Светлова Рина : другие произведения.

Глава 3. Моделирование окружающего мира

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Глава 3. Моделирование окружающего мира

3.1. Философское обоснование структурообразующих принципов

   Любая новая идея, чтобы стать постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти процедуру философского обоснования. Поэтому приведу некоторый реальный историко-философский материал, в размышлениях над которым и родились перечисленные выше принципы.
   Первый принцип самоорганизации материи несет в себе смысл философского принципа целостности. Любой предмет, процесс или явление можно рассматривать с позиции некого самоопределяющегося единого целого, которое может представлять собой замкнутую совокупность различных структурных элементов или, напротив, являться однородным гомогенным. При этом одним из важных условий единицы заключается в том, что она, в принципе, является неделимой, так как любое ее расчленение приводит в качественно иное состояние, существенно отличающееся от исходной целостности. Все последующие принципы самоорганизации по отношению к первому являются всего лишь его следствиями, показывающими, как организована структура единого целого, его функциональность, взаимодействие внутренних элементов, а также упорядоченность, иерар­хичность и системность структуры. Следовательно, принцип единицы показывает, что, не­смотря на достаточно сложную внутреннюю неоднородность, возможную функциональную зависимость любого предмета, явления, процесса, его можно рассматривать как обособлен­ное, замкнутое в некоторых пределах единство или целостность.
   Первый принцип или принцип самоопределения можно представить в виде круга, олице­творяющего замкнутую единую целостность. Подобное изображение единой целостности было принято почти во всех древних учениях, не будем и мы отрываться от общепринятого представления.
   Второй принцип - принцип двойственности (дуальности) состоит в выделении двух противоположностей. При этом целостность делится по некоторому качественному признаку на две отрицающих друг друга части. В Древнем Египте эту двойственность называли "бинером". Бинер, двойственность, дуальность, диада... О том насколько значим этот основополагающий принцип для всего мироздания, говорит множество терминов - синонимов этого понятия. Приведу несколько таких терминов. Например, "поляризация", когда из единицы в результате, ее раздвоения образуются две полярности, характеризующие две крайности одного из качеств единицы. Или "биполярность", когда образуются два разнонаправленных полюса одной природы, одной силы, одного и того же явления. Еще термин "дихотомия", под которой обычно понимают последовательное деление на две части, в ботанике, например, это может быть разделение ствола на две одинаково развитые ветви. Или термин "бифуркация", означающая раздвоение, и в широком смысле употребляется как качественная перестройка системы при изменении параметров, от которых она зависит. Многозначность терминов лишний раз показывает, насколько широко распространен принцип дуальности, дуализма, но я остановлюсь на бинере.
   В какой-то мере бинер можно сопоставить с платоновской триадой: тезис, антитезис, синтез, или с гегелевской диалектикой противоречий. У Г.Гегеля диалектика противоречий была развернута в трех разделах его "Науки логики" в виде сложного, разветвленного, многоступенчатого учения. Раздвоение единого на отрицающие друг друга и опосредствующие одна другую проти­воположности постигается в его учении о сущности, где категория диалектического противоречия занимает центральное место. В его диалектике подчеркивается, что для большинства явлений, процессов, научных ис­следований присущ полярный характер, что в любом из них можно найти пару противопо­ложностей.
   Следуя гегелевской диалектике можно сказать, что бинер представляет собой сочетание диалектики противоречий с диалектическим "отрицанием". Диалектическое "отрицание" по Гегелю - процесс, состоящий из трех стадий развития: деструкции (разрушение, преодоление, изживание) прежнего, ку­муляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирование, созидание нового). Так и в бинере можно выделить деструкцию (дифференциацию единого на две поляризованные сущности), кумуляцию (одна из противо­положностей удаляется другая, несущая специфические свойства первоначального единства, остается) и конструкцию (распавшийся бинер переходит на качественно новый уровень).
   Взаимоотношения между противоположностями бинера всегда носят динамический характер, по­скольку в сочетание двух крайностей по определению заложено глубокое внутреннее противоречие. Исходя из этого, обе крайности могут распасться, в результате чего единое целое дифференцируется на две от­дельные сущности, с присущими каждой из них противоположными качест­вами, при этом каждая несет в себе некий образ первоначального единства. В общем, у бинера всегда есть два варианта существования: нераспавшийся бинер и распавшийся бинер. Используя диалектический закон перехода количественных отношений в качественные, можно показать, что нераспавшийся бинер переходит в новое состояние распавшегося бинера, когда превышается определенная мера удаленной противоположности. Под "мерой" понимается философская категория, определяемая как ин­тервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная опреде­ленность предмета.
   При распаде единого целого утрачивается его качест­венная определенность, при этом предмет, процесс или явление перестает быть самим собой, приобретает новые черты, от­носящие его к новому качественному уровню, это и является основополагающей характеристи­кой второго принципа. Обе противоположности теперь уже представляют собой две крайне не­уравновешенные сущности. При этом не нужно забывать, что выпадение из единства всегда сопровождается нарушением равновесия единого целого и его симметрии. Поэтому любая дихотомия переводит симметричную уравновешенную целостность в неравновесное состояние, сопровождаемое нарушением его симметрии.
   Своим числовым значением бинер напоминает нам о необходимости раздвоения единицы, поляризации ее каждый раз, когда она желает участвовать в жизни. Как приведение на уровень числа два, в виде символического разрушения единства, можно привести процессы, которые воплощаются во время родов или ампутации. Значим и экзистенциально переживаем и обратный процесс слияния двух в единое целое. Возможно, по­этому в христианстве обряд венчания считается таинством.
   Когда в физике впервые была обнаружена способность одного и того же феномена проявляться в двух взаимоисключающих друг друга состояниях, как в случае корпускулярно - волнового дуализма, где элементарные частицы можно представлять и в виде частицы, и в виде волны, то противоречия такого рода решили считать результатом неконтролируемых взаимодействий между объектом наблюдения и наблюдательными средствами. Это нашло свое выражение в новом логическом приспособлении, которое Н. Бор назвал принципом дополнительности. Причем этот "новый упорядочивающий принцип", как писал С.Гроф, не разрешает парадокс, а только вводит его в систему науки. В нем принимается логическое противоречие двух аспектов реальности, взаимоисключающих, но в тоже время одинаково необходимых для исчерпывающего описания явлений (Гроф С. 1992). В отличие от простого соглашения, используемого в науке, в качестве принципа дополнительности, второй принцип самоорганизации не только позволяет существовать двум аспектам реальности в одном целом, но и делает его необходимым условием существования любого феномена.
   Третий принцип тоже достаточно широко распространенный философский предмет исследования. Еще Платон говорил о триаде, представляя ее в виде: тезис, антитезис, синтез. Триада у Платона становится основным диалектическим принципом познания мира, в котором выделяются три ступени. Вначале познающий выделяет в реальности некое явление и формирует для него понятие - тезис, Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса, содержание которого противоположно тезису. После этого рассматривается взаимосвязь между ними и нахождение синтеза. Антитезис отрицает тезис, синтез отрицает антитезис, соединяя в себе особенности предыдущей ступени познания. Но существует иное понимание диалектики, которое признает, что диалектика не только понимание реальности, но и сама реальность, которую мышление не только фиксирует. Третий принцип дает нам понять, что у распавшегося бинера появляется новый структурный элемент, уравновешивающий (нейтрализующий) противоречие бинера. Так наряду с бинером появляется принцип тернера, который еще более усиливает нарушение начального принципа равновесия и симметрии. Дойдя до триады, я на этом, наверно, пока завершу свое философское обоснование. По мере раскрытия дальнейших процессов эволюции, будем к ним понемногу возвращаться, рассматривая каждый принцип с философских позиций, а сейчас попробуем представить сами принципы в действии.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"