Сушко Антон Иванович : другие произведения.

Плата кровью

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В несколько альтернативной реальности престарелый ацтек рассказывает о том, как его народ пытался отбиться от захватчиков.

Плата кровью


  Аннотация: В несколько альтернативной реальности престарелый ацтек рассказывает о том, как его народ пытался отбиться от захватчиков.
  
  Слава молодым, идущим в бой, защитникам последнего священного города Теночтитлана! Слава тем, кто проливает священную влагу, дабы насытить наших оставшихся богов! Слава тем, кто еще не дает окончиться этой войне, не дает еще сгинуть нашему народу без следа!
  Так вам говорит аукуафуитль, глашатай богов. Так ему вторит наш юй-тлатоани. Проливайте кровь врагов своих, проливайте влагу жизни врагов наших. Все ради вечно жаждущего Уицилопочтли. Все ради наших богов. Все ради того, чтобы наш славный город простоял еще немного.
  Так говорят вам они. Правы ли они? Не мне об этом судить. Я лишь жалкий старик, чьи деяния молодости позволили ему сохранить влагу при себе в старости. Сейчас вы редко встретите таких, как я, ибо многие умирают, не достигнув заката своей жизни. Да и отсюда меня не гонят прочь лишь потому, что порой мои истории веселят здешнего пилли. Так давайте же расскажу вам о том, что помню.
  Нет, я не помню, каким был мир без белых людей, даже я не настолько стар. Они пришли на эти земли больше сотни лет назад, а до того... До того мир был другим. Таким, каким уже никогда не будет прежде... Но я не буду сейчас утомлять вас рассказами о тех временах, вы и без меня их слышали. Я лишь поведаю вам о том, как он стал таким, каковым является сейчас.
  Более ста лет уже минуло с тех пор, как первые захватчики прибыли к нам на своих кораблях. О, я слышал, что сейчас некоторые из вас почти в голос говорят, что наши предки были глупцами, раз сразу же не обрушили на них всю мощь тогда еще подчинявшихся им племен и городов, не принесли обильные жертвы богам, чтобы с их помощью опрокинуть врагов еще невдалеке от тех самых берегов, где они высадились. Да, вам, молодым, что не знали мира без этой нескончаемой войны, легко так рассуждать. Но наши предки, что прежде никогда не видели подобных людей, просто не знали, что же с ними делать. Не понимали еще, что все, кто приплывает на громадных кораблях из земель, о которых они и помыслить не могли, жаждут лишь грабить, порабощать и разрушать. Тецатлипока, они ведь тогда даже не знали, что такое "корабли"! И сейчас можно проклинать тогдашнего юй-тлатоани, чье имя нынче столь порицаемо, что все стараются его лишний раз не произносить, можно обвинять его в трусости и недальновидности, но спросите себя - будь кто из вас на его месте, поступил бы он тогда иначе? Смог бы рассмотреть в этих бледных демонах угрозу всему нашему народу, погибель для всего нашего мира? Ну да, конечно, каждый из вас нынче великий стратег, и уж он бы точно не впустил этих немытых дикарей в наш священный город, о чем это я. Вы выросли в мире, которому чужды сомнения и сожаления, где промедление подобно смерти. А тогда... тогда бледных приняли как дорогих гостей, и потакали им до тех пор, пока те в первый и последний раз не принялись творить бесчинства в нашем Теночтитлане. Лишь после этого народ взбунтовался и убил юй-тлатоани, и тогда новый правитель через таламантинов впервые за многие века обратился напрямую к богам. И боги ответили. Они наслали тьму на бледных врагов, в которой те блуждали, неспособные покинуть окрестности города. Наши воины, хоть и понесли большие потери, сумели перебить или схватить почти всех, а тех немногих, кому все же удалось вырваться, преследовали до тех пор, пока не заполучили их головы. В тот раз никто из пришельцев не добрался до берегов, к которым они пристали.
  Но за свою помощь боги потребовали кровавую плату, куда большую, чем в те времена, когда еще существовали цветочные войны, и божества еще не вмешивались напрямую в жизнь своего народа. Чтобы утолить их жажду, наши предки зарезали на алтарях как всех, кого сумели взять в плен, так и тех, кто сложил оружие сам, моля о пощаде. Они выпотрошили даже их лошадей и собак. Да, сейчас вы смеетесь над этим, но ведь тогда люди не знали, что это просто диковинные животные, считали их чудовищами, что захватчики привели с собой, и надеялись, что подобная жертва задобрит богов. Но тех, разумеется, не насытить кровью обычных животных, пусть и прибывших издалека. И они потребовали еще. Гораздо больше. Тогда наши предки дабы чужими кровью и сердцами откупиться от богов с яростью обрушились на те нынче исчезнувшие народы, что в слабости и сомнениях поддержали захватчиков. Им, предкам, казалось, что такое происходит лишь единожды, и боги, насытившись, снова будут довольствоваться умеренными жертвами. Что, потерпев поражение, захватчики не вернутся еще долгое время, что вскоре снова все будет таким, каковым и было прежде. Снова вы смеетесь над ними, но, как я и говорил, мир жившим тогда виделся несколько иначе...
  Первым серьезным испытанием стали болезни, что захватчики принесли с собой. Кто-то говорил, что они сделали это намеренно, наслали с помощью злых чар. Но думается мне, вышло это случайно, да и вы сами знаете, что белые люди не владеют чарами, так как их старые боги давно мертвы, а тот единственный, что у них остался, даровал им порох и сталь, и оставил их самих покорять весь видимый мир. Наши лекари тогда были бессильны против мора, что косил и крестьянина, и воина, и молодого, и старого, поэтому юй-тлатоани снова воззвал к богам и даже сам взошел на алтарь в обмен на их помощь. Но наши боги отнюдь не всемогущи, хоть и плату свою берут исправно. Да, болезнь в итоге была побеждена, однако успела забрать многих. И на несколько лет, казалось бы, беды отступили, и наш народ начал медленно оправляться от всех этих напастей. Новый юй-тлатоани, Куаутемок, принялся изучать оружие и доспехи, что остались от захватчиков, пытаясь подготовиться к их возвращению и понять, как им противостоять. Он надеялся, что ему хватит на это времени. Но его-то как раз и не осталось. Как я и говорил, нашим предкам тогда было даровано лишь несколько последних лет мира. А затем белые люди пришли снова, и началась война, что то разгораясь, то немного затухая, длится и по сей день. Да, в тот раз юй-тлатоани сразу же собрал войско и отправил его сражаться, но что могли тогда наши воины со своими макуавитлями сделать против бледных с их стальными мечами и кирасами, с атлатлями против ружей и пушек. Наши воины бились храбро, но проигрывали. Наши союзники, еще вчера клявшиеся нам в верности, увидев, что мы терпим поражение за поражением, снова встали на сторону бледных. Несмотря на все уговоры аукуафуитля и его таламантинов, Куаутемок тянул с помощью богов до последнего, понимая, сколь велика может быть затребованная ими плата. Но в итоге, когда враги вновь оказались недалеко от Теночтитлана, он сдался. Он пообещал богам все, что угодно, лишь бы те сохранили хотя бы часть его народа.
  И боги ответили. О да, они ответили! Каждый раз они являли все более и более ужасные чудеса, дабы отвадить захватчиков. Они затуманивали их разум и те начинали сражаться друг с другом. Призывали духов воинов из Миктлана, что вселялись в тела убитых, снова восставали и шли в свой последний бой, сражаясь до тех пор, пока их не рубили на куски или не разрывало пушечное ядро. Насылали на чужеземцев диких зверей, заставляли саму землю восставать против них. Наши воины обретали невиданную силу и сами оборачивались в полу-людей, полу-зверей, чтобы отбросить бледных назад к их кораблям, заставить наконец покинуть нашу несчастную землю и больше никогда не возвращаться. Но те никак не сдавались. Оказалось, что в их землях обитает множество различных племен, но все они как одно жаждали наших земель и их богатств. И там, где одни терпели поражение или бежали, устрашившись гнева наших богов, появлялись следующие. Но и народа мешикатль становилось все меньше. Бледных из-за их чудесных оружия и доспехов не часто удавалось взять живыми, а иные народы, что некогда были нашими союзниками или данниками, а теперь были порабощены бледными или же в глупости своей примкнули к ним сами, предпочитали биться до последнего, лишь бы не пойти на корм богам и не дать тем совершить еще что-либо ужасное и пугающее. А боги жаждали все больше влаги жизни. И им пришлось приносить в жертву уже самих мешикатль. Да, кровь, пролитая в бою, насыщает богов, но отнюдь не так, как та, что проливают таламантины на алтарях. Слышал, бледные говорят, что это из-за того, что на самом деле наши боги - это презренные демоны, что питаются человеческими страданиями. И для них нет ничего слаще оных. Но мало ли что говорят бледные, которые во имя своего бога вообще жгут непокорных живьем.
  Тем не менее, возможно, они были правы. Не возмущайтесь так, я многое повидал на своем веку, и кое-что в этом понимаю. К тому же я жалкий полоумный старик, чьи дни уже почти сочтены, и даже если после моего рассказа кто-то решит отдать меня Уицилопочтли, для меня уже не будет большой разницы. Но все же послушайте безумного старика, с вас не убудет. Как мне кажется, призывая богов раз за разом на помощь, наши предки отворили ход, который потом уже никак не смогли затворить. Войдя во вкус, боги требовали все новые жертвы. А когда их перестали давать в нужной мере, возможно, наши "покровители" стали пробовать брать их сами.
  Говорите, это пустые россказни? Все может быть. Многие считают, что за столь долгие годы разум мой помутился, в словах моих мало правды, и оттого меня не трогают. Но, как я уже говорил, мне многое довелось повидать. Многие ли вас за всю свою жизнь бывали дальше окрестностей нашего города? Для вас теперь он уже и есть весь мир, небольшой клочок земли, на который из-за чар богов не может ступить ни один бледный. Пока.
  А я в юности был воином ягуара и вместе с другими разведчиками достаточно далеко уходил в так называемые ничейные земли, которые тогда уже не принадлежали нам, но еще и не были заняты бледными. И я видел, какими они стали. Безлюдными, безжизненными, где больше не было ни мешикатль, ни кого-либо еще. Я видел города, заваленные телами людей, что будто бы в каком-то кровавом безумии перебили друг друга. Видел уже никем не возделываемые поля, где лежали мертвые крестьяне, что сперва казались просто спящими, чьи души будто бы кто-то похитил прямо из их тел. Издали смотрел на руины некогда великих храмов, где метались непонятные тени и будто бы звали нас. Один из моих товарищей как-то зашел в подобный храм, дабы отдать должное старым богам, и больше мы его никогда не видели. Бывал я и в иных странных местах, о которых, увы уже мало чего могу сказать, так как сам мой разум мутится лишь от одной попытки вспомнить, что же они из себя представляли.
  Нет, сам я никогда не видел богов. Тогда они уже оставили те земли или же горстка воинов была для них слишком незначительной добычей. Да и сами мы старались проявлять осторожность и подолгу нигде не задерживаться, так как бледные также любили бродить по ничейным землям. А также, наверное, мы и сами со временем поняли, что, может, уже не только чужаки были опасны в тех пустынных краях и начали стараться не приближаться к определенным местам...
  А может, наши потусторонние владыки умерли с голоду. Слышали вы когда-нибудь об исчезнувшем городе Теотиуакане? Да, гнев богов, все знают эту историю, но может и тогда это был не гнев, а всего лишь голод? И я не знаю, может ли умереть бог, могу лишь сказать, что любой из вас, кто соблаговолит изучить наши летописи, поймет, что до прихода бледных и даже в первые годы войн с ними, богов было куда больше, чем теперь. Помнит ли кто из вас славную Шочикецаль, что любила цветы и травы и не требовала для себя жизней и крови? Разумеется, нет, ведь ей не нашлось места в мире, заполненном войной.
  Да, да, знаю, что народ наш теперь малочислен и вмещается всего в один город, а значит, у него нет надобности в таком количестве нынче не особо нужных богов, и те попросту ушли, дабы вернуться, когда мешикатль изгонят бледных и снова заселят видимый мир. Что ж, даже если это так, ждать им придется долго. Но все же мне кажется, что такие бедолаги, как Шочикецаль, не просто ушли, а исчезли. Навсегда.
  А может, наших богов убили бледные. Я слышал, что будто бы те из них, что стали появляться не так давно в некогда наших землях, способны на такое. Да, эти, в нелепых шапках. Которые называют себя пуэритами или "чистыми". Будто бы они нашли древние свитки, где есть записи о том, как очень давно тлатоани бледных Соломон некими знаками изгнал древних богов из их земель, и теперь они хотят с помощью своих знаков проделать то же с нашими богами. Или уже проделали это с некоторыми из них. Ведь те земли, что еще в юности моей были ничейными, нынче уже заселены бледными и их рабами. Нет, я не знаю, сколько в этом правды, я лишь пересказываю вам то, что слышал от одного из захваченных нами пленных перед его смертью.
  Так или иначе, наш мир становился все меньше, пока не сжался до одного-единственного города. О да, мои храбрые воины, вы-то верите, что уж его-то мы отстоим. Ведь теперь у нас тоже есть стальное оружие, ружья и даже немного пушек. Да, что-то из них трофеи, снятые с тел врагов, но и во многом это было куплено нашими пилли у бледных за уже бесполезное для нас золото. Да, не удивляйтесь так, между племенами бледных тоже нет единства, хотя они и говорят, что ими всеми правит один бог. И некоторые из бледных втайне торгуют с нами, желая обогатиться без войны или же сделать хуже более сильному племени. Надеюсь, я не открыл для вас какой-то сокровенной тайны. В былые времена я сам был свидетелем таких сделок, охраняя наших пилли на тот случай, если бледные вдруг захотят все забрать даром. И такие случаи бывали, чего уж там: бледные, из какого бы племени они ни были, больны непомерной алчностью, и та порой даже лишает их рассудка и заставляет идти даже против своих, не говоря уж о том, чтобы нарушать слово, данное мешикатль. Да, участие в подобных делах позволило мне оставаться при своей жизни даже когда рука моя уже не могла уверенно держать меч, а ноги мои стали слишком больны, чтобы бродить по чужим землям. Когда-то ко мне многие прислушивались, но милость сильных видимого мира переменчива, и вот я лишь старик, что рассказывает свои истории всякому, кто готов его слушать. Ну и дать за них несколько бобов, конечно. Почему же мне не даровали почетную смерть? Да Шолотль его знает. Может, кто-то все же помнил мои былые заслуги, а может, меня сочли слишком жалким и бесполезным даже для нее.
  Вы уверены, что наш священный город неприступен. Но выстоим ли мы в следующий раз? Не привезут ли бледные на сей раз с собой столько пушек, что даже чары богов не смогут отвести весь их огонь? Не сумеют ли эти пуэриты действительно изгнать наших богов? Или же не станем ли мы все сами последним пиршеством для них в обмен на еще одно спасительное чудо? Не окажется ли затребованная ими плата кровью чрезмерной? Не заберет ли вашу влагу наш славный Уицилопочтли уже безо всякого на то согласия с вашей стороны? Я не знаю, да и для меня это уже не столь важно, ибо, как я говорил, дни мои почти подошли к концу. Но вам, молодым, еще жить в этом мире, который теперь сократился для вас лишь до одного города. Говорите, я повторяюсь? Что ж, простите старика. Может, я уже забываю, о чем говорил совсем недавно. А может, просто хочу лишний раз обратить внимание на то, как скудны нынче стали наши владения...
  Я не знаю, что вам делать, и никогда не знал. Отдаться на милость чужакам? У нас об этом даже думать опасно, да и сами вы наверняка не понаслышке знаете, что жалость им неведома. И дальше уповать на милость богов? Но не станете ли вы все их пищей, когда в следующий раз они затребуют плату влагой жизни за свою помощь? Бежать в дикие земли, как поступают некоторые, куда еще не добрались бледные? Но сколько таким земель осталось, и когда не станет Теночтитлана, сколько времени пройдет, прежде чем захватчики подчинят себе и их? Я и правда не знаю. Наши старые пути уже ведут в никуда, но и новых я не вижу. Впрочем, я стар и глуп, и мог бы не заметить их, даже если бы меня ткнули в один из них носом. Поэтому, юные, идущие в бой, на славную гибель, не жертвуйте собой понапрасну. Потому что если вы все сгинете, кто вспомнит о нашем мире и городе, кто оплачет нас? Никто. Подумайте о том, что я вам рассказал, и попробуйте отыскать путь, что не был виден старикам вроде меня. Но прежде, если история моя навела вас на какие-то мысли, дайте старику несколько бобов за его науку. Что вы говорите? Ах да, точно, я говорил, что дни мои сочтены и мне уже все равно. Но ведь если я проживу еще немного, то смогу поведать вам и другие истории. Ну или рассказать эту еще кому-то, и вместе вам будет легче отыскать этот самый путь. А несколько бобов - не столь уж великая плата за новую дорогу, не так ли?..


(C) Идеи и их реализация (т.е. собственно автор) - Angvat. Источник вдохновения и критики, а также корректор и верстальщик - Tairilin Hlaalu. 2020г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список