11 сентября 2004 года в столице Чили прошли массовые манифестации, посвященные трагическим событиям 1973 года, когда хунта во главе с генералом Августо Пиночетом сместила президента Сальвадора Альенде и захватила власть. Лишь спустя 31 год Верховный суд страны аннулировал парламентскую неприкосновенность Пиночета, и теперь у демократических сил есть надежда привлечь пенсионера-генерала к ответственности за совершенные преступления в годы жестких репрессий.
В последнее время в среде экспертов идет сравнение президента Ислама Каримова с чилийским "коллегой". Более того, в некоторых научных трудах политологического и экономического характера утверждается о схожести путей развития Узбекистана и Чили, наличии общих признаков модели социально-экономического строительства.
Действительно, Каримов и Пиночет пришли к власти на волне социально-политических потрясений. Правительство Альенде придерживалось прокоммунистического курса, что в итоге привело к экономической депрессии, росту криминала, национализации промышленности, уничтожению частной собственности. Стремясь избежать катастрофы, военные совершили государственный переворот и взяли власть в свои руки. В годы их правления были запрещены политические партии и движения, не отражающие интересы крупного промышленно-финансового капитала, средства массовой информации оказались под жесткой цензурой, в застенках полиции погибло свыше 3 тыс. человек.
В отличие от чилийского президента Ислам Каримов был избран главой республики на основе демократического волеизъявления граждан и тоже в период острых социальных потрясений - ломался социализм, разрушался Советский Союз, начались межнациональные столкновения. Компартия перестала представлять реальную политическую силу. Она как маргинальная и антиправительственная (поскольку большевики пришли к власти тоже далеко не по законным путям) была запрещена в Узбекистане. Однако ее лидер Ислам Каримов - вот парадокс! - встал у руля исполнительной власти, полностью сменив политический имидж и ориентацию. Но и демократическим, с нынешних высот, этот курс назвать было сложно. Хотя в какой-то степени многие механизмы можно было оправдать (чтобы преодолеть политический хаос, бандитизм и хищения ресурсов, произвол аппарата местной власти).
В частности, и в Чили, и в Узбекистане было усилено антикриминальное законодательство, предоставлены широкие полномочия полиции в борьбе с преступностью. В итоге удалось снизить уровень криминала в стране до определенного минимума, обеспечена безопасность граждан. Возвращена частная собственность и частное предпринимательство, что, в свою очередь, возродило национальную экономику. В первые же годы в обоих государствах значительно увеличилось промышленное и сельскохозяйственное производство, рынки заполнились товарами и услугами, что было невозможно при социалистах-коммунистах. Обеспечение правовой защиты иностранному капиталу способствовало бурным инвестициям из США, Европы, стимулируя этим самым экономический рост.
С другой стороны, и в Узбекистане, и в Чили начались репрессии против тех, кто не был согласен с нарушениями конституции, а также не соблюдением властью прав человека. Были разогнаны оппозиционные партии и распущены неправительственные организации. На сегодня в Узбекистане - 7 тысяч политических заключенных. Репрессии против инакомыслящих и чрезмерно религиозных стали общепринятым "стандартом" узбекского правосудия. Пытки в тюрьмах - "естественный" механизм ведения следствия. Пресса остается подцензурной коррумпированной бюрократии. Огромная армия полицейских - почти 850 тысяч в Узбекистане обеспечивают порядок для власти. Если в Чили генерал играл по сценарию, написанному олигархами и финансово-промышленными конгломератами, то в Узбекистане Ислам Каримов принимает указы и правительственные постановления, в большей степени устраивающие кланы. И там, и здесь - в угоду узкому слою общества. И в Чили, и в Узбекистане национальные ресурсы сосредоточены в руках людей, составляющих 1% населения. Поляризация по уровню жизни и материального достатка отбросила граждан в разные стороны. Коррупция - это "достояние" реформ.
Однако при общих чертах модели обеих стран, между тем их эффект оказался совершенно разным. Чили стала самой развитой страной Латинской Америки, ее показатель ВВП на одного жителя ($4812) опережает многие страны континента. При 16-ти млн. населении валовой национальный продукт составляет $77 млрд. Создан средний класс, составляющий более 30% населения. Отмечается высокий уровень грамотности, низкий - смертности. В настоящее время страной руководят демократически избранные президент и парламент, легализованы оппозиционные организации. Средства массовой информации свободны. Августо Пиночет лишен всех своих пожизненных привилегий, а иностранные государства аннулировали его дипломатическую неприкосновенность (в частности, в Испании он находится в розыске за организацию убийств испанских граждан).
Народ отмечает то, что Пиночет привел страну к экономической мощи, но не простил ему антигосударственного переворота, и тех лет репрессий, когда были убиты инакомыслящие и недовольные, разогнана оппозиция. Ныне к ответственности привлекаются и сподвижники генерала. Еще ранее, в 90-х годах были проведены акции гражданского неповиновения, демократические мероприятия в период президентской и парламентской борьбы (лозунг тех лет "За Чили без Пиночета" стал символом единения народа), в результате которых диктатор был отстранен от власти.
Узбекский правитель проявляет недовольство, когда кто-то сравнивает его с чилийским "собратом". И это верно. Потому что в отличие от Пиночета Каримов абсолютно бездарен во внешней и внутренней политике. Его пресловутая модель демонстрирует слабость экономики и неспособность конкурировать с соседями, к примеру, с тем же Казахстаном. Зарубежные инвестиции избегают республику (их на душу населения - около $3-5), предпочитая другие центрально-азиатские страны, где созданы более благоприятные условия. Пиночет в своей стране укрепил институт частной собственности, в Узбекистане же судебная власть не может защитить собственника. Лучшим индикатором состояния национального хозяйства является миграция трудовых ресурсов: известно, что узбекские граждане стремятся найти работу и достаток за пределами своего государства. В Чили, наоборот, из других стран устремляются потоки трудовых ресурсов.
На сегодня Чили - это индустриально-развитая страна, с эффективным аграрным сектором, устойчивым денежным обращением, крепкой пенсионной системой и социальной защитой. Малый и средний бизнес являются локомотивами экономики.
Узбекистан - полуфеодальная страна, где хоким считает подчиненную территорию своей вотчиной и выжимает все соки как из граждан, так и предприятий. Индустрия простаивает, сельское хозяйство управляется генеральной прокуратурой. "Челноки" обложены со всех сторона бюрократическими барьерами и налогами-пошлинами-сборами. Используется повсеместно детский труд, особенно в сборе хлопка. Институт прописки ограничивает перемещение по стране. Невозможно выразить свое недовольство, поскольку люди опасаются репрессий. Оппозиция под запретом. СМИ подконтрольны не закону, а режиму. Производство ВВП - $9,8 млрд. при 25,7 млн. населении, в итоге показатель ВВП на одного человека ($381) многими международными экспертами признаются низким среди стран СНГ.
Кстати, в одном справочнике я прочитал, что Ангола - самая отсталая страна в Африке, здесь ВВП на душу населения в 1991 году составлял $904, что в два с хвостиком раза больше чем у нынешнего Узбекистана! Так, что Исламу Каримову далеко до Пиночета как стратегу и тактику моделирования экономики. К Узбекбоши ближе президент Бокасса из Центрально-Африканской Республики или какой-нибудь вождь М"Бутанги из племени Кучумба. Согласно отчету ООН за 2003 год, по индексу развития человеческого потенциала Узбекистан занимает 101 место, рядом с нами Кабо-Верде (103 место), оккупированные палестинские территории (98), Доминиканская Республика (94).
(13.09.2004)