Тюлин Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Девушка, сбросившая чадру

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это расширенная глава большого очерка об Азербайджане, включающего в себя 273 иллюстрации.

  Несколько слов хочу сказать об отношении к женщине в Азербайджане. Для потенцильных туристов сразу отмечу, что большинство девушек одеваются здесь свободно, хотя и без европейской сверхоткровенности. При этом последнее не воспрещается.
  
  В детстве мне приходилось ежедневно садиться в метро у станции Низами, чтобы добраться до школы на Восьмом километре. Разумеется, обратно я возвращался через ту же станцию. Станция метро являет собой произведение искусства и подобна храму. Мозаика в дальнем конце станции изображает самого поэта Низами, взгляды которого отличаются необычайной смелостью даже для нашего времени (почитайте на досуге его "Пятерицу" и убедитесь). Среди этих взглядов есть и антипатриархальные. Первой женой поэта была освобождённая им рабыня по имени Афак, она преждевременно умерла. Произведения поэта пронизаны любовью. Чего стоит одна лишь поэма о безумце Меджнуне, знавшем язык зверей, влюблённом в красавицу Лейли, которая умерла, не смирившись с тем, что её насильно выдали замуж за нелюбимого человека! Радужные неземные лучи исходят позади мудреца на мозаике (см. приложения).
  
  Здесь, в исламских краях, благодаря революции большевиков, в недрах метро удалось создать мозаики-иллюстрации к эпосу Низами, с открытостью эроса, свойственной скорее античности. Я рассматривал эти картинки в детстве каждый день. Автор мозаики - народный художник СССР Микаил Абдуллаев.
Зодчий Фархад на горе Биситун наедине с ликом Ширин
  
Царевич Хосров и армянская красавица Ширин
  
  В приложениях вы можете посмотреть фото мозаики, изображающей Фитну, девушку-богатыря, с тельцом, подаренным ей в детстве, дабы поднимала по лестнице каждый день - к вопросу о происхождения слова "фитнесс".
  
  Рядом со станцией метро Низами расположился памятник девушке, сбросившей чадру (см. приложения). Автор памятника - скульптор Фуад Ахундов. Борьба за освобождение женщины в Азербайджане началась ещё в 1908 году. Её инициировала либеральная буржуазия, но протесты были сломлены духовенством. Буржуазия согласилась прекратить выступления против чадры, при условии, что одетые открыто буржуазные женщины не подвергнутся оскорблениям. При большевиках развернулась настоящая борьба с этой традицией. Сопротивление патриархата оказалось невероятно яростным. Так, девочек, отказавшихся от чадры, изгоняли из домов, а член комсомола Сара Халилова была убита за снятие чадры собственным отцом.
  
  Сейчас, увы, историю о девушке, сбросившей чадру, в Баку можно услышать снова, и на новый лад, и вновь с трагическим оттенком. Людей в чадре можно встретить в Баку теперь часто, но в основном это иностранки, гости из арабских стран. Однако, нередко и азербайджанки теперь облачаются в чадру. Я знал эту красивую девушку когда-то, носившую короткие юбки и изумительно танцевавшую. Она мечтала выйти замуж за человека, много старше её. И она своего добилась. Её мужем стал иностранец, и он облачил её в пресловутую чадру. Однажды в Турции, на берегу моря, она не выдержала, сбросила её и побежала навстречу волнам. Больше она её не надевала, а муж проглотил. Тем не менее, говорят, с ней теперь невозможно общаться: она ушла в религию с головой, упоминает имя Аллаха через каждое слово, так что трудно понять, что она хочет сказать, даже когда речь идёт о бытовых делах. А вот моя одноклассница, которая на втором уроке первого сентября расплакалась и просилась домой, по религиозным мотивам носит чадру по сей день. Именно с религией местные жители увязывают решение носить чадру.
  
  Как человеку, родившемуся и выросшему в Азербайджане, мне известны разные истории, связанные с отношением к институту брака. Среди них немало тоскливых, подобных той, которую я поведал выше. К примеру, я знал девушку, которую выдали замуж в шестнадцать лет по договору между родителями, за мужчину, старше её на двадцать лет. Эта девушка грызла семечки на лавочке, стреляя глазками в проходящих мимо парней, муж узнал, раскраснелся и жестоко её избил, вся улица потом о том судачила. Знал я и русскую католичку, которая вышла замуж за человека, который был старше её на сорок лет. Вскоре он умер, оставив после себя безнадёжную вдову с сыном. Но есть и другие истории. Я знал парня полицейского, который познакомился с девушкой-сиротой. Брать в жёны сироту зачастую в Азербайджане считается позором для рода. Именно странные документы заставили полицейского проверить их владелицу. Они полюбили друг друга. Родственники того парня предлагали ему повышение в должности, через связи в органах, только бы не позорил род. Но тот, кто в детстве кричал с пистолетом: 'Я - Круз Кастилио!' (был такой персонаж-полицейский в Санта-Барбаре) всё равно женился. Этот человек с беременной женой необыкновенно весел и брызжет жизнью, в то время как многие его соотечественники с тоской смотрят на потускневшее небо, жалуясь на безрадостную семейную жизнь.
  
   Подводя итоги, замечу, что на улицах Баку можно встретить разные образы женщин, выраженные через изобразительное искусство и моду: от традиционного мусульманского до либерального европейского. В этот ряд не вписывается античное восприятие женщины, которое представлено в азербайджанской скульптуре и изобразительном искусстве, как одна из составляющих.
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"