Сысоин Андрей : другие произведения.

Раннее гностическое движение, "Генезис христианства - 2"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Г Е Н Е З И С Х Р И С Т И А Н С Т В А:
   РАННЕЕ ГНОСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
  
   СОДЕРЖАНИЕ:
  
  ВВЕДЕНИЕ.
  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГНОСТИЦИЗМА.
  1.1. Римская империя I-II вв.
  1.2. Развитие христианства в конце I-II вв.
  1.3. Гностические секты.
  1.4. Маркион.
  2. ГНОСТИЧЕСКИЕ АВТОРЫ.
  2.1. Валентин.
  2.2. Василид.
  2.3. Гностическая теория и практика.
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  ПРИЛОЖЕНИЕ:
  Таблица N 1. Гностические деятели и секты.
  Таблица N 2. Синхронизация римской и христианской истории.
  Комментарии.
  Список литературы.
  
   ВВЕДЕНИЕ.
  
  Гностицизм - религиозно-философское учение, объединившее в себе элементы персидских, сирийских, египетских верований и иудаизма в рамках христианства. Гностический подход к миру проявился уже в некоторых произведениях Нового Завета (НЗ). Следует признать, что раннее христианство выступало как религия бедняков и рабов, но начало кризиса античности привлекло к христианству и мыслящую интеллигенцию. Последняя не удовлетворилась примитивной религией рабов и на ее основе построило свои учения. "Многим христианам было ближе представление о Логосе, таинственной силе, исходящей от еще более таинственного непознаваемого Бога, чем образ бедного пророка из Галилеи, связанного с иудейскими сектантами и проповедовавшего среди рыбаков, нищих, прокаженных."*1 Будучи по-существу первыми богословами, гностики впервые сформулировали христианство как некую таинственную теософию, состоящую из стоико-платонических и евангельских идей, основанных на семитической космологии, греческом философском мышлении и признании спасения мира через Иисуса Христа, посредничающего между миром и Богом.*2 Но гностицизм и христианство имеют существенные различия по решению основных богословских вопросов: о знании, творении мира и человека, о спасении, о человеческой индивидуальности, а так же о теме откровения. "Основным же отличием НЗ христианства от гностических учений было неприятие им самого понятия гносиса, которым гностики заменили веру в Бога."*3
  
  Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить некоторые исторические аспекты происхождения и развития гностицизма. В работе будут затронуты проблемы о времени и месте действия гностических сект, а так же обзорно рассмотрены учения некоторых основателей этих сект.
  
  Сейчас резко возрос интерес к религии как совокупности лучших духовных идей, созданных человечеством. Здесь есть место и гностицизму, ориентированному на самопознание, пробуждение глубинных возможностей человека, ломку привычных установок мышления. На заре христианства целое созвездие мыслителей выработало особый подход к познанию мира, который заключается в использовании интуитивно-мистического канала постижения истины. Как пишет А.В.Мартынов, этот канал остался вне поля зрения современной науки.*4 Гностические тексты с трудом поддаются стереотипному мышлению, требуя гибкости восприятия, его алогичности. Дальнейшее изучение гностицизма будет способствовать синтезу знаний современной науки с гносисом.
  
  Упоминание о гностиках имеется почти во всех работах по истории раннего христианства. Среди научных работ XIX - начала XX вв. мало специальных трудов по гностицизму. Тогда наибольшее внимание привлекал вопрос соотношения древнееврейских текстов с гностическими.*5 В ряде обобщающих исследований гностицизму было уделено немало внимания.*6 В начале XX в. вышла только одна специальная работа.*7 В дальнейшем интерес к гностицизму ослабел. В середине XX в. гностицизм упоминался в работах ведущего советского специалиста по истории раннего христианства А.Б.Рановича и имелся перевод монографии А.Древса.*8 Внимание на гностицизм в СССР обратили в конце 1960-х гг. Тогда советские ученые А.А.Ленцман, М.И.Шахнович, М.М.Кубланов и другие поверхностно подошлик проблемам гностического движения, причем один из них отнес деятельность гностиков ко II тысячелетию до н.э.*9 Только в конце 1970-х - начале 1980-х гг. впервые были представлены серьезные научные труды М.К.Трофимовой, А.И.Сидорова, С.И.Грицай.*10 М.К.Трофимова является ведущим советским исследователем в области перевода и анализа текстов из Наг-Хаммади. А.И.Сидоров изучает философские аспекты гностицизма. С.И.Грицай исследует влияние древнеегипетской мифологии на гностицизм. В 1980-е гг. изданы работы В.П.Оргиша и А.Ф.Лосева, где гностическое учение рассматривается с философской точки зрения.*11 И.С.Свенцицкая в своих популярных работах дала упрощенное описание гностического движения.*12
  
  Из источников наиболее важными являются гностические тексты, найденные в 1945 г. в местечке Наг-Хаммади (античное название - Хенобоскион) в верховьях Нила. Это место, куда по преданию удалился св.Пахомий Великий и где в IV в. Располагались первые, основанные им монастыри. Кодексы были найдены в амфоре, зарытой среди могил кладбища христианской общины III в. М.К.Трофимова считает, что тайник принадлежал либо секте сетиев, либо валентиниан, но, возможно, был собственностью монастыря. Датируются тайник и тексты серединой IV в. Библиотека состоит из 13 кодексов, содержащих 49 трактатов (некоторые трактаты продублированы). Общее количество оригинальных текстов сводится к 42-м. В настоящее время кодексы хранятся в Коптском музее Каира, часть одного кодекса приобретена Институтом Юнга в Цюрихе. В советской литературе перечислено около 30 названий текстов: "Парафразы Сима", "Откровения Сефы", "Послание Евгноста", "Мысль о великой силе", "Троевидная Протенойя", "Великий чужестранец", "Герместическая причастительная молитва", "Речи Зостриана и Зороастра", "Гром. Совершенный ум", "Наставления Сильвана", "Достоверное слово", "О начале мира", "Толкование о душе", "Трактат о восьми и девяти"("Трактат без названия"?), "Апокалипсис Асклепия", "Мудрость Иисуса Христа"("Евгност Счастливый"?), "Евангелие египтян", "Евангелие от Фомы", "Евангелие от Филиппа", "Книга Фомы-атлета", "Евангелие Истины"*13, "Евангелие Марии", "Апокалипсис Петра", "Апокалипсис Павла", "Деяния Петра и 12 апостолов", "Ипостась архонтов", "Апокриф Иоанна"(три версии), а так же отрывки из "Государства" Платона и "Максимы" Сикста II. Кодексы написаны на коптском языке (саидское и фаюмское наречия). На русский язык переведены семь текстов.*14
  
  Большое значение для формирования гностической философии имели ВЗ апокрифы Оды Соломона и Книга Еноха. Оды Соломона были написаны приблизительно в конце I в.д.н.э. - начале I в.н.э., предположительно в Иудее.*15 Книга Еноха дошла до нашего времени в двух редакциях: эфиопской и славянской. Оригинал написан на арамейском языке примерно в 162 г.д.н.э. - 60 г.н.э.*16
  
  Центральный источник по истории раннего христианства - Новый Завет. В книгах НЗ прослеживается влияние гностических идей. В качестве примера можно назвать Евангелие от Иоанна, Откровение Иоанна Богослова и др. Так же имеются материалы по истории гностического движения в Деяниях апостолов. Откровение Иоанна принято считать самой древней книгой НЗ. Энгельс датирует Апокалипсис 64-68 гг.*17 Церковная традиция относит написание книги, созданной апостолом Иоанном на о.Патмос, к 95 г.*18 Древнейшие фрагменты Евангелия от Иоанна датируются первой четвертью II в.(папирус Райленда).*19 О евангелии знали Игнатий Богоносец (умер в 107 г.) и Юстин Мученик (ум.около 165 г.), религиозная деятельность которых протекала в Антиохии. По церковной традиции евангелие было написано апостолом Иоанном в Эфесе.*20 Деяния апостолов, по утверждению Энгельса, - самая поздняя книга НЗ (150 г.).*21 Церковные источники утверждают, что Деяния были написаны в Риме евангелистом Лукой в начале 70-х годов. Книга посвящена деятельности апостолов Петра и Павла в 33-63 гг.*22
  
  Для освещения борьбы христианства на рубеже I-II вв. с различными еретическими сектами немалое значение имеет "Учение 12 апостолов"("Дидахе"). Эта книга была написана предположительно в 96-107-112 гг., в Иерусалиме или в Антиохии. Язык и словарь полностью совпадают с НЗ. Цель Дидахе - идейное объединение правоверных христиан. Наиболее серьезное исследование Дидахе провел А.Карашев.*23 Он привлек материалы Евсевия Памфила, Иринея Лионского, Епифания Кипрского и Тертуллиана, которые будут использованы в данной работе. Также фрагменты трудов Отцов Церкви и Дидахе собраны в последнем издании А.Б.Рановича.*24
  
  В своих сочинениях Отцы Церкви уделяли много места критике гностицизма. В нашем распоряжении имеется работа Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана "Против валентиниан".*25 Тертуллиан - видный христианский писатель, оказавший большое влияние на становление ортодоксальной католической церкви. "Против валентиниан" была переписана им у Иринея Лионского в 208 г. В это же время Ипполит Римский в своих сочинениях изложил учение Василида.*26
  
  Изучение гностицизма крайне осложнено недостатком источников. Большая часть гностических текстов не переведена на русский язык. Труды Отцов Церкви не переиздавались с прошлого века. Из-за невозможности в полном объеме охватить источники по гностицизму, работа не претендует на всесторонее исследование. Ниже будут рассмотрены исторические аспекты раннего гностического движения, а именно: политическая и социально-экономическая ситуация в Римской империи в период формирования и расцвета гностицихма; развитие христианской общины в I-II вв.; идейная борьба в христианстве; гностические секты, их эволюция; исторические личности первых гностиков (Симон Маг, Василид, Валентин, Маркион); гностическая обрядность, теория и практика.
  
   1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГНОСТИЦИЗМА.
  
   1.1. Римская империя в I-II вв.
  
  Период I-II вв. характеризуется как расцвет Римской империи, ее золотой век. Эпоха Антонинов (96-192 гг.) отмечена заметным улучшением положения рабов. Так, например, при Марке Аврелии (161-180) убийство раба приравнивалось к убийству свободного, было ограничено применение пыток и облегчена процедура освобождения. Но следует учесть, что эта политика существенного облегчения жизни рабов началась еще при Траяне (98-117), преемнике Нервы - первого из Антонинов.*27 Рабы рассматривались не как собственность господина, а как подданые государства. Грань между колонами-арендаторами и рабами, посаженными на пекулий становилась все более неразличимой. Более выгодное экономическое положение больших латифундий разоряла мелких колонов. Расцвет торговли в Империи способствовал этому. Латифундии в провинциях перешли от случайной розничной торговли к планомерным оптовым поставкам (например, Египет - хлеб для Рима). Отказ от дальнейших завоеваний (так называемый "Римский мир") и развитие экономических связей потребовало единого управления. Администрация на местах получила большие полномочия от Рима. Ее деятельность вела к социально-экономическому уравниванию провинций. Даже в сельских общинах, которые наименее были затронуты общественным переворотом стала складываться единообразная система управления с иерархией выбранных должностей, зависящих от вышестоящих городских и имперских чиновников. Для укрепления центральной власти, прежде всего в городах, органами управления насаждался религиозный культ императора. Нивелировка политической и общественной жизни означала разрушение племенных связей и обычаев. За сохранение своих религиозных обрядов и национальных традиций выступало население многих областей Империи. Как результат единого подхода к верованиям различных народов было грандиозное восстание в Иудее (II Иудейская война 132-135 гг.) под руководством Симона-бар-Кохбы. Поводом для восстания послужило решение императора Адриана основать на месте Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина, также иудеям было запрещено исполнение некоторых религиозных обрядов.*28
  
  На фоне относительного материального благополучия и неприятия императорского культа проявился обостренный интерес к философии и религии во всех слоях римского общества. Составной частью плебса многих городов Империи были толпы нищих бродячих киников, стоиков, платоников, перипатетиков, эпикурейцев. "О том как широко распространился в тогдашнем обществе интерес к философии говорит тот факт, что наиболее выдающийся философ-стоик на рубеже I-II вв., Эпиктет, был рабом."*29 Армия стала носительницей всевозможных верований и религиозных представлений народов покоренных государств. Вспомогательные части армии комплектовались из провинциалов, так называемых перегринов: галлов, иберов, фракийцев, мавританцев, германцев, сирийцев, etc.*30 Именно "римские солдаты разнесли культ Митры по всем провинциям Империи; не только на востоке, но и на западе можно было встретить святилища в его честь".*31 Многочисленные религиозные секты и общины, получившие также широкое распространение, пополнялись за счет разорившихся крестьян-колонов, городской бедноты, ремесленников. Немаловажную роль в сектах и общинах выполняли купцы, торговцы, богатые люди, упоминание о которых имеются в НЗ, у Иринея, Тертуллиана, etc.*32
  
  "К власть имущим" относились сенаторское сословие, чиновничество, муниципальная знать, зажиточные круги городов Империи, владельцы ремесленных мастреских, вилл, судов. Славная плеяда философов, писателей, историков, ученых, труды которых бесценны для человечества - выходцы из этого социального слоя римской знати. Интеллигенция составляла идейный костяк многих религиозных сект и решительным образом повлияла на формирование христианства.
  
  Таким образом, экономический расцвет Римской империи I-II вв. способствовал духовному развитию всех социальных слоев общества. Это период отмечен активной деятельностью различных философских школ, сект и религиозных общин. Эта деятельность была вызвана так же назревающим кризисом античной культуры. И христианство, вместившее в себя смесь чаяний, устремлений и надежд рабов, бедняков, знати и интеллигенции, сумело найти выход, преобразовавшись затем в мировую религию.
  
   1.2. Развитие христианства в конце I-II вв.
  
  В начале II в. христианство, возникшее одновременно в Иудее и в диаспоре, представляло собой разрозненные общины, не имевшие ни единой организации, ни разработанной теологии, ни определенной этики. Христиане, создавшие свои поначалу немногочисленные объединения, собирались в частных домах, принадлежащих их единоверцам.*33 Экклесии, не имевшие четких уставов и списков членов были открыты для любого, пожелавшего приобщиться, почувствовать себя частью религиозного собрания, на котором совместное прослушивание проповедей усиливало эмоциональное воздействие на вновь присутствовавшего. Харизматики-миссионеры осуществляли связь между общинами, а так же проповедовали на протяжении своего пути. Роль духовных наставников осуществляли преимущественно бродячие пророки, наиболее способные воспринять сошествие святого духа.*34 Не смотря на миссионерский характер, распространение христианства еще долго ограничивалось отдельными местами. Л.Фидлендер считал, что до 98 г. было около 42-х, до 180 г. - около 74-х, а до 325 г. - 550 местностей, в которых существовали христианские общины.*35 О внутренней жизни христианской общины можно судить по письмам Плиния Секунда - легата провинции Вифиния к императору Траяну.*36 Этот официальный документ дает достоверные седения об экклесиях конца I - начала II вв.: христиане "в установленный день собирались до рассвета, воспевали ... Христа как бога и клятвенно обязывались ... воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи..."(X,96). Но трапезы были лишь символическим необязательным обрядом.*37 Когда Плиний запретил тайные общества, собрания христиан для трапезы прекратились (X,96). В Дидахе - руководстве для христианских провинциальных общин середины II в. также имеются указания по организации внутренней жизни экклесии. Она заключается в ежедневной совместной трапезе, молитве после принятия пищи, определенных днях поста. Там же имеется наставление по различению харизматиков-миссионеров как истинных апостолов от лжепророков.*38
  
  Итак, на рубеже I-II вв. проходил сложный процесс становления христианской церкви. Отсутствие единой обрядности, аппарата управления, т.е. церковного клира явилось важнейшим фактором созревания еретического движения. "Прежде всего секты, секты без конца",-так характеризует Энгельс период написания Апокалипсиса.*39 Апостол Иоанн, обращаясь в Откровении к малоазийским общинам, критикует некоторые, представлявшиеся ему еретическими, учения николаитов, вааламитов и последователей некой Иезавели:"...ты ненавидишь дела Николаитов, которых и я ненавижу" (Откр.2.6,15),"...ты попускаешь жене Иезавели, называвшей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение Рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное" (Откр.2.20).
  
  До начала II в. нельзя однозначно судить об идейной борьбе в христианстве в силу ряда причин. В то время, видимо, основное различие христианских сект заключалось в соблюдении обрядов (евхаристии и крещения), а так же в отношении к вопросу о "вкушении идоложертвенного" и "блудодействия". Отсутствие сложившегося вероучения и христианской литературы (в ходу лишь были логии Иисуса) так же влияло на идейную сумятицу. Множество как странствующих, так и находившихся в общинах апостолов и харизматиков вносило дополнительный разброд в складывающееся учение. Как пишет А.Карашев, гностические учения "...имели ... характер не системы, а направления ... обнаруживаясь во времени, как опасные симптомы, предвещавшие ожесточенную борьбу учений во II-III веках...".*40 Общее количество ересей церковный историк конца IV в. Филастрий определяет цифрой в 156, немалая доля их относится ко II в.*41
  
  Идейное расхождение во взглядах гностицизма и христианства началось с появления трудов христианских писателей. Первыми апологетами были Кодрат (Квадрат), написавший свою "Апологию" около 126 г., Мельтиад, Аристид, Аполлинарий из Гиерополя и Аристоник из Пеллы.*42 В 140-х гг. был написан знаменитый "Пастырь" Гермы, который уже в древности был известен среди христиан. Герма полемизирует с гностическими авторами; описывает структуру экклесий, в которых наряду с клиром действуют еще и пророки.*43 Одним из значительных апологетов был Юстин (100-ок.165 гг.) - выходец из богатой греческой семьи, живший в Палестине, написавший "Диалог с евреем Трифоном". В числе других Отцов Церкви II в. Можно назвать Климента Александрийского (ок.150-ок.215 гг.), Тертуллиана (ок.160 - после 220 гг.), Иринея Лионского, написавшего "Против ересей" (ок.185 г.) и Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской (260 или 265 - 330 или 339 гг.), написавшего десятитомную "Церковную историю".*44
  
  Наиболее ожесточенная полемика с гностиками началась в конце II в. и продолжалась в III и даже IV вв., вплоть до выработки Церковью догматов на Никейских соборах (начало-середина IV в.), где произошло официальное оформление идеологии ортодоксальной католической церкви.
  
   1.3. Гностические секты.
  
  Наиболее интересующая нас личность в НЗ - Симон Маг\Волхв. В середине I в. (точнее между 30-33 гг.*45) Симон "волховал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все от мала до большого, говоря: сей есть великая сила Божья"(Деян.8.9-10). Как отмечает И.С.Свенцицкая, Симон Маг, вероятно, принадлежал к какой-то сирийско-самаритянской религиозной секте*46 и, возможно, изучал магию в Египте. Симон был крещен Филиппом-диаконом и по прибытию в Самарию апостолов Петра и Иоанна просил их передать ему "власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго" (Деян.8.19), предлагая в качестве выкупа деньги. Предложение Симона было отвергнуто и апостолы призвали его покаяться. Исторических свидетельств о личности Симона Мага больше не сохранилось.
  
  В результате деятельности Симона возникла целая сеть сект симониан или симонитов. У Цельса, просвещенного римлянина, написавшего "Правдивое слово" против христиан в конце 170-х гг., есть следующие строки: "Я знаю так же Симониан, которые называются Еленианами - как почитатели Елены или учителя Елена".*47 Возможно Елена или Елен был учеником Симона Мага.*48 Евсевий Кесарийский, повторяя ныне утраченные "Мемуары" Егесиппа(- обратившегося в христианство иудея, жившего в середине II в.), пишет:"Первым ... был Февуфис ... Он принадлежал к одной из 7 народных сект. Из них же вышли Симон, родоначальник симониан ... От них произошли Менандриане, Василидиане и Саторнилиане". О секте симониан Ириней свидетельствует: "жрецы этой секты живут сладострастно и занимаются делами волхования, как каждый из них может. Они употребляют заклинания и заговоры" (Против ересей.I,XXIII,4).*49 Суть учения симониан сводилась к тому, что в основе мира лежит единая Сила, которая проявляет себя как Разум. Разум создает Мысль. Последняя порождает ангелов и силы, сотворившие мир. В процессе мироздания Мысль потеряла контроль над своими творениями и попала в плен к ним в "нижнем мире зла".*50 Магия и мистические представления симониан являлись начатками гностицизма, который был развит их последователями.
  
  Менандр был преемником Симона Волхва. Во II в. Менандр имел много последователей, которые вступая в его секту, принимали крещение во имя ересиарха. "Его ученики через крещение в него получают воскресение" (Против ересей. I,XXIII,5).*51 Учениками Менандра были Саторнил (110-134 гг.) и Василид, так же основавшие свои секты. Деятельность Саторнила протекала в Антиохии, Василида - в Александрии Египетской. Более подробно о движении симониан и о последователях Симона показано в таблице N 1 (Приложение).
  
  Евсевий Памфил, основываясь на данных Егесиппа, называет так же и другие секты: клеовияне - последователи Клеовия, досифиане - последователи Досифея, гортеане - последователи Гортея, масвотиане - последователи Масвотея. Все они действовали на рубеже I-II вв.*52 Трудно говорить о гностическом характере этих сект из-за недостатка информации.
  
  От симониан берут начало многие секты. Климент описывал николаитов, как особую отрасль симонитов.*53 Каиниты (гностики - почитатели библейского Каина), по мнению Тертуллиана, относились к николаитам.*54 Они считали, что Каин был озарен истинным знанием. Это знание было передано Иуде, который совершил "таинство предателя", через которое было расторгнуто все земное и небесное. Среди каинитов имело хождение Евангелие Иуды. Так же они считали, что никто не может спастись, если "не пройдет через все".*55 Ириней пишет об учении Кердона (секта кердониан), заимствовавшего его у симониан: "Некто Кердон ... пришедший в Рим при Гигине (136-140 гг.) ... учил, что Бог, проповеданный законом и пророками не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, потому что Того знали, а Последний был неведом; Тот правосуден, а Этот благ".*56
  
  Карпократ - один из основоположников гностицизма, возглавлявший секту "истинных гностиков" (пневматиков), развил свою деятельность в 140-50-х гг. Известно, что карпократианка Марцеллина проповедовала в Риме при епископе Аникете в 155-166 гг.(см. таблицу N 2).*57 Гностическая школа Карпократа и его сына Епифана учила, что первородный грех служит причиной первичной абсолютной свободы в общественных отношениях, Божественная справедливость все создала для общего пользования живущих. Только человеческие законы ввели "твое и мое", тем самым создали в мире воровство и прелюбодеяние и другие грехи (Климент. Ковры.III,2,6-9).*58 Сведения о Карпократе и Марцеллине имеются у Иринея (Против ересей.I,25), но из-за недоступности источника нет возможности более полно осветить деятельность и учение секты.
  
  Современником Карпократа был гностик Керинф. Он обучался в Египте и согласно Каю (- раннехристианский пресвитер конца II - начала III в.) ему приписывалось авторство НЗ Апокалипсиса. Суть учения Керинфа заключалась в том, что мир создан Силой, далеко отстоявшей и ничего не ведавшей о первичном Боге. Иисус, по его мнению, был обыкновенным человеком, рожденным от Марии и Иосифа и только при крещении на него сошел Христос. "И потом Он возвещал неведомого Отца и совершал чудеса, наконец Христос отделился от Иисуса, и Иисус страдал и воскрес. Христос же, будучи духовен, оставался чужд страданий." (Против ересей.I,26,1).*59
  
  Из других гностических сект II в. известны сефиане. Возможно, их родиной была Сирия, но видимо, уже сравнительно рано (начало или середина II в.) они проникли и в Египет. Сефиане почитали библейского Сефа (сына Ноя), которого породили вышнии Силы. Явление Христа они отождествляли со вторым явлением Сефа. Эпоха Христа - последняя завершающая стадия в истории человечества. Сефиане развили активную литературную деятельность. Предположительно, они собрали библиотеку Наг-Хаммади. Известно множество авторских книг сефиан, среди них: "Откровение Авраама", "Парафраза Сефа", "Второй трактат великого Сефа"(VII,2), "Три стеллы Сефа"(VII,5), "Апокалипсис Адама"(V,5).*60 Вероятно, эти книги так же находятся в библиотеке Наг-Хаммади.
  
  Наряду с сефианами существовала другая гностическая секта почитателей ВЗ персонажей - офиты (наасены). Они поклонялись библейскому Змею - соблазнителю Евы. По их мнению именно Змей был носителем истинного знания. Из литературы офитов известен "Гимн наасенов", который приводит Ипполит в "Философуменах" (начало III в.).
  
  Итак, христианство конца I -II вв. отмечено большим разнообразием идейных движений, сект, школ. Кроме названных выше существовали еще эбиониты, донатисты, новатиане, монтанисты, энкратиты и многие другие (не гностические), которые по своему понимали учение Христа. Во II в. христианство было полностью свободно от позднейших догм. Каждая секта (община) создавала собственную идеологию, чем вносила посильный вклад в христианское движение. Известно, что многие общины имели собственное евангелие и другую духовную литературу. Общины, проповедавшие гносис, оказали решающее значение на формирование христианского богословия. Гностики не отделяли себя от христианства и наряду с членами других общин называли себя христианами. И только в конце II в. епископы Церкви начинают полемику с гностическими авторами. В середине же II в. не было четкого разграничения между гностическим и христианским мировоззрением. Наиболее ярким примером этому является деятельность Маркиона, проповедавшего учение с гностическими элементами и выдвинувшем идеи, часть из которых легла в основу епископальной церкви.
  
   1.4. Маркион.
  
  Маркион появился в Риме в 140 г. Он был богатым судовладельцем, приехавшим из Синопы, провинция Понт. Распространять свое учение начал еще в Малой Азии и в течении многих лет проповедовал в различных городах. В Риме он попытался склонить на свою сторону христианских руководителей, внес в казну общины 200000 сестерций и занял в ней руководящее положение. Главной идеей вокруг которой Маркион хотел сплотить христиан - полный разрыв с иудаизмом, необходимость отбора священных книг. Он создал первый канон с гностическим уклоном: "Маркион отделил Новый Завет от Ветхого" (Тертуллиан). Епископальная церковь отказалась от предложенного им какона, но использовала идею. В 144 г. произошел разрыв Маркиона с руководителями Церкви. Он пишет работу "Антитезы", где критикует христианскую литературу; проповедует крайний аскетизм: "Маркион и ученик его Апеллес так же запрещают супружество" (Тертуллиан).*61 Маркион был исключен из римской общины и ему вернули его взнос. В конце жизни Маркиону было предложено вернуться в общину и вновь обратиться в истинную веру. Но Маркион умер. На 150-е гг. приходится расцвет влияния последователей Маркиона.
  
  По мнению Иринея, Маркион распространял учение симониан (Против ересей.I,27,2). По словам Иринея: "он бесстыдным образом богохульствовал, говоря что проповеданный законом и пророками Бог есть виновник зла ... Иисус же происходил от того Отца, который выше Бога, творца мира..." (Пр.ересей.I,27,2).*62 Данный взгляд на личность Христа является гностическим.
  
  Возможно, Маркион продолжил практическую деятельность апостола Павла по широкому привлечению в христианское движение язычников. По свидетельству Тертуллиана: "Они (маркиониты) входят, слушают, молятся как попало, и даже вместе с язычниками, если случится" (Прещения против еретиков.XX.).*63 По нашему предположению, проповедь гностиков так же была обращена к язычникам.
  
  Трудно однозначно отнести Маркиона к гностикам. Большая часть его религиозной деятельности прошла в рамках Римской общины, придерживавшейся того направления в христианском вероучении, которое впоследствии стало господствующим. Маркион был первым редактором христианской литературы, вычеркивал все, что не совпадало с его взглядами. Этот метод использовала в дальнейшем епископальная церковь. Но деятельность маркионитов повлияла на практику гностиков. Церковь Маркиона просуществовала до V в.*64
  
  Таким образом, гностицизм во II в. представлял из себя зрелое развитое движение, нераздельное с христианством. В этот период гностики разрабатывают собственную философскую систему, что было вызвано поиском выхода из духовного кризиса античности. Гностики привлекают к себе широкие образованные слои Империи. Авторы первых гностических текстов были самыми просвещенными людьми в христианском движении и лишь в конце II в. епископальная церковь сумела выдвинуть равных им противников.
  
   2. ГНОСТИЧЕСКИЕ АВТОРЫ.
  
   2.1. Валентин.
  
  Валентин родился в Египте, начал свою деятельность в Александрии. При 8 римском епископе Гигине (136-140 гг.) Валентин прибыл в Рим. В 140 г. при избрании римского епископа выдвинул свою кандидатуру, но был отвергнут. Римская христианская община не приняла учение Валентина, но в Египте, Малой Азии, некоторых городах Италии у него было немало единомышленников. Умер Валентин ок.165 г.*65
  
  Против Валентина выступил Тертуллиан, изложивший его учение:
  
  Одним из основных положений гностической теории является отношение к Богу: "Они (валентиниане) провозглашают Его безначальным, беспредельным, бесконечным, невидимым, вечным...".*66 Этот Бог, которого Валентин так же называет Проархом, Археем или Битосом порождает посредством Харис или Сиге (что можно перевести с др.греч. как Блаженство или Молчание) эоны Нус (Ум) и Истину. Понятие эона восходит к вавилонской космогонии, где обозначает космический период, век. Для Валентина это уже более сложное понятие, которое является составной частью духовной идеальной Вселенной. От Нуса и Истины происходят еще 28 эонов. Вся эта совокупность составоляет Плерому (Полнота). Последняя вмещает в себя весь идеальный мир, который является истинным. В некотором смысле ее можно сравнить с миром идей Платона. Бог у Валентина стоит выше и не связан с Плеромой. Его представителем и верховным эоном является Нус. Эоны ничего не знают о Боге и это незнание является основой развития всей Плеромы. Описание Плеромы у Валентина мифологично и его эоны действуют подобно языческим богам. Один из низших эонов София предприняла попытку встретиться с Богом и познать Его. Но путь ей преградил Горус (Крест), который являлся внешним стражем Плеромы. Концепция Валентина интересна тем, что Иисус на земле как бы повторяет путь Софии, который завершается распятием на кресте. София была водворена на свое место. Она породила Страсть, Материю и Демиурга - творца материального мира. В противовес Плероме последний назывался Киномой (Пустота). Валентин считал его злом. Но при сотворении материального мира в него была заложена частичка, семя духовности Плеромы. Валентин считал, что этот мир состоит из трех сущностей, "происшедших от трех причин: первая материальная, родившаяся от Страсти; вторая душевная или животная, которая была дочерью обращения; третья духовная, истекшая от воображения".*67 Человек также состоит из этих трех сущностей (материя, душа, дух) и через последнюю он связан с Плеромой. Таково учение Валентина по Тертуллиану.
  
  Тертуллиан называет многих последователей Валентина: "...он (Валентин) проложил дорогу Коларбазу. Явился потом Птолемей, который обозначив имена и числа Эонов, обратил их в личные сущности, но поставил вне Бога ... Гераклеон, Секунд и волхв Марк распространили учение еще несколько и со своей стороны. Теотим занимался особенно признаками закона. Один только Аксионик в Антиохии досель поддерживает память Валентинову во всей строгости правил его".*68 Валентин основал целую гностическую школу, получившую широкое распространение в Империи. Появление валентиновской школы знаменует завершение формирования теософии гностицизма. Валентин до сих пор остается крупнейшим гностическим автором. Не менее важное значение для гностического движения имело и творчество Василида.
  
   2.2. Василид.
  
  Василид - видный гностический автор первой половины II в., родился в Сирии. Вместе с Саторнилом преподавал в Антиохии. Затем переехал в Александрию Египетскую. Известно, что в Александрии он написал 24 книги, толкующие Евангелие, Оды, собственное евангелие. Его работы до нас не дошли.*69 Сейчасдоступно изложение василидовского учения Ипполитом Римским ( - раннехристианский писатель конца II - начала III вв., написавший среди прочих сочинений и "Опровержение всяческих ересей").
  
  Василидовская космогония самая сложная из всех гностических систем. Автор широко пользуется терминами и понятиями античной философии, гностической теософии, а так же создает собственные. Прежде всего Василид отказывается от высшего Бога (Проарха): первоначально не было "ни человека, ни ангела, ни Бога", "существовало Ничто; это Ничто не было чем-то из сущего, но просто, неожиданно и без всякого софизма, было вообще Ничто".*70 Это первопричина мира, по Василиду, непознаваема для человека. Ничто или "Не-сущее" порождает Вселенную, в основе которой лежит "трехчастное Сыновство". Одна часть его была тонкой, вторая - плотной, а третья - нуждающейся в очищении,- можно определить их как категории духовности. Тонкое Сыновство соединяется с Не-сущим. Плотное Сыновство, вместе с "Духом Святым" превратилось в "твердь",- границу между Не-сущим и Вселенной. Третье же Сыновство легло в основу Вселенной. Вселенная у Василида делится на два мира - идеальный и материальный. Первым правит Великий Архонт Огдоады ("Великий и мудрый Демиург"). Все небесное, т.е. эфирное творение, вплоть до луны создал данный Архонт. Материальный мир создает нижний Архонт Гебдомады. Наиболее значимым для данной работы представляется в учении Василида соотношение между структурой Вселенной и человека. Подытоживая концепцию Василида о человеке, можно сказать, что человек состоит из трех основных частей: материальное тело, созданное Архонтом Гебдомады (Бог Нового Завета); душа, принадлежащая Великому Архонту; дух - частица третьего Сыновства, нуждающаяся в очищении от материи и души и после этого способная соединиться с Не-сущим.*71
  
  Главное достижение Василида - осмысление духовного единства человека и Вселенной. "Трехчастное Сыновство" - возможно единая энергия, управляющая миром. Может, именно здесь кроется загадка практической деятельности гностиков.
  
   2.3. Гностическая теория и практика.
  
  Гностические учения более-менее полно сохранились в источниках, но фактически ничего не известно о практической деятельности гностиков. Попробуем выдвинуть ряд предположений.
  
  Концепция гносиса, тайного знания является центральной в гностическом мировоззрении: "Имена, которые даны вещам земным, заключают великое заблуждение, ибо они отвлекают сердце... и тот, кто слышит (слово) "Бог", не постигает того, что прочно, но постигает то, что не прочно. Так же подобным образом... и во всех остальных (словах)..." (Н-Х II. 3,11)*72 Овладение тайным знанием, в понимании гностиков, давало им духовную власть над людьми. В доступных сочинениях и проповедях гностиков гносис скрыт в подтексте 9"Существуют некоторые вещи, скрытые, - через открытое" (Н-Х II. 3,25)*73. В понимании простых людей эта духовная власть реализовывалась как магия гностических пророков. О последователе Валентина - Марке Волхве - Ириней пишет: "Будучи весьма искушен в чародейских проделках, он обольстил ими множество мужчин и женщин, и привлек к себе, как обладающему наибольшим знанием и получившему величайшую силу из незримых и неизреченных мест..." (Пр.ересей. I,13,1).*74 Но надо отметить, что в основном гностики практиковали исцеление. Именно на это указывает Иисус своим последователям в Евангелии от Фомы (Н-Х II. 2,15).*75 Примеры магического исцеления и воскресения даны в Ев. от Иоанна, в котором Иисус проповедует именно гностическое учение. Чтобы вернуть слепому зрение Иисус делает мазь из своей слюны (Иоанн 9,1-7). Знание об антисептических свойствах слюны дает понимание (частичное) данного чуда исцеления. Другие примеры: лечение на расстоянии (Иоанн 4,46-54), воскрешение Лазаря (Иоанн 11,43-44), хождение по водам (Иоанн 6,19-21), передача дара пророчества (Ириней. Пр.ересей. I,13,3) - можно полностью отнести к магии. В гностицизме Иисуса Христа принято считать первым гностиком. Возможно, авторы евангелий, описывая чудеса, основывались на реальных действиях гностиков - их современников. Данный тезис трудно аргументировать без глубокого анализа всей раннехристианской литературы.
  
  На основе текстов из Наг-Хаммади можно предположить, что в Хенобоскионе существовала школа, где гностики обучались магии. При анализе евангелий от Фомы и Филиппа можно вычленить некоторые методологические аспекты этого обучения. Прежде всего, это глубокое изучение философии, что давало ученикам остроту ума и восприятия. Изучение философских систем (Василида, Валентина, etc) приводило гностиков к осознанию того, что вселенная и человек имеют общую структуру, основу. Поэтому, чтобы познать мир необходимо самопознание: "Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы - бедность" (Н-Х II. 2,3).*76 Самопознание приобщало гностика к плероме, идеальному миру: "Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас... Но царствие внутри вас и вне вас" (Н-Х II. 2,2). Только познавший себя человек способен познать мир, т.е. отождествить себя с ним. Именно в этом и заключается суть одного из методов магии: "Невозможно чтобы некто видел что-либо из вечного, если он не станет подобным этому. В истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, хотя он не солнце и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел нечто в том месте - ты стал им" (Н-Х II. 3,44).*77 Магическая методология гностиков имела в своей основе языческую магию.*78 По всей видимости, магическое учение гностиков имело практическое воплощение в особом мистериальном культе.
  
  Языческие мистерии были широко распространены в провинциях Римской империи. Суть их заключалась в действе, помогающем мистически слиться с божеством. Так, например, в культе фригийского бога Аттиса театрально воспроизводились смерть и воскрешение бога. Затем жрец мазал маслом губы участников церемонии и шептал: "Утештесь, благочестивые: так как бог спасен, то и для вас настанет спасение от ваших бед".*79 Немаловажную роль в культах играли магические заклинания. Так звучало заклинание в культе Гермеса-Трисмениста (Египет): "Войди в меня, Гермес, как зародыш в лоно женщины... Я знаю твои варварские имена и твое истинное имя... я знаю тебя, Гермес, а ты меня. Я - ты, а ты - я".*80 Смысл заклинания в знании истинного имени бога, для гностиков это тоже немаловажно: "О, если бы я смог получить такой знак, который архонты были бы не в состоянии перенести, - это имя!" (Н-Х II. 3,49)*81 Реконструкция гностического мистериального культа для нас невыполнимая задача. Можно только предположить, что гностическая мистерия заключалась в проповеди, чудесах исцеления, etc.
  
  Текст из Наг-Хаммади "Гром. Совершенный ум" - пример гностической проповеди. Она состоит из обращения к слушателям и самоопределений пророчицы. Вся проповедь парадоксальна. Она подводит к мысли об ошибочности человеческого мышления противоположными логическими категориями (бинарами): добро-зло, etc. Но проповедь могла иметь еще и эмоциональное значение: посредством ее пророчица вводила слушателей в экстатическое, мистическое состояние.*82
  
  Таким образом, гностики привнесли в христианство языческую культуру. Источником систем Валентина и Василида также являлись языческие пантеоны. Язычникам Римской империи был понятен гностицизм.*83 Но суть учения была все же христианской. Поэтому, деятельность безымянных гностических пророков решающим образом повлияло на относительно быстрое приобщение к христианству большинства подданых Империи: уже в 325 г. христианство становится государственной религией. Данный тезис не упоминается в советской историографии и поэтому требует более подробного рассмотрения и проверки.
  
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  
  Гностическое движение возникло в рамках раннего христианства и представляло из себя очень сложное явление, до сих пор недостаточно изученное. Духовный кризис античности способствовал быстрому расцвету гностицизма. Уже во II в. это зрелое движение, имеющее развитую богословскую (идеологическую) систему и богатый практический опыт. Одна из причин успеха гностицизма в его тесной связи с эллинистической культурой, синкретически объединившей язычество, греческую философию, иудейский монотеизм. Эллинизм создал койне - единый диалект восточных провинций Империи, что так же способствовало распространению гностицизма. Другая немаловажная причина широкого распространения учения - отсутствие идеологических догм в раннем христианстве, полная свобода творчества, что могло привлечь талантливых, мыслящих людей того времени. Богатое разнообразие христианских общин II в. объединяла только вера в Христа, как воплотившегося Бога, ожидание Конца света и воскресения. Гностики тогда являлись наиболее активными христианами, несли свое учение и проповедовали его среди широких слоев язычников. В дальнейшем епископальная церковь использовала их практический опыт, предельно упростила их богословские построения. Сам же гностицизм постепенно трансформировался в индивидуалистическое учение. Последние гностики ушли в пустыни и основали там первые монастыри. Но данные процессы начались в III в.н.э.
  _________________________
   ПРИЛОЖЕНИЕ:
  
   Таблица N 1. Гностические деятели и секты.
   (По материалам Отцов Церкви и других церковных источников)
  
  Симон Маг\Волхв и Елена (Самария,32-33) →
  
  Симониане или Елениане:
   Николаиты (Эфес,Пергам, 70-95) → Каиниты
   Кердон (Рим, 136-140) → Кердоиане
   Маркион (Рим, 140-150) → Маркиониты; Апеллес (Рим)
   Карпократ (Рим,140-150) → Карпократиане; Марцеллина (Рим,155-166); Епифан (сын)
  
  Менандр (Антиохия,110-134):
   Саторнил (Антиохия, 130) → Саторнилиане
   Менандриане
   Василид (Антиохия, Александрия, 130-140) → сын Исидор; Василидиане
  
  Валентин (Рим,136-165):
   Марк-волхв → Маркиосане
   Валентиниане → Сефиане (Сирия,Египет)
   Коларбаз → Птолемей → Гераклиот → Секунд → Теотим → Аксионик → Феодот
  
  
  Таблица N 2. Синхронизация римской и христианской истории.*
   (*Николаев Ю. В поисках за божеством: Очерки по истории гностицизма. СПб.,1913. С.517-523)
  
  Римские императоры:
  Хронологические данные по истории христианства:
  
  АВГУСТ(31 г.д.Р.Х.-14 г.Р.Х.)
  4 г.д.Р.Х. Смерть Ирода Великого, разделение Иудеи на 3 части, в Иерусалиме правит Архелай (сын Ирода).
  6 г. Иудея объявлена римской провинцией.
  
  ТИВЕРИЙ(14-37)
  17. Покорение Каппадокии.
  19. Изгнание евреев из Рима.
  ок.28 г. Выступление Иоанна Крестителя.
  33(?) Избрание апостолом Матфея вместо Иуды.
  
  КАЙ КАЛИГУЛА(37-41)
  38. Сооружение храма Изиды на Марсовом поле.
  38. Рукоположение 8 диаконов.
  ? Убийство Стефана-диакона.
  ? Обращение апостола Павла. Апостольская проповедь вне Иерусалима - в Самарии и далее.
  40. Прибытие в Рим депутации евреев из г.Александрии с Филоном во главе, для ходатайства об отмене запретительных законов.
  ок.41(?) Проповедь Павла и Варнавы в Антиохии.
  
  КЛАВДИЙ(41-54)
  42-44. Ирод Агриппа царствует в Иудее.
  43-44. Присоединение к Римской империи Ликии и Родоса.
  Путешествия апостола Павла.
  ок.44(?) Убиение в Иерусалиме Иакова сына Зеведеева.
  46. Присоединение Фракии.
  47. Празднование 800-летия Рима.
  ок.50(?) Еводий поставлен ап.Петром первым епископом Антиохийским.
  50(?) Апостольский собор в Иерусалиме.
  ок.50-51. Изгнание евреев из Рима.
  
  НЕРОН(54-68)
  57(?) Арест ап.Павла в Иерусалиме.
  60-61(?) Павел в узах в Риме.
  ок.61. Убиение в Иерусалиме Иакова, брата Господня, предстоятеля Иерусалимской общины. Преемник его - Симон, сын Клеопов.
  61(?) Аниан поставлен ап.Марком епископом Александрийским.
  63. Присоединение части Понта и Малой Армении.
  64(июль). Пожар Рима. Первое гонение на христиан.
  64(67?) Мученическая кончина в Риме Павла и Петра.
  64(67?) Лин,-первый епископ Римский (прибл.до 76).
  66. Восстание евреев и начало Иудейской войны.
  
  ГАЛЬБА(68-69)
  ОТТОН(69 январь-апрель)
  ВИТЕЛЛИЙ(69 апрель-декабрь)
  Война в Иудее.
  
  ВЕСПАСИАН(69-79)
  70. Разрушение Иерусалима.
  70. Рассеяние евреев. Иерусалимская община с еп.Симоном во главе укрывается в Пелле.
  72. Присоединение Коммагены.
  
  ТИТ(79-81)
  76-88. Аненклет, 2 епископ Римский.
  79. Гибель Помпеи и Геркуланума.
  88-97. Климент, 3 епископ Римский.
  
  ДОМИЦИАН(81-96)
  Гонение на христиан.
  Апокалипсис Иоанна Богослова.
  96. Видение Аполлония Тианского.
  96. Мученичество Флавия Климента, родственника императора.
  
  НЕРВА(96-98)
  96. Отмена "fiscus judaicus".
  97-105. Эварест, 4 епископ Римский.
  
  ТРАЯН(98-117)
  105-115. Александр I, 5 епископ Римский.
  При Траяне (даты не поддаются определению) умерли: апостол Иоанн в Эфесе, Симон епископ Иерусалимский (его преемник - Иуст), дочери Филиппа-диакона (пророчицы), св.Климент Римский(в ссылке в Херсонесе), св.Игнатий Богоносец 2 епископ Антиохийский (мученичество в Риме).
  Выступление Элкасая.
  105. Покорение Аравии.
  106. Покорение части Сирии с Дамаском и Пальмирой.
  106-107. Покорение Дакии.
  111-113. Наместничество Плиния Секунда в Вифинии, переписка с императором по делу христиан.
  114-116. Война с Парфянами; покорение Месопотамии и Великой Армении.
  115-117. "Анналы" Тацита.
  
  АДРИАН(117-138)
  115-125. Сикст I, 6 епископ Римский.
  120(?) Светоний Diodecim Caesares.
  125-136. Телесфор, 7 епископ Римский.
  ок.126. "Апология" Кодрата.
  end 120-х-130-е гг. Выступление гностиков Саторнила в Антиохии и Василида в Александрии.
  132-135. Восстание евреев с Бар-Кохбой во главе и II Иудейская война.
  135. Окончательное разрушение Иерусалима и основание на его месте Элии Капитолины.
  136-140. Гигин, 8 епископ Римский.
  При Гигине: выступление в Риме Кердона и Валентина.
  ок.136. Марк поставлен первым епископом Элии Капитолины из христиан-не-евреев.
  
  АНТОНИН ПИЙ(138-161)
  end 130-х-b.140-х. Выступление св.Иустина.
  ок.140. Прибытие в Рим Маркиона.
  140-155. Пий I, 9 епископ Римский (его соперником при избрании выступает Валентин).
  "Пастырь" Гермы.
  ок.140. "Апология" Аристида.
  144. Разрыв Маркиона с Церковью.
  "Антитезы" Маркиона.
  150-е. Расцвет влияния Маркиона.
  ? Смерть Маркиона.
  end 140-х. Symtagma Иустина.
  ок.150. Апологии Иустина.
  end 150-х. "Диалог с Трифоном" Иустина.
  с 140-х. Деятельность валентинианца Птолемея.
  140-е-150-е. Деятельность Карпократа.
  в 150-х. Выступление Татиана.
  ок.155. "Речь против эллинов" Татиана.
  150-е. Рождение Тертуллиана.
  154. Рождение Вардесана.
  155-166. Аникет, 10 епископ Римский.
  При Аникете: прибытие в Рим св.Поликарпа Смирнского и карпократианки Марцеллины.
  155(?) Мученическая кончина св.Поликарпа Смирнского.
  156(?) Выступление Монтана и начало катафригийских пророчеств.
  
  МАРК АВРЕЛИЙ(161-180)
  162-165. Война с парфянами.
  165. Самосожжение Перегрина Протея.
  ок.165. Мученическая кончина св.Иустина в Риме.
  в 160-х. Умер Валентин.
  166-174. Сотер, 11 епископ Римский.
  в 160-х. Мученическая кончина Сагариса, епископа Лаодикийского.
  в 160-х-170-х. Деятельность Дионисия.
  в 160-х. Деятельность Татиана, его разрыв с Церковью.
  166-180. Война с маркоманами и квадами на Дунайской границе.
  ок.170. Diatessaron Татиана.
  174. Чудо Legio Fulminata.
  в 170-х. Книга Цельса против христиан.
  174-189. Элевферий, 12 епископ Римский.
  в 160-170-е. Деятельность Мелитона Сардийского и Аполлинария Иерапольского. Кончина их ок.180.
  в 170-х. Разгар монтанизма; смерть Монтана.
  179. Умерла Максимилла - монтанистская пророчица.
  в 170-х. Начало деятельности Вардесана.
  ок.178. "прошение за христиан" Афинагора
  177-178. Гонения на христиан в Галлии; лионские мученики.
  179? Поездка Иринея Лионского в Рим по поручению Галльских Церквей.
  При Элевферии: выступление в Риме модалиста Праксея. Ноет в Смирне.
  
  КОММОД(180-192)
  180. Исхлийские мученики в Африке.
  в 180-х. Умер Феофил, еп.Антиохийский.
  в 180-х. Пантен во главе Александрийского училища.
  ок.185. Книга Иринея Лионского "Против ересей". ок.185. Рождение Оригена.
  с 188. Дмитрий еп.Александрийский до 231.
  189-198. Виктор, 13 еп.Римский. При нем выступление в Риме Федота Кожевника.
  190-191. Великий спор о Пасхе.
  190-211. Серапион, еп.Антиохийский.
  в 190-х. Климент во главе Александрийского училища до 202.
  
  ПЕРТИНАКС 193(1.01.-28.03)
  ДИДИЙ ЮЛИАН(193)
  
  СЕПТИМИЙ СЕВЕР(193-211)
  ок.197. "Апология" Тертуллиана.
  198-217. Зефирин, 14 еп.Римский.
  Модализм в Риме. представители его: Феодот Меняла и Асклепиодот. Раскол Наталия.
  202-203. Сильное гонение на христиан. Африканские мученики: в Карфагене Перпетуя, etc; в Александрии Потамиена, отец Оригена Леонид, etc.
  с 203. Ориген во главе Александрийского училища.
  ок.205. Рождение Плотина.
  Аммоний Сакк начинает учить в Александрии.
  Филострат пишет "Жизнь Аполония Тианского" по поручению императрицы Юлии Домны.
  ок.206. Разрыв Тертуллиана с Церковью; обращение его в монтанизм.
  
  КАРАКАЛЛА(211-217)
  Сооружение храма Изиды на Квиринале.
  Распространение прав римского гражданства на всех подданных Империи.
  с 212. Александр еп.Иерусалимский (сперва викарий при Нарциссе).
  ок.212-214. Поездка Оригена в Рим, его знакомиство с Ипполитом.
  ок.215. Умер Климент Александрийский.
  При Зефирине: выступление в Риме Савеллия.
  217-222. Каллист I, 15 еп.Римский. Его столкновения с Ипполитом.
  217. Разрушение Эдесского царства
  
  МАКРИН (217-218)
  ГЕЛИОГАБАЛ (218-222)
  ок.220. Осуждение Савеллия Каллистом.
  
  АЛЕКСАНДР СЕВЕР (222-235)
  222-230. Урбан I, 16 еп.Римский
  в 220-х. "Философумена" Ипполита.
  в 220-х. Умер Тертуллиан.
  ок.223. Умер Вардесан.
  226. Сасаниды восстанавливают Персидскую империю.
  ок.230. Разрыв между Оригеном и Дмитрием Александрийским.
  231. Умер Дмитрий, еп.Александрийский.
  231-247. Геракл, еп.АСлександрийский.
  230-235. Понтиан, 17 еп.Римский.
  с 232. Плотин ученик Аммония в Александрии.
  ок.232. Рождение Порфирия.
  
  МАКСИМИН (235-236)
  235. Ссылка в Сардинию на каторгу Ипполита и папы Понтиана.
  ок.236. Умер Ипполит.
  235-236. Антерос, 18 еп.Римский.
  
  С М У Т Н О Е В Р Е М Я - 237 год.
  ГОРДИАН I
  ГОРДИАН II
  ПУППИАН
  БАЛЬБИН
  236-250. Фабиан, 19 еп.Римский.
  
  ГОРДИАН III (238-244)
  ок.242. Умер Аммоний.
  ок.242. св.Георгий Чудотворец поставлен еп.Неокесарийским.
  242. Поход против персов (Плотин участвует).
  242. Выступление Мани при дворе персидского царя Сапора; начало манихейства.
  
  ФИЛИПП АРАВИТЯНИН (244-249)
  с 240-х. Деятельность Новатиана в Риме.
  244. Война с Готами на Дунае.
  247. Умер Геракл, еп.Александрийский; преемник его Дионисий Великий (до 264).
  248. Празднование 1000-летия Рима.
  
  ДЕКИЙ (249-251)
  249-258. Киприан, еп.Карфагенский.
  250. Великое гонение на христиан. Среди мучеников: св.Фабиан еп.Римский, св.Александр еп.Иерусалимский, св.Вавила еп.Антиохийский.
  250. Победа над Готами при Никополе.
  251. Битва с Готами при Абритте, поражение и смерть Декия.
  251. Рождение св.Антония Великого.
  
  С М У Т Н О Е В Р Е М Я (251 - 260 годы).
  ГАЛЛ (251-253)
  251-253. Корнелий, 20 еп.Римский. Соперником его выступает Новатиан.
  Вопрос о возможности покаяния "lapsi".
  ЭМИЛИАН (253)
  ВАЛЕРИАН (253-260)
  253-254. Лукий, 21 еп.Римский.
  254. Умер Ориген.
  254-257. Стефан I, 22 еп.Римский.
  Вопрос о вторичном крещении еретиков и тяжких грешников.
  257-258. Сикст II, 23 еп.Римский.
  258. Гонение на христианство. Мученическая кончина папы Сикста II, св.Лаврентия диакона, св.Киприана Карфагенского, Новатиана.
  258. Набег Готов на европейское и малоазийское побережье Черного моря.
  259-268. Дионисий, 24 еп.Римский.
  
  ГАЛЛИЕН (260-268)
  Набеги Готов на Малую Азию и Элладу.
  Разорение Антиохии, Тарса и Кесари Каппадокийской Персами.
  264. Умер Дионисий Великий, еп.Александрийский.
  
  КЛАВДИЙ II (268-275)
  ок.268. Осуждение Павла Самосатского, еп.Антиохийского.
  269-274. Феликс I, 25 еп.Римский.
  269. Большой набег Готов на Придунайские области и Элладу; поражение их при Наиссе.
  270. Умер Плотин.
  
  АВОРЕЛИАН (270-275)
  270. Сооружение храма Солнца в Риме.
  ок.270. Умер св.Георгий, еп.Неокесарийский.
  271-275. Обнесение Рима защитной стеной.
  Подавление восстания на Востоке, возвращение сирийских областей.
  272. Вмешательство Аворелиана в дело Павла Самосатского.
  272. Взятие Пальмиры.
  
  ТАЦИТ (275-276)
  ФЛОРИАН (276)
  ок.276. Умер Мани в Гундесапуре, близ Суз.
  ПРОБ (276-282)
  При Пробе: быстрые успехи манихейства в христианском мире.
  Борьба с напором Германцев.
  с 280-х. Деятельность Евсевия Памфила, церковного историка.
  
  КАР (282-284)
  КАРИН (283-284)
  284(ноябрь). Избрание Диоклетиана.
  
  ДИОКЛЕТИАН (284-305)
  Перенесение столицы в Никомидию.
  ок.285. Св.Антоний Великий полагает начало иночеству.
  с 285. Максимиан соправитель.
  288-305. Максимиан правитель Запада со званием августа.
  288. Рождение Константина Великого.
  292. Разделение Империи на 4 части: Галерий на Востоке и Констанций Хлор на Западе получают титул цезарей.
  в 290-х. Книга Порфирия против христиан.
  300-311. Св.петр еп.Александрийский - мученик.
  с 303. Великое гонение на христиан.
  303. Празднование юбилея Диоклетиана в Риме.
  304. Умер Марцеллин, еп.Римский, обвиненный в верооступничестве во время гонения.
  ок.304. Умер Порфирий.
  1.05.305. Отречение от престола Диоклетиана и Максимиана. Констанций Хлор на Западе и Галерий на Востоке - августы (цезари: Север на Западе и
  Максимин Дайя на Востоке).
  306. Умер Констанций Хлор.
  307. Константин - август на Западе (на Востоке Максимин). Борьба между 4 правителями.
  311. Умер Галерий. Константин в Галлии, Максентий в Риме, Лициний с Максимином Дайя на Востоке.
  312. Борьба между Константином и Максентием; победа Константина у Мильвийского моста, близ Рима.
  312. Умер Лукиан, пресвитер Антиохийский, мученик (родоначальник арианства).
  ок.313. "Церковная история" Евсевия.
  313. Миланский эдикт.
  Борьба Константина с Лицинием.
  314. Анкирский собор.
  315. Неокесарийский собор.
  319. Освобождение христианских клириков от государственных повинностей. Предоставление епископам юрисдикции в гражданских делах.
  323. Победа над Лицинием при Андрианополе.
  324. Победа над Лицинием при Хрисополе; объединение Империи.
  
  324-337. Единодержавие КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО
  325. I Вселенский собор в Никее.
  326. Указ Константина против еретиков.
  330. Перенос столицы в Константинополь.
  337. Умер Константин Великий.
  _________________________________
  
   Комментарии.
  
  *1. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.,1989. С.258.
  
  *2. Оргиш В.П. Античная философия и происхождение христианства. Мн.,1986. С.76.
  
  *3. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М.,1982. С.184.
  
  *4. Мартынов А.В. Исповедимый путь. М.,1989. С.7.
  
  *5. Смирнов А. Книга Еноха: Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической книги Еноха. Казань,1888; Псалмы Соломона с приложением Од Соломона. Третий выпуск апокрифов ВЗ А.Смирнова. Казань,1896; Соколов М.И. Славянская книга Еноха Праведного: Тексты, латинский перевод и исследования//Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М.,1910. Кн.IV(235); Лавровский Н. Обозрение ВЗ апокрифов. Харьков,1861; Лавров П.А. Апокрифические тексты. СПб.,1899; Порфирьев И. Апокрифические сказания о ВЗ лицах и событиях. Казань,1872.
  
  *6. Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М.,1877. Ч.1; Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. М.,1900. Т.1.
  
  *7. Николаев Ю. В поисках за божеством: очерки по истории гностицизма. СПб.,1913.
  
  *8. Древс А. Происхождение христианства из гностицизма. М.,1930; Ранович А. Очерки истории раннехристианской церкви. М.,1941; Он же. О раннем христианстве. М.,1959.
  
  *9. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. М.,1971. С.190.
  
  *10. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма:(Наг-Хаммади II,соч.2,3,6,7). М.,1979; Сидоров А.И. Гностицизм и философия: Учение Василида по Ипполиту//Религии мира: ежегодник 1982. М.,1982; Он же. Гностическая философия истории:(Каиниты, сефиане и архонтики у Епифания)//Палестинский сборник(ПС). Л.,1987. Вып. 29(92); Грицай С.И. Два гностических документа космогонического содержания из коптской библиотеки Наг-Хаммади (Н.-Х.II,соч.4,5)//Древний и средневековый Восток: история и филология. М.,1984.
  
  *11. Оргиш В.П. Античная философия и происхождение христианства. Мн.,1986; Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989.
  
  *12. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М.,1989.
  
  *13. "Евангелие Истины" из Наг-Хаммади отличается от "Евангелия Истины" Валентина. См.: Донини А. У истоков христианства. М.,1989. С.137. Существует другая точка зрения, см.: Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.285.
  
  *14.Материалы о библиотеке из Наг-Хаммади см.: Трофимова М.К. Указ.соч. С.7; Донини А. Указ.соч. С.136-138; Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.279-283; Апокрифы древних христиан. М.,1989. С.162-164. Некоторые тексты Наг-Хаммади известны и по другим источникам, например, Берлинский папирус 8502 - краткая версия Апокрифа Иоанна.
  
  *15. См.: Смирнов А. Псалмы Соломона с приложением Од Соломона. Казань,1896; Древс А. Происхождение христианства из гностицизма. М.,1930.
  
  *16. См.: Смирнов А. Книга Еноха. Казань,1888; Соколов М.И. Славянская книга Еноха Праведного//Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. М.,1910. Кн.IV(235).
  
  *17. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. М.,1983. С.12.
  
  *18. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Брюссель,1979. С.496.
  
  *19. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М.1985.
  
  *20. Новый Завет. Брюссель,1979. С.425.
  
  *21. Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения. Т.22. С.491.
  
  *22. Новый Завет. Брюссель,1979. С.431-432.
  
  *23. Карашев А. О новооткрытом памятнике "Учение двенадцати апостолов". М.,1896.
  
  *24. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.,1990.
  
  *25. Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II и в начале III вв. Пер.Е.Карнеева. СПб.,1850. Ч.4. С.30-66.
  
  *26.Сидоров А.И. Гностицизм и философия: Учение Василида по Ипполиту//Религии мира: ежегодник,1982. М.,1982. С.159-183.
  
  *27. См.: История древнего мира: Учебник по ред.В.И.Кузищина. М.,1981. С.225-227.
  
  *28. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.123.
  
  *29. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,1990. С.297.
  
  *30. История древнего мира: Учебник. С.22.
  
  *31. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.259.
  
  *32. НЗ: Мф.27.57-60; Мк.15.42-46; Ин.19.38-42; Ранович А.Б. Первоисточники... С.225,230.
  
  *33. НЗ: Деян.12.12;16.40.
  
  *34. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 тт. М.,1988. Т.1. С.31.
  
  *35. Каутский К. Происхождение христианства. М.,1990. С.304.
  
  *36. Плиний Младший. Письма. М.,1984. С.205.
  
  *37. См.: НЗ: I Коринф.11.22-23,29.
  
  *38. Ранович А.Б. Первоисточники... С.197.
  
  *39. Энгельс Ф. Происхождение христианства. М.,1983. С.8.
  
  *40. Карашев А. Указ.соч. С.42.
  
  *41. Иванцов-Платонов А.М. Указ.соч. С.330; Крывелев И.А. Указ.соч. Т.1. С.35.
  
  *42. Донини А. Указ.соч. С.124.
  
  *43. Ранович А.Б. Первоисточники... С.199.
  
  *44. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.135.
  
  *45. Новый Завет. Брюссель,1979. С.543.
  
  *46. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.264.
  
  *47. Цит.по: Ранович А.Б. Первоисточники... С.304.
  
  *48. О Симоне Маге: Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.265.
  
  *49. Цит.по: Карашев А. Указ.соч. С.42.
  
  *50. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.265.
  
  *51. Цит.по: Карашев А. Указ.соч. С.45.
  
  *52. Карашев А. Указ.соч. С.42.
  
  *53. Каутский К. Указ.соч. С.329. Николаиты действовали в Пергаме и Эфесе (Откр.2.6,15). К последователям симонитов относятся так же и карпократиане.
  
  *54. Ранович А.Б. Первоисточники... С.226.
  
  *55. Сидоров А.И. Гностическая философия истории//ПС. Л.,1987. Вып.29(92). С.45.
  
  *56. Ранович А.Б. Первоисточники... С.229.
  
  *57. Ранович А.Б. Первоисточники... С.304.
  
  *58. Каутский К. Указ.соч. С.329; Донини А. Указ.соч. С.134.
  
  *59. Ранович А.Б. Первоисточники... С.229; Донини А. Указ.соч. С.155.
  
  *60. Сидоров А.И. Указ.соч. С.45-46; Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. С.7.
  
  *61. Ранович А.Б. Первоисточники... С.225.
  
  *62. Цит.по: Ранович А.Б. Первоисточники... С.229-230.
  
  *63. Цит.по: Карашев А. Указ.соч. С.48.
  
  *64. Донини А. Указ.соч. С.146.
  
  *65. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.271; см.также табл.N 2 приложения.
  
  *66. Творения Тертуллиана... Ч.4. С.36.
  
  *67. Творения Тертуллиана... Ч.4. С.50.
  
  *68. Творения Тертуллиана... Ч.4. С.33-34.
  
  *69. Сидоров А.И. Гностицизм и философия//Религии мира. М.,1982. С.160; Донини А. Указ.соч. С.135.
  
  *70. Цит.по: Сидоров А.И. Указ.соч. С.163.
  
  *71. См.: Сидоров А.И. Указ.соч. С.167-174.
  
  *72. Апокрифы древних христиан. М.,1989. С.275.
  
  *73. Там же. С.277.
  
  *74. Цит.по: Ранович А.Б. Первоисточники... С.230.
  
  *75. Апокрифы... С.252.
  
  *76. Там же. С.250.
  
  *77. Там же. С.280.
  
  *78. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.273.
  
  *79. См.: Древс А. Происхождение христианства из гностицизма.
  
  *80. Апокрифы... С.281.
  
  *81. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.260.
  
  *82. Апокрифы... С.297-315.
  
  *83. Свенцицкая И.С. Указ.соч. С.139.
  
   Литература:
  
  1. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве: брошюра. М.:Политиздат,1983.
  
  2. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.:Политиздат,1962. Т.22. С.465-492.
  
  3. Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа: В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Брюссель:Жизнь с Богом,1979.
  
  4. Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М.:Мысль,1979.
  
  5. Творения Тертуллиана в конце II и в начале III вв./Пер.Е.Карнеева. СПб.,1850. Часть 4. С.30-66.
  
  6. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.:Политиздат,1990.
  
  7. Карашев А. О новоткрытом памятнике "Учение двенадцати апостолов". М.,1896.
  
  8. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма: Наг-Хаммади II, соч.2,3,6,7. M.:Наука,1984.
  
  9. Плиний Младший. Письма. М.:Наука,1984.
  
  10. Сидоров А.И. Гностицизм и философия: Учение Василида по Ипполиту//Религии мира: История и современность: ежегодник 1982. М.:Наука,1982. С.159-183.
  
  11. Сидоров А.И. Гностическая философия истории: Каиниты, сефиане и архонтики у Епифания//Палестинский сборник. Л.:Наука,1987. вып.29(92). С.42-52.
  
  12. Оргиш В.П. Античная философия и происхождение христианства. Мн.:наука и техника,1986.
  
  13. Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. Ч.I. М.,1877.
  
  14. Николаев Ю. В поисках за божеством: Очерки по истории гностицизма. СПб.,1913.
  
  15. Древс А. Происхождение христианства из гностицизма. М.:Безбожник,1930.
  
  16. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М.:Политиздат,1982.
  
  17. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.:Политиздат,1989.
  
  18. Донини А. У истоков христианства: От зарождения до Юстиниана. М.:Политиздат,1989.
  
  19. Каутский К. Происхождение христианства. М.:Политиздат,1990.
  
  20. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М.:МГУ,1985.
  
  21. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 тт. Т.1. М.:Мысль,1988.
  
  22. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.:Политиздат,1990.
  
  23. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. М.,1971.
  
  24. История древнего мира: Учебник под ред.В.И.Кузищина. М.,1981.
   _______________________________________
   1992 г., А.Сысоин, г.Ярославль.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"