Девочка И Жизнь
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
ЭЛИНА СВЕНЦИЦКАЯ
ДЕВОЧКА и ЖИЗНЬ
СБОРНИК РАССКАЗОВ
I. МОИ ДНЕВНИКИ
Дневник пишут те, кто не будет потом читать то, что написал.
Из дневника.
ПИСЬМО К МАТЕРИ
Ах, ты еще жива, моя старушка? Я тоже еще жива, с чем тебя и поздравляю. Самочувствие у меня хорошее. Так больно, что тошнит. И настроение веселое, подтянутое - так и хочет-ся встать руки по швам и каждому прохожему отдать честь.
Я живу в коридоре, потому что в палату не берут. Много нас - и нет места. От этого и медсестра нервная такая - все спрашивает, почему у меня постельное белье на шее намотано. И не понимает, глупенькая, что это модное финское полотенце. Да, но зачем же сразу в морду? Я нахального обращения к себе не понимаю. Тем более, я на работе.
Да, я на работу устроилась. В больнице больной работаю. И от дома близко, и жрать дают чуть не каждый день.
А я лежу. Раньше я работала на ногах, а теперь в постели. Но они подняли меня и несут. Несут по длинному коридору, по черной лестнице.
- Пожалуйста, оставьте меня, - плачу я.
Черная лестница упирается в черный ход. Ветер бьет по лицу. Желтая лампочка качается, и голова моя качается, и лицо мое на лампочке улыбается мне желтой улыбкой.
- Пожалуйста, положите меня на место, - плачу я.
Никто меня на место не положит. Дверь открывается, и женщи-на в белом наклоняется надо мной, и пьет кровь у меня из пальца через резиновую трубку.
- Уберите ее, - говорит женщина в белом. - Разложили тут.
И меня убирают, и не буду я в больнице разлагаться, потому что меня несут все дальше и дальше и никогда уже не положат на место. Они несут меня - и мне больно. Дорогая мама, мне больно, потому что я работаю больной и должна болеть. Все правильно, мама, мне правильно больно, но у меня все болит, такая уж меня работа, это мой хлеб, мама, что ж тут поделать, каждый зарабаты-вает на жизнь, как может.
Прощай, мама. В жизни все-таки есть радости, только очень маленькие. Я, например, очень рада, что ты еще живая. И очень хорошо, что я живая тоже. Никогда в жизни не думала, что доживу до такого счастья. Помнишь, в детстве, когда я плохо себя вела, ты говорила, что купишь себе другую девочку, хорошую, новую. Но ведь я хорошая, потому что больная. А новой дочки у тебя не будет, потому что ничто не ново в этой жизни.
Прощай, дорогая мама. Не поминай меня лихом, а поминай, как звали.
ДОЧЬ РЕБЕ ДРИХМАНА
Меня зовут кукла. Я живу в подвале. Там темно и холодно. Там пауки. Я старая и грязная. Я одна сижу в своем углу и играю в домика. Папа сегодня пьяный, он с нами разговаривает, а если бы был трезвый, тогда бы молча спал. Он ходит, раскачиваясь, по комнате:
- И это вы говорите старому еврею? Мне, бедному, одинокому, несчастному, старому еврею, у которого отняли его синагогу, чтобы я мог туда прийти и поговорить за цены на колбасу... И где моя звезда Давида?
И он искал звезду Давида под ковром, в наших игрушках и в ящике для обуви, и бормотал:
- Нет, однако, будем снимать взрыв. Но чтобы снимать взрыв, совсем не обязательно взрывать дом... а можно сделать такой маленький домик и такой маленький-маленький взрывчик. Макет называется. Но в некоторых особых случаях приходится взрывать дом.
Потом он опять искал звезду Давида - в инструментах среди гаек и шестеренок, долго и подозрительно смотрел на кота. И опять все сначала:
- ... маленький-маленький взрывчик - макет называется. Но в некоторых особых случаях приходится взрывать настоящий дом.
Но я лучше пойду на улицу, хватит мне играть в домика. Зима никакая не зима совсем. Грязь, бензин и снег на них, как плесень. Улицы огромны и пусты, и небо над ними черное. У меня в кармане сто рублей. Я их подобрала на полу, пока папа искал тапочки. А на ларьке от мороженого кто-то написал черной тушью "Совершенство. Бог".
Так больно мне почему-то, болит у меня что-то, все время болит, а что болит - не знаю. Боль стоит передо мною, это маленькая, бедная боль, никому не нужная, скомканная, скукоженная, глупая. И что я буду с ней делать? Куда ее девать?
Какое все большое кругом. И куда иду я? Но мне ведь некуда идти, все мои дома, дома, откуда я ушла. Я пойду в универмаг, посмотреть, что там есть, там серые бабки рассказывают страшные сказки про новые цены.
Ничего не куплю. Ничего нет. Пойду еще куда-нибудь. Куда? Куда-нибудь. Все равно, куда-нибудь - такие мои грустные слова.
Лучше, наверное, домой. И я иду. Но они схватили меня и скрутили руки. И вывернули карманы. И забрали сто рублей. И оборвали все пуговицы на пальто. Но я закричала. И они убежали.
Пойду я домой, попрошу прощения. За то, что ушла. За то, что потеряла сто рублей, за то, что я такая... не знаю, какая. За все попрошу прощения. у всех попрошу прощения... Извините меня, извините. Все извините, за все извините.
А дома весело. Папа теперь совсем веселый и играет с нами и еще с какими-то детьми, неизвестно откуда взявшимися.
- Марш в круг! - кричит он мне.
Папа играет на маленькой детской скрипочке, нежно прижимает ее к щеке, а мы идем по кругу, раскачиваемся и поем:
"У ребе Дрихмана семеро детей,
У ребе Дрихмана семеро детей,
Они пили, они ели,
Друг на друга не глядели.
Сделаем так".
Папа высовывает язык, и, что-то мыча, идет дальше по кругу, и мы все идем за ним, точно так же высовывая язык, мыча и качая головой. И снова поем про ребе Дрихмана, опять бегая по кругу, корча страшные рожи, приседая, вскидывая ноги к подбородку и отчаянно кувыркаясь, и пыль стоит столбом, и дым коромыслом, и жутко и весело, и жалко семерых детей ребе Дрихмана, которые так совсем и не глядели друг на друга.
ЗВОНОК В ОКНО
Ирка сказала, что на каждого из нас давит столб воздуха весом в три тонны, и внутри у нас тоже кровяное давление. На голову давят, на кровь давят, оттого-то мы все такие придавленные. И вся жизнь наша - трамвай, на котором я утром в школу еду.
- Мужчина должен понимать - не от хорошей жизни его задавили, - сказала коровища в черной шляпе.
- А тот дедуля стоит и плачет тоже не от хорошей жизни. Он дышать не может.
- Если я заплачу, то ты зарыдаешь, - отозвался дедуля.
- Смотри, он еще соображает, - удивилась старушка.
В окне заборы. Заборы, заборы. Каменные, с сырыми разводами, деревянные, гнилые, с трещинами, железные, ржавые, и нету у нас ничего, кроме заборов.
Тут подошли трое волосатых и сказали:
- Ты на следующей выходишь.
Они были такие серьезные, что я послушалась. Окружили они меня, и мы вышли в голое поле. По голому полю перекатывались сухие травинки и стояла водокачка, синяя от мороза.
- Ее зовут Оля, а его - Саня, - сказал один.
"Оля так Оля", - подумала я, но ничего не сказала. Поле кончилось, начались какие-то дома. И мы вошли в подъезд. Зашли и сели у теплой батареи. Они смотрели на потолок и покачивались. С батареи капала вода, пахло мокрыми тряпками и очень хотелось спать.
- Ну, что будем с ней делать? - спросил Саня.
Остальные по-прежнему смотрели в потолок и покачивались. Им было все равно.
- Ну, что будем с ней делать? - спросил Саня еще тише.
Я решила, что буду громко кричать, и ничего они со мной не сделают. А может, пусть бы уже сделали чего-нибудь, чего же так ходить, никому не нужной.
- Она разденется, - сказал тот.
- Только не очень больно, мальчики.
- Потерпишь.
Я сняла свитер и блузку, начала снимать лифчик.
- Достаточно, - сказал тот, не поворачивая головы.
Он достали из сумки шприц с чем-то красным, согнул мне руку, обмотал ее жгутом, нащупал вену. Красное потекло в меня, в шприце осталась моя кровь.
Больше уже никто не обращал на меня внимания. Долго и нудно догоняла я трамвайную остановку. Потом искала потолок трамвая, а число 615 все убегало, пока шестерка не скрутилась в маленькую спираль.
В школе было забавно, но скучно. Училка растягивала губы бубликом, я хотела их закрыть, но линейка меня не слушалась. Потом меня повели, и завуч сказал: "Готова". А я добавила: "Не для тебя". Потом меня сажали на стул, раздевали, оттягивали веки, а врачиха, которой я отказалась показать язык, сказала: "Симулянтка". Ну и ладно. Лучше лечь на маты, они теплые, пыльные, и никому мешать не буду. Но вместо матов меня посадили в машину с крестом и повезли. Там врач наступал на меня белым халатом и давил трубкой на грудь. Потом сказал, что ничего серьезного. А шрамы старые. Можно попить антидепрессанты и легкие анаболики.
Мне дали анаболик и выгнали. Я вышла на остановку. Там стоял Саня, но почему-то в синем халате. Он взял меня за ухо и сказал нервно:
- Ну что, кадра, заложила? Теперь я десять лет из штукатуров не выберусь. Пошли я тебя замурую в стенку.
"В стенку, так в стенку", - подумала я. Все же не на уроках сидеть. И мы пошли, но он исчез. И что я тут буду одна? Пить буду эти антидепрессанты... ссанты буду пить. Но кончились антидепрессанты, кончилось поле, и вышел Саня из тумана, и вынул ножик из кармана. Буду, говорит, резать, буду бить, все равно, говорит, тебе не жить. И кончилось поле, и осталась одна водокачка, покрашенная в синий цвет. Я уперлась в нее головой и заплакала.
СУЧОК БОЛОТНЫЙ
Действие моего рассказа будет происходить в трамвае. Почему в трамвае? Может быть, потому, что мне так хочется. И может быть, потому, что все это на самом деле произошло в трамвае.
Красный тупорылый трамвай несся в темноту. Две бабки шептались.
- Мы в эвакуацию шли... Ох, страшно было.
- Бомбили?
- Бомбили. Раз перед нами разбомбили целую платформу с беженцами. Никого в живых не осталось.
- Ох-ох-ох...
- Мы потом бегали.
- Зачем?
- Я себе два платья взяла и частый гребешок. Тогда вши заедали, мать их так.
- Это точно.
- А потом и обоз наш бомбили. Племяннику полседла сбрило.
И они захихикали, потирая руки.
Водитель трамвая был вежливый, и все время объявлял остановки. Двери открывались, впуская холодный воздух и промокших, раздраженных людей. На остановке "Улица Трамвайная", где не ходило никаких трамваев, в вагон вошла девица в выцветшем голубом пальто и с розовыми пятнами на щеках, скулах и губах. Грязными покрасневшими руками она прижимала к себе какой-то прямоугольный сверток. Сверток был большой, углы его были острыми, поэтому он всем мешал. Пассажиры недовольно косились. Трамвай дергался, девица качалась, толкая всех и наступая на ноги. Все это она проделывала молча, с каменным лицом и сжатыми губами, вцепившись в сверток, будто ища у него поддержки. Кожа под румянами была бледная, в мелких веснушках. Сверток она упорно держала на весу. В конце концов пожилого дядю в вязанной шапочке с кисточкой она ткнула в грудь своим свертком так, что он не выдержал:
- Извините, девушка, однако вы или делайте что-то с вашим багажом, или езжайте на такси. Между просим, здесь вокруг люди.
Девушка молчала, как каменная.
- Послушайте, - вмешалась солидная женщина в тяжелом коричневом пальто с ворсом. - Вы поставьте его на землю. Пусть постоит, никуда не денется.
Девушка по-прежнему молчала.
- Ну, тогда дайте подержать тому, кто сидит.
Около девушки как раз сидела я. Она поглядела на меня оценивающе и положила свой сверток. Он уперся в мой живот и в спинку соседнего сиденья.
Между тем вежливый водитель все объявлял остановки, ведя попутную пропаганду.
- Остановка Краснооктябрьская. В данной местности возможно появление на проезжей дороге слепых и других маломощных граждан. Будьте с ними внимательны и осторожны, оказывайте первую помощь. Переходите улицу только на одном месте!
Я заслушалась. Вот уже проехали две остановки, а девица качалась на поручне, по-видимому, задремав.
И я задремала. Но, подняв голову, увидела, что девицы рядом нет. Сверток больно упирался мне в живот. И я отчаянно огляделась вокруг.
- Люди! - закричала наконец я. - Вы не видели девушку, которая дала мне этот сверток?
Все смотрели на меня, как на сумасшедшую. Только одна из старушек сжалилась надо мной и сказала:
- Она сошла две остановки назад. А вещь свою, верно, забыла.
- Но что же мне теперь делать? - в отчаянии вопрошала я.
- Ничего. Домой принеси, в газету объявление дай.
- Вы не очень-то домой такие вещи носите. Может быть, там бомба, - сказал маленький мужчина с огромным портфелем.
- Да, нынче такая молодежь.
Я стала испугано ощупывать сверток. Он был обернут в коричневую материю, а под материей было что-то твердое, возможно, железо.
- А, может быть, это торт? - сказала маленькая старушка в беретике набекрень.
- Ну кто же торты по трамваям разбрасывает?
- Так ведь праздник же скоро. Рождество Христово.
- Вы думаете, если Рождество, так вам и торт дадут задаром? Как же, ждите!
- Слушайте! - взвизгнул мужчина с огромным портфелем. - Немедленно выбросьте это! Немедленно!
Все непонимающе воззрились на него.
- Я все понял! Я все понял! - продолжал он визжать, брызгая слюной. - Там действительно бомба! С часовым механизмом! Выбросьте немедленно, иначе трамвай взорвется.
Я и в самом деле решила выбросить от греха подальше, но двери были закрыты. Когда они открылись, мы с маленьким мужчиной взяли сверток с двух сторон и с величайшими предосторожностями стали опускать его по ступенькам.
- Закопаем в землю, - бормотал мужчина. - Похороним радиоактивные отходы.
- Куда?! - вдруг раздался голос.
Над нами, покачиваясь, стояла пропавшая девица, вошедшая с передней двери в сопровождении совершенно одинаковых молодых людей с кудрями и белыми шарфами.
Молодые люди взяли у нас сверток, а девица сказала презрительно:
- Сучок болотный! Я тебя сейчас в твой портфель засуну!
На остановке "Заповедник" они вышли и растаяли в хлюпающей тьме. А водитель продолжал вести свою пропаганду.
- Граждане пассажиры! У нас на транспорте нередки случаи порчи государственного имущества. Некоторые бессознательные личности режут обивку сидений, пишут на стеклах нецензурные слова и обрывают поручни. Имейте в виду, что ваша обязанность - беречь внешний вид трамвая и обо всех нарушителях докладывать водителю. Граждане, будьте бдительны! Не забывайте, что ваше сиденье - это ваше лицо.
ПО ПОВОДУ ЭКСГИБИЦИОНИЗМА
Когда я говорю о том, что в своих рассказах пишу о своих знакомых и заставляю их делать такие гадости, которые в жизни они бы никогда бы сделать не посмели - в сущности, я гово-рю о себе. Говорю о своей боязни сделать гадость, о своей боязни неудачи, и об ощущении какой-то фатальной неудачи, возникаю-щем ото всей жизни, оттого, что поставленные задачи выполняются и заданные вопросы отвечаются. Но ощущение глобальной неуда-чи не проходит, вот потому я все это говорю. Ведь сделать гадость, в сущности, очень легко, а потом покатишься по наклонной плоско-сти и сойдешь с круга. Тем более - что значит сойти с круга? В жизни очень много всяких кругов и все они достаточно широки, схо-дишь с одного и тут же переходишь на другой, и так до самого дна. А дна никакого нет, потому что жизнь бездонна в своей жестокости.
Вот, собственно, этого я и боюсь, и потому так фатальны мои неудачи, которых случается тем больше, чем больше я их боюсь. Но чем больше я боюсь, тем больше я пишу, и это моя самая глав-ная неудача. И поэтому когда я говорю о том, что в своих рассказах я пишу о своих знакомых и заставляю их делать такие гадости, ко-торые в жизни они никогда бы сделать не посмели, - в сущности, я говорю о себе.
То есть, конечно, не я, а моя героиня - местный классик Элина Свенцицкая. Эта ситуация давно и абсолютно естественна, потому что о ком же писать, если не о себе, и даже если не о себе, то все равно о себе, ну хоть немножечко. А я не писатель, я пишу не о себе, а про себя, а это большая разница. Я не писатель, писатель - моя героиня, так уж получилось, извините. И о чем она там пишет, меня не касается. Так уж мы с ней распределили функции, она - писатель, я - автор.
То, что она пишет, мне совершенно не нравится. Дело даже не в том, что она не умеет строить фразу, дело даже не в том, что у нее болезненное пристрастие к одним и тем же словам, в основном ма-терным. Мне не нравится, как она обращается со своими друзьями и знакомыми, что она с ними делает. Людей надо любить всеми возможными и невозможными способами, а она над ними издевает-ся, как хочет. И когда она говорит, что издевательство - это постмо-дернистская форма любви, меня это не убеждает. Но, к сожалению, автор далеко не всегда выбирает своих героев и должен писать о них, даже когда ему это не нравится.
Так вот, значит, моя героиня - писатель Элина Свенцицкая.
С героем я, кажется, определилась, но ведь его еще обычно вписывают в какое-нибудь пространство и время. А что делать, если героиня не хочет никуда вписываться? Тогда ее прописывают туда, куда хочет автор.
Например - городской жесткий рассвет, улицы пустынны и пах-нут водой. Она идет, бледная после ночной пьянки, идет одна. По-чему после ночной пьянки? Потому что все писатели пьют по но-чам. А почему идет одна? Потому что у нее сложная личная жизнь. А если у тебя нет ни сложной личной жизни, ни ночных пьянок, как убедишься, что ты писатель?
Так вот, она идет, а навстречу ей люди.
- Вы не знаете, как пройти на улицу Фраера?
- Не знаю, я нездешняя, - отвечает она.
Ну, как вам нравится такая героиня? Конечно, ей абсолютно не везло в любви, совершенно не везло, фатально не везло. Она так и не поняла, почему, и я не поняла, почему мне так захотелось. И как назло, способность любить она так и не утеряла, и до сорока лет всю жизнь она влюблялась, все равно где, все равно в кого, в да-леких чужих и ненужных людей, и шла куда-то в глухую ночь, и задыхаясь, говорила дикие слова, которых не говорят в жизни, а утро дышало холодом, и было светло и пусто, и было все равно. И все, кого она любила, не любили ее, а она не понимала, совсем не понимала, и каждый день писала в своем дневнике: "Пришел по-здно ночью. Сказал, что устал". И не знала она, что же сделать, чтобы ее полюбили.
Однажды она попросила меня:
- Ты автор, расскажи мне, что я должна делать, чтобы меня полюбили.
- Ну что ж, - задумалась я - Приди к нему, разденься и ска-жи: "Люби меня".
Этот совет я вычитала в одном декадентском романе, а зачем дала его Элине - не знаю, может быть, для того, чтобы было чем продолжить этот рассказ.
Элина любила лаборанта. Он был лаборантом той же милос-тью Божией, что и она писателем. Валера был тихий, как мышонок, и совсем бледный Она его любила как мать и как женщина, а он, как и все, ничего не понимал. Так что если Элина последовала мо-ему совету, то лишь потому, что только так он мог обратить на нее внимание. Как это произошло, я вам рассказывать не стану. Герой-писатель должен все-таки иногда писать. Вот пускай она и пишет. У нее это получилось как всегда абсурдно, однако без матерных вы-ражений, что для нее уже большое достижение.
"... Я шла по улице, но меня тошнило. Меня тошнило, но я шла по улице. А тошнило меня от волнения. Любовь и волнение вместе всегда порождают тошноту и рвоту.
Ну что мне делать, если я его люблю? Что делать, если он меня не любит? Переживаю, как старуха, а в душе у меня все дро-жит и шевелится - вдруг Валера меня любит. Позавчера он посмот-рел на меня не так, как обычно, а широко открыв один глаз. А три дня назад он положил на меня два пальца. Я точно не знаю, что значат все эти жесты.
Так я думаю, тошню и иду по улице. Ну вот и Валера, стоит у дверей лаборантской и запирает ее на ключ. На это я не рассчитывала. Я думала, он будет в лаборантской, там я ему все скажу и разденусь. А теперь, чувствую, придется раздеваться в коридоре. И стало меня тошнить еще больше, и голова заболела. А у Валеры глаза зеленые и спокойные, и смотрят они мимо.
- Здравствуй, - говорю, - нам надо поговорить. Давай зайдем в комнату.
- Говори здесь, - отвечает он - Не хочу я с тобой в комнату идти. Нечего там делать, в комнате.
- Зайди, - говорю - Зайди по-хорошему.
Он побледнел и, слава Богу, зашел. Тут и я зашла и дверь закрыла, быстро разделась и говорю:
- Я люблю тебя. Люби меня. Мне так хочется ласки, хоть не-множечко.
Он посмотрел в окно и сказал:
- Мне некогда. У меня срочная работа.
- Но я же люблю тебя.
А он опять посмотрел в окно и сказал:
- Ну ладно. Пойдем.
Пока я думала, не значит ли это, что и он меня любит, мы уже по лестнице спустились и из здания вышли. Моя одежда в лаборан-тской осталась, но что значат такие мелочи, когда речь идет о люб-ви? Студенты идут навстречу, формы мои изучают, неутешитель-ные замечания делают. Улицы почему-то пустые, как во сне, и как во сне, разговор какой-то бессвязный.
- Чего ты от меня хочешь? - спрашивает он - Почему хо-дишь за мной голая? Как я в таком виде маме покажусь?
Всю ночь мы ходили по городу Наверное, это и было наше первое свидание. Наутро он потерялся, а я вышла к какому-то скве-ру. Там сажали деревья.
- Не сажайте эти прутики, - сказала я. - Из каждого прутика вырастет маленький писатель. Из каждого маленького писателя вырастет Элина Свенцицкая.
Теперь я поняла, почему мне так фатально не везет в любви. Я ведь размножаюсь почкованием".
Вот такой рассказ написала моя героиня.
А вы думали, что здесь я напишу пародию на себя? Но я слиш-ком плохо себя знаю, чтобы пародировать. А моя героиня Элина Свенцицкая пишет совершенно самостоятельно, чего и вам желает.
ПИСЬМО НЕВИННОЙ ДЕВУШКИ
Я действительно невинная девушка - большая редкость во все времена. А сейчас такое время, когда наивность кажется глупостью, но я с этим не согласна. Потому что я верю в любовь и во все светлое и прекрасное, чего никогда не видела. Но я верю и люблю, и знаю, что ничего плохого со мной не случится, кроме того, что уже случилось.
В детстве я любила папу и маму. Они меня тоже любили, потому что родители обычно любят своих детей. Но у них не было других оснований меня любить, и потому, наверное, я этого не чувствовала. Просто я знала, что я им не нравлюсь, потому что я не такая, как им хочется. Вначале я была слишком избалованная и толстая, и к тому же еще и ленивая, потом оказалась еще и совершенно не приспособленной к жизни. И все это было так и не могло быть иначе, потому что они были всегда и во всем правы, а я - никогда и ни в чем.
С этим уже ничего нельзя было поделать, с этим надо было как-то жить. Вот я и жила, и все равно любила. Только вот - кого любить? Вокруг расстилалась огромная жизнь, а я была маленькой-маленькой, и никто не обращал на меня никакого внимания. А тот, кто обратил, тоже был маленький-маленький в этой огромной жизни, и нам ничего не оставалось, как быть вместе. Я правда его любила. Я всегда ждала его. Иногда приходилось долго ждать, но он всегда приходил. Он был для меня самым лучшим, потому что он был единственным, кто обратил на меня внимание, потому что он был добрый и умный, раз он обратил на меня внимание.
Но долго это не могло продолжаться. Я всегда знала, что так будет. Тот, кто был для меня единственным, решил, что ему пора жениться. Вернее, так решила его мама, но это не имело никакого значения. На его свадьбу я пришла с огромным букетом огненных роз и сказала:
- Живите долго и счастливо, и умрите в один день!
И опять я осталась одна в этой огромной-огромной жизни. Теперь уже мои родители решили выдать меня замуж. Я любила своего мужа. Я правда его любила. Я всегда ждала его. Иногда приходилось долго ждать, но он всегда приходил. Приходил, пока не сказал, что уходит, потому что я плохая хозяйка и вообще не оправдала его ожиданий. Но я все равно любила его, только любить мне было больше некого. Я решила отравиться. Пошла в лес, набрала мухоморов. Хотела съесть сырыми, но они оказались невкусными. Тогда я их потушила в сметане, поела и легла спать с надеждой, что не проснусь. Но - проснулась и стала жить дальше.
Однажды я пошла на мусорник и услышала жалобное мяуканье. Он был маленький, грязный и несчастный. Я принесла его домой, вымыла, накормила и полюбила. Он тоже любил меня, спал в моей постели, лежал, свернувшись в клубочек, на моих коленях, мурлыкал мне свои песенки. А мне было легко с ним разговаривать, потому что он понимал меня.
Но однажды он исчез. Я обыскала весь дом - его не было. Я пошла на мусорник, где когда-то его подобрала, - его не было и там. Я повесила объявление на всех столбах - но он так и не нашелся. Наверное, он решил оставить меня, потому что я не оправдала его ожиданий. Я знала, что это так, со мной же так всегда, с самого детства и до самого конца все так и будет и не может быть иначе, потому что так должно быть.
А дальше водоворот событий сменился круговоротом. Я купила себе попугайчика - но он улетел. Я завела себе хомячка - он умер через три недели. Ко мне на кухню залетел воробей, но тут же улетел. А жизнь продолжается - огромная-огромная. И я в ней по-прежнему - маленькая-маленькая. И те, кого я люблю, уходят от меня, потому что я не оправдываю их ожиданий. Но жизнь огромна, и потому снова и снова я нахожу, кого мне любить.
И теперь я люблю автобус. Я люблю его, потому что он особенный. Я люблю его, потому что он желтый. Я правда его люблю. Я всегда жду его на остановке. Иногда приходится долго ждать, но он всегда приходит. Он самый-самый лучший автобус, потому что он - желтый. Он самый-самый лучший, потому что я его люблю. Ведь единственное, что нас может заставить любить по-настоящему, - это любовь.
Только мне хочется, чтобы меня тоже кто-нибудь любил, хочется до боли. И вот, кажется, я вижу этого человека - и болят мои глаза. А потом я слышу его голос - и слух мой наполняет скрежет и вопль, и разрываются барабанные перепонки. И вот он берет меня за руку - и кожа моя горит синим пламенем, и кости скручиваются в трубочки, и ничего я не знаю, ничего мне не надо, кроме этой любви, кроме этой боли, которой я буду хотеть - теперь уже до смерти.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО
Мне нужно что-нибудь сделать с моей жизнью, только я не знаю, что. И не знаю, в самом ли деле мне это нужно, или только я так думаю. Потому что мои мысли - они очень редко совпадают с тем, что есть на самом деле. Я давно уже заметила, что они у меня, как мухи, - летают, как хотят, и больно кусаются. Поэтому за ними нужно внимательно следить, чтобы не улетали слишком далеко и не слишком больно кусались.
И поэтому все время слежу за своими мыслями. Как только они появляются - а я уже тут как тут. Но мне всегда странно - откуда они появляются? Вот я еду в троллейбусе и вижу на ржавом заборе белые кривые печатные буквы: "Идея нации - великая идея". Я смотрю на эту надпись - и у меня нет никаких мыслей. А за грязным окном - веселое солнышко, и кричат воробьи.
А потом вдруг набегают мысли, только непонятно, о чем. Они толпятся в голове, спотыкаются друг о друга, прыгают по мозгам. Но ни одна из них не признается, о чем она, как я ни спрашивала. Я вообще не знаю, как мне найти общий язык с моими мыслями. Просто они мне совершенно непонятны, у меня в голове не укладывается, как можно так себя вести. Иногда мне кажется, точнее, очень часто, что мои мысли - совсем не мои, а чьи-то чужие, какой-то другой странной женщины, которая живет в другой стране и обо мне ничего не знает.
Почему я так думаю? А почему я вообще думаю? Кто мне ответит на этот вопрос? И нормально ли, что я думаю о том, что я думаю? Это ведь значит, что внутри моей мысли сидит еще одна мысль. А как она там помещается?
Вот я и думаю все время, от этого у меня в голове шевелится хаос. Ну и хорошо, пусть шевелится, ведь если шевелится - значит, еще живой. И значит, с ним нужно что-то делать. Вот поэтому я и хочу что-нибудь сделать со своей жизнью, только не знаю, что.
Улица густо заросла домами. По ней метется ветер и разные люди. И я иду, но не знаю куда. И пою веселую песню:
Она тогда не знала,
Кто его убил,
А теперь узнала -
И нету больше сил...
Нет, это я только думаю, будто пою эту песню, а на самом деле я пою совсем другое:
Милая птичка, о чем ты плачешь?
Ты совсем забыла про меня,
Милая птичка...
Но куда же я все-таки иду? С другой стороны, хорошо, что я об этом думаю, потому что если бы не думала - пришла бы неизвестно куда. А так - я иду и думаю, иду и думаю, и никуда не прихожу. И за это я благодарна врачам и медсестрам горбольницы номер девять. Особенно медсестрам - они так мне во всем помогали. Вот и пойду я в больницу, отнесу им коробочку мармелада с шоколадом от моего чистого сердца.
Вот и мое родное отделение, сразу половой тряпкой запахло. И медсестричка сидит за письменным столом, листает какие-то бумажки.
- Здравствуйте, - вежливо говорю я. - Я хочу вам сказать спасибо. Спасибо вам за все. Вы столько сил на меня потратили...
- Да не за что... - говорит она и смотрит на бумажку.
- Вот, пожалуйста, возьмите, - потоптавшись, говорю я . - Почаюете... От чистого сердца...
И протягиваю ей мою красивую коробку с шоколадом и мармеладом.
-Что вы, женщина? - говорит она. - Вы что, забыли, где находитесь? Это же вам лечебное учреждение! И зачем мне этот несчастный мармелад!..
- Но почему же он несчастный?.. Чем он вам плохой?...
- Идите, женщина, идите, - говорит она, и брови поднимаются домиком.
И я заплакала. Я же от чистого сердца... Я же конфеты за свои деньги покупала, выбирала какие получше... Но конфеты мои никому не нужны. Ну ладно, ну и пусть, думаю я и обливаясь слезами. Не хотите - не надо, насильно мил не будешь, свои конфеты сама и съем, раз они никому не нравятся. Съем сама и плакать не буду. И плачу, ну зачем я так плачу, и конфеты уже не лезут в рот, и в горле комок, и носу щекотно. И вот я плачу уже от счастья, и что-то блестящее, щекочущее, шелестящее растет и переворачивается в душе. Вот это и есть мое счастье, сладкое мое счастье, маленькое мое счастье, несчастное мое счастье. И вот уже все стало хорошо, и никто никого не обижает, никто ни с кем не воюет, все ликуют и радуются, и кончилось трудное время, и кончилась беспросветная моя жизнь.
И вот я лечу и кувыркаюсь в голубом воздушном потоке, и взлетаю все выше и выше, к прозрачному холодному свету, и чем ближе этот свет, тем легче становится на душе, а тело будто бы втягивается в огромную воронку, а потом, свободно паря, плывет в прозрачной реке света, затаив дыхание, замирая от счастья.
- Паспорт! Предъявите паспорт! - раздается вдруг чей-то голос.
Но течение уже захватило меня и вибрируя и извиваясь, тянет все дальше и дальше, к желанному свету, к счастливому концу.
- Эй, держите ее, она беспаспортная! - надрывается голос. - Да что же это такое, Господи! Никакого порядка! Никакого спасения нет!
А голос уже умоляет и плачет, а я лечу все дальше и дальше, растворяясь в прозрачном воздухе.
- Но должно быть у нее хотя бы свидетельство о рождении! - всхлипнул он в последний раз и умолк.
ЗАПИСКИ ИСТЕРИЧКИ
Опять пришла весна - грязная, расхристанная, измочаленная. То сумасшедшее холодное солнце, то сумасшедший холодный дождь бьет по голове. Все по голове - потому что жизнь ужасная, черная, ненавистная.
Таня была истеричкой по призванию и по сути, а не из-за климакса. На кафедре, где она работала лаборанткой, все преподаватели были уроды и идиоты, а самой главной идиоткой была заведующая, которая требовала от Тани текущей документации в виде кучи бумажек. Это была плохая работа, самая плохая, какую только можно было придумать, и заведующая была старая, с полным ртом золотых зубов, и шипела по-змеиному, когда была в хорошем настроении.
А вокруг бегали студенты и задавали дурацкие вопросы. Сколько раз говорила им Таня, чтобы они к ней не приставали, что она не знает, когда приходят и уходят эти безмозглые преподаватели, потом что ей нет до них никакого дела, как и им до нее. Но студентов было много, а Таня была одна, совсем одна среди этого бедлама и борделя, называемого университетом.
И не нравился ей дом, в котором она жила, и дочка, вышедшая замуж и родившая внука, от которого ломило руки и спину. Он еще орал по ночам и не давал выспаться, а вставать приходилось в шесть утра и идти на проклятую работу.
Еще Тане не нравилась страна, в которой она живет. Это была самая страшная страна в мире, даже за полярным кругом, даже на экваторе не так страшно. В этом Таня твердо была уверена, хотя за границей ни разу не была. Но в этой стране не было справедливости, не было ничего святого, а была жуткая озверевшая, которая кидается на людей, а простые интеллигентные люди живут хуже животных. Она устала уже возмущаться всем, что происходит вокруг: и этими бестолковыми политиками в телевизоре, и телевизором, который показывает черт-те что, и транспортом, который ходит черт-те как, и людьми, которые извратились - и изуродовались.
Хуже всего было весной, когда дул сырой западный ветер. Тогда наваливались усталость и ненависть ко всей этой жизни, тогда что-то наливалось в самой-самой середке и разливалось по телу, и хотелось все рвать, ломать, бить колошматить, чтобы уничтожить всю эту жуткую жизнь.
Таня сидела на скамейке в своем отвратительном дворе, дышала отвратительным воздухом. Она плакала, потому что делать ей больше было нечего. Ветер метался по двору, бился головой о стены домов, покрытых серыми трупными пятнами. Пошел дождь, но она, всем назло, сидела на скамейке, сидела прямо, положив руки на колени, чтобы еще сильней промокнуть, чтобы было еще холоднее, еще хуже, еще противнее. Она плакала, тихо, глухо и упорно, и слезы мешались с дождем, и пускай будет еще больше слез, пусть потонет все к чертовой матери.
Так я увидела ее в первый раз. Я подумала, что мне, как автору, надо подойти к своей героине и сказать ей что-нибудь, или же выслушать ее претензии ко мне. В конце концов, надо было как-то заявить о себе как об авторе.
- Что с вами? - спросила я.
- Ничего, - ответила она.
- Что-то случилось?
- Ничего не случилось. Не случилось ничего.
Она смотрела прямо перед собой и методично всхлипывала.
- Может быть, вы что-то потеряли? Деньги?
- Какие деньги? Можно подумать, они у меня когда-нибудь были. Можно подумать, мне есть, что терять.
- Может быть, вам плохо?
- Нет, мне не плохо. Мне очень хорошо. Мне так хорошо, что просто ужас.
- Но в чем же ужас?
- Ужас во всем.
И она заплакала. Я стояла около нее, как потерянная. Нужно было как-то ей посочувствовать, но она же разговаривать не хочет. А просто так отойти - неловко. Я села рядом на мокрую скамейку и решила поплакать вместе с ней. Может, думаю, ей станет легче...
Скамейка была холодная, сверху капало, подул ветер, поэтому всхлипывать я стала очень быстро. А Таня обернулась ко мне и отодвинулась.
- Ненормальная! Сумасшедшая! Пьяная! - сказала она тихо, облизывая бледные губы.
- Неправда, я...
- Чего ты ко мне привязалась?! Чего ты от меня хочешь?! Я сейчас милицию позову!
И я пошла. Теперь уже это было можно. Я пришла домой, поела, почитала. Потом я вспомнила, что закончилась туалетная бумага. Я взяла рулон, повертела его в руках. На нем было написано, что длина бумаги - пятьдесят метров. Я решила проверить. Разорвала упаковку, взяла линейку... Через час вся комната была завалена туалетной бумагой, а я стояла посередине, усталая и удовлетворенная. В рулоне было сорок пять метров.
Перед сном я посмотрела в окно. На той же мокрой скамейке, под тем же дождем сидела все та же Таня и все так же плакала. Двор был пуст. Она смотрела на черное небо и молилась: "Господи! - думала она. - Господи! Ничего от Тебя не хочу, ничего мне не надо. Жизнь моя простая, жизнь моя обыкновенная. Дай мне, Господи, легкой смерти, дай мне легко уйти из этой жизни, так уйти, чтобы ничего не почувствовать. Под машину попасть, от сердечного приступа тоже хорошо...".
Я распахнула окно и полетела к ней, широко раскрыв объятья. И что это за автор, который говорит своим героям "вы"...