Аннотация: Обзор конкурса "Приносящий надежду" (2008)
Общее впечатление от конкурса "Приносящий надежду".
Прежде всего бросается в глаза необычное отношение авторов к теме конкурса. А именно: в подавляющем большинстве случаев надежда заменена избавлением. Сюжет добрых двух третей рассказов сводится к следующему: герою (героям) было очень плохо, затем пришел некто (магический жук, чинхтоуль, любовник-гей, повестка на страшный суд) - и сделал герою хорошо.
Еще некоторое количество сюжетов построено по схеме: было плохо, стало еще хуже, и тут рассказ окончился (яркие примеры - "Антракт", "Вторжение").
На этом фоне выгодно выделяются рассказы, в которых герой надеется на что-то, и его надежда к концу оправдывается либо нет ("Охотник", "Аукцион", "Боль").
Наиболее общие и фатальные ошибки, на мой взгляд, следующие.
А) Отсутствие всяческой интриги. Сюжет идеально линеен - что объявлено в начале, то и случается в конце. На стене висит ружье, герой подходит, снимает ружье с крючка и стреляет. Встречаются и более парадоксальные случаи, вроде: на стене висит ружье, герой подходит и снимает ружье с крючка, на этом рассказ заканчивается.
Б) Катастрофическая непродуманность сюжета, особенно - действий персонажей. Зачастую они поступают вопреки здравому смыслу, инстинкту выживания, своему статусу и профессии. Основной мотив, который управляет ими - желание дотащить сюжет до развязки. В некоторых случаях, чтобы полностью охарактеризовать рассказ, достаточно кратко пересказать его сюжет. ("Магия Кабирры", "Клятва Гиппократа", "Ло", "Формула жизни").
В) Язык и стиль. Нередко он сведен к простому пересказу событий разговорной речью, либо очень перегружен многоярусными описательными конструкциями или размышлениями, которые видятся автору глубокими и философскими ("Вторжение", "Безразличие", "Нежданный гость", "Бессмертный").
Совершенно уникальный рассказ, совмещающий в себе все возможные ошибки, а точнее, состоящий из них - это "Минск - город Зеро".
Наивысшие оценки во второй группе я поставил рассказам "Знак бесконечность", "Охотник", "Страшный суд". Они сочетают в себе увлекательный сюжет, интересные идеи, легкий язык, который приятно читать, а "Страшный суд" и "Знак бесконечность" - к тому же, отличное чувство юмора.
А из всех прочитанных мною конкурсных рассказов (коих порядка сотни) наибольшее позитивное впечатление произвели "Знак бесконечность", "В новый год вокруг да около", "Остановить оборотня".
Далее собственно обзор.
В первую очередь - рассказы второй конкурсной группы.
Кауфман Ю.О. Мученик нищеты
Шевченко П.А. Боль
Чернов С.В. Охотник
Глубина Магия Кабирры
Ракитина Н.Д. Виса-а-Суннивэ
Смоленский Д.Л. Антракт
Lilywhiterabbit Нежданный гость
Вдовин Е.Н. Осколок Бога
Ляпунов-Блейнис Страшный Суд
Скляр А.А. Формула жизни
Мазикина Л.М. Знак бесконечность
Семикова Л.А. Жук, стук и гвозди
Бычков С.В. Аукцион
Даймар С. Великий Мастер
Сырцова А. Душа из ваты и немного огня
6sov Вторжение
Щербина Э. Островитянин
Давыдова А. Майя
Анька Рано или поздно в небе появятся звезды...
Затем - все остальные.
Капинос С.Н. Ло
Силаев А.Ю. Призыв
Вербовая О.Л. Самогонщица
Бондаренко А.Е. Радуга - над городом
Куншенко И.А. Последний чинхтоуль
Воробьев А.А. Падший
Антяскин Минск - город Зеро!
Семеусов М.С. БеЗсмертный
Ефимов Н. Виртуалити
Шася Лунные тигры
Тищенко В.Л. В очереди за счастьем
Никитин Д.Н. Настоящий
Skier Трава у дома
Нестеров Р.Н. Путь от края на край
Ахматова Л.В. Безразличие
Мазунин В.Г. Оазис
Ермаков Р.В. Вовне: Визит навсегда
Гинзбург М. Облако в сиреневой юбке
Свешников В.И. Космические предки
Аарон К. Макдауэлл Другой берег черной реки
Андросенко А.Д. Любовь или смерть
Вдовин А.Н. В Новый год вокруг да около
Константин К. Жизнь
Коваль-Сухорукова Операция "kарнавал"
Кузиманза Д.Д. Если попадёшь в поток...
Боголюбская Е.В. Поверь
Евгений Щ. Остановить оборотня!
Лойт Огненный плащ Кайи
Уцеховская Валентина Верю в тебя!
Грин Ирина Клятва Гиппократа
Кауфман Ю.О.
Мученик нищеты
Традиционно неблагополучное будущее. Секта экстремистов, возглавляемая тремя уголовниками, провоцирует бунт городской нищеты. Проливается какое-то количество крови, затем бунт подавляется.
Рассказ читается живо, с любопытством. В нем хорошо проработаны детали, характеры. Однако по прочтении не оставляет по себе ровным счетом ничего: ни мыслей, ни эмоций, ни воспоминаний. То, что преподносится автором как интрига (оказывается, главарем экстремистов был не Протос, а Брюс), на деле интригой не является. Оба - одного поля ягоды, убийцы и моральные уроды, и кто бы из них не оказался "главным плохишем", это в любом случае удивления не вызовет. Сопереживать кому-либо из персонажей также желания не возникает.
Средне.
Шевченко П.А.
Боль
Оборонная космическая станция повреждена в бою, двигатели выведены из строя. На борту остается один выживший человек - этакий Робинзон на необитаемом корабле. На протяжении месяцев он дрейфует примерно в направлении Земли, изнывает от одиночества и надеется, что кто-нибудь услышит его сигнал SOS...
Тема рассказа порадовала меня. Во-первых, соответствием условиям конкурса. Во-вторых, подзабытой ныне и оттого очаровательной романтикой космоса. Не бестолковая пальба, не мгновенные скачки сквозь гиперпространство, а очень правдивый такой бесконечно долгий полет - ползком сквозь вакуум.
Конечно же, от подобного рассказа хочется ожидать колоритных технических деталей и живых, ярких образов персонажей - в духе навигатора Пиркса. К сожаленью, не все здесь на уровне. Образ главного героя тускл и просматривается с трудом - несмотря на то, что рассказ ведется от первого лица. Что же до технических деталей...
1. " Я Константин Шикалов, последний офицер защитной станции "Тахома", постараюсь подобраться как можно ближе к Земле. На это мне понадобится ещё около четырёхсот дней"
А что же защитная (!) станция делает на таком огромном расстоянии от Земли? Разве не правильней было бы создать сеть защитных станций на орбите планеты, чтобы они полностью простреливали подлеты к Земле?
2. "Существенные изменения траектории теперь мне не доступны. Как я предполагаю, при прокачке по повреждённым трубам, произошёл выброс остатков горючего в открытый космос"
Даже если отвлечься от вопроса о том, почему автоматика не обнаружила пробои в топливной системе, возникает вопрос более интересный: а на каком же тогда горючем работает генератор? Тот, о котором космонавт говорит: "Вновь удалось программно запустить генератор. Так что пока энергия есть..."
3. "Солнце станнит моим спасением. Но для этого надо поработать! Заставить гравитационные поля служить на себя, толкая и разворачивая в сторону Земли, не так то просто. Тем более с порезами, синяками и ссадинами - бить себя необходимо ежедневно!"
Вот это мне вовсе непонятно. Гравитационные поля в принципе никого никогда не толкают - не умеют они этого. Допустим, космонавт использовал слово "толкая" некорректно, а на самом деле надеется, что "Тахома" обогнет Солнце по эллиптической орбите, и при удалении от звезды станция вновь пройдет мимо Земли. Но в этом случае, учитывая отсутствие двигателей, орбиты обоих тел элементарно можно рассчитать наперед и заранее предсказать, попадешь на Землю али нет. Вопрос: зачем же себя бить ежедневно? Произведи расчет и спи спокойно. Больше никакой работы не нужно.
Кстати, "станнит" - это, наверное, станет. А фраза о гравитационных полях вообще ужасна, ее необходимо заменить.
4. А как, интересно, герой рассчитывает приземлиться, не имея двигателей?..
Словом, рассказ заинтересовал и привлек внимание. Но очень и очень нуждается в продумывании.
Выше среднего.
Чернов С.В.
Охотник
Сюжет этого рассказа чем-то сродни завязке "Темной башни" Кинга: мир "сдвинулся с места", разлагается, погибает постепенно, а главный герой - одинокий воин - идет на поиски далекой-далекой цели. Не потому даже, что что-то зависит от этой самой цели, но потому скорей, что жить без цели такой человек никак не может.
Охотник ищет в пустыне легендарное чудовище. Находит. Убивает. По пути встречает Странника, берет с собой. Ни магии, ни богов, ни инопланетян - просто, как-то даже жизненно... И под этой простотой чувствуется огромная глубина предыстории! Сквозь короткие обрывочные фразы, оговорки, странные черточки поведения героев просматривается целый мир, который был, жил когда-то - а затем распался, деградировал, сгнил... "сдвинулся с места".
Атмосфера странствия в пустыне выдержана прекрасно, ее, кажется, можно вдохнуть и ощутить внутри легких. Большую симпатию (у меня, по крайней мере) вызвал преданный зверь юспеленг. Очень грустно стало, когда в финале читал о его смерти: без апломба, без пафоса - просто погиб, защищая хозяина.
Мое почтение автору - Вам удался достойный рассказ.
Одно замечаньице.
Эта фраза - великолепна. Она - один из тех намеков, которые рисуют всю предысторию:
"Путешественник провёл по металлической поверхности (ружья) рукой и не нашёл на ней на ней ни одной кнопки. Только в том месте где, по-видимому, должен был располагаться указательный палец правой руки, торчал какой-то крючок"
Следующая фраза - также неплоха, хоть и режет немного слух слово "машины":
"- На Призрака?! У него же стальная броня и мощь двадцати машин!"
Но вот это, на мой взгляд, дисгармоничное излишество:
"На груди его уже почти не заметна надпись "У-17" и это неудивительно, ведь с тех пор как человеческая рука начертила их пошло больше двадцати сотен земных лет. Но до сих пор невыяснено, зачем исследовательским роботам этой модели ставили такие грозные оружия как эти клешни. Планету давно обжили люди, а робот всё бродил по просторам Пустыни"
Тот факт, что Гату - ходячий танк, стал мне очевиден уже после "мощи двадцати машин". Так что пояснение в финале а) излишне, б) выбивается из стиля, ведь все остальное дано как бы глазами Охотника, а тут вдруг сообщаются сведения, которые Охотник и близко знать не мог. К тому же, содержит ряд грубых грамматических ошибок, например: "такие грозные оруЖия_ как эти клешни"
Я бы ограничился тем, что "на груди была едва заметна странная надпись "У-17".
Глубина
Магия Кабирры
По традиции, не сумев решить проблему престолонаследования, принцы магического мира устроили соревнование на планете Земля. Победителю достается корона, проигравшим - смерть. Так повелось с давних пор. Со времен правления Эрика в Амбере, со времен смертельной вражды принцев Праймуса и Септимуса в Штормхолде...
Даже из банальной темы можно сделать конфетку - если показать ее под неожиданным углом, описать неизбитыми фразами, создать яркие, колоритные образы. Ударение, к сожалению, стоит на слове ЕСЛИ.
Уважаемый автор, я искренне советую Вам внимательно прочесть свой рассказ и обдумать каждую фразу с позиций грамматики и здравого смысла.
Самые важные, скажем так, сюжетообразующие ляпы.
--
Состязание устроено потому, что "на страну движется дьявольское войско проклятого врага Кабиррии". В то же время "только один член рода приносит потомство, остальные становятся жрецами Кабирры или гибнут в состязании". Простейшее решение проблемы напрашивается само: всем принцам, кроме одного, уйти в жрецы! Этот один автоматом выигрывает соревнование и крушит "проклятого врага". А если вдруг богам крайне необходима королевская кровь - ладно уж, выбрать путем жеребьевки одного "счастливца", застрелить на месте, а дальше - по вышеназванному плану. ЗАЧЕМ беготня по чужим мирам, трата времени, лишние жертвы, риск, что погибнут по случайности все принцы до одного? (См. "Stardust")
--
К чему стремятся жрецы? Убить всех человеков? (С криком "Бу-га-га-га!") Возвести на престол своего ставленника? Или победить все-таки "проклятого врага"? В последнем случае не понимаю, почему они охотятся за ВСЕМИ принцами поголовно.
--
"Тот единственный кто выживет и приведет с собой трех хранителей станет новым повелителем Кабиррии" - тут сразу первостепенное значение приобретают требования к хранителям. Если подойдет кто угодно, то принцессе стоит зайти в зал ожидания ж/д вокзала и при помощи трех фамильных драгоценностей за 5 минут обзавестись тремя хранителями. Если подойдет не кто угодно, но Саманта подходит, то в первом же разговоре с нею Дайрине стоило бы приложить максимум дара убеждения и завербовать тетеньку, а не излагать пояснялки для читателей. Наконец, если другие принцы тоже подходят (как мы выясняем в конце), то какой смысл в состязании?! Посчитались быстренько: я - король, вы - хранители, - и камон мочить изуверов!
--
Дважды за время сюжета принцессе сохранили жизнь без видимых на то причин, лишь для того, чтобы финал склеился. Вот первый: "Харнена огрели по голове булыжником, а Дайрину примотали к дереву". Примотали, чтобы потом, в спокойной обстановке распилить на кусочки электробритвой?
Вот второй: "Жрецы напомнили о себе весьма люто. Просто выстрелили три магические сети-удавки опутав всех трех хранителей Дайрины и начали неспеша приближаться к самой девочке". Не так уж и люто, на самом деле. Я бы на месте жрецов стрелял не магическими сетями, а плазменным дезинтегратором. И для верности - очередь из АК-47. В головы обугленных скелетов.
Ну, и по мелочам - несколько примеров.
"Полгода назад она ушла с работы "в бессрочный отпуск", надеялся бывший шеф."
Шеф надеялся на что - на то, что ушла, или на то, что в отпуск, или на то, что в бессрочный?
"В открытые окна врывался свежий весенний ветерок, из колонок хрипел и надрывался голос какого-то новомодного исполнителя, солнце пускало зайчики прямо в салон машины, под колеса машины вылетела какая-то идиотка..."
Благодаря повторению слова "какой-то" идиотка стала по незначительности в один ряд с безымянным исполнителем. А между тем, она - главная героиня!
"Спустя час они сидели в гостиной дома Сэм, пили свежезаваренный чай и разговаривали.
- Так кто же хотел убить тебя? - спросила Саманта."
Став на улице свидетельницей покушения на убийство (!), Саманта не стала звонить в полицию, расспрашивать о чем-либо жертву, выяснять личность нападавших и подробности происшествия. Она преспокойно поехала домой пить чай с этой самой пострадавшей, за которой все еще охотятся!
"Пока гостья собиралась с мыслями Саманта разглядывала девочку. Во-первых, эта странная девица зачем-то выкрасила волосы в яркие цвета. Для челки и некоторых прядей она выбрала ярко-синий цвет, а для двух пушистых хвостиков собранных на макушке предпочла сочно-розовый."
Более того, Саманта обратила внимание на дикий цвет волос девочки только приведя ее в свой дом, не раньше!
"Чем больше Сэм разглядывала ее одежду тем тверже понимала - такое невозможно купить на распродаже."
Качество, стиль, эксклюзивность одежды женщина средних лет способна оценить за несколько секунд наблюдения ;)
"Она была уверена, что девочка психически не совсем здорова и потому не задавала вопросов ответы, на которые ей заведомо не нравились."
Кому "ей" не нравились ответы? Если психической девочке, то невротикам обычно не нравятся сами вопросы, а не ответы на них.
"Сейчас на страну движется дьявольское войско проклятого врага Кабиррии ди Летоса"
Если бы войско было не дьявольским, а танковым, фраза звучала бы эффектнее ;) В том смысле, что конкретика больше впечатляет. А то неким "дьявольским врагом" испуганная девочка может назвать, вобщем-то, и козу со скверным характером...
"Во время состязания, кровь погибающих потомков богини вступает во взаимодействие с неким таинственным артефактом охраняемым жрецами, благодаря чему, уцелевший получает власть над огромной мощью магии Кабирры"
Это говорит напуганная девочка? У которой "трепещут крылья носа"? Больше похоже на конспект лекции... (Кстати, студент прослушал название артефакта. Придется потом списывать.)
"В следующее мгновение раздался пронзительный писк и через десять секунд хлопок"
Ожидая атаки жрецов и имея ДЕСЯТЬ СЕКУНД времени, лично я успею либо выбежать прочь из квартиры, либо занести сковородку над точкой материализации. А чем занята Дайрина в это время?..
Словом, дальше в том же духе.
Слабо.
Знаете, жаль, что слабо. Вы явно видели себе все это совсем иначе, просто не сумели показать читателю Вашу картинку как следует.
Ракитина Н.Д.
Виса-а-Суннивэ
Чрезвычайно кровавый рассказ о женской ревности.
В первую очередь бросается в глаза поэтичность изложения. Довольно быстро она сменяется претенциозностью, а затем - откровенным пафосом, далеко превосходящим священные тексты. Нумерация строф, союз "и" в начале каждого второго предложения, даже первая фраза: "1. В год Последний до Черты Серое воинство вошло в людские пределы" - все вопиет о безумной философской глубине и сакральной значимости описываемых событий. На деле же за пафосным антуражем скрывается мазохистическая чернуха.
Слова "кровь" и "боль" повторяются в тексте десятками раз. "Чистый душою" герой преспокойно спит с владычицей варварского войска, которая только что убила его, героя, друга. При этом "взял ее... не как берут любимую, а как солдаты женщин в сожженных ими же городах. В бешеной радости она принимала его, и им обоим было больно."
Тринадцатилетнюю девочку насилует рота солдат. "До вечера глумились солдаты над девочкой, и усладили жажду свою ... И бросили Герти на песке, и ушли. Раздвинув ноги, шла девочка, и болело ей, и кровь текла по ногам. Раздвинув ноги, шла она, и тень ее раскорякой шла за нею." Но даже здесь автор находит место для пафоса! "И страшно без слез зарыдала она:
-- Сына рожу я маленького, и он узнает тысячу отцов своих!.. Тысяча отцов у сына моего"
Затем приходит "чистый душою" герой, и не находит ничего лучше, как тоже поиметь девочку! "И под звездами жемчужными он взял ее, как берут солнце. ... И в ту ночь Герти зачала от него".
Как все это согласуется с темой надежды - также непонятно. Тьму народу перебили, герою отрубили руки, героиню изнасиловала толпа варваров. Но от одного из них она забеременела, и в этом как бы заключается надежда.
Вероятно, чтобы правильно воспринять все это, нужно смотреть исключительно на золоченую обертку и ни в коем случае не разворачивать. Я имел неосторожность вдуматься, и рассказ шокировал меня какой-то слащавой жестокостью, неприкрытым садизмом.
Смоленский Д.Л.
Антракт
Парадоксальный рассказ, особенно в контексте надежды.
Однажды над морем появился непонятный туман. Он постепенно рос и покрыл собой половину земного шара. Те, кто попадали в туман, назад не выходили, потому здравомыслящие люди от тумана сматывались. Но главный герой решил от тумана не убегать, а остался в своем доме. Пришел туман, накрыл дом - и рассказ окончился. Не в смысле, что герой умер, а в смысле, что никто понятия не имеет, что последует дальше.
После трудов господина С. Кинга сотоварищи сам по себе сюжет типа "невесть что косит всех человеков" смотрится, как минимум, банально. Как максимум, чувствуешь острое разочарование. Пять страниц интриги, напряженного ожидания - а в конце: "Я понял, что могу почти совсем не дышать. Просто лежать и смотреть в темноту. Ведь если свет погашен, должен подняться занавес. И тогда начнется второй акт, которого я давно жду."
При этом рассказ написан весьма неплохо. Чистый, грамотный язык; хорошо созданная атмосфера тревоги, ожидания, неизвестности; живые персонажи.
В сумме - средне.
PS "Пою, а сам думаю: каково сейчас тем космонавтам, которые на МКС? Каково это вообще - смотреть, как гаснут на Земле под ними город за городом?"
Герой зачем-то убил своего друга. Для защиты от угрызений совести, он увешал все стены своего дома зеркалами. Зеркала не помогли - однажды совесть явилась к герою в виде некоего перца, который позже оказался одушевленным отражением героя. Герой подрался с отражением, перебил кучу зеркал и съехал жить в другой дом. По факту - все.
Под всем вышесказанным автор, очевидно, подразумевает некую философскую глубину мысли. На деле иллюзия размышлений создается лишь за счет того, самые простые события автор описывает сложно и громоздко. Например.
"Не помню, в какой момент я начал искать взгляд незваного гостя, но помню, что желал понять: кто он такой. Ведь именно глаза выдают хозяина, даже если его внешность неузнаваема ныне. Глаза не стареют. Глаза не врут. Именно в глазах мы опознаем в друге недруга. В глазах мы разбираем желание толкнуть, оскорбить, унизить равного себе человека. Но когда наши взгляды встретились, мне вдруг показалось: под его воздействием я впадаю в легкий субгипноидный транс, будто бы его взгляд затрагивает больше во мне, чем просто хрусталик глаза, он проникает в душу."
Тут и "глаза выдают хозяина" (в смысле, по глазам можно понять, что они принадлежат своему хозяину?..), и "в глазах опознаем в друге недруга", и "легкий субгипноидный"... А смысл сводится всего лишь к тому, что герой посмотрел в глаза гостю и испугался.
Другой пример.
" Без ощущения простора невозможно достичь внутреннего покоя. Я проникся этой мыслью много лет назад, когда один, не вспоминаемый более мной случай, лишил меня сна на очень долгие годы. С тех пор я искал способ вызвать собственную амнезию или, вернее, создать некий мираж новой жизни, освобожденной от прошлого.
Как часто мы думаем так, будто все, что необходимо нам знать, являет наша память. Будто только она способна уберечь нас от ошибок будущего и принести гармонию в настоящее. Убийственный подвох!"
Здесь имеется в виду, что герой пытался забыть неприятный случай из прошлого. Кстати, как второй абзац связан логически с первым - для меня осталось загадкой.
Если прочесть данный текст, не принимая во внимание субгипноидно-деепричастную шелуху, то выйдет нехитрый сюжет на полстраницы, лишенный иных мыслей, кроме желания героя избавиться от угрызений совести.
Слабо.
Вдовин Е.Н.
Осколок Бога
Эволюционно-математически-философская экстраполяция развития человечества. Очень научная фантастика.
Некоторые тезисы автора спорны. Например.
"Информация абсолютно всегда несет в себе две нераздельные части: содержательную часть и эмоциональную окраску. При этом труднее всего поддается кодированию эмоциональная окраска. Чаще всего, она вообще не кодируется и опускается."
Третье предложение прямо противоречит первому. Если эмоции опускаются, значит, кодированная информация их не содержит, значит, отнюдь не "абсолютно всегда".
"Как избавиться от потерь? Очевидно, нужно читать информацию непосредственно из сознания другого человека."
На моей страничке лежит повесть объемом более 400 килобайт. Вы действительно думаете, что из моего сознания можно ее считать полностью и в точности?..
"В процессе освоения телепатических способностей, мы все меньше нуждались в кодировании информации. Теперь мы могли открыть сознание другого человека словно книгу и прочитать то, что нам хотелось."
а) Другой человек совсем не против, чтобы его сознание читали, как книгу?..
б) В мозгу человека информация тоже закодирована (при помощи ассоциативных образов), и закодирована совсем неодинаково у разных людей. Это хорошо заметно на абстрактных понятиях. Например, попробуйте выделить в мыслях другого человека понятие "верность" или "идеал", или "достичь".
"Обмен знаниями происходит в двух направлениях. Первое - к себе - мы получаем знания от других, назовем это "чтением". Второе - от себя - мы передаем свои знания другим, назовем это "записью"."
Эти два направления неразграничимы. Не передавая ничего наружу, мы не сможем получить знаний, поскольку важнейшие знания - о том, как реагирует мир на наши слова и действия.
Однако эти и другие мысли, которых в рассказе множество, заставляют читателя задуматься в интересных, неожиданных направлениях, и это само по себе хорошо.
А особенно хороша и глубока центральная идея рассказа, вынесенная в аннотацию:
"Ты владеешь опытом всей цивилизации. Ты - хозяин всего, что было накоплено людьми. Но всю свою жизнь ты один и ты несчастен. Твоя вера превратилась в надежду. Ты надеешься и тихо плачешь."
Хотелось бы, конечно, чтобы все авторские мысли были представлены в более художественном виде, проиллюстрированы событиями, сюжетом, а не просто изложены наподобие научной статьи.
Выше среднего.
Ляпунов-Блейнис
Страшный Суд
"Страшный Суд был объявлен как-то буднично... Каждому живущему был назван день и час, причём всем разный. Столько миллиардов пересудить! Это ж время и время... Вызывали, как ни странно, повестками"
А главный герой - обычный себе мужик, который мечтал стать дальнобойщиком, а пошел в сантехники, ибо жена настояла. Получил и он повестку.
Дальше следует описание того, как обычный русский человек готовится к страшному суду. А также того, как остальные русские люди ведут себя в преддверии сего события. Описание, на мой взгляд, просто изумительное, полное юмора и житейской психологии. Почти любой поступок, любая фраза персонажей - характерная, показательная, емкая:
" - Вот и я о том. Ни хрена там смотреть долго не будут. Грешил? Грешил! А кто не грешил?! Вот получи и распишись. - Васька-Прокладка в сердцах грохнул ладонью по столу. И, уже на полном основании, Иванова не стесняясь, достал из свого шкафчика початую поллитру. - Давай, Петрович, за меня. Помянем!"
Или:
"- Вот и до меня добрались,- с неожиданным для самого себя равнодушием подумал Иванов. - Ваську - забирают, меня - тоже. Кто теперь по сантехнике работать-то будет?" - И он явственно представил себе разъярённую физиономию начальника ЖПЭТа Бабича. " - Что они там, наверху, совсем с ума посходили?! Последних забирают! - кричал в Ивановских мыслях Константин Валерьянович. - А случись чего? Чуть что - сразу Бабич! Авария - спрос с Бабича! Все шишки - тоже на Бабича! А работать кто будет, я вас спрашиваю?"
Люди выходят настоящие, живые, а тень дамоклова меча, занесенного над ними, дает им возможность раскрыться в полную меру.
Идея рассказа, раскрытая в финале, хотя отчасти ожидаема, но хороша, логична, правильна: "- Сам себя и судил. Страшнее суда не бывает."
Снимаю один балл за отсутствие надежды, в остальном - очень хорошо.