что не просто так он в течение стольких лет отвергал любовь такого человека? Давно уже, мол, пора было понять, зарубить себе на носу или ещё на чём, что это не просто английская воспитанность, не прирождённая скромность, а просто: ну, не любит его Джордж?!
   Это сложный вопрос. Любящее сердце - потёмки! Об него порой вытирают ноги, плюют в него, унижают, оскорбляют, оскопляют... А оно всё верит и верит, верит и верит. Надеется и ждёт! Ждёт, что взойдёт она, как продекламировал бы Свинцов, будь он сейчас среди нас: "Звезда пленительного счастья и в первомайском ЗАГСе напишут наши имена"!.. Но не будем отвлекаться.
   По другой версии, Свинцов услышал то, что и было сказано, но понял по-своему. "Харе Рама! Харе Кришна! Харе! Харе!" Харе! Хватит! Ничего ты не получишь, Свинцов! У мне в заднице гранитный камушек, и что бы ни случилось, я никогда не буду твоим! Харе! Вот, что он понял.
   Ну, харе так харе! - воскричал тогда в сердцах Свинцов. - Будь по-твоему, моя любовь! Считай, что это твоя последняя воля! Не моя, значит, ничья! Не доставайся ж никому, гранитная задница! Всё! Финита ля трагедия! Харе!
   По загородному дворцу Свинцова разнёсся леденящий душу нечеловеческий крик. Те, кто слышал его в соседних деревнях и сёлах, решили, что это кричит смертельно раненый невиданный зверь. А волки в бескрайних степях Казахстана переглянулись и завыли средь бела дня на утомлённое солнце.
   Джордж в тот же чудесный и морозный январский день был жестоко убит верными псами Свинцова. Его труп сожгли, а прах развеяли в Варанаси над местной рекой Гангой. Как показала потом экспертиза, Джордж перед смертью несколько раз подвергся анальному изнасилованию в особо извращённой форме. И ещё один раз уже после смерти.
   Таков ужасный и кровавый финал этой болезненной любви! Любви, которая поражает всякое, даже самое богатое и нездоровое, воображение. Умолкните, циники! Притихните, скептики! Замолчите все, говорящие в сердце своём: любви нет! Есть она, есть она, любовь! Слушайте меня, утирайте слёзы и помалкивайте впредь!
   С тех самых пор те немногие, кому доводилось видеть Свинцова без чёрных очков, обращали внимание на то, что глаза его всегда красные. Эти немногие ошибочно полагали, что это злоба и выпитая кровь разлилась по некогда белым и юным белкам Свинцова. Но на самом деле это не так. Этот смеющийся, жизнерадостный на людях жирный ублюдок, злодей и кровопийца, как только оставался один, принимался оплакивать свою единственную любовь, любовь всей своей жизни - убиенного Джорджа. Как видите, богатые тоже плачут, любят и страдают! Как говорится, ничто человеческое им не чуждо.
   И, наконец, последняя версия того, почему Ваня и Маша развеяли пепел карты ужаса Свинцова в Варанаси над местной рекой Гангой, заключается в том, что есть мнение, что карты ужаса зародились именно в Индии. Потом их выкрали цыгане и разнесли по свету. И здесь на родине этих карт самое место для их похоронения. Ваня и Маша хотели, чтобы круг замкнулся. Конечно, нельзя сказать, что у них была на этот счёт стройная эзотерическая теория. Скорее, они действовали интуитивно.
   И вот если сейчас с высоты открывшегося нам сегодня вечером знания, взглянуть на то, как же всё-таки самым простым мальчику и девочке удалось найти и обезвредить карту ужаса Свинцова, то тут есть два варианта. А, может, и больше.
   Во-первых, это могла быть справедливая кара за все те злодеяния, что успел он натворить. И особенно за убиение безвинного своего любимого. Чаша мерзостей Свинцова дошла до Судей, кровь и пепел Джорджа возопили из Варанаси, и были услышаны. Никем не замеченные мальчик и девочка, Ваня и Маша, проникли к Свинцову и сделали то, что сделали.
   А, во-вторых, возможно, что сам Свинцов хотел этого. Потеряв свою единственную любовь, мучимый чувством вины, он жаждал расплаты, наказания, эриний и валькирий. И если это так, то это многое объясняет. Свинцов не препятствовал Ване и Маше. Он незримо помогал им. И когда, наконец, случилось то, что случилось, он благодарно посмотрел им вслед. Они этого не увидели. Они стояли к нему спиной, они убегали из дворца, ожидая погони. Но погони не было! Свинцов, может быть, даже напоил бы их английским чаем, из Индии, тем, что остался от Джорджа, дал бы им конфет и сухарей, плюшек и ватрушек, погладил бы по голове и не стал бы даже приставать к Ване, а только пошутил: "Пионэры, идите... сами знаете куда!". И впервые в жизни улыбнулся...
   Но ничего этого не произошло. Эти двое убежали, ни разу не оглянувшись. Да поступи они иначе, Свинцов всё равно ничего бы этого не успел. Его конец был ярок, короток и ужасен. Эта минута описана только в одной биографии Свинцова. Автор этой биографии не установлен. Но ясно одно - это был очень приближённый к Свинцову человек. Может быть, его правая рука. Или нога.
   Итак. Когда карта ужаса Свинцова подверглась сакральному сожжению, он замер на секунду, побледнел, покраснел, еле различимо пукнул, извините за столь биологически направленную подробность, резко согнулся, затем разогнулся, схватился за голову и, неистово закричав, заметался по сцене, как пожар голубой.
   Но перед этим его губы успели беззвучно прошептать всего одно слово. Какое? Бог весть!.. Может быть, "спасибо". Может быть, это было крепкое сальное словечко, что так часто вылетали из этих мерзких уст. Но также очень может быть, что этим словом было имя. Человеческое имя. Пять согласных. И всего одна гласная. Самая древняя на земле. "О". "О-о-о"... Возглас ужаса и восхищения. "Джо-о-ордж"...
   А эти два пионера... они, как вы знаете, отправились заметать следы. Через границы многих стран, включая Узбекистан, с заездом в Монголию, где работал папа Маши в благословенные времена Союза. Добрались до Индии, до города Варанаси. И там разметали пепел карты ужаса Свинцова в местной реке Ганга.
   Конечно, сейчас по прошествии времени, жизнь, смерть и любовь Свинцова обрастают всевозможными, порой совершенно нелепыми мифами и легендами. Говорят о его связи с фашистами, коммунистами, сатанистами, религиозными экстремистами, радикалами всех мастей, с "измами" всех пород. Чего только сейчас не услышишь!.. Те, кто при жизни Свинцова бледнел и падал в обморок при одном намёке на него, те, кто боялся вслух произнести его имя, а если произносил кто-то рядом, нервно и истерично крестился и махал руками, теперь расцветают всеми красками, в печати, на телевидении, на доморощенных сайтах дают самые нелепые комментарии и ни на чём, кроме желания выдвинуться и заработать, не основанные версии и истории. Пишут целые книги и трактаты!.. Да, увы, вопрос Свинцова давно уже стал бизнесом. Большинство из этих побасенок вызывают только усмешку. Я рассказал вам сегодня самую достоверную информацию. Остальное - домыслы и фантазии не сведущих в этом вопросе людей.
   Но один из этой тьмы слухов кажется мне... заслуживающим внимания. Спустя совсем немного дней после событий в Варанаси, когда Ваня уже пошёл на поправку, в обстановке особой секретности в одно воскресное утро в город прибыла странная делегация. По многим признакам это были наши с вами соотечественники, которые, правда, пытались тщательно это скрыть. Они были одеты во всё чёрное, немногословны и очень щедры. Они заказали самую простую, не привлекающую к себе внимания, похоронную процессию. После прочтения недолгой молитвы над Гангом был развеян прах неизвестного лица.
  
   Пауза.
  
   Я не буду утверждать то, о чём многие из вас сейчас догадались. Я не буду утверждать или предполагать, что это был прах Свинцова.
  
   Пауза.
  
   Однако я также не буду утверждать или предполагать обратное. Я не скажу, что это не был прах Свинцова или что этой процессии вообще не происходило. Мне хочется верить в то, что хотя бы в мутных водах Ганги, прах и пепел Свинцова познал, наконец, и воссоединился с прахом и пеплом Джорджа. И уже не во грехе, не в сомнительной, так легко разрывающейся гомосексуальной связи. А в вечном трансцендентном слиянии и неразлучности. Обрели вечный покой, прощение и счастье. Простое человеческое счастье. Свинцов, конечно, его не заслужил. Но та одна минута при его кончине - она побеждает всё. Мне хочется в это верить...
  
   Ваня и Маша начинают тихо и грустно петь "Харе Рама. Харе Кришна. Харе. Харе, харе"...
  
   Я рассказал вам то, что даже не то что хотел, а должен был рассказать. Но если вы меня спросите, кому должен, и - почему. А тем более - зачем. Или - и что всё это значит? Для чего? Какой в этом всём смысл? Я, конечно, могу ответить, что это, мол, жизнь. И в ней бывает всё. И калоши счастья, полные калоши вот этого вот самого... счастья. И горшочек безбрачия. Таблетки для похудения и зелёные человечки. Пушкин. Карты ужаса. Злодеи. Гомосексуалисты. Евреи. Кришнаиты. "Биттлз". Есть пионеры. До сих пор. Вот, например, Ваня и Маша. Есть я. Вы... И это всё жизнь. Прекрасная, многообразная, неизъяснимая... Я всё это мог бы вам сказать в ответ и ещё много чего другого. Разные версии, мнения, трактовки, разъяснения, объяснения того, что вы сегодня от меня услышали. Мог бы процитировать кого-нибудь. Ответить вопросом на вопрос. Спросить, знаете ли вы, как течёт река, или что-нибудь в этом роде. Мог бы промолчать. Усмехнуться. Улыбнуться. Засмеяться. Нахмуриться и покачать головой... Я бы всё это мог. Но я не буду. Я просто вам покажу...
  
   Смотрит на Ваню и Машу, кивает им. Те кивают в ответ и убегают в разные стороны.
  
   Когда Ваня и Маша уничтожили карту ужаса Свинцова, они прихватили с собой одну из множества псевдо-карт, или лже-карт, ужаса. Муляжей. То есть карт, которые внешне ничем не отличаются от настоящей карты ужаса, но на самом деле ничьим ужасом не являются. И вот я хочу показать вам один такой муляж. Ну, чтобы вы хоть примерно представляли себе, как выглядит настоящая карта ужаса.
  
   Ваня и Маша выносят похожую на игральную карту, только гораздо больших размеров, рубашкой к зрителям.
  
   Вот она.
  
   Ваня и Маша разворачивают карту. В левом верхнем углу карты светит оранжевое солнышко-треугольник. Внизу растёт ромбиками фиолетовая травка. На травке сидит несколько жирных бабочек; ползут гусеница и улитка. Карту пересекает зелёный изгибистый ручеёк, из которого выпрыгивает большая рыба.
   Рассказчик, Ваня и Маша смотрят в зал. Немного погодя, переводят взгляд на карту. Смотрят. Резко сгибаются, разгибаются, обхватывают руками голову и, неистово крича, начинают хаотично носиться по сцене, пока не убегают с неё в разных направлениях. Теперь их крик доносится из-за сцены, постепенно стихая. Одновременно с этим за сценой что-то рушится, ударяется, сталкивается, гремит... На сцену падает занавес. Тишина. Плеск воды. Голоса на санскрите. Тихое "Харе Рама! Харе Кришна! Харе, харе..." сменяется ещё более тихим "На речке, на речке на том бережочке"...
  
   К О Н Е Ц
  
   9 - 16 января 2009 года
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"