Книга для чтения, 2 класс, Ташкент, Шарк, 2000, с.6
Культ личности виден даже в школьных учебниках, но речь не идет именно об этом издании. Несколько лет назад в Москве в свет вышла книга Леонида Левитина "Критические заметки сторонника президента Ислама Каримова". Трудно сказать, насколько искренен был автор, который лишь наскоками бывал в Узбекистане, знает реальность только из уст местных чиновников, и сам в свое время эмигрировал в Германию из другой центрально-азиатской страны - Киргизии, явно не выдержав прелестей восточного образа жизни. Та книга была хвальба в адрес диктатора, вызвавшая резкий всплекс негодования у демократически настроенной части населения, оппозиции. Это, безусловно, вызвало и у меня ответную реакцию, и я предлагаю свою точку зрения в этой статье. Пускай не такую большую, как книга Л.Левитина, но тоже имеющую право на существование...
**********
Если исходить из существующей логики политических процессов, то с июля 2006 года должна начаться президентская избирательная кампания, ведь, согласно закону, она проходит в течение шести месяцев до выборного дня. Обычно этому предшествуют шумные баталии и обсуждения в средствах массовой информации, политические партии и общественные движения проводят предварительные мероприятия, готовят платформы, встречаются с избирателями, то есть со всех сторон ощущается политическая активность и внимание народных масс. Но это - в цивилизованных странах, к числу которых Узбекистан, увы, отнести весьма сложно.
Ибо уже 20 лет как республика находится в авторитарном жесточайшем положении, и демократия, которая начала давать ростки в горбачевскую перестройку, зачахла к 1993 году под давлением репрессий. К этому моменту была принята диктаторская Конституция, в которой глава государства получал неограниченную власть, а парламент был усечен до статуса органа, беспрекословно принимающего любые законы и решения, спущенные с президентского Олимпа.
Авторитаризм в Узбекистане имеет древние корни. Практически, здесь никогда не было института частной собственности (особенно на ресурсы - водные и земельные), и все это привело к консервации общественных отношений. Восточная деспотия, бюрократизм, раболепие - это черты азиатского способа производства, господствовавшего в Центральной Азии в течение многих столетий. Даже социализм нивелировал архаичные отношения под советские, а после приобретения республикой независимости феодальная система управления была поднята как соответствующая ментальности и духу народа, как единственный способ развития экономики и политического устройства. Не зря идеология национальной независимости, внедряемая режимом, возвеличивает средневековые ценности и захватчиков.
В итоге бывший коммунистический лидер легко сменил окраску на "демократа" и с руководства партии пересел в кресло президента. Ислам Каримов стал первым президентом республики в рамках Союза ССР, чем вызвал, с одной стороны, недовольство Москвы, а с другой, спровоцировал появлению этого института в других регионах/республиках. Он был утвержден Верховным Советом Узбекской ССР в июне 1990 года. Его назначение было обусловлено:
- уже явной слабостью союзного Центра по отношению к республикам, заявившими на тот момент пока что об экономическом суверенитете, и кадровая политика все больше смещалась к окраинам разрушающейся советской империи;
- обезглавленностью клановой верхушки, имевшей сильное влияние в республике в течение 70 лет, репрессиями в андроповский и горбачевский период. В этот момент кланы опасались выдвигать своего человека на высшие посты, и поэтому безродный И.Каримов (за ним не было сильной кровной группировки) относительно безболезненно получил должность лидера компартии, а потом и главы страны;
- в конце 1980-х годов И.Каримов сосредоточил в своих руках административные ресурсы государства, которые направил на укрепление личной власти, сумел получить доверие от региональных кланов, перераспределив им часть функций в распоряжении государственной собственности (на определенное время, правда);
- растущим авторитетом у местного (коренного) населения в связи с продвижением национальных интересов (придания статуса государственного узбекскому языку, перераспределению финансовых и материальных потоков, назначение кадров минуя Москву, реабилитации узбеков, пострадавших от репрессий), а также у некоренного (русскоязычного), обеспокоенного волной национализма, тем, что поддерживал их статус.
Процессы демократизации, начавшиеся с середины 1980-х годов, способствовали тому, что республики сумели получить независимость, однако по разному воспользовались этим успехом уже новые суверенные государства. Практически И.Каримов реализовал на практике то, что выдвигали в качестве своих программ такие структуры как движение "Бирлик" и партия "Эрк", он даже своих оппонентов склонил на службу государству, предоставив им хорошие должности (например, академика Бек Ташмухамедова, руководителя ВАК). Поэтому в начале 1990-х годов оппозиция теряла свои ориентации, при этом одна часть склонялась к сотрудничеству с действующим президентом, а другая вела решительную борьбы (в том числе и экстремистские силы). Некоторые другие общественные объединения ("Интерсоюз") не играли никакой роли в политической системе, они были слабы, малочисленны и не имели крепких позиций.
Свой статус И.Каримов укрепил после выборов в ноябре 1991 года, выиграв гонку с сильным соперником Мадамином Салаем (Мохаммад Солих) - лидером партии "Эрк". Поддержку ему оказал ташкентский клан и лично Шукурулло Мирсаидов, который не выставил свою кандидатуру в качестве оппонента и договорился с И.Каримовым о партнерстве (потом он получил должность вице-президента). Приобретя, таким образом, значительное преимущество в голосах избирателей, И.Каримов осознал, что теперь имеет больше ресурсов и полномочий, и начал активную охоту на оппозицию. Конституция 1992 года еще больше позволило ему сосредоточить в своих руках государственную власть и выйти из-под контроля парламента. Известна поговорка: "абсолютная власть развращает абсолютно", И.Каримов возомнил, что только он один знает правильный путь к прогрессу, может привести народ к процветанию.
Население после краха коммунистической идеологии и в условиях нравственного вакуума нуждалось новой сказке, и она была быстро сочинена президентом. Им была опубликована книга "Узбекистан - государство с великим будущим", где он очертил новую религию, основанную на личности и вере в Великое будущее (прототип коммунизма).Нужно заметить, что этот период был одним из самых трудных в истории Узбекистана, так как экономический кризис усиливался, бежали в Россию русскоязычные специалисты, то там то сям вспыхивали межнациональные конфликты, были разрушены социальные механизмы защиты трудящихся, беспредельничал криминал. И в это время оппозиция, и электорат осозновали, что политические перетряски не приведут к улучшению ситуации, и поэтому позволили руководству продолжить курс на реформы.
И.Каримов громогласно заявлял, что под его управлением удалось добиться падения экономики, мол, наметился рост ВВП, трансформация народного хозяйтва сопровождается бурной приватизацией и усилением частного капитала. Не все экономисты верили этому, так как если промышленно развитые республики испытывали серьезные трудности, то как могла сырьевая страна удержаться на плаву. Более того, по зарубежным данным, к 2001 году удалось достичь уровня дохода 1989 года на 21%, что свидетельствовало о том, что жить при И.Каримове стало хуже, чем при социализме.
Но идеология президента работала с ускоренными темпами. Пропаганда делала виновником всех неудач многих чиновников, но не самого лидера - он был безгрешен. Ему требовалась абсолютная власть. И политические права граждан, особенно в плюрализме мнений, идей, организации движений, были сильной помехой ему в этом. Под предлогом борьбы с преступностью он начал наступать на свободы граждан (запрет митингов, шествий), ограничивать их в правах (прописка, регистрация). С одной стороны, ему действительно удалось снизить криминогенную ситуацию (в Ферганской долине действовали открыто партизанско-бандитские формирования типа "Ислом лошкалари", а в Ташкенте - мафиозные группировки), а с другой он породил государственный рэкет взамен бандитского. Более того, началось сращивание власти с криминалом, породив новую форму азиатской коррупции. Региональные кланы легализовали теневые капиталы, нажитые ими в период социализма и перестройки (кооперации, индивидуальной трудовой деятельности), в их собственность перешли крупные и средние предприятия. И.Каримов смотрел вначале на это сквозь пальцы, поскольку нуждался в их поддержке, а затем даже содействовал им (например, указ о повышении таможенных платежей, закрытии оптовых рынков в 2002 году, который был угоден кланам).
И региональные кланы, ненавидевшие столицу, помогли президенту в борьбе с потенциальными противниками. Вначале И.Каримов расправился со своим сторонником - Ш.Мирсаидовым, возбудив против него уголовное дело в 1992 году. Были смещены все ставленники ташкентского клана. С момента репрессий против "Бирлик" и "Эрк" в 1993 году начался период подавления демократических процессов, то есть возврата к прошлому - сталинизму. Именно тогда в прессе вновь восторжествовала цензура, которая приобрела невиданные масштабы к 2000 году. В результате СМИ перестали отражать реалии, стали рупором пропаганды режима и идеологической основой культа личности президента. Оппозиционеры, журналисты, диссиденты были вынуждены искать политического убежища за рубежом или попали под уголовные статьи по сфабрикованным делам.
Однако демократический Запад требовал серьезных реформ в политической сфере. Нужно заметить, что в этот момент определенные трансформации в сфере экономики происходили, и это вселяло надежду у мировой общественности, что следом произойдут и изменения во внутренней политике. Только разгосударствление и приватизация носила однобокий характер - сначала мелкий бизнес (к 1995 году), а потом средний (к 1999) и крупный (после 2002 года) попали под собственность кланов и мафиозных структур. Конкуренция регулировалась не рыночными принципами, а администрированием. Большие полномочия были переданы силовым структурам (налоговая и таможенная службы, СНБ, МВД, прокуратура, суды). Усиливалась коррупция, частный бизнес уходил в "тень" (по оценкам экспертов, к середине 1990-х годов "теневая экономика" формировала более 50% ВВП). И фактором этого было свертывание демократических процессов, отступ от либерализации в социально-экономической сфере.
Гениальность И.Каримова заключалось в том, что он создал внешние атрибуты демократии - многопартийность, неправительственные учреждения, Омбудсмен, Центр по правам человека, однако все они находились под жестким контролем. Народно-Демократическая партия, вышедшая из Компартии, теряла своих сторонников, поскольку в противовес ей была создана партия "Ватан тараккиети" (Прогресс отечества), куда стремились те, кто в свое время не попал в КПСС, а теперь формировал новую "ударную" силу перемен. Нужно сказать, что все эти партии были карманными, и не удивительно, что их платформы полностью основывались на идеях и концепциях И.Каримова. Чуть позднее (в 1995 году) появилась еще одна партия - "Миллий тикланиш" (Национальное согласие). Ничем особенным она не отличалась, и в политике страны ее вес был ничтожным.
В 1993 году Ш.Мирсаидов попытался создать социально-демократическую партию "Адолат" (Справедливость), однако хитрый и коварный президент опередил его. За короткое время была инспирировано новое общественное движение, которое быстро учредило организационный кворум, подало документы на легализацию под названием... "Адолат". Ш.Мирсаидов не успел завершить свои мероприятия, министерство юстиции ему отказало в легализации, так как уже была зарегистрирована партия с аналогичным названием. Таким образом было убито два зайца:
- убран с политической арены противник;
- появился еще один "стул", который, с одной стороны, удерживал президента, а с другой, демонстрировал миру, что демократические процессы продвигаются: вот, зарегистрировали еще одну партию.
Только было уже ясно, что и эта псевдопартия не имеет самостоятельности. Не проведя парламентской борьбы, "Адолат" получила свои места в парламенте за счет того, что часть депутатов из других партий - НДПУ и "Ватан тараккиети" перешли в новую партию. Появилась фракция "Адолат", правда, без своего электората. О всяком случае граждане не выдвигали и не выбирали своих депутатов от "Адолата". Впрочем, такие тонкости не смущали власть, и тем более Запад.
Однако тень недоверия и возмущения все же имелось у многих политических мировых структур ("Хьюман Райтс Вотч", "Амнестик Интернэшнл", "Фридом хаус", "Репортеры без границ" и др.). Ведь к этому времени тенденция бегства инакомыслящих стала проявляться наиболее сильно. Резко охладели отношения Узбекистана с Турцией и Азербайджаном, где на короткое время остановились узбекские оппозиционеры. Даже с Германией прошел холодок (была встреча канцлера Коля с узбекской оппозицией, после чего отменили визит И.Каримова в ФРГ, 1994 год), и вместо немецкой "Даймлер-Крайслер", который стал победителем строительства автозавода в Асаке, подряд был передан южнокорейской компании "ДЭУ". Так в Узбекистане появились корейские машины немецкой модели.
Чтобы укрепить еще больше статус перед мировым сообществом И.Каримов организовал новую волну "кредита доверия" у населения: в феврале 1995 года прошел референдум по продлению полномочий президента до января 2000 года, и большинство поддержало эту идею. Учитывая, что население к этому моменту было аполитично и запугано криминалом, то поддержали единственного "спасителя нации". Конечно, Конституция не предусматривала этой возможности (там закреплены жесткие "права" главы государства только на два срока и только через выборы), однако Запад слабо отреагировал на это. США, в частности, устраивало то, что Ташкент вел антироссийскую политику и активно сотрудничал с Западом, особенно в военной сфере (программа НАТО "Партнерство во имя мира"). Не секрет, что на тот момент И.Каримов искал встречи с американскими лидерами, обещал им базу в проведении стратегической линии США в Центральной Азии.
Между тем, политическая заторможенность не могла не отразиться на рыночных реформах. Набранный темп роста стал замедляться, затем остановился, а после и вообще пошел откат в прошлое. К 1996 году была заморожена конвертация валюты, начались гонения на мелкий бизнес, в том числе и иностранный. Те, кто вложил 10 тыс. долларов и чуть больше, были зажаты в тиски силовых структур. Практически И.Каримов через подзаконные акты позволил своим "церберам" наживаться на мелком бизнесе, недовольных депортировали, а отечественных бизнесменов разоряли и сажали в тюрьма за "экономические преступления". Кстати, последующими постановлениями правительство позволяло прокуратуре, налоговой, полицейской и таможенной службе, судам направлять в собственные фонды развития от 10 до 100% средств, конфискованных у юридических и физических лиц и обращенных в доход государства. Этим самым он стимулировал "грабежи" и материальную заинтересованность силовиков в фабрикации уголовных дел. Понятно, что силовики стояли горой за "доброго" президента.
Иностранцев, особенно из Турции, Ирана, Пакистана, Афганистана, Ближнего Востока, Китая к 1997-98 году стали активно вытеснять из республики: были ограничены выдача им виз и регистрация. Остался крупный зарубежный бизнес ("Ньюмонт"), который, безусловно, мог функционировать здесь с учетом коррупционной составляющей. Все больше и больше ресурсов к себе прибирали региональные кланы. Этим самым укреплялся их статус и позиции в локальной экономике. Многие из них стали получать довольно солидные дивиденды, а также ренту от коррупционных платежей. Не секрет, что большинство госдолжностей продавались (на этом, кстати, "погорел" госсоветник по кадрам Умурзаков в 1994 году).
Нужно заметить, что к этому времени И.Каримов сумел получить "авторитет" у местных князьков тем, что позволял им осуществлять экспроприацию госсобственности и у некоторых иностранных компаний (АО "Балтимор"). В свою очередь, те поддерживали политический статус президента, вели пропаганду его личности, боролись с инакомыслием. Однако поступающие к И.Каримову ручьи нелегальных подношений с каждым месяцем уменьшались, что вызвало недовольство у президента. Он через спецслужбы установил, в каких объемах и куда перераспределяются эти ресурсы. Ему было известно об истинных масштабах хищений, воровства, казнокрадства, только ему было непонятно, как все это утекает мимо его контроля. Кто же посмел обойти его стороной?
Немаловажную роль в этом играл "серый кардинал" - Исмоил Джурабеков, который был когда-то министром аграрного сектора, вице-премьером (говорят, что премьер Уткир Султанов записывался на прием к своему заместителю). Практически он контролировал водные ресурсы (несомненное богатство в Центральной Азии), золотодобычу, строительство, сельское хозяйство (хлопок). Это уже не устраивало И.Каримова и его семью, которые не хотели довольствоваться только валютно-денежными ресурсами, им хотелось большего, благо страна располагала бездонными природными ресурсами (уран, золото, газ, нефть, металл, химия). Началась охота за ставленниками И.Джурабекова, то есть практически это означало передел сфер влияния. А это не могло происходить бескровно. Кланы осознали, что покушаются на их права и собственность, на их жизненный статус.
Но И.Каримов, считая себя достаточно сильным, не побоялся открыть новый фронт. В 1998 году был отстранен заместитель председателя Государственного налогового комитета И.Куралов, якобы, за помпезность в проведение торжеств. Затем началась чистка в Самаркандской и Навоийской областях: там сместили всех хокимов, представлявших интересы "серого кардинала" и местных кланов. Это, естественно, нарушило баланс сил и вызвало внутреннее сопротивление. Вполне возможно, что региональные кланы вошли в контакт с вооруженной оппозицией - Исламским движением Узбекистана. Был разработан план "дворцового переворота".
Конечно, целью последующих в 16 февраля 1999 года взрывов в Ташкенте не было устранение И.Каримова. Скорее всего, это был акт устрашения и напоминания того, что не следует слишком полагаться на свою значимость и силу. Действительно, было странно, почему один взрыв произошел за полчаса до прибытия президента в здание правительства, а другие - там, где не было никакого смысла (например, у Нацбанка ВЭД). Как можно было спокойно доставить тонны взрывчатки в Ташкент, когда подступы к нему строго охранялись? Понятно, что лидер ИДУ Джума Намангани такую возможность получил лишь при поддержке кланов.
"Намек" был понят И.Каримовым, и И.Джурабекова восстановили в статусе, правда, как Госсоветника президента. Но и этого было достаточным, что продолжить процесс "теневизации" экономики. Только интересы кланов и семьи президента нередко перехлестывались. И.Каримов упор теперь делал на силовые структуры. Только он стравливал между собой МВД и СНБ, чтобы не дать им укрепиться так, чтобы те имели возможность сместить главу государства. Межведомственные войны ослабляли силовые структуры, переводили стрелки на подковерную борьбу. То есть они занимались тем, что искали внутренних врагов, получая от этого благосклонность от правителя (до определенной поры и уровня).
Однако и силовики вскоре поняли, что президентом можно манипулировать. Они организовывали псевдопартии, тайные сообщества, фабриковали дела, и это все предъявляли И.Каримову как стремление оппозиции провести "дворцовый переворот". Нужно заметить, что это достигало своей цели: президент передавал силовикам все больше ресурсов и полномочий, которые использовались для теневого бизнеса, а не для борьбы с экстремизмом и криминалом. Началась чистка общества, появились "враги народа" в лице мусульман, журналистов, ученых. Появились аттестации госчиновников, на которых людей заставляли цитировать труды И.Каримова, в вузах внедряли программные курсы по речам президента, заставляли сдавать экзамены. Кроме того, президент пытался получить поддержку через созданные им квазиобщественные организации - молодежного движения "Камолот" (псевдокомсомол), комитет женщин (где руководитель имела статус вице-премьера), а также иные, целью которых было внедрение в сознание масс правильности выбора народа в своем лидере, борьба с инакомыслием.
Следует заметить, что создать ННО (неправительственные некоммерческие организации) в Узбекистане несложно. Сложно придать им легальный статус. Оппозиционно настроенные лица никогда не получали регистрацию своих организаций в Минюсте. Кстати, с 2004 года начался процесс ликвидации тех, кто все же имел регистрацию: к весне 2006 года из 5 тыс. осталось чуть более 300. Президент опасался, что ННО стали излишне самостоятельными, неподконтрольными режиму, имеют тайные соглашения с западниками о поддержке в "цветных революциях". Немаловажно и то, то подогреть эти бредовые идеи помогли и сами спецслужбы. По их описаниям, ННО - это минипартии, а иметь 5 тыс. таких "подрывных" элементов в политической системе грозит переворотом в стране. Впрочем, до этого процесса было время, а пока И.Каримов искал пути сохранения власти.
К концу 1999 года должны были состояться очередные парламентские, а в январе 2000 года - президентские выборы. И.Каримов осознавал, что "старые" партии потеряли доверие, не могли быть проводником его идей. Нужна была свежая кровь, он ее пустил в общество, организовав партию молодых сторонников - "Фидокорлар" (Самоотверженные). В нее входили молодые, энергичные бизнесмены, ученые, промышленники и фермеры, банкиры, то есть те, кто хотел и нуждался в реальных экономических реформах, обладал финансовой силой и мог стать соратником в борьбе с кланами. Сам И.Каримов благословил "самоотверженных" и именно от этой партии выставил себя в качестве кандидатуры на пост президента.
Его "противником" заставили выступить доктора философии Абдулхафиза Джалалова, лидера НДПУ, далеко не харизматичного человека, без амбиций. Нужно сказать, что сам А.Джалалов не мечтал о президентской карьере, и пошел на этот шаг лишь под давлением. И.Каримову нужен был оппонент, чтобы назвать выборы плюралистическими, демократическими. Он понимал, что доктор философии не располагает авторитетом, ни силой, ни финансовыми возможностями для того, чтобы в реальности добиться своей цели. Но с другой стороны, всякое могло произойти. Поэтому пресса усиленно работала на имидж И.Каримова и всячески подрывала платформу А.Джалалова. В областях доверенные кланы принуждали население голосовать за действующего президента - им была обещана соответствующая подачка.
Как естественный результат - А.Джалалов проиграл с большим счетом, хотя голосовавшие за него люди бросали в урны свои голоса в знак протеста И.Каримову, а не потому что их устраивал доктор философии. Тот, кстати, признался, что отдал голос за своего оппонента, чем вызвал смешок и ехидство во всем мире, не говоря о недоумении его сторонников. Однако даже это признание не спасло А.Джалалова от последующих репрессий: его сняли с должности директора Института философии и права, он лишился должности руководителя НДПУ.
События 11 сентября 2001 года в США стали новым поворотным вектором для Узбекистана. Ташкент был принят в содружество Запада, ему стали оказывать внимание первые лица Европы и США, финансовая и техническая помощь. Узбекистан предоставил свою территорию под войска НАТО, поддержал Америку в войне против Ирака. Взамен США разбили главного врага И.Каримова - Джуму Намангани, хотя идейный лидер ИДУ Тахир Юлдаш до сих пор вне досягаемости.
Двуличность И.Каримова заключается в том, что он, ощущая дуновение геополитики, хорошо играл на противоречиях сильных мира сего - США и России. Москва поддержала антидемократические выборы в Олий Мажлис 1999 года и 2004 года, и президентские 2000 года, а также референдум 2002 года о продлении полномочий И.Каримова с пяти лет до семи, позволили вступить в ШОС. США отказались направить свою наблюдательную миссию, однако заключили в марте 2002 года Соглашение о партнерстве с Узбекистаном, где краеугольным камнем стояло требование легализации оппозиции, предоставления свободы СМИ, урезание полномочий силовых структур. Они также поддержали желание Ташкента участвовать в ГУАМ, поскольку видели, какой хороший партнер имеется в Центральной Азии.
И.Каримов обещал Вашингтону многое, но не выполнил ни одного пункта. Впрочем, это была его стратегия - обещать все всем, получать выгоду ото всех, но не выполнять взятых обязательств. Он и узбекскому народу многое что обещал, но это все осталось прожектами. В итоге к 2004 году отношения между США и Узбекистаном стали натянутыми. Андижанские события (май 2005 года) подлили масла в огонь. Ныне супердержава "в ковбойской шляпе" и "моська" Центральной Азии находятся в состоянии "холодного мира". Удивительно, однако, это не смущает президента Узбекистана. Он нашел поддержку в лице "старшего бората" - России. Впрочем, В.Путин имел значительный объем компромата на И.Каримова и мог запросто отправить его в Гаагский трибунал. Только ему узбекский диктатор был нужен в качестве союзника против НАТО, а не как подсудимый на европейском суде. Поэтому только позиция Москвы спасло ситуацию. Вашингтон, к стыду мировых правозащитных организаций, из-за "андижанского мясника" не стал ссориться с В.Путиным.
Однако в течение последнего года И.Каримов еще больше ужесточил свой авторитарный режим. Благодаря Кремлю исчезло внешнее давление, а с внутренним он стремился разобраться самостоятельно, ибо 15 лет жесткого правления показали ему надежные способы. Он был изумлен, когда вдруг на политическую арену пришли новые реформаторы, неизвестны ему политики (в Узбекистане до этого не было политиков - лишь чиновники). Нужно подчеркнуть, что к этому моменту он сам "устал" от аморфных партий (даже "Фидокорлар" поглотило в себя "Ватан тараккиети"), которые не справлялись с задачей укрепления режима, и тут на волне больших надежд появилась либерально-демократическая партия - "УзЛиДеП". Ее инициаторами стали тоже бизнесмены, которым только надоело ждать "подарков" свыше, и они решили начать самостоятельную "борьбу" с пережитками и противоречиями (при этом они стремились не задевать И.Каримова как личность, лидера, инициатора "реформ", а также виновника всех бед и неудач).
Это происходило в период оттепели отношений США и Узбекистана, и поэтому И.Каримов не мог открыто репрессировать этих людей. Тогда ему пришла мысль возглавить это движение, чтобы получить новую поддержку, подчинить своим целям. С его согласия УзЛиДеП получила легализацию, и стала проводить тот же самый проправительственный курс. В итоге, как признавались потом многие сторонники этой партии, их провели за нос, сделав такой же карманной структурой, как и предыдущие НДПУ "Ватан тараккиети", "Адолат", "Фидокорлар", "Миллий тикланиш".
Партия УзЛиДеП не стала орудием против кланов по многим причинам, одна из них хотя бы потому, что в ее рядах состояли бизнесмены из этих же кланов. Президент начал собственную войну с некоторыми "непослушными" региональными группировками. Для начала он взялся за "серого кардинала". В конце 2004 года И.Каримов окончательно рассорился с И.Джурабековым, лишив его должностей и привилегий. Впрочем, богатый иранец не нуждался в подачках президента, он покинул республику и с усмешкой отреагировал на решение Верховного суда Узбекистана о наказании и последующей амнистии. И сейчас президент практически один против региональных кланов, которые уже думают о смене высшего руководства. Ведь экономические санкции опасны не столь для И.Каримова, сколько для них, имеющих торговые связи с большими оборотами с европейскими странами. Это ограничения в поездках, доступе к финансовым источникам, инвестициям, технологиям, капиталу.
Впрочем, эта мысль возникает не только у них. Смены президента желают:
- руководство России и соседних Центрально-Азиатских государств, которые осознают последствия дальнейшего правления И.Каримова. В.Путин испытывает давление со стороны своей оппозиции по поводу поддержки И.Каримова. Поэтому не зря шли слухи о ставленнике Москвы - одном из крупных бизнесменов России этнического узбека. Соседи по региону устали от агрессивной политики Ташкента (визы, таможня, мины, угрозы, перестрелки, нелегальная миграция), что ведет их к новым расходам на охрану границ и безопасность;
- руководство Европы и США, так как этот политик спутал им все карты, изменил геополитический баланс сил явно не в их пользу. США лишились стратегического узла, откуда можно было вести контроль за такими крупными державами как Россия, Китай, Индия, Пакистан и Иран (хотя вполне очевидно, что визит И.Каримова в Южную Корею и Пакистан - это сигнал американцам на возобновление контактов);
- оппозиция внутри Узбекистана и зарубежная, так как с каждым годом ухудшающаяся экономическая и политическая обстановка может породить социальный взрыв, а это - гражданская война, преступность, наркотики и оружие, мигранты.
Впрочем, с другими кланами И.Каримов надеялся договориться. Но оппозиция в лице "Солнечной коалиции" (лидеры Санджар Умаров и Надира Хидоятова), вдруг возникшая в начале 2005 года на базе партии "Озод дехконлар", правозащитных организаций, независимых журналистских структур, пришлась ему не по душе. Ибо он не знал, кто за ними стоит, какими средствами они располагают. Президента пугало то, что "солнечников" поддерживали в Европе и США, на Украине и в Грузии (странах "цветной революции"), даже некоторые силы в России - стратегическом партнере Узбекистана. Видимо, даже в этих людях он увидел угрозу своего существования. Неуправляемые ими личности вызывали у президента страх, паранойю.
Карательная машина была запущена, и осенью лидеры "Солнечной коалиции" были арестованы по раздутым уголовным делам. Трудно сказать, насколько близки были от истины следователи, но, скорее всего, того, что инкриминировалось С.Умарову и Н.Хидоятовой, в большей степени не имело места. В условиях гипертрофированной экономики честный бизнес не мог развиваться, и некоторые экономические уловки, просчеты, хитросплетения были приписаны как экономические преступления. Официально уголовные дела возбуждались не по политическим мотивам, а по действующим нормативным актам, - в этом и заключалась хитрость И.Каримова. Любой предприниматель сидел на "крючке", поскольку на него он попадался лишь из-за сложившейся экономической и правовой ситуации (не обманешь - не выживешь). А это гарантия политической лояльности. Суд был разыгран как в лучшем театре, обвинители заваливали огромными томами добытых "доказательств", судья не прислушивался к аргументам и контрвыводам адвокатов. Нужно было сыграть все по сценарию, наказать тех, кто бросил вызов лидеру нации.
И все же под общественным давлением Н.Хидоятова была освобождена. Правда, за нее отдали выкуп в виде внесения средств за нанесенный экономике ущерб. Однако политические преследования продолжаются: в черных списках" многие журналисты, диссиденты, оппозиционные лидеры. Существует негласный указ ликвидировать их или устранить от активной политической деятельности к июлю 2006 года. Силовые структуры стараются, и кое-какие "успехи" в этом уже есть.
Однако остался открытым вопрос: будет ли президент И.Каримов выходить на очередной круг выборов? Разговоры идут в кулуарах, но не в открытой печати: команды обсуждать о президентской гонке еще спущено не было. Но я отвечу: "Скорее всего, да".
Во-первых, прецедент уже имеется: в Беларуси к власти в третий раз пришел А.Лукашенко, а в Казахстане - Н.Назарбаев. Это хорошая мотивация для узбекского лидера. Нужен только повод. Видимо, он и заключался в рассматриваемом проекте закона о первом президенте. Обнародован он не был, однако существует несколько версий его расклада:
- президент из-за статуса "первого" вправе пойти на третий срок в виде исключения;
- президент становится главой сената и ему подконтрольны силовые структуры (прототип Чили).
Во-вторых, И.Каримов никому не доверяет, он понимает, что пока он у власти, его боятся тронуть. Едва он лишиться ее, то тот час будет отправлен в Гаагу. Это в восточной ментальности сдавать тех, кого вчера боготворили (так Усманходжаев клеймил Рашидова, Рашидов - Насретдинову). Что касается ставленника, то тут множество проблем.
Гульнара Каримова, 1973 года рождения, - старшая дочь - не сумеет удержать власть, она в конфликте с внешними силами (США, Европа), и внутренними (мафия, кланы), и тут путь азербайджанского лидера Гейдара Алиева в отношении сына не пройдет в Узбекистане. У И.Каримова есть сын от первого брака - Петр, 1966 года рождения, только этот взбаламошенный тип меньше всего подходит на должность руководителя, он не знаетузбекского языка и обычаев, у него нет харизмы, силы воли, и нет авторитета/власти над кланами, к тому же его устраивает работа в Москве, в дали от исторической родины. У П.Каримова шансов еще меньше, чем у Г.Каримовой.
Путь Бориса Ельцина - это ставленник В.Путин, который дал обещание и его выполняет в отношении защиты и неприкосновенности первого российского президента. Восточная традиция такой возможности не предоставляет. Говорят, только кровные узы могут удержать ставленника, вот поэтому не зря ходили слухи о возможном браке технократа Садика Сафаева и Гульнары Каримовой. Только С.Сафаев понимал политические последствия такого брака и отказался. Более того, его прозападность была всем известна. Поэтому его карта из колоды преемников выпала, как он был выбит затем из реальной политической миссии, возможно навсегда.
Разговоры шли и о других ставленниках - Рустаме Азимове (министр экономики), Козиме Туляганове (хоким Ташкента), Закире Алматове (руководитель МВД), Бахтияре Гулямове (руководитель СНБ), Рустаме Иноятове (нынешний руководитель СНБ), Эльяре Ганиеве (министр внешнеполитического ведомства), Уткуре Султанове (бывший премьер), Шавкате Мирзияеве (нынешний премьер). Только время вносит свои расстановки в выборе кандидата в преемники. Так, первый "провалился" с миссией Евробанка в 2003 году, так как И.Каримова критиковали в его же собственной стране, а тот, кто организовал этот саммит в Ташкенте, показал свою политическую близорукость. Второй не смог справиться с коррупцией в городе. Третий отказался быть "козлом отпущения" после Андижана. Четвертый оказался слишком порядочным человеком, а такие вызывают подозрения у И.Каримова (доверять можно лишь тем, на кого есть компромат - философия Сталина). Пятый умеет только рубить шашкой, но не управлять. Шестой туп в государственных делах. Седьмой хитер и имеет свои виды на власть. Восьмой - как бы верный пес, однако, и он играет за спиной И.Каримова в темные игры, надеется на полную власть.
Может, поэтому ведутся постоянные рокировки в высших эшелонах власти, - чтобы никто из чиновников глубоко не пускал корни и не думал, что он здесь навеки, его статус непоколебим. Этими ходами он ломает многим карьеристам, бюрократам, особенно кланам, стратегию, вынуждает паниковать, делать ошибки. И слухи о сменах пускаются также не зря. Так как на лакмусовой бумаге определяются верноподданнические чувства, настоящие мысли. СНБ внимательно отслеживает за последующими шагами кланов и их лидеров. Там осознают, что "дворцовый переворот" в арбузно-хлопковой стране вполне возможен, особенно учитывая тот факт, что в рядах кланов много представителей силовых структур, есть связи с мафиозными группировками и зарубежными экстремистскими силами.
В-третьих, выйти на третий срок президентства - это доказать всем, что есть еще порох в пороховнице, можно еще повоевать за себя, и утвердится в собственной значимости. Третий срок - это факт дальнейшей легализации И.Каримова как лидера нации, как единственно возможной и значимой его личности на посту главы государства. Это заставить другие страны считаться с ним, с волей избирателей (а против народа не попрешь же!).
Можно предположить, что в 2007 году будет организовано очередное правление И.Каримова. Кланы его поддержат, так как сейчас этот человек принимает на себя все внешние удары, бремя ответственности, а многие коррумпированные лица остаются в "тени". Только они заставят его уйти к середине - в конце 2008 года. Поскольку этому будет способствовать:
- ухудшающее здоровье И.Каримова;
- продолжающееся внешнее давление, в том числе и со стороны России;
- внутренние противоречия (экономические, социальные, политические), когда станет всем очевидным, что страна катится в пропасть гражданской войны;
- борьба кланов за нового лидера, который сумеет смягчить евросанкции против Узбекистана;
- закулисные переговоры некоторых высоких чиновников с США и Европой о поддержке.
Можно говорить и о множестве других факторах. Только кого он оставит в приемники, если это произойдет? Может, этот человек сейчас находится в его команде. Это станет ясным, когда тот возглавит предвыборную борьбу или будет активным проводником его идей во время президентской гонки. Только я могу предсказать, что этот преемник будет послушным недолгое время, он прекрасно понимает, какую страну оставил ему И.Каримов - разоренную, разграбленную, кипящую. И ему придется свалить все беды на своего предшественника, чтобы удержаться у власти. Может, он даже сдаст его и в Гаагу, если этого потребуют США (а вот с этой страной вряд ли преемник захочет сориться).
А о куклах, которые будут выставлены в качестве альтернативы на выборах 2007 года, можно не говорить. Лишь один человек не побоялся бросить вызов И.Каримову, находясь в стране (не заграницей!), - С.Умаров, однако тот сидит за решеткой. А ведь он в реальности может стать той фигурой, которая устроит многих.
(12.06.2006)