Аннотация: С юга на Север Якутии течет река Гонам. Места там глухие, поэтому их облюбовали многочисленные медведи. Встречи с ними всегда интересны и довольно опасны.
А.Н.Сутугин
ГОНАМ - река медвежья.
Передо мной лежит очередная записная книжка с дневниковыми записями. Открываю её и читаю: Гонам. 1985 год.
Сразу же нахлынули невесёлые воспоминания. Пятнадцать лет прошло с того времени, когда были сделаны эти записи, а память всё хранит печальные образы и события произошедшие в июле того года. А год был известный. Мне в нём исполнялось пятьдесят лет. Юбилей! Начиналась перестройка, приведшая к полной ломке всего - устоявшегося и привычного, ломке судеб многих сотен тысяч людей, распаду великой и могучей страны, к созданию ужасающего разрыва в благосостоянии граждан нашего общества, к полной переоценке ценностей.
К этому году я уже не работал в Министерстве гражданской авиации, а наша дружная походная команда полностью распалась. Вартанов и Крылов откололись от коллектива уже давно и лишь изредка позванивали в зимний период, узнавая, что и как, и что почём. За ними и Федя начал копаться на шестисоточном участке в районе Волоколамска и с ожесточением строил деревянную хибару.
Даже фанатик походной жизни Ляпунов обзавёлся недвижимостью в виде домика в деревне. Теперь он с увлечением копал землю, сажал деревья и кусты и обихаживал своё новое летнее жилище.
Но жизнь продолжалась, хотелось в отпуск и в тайгу. Я созвонился с Челябинцами и выяснил, что они решили в этом году вновь попытать рыбацкого и охотничьего счастья на Гонаме, что течёт на юге Якутии.
В Якутии я бывал, но только по служебным делам. Приходилось летать с проверками деятельности Якутского управления гражданс кой авиации.
Правда, все эти посещения приходились почему-то на зимний период.
Мы частенько говорили о том, что было бы замечательно спла виться по Оленьку или по Дянышке. Особенно по последней, так как там по рассказам очевид цев водились замечательные таймени.
Но проходило время, а мы всё так и не удосужились осуществить свои замыслы.
Поэтому предложение Челябинцев меня очень устраивало.
Я начал просматривать литера туру и выяснил следующее:
Гонам - левый приток Учура. Длина 686км. Берет начало на Юге Якутии с северных склонов Станового хребта и течет по Алданскому нагорью.
На своём пути принимает 101 приток длиной более 10км. В бассейне около 9400 водотоков, свыше 1800 озер. Вскрывается Гонам в середине мая, а замерзает в конце октября.
Название реки эвенкийское: ГЫ - река.
Гонам течет в местах глухих, безлюдных. Взору путешественника открываются гольцы, каменные реки - курумы, густые заросли кедрового стланика, мари. В пути нередки встречи
с медведем, лосем, диким северным оленем - сокжоем и другими обитателями тайги.
Первое упоминание о реке относится к 1643 году, когда русские землепроходцы во главе с Василием Поярковым вышли по Алдану, Учуру и Гонаму через Становой хребет к берегам Амура.
Это был первый путь с Лены на Амур, но он оказался трудным и вскоре уступил место дороге по Олекме.
У туристов Гонам пользуется большой популярностью. В верховье реки добираются из поселка Нагорного. Вначале спускаются по реке Тимптон до заброшенного поселка Дорожного (60км), далее совершают пеший переход (25км) по тракторной дороге, проложенной старателями.
Первые восемь километров дорога идет по заболоченному склону к ключу Лебединому, затем переваливает через гору и выводит к ключу Гонамскому, вдоль которого до Гонама остается семь километров. Последний участок особенно трудный, поскольку двигаться приходится по мари.
Гонам рождается среди крутых каменистых склонов гор. Ниже впадения ключа Гонамского (668км от устья) течет по заболоченному плоскогорью, сильно петляет. Русло галечное с булыжниками. Берега высотой 1,5-4 метра, нередко обрывистые, заросли кустарниками. Вокруг много небольших озер. Заболоченные участки чередуются с лиственничным лесом. Ширина реки не превышает 10 метров. Средняя скорость течения в межень - 0,6 м/с. Через каждые 100-150 метров следуют крутые повороты.
Основными препятствиями являются мелкие перекаты, заломы из бревен и низко нависшие над водой подмытые деревья - "расчески". В малую воду до ключа Медвежьего (39 км) плыть нельзя, а в паводки река становится бурной и опасной.
После впадения Медвежьего ширина русла увеличивается до 50 метров. Рядом по-прежнему простираются мари с множеством озер. Частые галечные перекаты сложностей для туристских судов не представляют.
Ниже устья Половинки встречаются крупные камни, образующие местами шиверы. К реке с обеих сторон подступают невысокие горы. Через 7-8 километров шиверы исчезают, но перед Токориканом на коротком отрезке появляются вновь.
Ниже Токорикана ширина Гонама увеличивается до 70-100 метров. Глубина на перекатах в межень - 0,5-1 метр, средняя скорость течения - 0,7 м/с. Изредка встречаются острова, легкие шиверы и отдельные крупные камни в русле.
Прилегающая местность открытая, заболоченная. В 6 километрах от устья Гускэнгрэ Гонам прорезает горный кряж.
Долина здесь узкая, целиком занята рекой. Над пологими лесистыми склонами прилегающих гор возвышаются останцы. На протяжении 15 километров имеются 7 сложных шивер.
Между Орогдокитом и Нижним Солокитом Гонам вновь течет среди открытых заболоченных мест. Русло изредка делится на протоки, изобилует галечными перекатами.
На всем протяжении встречаются обширные голубичники, много других ягод.
Самый сложный участок - Солокитский каскад - начинается сразу же от устья Нижнего Солокита. Река устремляется в узкое межгорье, образует мощные пороги. Пороги длиной 200-500 метров следуют через каждые 1-2 километра. Их шум слышен издалека.
Уклон на порогах превышает средний в 2-3 раза. У наблюдателя, находящегося ниже порога, возникает ощущение, будто река уступом падает вниз, дав полную волю бешеной пляске волн.
Сложность Солокитского каскада зависит от уровня воды. При высокой воде его можно сравнить с трассой слалома-гиганта. Валы, мощные прижимы, маневрирование на огромной скорости среди камней - все это требует огромного напряжения сил и высокой техники управления судами.
В малую воду прижимы менее опасны, но количество камней на поверхности резко увеличивается. Везде нужна разведка, а кое-где - проводка судов. Удобных для ночлега мест мало.
В девяти километрах перед устьем Ытымджи расположен лесистый остров. Ниже его горы расступаются и Гонам выходит в открытую долину.
Основными препятствиями до Сутама являются перекаты и отдельные крупные камни.
По берегам растут березовые и осиновые рощи.
После встречи с Сутамом Гонам вновь плотно окружают горы (на этот раз до самого конца). На 275 километрах до Учура насчитывается более ста десяти препятствий: порогов, шивер и перекатов. Ширина реки колеблется от ста двадцати до двухсот метров. Средняя скорость течения в межень около 1,4 м/с.
До устья Нингама имеется сорок четыре препятствия, из них тридцать пять сложные.
Даже простые на первый взгляд шиверы бывают опасными из-за большой массы воды и мощного течения.
Во многих местах нужна разведка с берега. Возле Нингама находятся заброшенные дома геологов, есть баня. Места красивые, ягодные. Здесь удобно устроить дневку.
Ниже Нингама скорость течения увеличивается до 1,6 м/с.
Через три километра встречаются шиверы. В шестидесяти пяти километрах от Учура они окончательно уступают место галечным перекатам.
Берега на всем протяжении вымощены крупным булыжником. Русло занимает всю долину реки.
После выхода на Учур сплав продолжается до Алдана (266км) и заканчивается в посёлке Чагда.
Во время путешествия нужно постоянно следить за уровнем воды и правильно выбирать места для лагеря, особенно в период дождей; так как возможны быстрые подъемы воды (0,5-0,7 м/час) с амплитудой 2-3 метра.
Продолжительность путешествия 30-35 дней. Сезонность - июль-август. Категория сложности четвёртая.
Судя по прочитанному, путешествие могло быть весьма интересным и
увлекательным.
Учитывая то, что у меня сохранились старые аэрофлотовские связи и удостоверение начальника отдела МГА, подписанное самим Министром Бугаевым, можно было попробовать связаться с руководством авиаотряда в Чульмане и попытаться добраться до начала сплава по Гонаму на вертолёте, что существенно упростило бы весь процесс добираловки.
Я нашёл телефон и позвонил в Чульман. Там, как я и предполагал, помнили фамилию Сутугин и охотно согласились помочь в заброске группы из пяти человек в верховья Гонама, тем более, что лететь до него по лётным меркам было всего ничего.
Несколько пояснений о составе группы. У Челябинцев из верных приверженцев бродячего летнего отдыха к этому времени осталось тоже только трое: Борис Здорик, Вова Максимовских и Лида Терехова.
Я в этот раз решил уступить просьбам Дмитрия, который только что вернулся из армии, и взять его с собой в тайгу. Таким образом и сложилась группа из пяти человек, которые должны были разместиться на одном большом катамаране.
Перестроечное время началось с ломки всего и всея. Магазины пустели со сказочной быстротой. Достать какие-либо деликатесы в виде копчёной колбасы становилось практически невозможно, и если это всё-таки удавалось, то могло по праву быть приравнено к небольшому подвигу.
Мне заниматься покупками было некогда, и по магазинам бегал Дмитрий. Но от его усердного бега по известным пищеточкам проку не было. Пришлось подключать кое-какие связи, которые, в конце концов, позволили нам достать головку голландского сыра и пару батонов копченой колбасы.
Сборами необходимых вещей и снаряжения мы занимались вечерами. Это было не сложно, так как всё необходимое имелось ещё от старых походов.
Дмитрий отправился в Челябинск со всеми нашими шмотками поездом, и уже оттуда вместе с ребятами вылетел через Иркутск в Чульман. Я задерживался в Москве до 21 июля, доделывая все незавершенные дела.
Возьми рюкзак. Сегодня на рассвете
Мы в новый отправляемся поход.
Нас ждёт в пути весёлый, свежий ветер.
Маршрут предельно прост -
Всегда, всегда вперёд!
21 июля.
Наш самолёт к Байкалу подлетал.
Казалось, что в тайге я вечность не был.
И лес туманный предо мной вставал
Стократно отраженный близким небом.
Закрылись горы синеватой мглой.
Турбины хрипло надрывались, будто
Сам самолёт беседовал со мной,
И слов не находил, как будто.
И самолёт врезался в круг земли,
Которая цвела не по законам
Над озером, согретым изнутри
Дыханием богов могучим, учащённым.
Брала заря у полночи права,
И слышал я, как напрягались крылья,
Как прогибалась в сумраке трава,
И ветры веяли чуть влажной пылью.
Я вылетел из Москвы утром, а прилетел в Иркутск почти вечером: сказалась разница в поясном времени. Билет на самолёт в Чульман купил без всяких проволочек. До рейса оставалось пара часов, и я поехал в город, который знал по ранним посещениям во время командировок.
Иркутск, в отличие от Новосибирска и Красноярска - новых городов Сибири, своим внешним видом создавал радостный фантом в душе. Чувствовалось, что во время строительства города люди задумывались о чем-то хорошем. Свидетельство тому наличие центра и места для променада.
Есть в этом городе где погулять и при надобности поводить даму, и покормить ее чем-нибудь несущественным и вредным, вроде мороженого. Но пользы от этого больше, чем вреда, потому что дама будет рада праздничной процедуре еды деликатеса. От этого она станет больше любить кавалера и на земле счастья прибавится.
Раньше, наверное, с самого детства и до тех пор, пока я не начал по-настоящему путешествовать, передвижение по планете представлялось мне как нечто интересное, сказочное и обязательно уютное. Там, где не уютно - туда не хотелось. Или все-таки хотелось, но не так, чтобы воспринимать этот не уют, а просто находиться рядом.
Когда был совсем маленьким, я свивал из пухового одеяла гнездо, забирался в него и смотрел наружу, на окружающий мир как на чуждое мне образование, на которое только и можно что смотреть, но никак не соприкасаться. Мне было хорошо в пуховом гнезде, наверное, так же хорошо, как всякому, кто смотрит о путешествиях по телевизору.
Когда я вырос, то оказалось, что мир сконструирован не так, как мне хочется. Он неуютен, этот мир. Уже не помню точно когда, но во мне наступил перелом, и я, наконец, сообразил, что в не уютности этой есть особая прелесть, настоящий вкус, вкус жизни.
Вымышленный уют при этом забрался глубоко вовнутрь меня и исчез там насовсем. Это как новорождение.
Тот, у кого это не получается, по-моему, начинает пить, пытаясь обрести внутренний комфорт- уют, который противоречит природе вещей.
Мы можем соприкоснуться с миром только через не уют. Это основа осознания себя как отдельного и целостного существа. Где-то здесь рядом пролегает дорога к бесстрашию, к свободе.
Чтобы сделать что-нибудь важное в жизни, вовсе не надо собираться долго. Долгие сборы и приготовления - ненужная и глупая затея. Чтобы отправиться в путешествие, достаточно только желания, а время и силы часто тратятся на что-то не очень существенное.
Все очень хотят путешествовать, но у большинства эта мечта так и остается мечтой, огражденной от реальной жизни непреодолимым препятствием - нашим страхом перед самим собой. Ничто другое нас по существу не останавливает.
Я ходил по улицам города и, глядя на открывающиеся передо мной картины, вспоминал историю этого города, прочитанную мной в купленной в Москве брошурке.
Иркутску немного больше 300 лет. Он привлекателен своей "историчностью", архитектурным многообразием, гармонией эпох, отразившихся в его внешнем облике.
На карте Иркутск помечен возле голубого Байкала.
Иркутск - старинный сибирский город стоит на 5042 километре от Москвы и расположен по обоим берегам реки Ангары в 63 километрах от Байкала. Место, где расположен Иркутск, очень живописно: широкие долины, по которым несут свои воды, сливаясь, четыре реки - Кая, Иркут, Ангара, Ушаковка.
Бывалых русских землепроходцев из отряда казаков со своим предводителем боярским сыном Яковом (Якунькой) Иваном Похабовым эти благодатные места привлекали угожими лугами и лесами. В 1661 году умелые руки этих служилых людей смастерили здесь острог. Острог возник на высоком незатопляемом берегу и занимал мыс, образованный излучиной реки Ангары и устьем реки Ушаковки, именуемой в то время Идой.
Выстроенный на "угожем месте", Иркутский острог производил хорошее впечатление на тех, кто побывал в нем. Иркутский острог был поставлен на земле князя Яндаша по указу енисейского воеводы Ржевского.
Острог простоял девять лет, после чего прогнил и развалился. Затем его отстроили заново, после чего судьба Иркутского острога была удачливой. На выгодном бойком месте вырос восточный форпост России. Отсюда шли торговые пути к великой Китайской Стене, в Якутию, на Камчатку и Русскую Америку.
В 1675 году через него проехал посланник в Китай Николай Спафарий, об Иркутске он писал: "... острог строением хорош, а жилых казацких и посадских дворов с 40 и больше, и место самое хлеборобное". В 1686 году Иркутск был возведен в ранг города, получил собственный герб, печать и стал центром воеводства.
На печати был изображен герб города - бабр с соболем в зубах, а по окружию рисунка шли слова, утверждающие Иркутск в его праве: ...печать государева земли Сибирския города Иркутскаго.
По грамоте Сибирского приказа от 20 апреля сего года, к ведомству Иркутска тогда же были причислены остроги: Верхоленский, Балаганский, Идинский и слобода Бирюльская".
Старинный деревянный Иркутск много страдал от пожаров. Большое бедствие постигло город в 1879 году. Пожар уничтожил всю центральную часть с уникальными постройками. Сгорели ценнейшие архивы, "музеум" с богатейшими коллекциями, библиотеки. Пришлось застраивать город заново.
В 1704 году в Иркутской крепости была построена приказная изба - первая каменная постройка в городе.
В 1719 году Иркутск был сделан главным городом одной из провинций вновь учрежденной Сибирской губернии.
В 1732 году в город зашел огромный медведь. Он совершил прогулку по городу и поселился в окрестных лесах. Жители сочли медведя оборотнем.
В 1745 в Иркутске был построен первый частный каменный дом.
В феврале (1-го или 16-го) 1781 года в Иркутске была открыта первая городская школа "при хорошем подборе книг, в том числе и энциклопедий Даламберо - Дидеротовой, ценою на 2000 рублей"; на первый же раз в эту школу поступило 130 учеников.
26 июня 1844 года в Иркутск прибыл первый пароход, построенный в 18 верстах вверх по Ангаре от города, в селении Грудинино. Остановился против казенной аптеки. Любопытствующим позволялось входить в него и разглядывать устройство. На пароходе играла полковая музыка, палили пушки. Почти неделю катались по Ангаре почетные гости. 1844 год стал годом начала пароходства на реках Сибири.
С 1 января 1863 года в Иркутске и губернии введена вольная продажа вина. Неумеренное употребление водки по этому случаю вызвало много несчастных случаев.
1 января 1864 года к Иркутску была подведена теле графная линия, которая строи лась под руководством инженера поручика Брюн де Сент-Гипполита.
В этот день была отправ лена в Петербург первая теле грамма, ответ получен через 17 часов.
4 января 1885 года около 6 часов утра в городе появился бешеный волк, который был загнан в один из дворов и убит, а 1 июля 1886 года в Иркутске во время грозы молнией убило трех человек. В истории города это единственный случай.
16 августа 1898 года в Иркутск прибыл первый железнодорожный поезд, а уже 21 октября первый поезд отправился к Байкалу.
Становлению Иркутска способствовало его выгодное географическое положение. С присоединением к Росиии в XVII-XVIII веках огромной территории до Тихого океана, город оказался в центре многочисленных торговых путей всей Восточной Сибири.
С 1803 по 1822 г.г. Иркутск был центром самой большой по площади территории России за всю ее историю (исключая, конечно, ее столицы - Москву и Санкт-Петербург) - Сибирского генерал-губернаторства, в которое кроме всей Восточной Сибири, входили Дальний Восток, Чукотка и Аляска.
Большое влияние на культурное развитие города оказали декабристы. В Иркутске останавливались все партии ссыльных, отправлявшиеся через Байкал. Здесь по нескольку месяцев ждали разрешения на поездку к мужьям (декабристам) замечательные русские женщины. Декабристов, отбывших каторгу, селили в деревнях вокруг Иркутска. Трубецкие и Волконские жили впоследствии в самом городе. Во второй половине XVIII в. город имел серьезный научный потенциал. Здесь работал ученик М. В. Ломоносова, Э. Г. Лаксман.
Большое значение в развитии науки имел открывшийся в Иркутске в 1851 г. Сибирский отдел Русского географического общества. Членами его в 80-е годы были участники революционных событий в Польше, впоследствии видные ученые России В. И. Дыбовский, А. Л. Чекановский, И. Д. Черский, которые занимались изучением Байкала и Лены. Здесь работал выдающийся ученый, исследователь Сибири В. А. Обручев. В Иркутске, впервые в Восточной Сибири появился большой телескоп, выписанный в 1909 г. из Германии на деньги, собранные по подписке.
Ныне Иркутск, занимающий территорию свыше трехсот квадратных километров, крупный административный, культурный, научный и промышленный центр Восточной Сибири с населением порядка 600 тыс. человек.
Иркутск включен в число исторически населенных мест с сохранением старинной планировки и застройки. Из сибирских городов Иркутск и Енисейск вошли в 1970г. в число 115 городов страны, признанных историческими.
В Иркутске около 685 памятников истории и культуры. Наибольший интерес представляют исторически сложившиеся ансамбли самой древней части города. И еще: говорят, что в Иркутске самое вкусное мороженое.
Современный Иркутск дал России множество знаменитых людей. Среди них строитель самолетов Илюшин, кинорежиссер Леонид Гайдай, писатель Валентин Распутин, драматург Александр Вампилов и многие другие.
Это великолепный культурный центр. В нём размещены академический драматический, музыкальный, кукольны театры, театр юного зрителя, театр народной драмы, театр Пилигримов, филармония и органный зал. Работают краеведческий музи художественный музеи. В последнем представлены картины Репина, Айвазовского, Сурикова и других знаменитых художников. Известны также Мемориальный комплекс "Декабристы в Иркутске", музей-памятник ледокола "Ангара" и музей истории города.
В городе построена мощная научная база. Здесь размещены Иркутский научный центр Сибирского отделения РАН, в состав которого входит 9 институтов, и 8 государственных вузов (в том числе первый в Восточной Сибири университет, основанный в 1918 году адмиралом Колчаком.
Современный Иркутск - очень приятное место, есть в нем какая-то милая провинциальность.
- Иркутск превосходный город... Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы... Нет уродливых заборов, нелепых вывесок и пустырей с надписями о том, что нельзя останавливаться..- писал Антон Павлович Чехов, посетивший город в 1890г.
Даже годы индустриализации и массовой застройки не смогли стереть историческое лицо Иркутска. В городе соседствуют как уютные городские усадьбы девятнадцатого века, так и хмурые официозные современные здания.
На улицах Иркутска много приземистых кирпичных особняков. Это бывшие резиденции золотопромышленников, крупных торговцев, царских чиновников.
Вечная любовь иркутян - деревянные дома, многие из которых находятся в отличном состоянии.
Среди каменных архитектурных памятников следует отметить Богоявленский собор, Спасскую церковь, Крестовоздвижненскую церковь, Польский костел (Римско-
Католическая церковь), Белый дом (бывшая резиденция генерал-губернатора) и другие.
В городе развит туризм, в связи с близостью Байкала, Иркутск постоянно посещают большое число иностранцев.
Я посмотрел на часы. Пора было направляться обратно в аэропорт и продолжать свой полёт до Чульмана, где меня уже ждала вся группа.
В порту царила полная неразбериха, так как вылеты почти по всем рейсам задерживались: одни по причинам неготовности техники, другие - из за погодных условий в местах прилёта.
Мой рейс задержали аж на девять часов, а это означало, что мне предстояло мотаться по Иркутску ещё очень длительное время.
Я потолкался некоторое время среди жаждущих и страждущих пассажиров, а затем снова отправился в город.
22 июля.
Я прилетел в Чульман только в пять часов утра. Мы летели через Читу и Тахтамыгу. Самолёт АН-24 - транспорт тихоходный, но долетел до места назначения уверенно.
Полет над землей прекрасен. Самолет, взлетая, словно прорывает невидимую сеть-паутину, и, глядя на ослепительно сверкающие гряды кучевых облаков, поражающих бесконечным разнообразием форм, наконец-то начинаешь думать о том, что живешь, может быть, не совсем так, как надо, что, бессильно барахтаясь в суете, ты сам даешь кораблю уплыть.
Чего только не увидишь, глядя на эти скопления водяного пара: и мавзолеи, и башни, и пагоды, и торосистые полярные просторы, заснеженные пространства, а надо всем этим -- пронзительно синее небо и солнце, на которое невозможно смотреть.
Внизу, в прорывах меж облаками, видна поверхность земли, на которой и дома-то не разглядишь, тем более одного человека. И странно думать, что крошечное, невидное отсюда двуногое существо несет в своей голове Вселенную и ты, один из полутора сотен сидящих в крылатой обтекаемой металлической коробке, что-то такое о себе воображаешь... Еще поразительнее, когда вспоминаешь о том, что совсем уж крошечные создания, тем более никак не различимые с самолета тоже живут своей самостоятельной жизнью, ни в какой мере, разумеется, не представляя о человеческом и уж тем более "самолетном" масштабе...
Радости встречи обязательно должна предшествовать разлука, иначе какая это встреча? Настоящая встреча не может быть без любви, а любви не бывает без радости, как не бывает странствия без пути, как не бывает пути без встреч и разлук. Путь без любви - это путь во мраке, это не путь в никуда, это тупик.
Чтобы почувствовать вкус пищи, надо проголодаться. Сытому пища во вред. Чтобы обрадоваться встрече с незнакомым человеком, надо на время перестать видеть людей. От людей тоже вред, когда они не рады друг другу. Чтобы искренне и до мурашек на коже обрадоваться встрече с хорошо знакомыми и дорогими тебе людьми надо их реже видеть.
Обычно мы так не живем и не думаем. Это ужасно, и мне жаль людей за то, что они разучились встречаться и расставаться. Встреча с человеком в обычной жизни - несущественная деталь. Во время странствия - это праздник.
Одиночество в обычной жизни - страшная тягость, во время странствия - это источник силы и радости. Странничество - это жизнь наоборот. И этого очень не хватает человеку.
В каждом из нас есть бог и дьявол. Каждый способен на все: на самопожертвование и на убийство, на бескорыстную растрату и на воровство, на верность и на измену, на любовь и ненависть.
Человек - это такой гад, что мне иногда страшно становится от того, что он способен натворить. Странничество порождает негласную договоренность между людьми о доброте и любви.
Страшная сила возникает от одного только факта странника. Я не задумывался об этом, пока не заметил вокруг себя мир, созданный на основе доброты. Он сам таким сделался, и это был мой мир.
Я встречал много зла, но увидел и много доброты в людях, столько, что даже начинал чувствовать себя, почему-то, неловко.
Мне хотелось сделать что-нибудь хорошее. Но что я могу? Умы наши заражены страшным вирусом. Имя ему - "Обмен".
Зараза убивает все прекрасное, оставляя вместо этого иллюзию приобретения. Микроб появился на свет от недоверия, которое сеет только вражду между людьми.
Мы усматриваем высшую справедливость в обменном принципе. Отдать ровно столько, сколько взять. Это не справедливость - это ошибка, роковая ошибка. Жизнь - не арифметика, потому что эта наука не способна учесть радость и любовь. Радость и любовь возникают от подарков и жертвы. Любовь и радость получаются, когда не требуется ничего взамен.
Мы сочинили, как нам кажется, самое главное уравнение, по которому живем. Но в расчетах ошибка, чудовищная ошибка. Я не хочу жить по такой формуле. Каким бы расчудесным не было общество, оно имеет ужасную оборотную сторону и черную тень: члены его волей-неволей уподобляются баранам, ведомым пастырем.
Человек, следующий за кем-то, теряет себя и Бога в своей душе заодно. Странствие - это путь к простой истине: жизнь возможна по-другому. Весь мир - это мы и есть и никуда не надо ходить, особенно далеко и особенно за кем-то. Благословен тот странник, который осознал свое отдельное и независимое положение в мире. Хочется жить, как летать, хочется сказки, хочется таинства.
Одни, устав от будничных забот,
От дел сумятицы - родительницы стрессов,
Спешат на юг, в забав круговорот,
А ты спешишь в тайгу- страну чертей и бесов.
И там, в плену тропинок и дорог
Ты ценишь, как блага земные,
Уютное тепло резиновых сапог
И дым костра, и шорохи ночные.
И чай, пропахший хвоей и дымком,
И миску каши, даже подгоревшей.
Она дороже всех бифштексов с коньяком,
Что вам приносят в ресторане надоевшем.
А если спиртика, так граммов пятьдесят,
Да под уху, какой не сыщешь в мире!
Те, кто не пробовал, пускай отводят взгляд,
Им не понять, сидя весь век в своей квартире.
Ружьё и блёсны, спиннинг и топор,
Палатка, спальник и накидка от дождя -
Вот тот привычный из вещей набор,
Без коих жить, поверьте мне, нельзя.
Меня здесь встречали радостно и искренне. Посыпались приветствия, вопросы и объятия. Челябинцы вместе с Дмитрием прилетели сюда накануне и уже встали после неуютного сна.
Дмитрий играет в кости со студентами из Днепропетровска. Их здесь целая группа в двадцать два человека. Они хотят лететь на озеро Токо. Залетать на озеро будут спецрейсами: три из них они уже оплатили. За каждый спецрейс пришлось выложить по семьсот рублей. Это бешеные деньги!
Один рейс уже улетел и вывез шесть человек с большинством груза. После его вылета погода испортилась, и оставшиеся два задержали на неопределённое время.
Оставшиеся бедолаги сидят в аэропорту уже четвёртые сутки. Улетевшие не захватили с собой практически никаких продуктов. В группе шесть катамаранов, три спиннинга и одно ружьё. С таким снаряжением не очень-то добудешь дичь и рыбу в необходимом количестве.
Решаем, что идти по одному маршруту с такой многочисленной оравой нам не по пути, поэтому будем сплавляться по Гонаму. Челябинцы выяснили, что здесь же находится и группа всем известного Илейко, которая планирует сплавиться по Учуру.
Сегодня первый день, как на работу вышел после отпуска командир отряда Александр Григорьевич Усенко. До Чульмана Усенко командовал Алданским ОАО, но в 1976 году вместе с рядом своих сотрудников был переведен сюда. Сейчас в отряде насчитывается около двух тысяч человек. Отряд активно строится и развивается.
Чульман это ворота нового города на карте России - Нерюнгри.
Город Нерюнгри -- центр Нерюнгринского улуса Республики Саха (Якутия). Находится на правом берегу реки Чульман, в 70 километрах от его впадения в реку Тимптон. Расположен на северных отрогах Станового хребта с абсолютными высотами 800 - 850 метров.
История возникновения города тесно связана с изучением и освое нием Южной Якутии, формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
Первые сведения об этой территории были получены в сере дине XVII века после походов русских землепроходцев В. Пояркова -- 1643 г. и Е. Хабарова -- 1667 г.
С начала XIX века начинается исследование Южной Якутии экспедициями, организованными Российской Академией Наук, Географическим обществом и Министерством путей сообщения. Начало освоения района относится к 1891 -- 1892 годам, когда в бассейнах рек Сутама и Тимптона Верхнеамурской золотопромышленной компанией был организован ряд приисков.
Добыча золота шла до 1911 года. Тогда в верховьях Тимптона и Сутама и их притоках насчитывалось до 80 приисков, на которых сезонно проживало до 3,5 тыс. старателей.
Местное население - эвенки работали проводниками, занимались перевозкой грузов. К 1911 г., в связи с выработкой богатых россыпей, жизнь на приисках идет на спад. Население уменьшается до 330 человек. Продолжал работать только прииск Лебединый.
Уже к 1916 году был построен колесный тракт Рухлово - Якут длиной 293 км и был сделан подход к прииску Лебединый -- 47,5 км. На север от Якута до реки Чульман была пройдена 10-саженная просека, которая служила зимником и должна была положить начало освоению северных районов.
С открытием в 1923 году золота на Алдане начался массовый поток людей на ключ Незаметный. Встал вопрос о строительстве постоянно действующей дороги, которая бы связывала золотой Алдан с Амурской железной дорогой. Для этого в 1925 году начинается строительство Амуро-Якутской магистрали. За пять лет пройдено свыше 700 километров пути. В 1929 году начался пропуск первых автомашин от Невера до Чульмана, а в 1930 году - до Алдана.
Постоянная эксплуатация дороги повлекла за собой постройку вдоль всей трассы будок, которые выполняли функции обслуживания закрепленных за ними участков дороги и роль заезжих домов.
В каждой будке проживала семья из двух-четырех человек: На всем протяжении трассы от Невера до Алдана их насчитывалось до сорока.
С таких будок начинались поселки Нагорный, Золотинка, Чульман, Хатыми. Чульман к тому же являлся своеобразным контрольно-пропускным пунктом, в задачу которого входило регулирование движения многочисленных потоков людей на Алданские прииски и борьба с контрабандистами.
29 декабря 1926 года был создан Тимптонский улус центром на станции Якут, в 1927 году центр переносится в поселок Нагорный.
5 мая 1930 года улус реорганизуется в район с подчинением Совету Министров ЯАССР, а в 1943 году районный центр переносится в Чульман.
На 1 января 1940 года в районе проживало 7153 человека.
При строительстве Амуро-Якутской автомагистрали в районе будки "Пионер", в 12 километрах выше Чульмана, дорожниками были вскрыты пласты каменного угля. В 1936 году трест "АЯМзолототранс" закладывает первую штольню, которая поставляет уголь для местных нужд. Дальнейшая история района непосредственно связана с развитием геологоразведочных работ, направленных на поиск и разведку угольных месторождений.
Планомерные работы по углю начинаются с организации в 1950 году Чульманской геологоразведочной партии Читинского геологического управления под руководством Н. С. Куклина. С января 1952 года на базе Эвотинской, Чульманской и АЯМской геологоразведочных партий создается Южно-Якутская комплексная экспедиция с местом пребывания в поселке Чульман.
К этим годам относится открытие Нерюнгринского месторождения каменного угля. Сначала, в 1951 году открывают пласт "Пятиметровый", затем, в 1952 году был обнаружен пласт "Мощный".
Параллельно экспедицией ведутся работы по поиску месторождений железа, золота, флюсов и огнеупоров.
Непосредственно историю города Нерюнгри, как населенного пункта, можно разделить на три этапа.
Первый этап охватывает период с 1952 по 1962 год, когда в ЮЯКЭ создается Нерюнгринская геологоразведочная партия и проводится детальная разведка этого месторождения и подсчет запасов угля. В это же время в устье реки Нерюнгри появляются первые палатки, ставшие основой будущего поселка.
Второй этап связан с началом промышленного освоения месторождения. Еще в 1953 году, в связи с переводом на угольное топливо Яко кутской ТЭЦ, на базе Чуль маканского месторождения открылся участок Угольный Куранахского прииска, вы росший в поселок шахтеров с населением в 500 человек.
На базе рудника Уголь ного создается предприятие -- шахта "Чульманская".
С 1962 года коллективом эксплуатационников и строителей шахты начинаются вестись подготовительные работы по освоению Нерюнгринского месторождения. Это связано с увеличением потребности в угольном топливе промышленности Алданского района.
3 сентября 1963 года с Угольного в посёлок Нерюнгри направляется колонна из девяти бульдозеров и бригада рабочих. Образуется участок "Нерюнгра".
К концу 1964 года на восточном участке пласта "Мощный" был поднят первый ковш угля, который отгружают в основном на Чульманскую ГРЭС.
Таким образом, стал функционировать микрораэрез "Нерюнгринский".
С 1967 г. в поселке 2-этажныё жилые дома, очистные сооружения, котельная, автогараж, больница, школа, магазин, столовая, пекарня, высоковольтная линия электропередачи Чульман -- Нерюнгри. В феврале 1972 г. на основании Указа Президиума ВС ЯАССР образуется Нерюнгринский поселковый Совет с центром в посёлке Нерюнгри.
Строительство БАМа и начало формирования Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса открывают третий этап развития Нерюнгри, продолжающийся и в настоящее время.
Для осуществления строительства Южно-Якутского угольного комплекса в октябре 1974 г. создается комбинат "Якутуглестрой". В декабре 1974 года принимаются в эксплуатацию законченные объекты разреза "Нерюнгринский", а в октябре 1978 года со станции Угольная по Малому БАМу ушел первый эшелон Нерюнгринского угля.
15 июня 1975 г. в семи километрах от поселка силами комбината "Якутуглестрой" начинается строительство нового города, а 6 ноября этого же года Указом Президиума ВС РСФСР рабочий поселок Нерюнгри преобразован в город республиканского подчинения.
Особенность города -- большой размах строительства. Первые кварталы застраиваются деревянными двухэтажными домами, в конце 1980 года заселяется первый дом из панелей Нерюнгринского завода КПДС. Этим положено начало каменной застройки города. В 1985 году появляются первые девятиэтажные дома.
Наряду с Нерюнгринским угольным разрезом в городе действуют обогатительная фабрика по производству концентрата кок сующегося угля; Нерюнгринская и Чульманская ГРЭС; заводы -- ремонтно-механический, электроремонтный, хлебозавод, молокозавод, завод облицовочных материалов, типография.
В настоящее время Нерюнгри -- крупный административный, промышленный и культурный центр Южной Якутии, в его территорию входят рабочие поселки Чульман, Беркакит, Серебряный Бор, Нагорный, Золотинка, Хани, Иенгра и Хатыми.
Население города на две трети состоит из молодёжи.
Я летел в самолёте с двумя девчушками, возвращающимися из отпуска. Одна из Кишинёва, другая из Донецка. Обе выпускницы строительных техникумов.
Совсем рядышком с Чульманом располагается Тында - столица БАМа. Поток пассажиров и грузов огромный, поэтому построена новая взлётно-посадочная полоса, способная принимать любые типы самолётов.
Сегодня Чульман принимает самолёты со всей страны, вплоть до Хабаровска, Кызыла, Мирного. К концу года будут принимать ТУ-154. От проходящего рядом БАМа начинают тянуть железнодорожную ветку на Якутск.
Захожу к Усенко в кабинет, и он знакомит меня со своим заместителем по лётной работе Бибиковым Виктором Павловичем, а тот в свою очередь - со своим замом Лисянским Анатолием Ефимовичем.
Все трое живо интересуются тем, как живёт Москва.
Без всяких уговоров они мгновенно обещают забросить нас на Гонам ещё сегодня, как только позволит погода. Лететь нам по лётным меркам совсем недалеко, всего-то каких-то сто двадцать километров. Это всего сорок-сорок пять минут лётного времени.
Учитывая эти обещания, нам следует быстрее бежать в магазины и закупать продукты, так как с собой мы практически ничего не везли, рассчитывая на местные возможности.
Командир благородно предлагает нам свою машину. Мы не отказываемся, быстренько загружаемся в транспорт и едем в город. Через полчаса проблема продуктов была благополучно разрешена.
В магазинах есть всё, что нам необходимо в походе: китайская тушенка, гречка, рис, сахарный песок, колбаса.
Проблемы лишь с одним - с хлебом, Хлеб здесь выдают по карточкам, и нам приходится долго уламывать продавщицу продать нам сколько ни будь этого ценного продукта. В конце концов, она сдаётся и отпускает нам десять буханок свежего белого хлеба.
Только потом мы поняли, что поскромничали и приобрели продуктов самый минимум. Зря, вертолёт большой и мог увезти любое количество еды.
В этот раз ушли в тайгу практически без запасов спиртного. У нас всего пол-литра спирта на медицинские цели и бутылка перцовки. Лозунг "Да здравствует безалкогольный туризм" воплотился в объективную реальность.
В одиннадцать часов двадцать минут нас пригласили в вертолёт, а через десять минут после этого мы уже были в воздухе.
Погода стоит отличная. Солнце. Правда, небо почему-то не голубое, а какого-то светло-серого цвета.
Внизу сплошной зелёный ковёр лиственничной тайги.
Перелетели через несколько невысоких, заросших лесом горушек. Снова потянулась равнинная тайга.
Через сорок минут полёта вертолёт стал заходить на посадку. Пилоты внимательно изучают местность, выбирая наиболее удобное для посадки место, и останавливают свой выбор на большом, заросшем густым лесом острове.
Садимся на большую каменистую косу, которая окаймляла естественную лесопосадку. Остров от берега отделяют узкие и неглубокие проточки.
Колёса винтокрылой машины мягко касаются каменистой поверхности. От вращения винтов вокруг понимается в воздух целая масса песка и мелких камешков. Постепенно вращение лопастей замедляется, и природа вокруг тоже успокаивается. Всё. Прилетели. Гонам.
На выгрузку тратим не более пяти минут, так как шмоток у нас в этот раз на удивление мало. Пилоты торопятся, машут нам руками и взлетают. Через несколько минут гул вертолёта затихает вдали.
Мы остаёмся одни наедине с тайгой и рекой. Можно считать, что поход начался. Было двенадцать часов двадцать минут по полудни.
Весь путь от Москвы и Челябинска до Гонама занял у нас всего двое суток с небольшим. Это рекорд по скорости передвижения.
Солнце печёт вовсю. Раздеваемся до плавок и загораем. Благо, что практически нет комаров и мошки. Однако уже через три часа приходится одевать рубашки, так как плечи и спины начинают ощутимо гореть.
Уже под вечер, когда мы осматривали основное русло Гонама, из лагеря раздался крик Лиды.
Бегом возвращаемся в лагерь, и выясняем, что в наше отсутствие её посетил заяц. Значит на острове мы не одни, и он обитаем.
Дмитрий хватает мелкашку и ружьё и бежит в кусты охотиться. За ним мгновенно устремляются Вова и Борис. За ними следуем и мы с Лидой.
Идём настоящим загоном, громко хлопая в ладоши и крича.
Нервы спрятавшегося зайчишки не выдерживают. Через пятнадцать минут раздаётся роковой выстрел Бориса, и мы становимся обладателями первой в этом сезоне дичи.
Заяц небольшой, но его добавка в борщ оказывается очень кстати, так как позволяет нам сэкономить банку тушенки.
Вечер был очень тёплым, поэтому, судя по приметам, погода на завтра ожидается неопределённая.