В рассказе речь идет о первом самостоятельном пути - почти подвиге - маленького (совсем маленького) мальчика, бежавшего от скучных взрослых домой к маме из пригорода через всю Москву, и натолкнувшихся на массу препятствий в виде еще более скучных, совершенно нелогичных и даже по-настоящему опасных взрослых. Удивительный взрослый автор, который помнит оттуда, из самого малышового, наивного и предельно честного детства всё это без изъяна!
* * *
Если убрать из рокового первого абзаца несколько вводных строк, а именно: "Электричка причалила к перрону Курского вокзала робко, словно опасаясь бурной реакции его персонала на поздний визит. Тени пассажиров показались из раздвинувшихся зевов обледенелых вагонов и двинулись в сторону провалов в платформе, откуда лежал прямой путь в царство метрополитена" (читатель морально готов уже к триллеру), и чуть изменить строку следующую, в которой начинается восприятие малыша, (а лучше бы сразу с реплики мальчика "Навелное, она обиделась из-за того, что я не люблю суп") -- то начало легко сравняется с остальным.
Необходимость более точной фокусировки первых строк рассказа исходит не только от излишне угрожающей стартовой интонации. В первую очередь потому, что весь рассказ пишется из несколько иной, не-сторонней, не-наблюдательной позиции, но и не совсем от лица мальчика - скорее, можно представить рядом рассказывающего его путешествие ангела-хранителя, который, с одной стороны, ответственно следит за происходящим, а с другой - по долгу службы плотно совмещен с реальным возрастом малыша. Но в любом случае этот взгляд не есть полностью традиционная точка зрения взрослого.
В этом диапазоне трудно удержаться, и рассказ преследуют перебои: "бурная реакция персонала на поздний визит" - взгляд работающего администратора; картавость малыша - несколько сентиментальный взгляд близкого ребенку взрослого; философская настойчивость, с которой мальчик упорно следует через вечернюю столицу домой к маме, ничему не удивляясь, ибо у него нет времени отвлекаться от высшей цели, - незамутненный условностями взгляд ребенка; реакция матери, открывшей дверь, - и есть реакция матери. Автор пытается фокусироваться в постоянной точке видения-восприятия не уклоняясь, но не везде это получается равно удачно.
И, тем не менее, - хороший рассказ. На мой женский взгляд - тревожнее всякого триллера, ибо мой биологический будильник верещит: ребенок! один! машины-переходы-метро - господи, спаси и сохрани! А другая моя часть улыбается: какая славная рождественская сказка про самую настоящую реальность.
Искренне желаю автору успеха.
ДЫХАНИЕ ЗА СПИНОЙ
Вполне состоятельная миниатюра. Но все-таки первый рассказ настолько расположил к себе, что "Дыхание" было уже вдогонку, эхом, и потому прошло в моем восприятии по касательной.