Таксанов Алишер Арсланович : другие произведения.

Узбекские реформы: огурцы за дарма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Весело читать безграмотные статьи некоторых журналистов, не имеющих понятия (речи даже не идет об специальном образовании) о том, о чем сами пишут в газетах и журналах, а также в пространстве Интернета, например, в сфере экономики, политики, социологии, юриспруденции. Это дает общее представление о состоянии масс-медиа страны и качестве производимого информационного продукта. Но грустно, когда под видом хорошего и правильного журналисты выдают то, что на самом деле этим не является. И это тоже есть как следствие тупой пропаганды, так и незнания многих элементарных вещей.
  
  Так, информационно-пропагандистский сайт СНБ Узбекистана "Пресс-Уз.Инфо" выдал очередной материал, в котором насквозь просвечен дилентантизм автора, некого Дильмурода Омонова. В своей статье он пишет о том, как славные и бравые пограничники борются с контрабандой овощей и фруктов и создают благоприятный покупательский климат на наших базарах. Попытка продемонстрировать успехи пограничных операций как эффективный механизм поддержки внутренней экономики смешна сама по себе, поскольку не столько решает вопросы удовлетворения рыночного спроса, сколько ухудшает положения производителей и связанных с ними посредников в приграничной торговле.
  
  Начнем с того, что Д.Омонов называет неорганизованный (то есть не осуществляемый в рамках контрактов между юридическими лицами, согласованных схем поставок, с оплатой через банковские переводы, с таможенными и налоговыми выплатами, а также мелкими партиями) экспорт овощей и фруктов незаконными, то само по себе является абсурдным предложением. Получается так, с его слов, что граждане, являющиеся собственниками (производителями или посредниками) той или иной продукции, оказывается, не имеют права поставлять их туда, куда они хотят, и на тех условиях, которые они также вправе расчитывать. Вполне естественное желание любого производителя или экспортера - получить максимальную прибыль - таковы законы рынка. Цену определяют многие факторы: место продажи, спрос населения, покупательская способность граждан, издержки производства, транспортировки, реализации и т.д., в том числе и коррупционные выплаты. Так уж получается, что за пределами Узбекистана спрос на сельскохозяйственную продукцию выше, чем в Узбекистане, и вполне очевидно, что производители и экспортеры (те же посредники) имеют предпочтение реализовывать там ее. Это делается во всех цивилизованных странах мира.
  
  Ведь продают же узбекские внешнеторговые организации хлопок и золото, автомобили и металлы за границу, никто не говорит, почему вы не реализуете их в своей республике, чтобы цены были доступны для местных потребителей, и количество удовлетворяло потребности населения. Понятно, что экспорт приносит валюту. И ее хотят не только крупные бизнесмены, ворочащие оборотами на десятки и сотни миллионов долларов, но и мелкие, которые удовлетворяются тридцатью-пятидесятью долларами в день.
  
  То же самое получается и от экспорта овощей и фруктов. Крупные поставки под силу мощным фирмам, но ведь не все могут работать в таких структурах. Десятки тысяч граждан сами ищут себе занятие, не ожидая милостей от государства, и находят его в производстве и поставках сезонной продукции. Мелкие экспортные партии индивидуалов приносят небольшой доход, но он стабильный и его хватает на жизнь производителю и посреднику. А раз есть спрос, то предложение всегда старается его догнать. Но тут на дороге встают бандиты в форме - пограничники. Которые живут на относительно скудное жалование, и хотят иметь дополнительные (нелегальные) источники своего материального благополучия.
  
  Я не оправдываю тех граждан, которые стремятся поставить продукцию в обход таможни и официальных пропускных пунктов. Но стоит учитывать тот момент, что именно на границах высока коррупционная составляющая, и те, кто создает барьеры, наживаются на этом. Они не несут никакой ответственности за то, что товар скоропортящийся, что меняются динамика и спрос рынка, что время играет важную роль для экспортеров - это не их заботы. Бюрократия и коррупция - вот что мешает мелкому предпринимателю, занимающемуся мелкооптовой приграничной торговлей.
  
  От отчаяния и не желания связываться с коррупцией люди начинают переходить границу в неположенном месте и без всяких таможенных деклараций, и прочих официальных процедур. И попадаются в руки патрулей. Если есть возможность откупиться - их отпускают, а если нет - то задерживают, составляют протокол, конфисковывают товар. Который сами же пограничники потом сбагривают тем покупателям, которые ожидают их по ту сторону границы. Естественно, военнослужащие КОГГ в накладе не остаются.
  
  Смешно читать, что "жадные до обогащения бизнесмены искусственно завышают ценовые показатели внутреннего рынка". Прежде всего, в цену включаются издержки производства и реализации, а также прибыль производителя и продавца. Если спрос ниже этих цен, то вся цепочка несет убытки, если выше, то есть доход. Бизнесмен не может долго удерживать высокую ценовую планку, если нет спроса, потому что продуктовые товары быстро потеряют качество, и бизнесмен просто "прогорит". А поскольку спрос существует, то и цена будет соответствующей. Попытки отрегулировать это административными способами, в частности, посредством пограничников, имеет плачевный результат. Для бизнесмена, естественно, а не для погранцов и чиновников.
  
  История повторяется. Еще в 1993 году Ислам Каримов приказал перегрыть границу для экспорта плодо-овощной продукции в Казахстан, Россию, Кыргызстан, мол, нам самим не хватает. В итоге тысячи тонн дынь и арбузов сгнили на базарах, их цены не перекрывали издержки дехкан, которые ориетировались, прежде всего, на потребительские рынки других государств. И из-за запрета они вынужденные были продавать в Узбекистане по убыточным ценам, поскольку внутренний рынок оказался переполненным. На следующий год дехкане перестали производить продукцию в прежнем количестве, и цены поднялись уже в республике. Более того, мы потеряли российский рынок, а там вместо нашей продукции появились аналогичные товары из Ирана, Турции, Болгарии, Китая, Кореи, Румынии, Греции. Помню, как потом такие структуры как МИД и МВЭС пытались пробиться к российскому потребителю, но это уже стоило много "крови". Были даже межправительственные соглашения о скидках на транзитные и транспортные перевозки по сельхозпродукциям, и все равно вернуть поставки в прежних объемах не удалось. Потому что рынок не любит пустоты. Но это мало понимают бюрократы, думающие исключительно о собственном обогащении.
  
  Именно они придумали сложные и муторные процедуры регистрации в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности - карты, регистрации, оформления, оплаты. Привез 20 маек и трусов - ты уже субект экспортно-импортных операций - как гордо звучит, хотя мы привыкли называть таких людей просто "челноками". Какой дехканин этим будет заниматься - документацией, требующих уйму времени и денег? Или посредники - им что, нет других забот, чем бегать по разным инстанциям - от хокимията до налоговой, от таможника до МВЭС? Государство выиграло бы, если убрало эти барьеры, ведь тот же экспортер приносил валюту в страну, сдавал в банк, а уж от оборотов банка государство могло взимать налоги.
  В слаборазвитых государствах (а Узбекистан, увы, относится к таковым) всякие ограничения только дестабилизируют экономическую и социальную обстановку, и власть получает врага в виде бедных граждан (вот вам источник экстремизма - не какие-то там подпольные организации, о чем толкует Ислам Каримов). И поэтому на границах не такого беспредела, что творят наши бравые вояки и таможенники. Там, за рубежом - в Азии, Африке и Латинской Америке, к примеру, - власти стремятся облегчить все процедурные вопросы, чтобы люди могли самостоятельно зрабатывать. Ведь налоги легче брать с богатых, чем с нищих, и поэтому дают возможность заработать.
  
  Но что пишет Д.Омонов? "Проводимые пограничниками Республики Узбекистан мероприятия по укреплению охраны Государственной границы позволили значительно снизить цены на базарах республики. Кордоны на Госгранице "перекрыли воздух" лицам, наживающимся на нелегальной переправе дехканской продукций на территорию Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Российской Федерации. Сегодня на каждом из базаров Республики Узбекистан её граждане и гости по низким ценам могут купить свежие овощи, фрукты и зелень, которые раньше, не доходя до отечественного потребителя, утекали из республики, принося баснословные барыши незаконным "экспортёрам".
  
  Типично совковое мышление и примитивная форма регулирования национальной экономики - перекрыть, запретить, отстановить, не разрешить, приказать, заставить. В итоге, лишились работы тысячи посредников-экспорторов, производители не получают тех объемов доходов, на которые расчитывали, не говоря о том, возмещают ли они производственные затраты. Зато они вынуждены продавать по ценам, которые, естественно, радуют покупателей, но вряд ли приносят счастье произодителям и их семьям. Кстати, в накладе останутся и те, что покупали раньше узбекскую продукцию в соседних республиках, им или придется брать дороже или, что проще, переориентироваться на других поставщиков, из Китая, например.
  
  Увы, наши власти так и не научились регулировать цены экономическими механизмами, например, через льготы, кредиты, налоги. А только полицейскими операциями, что соответствует вообще духу реформ Ислама Каримова. Если Генеральная прокуратура становится органом экономического управления аграрного сектора, то о чем можно говорить? О каком прогрессе? О каких результатах?
  
  Что можно сказать в итоге от пафосно-радужной статьи Д.Омонова? То, что от этого:
  - возрастут тарифы на нелегальное перемещение продукции со стороны пограничников и таможенников;
  - приграничная торговля все больше втянется в "тень";
  - мелкие оптовики будут терять свои рынки, а значит, и доходы;
  - экспорт плодоовощной продукции сконцентрируется у кланов и мафиозных групп, контролирующих крупные торговые фирмы;
  
  Что касается радости местных покупателей, то она будет недолгой: крестьяне учтут этот момент и в следующий год произведую меньше сельхозпродукции, и тогда цены взлетят в 2-3 раза, и тогда в проигрыше окажутся именно они, рядовые граждане.
  
  Ниже приведена статья из "Пресс-Уз.Инфо":
  -----------------------------------
  Граждане Узбекистана на своём кармане почувствовали результат перекрытия пограничниками каналов незаконного вывоза сельхозпродукции за пределы страны.
  16.06.2009/10:56http://www.press-uz.info/index.php?title=home&nid=55&my=062009
  Издревле Узбекистан славился своими овощами и фруктами. К сожалению, в последние годы большая их часть незаконно вывозилась за пределы Республики Узбекистан, что отражалось на ценовых показателях внутреннего рынка нашей страны, искусственно завышаемых жадными до обогащения "бизнесменами".Проводимые пограничниками Республики Узбекистан мероприятия по укреплению охраны Государственной границы позволили значительно снизить цены на базарах республики. Кордоны на Госгранице "перекрыли воздух" лицам, наживающимся на нелегальной переправе дехканской продукций на территорию Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Российской Федерации.Сегодня на каждом из базаров Республики Узбекистан её граждане и гости по низким ценам могут купить свежие овощи, фрукты и зелень, которые раньше, не доходя до отечественного потребителя, утекали из республики, принося баснословные барыши незаконным "экспортёрам".Наступают тяжёлые времена и для торгашей-перекупщиков, рядом с которыми осуществляется продажа сельхозпродукции, как говорится, с первых рук. Автор: Дилмурад Омонов
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"